Александр Архангельский: «Никого из клириков ведь не загребли, их письмо — это общественная солидарность» 20 сентября, 2019. Александр Архангельский Оно переключило нас на новый уровень Открытое письмо священников и другие выступления в защиту заключенных по «московскому делу» комментирует Александр Архангельский, российский литературовед, критик, публицист, телеведущий, писатель. Александр Архангельский Письмо священников было таким заметным в силу того, что они никогда коллективных писем на нашей памяти не подписывали, хотя отдельные общественные призывы священников к милосердию звучали и раньше. Но я бы посмотрел не на письма, а на способы общественного действия. Несколько лет назад в Сахаровском центре меня, как автора книги про диссидентов, спросили, что из тогдашнего диссидентского опыта применимо сейчас. Например, можно ли, как это было в Польше, устроить обструкцию тем театрам, которые сотрудничают с коммунистическим режимом? Встречать актеров, играющих в государственных постановках, гробовым молчанием или даже шиканьем? Я ответил — нет, это невозможно, да и в Польше это возможно было только период военного положения и после того, как движение «Солидарность» стало всеобщим. Однако корпорации могут объединяться для защиты своих. Потому что, во-первых, человеку свойственны апатия и страх, но принадлежность корпорации бывает важнее, чем страх и апатия. А во-вторых, так проще ощущать себя плечом к плечу. Правозащитная писательская организация ПЭН-Москва, в которой я состою, совместно с Санкт-Петербургским ПЕН-Клубом и Ассоциацией «Свободное слово» первыми выступили против политических репрессий в связи с так называемым «московским делом». Но у нас было существенное ограничение: мы защищали «своих» — то есть людей слова. Голунова защищала главным образом журналистская корпорация. Тогда многие возмущались: «Где вы были раньше, почему не защищали того, другого, третьего и т.д.»? Но дело в том, что вступиться за «своего» — это нормально на первом шаге исторического развития, потому что мы можем представить себя на его месте. А вот представить себя на месте «чужого» всегда сложнее. Поэтому история с Голуновым была призывом к другим корпорациям: «Ребята, не робейте, действуйте так же!» В конце концов, почему рабочие не вписываются за рабочих? Почему профессора не вписываются за профессоров? Вот эти вопросы надо задавать, а не «почему вдруг за Голунова».

http://pravmir.ru/aleksandr-arhangelskij...

Александр Архангельский: Где горит огонь Вот когда только появились айпады — я студентам предлагал задание: вы — главный редактор, присутствуете на презентации Джобса. Возвращаетесь в редакцию. Кого первого вы вызываете себе в кабинет? 30 мая, 2012 Вот когда только появились айпады — я студентам предлагал задание: вы — главный редактор, присутствуете на презентации Джобса. Возвращаетесь в редакцию. Кого первого вы вызываете себе в кабинет? Портал « Правмир » продолжает путешествие по закулисью религиозной журналистики. Идея серии бесед принадлежит публицисту Марии Свешниковой , исполнение – редактору портала Анне Даниловой . 29 мая 2012 года журналист Александр Архангельский получил ТЭФИ-2011 как ведущий информационно-аналитическо й программы «Тем временем». В соседнем с кафе зале проходит литературный вечер. Поэты читают стихи и обсуждают их со слушателями. С пяти вечера я наблюдаю, как приходят новые и новые люди. Кажется, они точно не поместятся в зале. Архангельский только что получил китайское издание своей книги об Александре Первом (огромных размеров том), передо мной – подборка статей о смерти газет, для лекции. Александр Архангельский писатель, литературовед, телеведущий, публицист. Кандидат филологических наук. Родился в1962 году в Москве. В 1982 году окончил МГПИ им. Ленина, факультет русского языка и литературы. С 2002 года — автор, ведущий и руководитель информационно-аналитической программы телеканала «Культура» «Тем временем». Автор и ведущий цикла документальных фильмов «Фабрики памяти: Библиотеки мира». Финалист телевизионной премии ТЭФИ (2005, 2006, 2009), лауреат премии Московского союза журналистов (2006). Автор многих книг, среди которых: «1962. Послание к Тимофею», «Цена отсечения» и др. Когда умрут книги — Александр, газеты уже умерли или эта смерть впереди? — Я совершенно не разделяю идею о смерти газет. Все останется, только на другом уровне, в другом формате. Как вообще в человеческой истории мало что исчезает навсегда. Просто меняются формы существования – сплошные метаморфозы. Сегодня вы редко читаете газеты как нечто целое, но вы же читаете интересные вам материалы, правда? Загружаете в компьютер, в планшет. Что же до бумажной газеты, то она, по-моему, вернется туда, откуда вышла. В дорогое кафе как бесплатное приложение к завтраку, маленьким тиражом на хорошей бумаге.

http://pravmir.ru/aleksandr-arxangelskij...

