Это главные источники, главные результаты расследования. АЛЕКС ДУБАС: Спасибо, спасибо большое, Зеев у нас на связи, не очень хорошей связи, по Skype был Зеев Гейзель. Спасибо большое. Ну вот такая детективная история развернулась. АЛЕКСАНДР АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Можно я коротко суммирую, на слух, может быть, нелегко было разобрать. Зеев Гейзель установил, что музыка написана композитором Вавиловым по мотивам цыганского романса. Даже я этого не знал, потому что этого в его статье еще не было. Это, видимо, новое. Это нормальный фольклорный путь: слышишь какую-то мелодию, переводишь цыганский романс, превращающийся в псевдо-возрожденческую мелодию Франческо да Милано, который потом слышат Хвостенко и Волохонский, они создают песню «Над небом голубым». Эта песня начинает жить своей отдельной жизнью, потом аукается в творчестве Гребенщикова, и это вокруг 72-го года. Невероятно. Эту пластинку я очень хорошо помню в детстве. Владимир Федорович Вавилов. Он, между прочим, автор самоучителя игры на семиструнной гитаре, и мы все, у нас когда-то, у людей нашего поколения всегда были подушечки вот здесь натерты, потому что нужно было… Ну хотелось не бренчать, а работать с гитарой. Владимир Федорович Вавилов не мог, не мог свою музыку выдать на-гора. Эта музыка религиозного звучания, несомненно, религиозного звучания. И он ее приписывал автору. Франческо да Милано не писал канцону, легшую в музыкальную основу песни «Над небом голубым», ну не писал. Вопрос более интересный, который Зеев Гейзель поднял когда-то, и который потом был раскопан, — а кто же писал Ave Maria? Это одна из самых исполняемых версий Ave Maria, вот на этой пластинке, — то, что мы сейчас в исполнении Архиповой фрагмент слышали. Ее и Бочелли исполняет, многие, звезды исполняют. Но ни одного следа исполнения этой музыки, — слов там практически нет, что меня когда-то, когда я в детстве… АЛЕКС ДУБАС: Собственно, два слова. АЛЕКСАНДР АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Два слова: Ave Maria – и все. Так не бывает, это неправильно. Много каких еще.

http://pravmir.ru/arximandrit-tixon-shev...

Но видимо, автор не знал латыни. Она начинает исполняться… мы не находим следов до шестидесятых, до конца шестидесятых годов ни одного исполнения. А потом она начинает исполняться, исполняться, исполняться… У Вавилова написано: неизвестный автор. Там никакого Каччини вообще нет. Каччини появляется потом. Видимо, музыкальные редакторы на других пластинках стали затыкать дыру и написали «Каччини». Как «Каччини» она исполняется до сегодняшнего дня. Никаких следов этого музыкального произведения у Каччини нет. Действительно, композитор выдающийся, это правда. Это просто замечательный пример того, как в эти советские годы все было нельзя – и все было возможно. Если человек был в духовном поиске, а музыка – это такой же духовный поиск, как и любой другой, — и он готов был отказаться от своего имени ради своего произведения. Это такой вообще средневековый путь существования художника. Он отказывался от имени в пользу произведения. И мы до сих пор слушаем Ave Maria, приписывая это Каччини. Слышал ли он какой-то, был ли какой-то музыкальный источник у Вавилова, мы этого не знаем. Может быть, и был, но музыка ведь не по письменным законам. В воздухе носятся мелодии, их улавливает композитор и отдаем дальше. Но это абсолютно церковный способ творчества. АЛЕКС ДУБАС: А я от Бориса Борисовича Гребенщикова опять перейду к тому времени, о котором вы снимали ваш фильм, и в частности, о котором ваша книга, отец Тихон. Это семидесятые-восьмидесятые, и не только. Я смотрел только первую серию «Жары» пока. АЛЕКСАНДР АРХАНГЕЛЬСКИЙ: И все-таки отметим, что очень важно, канал «Культура» задним числом вывешивает потом в Интернете на своем сайте эти серии. И тот, кто не мог посмотреть, может посмотреть их. А вот у православной среды просто часто не бывает телевизоров. Я надеюсь, что компьютеры-то есть, посмотрите, будет интересно. АЛЕКС ДУБАС: Я к тому, что только ли православие в вашем фильме присутствуют? Буддизм… АЛЕКСАНДР АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Нет-нет, уже многие высказывали нам претензии. Я их принимаю, но только отчасти.

http://pravmir.ru/arximandrit-tixon-shev...

