Церковное предание говорит нам, что Архангел Гавриил вошел к Пресвятой Деве Марии, когда Она размышляла о пророчестве Исаии, где говорится о рождении Еммануила от Пресвятой Девы ( Ис.7:14 ). В Ее мыслях было желание стать последней служанкой этой Избранницы Божией. И Господь призрел на движение Ее сердца – «призрел на смирение Рабы Своея». Ее дух горел небесной любовью послужить тайне Боговоплощения. И когда Архангел вошел к Ней, Она была открыта для принятия этого дара. В Евангелии сказано, что Она смутилась, слыша Архангельское приветствие. Это смущение было не оттого, что Она увидела Ангела, ибо, находясь при храме, Она постоянно имела Ангельское общение. Это было смущение, вызванное приветствием, которого никогда никому, ни на небе, ни на земле, ни одному творению не было: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». Глубиной Своего смиренномудрия, в сердце Своем Она пытается проникнуть в тайну этих слов. Читая Ее мысли, Архангел отвечает Ей, что Она и есть Та Самая Избранница Божия. Он говорит о рождении от Нее Сына Божия и называет Его освящающее Имя, перед Которым преклонится «всякое колено небесных, земных и преисподних» ( Флп.2:10 ). Этим Именем творятся все знамения и чудеса, и Им совершается спасение мира. «Днесь спасения нашего главизна». Радость Благовещения открывается Пресвятой Деве Марии и всему роду человеческому, всем, кто примет эту радость. Радость о том, что Бог стал человеком. Никогда еще в мире не было ничего подобного. Эта тайна самая высокая и самая смиренная, самое великое благовестие от Бога, которое когда-либо было. Ничто не может сравниться ни на небе, ни на земле с этой тайной. Нет ничего драгоценнее во всем, что было в истории мира, и не будет никогда ничего драгоценнее. Все святые предстоят перед этой тайной, и всем святым всех веков не хватит вечности, чтобы созерцать ее. Архангел Гавриил возвещает Божией Матери о Божественном царском достоинстве Сына, Которого Она зачнет и родит: «Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца». «Когда Она стала Матерью Творца, – говорит святой Иоанн Дамаскин , – Она стала поистине Госпожой всей твари». Мы называем Ее Царицей неба и земли, потому что Она – Мать Царя, Творца и Владыки мира видимого и невидимого. И чем больше Ее смирение, тем больше возвышает Ее Господь. Чем больше Она раба Господня, тем больше Царица. Благодаря Ее исключительному участию в деле спасения всего человечества, совершенного Ее Божественным Сыном, Она первая получает дар спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Издания Малашкина остались без большого влияния на репертуар русских церковных хоров, а для научной работы по исследованию голосоведения и звукосочетаний в традиционных киево-лаврских напевах работы Малашкина, именно вследствие его «исправлений», недостаточны. А. А. Архангельский . Введение женских голосов в церковные хоры. В 1880 г. произошел значительный и судьбоносный сдвиг в составе и устройстве русских церковных частных, «вольных», как профессиональных, так и любительских хоров: в церковные хоры были введены – сначала при наличии мальчиков, а вскоре затем и в замену мальчиков – женщины. Инициатива в этом направлении принадлежит Александру Андреевичу Архангельскому (1846–1924) 807 . Хотя А. А. Архангельский 24 года прожил в XX в., когда характерные черты четвертого периода выявились в полной силе, в своем духовно-музыкальном творчестве и по своей церковно-певческой культуре А. А. Архангельский всецело принадлежит к третьему периоду и является одним из наиболее выразительных духовных композиторов поздней (т. е. послебахметевской) петербургской школы. И, что тоже типично для этой группы композиторов, он с одинаковым усердием и успехом посвящал свое внимание и творчество и светскому хоровому пению. Поэтому в его духовно-музыкальных сочинениях (особенно в концертах, которые иногда названы «причастными стихами», так как «концерты» были при богослужении запрещены, и которым он дал другую форму, нежели форма концертов времен Бортнянского) часто чувствуется некоторая условность и надуманность настроения. Зато в других песнопениях (особенно в «Милость мира», которых Архангельский написал несколько номеров) чувствуется если не роспевность, то вполне искренняя религиозность и естественность. Александр Андреевич Архангельский был сыном священника села Старое Тезиново Пензенской губернии. В детстве он отличался большой музыкальностью 808 . После Краснослободского духовного училища он окончил Пензенскую духовную семинарию. В семинарии он пел и в семинарском, и в архиерейском хорах. Когда ему было еще только 15 лет, ему пришлось экспромтом заменить заболевшего регента архиерейского хора – и с таким успехом, что обратил на себя внимание многих влиятельных лиц, в том числе обратил на него внимание и тамошний помещик Н.М. Потулов, о котором было у нас сказано в настоящей главе. В семинарии же Архангельский прошел и музыкально-теоретические предметы. Литургики тогда как исторической науки еще не было; поэтому все, что Архангельский мог в семинарии о богослужебном пении почерпнуть, было чисто богослужебно-практической его стороной. По окончании семинарии А. А. Архангельский остался там преподавателем пения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

