Архимандрит Досифей  (в миру Нилов Димитрий Нилович; 15 октября 1872 – 11 июля 1939) – настоятель Александро-Ошевенского монастыря. Родился в д. Лисицино Вышневолоцкого уезда Тверской губернии в семье крестьянина. 5 января 1899 г. поступил в Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь. 3 августа 1900 г. командирован на петербургское подворье обители на послушание. В монашество пострижен 17 июня 1902 г. Рукоположен в иеродиакона 6 августа 1902 г., в иеромонаха – 26 мая 1903 г. 26 ноября 1913 г. назначен управляющим Санкт-Петербургским подворьем Александро-Свирского монастыря. Благочинный, духовник подворья этой обители. 31 июля 1915 г. назначен управляющим Александро-Ошевенским монастырем. С 1915 г. и до закрытия монастыря большевиками – настоятель этой обители. После закрытия монастыря проживал в г. Каргополе. В 1926 г. был арестован и приговорен к 6 месяцам тюрьмы. В 1930 году осужден вторично и выслан на 10 лет. После досрочного освобождения в 1933 г. проживал в д. Погост Приозёрного района Архангельской области. Каждый раз после ареста архимандрит Досифей восстанавливал духовную жизнь монастыря в миру, служил панихиды, исповедовал. 21 сентября 1937 года арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации». 11 октября 1937 г. приговорен к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. Умер 11 июля 1939 г. Погребен на кладбище Шудогского совхоза Локчимлага НКВД, могила 364.   Архимандрит Сергий  (в миру Сребрянский Митрофан Васильевич; 1 августа 1870 – 6 апреля 1948) – преподобноисповедник. Сын священника. В 1892 г. окончил в Воронежскую духовную семинарию, в 1893 г. женился на дочери священника села Владычня Тверской епархии Ольге Владимировне Исполатовской. С 1893 г. – диакон Стефановской церкви Острогожского уезда Воронежской губ., с 1896 г. – священник 47-го драгунского Татарского полка, с 1897 г. – настоятель Покровского храма 51-го драгунского Черниговского полка, шефом которого была великая княгиня Елисавета Феодоровна. В 1904–1905 гг. вместе с полком – на русско-японской войне.

http://pravoslavie.ru/104514.html

«Мы из калининской тюрьмы, мучеников за Христа привезли. Принимай, отец…» «Отец, не бойся. Господь посреди нас!» – «Откуда вы?» – «С того берега, на лодке сюда переправились. Мы из калининской тюрьмы, мучеников за Христа привезли. Принимай, отец. Их недавно, в первом часу ночи, расстреляли. Они все священники Новокарельского района . Среди них большой чин, игумен. Приказ нам их на дачу везти, известью засыпать, чтобы и мощей от них не осталось. Добивались от них, чтобы оговорили владыку Фаддея Тверского и себя». Священник задумался ненадолго, куда их похоронить. «В могилы тела прикопать нельзя. Увидят, что много их. Да и подмораживает. Несите в церковь, под полом алтаря прикопаем». Уже светало. Прощались со священником. Священник благословлял и долго еще крестил их вслед. Рейтинг: 10 Голосов: 862 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10   Игумен Феодорит  (в миру Григорьев Феодот Григорьевич; 11 мая 1868 – 13 ноября 1937) – духовник Александро-Свирского монастыря. Уроженец деревни Задниково Тверской губернии. Прежде чем избрать монашеское поприще, служил в армии унтер-офицером. В 1896 г. поступил в Свято-Троицкий Александро-Свирский мужской монастырь. В 1898 г. переведен на петербургское подворье обители, где исполнял послушание свечника. В монашество пострижен 17 января 1899 г. Иеродиакон с 5 августа 1899 г., иеромонах с 6 августа 1899 г. В марте 1909 г. назначен управляющим Александро-Ошевенского монастыря. С июня 1909 г. – благочинный Кирилло-Челмогорской пустыни. В 1915 г. возвращен в число братии Александро-Свирского монастыря духовником обители. В 1930-е гг. вернулся на родину, жил в селе Толмачи Новокарельского (ныне Лихославльского) р-на Калининской обл. Служил священником Богоявленской церкви этого села. В 1936 г. по подозрению в шпионаже был под следствием и привлекался к уголовной ответственности по ст. 125 УК за сбор сведений о наличии верующих в районе. 11 сентября 1937 г. арестован вторично. 11 ноября тройкой при НКВД по Калининской обл. осужден по ст. 58-10 и 58-11 УК РСФСР и приговорен к расстрелу.