Молитва «Господи, помилуй, Господи, помилуй» доносилась до слуха, как и тогда, 14-летнему мальчику, но не узнавал я ее. Тогда казалась она легкой, как перышко, теперь – как стопудовая тяжесть давила сердце и заставляла падать на колени . Людвиг Куба. А.А. Архангельский (Жизнь и деятельность) 1 «Блажен разумеваяй на нища и убога» Александр Андреевич Архангельский родился 11-го 2 октября 1846 г. в селе Тезиково (Краснослободского уезда, Пензенской губ.), в бедной семье сельского священника. Рано лишившись отца, (отец Ал. Ан-ча утонул, спасая во время рыбной ловли своего служителя), детские свои годы Ал. Андр. провел со своей матерью и тремя своими братьями. Эти первые годы протекали в материальной необеспеченности. Мать Ал. Андр., оставшись после своего мужа с 4-мя малолетними сыновьями в бедном приходе, должна была вести сама все хозяйство, как полевое, так и домашнее. Когда наступил школьный возраст, двоих своих детей, Ивана (старшего) и Александра (младшего), мать отвозит за 80 верст в уездное училище в Краснослободске. О школьном периоде жизни Ал. Андр. сохранилось очень мало сведений, известно лишь, что маленький Александр был очень впечатлительным мальчиком, соединявшим в чертах своего характера задор и смирение, резвость и апатию. 12-ти лет, в результате слишком горячей школьной свалки, из которой он выходит несомненным победителем (у противника поцарапано до крови все лицо и под глазами солидные синяки) – он дает себе слово, что никогда никому не причинит боли; до конца своих дней он не нарушил этого слова. По окончании школы в Краснослободске, Ал. Андр. был, как сын священника, переведен в Пензенскую Духовную Семинарию. Здесь впервые проявилась прирожденная музыкальность юного Архангельского; состоя в семинарском хоре, он увлекается пением, без труда заучивает наизусть сложнейшие партии и как один из лучших певчих, зачисляется в Архиерейский хор. Обладатель прекрасного голоса (альт), незаменимый «исполатчик» и исполнитель альтового соло в излюбленном в те времена концерте Д.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

#lx_718114 #lx_718114 .lx_home_button #lx_718114 .lx_home_button svg #lx_718114 .lx_home_button svg path #lx_718114 .lx_home_button:hover #lx_718114 #lx_718114 .lx_close_button #lx_718114 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_718114 .lx_no_click #lx_718114[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Битва за души людей О противодействии деструктивным культам в Архангельске Дионисий Данилов   Александр Тутов   Анатолий Беднов   00:07 31.03.2016 905 Время на чтение 12 минут Нашествие всевозможных сект на Россию началось не вчера. Просто раньше государственная власть самоустранялась от противодействия деструктивным культам, ссылаясь на свободу совести, и о пагубности сектантства - религиозного и квазирелигиозного (всевозможные «оздоровительные» и другие объединения) рассказывали соотечественникам лишь представители православной общественности. Теперь ситуация изменилась: в ряде регионов приняты законы, ставящие под контроль миссионерскую деятельность. Но, как и прежде, основная работа по разъяснению угроз духовной стабильности России лежит на общественных деятелях. В Архангельске с недавних пор действует центр «Гражданская безопасность». О том, как сегодня ведется борьба за души людей, с его руководителем Денисом Даниловым беседуют председатель регионального отделения общероссийского движения «Народный Собор» писатель Александр Тутов и журналист Анатолий Беднов.

http://ruskline.ru/analitika/2016/03/31/...