профессор Александр Семёнович Архангельский (24.07.1854–24.04.1926) История русской литературы профессор Александр Семёнович Архангельский Писатель, литературовед, педагог, филолог, профессор истории русской литературы в Казанском университете, член-корреспондент Императорской академии наук. Биография Родился 12 (24) июля 1854 года Его отец Семён Кузьмич Архангельский — окончивший курс в Горыгорецком земледельческом институте преподаватель Пензенской семинарии, позже ставший священником. Первоначальное образование получил в Пензенском духовном училище и Пензенской духовной семинарии, из пятого класса которой поступил на историко-филологический факультет Казанского университета. По окончании университетского курса в 1876 году, он некоторое время состоял преподавателем русской словесности Симбирской гимназии, но 30 мая 1878 года был избран профессорским стипендиатом и после сдачи магистерского экзамена в 1879 году был командирован для занятий в Москву и Санкт-Петербург. В мае 1882 года за исследование «Нил Сорский и Вассиан Патрикеев, их литературные труды и идеи в древней Руси» (СПб., 1882) он получил в Казанском университете степень магистра русской словесности и был избран доцентом по кафедре русской словесности; 1 октября 1884 года возведён в звание экстраординарного профессора. Степень доктора истории русской литературы он получил в Санкт-Петербургском университете 28 мая 1890 года за работу «Творения отцов церкви в древнерусской письменности» и 26 ноября того же года был утверждён ординарным профессором. В 1894—1897 годах был в заграничной научной командировке. С 1907 года — заслуженный профессор. В мае 1908 года вышел в отставку из университета и с 1908 года состоял инспектором классов Санкт-Петербургского Елизаветинского института. А. С. Архангельский — действительный член Общества любителей российской словесности (с 20 ноября 1887); член-корреспондент Московского археологического общества (1888). С 1899 года был председателем Казанского общества любителей отечественной словесности. Также Архангельский принимал активное участие в создании Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона. Печатался в журнале А. А. Хованского «Филологические записки». Он был редактором Полного собрания сочинений Жуковского (СПб., 1902. Т. 1—12). Умер 24 апреля 1926 года в Москве; похоронен на Новодевичьем кладбище.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Arha...