Александр Архангельский: Мне кажется, это абсолютно нереальная вещь. Прот. Дмитрий Смирнов: Давайте попробуем. Александр Архангельский: Да что пробовать, если… Прот. Дмитрий Смирнов: Ну а чего вы? Это как с Господом Богом. «Бога нет, поэтому и не надо в храм ходить..» Александр Архангельский: Нет, это сложная демографическая проблема, и никакие средства здесь ее не поднимут, и это абсурд. Ну можно, конечно.. Прот. Дмитрий Смирнов: Зачем обсуждать? Время в прайм-тайм. Больше ничего. Лев Гудков: Мне кажется, ну, конечно, можно и пропагандировать и многодетную семью, и прочее, но это не даст никакого эффекта, и ставку делать на увеличение численности русского этнического населения, в общем, надо, но не будет этого. Мы как страна будем все время жить с увеличивающимся другим этническим компонентом, с увеличением разнообразия. И, соответственно, надо уже сейчас думать, чтобы страна не жила бы по законам дедовщины, как в армии. А это, если будет сохраняться жесткий политический государственный порядок, так или иначе будет неизбежно, конфликты будут усиливаться. Дедовщина — самоорганизующаяся система. Манеж — первый звоночек под это дело. Под это дело мы уже обсудили здесь много вещей. Школа, университеты. Александр Архангельский: Общая большая идея. Лев Гудков: Нет, не будет общей идеи, если только принудительно не навязать еще одну какую-то идеологию, какую хотите. Это диалог в том числе, это работа в приходах, это сохранение прав, гарантия прав, о чем говорил Александр Маркович, когда правоохранительные органы работают, как правовые системы, а не как органы произвола и административного вымогательства. Это расширение диалога, и законным образом решать эти конфликты. Дмитрий Соколов-Митрич: Я вот не совсем понимаю, в чем причины такого демографического пессимизма? Вот, вы знаете, какой регион на третьем месте по приросту населения после Дагестана и Чечни в России? Ханты-Мансийский автономный округ! Там сейчас почти полтора миллиона население. Но дело не в количестве, дело в процентах прироста. Такой пилотный образец того, как можно обращаться с людьми, чтобы они нормально себя чувствовали и рожали. И, если эту практику распространить на всю страну, то, во-первых, будет эффект демографический, во-вторых, как мы можем объяснить другим людям, которые приезжают в Россию, чтобы они становились такими, как мы, если мы позволяем к себе так относиться, как к нам относятся, если мы позволяем себе жить в таких условиях, в каких мы живем, они скажут, зачем, мы не хотим быть такими, как вы.

http://pravmir.ru/migranty-sverxnovye-ru...

Александр Архангельский: Брюссель лишил нас иллюзий Идет общая война. На кону – существование христианской, пусть и не совершенной, но всё-таки тысячелетней цивилизации. 23 марта, 2016 Идет общая война. На кону – существование христианской, пусть и не совершенной, но всё-таки тысячелетней цивилизации. Писатель, литературовед, телеведущий и православный публицист Александр Архангельский — о терактах в Брюсселе и их значении для России. Александр Архангельский Безусловно, произошедшее в Брюсселе – это прежде всего трагедия: теракты унесли жизни людей. Но в то же время оно лицом к лицу столкнуло нас с правдой, от которой, казалось, можно спрятаться. В итоге мы лишились нескольких иллюзий. Во-первых, многим Брюссель казался безопасным, уютным и лёгким. Он символизировал удобную, уютную, почти идиллическую Европу, в которой можно спрятаться от внешних потрясений; он олицетворял собой мечту о вечном мире и социальном покое. Но на самом деле мы путали фасад – и реальную жизнь. Как-то я прошелся по Брюсселю из конца в конец, не только по его прекрасному центру, который так любят туристы, но и по тем бесконечным окраинам, где живут выходцы с востока. Более тяжелого впечатления, чем там, я, наверно, больше нигде в Европе не получал. Это мрачные, бедные, заброшенные, озлобленные поселения. Да, и во Франции тоже есть бедные пригороды, населенные мигрантами, но такого контраста между счастливой праздностью брюссельского центра, спокойствием, царящим в европейских офисах, и жизнью переселенцев, я там не видел. Вторая иллюзия – будто мы способны одинаково остро реагировать на все беды на планете, что мир психологически един. На самом деле мы куда острее переживаем то, что происходит в пределах Европы. Неделю назад произошел не менее страшный теракт в Анкаре, но наша общая реакция была куда слабее. Не потому что мы такие черствые: просто нам тяжелее поставить себя на место людей, живущих в Анкаре, чем на место людей, живущих в Брюсселе. Так же как людям, живущим в Анкаре, тяжело бывает, наверное, психологически поставить себя на место людей, живущих в Ираке, где теракты стали частью обыденности. Или в Сомали, или в Верхней Вольте, или на Гаити, где бывают несчастья, в том числе, и связанные с террором,  гораздо большие, чем способен вместить наш разум. Но мы все-таки острее сочувствуем европейцам.