9 апреля 2016, 09:38 Ответ Дарине. Подростковая литература в Советском Союзе была. Садовников, Яковлев, Ефремов, Стругацкие, Алексин, Булычев, Добряков, Нагибин, Казаков, Рыбаков, Кетлинская, Жуховицкий, Искандер, Липатов, Сергиенко, Троепольский... Это те, кого я помню. Очень любила книги о подростках, перечитала всё, что было в городской библиотеке. В настоящее время ситуация намного хуже. Это - во-первых. Во-вторых, Виль Липатов писал " И это всё о нём " , основанное на реалиях своего времени. Вы могли быть не согласны с идеологией, но вам не нужно было объяснять, кто такие комсомольцы, что такое колхозы, план и лесозаготовки. Это обычная жизнь молодежи 70-80 гг. Но не 10-20 гг 21 века. " Каникулы Кроша " , о которых пишет А.Архангельский, из этой же серии. Да, долг и патриотизм - вечные понятия. Но милиция, парторги, комсомольцы делают историю Столетова малопонятной, и оттого закрытой для читателей-подростков. Darina 9 апреля 2016, 01:52 А.Архангельский: «…интерес подростка к чтению… поддерживался… литературой, которая говорила о его сверстниках, о том, что происходит здесь и сейчас». Александр Николаевич, Вы о чем? Подростковой литературы нет, и никогда не было. Это давняя проблема. Но всё не так плохо. Подросток вообще-то может читать достаточно широкий спектр литературы – все, что его интересует. И очень хорошо, если есть, с кем обсудить. И ответы подростку нужны немедленно, как только его что-то заинтересовало. А собеседник (лучше не родитель) должен знать меру подростка. Но в классе более двух десятков подростков, и все в разной мере. Поэтому учителю лучше всего выбрать душеполезное для всех – это, конечно, из классики. Darina 9 апреля 2016, 01:48 А.Архангельский: «Мы же не можем им предложить книгу…Рыбакова «Каникулы Кроша»…она устарела по материалу, дети не понимают, не ассоциируют себя с этими персонажами». Не надо предлагать подросткам абы чего, лишь бы на злобу дня. В середине 70-х был опубликован роман Липатова «И это все о нем» о комсомольцах лесозаготовительного предприятия. Роман, кстати, прекрасно экранизирован, и актерский состав, как сейчас сказали бы, звездный. В 70х-80х мы относились к комсомолу вполне скептически. Но наш скепсис не распространялся на понятия патриотизма, чести, дружбы, любви. При том, что на комсомольские собрания нас загоняли или угрозами, или приманками, мы вполне ассоциировали себя с персонажами романа. Просто это хороший роман, и в художественном, и в моральном плане. Вот это в первую очередь надо учитывать при составлении школьной программы по литературе.

http://pravoslavie.ru/92196.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АРХАНГЕЛЬСКИЙ СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru — Да, лишался. С 1922 года по день опубликования конституции. — Кто еще лишался избирательных прав из ваших родственников? — Отец, Василий Дмитриевич Архангельский, как священник, Двоюродная сестра Мария Аркадьевна Зачатейская, живущая в селе Купелицы Верейского района Московской области, как жена священника. — Дайте показания, кто из ваших родственников был репрессирован органами НКВД. — Муж двоюродной сестры Илья Александрович Зачатейский. — Следствие располагает материалом о том, что вы систематически ведете антисоветскую агитацию, направленную против проводимых партией и правительством мероприятий. Следствие требует от вас правдивых показаний. В чем выражалась ваша антисоветекая деятельность? — Никакой антисоветской агитацией я не занимался и по этому вопросу показать ничего не могу. — Следствию известно, что вы вели агитацию за крах советской власти, говорили, что скоро придут Деникин, Колчак, сметут советскую власть, и мы тогда повесим всех коммунистов. Признаете себя виновным в этом? — В агитации за крах советской власти и повешение коммунистов виновным себя не признаю. Этого я ни с кем никогда не говорил. — Следствию известно, что вы говорили, что советская власть задушила налогами: вы не имеете ни скота, ни земли — а налоги давай плати. Признаете себя в этом виновным? — Между мной, Никольским, Соколовым и Померанцевым действительно был разговор о том, что я не имею скота, дома и ничего, а меня почему-то обязали мясопоставкой. Также среди нас был разговор, что сейчас арестовывают священнослужителей. Другого мы ничего не говорили. — Вы продолжаете отрицать, не хотите давать показания, хотите скрыть от следствия свою контрреволюционную деятельность. Еще раз требуем от вас откровенных показаний. — Никакой контрреволюционной деятельностью я не занимался и остаюсь при ранее данных мной показаниях. — Что вы говорили и относительно ареста священнослужителей? — Относительно ареста священнослужителей у нас был разговор со священником Соколовым и диаконом Никольским о том, что к нам приходят часто из других приходов люди, чтобы окрестить ребенка, которые говорят, что у них арестовали священника, но за что арестовали и своих мнений по этому вопросу никто не высказывал. Редакция текста от: 06.08.2013 13:42:16 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/14884.html