   У столяра Петра Тимофеевича Кузнецова в июле 1910 года появились симптомы холеры. Один из его мастеров отправился на могилку батюшки, взял листиков с липы, растущей рядом, обварил их горячей водой и дал пить больному. Больной тотчас исцелился.    Краткое описание выдающейся пастырской деятельности бывшего настоятеля Московского придворного Архангельского собора прот. Валентина Амфитеатрова. М., 1910. С. 68—72.    Там же. С. 53.    О Кресте Твоем веселящеся. Проповеди. М., 2002. С. 299.    Краткое описание выдающейся пастырской деятельности бывшего настоятеля Московского придворного Архангельского собора прот. Валентина Амфитеатрова. С. 72—73.    Речь идет о сосланном Александре Амфитеатрове.    Краткое описание выдающейся пастырской деятельности бывшего настоятеля Московского придворного Архангельского собора прот. Валентина Амфитеатрова. М., 1910. С. 80—82.    Духовные поучения. М., 1911.    Новомученица Анна (Зерцалова). Светильник Православия. М., 1912. С. 61—62.    Краткое описание выдающейся пастырской деятельности бывшего настоятеля Московского придворного Архангельского собора прот. Валентина Амфитеатрова. М., 1910. С. 74, 78.    Новомученица Анна (Зерцалова). Светильник Православия. М., 1912. С. 52—54.    Краткое описание выдающейся пастырской деятельности бывшего настоятеля Московского придворного Архангельского собора прот. Валентина Амфитеатрова. М., 1910. С. 75.    Там же. С. 78    Великий подвижник отец Валентин. Машинопись. М., 1928.    Кони А. Ф. На жизненном пути. СПб., 1912. Т.2. С.145.    Зверев В. Н. Памяти о. Валентина Амфитеатрова. Православная жизнь. 9. 1950. Джорданвилль. С. 16.    Дивный пастырь — отец Валентин. Рукопись. С. 96.    Дивный пастырь — отец Валентин. Рукопись. С. 96.    См. 2 Кор. 11; 26.    Н. И. Чупрова подделала векселя, и о. Валентин должен был выплатить по ним значительную сумму, однако он никаким образом не предал огласке ее поступки и не попытался изобличить подлог.    Краткое описание выдающейся пастырской деятельности бывшего настоятеля Московского придворного Архангельского собора прот. Валентина Амфитеатрова. М., 1910. С. 83.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4033...

В чем причины Февральской революции? Можно ли было ее избежать? Как Февральская революция привела к Октябрьской? Было ли общество обречено на революции? Каковы последствия Февраля и Октября? Александр Архангельский: Вячеслав Алексеевич, в своей недавно вышедшей книге  «Крушение России. 1917 год» вы выносите на обложку цитату из Питирима Сорокина. Вячеслав Никонов: «Кто может быть вполне уверен, что, зажигая маленький костер революции, он не кладет начало огромному пожару». Александр Архангельский: Т.е. зажигатели есть? Вячеслав Никонов: Да, эта книжка — в оригинале было примерно полторы тысячи страниц — именно столько мне понадобилось для того, чтобы попытаться ответить на ваш вопрос. Александр Архангельский: Я Вам не дам такого времени. Вячеслав Никонов: Уверен, что нет. Все-таки это была рукотворная революция. Ее можно было избежать. Александр Архангельский: Вы потом скажете, что нужно было для этого сделать. Никита Павлович. Никита Соколов Никита Соколов: Здесь люди делают. Нет никакой фатальности ни в каких исторических событиях. Но для того чтобы избежать революции в 1917 году, государственная власть должна была существенным образом вести иную политику и в отношении рабочего вопроса, и в отношении национального вопроса, и в отношении крестьянского малоземелья, чего она не решалась сделать. Получила революцию, как это было уже сказано. Александр Архангельский: Если бы 25 января, условно говоря, государь император объявил бы: «Решаем национальный вопрос так:» Никита Соколов: На короткой дистанции уже что-то изменить чрезвычайно трудно. Общественные системы чрезвычайно инерционны, но если бы Столыпин не фальсифицировал народное представительство, не издал новый избирательный закон, по которому российское крестьянство фактически бы отстранено от влияния на думские решения, то по всей видимости ход в следующие несколько лет, возможно, была бы компромиссная аграрная реформа, которая имела бы больший успех, чем столыпинская. Александр Архангельский: Вы сказали: «Неправда»?

http://pravmir.ru/fevral-17-go-torzhestv...

