В Архангельской области после реставрации открыли Почезерский храмовый комплекс XVIII века 13 августа 2018 г. 20:14 12 июля 2018 года, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, в деревне Филипповской в Кенозерском национальном парке Архангельской области после реставрации открылся памятник федерального значения — Почезерский храмовый комплекс XVIII века, сообщает информационное агентство ТАСС . Освящение храмового комплекса совершил епископ Плесецкий и Каргопольский Александр . Реставрационные работы в храме, включающем зимнюю и летнюю церкви, а также колокольню, соединенные переходами, что нетипично для северной деревянной архитектуры, велись с 2001 года. «Это важно для Архангельской области, для всей России. Почезерский храмовый комплекс — выдающийся памятник русского деревянного зодчества. Ансамбль-тройник, который включает в себя две церкви и колокольню», — сказала директор Кенозерского национального парка Елена Шатковская. «Когда-то на Русском Севере их было 150, а сейчас осталось всего шесть, — продолжила она. — Среди них наш Почезерский комплекс. Он совершенно редкий для русского деревянного зодчества, потому что у него две церкви и колокольня объединены в единый комплекс галереями и переходами». С 2001 года финансирование работ осуществлялось директоратом по культурному наследию Норвегии и Министерством культуры России. В 2002 году российские и норвежские специалисты впервые в России осуществили уникальную операцию по подъему 200-тонной шатровой церкви Происхождения Честных Древ с помощью технологии лифтинга и замены венцов в теле памятника, не прибегая к его раскатке. В 2008-2009 годах была воссоздана несохранившаяся ограда вокруг храмового комплекса на основе редких фотографий этнографа и иллюстратора Ивана Билибина, сделанных в 1903 году. Завершение реставрационных работ стало возможным благодаря поддержке российских властей. «Впервые в России была реализована на практике концепция единства природного и культурного наследия, впервые в России была преодолена ведомственная разобщенность», — сказала в своем выступлении на открытии Елена Шатковская.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

«“Правмир” остается верен себе и при этом все время меняется». Писатель Александр Архангельский 28 января, 2024. Александр Архангельский О верящих и надеющихся вопреки всему Фото: Анна Данилова «Правмиру» в январе исполняется 20 лет. Нас поздравляют читатели, авторы и эксперты. Писатель, журналист и литературовед Александр Архангельский — о том, что значит для него «Правмир». Куда пишем? Кому даем интервью? В «Правмир» пишем, ему даем интервью. Потому что здесь не подведут — и не поставят в неприятный контекст, не политизируют и не отлучат от политики. Зададут действительно важные вопросы и будут действительно интересоваться твоими ответами, не заглядывая в конец учебника и не сверяя с готовыми решениями. Так было 10 лет назад, так дело обстоит и сейчас, так, надеюсь, будет и впредь.  Меняются эпохи, история то ненадолго выздоравливает, то снова проваливается в безумие, а «Правмир» остается верен себе. И при этом все время меняется. Затевался он во времена, когда слово «православие» можно было произносить без смущения и оговорок, сейчас попал в ситуацию, когда слово стало на многих действовать, как красная тряпка. Но при любых обстоятельствах главным в названии «Правмира» было — прав. Он не про конфессию, а про поток жизни, не про «славие», а про правду и право, включая права человека, про веру, включая веру в науку и в человеческий разум. И в общем ряду, в какой-то мере — по-прежнему он про церковные дела, про настоящих священников и гуманистических мирян, не зашоренных, не погрузившихся в архаику, не специально либеральных и не отдельно консервативных, а просто — верующих и надеющихся. Вопреки всему. При поддержке «Правмира» я снимал фильм о кальвинисте Жорже Нива, на его просторах размышлял о реформах образования, о том, как жить после краха всего, что ты строил. И мне всегда было просторно и свободно, даже если мы с редакцией в чем-то расходились. Потому что ставка сделана на диалог, а не на готовую предъявленную истину. Бывают издания отличные, а бывают — единственные. Вот «Правмир» для меня — ресурс, единственный в своем роде. Если говорить с пафосом, слегка пережимая, от того, как сложится его судьба, многое у нас зависит. Причем не только в медиа. И даже главным образом — не в них.

http://pravmir.ru/pravmir-ostaetsya-vere...