http://pravoslavie.ru/104514.html

• Свято озеро • Исчезающая река Халуй уходит под землю на одном конце деревни Халуй, а выходит – на другом, километрах в полутора от места ухода. Перед тем, как уйти, река разделяется на два рукава. Вода левого входит в тупик с обрывистым берегом и исчезает в этой воронке. Там наверху стоит крест, обвешанный приношениями. Правый рукав иного характера: вода в нем течет, течет и вдруг – все, только пена. Престольные праздники [ править править код ] Надвратная церковь: Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель - 22 мая, 19 декабря Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Александро-Ошевенский мужской монастырь Александро-Ошевенский мужской монастырь Александро-Ошевенский мужской монастырь Как добраться [ править править код ] Адрес : Архангельская обл., Каргопольский р-н, с. Ошевенское, д. Погост. До г. Каргополь можно добраться поездом или автобусом. Из Архангельска до Каргополя ходит автобус отправление раз в сутки, в 7.00 (время в пути 12 часов). Ближайшая железнодорожная станция Няндома (г.Няндома). Расстояние от Каргополя до Няндомы по автодороге - 80 км. Из Няндомы ходит автобус до Каргополя 976), движение по расписанию несколько раз в сутки (время в пути 1,5 часа). Далее автобусом 304 от Каргополя до Ошевенска (40 км). Паломнику [ править править код ] Александро-Ошевенский мужской монастырь приглашает православных паломников принять участие в монастырских богослужениях, поклониться святыням, познакомиться с историей монастыря и его духовным наследием. Монастырь обеспечивает проживание только тем, кто трудится в обители. Условия проживания скромные. Необходимо трудиться вместе со всеми насельниками монастыря на послушаниях и подчиняться внутреннему распорядку обители. Работы в обители много, есть работы достаточно тяжелые, но каждому найдется работа по его силе. Обязательно посещение Богослужений. Желающим приехать потрудиться на благо монастыря необходимо предварительно получить благословение о. Киприана, наместника монастыря и согласовать время и продолжительность пребывания.

http://azbyka.ru/palomnik/Александро-Оше...

Часовня была выстроена в стиле храмов русского Севера, по схеме “восьмерик на четверике”. 27 июля 1907 г. она была освящена. В 1909 г. часовня была расширена и стала своим видом походить на небольшой храм. Повторное освящение состоялось 20 июля 1909 году. У окрестных жителей часовня пользовалась большой любовью. Монахи покинули подворье в 1919 г. С декабря 1927 г. до своего закрытия в январе 1931 г.  часовня принадлежала иосифлянам. В 1930-е гг. ее здание использовалось под кладовую общежития сахарного склада и молочной фермы. До нашего времени оно не сохранилось, дата сноса часовни не установлена. В Александро-Ошевенской обители в 1922 г. остались только последний настоятель о. Досифей и монах Димитрий. В том же году по инициативе коммуниста М.Попова в присутствии местных жителей, представителей волостного и уездного советов была вскрыта рака святого. Кощунники продемонстрировали народу пустую раку, чем якобы «обличили попов» в обмане. С этого момента монастырь считался закрытым. Постепенно он был превращён в развалины. В конце 1960-х гг. был затронут вопрос о реставрации монастыря, которая не была осуществлена. Постройки использовались до 1970-х гг. под хозяйственные нужды (в монашеском корпусе была школа). 15 марта 2001 г. епископ Архангельский и Холмогорский Тихон благословил воссоздание монашеской общины Александро-Ошевенского монастыря и организацию восстановительных работ. Первым настоятелем современного периода стал иеромонах Феодосий. О. Феодосий успел сделать многое. Очистил монастырь от мусора, отремонтировал часовню, оживил деятельность прихода, открыл воскресную школу. Но в июне 2002 г. он покинул монастырь в связи с болезнью. В монастыре стала возрождаться монашеская жизнь, усилиями настоятеля монастыря иеромонаха Киприана. Проведены работы по реконструкции крыши Свято-Никольского надвратного храма, где весной 2009 г. был установлен иконостас и ведутся службы. В братском корпусе были утеплены и благоустроены две келии. Отремонтирована колокольня Успенского собора, приобретены колокола.

