Ист.: Грамота царя Феодора Иоанновича Турчасовского стана выборным земским судьям об освобождении от податей деревень, полуурена и двора, принадлежащих Кожеезерскому мон-рю от 19 марта 1595 г.//АИ. Т. 1. С. 462-463. Лит.: Митрофан (Правоторов), иером. Описание Кожеозерской пуст. (в Архангельской губ.) от ее основания до наст. времени. СПб., 1882; Докучаев-Басков К. А. Подвижники и монастыри крайнего севера: Кожеозерский монастырь//ХЧ. 1886. 1/2. С. 266-291; Викторов А. Е. Описи рукописных собраний в книгохранилищах Св. России. СПб., 1890. С. 36, 177-178, 184-185; Никодим (Кононов), еп. Прп. Александр Ошевенский чудотворец и церк.-просветительское значение его обители. СПб., 1895; он же. Архангельский патерик. СПб., 1901. С. 81-82; Челмогорский В. Кожеозерский мон-рь//Архангельские ЕВ. 1901. 18. Ч. неофиц. С. 472-481; Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 372; Макарий (Веретенников), архим. Прп. Серапион Кожеезерский//АиО. 1996. 2(9). С. 5-14; Вкладная книга Кожеозерского мон-ря/Подгот.: А. С. Косцова. СПб., 2008. Кн. 1. С. 5, 10, 24-25, 29, 46, 48, 50, 66, 68, 202; Полетаева Е. А. Б-ка Кожеозерского монастыря: Вопросы реконструкции//Совр. проблемы археографии/Сост.: М. В. Карогодина. СПб., 2011. С. 138-152. Е. А. Полетаева Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIb. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей) АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря)

http://pravenc.ru/text/2577709.html

14 сент. 1823 г. в Троицком соборе Александро-Невской лавры еп. Ревельским Григорием (Постниковым) И. был возведен в сан архимандрита, назначен настоятелем 2-классного тихвинского Успенского мон-ря. 23 сент. сдал дела на Коневце. 29 сент. указом Новгородской духовной консистории был определен также благочинным тихвинских монастырей и членом Тихвинского духовного правления. 14 окт. прибыл в Тихвин. 24 февр. 1824 г. назначен также благочинным по Александрову Свирскому монастырю . По распоряжению Новгородской консистории, получив в дек. 1827 г. соответствующие материалы, к нояб. 1828 г. составил службу прп. Александру Ошевенскому , его Житие, написал слово на его память. Указом консистории от 23 марта 1829 г. предполагалось перевести И. настоятелем 1-классного Валдайского Святоозерского в честь Иверской иконы Божией Матери мон-ря , но вслед. прошения и по слабости здоровья указом Синода от 29 мая И. был оставлен в Тихвине. При И., начиная с 1831 г., были выполнены драгоценные оклады на иконы теплой церкви, включая храмовую Рождества Пресв. Богородицы. На пожертвование гр. А. А. Аракчеева вызолочена риза на местном образе Успения Пресв. Богородицы в соборе. Были написаны новый храмовый образ (1831) для Иоанно-Богословского придела, др. иконы. По инициативе настоятеля чудотворная Тихвинская икона была украшена золотой ризой (весом 21 фунт 38 золотников) с драгоценными камнями (1835-1836), изготовлен напрестольный серебряный золоченый ковчег (1849). Гр. Д. Н. Шереметев подарил к чудотворной иконе серебряный подсвечник (1843). При И. регулярно ремонтировали собор, теплую церковь, келейные корпуса и др. здания; были построены новые кельи (1831); были разбиты огород (1830) и фруктовый настоятельский сад (1839); пополнилась ризница. Мон-рь посещали вел. князья Николай Николаевич и Михаил Николаевич (1850). По делам обители И. посещал Новгород, в частности в 1843 г. побывал в Хутынском и Юрьевом монастырях, встречался с архиереем и А. А. Орловой-Чесменской , к-рая помогала Тихвинскому мон-рю.

