С. 35, 41). Прп. Дамиан Юрьегорский. Фрагмент святцы на ноябрь. После 1959 г. Иконописец мон. Иулиналия (Соколова) (частное собрание) Прп. Дамиан Юрьегорский. Фрагмент святцы на ноябрь. После 1959 г. Иконописец мон. Иулиналия (Соколова) (частное собрание) Неск. икон с изображением Д. перечисляется в Главной описи церковного и ризничного имущества Юрьегорской Троицкой ц. Онежского у. за 1907 г. (ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 1829. Л. 8 об., 10, 26). Все они были написаны в XIX в. после пожара 1790 г. и восстановления храмов обители. Ц. во имя Св. Троицы была вновь построена в 1803 г., а в ее трапезе - теплый храм преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Под церковью с юж. стороны была устроена часовня для гробницы Д., «почивающего под спудом». В часовне «над гробом преподобного Диодора... гробница деревянная, строена в меру возраста человеческаго, на верхней стороне коей икона с изображением св. Николая Чудотворца и преп. Диодора Юрьегорского в молении пред Живоначальною Троицею». В предалтарном иконостасе ц. Введения Пресв. Богородицы во храм находился парный образ Д. и прп. Александра Ошевенского. Вблизи храма в 1890 г. была построена часовня «на месте кельи Диодора, в ней икона святого вместе с Александром Ошевенским». Изображение Д. встречается в группе подвижников XVII в. в стенописи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре, кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия (живопись поновлена в 70-х гг. XX в.); также на книжной миниатюре XIX в. (Соловецкий правосл. церк. календарь. 2000. С. 120). Д. изображен в группе Архангельских чудотворцев на иконе «Все святые, в земле Русской просиявшие» кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. письма мон. Иулиании (Соколовой) (ризница ТСЛ, опубл.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239), на авторских и совр. повторениях этого извода (напр., 1997 г. иконописца Н. Е. Алдошиной из иконостаса соименного придела московской ц. свт. Николая Чудотворца в Клённиках). Фигура святого в мантии и куколе, с раскрытой ладонью десницы и вертикальным свитком в левой покровенной руке включена под 20 нояб.

http://pravenc.ru/text/168756.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства АЛЕКСАНДРА (Червякова Мария Афанасьевна; 1873 – 1938), прмц. (пам. 30 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), схим. АЛЕКСАНДРА ДИВЕЕВСКАЯ (Мельгунова Агафия Семеновна; † 1789), схим., прп. (пам. 13 июня и в Соборе Нижегородских святых) АЛЕКСАНДРИЯ центр Александрийской Православной Церкви, второй по величине город Арабской Республики Египет, крупный морской порт на побережье Средиземного моря, в зап. части дельты Нила АЛЕКСАНДРОВ Владимир Владимирович (род. в 1870-дата смерти неизв.), свящ., первый правосл. миссионер в Канаде АЛЕКСАНДРОВ ОШЕВЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Каргопольском у. Олонецкой губ. близ Ошевенской слободы, основанной родственниками зачинателя мон-ря, прп. Александра Ошевенского, иером. Кириллова Белозерского мон-ря АЛЕКСАНДРОВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Александровской и Юрьев-Польской епархии Владимирской митрополии), в г. Александрове Владимирской обл. АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Саранской и Мордовской епархии), близ с. Кимляй, в Ковылкинском р-не Мордовии, первоначально жен. АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ Тишайший (1629-1676), русский царь (с 13 июля 1645) из династии Романовых, сын царя Михаила Феодоровича и царицы Евдокии Лукьяновны АЛЕКСИАНЕ (алексианки), в католич. Церкви орденское братство мирян для ухода за больными (особенно душевнобольными), возникло в XIV в. АЛЕКСИЙ Петрович Скворцов (1875 – 1938), сщмч. (пам. 21 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. АЛЕКСИЙ Петрович Кротенков (1878 – 1930), свящ., сщмч. (пам. 5 апр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСИЙ Николаевич Кузнецов (1871 – 1918), сщмч. (пам. 18 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. АЛЕКСИЙ Тютюнов (1892 – 1937), сщмч. (пам. 24 нояб., в Соборе Брянских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ.