Интеллектуал с биографией супермена. Памяти Теодора Шанина Александр Архангельский — о человеке, жившем в истории 5 февраля, 2020 Александр Архангельский — о человеке, жившем в истории 4 февраля, немного не дожив до 90 лет, скончался выдающийся историк, социолог, крестьяновед, общественный деятель, основатель Московской высшей школы экономических и социальных наук («Шанинки») Теодор Шанин. За месяц до его смерти писатель и телеведущий Александр Архангельский выпустил книгу «Несогласный Теодор: история жизни Теодора Шанина, рассказанная им самим» и снял фильм , который размещен на образовательном ресурсе «Арзамас». Архангельский рассказал о своем герое и о том, почему этот человек останется с нами навсегда. Русский крестьяновед в Англии Шанин – редчайший пример интеллектуала с биографией супермена, с приключениями, в которые иногда трудно поверить, если не знать что оно так, собственно, и было, с героизмом, с отчаянием. Люди обычно либо хорошо думают, либо ярко живут. А это человек, ярко живший, и при этом очень хорошо думавший, поэтому про него знать интересно. И важно. Потому что человек на территории Польши, затем на территории Советского Союза, опять на территории Польши, во Франции, в Израиле, в Англии, затем уже в перестроечном Советском Союзе подавал нам пример того, как можно сделать в невозможных обстоятельствах то, что ты считаешь правильным.  Он с начала 70-х годов жил в Англии, а вы представляете, что такое стать русским крестьяноведом в Англии? Ну, попробуйте. Не было же никакого русского крестьяноведения. Последним был великий утопист и при этом великий знаток крестьянства Александр Чаянов, которого погубили при Сталине. А дальше – пустыня. Сплошной академик Лысенко, борьба с генетикой («вейсманизмом-морганизмом») и доктора сельскохозяйственных наук, рассуждавшие про посевные, – это вот это мы понимали под крестьяноведением.  А на самом деле это наука, которая объясняет, как жила русская цивилизация и почему перестала так жить; в чем ее отличие от советской, от мировой. Шанин дал эту емкую формулу. Обычно крестьянские цивилизации – это такие цивилизации, где нет университетской жизни. Обычно в аграрной стране нет мощных университетов, движение к ним означает отход от архаической модели. Так было в Индии, так было во Вьетнаме. Но русская цивилизация – это цивилизация массового крестьянства и развитой университетской культуры. 

http://pravmir.ru/intellektual-s-biograf...

АЛЕКС ДУБАС: Кстати, фильм «Андрей Рублев» Тарковского – это тоже семьдесят… АЛЕКСАНДР АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Он вышел на экраны… он долго лежал, в 71-ом году, в конце 71-го года. Конечно, это не про Андрея Рублева, а про художников круга, скорее, про самого Андрея Тарковского, про Шемякина и так далее. Но фильм тоже невероятно важный, сыгравший огромную роль. АЛЕКС ДУБАС: Отец Тихон, адресую вам тот же вопрос. В годы вашей молодости, духовного становления, когда вы определялись, — не то чтобы был ли выбор, но наверняка же были ребята, которые говорили: а ты почитай эту книгу, Бхагавад-Гита, не знаю, Коран… АРХИМАНДРИТ ТИХОН (ШЕВКУНОВ): Да все прошли через это. Все это изучили, все на это посмотрели. А потом увидели живую веру, абсолютно живую веру — и действенную веру. Долго об этом рассказывать. Потому что выбор был, конечно, выбор, несомненно, был. Но вы знаете, я хотел бы вернуться к песням. Как-то, несколько лет назад, в машине услышал песню впервые в жизни, хотя эта песня оказалась довольно старая, — «Этот мир придуман не нами». Я был потрясен, просто потрясен словами «А мир устроен так, что все возможно в нем, но после ничего исправить нельзя». Я водителю говорю: слушай, кто написал, что это за песня? – Да это Алла Пугачева. Слушаем дальше. Дальше там идет, извините за цитацию, «Один лишь способ есть нам справиться с судьбой, Один лишь только путь в мелькании дней. Пусть тучи разогнать нам трудно над землей, Но можем мы любить друг друга сильней». Это христианин писал. Я говорю: кто это, что? Водитель не знал, я тоже не знал, потом в Интернете обнаружилось. Поразительный поэт, не член Союза писателей даже, не вступал, не давали ему вступить в Союз писателей, Николай Дербенев. И вот я по его поэзии попытался для себя выяснить… АЛЕКСАНДР АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Не Леонид Дербенев, нет? Был такой, я слышал… АЛЕКС ДУБАС: Леонид Дербенев, да. АРХИМАНДРИТ ТИХОН (ШЕВКУНОВ): Был кто-то… Николай был другой… АЛЕКСАНДР АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Николай… Может быть, не Дербенев, подождите-ка. Сейчас я могу, конечно, немножко спутать, похожая фамилия. Но кажется, Леонид Дербенев писал для Пугачевой точно.

http://pravmir.ru/arximandrit-tixon-shev...