Александр Архангельский: «Советская система была системой катакомб» Александр Архангельский завершает работу над новым проектом — фильмом «Жара», посвященным религиозному возрождению в брежневском СССР. В преддверии премьеры, намеченной на канале «Культура» на осень, с автором «Жары» встретился корреспондент «Нескучного сада» Михаил Эдельштейн. 3 октября, 2011 Александр Архангельский завершает работу над новым проектом — фильмом «Жара», посвященным религиозному возрождению в брежневском СССР. В преддверии премьеры, намеченной на канале «Культура» на осень, с автором «Жары» встретился корреспондент «Нескучного сада» Михаил Эдельштейн. Александр Архангельский Александр Архангельский завершает работу над новым проектом — фильмом «Жара», посвященным религиозному возрождению в брежневском СССР. В преддверии премьеры, намеченной на канале «Культура» на осень, с автором «Жары» встретился корреспондент «Нескучного сада» Михаил Эдельштейн. — Как появился замысел «Жары»? Что это — попытка закрепить успех «Отдела» или же формат нового фильма будет принципиально иным? — Начнем с того, что «Отдел» для одних был успехом, для других провалом. Я до сих пор встречаюсь с людьми, которые мне в ярости объясняют, как я «обытовил» великих русских философов. Та форма, которую мы использовали в «Отделе» — жесткое повествование с быстрым европеизированным монтажом, — была применима именно к тому материалу, ее повторять не нужно. Если вы рассказываете про «медленных» философов — делайте фильм быстрым. А другой сюжет может диктовать другую форму. Теперь о замысле «Жары». Мне всегда хотелось рассказать о боковых линиях позднесоветской истории, которые на самом деле были ключевыми. Советская система, с моей точки зрения, была системой катакомб. У нее было огромное количество ответвлений, где происходила совершенно другая история, точнее, множество историй внутри одной истории. Это меня очень интересует. Я в будущем не отказался бы рассказать, например, о советских послевоенных педагогах. Если кто и погубил советскую власть, то, конечно, не диссиденты и не номенклатура, которая теперь сама себе приписывает эту заслугу, а именно педагоги. Они последовательно гуманизировали жизнь вокруг себя, а советская действительность оказалась с легальной гуманизацией несовместима.

http://pravmir.ru/aleksandr-arxangelskij...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Новости Александр Архангельский: в школе надо вводить закон Божий «без экивоков» 12.09.2006 16:35 Версия для печати Москва, 12 сентября, Благовест-инфо. Известный журналист и телеведущий Александр Архангельский считает «роковой ошибкой» введение в школах предмета " Основы православной культуры " (ОПК) в рамках обязательной программы. Об этом он заявил 11 сентября, выступая в прямом эфире радио " Эхо Москвы " . При этом А. Архангельский не предлагает в качестве альтернативы введение курса " Религиоведение " , как делает это большинство противников ОПК. Напротив, журналист считает, что " в школе должен преподаваться закон Божий без экивоков – тем, кто хочет " . Архангельский предложил следующий механизм: закон Божий должен преподаваться " в школьном пространстве во внешкольное время с гарантией по подписке " -- " если, допустим, более 10% родителей хотят, чтобы их дети учились, должен быть обеспечен приход священника " .  Журналист подчеркнул, что из русской культуры " православие не вычленяется как один из элементов, она насквозь этим духом пропитана, значит, тогда надо отменять уроки литературы и т.д. Есть какие-то исламские веяния..., есть атеистические веяния… Русская культура в этом смысле едина. Не надо друг друга обманывать, давайте в школьном пространстве во внешкольное время преподавать закон Божий " , -- считает А. Архангельский. 