http://pravenc.ru/rubrics/121236_12.html

Бабушка моя живет в Архангельской области в городе Котлас. Я стараюсь посещать ее каждый год. Обычно еду на машине – чтобы заехать в расположенные по пути следования святые места. В этом году решил построить маршрут так, чтобы побывать в городе Каргополь, о котором много читал и слышал. Тем более что из его окрестностей происходят мои родственники по отцу. Кстати, когда, общаясь в Каргополе с людьми, я говорил, что мои предки родом из этих мест, то слышал в ответ, что да, в этих краях живет много Черепановых. В Каргополе я осмотрел храмы, сохранившиеся до нашего времени, достопримечательности и решил съездить в Ошевенск. Это небольшое поселение в 50 километрах от Каргополя, знаменитое некогда Александро-Ошевенским монастырем и старинными деревянными храмами настоящей северной архитектуры. Настоятель монастыря иеромонах Киприан рассказал о прошлом обители, о ее нынешнем состоянии и предложил посетить место, где произошло одно из чудес, связанное с именем выдающегося подвижника XV века преподобного Александра Ошевенского. Мы поехали в деревню Хáлуй, которая расположена на берегу одноименной реки. Эта речка – уникальна: она уходит под землю в начале деревни, и в самом конце опять выходит на поверхность. Из жития преподобного Александра мы знаем, что по просьбе своих престарелых родителей он искал место, где бы неподалеку от них можно было бы обустроить монастырь. В те времена эта местность была достаточно плотно заселена, и найти подходящий участок для отшельнической жизни представлялось делом затруднительным. Практически все места, пригодные для жилья, принадлежали той или иной крестьянской общине. Селяне не хотели, чтобы возле них поселился монах: знали по опыту, что вокруг отшельника вскорости появится монастырь, которому затем «добросердечные» власть имущие пожертвуют окрестные земли, отобрав у крестьян. Так что преподобному пришлось сменить несколько мест, уступая нежеланию местных жителей. В одной из деревень – под названием Хáлуй – против преподобного выступили особенно ожесточенно. Уходя, святой Александр Ошевенский изрек пророчество: «Вы будете жить при воде, но без воды». После этого, по преданию, река, которая протекала через деревню, вдруг ушла под землю.

http://pravmir.ru/arhangelovo-chudo-v-ar...

1. С. 121-122; он же. РСв. 18823. Кн. 1. С. 325-338; 2008п. С. 139-143; Костомаров Н. И. Севернорус. народоправства во времена удельно-вечевого уклада. СПб., 1863. Т. 2. С. 358-360; СИСПРЦ. С. 144-145; Барсов Е. А. В. Пигин Иконография Изображение Л. представлено на иконе «Преподобные Лазарь и Афанасий Муромские чудотворцы» (МИИРК). Икона происходит из часовни-«футляра» над деревянной ц. Воскрешения прав. Лазаря из мон-ря в честь Успения Пресв. Богородицы на о-ве Мурма (Мучь) Онежского оз. (по преданию, церковь была построена Л. в кон. XIV в.; икона перемещена в Гос. историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи»; часовня-«футляр», 1886, сохр. в мон-ре). Икона датируется 1-й пол. XIX в., лик Л. под записью 2-й пол. XIX в. Святые изображены в рост в молении (руки подняты до уровня груди) Спасителю (в сегменте неба). Л.- с длинной темной бородой, на нем ряса охристого цвета, коричневая мантия с золотопробельным письмом, голубая схима, на голове куколь. Над головой надпись: «Св. пр(д). Лазарь Муром: чудо(о).». Образ Л. включен в иконографию Собора Карельских святых, напр., на иконах: «Образ преподобных отцов, в посте просиявших во стране Корельской» (1876, г. Куопио, Финляндия) - Л. изображен с небольшой окладистой бородой, лик широких пропорций, голова не покрыта; «Собор Карельских святых» (кон. ХХ - нач. XXI в., собор блгв. кн. Александра Невского в Петрозаводске) - с длинной бородой, ряса желтая, куколь на плечах, в руках держит красный крест и свернутый свиток. В. Г. Платонов Рубрики: Ключевые слова: ЕЛЕАЗАР (Севрюков; кон. XVI в. - 1656), прп. (пам. 13 янв., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/2462515.html