http://pravmir.ru/aleksandr-arhangelskiy...

«Я не всегда помнил, в каком классе учатся мои дети». Александр Архангельский 31 августа, 2022. Александр Архангельский 7 главных цитат о школе и детях Фото: Анна Данилова Почему родителям не надо переживать из-за школы, «Правмиру» рассказал Александр Архангельский, отец четверых детей, писатель и профессор НИУ ВШЭ. Мы выбрали 7 главных его цитат из проекта «К доске!». Смотрите полную версию в видео. Об учебе детей Я не всегда помнил, в каком классе учатся мои дети. В школу я приходил два раза — 1 сентября, когда отводил [на линейку], и 25 июня, когда произносил речь на выпускном. Не очень понимаю, зачем? Учителя позвонят. Если что-то не так, тебя вызовут. Встревать в их бесконечные проблемы… Если есть проблемы, то ты каким-то образом о них узнаешь.  Последние года, когда уже подготовка к ЕГЭ, как всякий родитель, я вынужден был немножко подпихивать и под одно место подталкивать. Подпихивать надо. Но решение все равно в конечном счете должен принимать ребенок. Мне кажется, что родители про жизнь, а не про образование.  О хорошей школе — Я побаиваюсь супер-пупер школ. Если мы рано загоняем ребенка в систему выживания, то мы его губим. Мы думаем, что даем ему шанс, а сами этот шанс у него отнимаем.  Во-первых, ребенок не знает, кем он станет через 30–40–50 лет. Он три-четыре раза поменяет траекторию своего пути, а мы начинаем его вгонять в узкие профессиональные знания и рамки. Он должен уметь принимать решения. Он должен искать. Детство — это время поиска.  Он должен играть в опыт — в свой, в чужой, подражая взрослым, отвергая взрослых, подражая сверстникам, отвергая сверстников, меняясь, разворачиваясь поперек своего уже вроде бы выбранного пути. Поэтому я выбирал бы ту школу, где работают с личностью, где ребенку доверяют, где психику его не ломают, где при этом дают приличное стартовое образование. Мы должны почувствовать, что в этой школе работают с личностью, там понимают, что ошибки в знании можно поправить, а в личностном росте — не всегда.  О том, как не учиться позавчерашнему дню

http://pravmir.ru/ya-ne-vsegda-pomnil-v-...

«Спасибо вам, вы хорошо горели». Александр Архангельский – о том, как обесценились все его сбережения 10 апреля, 2020. Александр Архангельский Но жизнь на этом не кончилась Новости в последнее время все больше напоминают сводки с фронта. Люди болеют, врачи на пределе возможностей борются за их жизни, мы все оказались в вынужденной изоляции. И совершенно непонятно, как и на что мы будем жить завтра. Что же делать? Для начала — не унывать и рассказывать истории про то, как мы раньше переживали кризисы и психологически справились с ними. Начинает Александр Архангельский. Первый раз я разорился в приснопамятном 1991-м. Так сошлось, что в последний год перестройки на меня свалились приличные деньги: я был молод, жаден до работы, в издательствах меня уже знали, заказывали напропалую: предисловия, составление сборников, статьи; даже выпустили мою книгу в «Советском писателе», тиражом чуть ли не 20 тысяч. Поскольку все это вышло одномоментно, мне на сберкнижку разом перечислили сумму, которой в другие времена хватило бы на подмосковный дом.  Но уже никто ничего не продавал, все хотели только покупать; ясно было, что деньги сгорят, только мало кто догадывался, с какой скоростью: «Спасибо вам, вы хорошо горели».  В сентябре я уехал на двухмесячную стажировку в Бременский университет; жил в съемной комнате у добрых строгих старичков; в стоимость комнаты входил семейный завтрак, а к завтраку прилагалась добропорядочная немецкая газета. То ли «Франкфуртер Альгемайне Цайтунг», то ли «Ди Вельт», в общем, серьезная, не таблоид, а значит — с биржевыми курсами.  В курсах я ничего не смыслил, но с важным видом проглядывал их, закусывая чайной колбасой из маленького розового тюбика. И вдруг глаза у меня полезли на лоб: в разделе валют было пропечатано, что за доллар, который всю мою подсоветскую жизнь стоил 68 копеек, дают 100 рублей. Или 120. Или 140. Сколько именно — не так уж важно; важен лишь порядок цифр. Опечатка в солидной газете? Не может такого быть. Рубль подешевел в сто с лишним раз? Но такого не может быть тем более!