http://pravenc.ru/text/389185.html

Согласно указу Синода от 20 авг. 1845 г., пустынь «с церквами, имуществом и капиталом» была возрождена и приписана к Александрову Ошевенскому мон-рю (НАРК. Ф. 25. Оп. 15. Д. 54/1182. Л. 68). Кроме работников, следивших за хозяйством, в ней жили иеромонах и послушник для регулярного богослужения. В 1867-1869 гг. по определению настоятеля игум. Викторина за пустынью присматривал свящ. Иоанн Покровский (Там же. Оп. 1. Д. 49/79. Л. 8 об.). 20 мая 1899 г. по указу Синода, полученному еп. Олонецким и Петрозаводским Назарием (Кирилловым), заштатная пустынь была отчислена от Ошевенского мон-ря и обращена в самостоятельный мон-рь с 7 монашескими вакансиями. Со 2-й пол. 80-х гг. XIX в. К. Ч. м. заведовали управляющие - иеромонахи Серапион (1887), Самуил (1889, 1891), Мелхиседек (1892), Архип (Мошняков; 1894-1899). В 1889 г. в К. Ч. м. проживали строитель иером. Самуил, 2 монаха, 3 указных послушника, 2 работника, а также коровница, в 1896 г.- управляющий (1894-1903) иером. Архип (Мошняков), иером. Иона, диакон, монах, 8 послушников, рабочие, в 1904 г.- настоятель (1904-1906, 1908-1916) иером. Герман, 2 иеромонаха, иеродиакон, 5 монахов, послушник, в 1907 г.- 2 иеромонаха, 2 иеродиакона, 5 монахов. В сер. XIX в. монастырский комплекс включал 2 храма, братский дом, скотный двор, гумно с ригой. В 1898-1899 гг. на средства каргопольского купца А. А. Лаврентьева и др. благотворителей к Богоявленскому храму пристроили придел во имя свт. Николая Чудотворца (НАРК. Ф. 2. Оп. 50. Д. 46/13. Л. 2 об.; Березин. 1899). 19 февр. 1899 г. еп. Олонецкий и Петрозаводский Назарий освятил обновленную церковь. Редкое для тех мест торжество привлекло множество паломников и гостей. В кон. XIX - нач. ХХ в. на территории монастырской усадьбы продолжались строительные работы: были возведены 2 братских корпуса, невысокая каменная ограда с башенками по углам, за которой размещались хозяйственные службы, изба для рабочих и новая баня на р. Лёкшма. В 1900 г. крестьянин Е. Полежаев построил на свои средства каменную часовню «при дороге, идущей из Каргополя в Пудож, на повороте с этого тракта в пустынь».

http://pravenc.ru/text/1840463.html

1892. 69. С. 738-741). В 1896 г. в башне корпуса по зап. стороне ограды был устроен и после 1901 г. освящен деревянный на каменном основании надвратный Иоанно-Рильский храм. Помимо 3 храмов в обители находились сохранившиеся в перестроенном виде настоятельский (1856) и братский (1892) корпуса, просфорня (1890). С 1896 г. монастырь окружила каменная ограда в виде неправильного шестиугольника. В обширном деревянном 2-этажном корпусе с башней с сев.-зап. стороны на верхнем этаже находились настоятельские покои (4 комнаты во 2-м этаже, в сев. части), общий зал (по западной стороне), «покои для приезжающих особ», канцелярия и кладовая; на нижнем этаже - трапезная. Была возобновлена и поставлена на булыжный фундамент обширная часовня св. Никиты. На месте алтаря сгоревшей Благовещенской ц. был поставлен крест. Прав. Иоанн продолжал поддерживать пустынь до своей кончины: так, в нач. 1907 г. от него поступило 400 р. пожертвований. Мон-рю также принадлежала часовня на 47-й версте Олонецкого тракта. 19 янв. 1909 г., по пути в Петрозаводск, в Н. м. совершил литургию новоназначенный Олонецкий еп. Никанор (Надежин) . Он же посещал с.-петербургское подворье обители. 9-11 июня 1909 г. Синод постановил «Задне-Никифоровскую нештатную общежительную мужскую пустынь, в Олонецком уезде, наименовать Важеозерско-Никифоро-Геннадиевскою» (ЦВед. 1909. 32. С. 310). 9 февр. 1899 г. настоятелем пустыни и наблюдателем ее столичного подворья назначен настоятель Александрова Ошевенского монастыря игум. Митрофан (Воезерский). С его уходом на покой по прошению от 17 дек. 1901 г. пустынью управлял иером. Георгий (утвержден в должности 28 янв. 1903, с 1907 игумен). Свой монашеский путь он начал в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре , откуда перешел в Свирский мон-рь. Многие годы он пребывал в духовном общении с о. Иоанном Кронштадтским: летом 1903 г. сопровождал его в с. Сура, а в день кончины пастыря находился в Кронштадте и сопровождал его тело в столицу. С 7 мая 1912 до 23 окт. 1917 г. настоятелем Н.