Архангельское отделение ИППО провело круглый стол по сохранению деревянных церквей 20 июня 2022 г. 15:38 Круглый стол по сохранению деревянных церквей Русского Севера провело архангельское отделение Императорского православного палестинского общества . Его участниками стали руководитель волонтерской организации «Общее дело» протоиерей Алексий Яковлев, депутат Государственной Думы ФС РФ Александр Спиридонов, председатель регионального отделения ИППО, спецпредставитель ИА Regnum в Арктике Владимир Станулевич, директор музея «Малые Корелы» Сергей Рубцов, руководитель Госкомитета Карелии по охране памятников Юлия Алипова, заместитель директора музея-заповедника «Кижи» Маргарита Кистерная, главный архитектор ЦНРПМ Сергей Куликов, учредитель медиа-холдинга «Бизнес-класс в Архангельске» Алексей Липницкий, настоятель Александро-Ошевенского монастыря игумен Феодосий (Курицын), архитектор Архангельской епархии Владимир Никитин, архитектор национального парка «Кенозерский» Вера Колтовая, археолог Института археологии РАН Алексей Беличенко, директор реставрационного предприятия «Модуль-Р» Алексей Сулицын и другие. В Архангельской области находится примерно половина всех деревянных церквей России. В стране 47% этих памятников находятся в аварийном состоянии. По контрактам Министерства культуры РФ реставрируются всего 3% деревянных церквей, на которых в год на всю страну выделяется примерно 70 млн.руб. Участники дал оценку состояния деревянных церквей Русского Севера и качества охраны этих памятников истории и культуры уполномоченными государственными органами, эффективности разделов действующих программ Министерства культуры РФ по реставрации деревянных церквей. Прошла дискуссия, следует ли реставрировать за большие деньги немногие памятники истории и культуры или вести противоаварийные работы на большом числе деревянных церквей. Участники круглого стола предложили сделать спасение памятников истории и культуры национальным проектом России, сделать возможным ремонт владельцами памятников без сложных разрешений инспекций. Многие предложения специалистов были направлены на «разбюрокрачивание» реставрации. Наиболее интересные выступления будут опубликованы ИА Regnum и архангельской газетой «Бизнес-класс». Предложения будут оформлены письмом депутата ГД РФ Александра Спиридонова и направлены в комитет по культуре Государственной Думы РФ и в Министерство культуры РФ. Архангельская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

ЕВ. 1887. 27; Леонид (Кавелин). Святая Русь. С. 186-187; Власий, иером. Николо-Улейминский мон-рь близ г. Углича. Ярославль, 1892; Зверинский. Т. 2. С. 238; О поставлении Никольской-Улейминской обители, когда и от кого начатся и кем и в какая лета создася//Яросл. ЕВ. Ч. неофиц. 1896. 9. С. 132-141; Прп. Паисий, Угличский чудотворец, и основание им угличского Покровского мон-ря. Ярославль, 1901. С. 7; Сергий (Спасский). Полный месяцеслов Востока. Т. 3. Прил. 3. С. 553; Ивина Л. И. Внутреннее освоение земель России в XVI в.: Ист.-геогр. исслед. по мат-лам мон-рей. Л., 1985. С. 33, 42-43, 46, 55-56, 67-68, 102; Николо-Улейминский мон-рь. Углич, 1995. В. В. Денисов, А. В. Кузьмин Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) ГЕРАСИМ (Григорий Михайлович; 1488/89-1554), прп. Болдинский (пам. 1 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) ДОРОФЕЙ († 1622), прп. (пам. в неделю 4-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псково-Печерских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Югский, Ярославский ИГНАТИЙ Ломский, Сарский, Ярославский, Вологодский († кон. XVI в.), прп. (пам. 28 дек. и 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) КИПРИАН († ранее 60-х гг. XVI в., Николаевский Тропский мон-рь), прп., Тропский, Ярославский (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), основатель Николаевского Тропского (Николо-Тропского) мон-ря ЛЕОНИД († 1549), прп., Пошехонский, Ярославский, основатель пустыни в честь Успения Пресв. Богородицы (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) АДРИАН ПОШЕХОНСКИЙ (нач. XVI в.–1550), прмч. (пам. 5 марта, 19 нояб. - обретение мощей и в Соборе Ростово–Ярославских святых) АДРИАН УГЛИЧСКИЙ († после 1504), прп. (пам. 26 авг., в субботу сырную, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/154253.html

Совр. иконы Н. находятся в ц. прп. Никандра Городноезерского в пос. Хвойная Новгородской обл., а также (поясные аналойные с частицами мощей) в ц. Казанской иконы Божией Матери во Владивостоке (2016, мастерская ТСЛ) и в ц. равноап. кн. Владимира в пос. Ливадия в г. Находке Приморского края (2017, мастерская Серафимовского мон-ря на о-ве Русском близ Владивостока), в соборе избранных святых Н. изображен на входных воротах в Валдайский Иверский мон-рь. Художники, видевшие керамический рельефный образ Н., стали изготавливать подобные произведения. Так, скульптор и иконописец А. А. Белашов в 1992 г. выполнил рельефную керамическую монохромную икону Н. по 2-му иконографическому типу (частное собрание). На ней Н., в длинной мантии и схиме с островерхим куколем, стоит слева на берегу оз. Городно; в его левой руке развернутый свиток. Справа за озером - часовня на фоне леса над местом захоронения преподобного, на пригорке расположена ц. Св. Троицы. В правом верхнем углу в облачном сегменте благословляющая десница Божия. Надпись на иконе: «Св. Пр: Никандръ чдотворецъ Гopoдhoeзepckiu». При создании этой иконы автор ориентировался на хромолитографию 1911 г. и копию иконы кон. XIX - нач. XX в., но творчески их переработал. О. А. Зверева Рубрики: Ключевые слова: ПАВЕЛ (X в.), прп. Ксиропотамский (пам. 28 июля - в Соборе Афонских преподобных), предполагаемый основатель мон-ря Ксиропотам АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АКАКИЙ СИНАЙСКИЙ (1-я пол. VI в.), прп. (пам. 3 или 7 июля 26 или 27, 29 нояб.и в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных) АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/2565252.html