Я предлагаю вовсе не взять западную модель и голландскую набережную построить. Это сомнительный эксперимент. Если бы спросили людей, хотят ли они так… Это на самом деле спонсоры хотят. Мы сейчас говорим о том, что нет профессионалов, и дилетанты от культуры решили построить голландскую набережную. Да, они закрыли какую-то помойку. Но все-таки если бы люди обсуждали это, наверное, предложили бы что-то более интересное — архитектурный конкурс и так далее. То же самое с театрами. Я предлагаю вовсе не западный опыт брать и калькировать, никоим образом. Но систему контроля за расходом бюджета (а там гораздо более высокая), уровень коррупции там гораздо более низкий, ровно потому, что существует этот общественный контроль. Вот что предлагается сделать. А.Архангельский: Но прежде чем контролировать, надо решить вопрос о принципах выделения. На каком основании? Почему этим, а не тем? Почему столько, а не столько? А. Дмитриев: В советские времена было все проще по одной причине – было точно расписано, сколько и каких театров должно быть в областном центре, в автономной республике; где должна быть филармония, где не должна быть филармония. Там вся карта была ясна изначально. И если речь шла о том, чтобы открыть какой-то новый, не входящий в эту схему театр, это была целая история, чтобы добиться этого. Поэтому было достаточно легко планировать. А.Архангельский: Как замечательно, когда ярко сыграл свою роль Михаил Захарович, и мгновенно от американской модели, где бизнес вкладывается на основании налоговых преференций и свободного решения экспертов, поддержанных обществом… Е. Котова: Если смотреть во времени, мне кажется, все культурные учреждения – это не более чем интерфейс между человеком и достоянием культуры. А этот интерфейс меняется динамично. И поэтому, когда в заставке было сказано, что у нас 150 тысяч библиотек, цифра абсурдная. Не нужно сегодня 150 тысяч библиотек. А.Архангельский: Это со школьными. Е. Котова: Даже со школьными не нужно. Я не знаю, сколько нужно, но нужно некое небольшое количество и огромное количество бесплатных, абсолютно личных кабинетов у каждого на столе.

http://pravmir.ru/aleksandr-arxangelskii...

Количество выпущенных в рус. диаспоре духовно-муз. изданий, получивших хождение в разных странах, невелико. В их числе - «Сборник песнопений на Божественной литургии» и «Сборник песнопений на всенощном бдении», изданные литографским способом в 1922 г. в Харбине Е. В. Поповым. Ок. 1925 г. бывш. с.-петербургским нотоизд-вом «В. Бессель и Ко» с помощью нем. фирмы-партнера «Breitkopf & Härtel» был напечатан в Лейпциге (вероятно, с дореволюционных гравировальных досок) «Сборник церковных песнопений» (Recueil de Chants Religieux Russes a cappella: Bortniansky, Bakhmetiev, A. Lvov etc.: Répertoire de l " Église Russe de Paris). Сборник был подготовлен регентом Свято-Александро-Невского собора в Париже С. Бурдо и отражает репертуар этого храма. В сер. 20-х гг. та же фирма впервые издала в Париже написанные Н. Н. Черепниным песнопения всенощного бдения для смешанного хора ( Tcherepnine N. Six Chants religieux russes op. 51 pour Choeur mixte avec reduction pour orgue (Harmonium)). В сборнике помещены изложенные по-церковнославянски (кириллицей и латиницей) и по-английски песнопения «Приидите, поклонимся», «Благослови, душе моя, Господа», «Ныне отпущаеши», «Богородице Дево», «Свете тихий», «Блажен муж». Возникновение 1-го эмигрантского русского хорового нотного изд-ва было связано с Общестуденческим рус. хором им. А. А. Архангельского в Праге. Первоначально при хоре в 1924 г. было основано Бюро по переписке нот, стремившееся обеспечить муз. лит-рой рус. заграничные хоры и содействовать борьбе «с усилившейся за последнее время безответственной, часто анонимной, перепиской нот, что нередко приводит в конце концов к невероятному искажению оригинальных мелодий» (см.: Бюро по переписке нот//Рус. хоровой вестник/[Изд. Общестуденческого Рус. хора им. А. А. Архангельского в Праге]. 1928. 1. С. 4). Бюро продавало и дореволюционные ноты, к-рые поступали из стран, образовавшихся на территории бывш. Российской империи, и из СССР. В 1928 г. Бюро (совместно с известной рус. орг-цией в Праге «Русский очаг») было преобразовано в изд-во, выпускавшее дешевые ноты путем «механической светописи». В первую очередь издавались духовная музыка Архангельского и народные песни. В 1940 г., после оккупации Чехословакии фашистской Германией, деятельность изд-ва прекратилась, хотя Бюро по переписке нот еще нек-рое время продолжало работать.