http://pravenc.ru/text/2565546.html

Сохранились изображения К. Ч. м. на иконах XIX в. (см.: Мелютина. 2008), в рукописи ГИМ. Барс. 794 (рисунок Докучаева-Баскова 1871 г.) и на фотографиях нач. XX в. (в фондах КИАМЗ). Арх.: Переписная книга Каргопольского у., 1648 г.//РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Кн. 168. Л. 488-488 об.; Ведомости об упраздненных мон-рях Олонецкой епархии, 1769 г.//РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 2457. Л. 133-135; Описание Челмогорской пуст., сер. XIX в.//ОПИ ГИМ. Ф. 450: Собр. Е. В. Барсова. Д. 698; Главная церковная и ризничная опись приписной к Александро-Ошевенскому мон-рю Челмогорской пуст., 1888 г.//ГААО. Ф. 1514. Оп. 1. Д. 213. Л. 50-59; НАРК. Ф. 2: Олонецкое губернское правление. Оп. 50. Д. 46/13. Л. 2 об. (Об утверждении проекта на перестройку каменной Богоявленской ц. в Кирилло-Челмогорской пустыни); Ф. 25: Олонецкая духовная консистория. Оп. 1. Д. 49/79 (Дело о выводе из Александро-Ошевенского мон-ря игум. Викторина в 1869 г.); Д. 68/3 (О состоянии Олонецкой епархии за 1887 г.); Д. 72/15 (Рапорт благочинного свящ. И. Енохова со сведениями о состоянии Челмогорской пуст. за 1892 г.); Д. 85/22 (О ревизии мон-рей и пустыней Олонецкой епархии в 1905 г.); Оп. 3. Д. 17/298. Л. 202 (Сведения о состоянии Челмогорской пустыни за 1892 г.); Оп. 4. Д. 63/1. Л. 204 (О пожертвованиях в церкви и мон-ри Олонецкой епархии в 1900-1902 гг.); Оп. 15. Д. 6/128 (Ведомости церквей г. Каргополя и его уезда за 1819 г.); Д. 9/177 (Ведомость о церквах Челмогорской пустыни за 1826 г.); Д. 54/1182 (Ведомости о церквах и причтах г. Каргополя и его уезда за 1854 г.). Ист.: Докучаев-Басков К. А. История Челменской пуст.//ХЧ. 1889. Ч. 2. 7/8. С. 223-256; 9/10. С. 477-512; Пигин А. В. Мат-лы к истории Кирилло-Челмогорского мон-ря: (Соч. свящ. Ф. И. Гурьева, XIX в.)//УЗ Петрозаводского гос. ун-та. Сер.: Обществ. и гуманит. науки. 2013. 5(134). С. 12-23. Лит.: ИРИ. Т. 6. С. 654, 698; Барсов Е. В. Алфавитный указатель мон-рей и пустынь, упраздненных и существующих в Олонецкой епархии, с их настоятелями//Памятная книжка Олонецкой губ.