Крестный ход памяти прп. Александра Ошевенского прошел в Архангельской области 25 июня 2007 г. 16:59 22 июня в селе Ошевенск (Каргопольский район Архангельской области) прошел крестный ход, посвященный памяти святого преподобного Александра Ошевенского. Об этом корреспонденту интернет-газеты «Православие на Северной земле» сообщила староста Ошевенского монастыря Тамара Рубцова. По её словам, возглавил молитвенное шествие настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи (г. Каргополь) иерей Виктор Пантин. В сельском приходе во имя святителя Иоанна Златоуста была совершена Божественная литургия. По окончании богослужения состоялся торжественный крестный ход к стенам Александро-Ошевенского монастыря. Эта обитель была основана преподобным Александром во второй половине XV века и разрушена в безбожное советское время. С хоругвями и иконами под пение молебна и акафиста преподобному шли к строениям древнего монастыря жители окрестных деревень, паломники и духовенство во главе с отцом Виктором. В этом году крестный ход объединил около ста верующих. «Крестный ход призван возродить в сердцах и молодых и старых память о земном подвиге преподобного Александра Ошевенского», — отметила собеседница газеты. «Православие на Северной земле» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/261654.htm...

Поздышевская. Часовня Александра Ошевенского. Часовня над источником /// Епархия неизвестна Деревянная часовня. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Освящена в честь: Александра Ошевенского Год постройки:приблизительно 2010 - 2016. Адрес: Архангельская область, Каргопольский район, д.Поздышевская Координаты: 61.695228, 38.754931 Проезд:От г. Каргополя по дороге на Ширяиху (на северо-запад) примерно 25 км до д. Поздышевская; от центра д. Поздышевская примерно 300 м на юго-запад, на берегу Святого озера Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В селе Поздышево Каргопольского района Архангельской области на средства благотворителей восстановлена разрушенная временем часовня преподобного Александра Ошевенского. Это еще один проект добровольцев движения «Общее дело», возрождающих деревянные храмы Русского Севера. 3.10.2015 http://tv-soyuz.ru/news/ В селе Поздышевская (ранее Поздышево) находится святой источник. Он был образован во времена крещения прп. Александром Ошевенским Святого озера, в 1453 году, в густой чаще леса. Все местные жители используют воду из источника и считают ее полезной и целебной. По преданию, когда Александру не здоровилось, он пил и обтирался родниковой водой. Источник в данный момент пользуется популярностью у жителей. Рядом с источником стоит небольшой деревянный крест. Жители сделали аккуратный мостик через ручей в виде деревянных балок, смотрится вполне естественно. Святость этих мест имеет большую историю и поддерживается прихожанами и послушниками монастыря. http://providenie.narod.ru/news/ Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=44625

В Александро-Ошевенском монастыре в Каргополе сгорел надвратный храм 11 декабря 2023 г. 16:41 9 декабря 2023 года в Александро-Ошевенском монастыре в Каргополе ( Плесецкая епархия   Архангельской митрополии ) сгорел надвратный Никольский храм 1834 года постройки. Пожар случился из-за того, что в храме прогорела печь, сообщили в монастыре. Настоятель обители игумен Феодосий (Курицын) рассказал, что пострадавших в результате пожара среди братии нет. Отопление в других помещениях монастыре печное, от пожара оно не пострадало; богослужения в монастыре продолжаются. Сгоревший храм был единственным действующим храмом монастыря, в нем регулярно совершались богослужения. В настоящее время в монастыре проживают два священника, один монах, один послушник и три трудника. Помощь монастырю можно оказать, отправив перевод по следующим реквизитам: Архангельский РФ АО «Россельхозбанк» г. Архангельск БИК 041117772 к/с 30101810000000000772 расчетный счет: 40703810248140000002 ИНН банка 7725114488 КПП банка 290143002 Получатель: МРО Православный приход «Архиерейское подворье Александро-Ошевенский монастырь» Плесецкой Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010