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

поиск:   разделы   рассылка Александр Архангельский: " " Наши " – это моральное и идеологическое совращение молодежи " Телеведущий и православный публицист Александр Архангельский назвал деятельность " Наших " " пляской бесов и кривлянием бесовского начала " . 19 мая 2011 года известный тележурналист и публицист в ходе презентации своей книги " Важнее, чем политика " отметил, что деятельность " Наших " неприемлема с христианской точки зрения. Как сообщает портал " Православие и Мир " , Александр Архангельский сравнил деятельность " Наших " с поступками персонажей романа Ф.М. Достоевского " Бесы " . Известный журналист считает, что деятельность " Наших " представляет собой издевательство над здравым смыслом и подмену реальных ценностей виртуальными. В результате это движение превратились " в смесь дураков и циников " , что вредно для общества и политической ситуации в стране. Александр Архангельский отметил, что люди, создавшие подобное движение, будут отвечать за это на Страшном суде за идеологическое и моральное совращение молодежи. Известный журналист также назвал машиной для голосования, которая не оставит никаких следов, партию " Единая Россия " , под чьим покровительством и контролем находится движение " Наши " : " Ничего нового в этом нет. Вспомним великий политический роман " Бесы " – Петруша Верховенский и его шваль, и Ставрогин, который этим сладострастно рулит. До Ставрогина те, кто рулит, не дотягивают, а вот с Петрушей полный порядок... То, что происходит с " Нашими " – это постмодернистское издевательство над здравым смыслом, это подмена политики, подмена благотворительности, подмена активизма, который должен и может быть присущ человеку в молодом возрасте. Это пляска бесов, кривляние бесовского начала. Значит ли это, что все ребята, которые туда пришли, плохие? Нет. Там либо не очень умные, потому что очень умные не идут, либо циники. Смесь дураков и циников – это плохая смесь, думаю, что это очень вредно для общественной атмосферы, ничего более вредного я в нашей политической жизни не видел. Можно ли жить при господстве " Единой России " ? Можно. Это пройдет и больших следов не оставит, это машина для голосования, это короткий исторический период. А от " Наших " останется торжество пустоты, издевающейся над здравым смыслом, это совращение молодежи – идеологическое, моральное. За это те умные люди, которые дергают за эти ниточки, будут отвечать на Страшном Суде. За другое, может, и не будут, а за это будут. Но боюсь, что они в Страшный Суд не очень верят. В страшную жизнь, да, верят и всячески ее избегают... " По материалам:  Поделиться… СМ.ТАКЖЕ ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM 21.04.2024 14.04.2024 11.04.2024 07.04.2024 31.03.2024 28.03.2024 24.03.2024 17.03.2024 РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА 30.04.2023 04.08.2022 25.12.2021 04.12.2021 24.11.2021 УНИВЕРСИТЕТ Поделитесь с друзьями

http://religare.ru/2_86349.html

Александр Архангельский: Наше общество и наша культура нуждаются в гуманизации как политической программе 22 декабря, 2017. Александр Архангельский Александр Архангельский: «Нужно расследовать, а не преследовать» 22 декабря. ПРАВМИР. Литературный критик Александр Архангельский 21 декабря на встрече с президентом России Владимиром Путиным выступил с речью о давлении на деятелей культуры и необходимостью гуманизации культуры и общества. Уважаемый господин Президент! Уважаемые коллеги! Мы говорим об изменении законодательства в области культуры, даже о необходимости нового закона о культуре, что невероятно важно. Но часто приходится слышать и говорить о том, что тот же 44-й ФЗ в некоторых культурных индустриях просто неисполним и провоцирует нарушения. Отмечалось, что часто возникают экономико-правовые коллизии, жертвами которых могут и становятся деятели театра и кино. В связи с этим я хочу обратить внимание на еще один очень важный аспект, по-моему, невероятно важный. Самые лучшие законы будут буксовать, если надзорные органы, а также следствие и суд будут исходить из репрессивной логики. Часто приходится слышать: а почему следствие против чиновников возможно, а против деятелей культуры – нет? Никто не говорит, что следствие против деятелей культуры невозможно. Говорят о другом – о том, что нельзя устрашать и подавлять ни чиновников, ни художников, ни рядовых граждан, никого. Нужно расследовать, а не преследовать. Я не могу не упомянуть о деле, о котором уже в Вашем присутствии не раз говорили, не сегодня, но тем не менее, о деле Серебренникова, Малобродского, Итина, Апфельбаума, Масляевой. Протест вызывает не попытка разобраться, а именно отсутствие такой попытки, давление, устрашение. Зачем держать Малобродского за решеткой и обвинять фигурантов театрального дела в невыпуске спектакля, получившего «Золотую маску»? Зачем лишать Софью Апфельбаум возможности руководить Российским академическим молодежным театром, Серебрянникова – «Гоголь-центром», а Итина – заниматься делами выдающегося Ярославского театра имени Волкова? Зачем разрушать институт поручительства?