http://pravenc.ru/text/1840463.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДРОВ ОШЕВЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Каргопольском у. Олонецкой губ. близ Ошевенской слободы, основанной родственниками зачинателя мон-ря, прп. Александра Ошевенского , иером. Кириллова Белозерского мон-ря . Начало мон-рю было положено в 1452-1469 гг., строительством руководил отец преподобного, крестьянин Никифор Ошевень. Благословение на строительство А. О. м. было дано свт. Ионой , архиеп. Новгородским, а первые земельные владения пожалованы новгородской боярыней Анастасией. С самого основания А. О. м. прп. Александр ввел в нем строгий общежительный устав (см. Общежительные монастыри ). В XV в. в обители подвизались многие близкие родственники святого, а также местные жители. Перед кончиной прп. Александр поручил настоятельство в мон-ре своему брату иноку Леонтию. Первый монастырский храм, построенный прп. Александром, был освящен во имя свт. Николая Чудотворца. К XVI в. в обители было 2 деревянных храма, колокольня, хозяйственные и жилые постройки и ограда, запечатленные на многочисленных местных иконах прп. Александра. В XVIII-XIX вв. сложился каменный ансамбль мон-ря: в 1707 г. был освящен двухэтажный соборный храм: верхний - в честь Успения Пресв. Богородицы, нижний - в честь Сретения Господня. В особом приделе нижнего храма находились под спудом мощи прп. Александра. В 1752 г. был построен каменный братский келейный корпус. По плану реконструкции обители в 1834 г. построены каменная ограда с надвратной Никольской ц. и настоятельскими кельями. В 1900 г. была возведена деревянная Покровская ц. Согласно описи 1700 г., к мон-рю было приписано 130 крестьянских дворов, в сер. XVIII в. число монастырских крестьян составляло 657 чел. По штатам 1764 г. мон-рь был отнесен к 3-му классу. В нач. XX в. А. О. м. владел 208 дес. земли и получал 669 р. 54 к. ежегодного казенного пособия. В 1919 г. мон-рь был закрыт. К 2000 г. здания мон-ря были почти полностью разрушены, сохранились остатки стены с 4 башнями и настоятельский корпус.

http://pravenc.ru/text/64480.html

м. на монастырские владения. В 1599 г. на щедрые пожертвования (200 р.) царя Бориса Годунова были куплены 4 деревни (Кернешка, Клещеево, Канзопелда и Пиява), расположенные на р. Онеге. Мон-рю были пожалованы солеварни и тони на летней стороне Белого м. Возможно, среди богатых пожертвований царя Бориса Годунова находилась часть имущества опального кн. И. В. Сицкого. В нач. XVII в. К. м. принадлежал двор в Турчасове, в котором проживало 11 бельцов. При игум. Авраамии было приобретено значительное количество пахотной и сенокосной земли, «разныя доли в рыбных - речных и озерных тонях, и в соляных варницах, и другия угодья в виде мельниц, амбаров и тому подобных строений» в деревнях Клещепольской (в 1618 и 1619), Степановской (в 1619 и 1615), Андреевской (в 1619), Пешалимской (в 1615 и 1619), Филипповской (в 1623 и 1629), Радионовской (в 1623), Пустосмеховской (в 1619), «на Малой Шуйке… нынешняго Малой Кернешке», в Турчасове (в 1611 и 1629) Каргопольского у. и в нек-рых др. местах. ( Челмогорский. 1901. 19. С. 505-506). В «Рукописном сборнике копий с древнейших документов Кожеозерского монастыря», к-рый в нач. XX в. хранился в обители, зафиксировано более 140 купчих и вкладных грамот. После кончины опального кн. Сицкого игум. Авраамий возбудил ходатайство о пожаловании мон-рю р. Кожи за ежегодное «торжественное поминовение» князя-инока Сергия (Сицкого) с пением «панихид и обедни с собором». Царской грамотой 1617 г. (на вечное поминовение инока Сергия) К. м. была передана р. Кожа «до устья и по деревню Чижонку» (Там же. С. 506). Игум. Авраамий заботился и об охране от возможных расхищений «приобретенных обителью владений». Так, 1 июня 1617 г. им были «отмежеваны спорныя пожни» К. м. от пожен Соловецкого и Александрова Ошевенского монастырей, а также от пожен крестьян Пияльской вол. 7 янв. 1624 г. некоторые крестьяне Нименской вол. дали игумену расписку в том, что обязуются «не сечь дров за межою у Белаго ручья». 19 марта 1635 г., при игум. Ионе, царь Михаил Феодорович освободил К.