http://pravenc.ru/text/293876.html

Череда сообщений странных, " абсолютно необъяснимых " пронизывает " Жару " . Оказывается, знаменитый театровед, литературовед и просто самобытный писатель проф. С.Н. Дурылин (1886–1954), с половины 1930-х годов живший в своем доме в Болшево, тайно служил литургию в " дачной ванной " . " Считалось, – сообщает Архангельский, – что в 20-е годы он сложил с себя сан, но история этого не подтверждает. В его болшевском доме скрывалась тайная монахиня " . Монахиня у Дурылина жила, но в те времена монахинь в качестве верной домашней прислуги держали, например, и начальники концлагерей. Условием освобождения Дурылина из ссылки в 1923 г. было требование оставить священнослужение. В его следственной анкете (1927) читаем: " Бывший священник " , " я перестал быть священником навсегда " . Никаких других исторических данных, кроме недавно возникших легенд, для опровержения этих фактов нет. В этом же, " чудесном " , ряду оказывается, что за гробом Пастернака шли в 1960 году " тысячи молодых людей " . Архивная справка (информация отдела культуры ЦК КПСС) сообщает, что провожали поэта человек 500, из которых половина люди преклонного возраста. Конечно, нужно делать поправку на мутный источник, но тысячи молодых людей – это, несомненно, дань красному словцу. Ради него, ради идеологии фильма, Архангельский сообщает зрителям, что о. А. Мень вместе со священниками Глебом Якуниным и Николаем Эшлиманом " написал открытое письмо " патриарху. Но о. Александр это письмо не писал, а был среди тех, кто обсуждал необходимость подобного шага (как заметит Архангельский в журнальном интервью, был " одним из инициаторов " , да отказался). Разница кардинальная. Но для телеящика нужен был такой факт – автору важно крикнуть погромче: знаменитый о. А. Мень лишь один раз поддался порыву покритиковать начальство и осознал, что не его дело обличать архиереев. И все его понимали тогда: ведь он " ведет интеллигенцию " . Необходимо, важно было с помощью громких имен о. Александра и Сергея Аверинцева еще раз поставить на место это " дикое племя советской интеллигенции " . В нашей стране не должно быть неохваченных товарищей; людей культуры и знания тоже нужно очищать, наставлять и направлять.

http://religare.ru/2_90016.html

—245— К сему Канцелярия присовокупляет, что об ассигновании поименованным лицам следующих им, по положению, денег сообщено Хозяйственному Управлению при Святейшем Синоде. Справка: По распоряжению О. Ректора Академии, всем вышеозначенным лицам дано знать о назначении их на духовно-учебную службу. Определили: Принять к сведению. X. Отзыв доцента Академии Александра Мартынова о кандидатском сочинении действительного студента Василия Архангельского: «Отношение Св. Иустина Философа к платонизму». «Сочинение г. Архангельского имеет более широкую постановку, чем какая непосредственно намечена темою: оно излагает целую систему богословия св. Иустина как догматического, так и нравственного, и при том с отношением не только к языческой философии, но и к иудейству. Такая сверхдолжная заслуга сама по себе, конечно, не была бы укоризненною, если бы она не вредила полноте и обстоятельности раскрытия главного вопроса, постановленного темою. Вопрос этот наш автор стремится разрешить принципиально: вместо подробного раскрытия частных пунктов Иустинова учения, в коих указывается зависимость христианского философа от Платова, он предлагает систематическое изложение платонизма, как целой доктрины, и в параллель с ним – такое же целостное представление христианской философии Св. Иустина. Результатом такого сопоставления двух доктрин является полная противоположность их в существенных и основных пунктах, что и отмечает наш автор в кратких выводах из отдельных глав и в общем заключении своего исследования. Такой метод, конечно, имеет свои достоинства и действительно поражает тех тенденциозных исследователей (как Энгельгардт: Das Christenthum Justins d. Märtyrers; Erlang. 1878), которые все богословие св. Иустина склонны признать лишь слегка измененным повторением положений платоновой философии. Но он не вполне удовлетворяет тех исследователей, которые, признавая основные воззрения Св. Иустина чисто христианскими, усматривают однако ясные следы платоновского влияния в некоторых ясных пунктах богословия св. отца. Эти частные пункты требовали бы гораздо более тщательного обследования, чем какое теперь дано им в сочинении г. Архангельского. Тогда, вероятно, и тот решительно отрицательный результат, к которому пришел наш

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010