http://pravmir.ru/aleksandr-arhangelskiy...

Окончил Институт инженеров путей сообщения. С 1818 г. на службе при военных поселениях А.А. Аракчеева. С 1825 г. адъютант А.Х. Бенкендорфа. В 1828–1829 гг. участник русско-турецкой войны. С 1834 г. – флигель-адъютант. В 1840 г. основал симфонический оркестр в С.-Петербурге. С 02.01.1837 г. по 22.06.1861 г. директор Придворной певческой капеллы. Сделал попытку унификации обиходных мелодий всего круга церковных песнопений. С 1843 г. генерал-майор. С 1855 г. сенатор. С 1861 г. обер-гофмейстер. «Обиход» А.Ф. Львова широко использовался до начала XX в. Автор гимна «Боже царя храни» (1833).) («К Богородице прилежно» Архангельского. – Тропарь 4-го гласа из службы Смоленской иконе Божией Матери (28 июля ст. ст.) входит в чинопоследование общего молебна Божией Матери. Архангельский Александр Андреевич (11.10.1846–16.11.1924) – духовный композитор, хоровой дирижер, педагог. Родился в семье священника с. Старое Тезиново Пензенской губернии. Окончил Пензенскую ДС. С 1862 г. регент архиерейского хора в Пензе. С 1870 г. проживал в С.-Петербурге. В 1870–1871 гг. вольнослушатель хирургического отделения Военно-медицинской академии, в 1871–1873 гг. студент химического факультета Технологического института. В 1872 г. сдал экзамен в Придворной певческой капелле на звание регента. С 1873 г. служил регентом различных хоров в С.-Петербурге и преподавал пение в различных учебных заведениях. С 1880 г. по согласию с церковными властями начал заменять в церковных хорах детские голоса женскими. В этом же году создал смешанный хор (вначале из 20, в последствии до 90 чел.), который возглавлял до 1923 г. В 1887 г. реформировал состав хора, полностью заменив голоса мальчиков женскими. В 1901 г. создал С.-Петербургское певческое благотворительное общество, объединившее все хоры С.-Петербурга. В 1902–1908 гг. организовал бесплатные курсы хорового пения, их руководитель и педагог. С 1906 г. главный инспектор Св. Синода по устройству и инспектированию церковных хоров. В 1923 г. возглавил Общестуденческий русский хор в Праге, который впоследствии носил его имя. Архангельский один из первых трактовал песнопения литургии и всенощного бдения как единый цикл, имеющий гармоническиеи интонационные связи. Мелодика его сочинений близка обиходны мраспевам и народной песне. Большинство его произведений с преобладанием тихой грусти и скорбного настроения доступны для небольших хоров. Подробнеео нем см.: Ткачев Д. В. Александр Андреевич Архангельский, 1846–1924: Очерк жизни и деятельности. Л., 1974; Александр Андреевич Архангельский: Воспоминания современников. Духовно-музыкальные сочинения. М., 1999. Гарднер И.А.С. 475–481; Плотникова Н.Ю. Архангельский Александр Андреевич – русский хоровой дирижер, композитор, педагог//ПЭ. М., 2001. Т. 3. С. 485–486.)

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010