http://pravenc.ru/text/1841668.html

Прп. Кирилл Челмогорский. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы в Архангельске. 2010 г. Иконописцы С. Г. Егоров, И. И. Лапин Прп. Кирилл Челмогорский. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы в Архангельске. 2010 г. Иконописцы С. Г. Егоров, И. И. Лапин Во 2-й пол. XVII в. Челмогорская пуст. была приписана к Кийскому Крестному мон-рю, в XVIII в.- к каргопольской Спасской обители, а во 2-й пол. XIX в.- к Александрову Ошевенскому мон-рю. Т. о., появились иконы основателей каргопольских обителей, объединенных в одной композиции. В алтаре церкви свт. Николая Чудотворца Ошевенского монастыря в кон. XIX в. хранилась икона «Преподобные Кирилл Челмогорский и Александр Ошевенский» (ГААО. Ф. 1514. Оп. 1. Д. 213. Л. 7). Икона «Преподобные Александр Ошевенский, Пахомий Кенский, Никодим Кожеезерский и Кирилл Челмогорский - Каргопольские чудотворцы» XVIII в. под металлическим окладом кон. XIX - нач. ХХ в. находится в ц. Рождества Пресв. Богородицы Каргополя. Святые представлены в рост, попарно, в молении Иисусу Христу; К.- справа, вместе с прп. Никодимом, облачен в мантию и схимнический куколь, в правой руке - свиток. Длинная борода святого внизу раздвоена, что подчеркнуто вырезом в окладе. Преподобные К. и Пахомий Кенский представлены в клейме живописной рамы с композицией «Коронование Богоматери» и образами избранных святых, созданной каргопольским иконописцем в кон. XVIII в. (КИАМЗ). Здесь изображены и др. святые, почитавшиеся в Каргополье: преподобные Макарий Унженский, Александр Ошевенский, Зосима и Савватий Соловецкие (Святые каргопольской земли. 2002. Кат. 24). Ростовой образ К. напротив изображения прп. Макария Унженского помещен на поле иконы «Преподобный Александр Ошевенский, с видом Ошевенского монастыря» кон. XIX в. (из с. Ошевенского Каргопольского р-на Архангельской обл., КИАМЗ; см.: Там же. Кат. 10). Этот образ, незамысловатый по мастерству и технике исполнения, написан каргопольским мастером, к-рый также является автором иконы «Святитель Николай Чудотворец и преподобные Александр Ошевенский, Зосима и Савватий Соловецкие, Кирилл Челмогорский» кон. XIX в. из часовни в дер. Низ в с. Ошевенском (АГМДЗиНИ). К. изображен в рост крайним справа, голова покрыта синим куколем, в руке четки (надпись: «Пр. Кирилъ Челмогор.»).