http://pravmir.ru/spasibo-vam-vy-horosho...

Фото: carabela.ru Свобода и совесть. Александр Архангельский — о Владиславе Крапивине Как получилось, что его книги полюбили дети нескольких поколений 1 сентября, 2020 Как получилось, что его книги полюбили дети нескольких поколений Фото: carabela.ru «Сегодня очень тяжело объяснить детям, про что написан “Кортик”, что там за такая страшная “военная тайна”, которая ставит ребенка перед выбором между жизнью и смертью. А у Крапивина конфликты понятные, потому что они вечные». Сегодня в Екатеринбурге ушел из жизни детский писатель Владислав Крапивин. Как он перешагнул границы советской литературы рассказывает Александр Архангельский, профессор ВШЭ.   Александр Архангельский У каждого поколения должен быть свой детский писатель, который говорит на языке этого поколения, помещает героя в те обстоятельства, в которые может себя представить помещенным это поколение. Но это можно делать талантливо и конъюнктурно, как, например, Анатолий Алексин в советское время, можно талантливо и почти без конъюнктуры, как это делали Виктор Драгунский и Николай Носов, а можно так, как будто дети в любую эпоху остаются просто детьми, и никакой идеологии не существует в принципе.  Это очень трудно. Даже такой крупный писатель, как Анатолий Рыбаков, в «Бронзовой птице» и «Кортике» без идеологии не обошелся. А такой великий писатель, как Аркадий Гайдар, на каркасе этой идеологии построил всю свою выдающуюся и мрачноватую прозу. Владислав Крапивин сумел рассказать о конфликтах этических, человеческих, поколенческих, возрастных, окружив их романтическим ореолом. Конечно, есть школа, есть пионерская организация, но не они важны. Это просто фон жизни. Крапивин сумел пройти узкой тропинкой, когда он создает приключенческую литературу, но приключения — это форма для проявления характера героя.  Он помещает действие в романтические декорации, это уже ясно по названиям. «Табакерка из бухты Порт Джексон», «Та сторона, где ветер», «Трое с площади Корронад», «Рейс “Ориона”», «Мальчик со шпагой» — уже сами названия говорят, что это истории про подростков, попадающих в необычные обстоятельства, удаленные от их обыденного мира. 

http://pravmir.ru/svoboda-i-sovest-aleks...

Александр Архангельский о трагедии в Париже: с кем мы – с жертвами или убийцами? 8 января, 2015. Александр Архангельский Французская культура относится к сатире по-другому. Не так, как наша и тем более арабская. Она ВСЕГДА про политику. Даже если «про бога» Теракт, произошедший в Париже, а также наше отношение к нему осмысляет писатель, публицист Александр Архангельский. Есть правило:  когда вы идёте на похороны, надо взять с собой цветы, принять скорбное выражение лица и не говорить гадости близким покойного. Это железное правило в  российском Фейсбуке было тотально нарушено; увы – в «православном сегменте» тоже. Сколько самоупоения собственной моральной правотой, сколько знания всех тайн истории; сколько язвительной благодарности: спасибо Тебе, Господи, что я не как этот бумагомарака. Тогда как выбор в эти дни предельно прост: между жертвой и убийцей. Кажется, нетрудно сделать, а? Что же до самих картинок, то они ислам не оскорбляли. По крайней мере, судя по тому, что видел я. Чего, кстати, не скажешь, о карикатурах «Шарли Эбдо» с использованием христианской символики; там бывало, прямо скажем всякое. И это мягко выражаясь. Но ведь никому из христиан в голову не приходило брать в руки оружие и идти «наказывать» редакцию или «хотя бы» бить в ней окна! Почему же нужно делать для кого-то исключение? Косвенно поддерживать насилие? Вставать на сторону террора или как минимум оправдывать его тем, что «эти сами нарвались». Есть еще одна важная вещь. Принимать ее совсем не обязательно, но как минимум нужно понять. Французская культура  относится к сатире по-другому. Не так, как наша и тем более арабская. Она ВСЕГДА про политику. Даже если «про бога». Французский художник, рисуя шаржи на икону или травестируя святыню, вплоть до прямого богохульства, думает никак не о религии, а о свободе. Он все время повторяет нам, что нет ни одного объекта, свободного от равенства в свободе. (Прошу прощения за тавтологию.) Перед смехом и сарказмом все равны ; это, если угодно, одна из главных традиционных ценностей французов.