Конечно, когда изменяется баланс этносов, когда половина русских мальчиков не пригодны к армии по своим психофизиологическим свойствам, замечательные красавцы раннего развития, которые выросли на Кавказе в многодетных семьях, они представляют серьезнейшую конкуренцию. Был такой случай у нас в армии, когда трое дагестанцев заставили отжиматься сотню русских парней, потому что они по своей такой психической мощи их превосходили. Александр Архангельский: Я просто зрителям поясню, что помимо всего прочего, вы отвечаете за взаимодействие Православной Церкви и армии. Прот. Дмитрий Смирнов: Да. Поэтому выход у нас как у народа (я имею в виду не только славянский этнос, а народ Российской империи и российской культуры) только один: вернуться к многодетной семье. И все вот эти благоглупости, которые этому препятствуют, должны быть категорически отброшены. Когда среднероссийская женщина рожала семь детей, мы стали великим народом и создали империю от Польши до Аляски. Александр Архангельский: Потом детей перебили, и женщин, в общем, тоже. Прот. Дмитрий Смирнов: Нет, внесли некоторую инфекцию. Мы — первая страна, в которой в 22 году, ни к ночи будет помянут, Ульянов ввел аборты. В Америке только в 72 году. И началось. А потом еще вот эта тоже зараза с противозачаточными средствами. Ну и так далее. То есть от детей стали предохраняться, как от бандитов. Поэтому, если бы у нас города наполнились людьми тех, которые выросли в нашей культуре, все наши народы, 180 их штук, то не было бы никакой угрозы, потому что этнос он только бы украшал. Александр Архангельский: Сами оцените реалистичность вашего предложения. Прот. Дмитрий Смирнов: Вот, пожалуйста, в моем приходе, который один из самых больших в мире, никто не делает аборт. Как это достигнуто? Просто проповеди с амвона. Александр Архангельский: Я не про аборты, я про многодетные семьи. Прот. Дмитрий Смирнов: И многодетных семей у нас гораздо больше, чем в нашем государстве в средневзятом любом регионе, и даже в Чечне, в одном приходе, а таких приходов несколько. Поэтому, если дать, пожалуйста, в прайм-тайм в пятницу вечером бесплатно эфир на 52 минуты, то через десять лет, и через пять лет мы изменим ситуацию радикально.

http://pravmir.ru/migranty-sverxnovye-ru...

А.Т.: - У нас раньше было много хороших исторических романов. Например, «Петр Первый» Алексея Толстого. Хотя, как говорят, это произведение не совсем исторично... А.Б.: - Как бы то ни было, он тоже основывался на документах. Например, «пыточных записях» семнадцатого века, собранных жившим в Архангельске профессором Николаем Новомбергским. А.Т.: - «Россия молодая» Юрия Германа, которая тоже касается Архангельска - сильное произведение, способствующее заинтересованности в изучении истории поморского края. А.Б.: - Хотя тоже, наверное, не во всем историчное. Наши писатели обычно изображают воеводу Прозоровского черными красками. Вот и в известном фильме по роману Германа он готов сдать город шведам. Хотя на самом деле он не «бежал» из Новодвинской крепости, а отправился организовывать оборону Архангельска, так как не верил, что недостроенная крепость выстоит. Вина его только в том, что не разобрался в деле Ивана Рябова, посадил его в темницу. Из-за этого к нему сложилось такое негативное отношение. В то же время как руководитель обороны Архангельска сделал немало. А.Т.: - Когда общаешься с некоторыми жителями Архангельска, выясняется, что они не знают, кто такой Иван Рябов. Это очень печально, потому что Рябов - фигура героическая. Вообще очень мало известно по средневековой истории Севера. Северяне и участвовали в ополчениях, и войска водили. А.Б.: - Швеция рядом, отсюда постоянная угроза набегов. Хорошо, что появляются такие произведения, как «Воевода Михаил Озеров» архангельского историка Владимира Любимова, рассказывающие о борьбе поморов со шведской экспансией. Герой, персонаж, роль А.Т.: - Или романы Константина Бадигина. Нужно больше популярных исторических произведений. Пусть они будут написаны не таким сложным языком, как научные труды по истории, чтобы их могли читать школьники. Если взять такого автора, как Валентин Пикуль. Некоторые его обвиняли, что он пишет как Дюма. Но в этом же ничего плохого нет. Пусть Александр Дюма немножко переделывал историю, но, во-первых, он писал художественные произведения. Во-вторых, привлекал внимание к истории. Как и наш Пикуль.

http://ruskline.ru/analitika/2016/05/12/...