http://pravenc.ru/text/1840277.html

XVII в.- к Саввинову Сторожевскому мон-рю, упразднена в 20-х гг. XVIII в.), балахнинский Покровский (мужской, в г. Балахне; основан в 1-й пол. XVI в., упразднен в 1783), балахнинский Христорождественский (женский, в г. Балахне; основан не позднее сер. XVI в., упразднен в 1764), Черноезерская Троицкая (Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, пуст., Соловецкая пуст. на Красной горе; мужская, близ совр. с. Троицкого Воскресенского р-на; основана в 60-70-х гг. XVI в., упразднена, вероятно, в 10-х гг. XVIII в.), нижегородский Симеоновский (мужской, в Н. Новгороде; основан в 1574, упразднен в 1715), нижегородский Успенский (мужской, в Н. Новгороде; основан не позднее XVI в., в 1593 приписан к арзамасскому Спасскому мон-рю, упразднен в 1621), Троицкий в Березопольском стане (основан не позднее 2-й пол. XVI в., в 1598/99 отдан «пустым» Дудину Амвросиеву Николаевскому мон-рю), нижегородский Духов (мужской, в Н. Новгороде, в Нижегородском кремле; основан в 1574, упразднен в 1764), Воскресенский Матюшевский (мужской, в совр. с. Матюшеве Сосновского р-на; основан между 1588 и 1608, в 1614 приписан к Дудину Амвросиеву Николаевскому мон-рю, упразднен не ранее 70-х гг. XVII в.), Дорофеева Успенская (муж. пустынь, в совр. с. Дорофееве городского окр. Сокольский; основана в 80-90-х гг. XVI в., с 1655 приписана к Саввинову Сторожевскому мон-рю (по др. сведениям, позднее - к Кривозаозерскому (Кривоезерскому) мон-рю), упразднена в 1708), Казанская-Великовражская (муж. пустынь, в совр. с. Великий Враг Кстовского р-на; основана в кон. XVI в. (по нек-рым данным - в XIV в.) как приписная к Симонову Новому московскому в честь Успения Пресвятой Богородицы мужскому монастырю , упразднена в 1724), Скоробогатовская «Пречистыя Богородицы» (муж. пустынь, в совр. дер. Скоробогатово Ковернинского р-на; основана ок. 1604/05, впервые упом. в 1606, приписная к Дудину Амвросиеву Николаевскому мон-рю, упразднена в 70-х гг. XVII в.), Пелеговская Богоявленская (Троице-Сергиева Богоявленская) (муж. пустынь, на р.

http://pravenc.ru/text/2565202.html

Закрыть itemscope itemtype="" > 100-летие Александро-Невского братства и Сойкинская святыня на земле кингисеппской 17.01.2018 2113 Время на чтение 3 минуты 1 и 6 февраля 2018 года в Александро-Невской Лавре пройдут праздничные мероприятия, посвященные 100-летию основания Александро-Невского братства. 1 февраля в день памяти священномученика Петра Скипетрова в Свято-Троицком соборе монастыря состоится праздничная Божественная литургия. Начало богослужения в 10:00. По завершении литургии - благодарственный молебен и крестный ход к могиле священномученика Петра на Тихвинском кладбище Лавры. В Древлехранилище Александро-Невской Лавры откроется специальная выставка к 100-летию братства. Предметы для экспозиции предоставлены, в том числе музеем новомучеников при Скорбященском храме на Шпалерной улице. Протоиерей Петр Скипетров - один из первых петербургских новомучеников. День его мученической кончины - 1 февраля 1918 года - считается днем основания Александро-Невского братства. 6 февраля в 18:00 в духовно-просветительском центре Александро-Невской Лавры «Святодуховский» состоится открытие фотовыставки «К 100-летию Александро-Невского братства» и презентация книги историка М.В. Шкаровского «Сто лет Александро-Невского братства: история и современность». В 19:00 пройдет вечер памяти и праздничный концерт с участием «Владимирского русского оркестра» Владимирской областной филармонии под управлением заслуженного деятеля искусств России Анатолия Антонова. В вечере памяти примут участие представители духовенства и общественных организаций Владимирской области - родины священномученика Петра Скипетрова. Напомним, Александро-Невское братство - общественное объединение мирян и священнослужителей Русской Православной Церкви, созданное в начале XX века для защиты Александро-Невской Лавры и монастырских святынь, а также сохранения и развития христианского просвещения. Днем основания братства считается 1 февраля 1918 года - день убийства в Александро-Невской Лавре протоиерея Петра Скипетрова, одного из первых петербургских новомучеников, глубоко почитаемого членами современного Александро-Невского братства.

http://ruskline.ru/opp/2018/yanvar1/17/1...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010