http://pravmir.ru/aleksandr-arhangelskiy...

Александр Архангельский: Я доверяю молодому поколению Мы обречены пичкать детей знаниями, но есть еще и любовь 23 января, 2018 Мы обречены пичкать детей знаниями, но есть еще и любовь Разные языки, на которых разговаривают и думают родители и дети, – это не помеха, если в отношениях есть любовь. И хотя до заповеди «Возлюби ближнего своего» еще далеко, нравы сегодня стали мягче. Начинается другая эпоха, и перед молодежью будут стоять сложные задачи, считает Александр Архангельский. «Мы, наше общество, наша культура нуждаются в гуманизации как политической программе», — так Александр Архангельский закончил свое выступление на встрече с президентом России Владимиром Путиным, в котором говорил о давлении на деятелей культуры. «Правмир» поговорил с писателем, телеведущим и профессором Высшей школы экономики о современной школе, которая способна гуманизировать нравы, о государстве, которое может проявлять милость к тем, кто совершил ошибку, и о молодежи, перед которой в новую эпоху стоят сложные задачи. Скайп — это сложно, пока тебе не нужно поговорить с внуком — Ваша новая книга «Герои классики: продленка для взрослых» рассчитана в том числе на тех родителей, кто хочет на равных говорить со своими детьми. А как современным родителям на одном языке разговаривать с подростками, не только о литературе, а в целом? Есть ли цифровой разрыв и как его преодолеть? — Большого разрыва между родителями и детьми я не вижу. Потому что, во-первых, в жизнь вошло поколение цифровых мамочек, то есть женщин, которые начали расти в цифровую эпоху. И второе — главный мотив для любого человека — это связь с детьми и внуками, а когда встает вопрос этой связи, все цифровые проблемы исчезают в одну секунду. Например, если бы я сегодня снимал фильм «Мимино», где герои живут в горах и, наоборот, переезжают в столицу, то я бы начал его со сцены, где армянская бабушка в наушниках сидит в горном селе и разговаривает с внуком в Сан-Франциско по скайпу. Потому что скайп — это очень сложно, пока тебе не нужно поговорить с внуком. Когда тебе нужно поговорить с тем, кто для тебя дорог, дороже всего на свете, никакие технические проблемы для тебя уже не важны. Они исчезают.

http://pravmir.ru/aleksandr-arhangelskiy...

3. Экземплярский А.В. «Великие и удельные князья Северной Руси в татарский период с 1238г. по 1505г. " (Биографические очерки по первоисточникам и главнейшим пособиям), Москва, Терра-Книжный клуб, 1998 4. «Былины», «Современник», Москва, 1986 5. Савельев Е.П. «Древняя история казачества», Москва, «Вече», 2010 6. Тутов А. «Черный Ангел-Белый Ангел», Архангельск, 2005 7. Тутов А.,Беднов А. «Поморские беседы», Москва «Сказочная дорога», 2015 8. Тутов А. «Казачьи былины», Москва, «Сказочная дорога», 2016 9. Булатов В.Н. «Русский Север», Архангельск, издательство Поморского государственного университета им. М.В.Ломоносова, 1997 10. Шамбаров В. «Казачество. Путь воинов Христовых.», Москва, 2009. 11. Ясински М.Э., Овсянников О.В. «Пустозерск -русский город в Арктике», Архангельск, 2003 Александр Тутов, Анатолий Беднов г.Архангельск Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Ученые мира держатся за голову после этих данных с телескопа Московский школьник принудил целовать детей свастику: детали Мощный природный катаклизм произошел на границе трех стран Девушка отомстила визитерам театра, встретив их в гробу Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/analitika/2016/09/29/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010