Бортнянского «Вскую прискорбна еси, душе моя» – молодой Архангельский обращает на себя внимание Пензенского архиерея, Владыки Варлаама, который, почувствовав его непреодолимое влечение к музыке, устраивает ему бесплатное обучение игре на скрипке. Весь семинарский период жизни Ал. Андр. проходит под знаком жадного, но беспорядочного увлечения музыкой; знакомство с богатой нотной библиотекой Архиерейского хора, скрипка, особенности церковных распевов, первые попытки собственных аранжировок голосовых партий – вот что заполняет досуги ученика семинарии – Александра Архангельского . Результат сказался быстро: когда заболел регент Архиерейского хора, то регентом хора назначается молодой Архангельский; без спевок он проводит первую службу (всенощная под Благовещение), проводит ее так успешно, что обращает на себя внимание не только музыкальных кругов Семинарии, но и любителей и ценителей церковного пения из прихожан. На этой почве завязываются первые знакомства: пензенский губернатор (Панчулидзе), просвещенный меломан, живущий недалеко от Пензы в своем имении, известный музыкальный деятель и церковный композитор Потулов, П. Л. Федотов, один из лучших пензенских регентов – первые музыкальные друзья и наставники молодого Архангельского. Оставаясь временным регентом Архиерейского хора, Ал. Андр. продолжает ревностно заниматься музыкальным самообразованием и, по окончании Семинарии, остается при ней в качестве преподавателя пения. Казалось бы, что молодой Архангельский мог без труда упрочить свое положение в Пензе и по местным масштабам сделать блестящую карьеру. Однако, у Ал. Андр. зарождаются иные планы. Согласно выписке, из юбилейного издания Пензенской Духовной Семинарии за 10 лет (1800–1900 гг.) – «Архангельский, А. А., в учителя пения поступил в январе 1870 г., а в августе того же года оставил службу при Семинарии». Сговорившись с двумя своими товарищами, Ал. Андр. покидает Пензу и едет искать счастья в Петербург. Без денег, не имея друзей и знакомых, Ал. Андр. удается все же поступить вольнослушателем в Медико-Хирургическую Академию.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Правительство Архангельской области отказалось от поддержки строительства мусорного полигона в Шиесе 9 июня, 2020. Новостная служба Проект полигона лишили преференций 9 июня. ПРАВМИР. Правительство Архангельской области отказалось от поддержки проекта «Экотехнопарк “Шиес”», который предполагал строительство мусорного полигона. Он исключен из реестра приоритетных инвестпроектов региона, сообщила пресс-служба правительства области. Власти региона расторгли соглашение с ООО «Технопарк». Проект полигона лишили преференций: налоговых льгот и особых условий по аренде земельных участков. Компания не ответила на предложение властей расторгнуть договор по соглашению сторон, это было сделано в одностороннем порядке. Зампредседателя правительства области Евгений Автушенко отметил, что это очередной этап плановой работы по закрытию проекта «Экотехнопарк “Шиес”». В апреле врио главы Архангельской области Александр Цыбульский заявил, что он против проекта мусорного полигона. В начале января областной арбитражный суд признал самостроем объекты у станции Шиес и обязал компанию снести их в течение месяца. Строительство мусорного полигона в поселке Шиес началось в августе 2018 года. Туда планировали свозить отходы из других регионов, в том числе из Москвы. Это вызвало бурные протесты местных жителей, которые не прекращались с осени 2018 года. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 30 декабря, 2021 29 сентября, 2021 22 сентября, 2021 13 августа, 2021 22 апреля, 2021 11 марта, 2021 20 апреля, 2020 13 января, 2020 9 января, 2020 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/pravitelstvo-arhangels...

Распределение выпускников вузов — новые крепостные? Государственная Дума планирует ввести обязательное трудоустройство выпускников вузов, обучавшихся на бюджетной основе, проще говоря — распределение. Ситуацию комментируют заведующая учебной частью филологического факультета МГУ Анна Архангельская и писатель и публицист Ирина Лукьянова. 22 июля, 2013 Государственная Дума планирует ввести обязательное трудоустройство выпускников вузов, обучавшихся на бюджетной основе, проще говоря — распределение. Ситуацию комментируют заведующая учебной частью филологического факультета МГУ Анна Архангельская и писатель и публицист Ирина Лукьянова. Государственная Дума рассмотрит законопроект «О первом рабочем месте», по которому  студент обучающийся на бюджетной основе, заключает контракт с государством или организацией, чтобы после окончания обучения работать три года по выбранному направлению.   Если же молодой специалист не согласится идти работать туда, куда его посылает государство, он должен вернуть средства, потраченные на его обучение. Вице-премьер Ольга Голодец считает, что в подобном законопроекте нет необходимости и трудоустраивать  выпускников можно другими способами. Ситуацию комментируют заведующая учебной частью филологического факультета МГУ Анна Архангельская и писатель и публицист, педагог Ирина Лукьянова. Фото: ria.ru Распределение выпускников и подзаконные акты крепостного права Анна Архангельская, кандидат филологических наук, доцент, заведующая учебной частью филологического факультета МГУ, заместитель ответственного секретаря приемной комиссии филологического факультета МГУ: Фото Александра Болмасова taday.ru Идеи Государственной думы в последнее время всё труднее и труднее комментировать. Предлагаемое возвращение обязательного распределения выпускников вузов на сегодняшний момент вырисовывается слишком туманно, чтобы можно было совсем всерьёз обсуждать его последствия. Если речь действительно идёт о том, что «государство или организация могут заплатить за обучение студента до момента выпуска, а потом предложить ему работу по профилю в своих структурах» (ключевое слово — могут), то эта форма частично есть и сейчас: это система целевого набора по направлениям организаций, предприятий и т. д. Её постепенное расширение, возможно, и оправдано, но при нескольких существенных оговорках.

http://pravmir.ru/vozvrashhaetsya-raspre...

Отец Алексий привел пример Арво Пярта. Я очень люблю многое из того, что он делает, именно пройдя через авангард, через 60-е, 70-е, не войдя в примитивную классику. Ну не войдя. Чайковский хорош и навсегда хорош, он неотменим. Но тот, кто попробует сегодня на языке Чайковского выразить состояние современного человека, будет лгать. Арво Пярт, пройдя путь, обрел тот язык, на котором он может со мной говорить, как современный человек, о вечном. Я несколько еще скажу о том, что, когда мы говорим об уродстве, как о нем говорит владыка Антоний, он всё-таки приводит очень яркие примеры, в том числе, там стихотворения. Бодлера «Падаль», в том числе, где описан разлагающийся труп, что само по себе – уродство. Но не забудем мы еще святоотеческую литературу, в том числе католическую и аскетическую литературу, которая призывает рассуждать о тленности человеческого тела, представлять себе червей, изъедающих тебя, или, в том числе, монашеские одежды с черепом и костями схимнические, и гробы в кельях подвижников, которые являют себе образы уродства, но не красоты. Именно уродства как познания некоторой истины. Это культура. Вот, мы говорим о культуре. Это культура. Это культура. В том числе культура проповеди, в которой это говорится. Это, в том числе, картины живописные, изображающие, я не знаю, искушение святого Антония босховское, скажем. С огромным количеством уродства, невообразимого уродства, на которое способен Босх. Это картины преподобного Иеронима Стридонского с черепом и так далее, и масса таких картин. Александр Архангельский : Да и у Брейгеля не всё так гладко. Протоиерей Алексий Уминский : Конечно. Это уродство, которое существует как некие знаки, в том числе знаки духовного рассуждения, духовного познания. Александр Архангельский : А Гольбейн? Протоиерей Алексий Уминский : Ну, в том числе, да. Вспоминая Достоевского. Александр Архангельский : Но это только часть. Еще раз, просто чтоб мы договорились о том, в чем… Любой спор – тоже ведь искусство. Искусство спора предполагает, что мы сначала договариваемся о том, в чем мы согласны, потом договариваемся в том, в чем мы не согласны и никогда не согласимся, и ни первый, ни второй не имеет смысл обсуждать. А есть та зона, где мы можем обсуждать, потому что мы сами либо не до конца уверены, либо объем проблемы больше, чем наш отдельный взгляд.

http://pravmir.ru/vladyika-antoniy-bog-v...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010