http://sobory.ru/article/?object=07397

Под мирным покровом лавры находятся и все духовно-учебныя заведения Петербурга: духовное училище, семинария и академия. Главный праздник в лавре, привлекающий сюда множество богомольцев, бывает 30 августа – память св. князя Александра Невского. На Выборгской стороне, в Шлиссельбургском участке, на берегу Невы находится Лаврская Киновия, состоящая в ведении Александро-Невской лавры. При этой Киновии состоит особый игумен, управляющий живущей здесь небольшой братией. Монастырские мужские подворья Благовещенское подворье, состоящее в ведении Св. Синода. Оно предназначено для приезжающих в Петербург епископов, вызываемых для присутствования в Св. Синоде. Валаамское подворье, Валаамского мужского монастыря, Выборгской губернии, находится на Калашниковском проспекте. Подворье Александро-Ошевенского монастыря (Олонецкой губ.), построенное иеромонахом Иоакимом, находится на Б. Охте, Абросимова улица. Подворье Александро-Свирского монастыря  находится на Разъезжей улице.  Подворье Городецкого Феодоровского монастыря (Нижегородской губ.) находится на Полтавской улице, возле товарной станции Николаевской железной дороги. Подворье Гуслицкого Преображенского монастыря (Московской губ.) помещается на Невском проспекте, на углу Думской ул. Подворье Задне-Никифоровского монастыря (Олонецкой губ.) находится за Невской заставой, на Московской улице. Подворье Коневского монастыря (Выборгской губ.) помещается на Загородном проспекте. Подворье Красногорского монастыря (Архангельской губ .) помещается на Георгиевской ул. Большой Охты. Подворье Ново-Афонского монастыря (Кутаисской губ.) помещается на Забалканском проспекте. Подворье Пекинского Успенского монастыря  помещается на Воронежской улице. При этом подворье устроено общество трезвости, обнимающее собой 25.000 чел., и ведутся религиозно-нравственные беседы. Подворье Старо – Ладожского монастыря  находится на Забалканском проспекте. Подворье Троицкого Лютикова монастыря (Калужской губ.) находится в Лесном, на углу Большой и Спасской улиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

В отделе рукописей Библиотеки РАН журналистам показали материалы библиотеки Александро-Свирского монастыря, которая насчитывает 113 рукописей. Собрание включает богослужебные, богословские книги, переводы с греческого языка, сочинения по мировой истории с дополнениями о Московском царстве. Особый интерес представляют рукописные сборники с житиями русских святых - основателей монастырей: преподобных Александра Свирского, Александра Ошевенского, Кирилла Новоезерского, а также жития святителей - епископа Новгородского Никиты, патриарха Никона. Сохранились описания монастыря, составленные " книжными " монахами. Заведующая научно-исследовательским отделом рукописей Библиотеки РАН Мария Корогодина подчеркнула, что оцифровка рукописей не только имеет большое значение для реконструкции библиотеки Александро-Свирского монастыря, но и делает архивные документы доступными для исследователей посредством удаленной работы. В фонде библиотеки хранятся тексты с момента создания обители, а также рукописи XII-XIII веков, которые не были написаны в монастыре, но хранились там. Для хранения рукописей важно следить за температурно-влажностным режимом, поэтому изготавливаются микроклиматические контейнеры, которые располагаются в книжных шкафах. Это коробки из бескислотного картона. Журналистам показали процесс оцифровки рукописей, включающий несколько этапов: сканирование, контроль качества, постобработка в графическом редакторе, повторный контроль качества и внесение оцифрованного документа в фонд библиотеки. О двух важных рукописях, находившихся в данный момент в процессе сканирования, рассказала старший научный сотрудник рукописного отдела РАН Вера Подковырова. Это ирмологион - нотная рукопись конца XVIII века, которая использовалась во время богослужения, и литийный Синодик, в котором записаны имена патриархов, епископов, великих князей и монашеских родов для поминовения в обители. Аналогов рукописям библиотеки Александро-Свирского монастыря нет ни в одном хранилище. ИА " Вода живая " ,

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Ошевенское. Александро-Ошевенский монастырь. Церковь Николая Чудотворца. Церковь. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:1834. Адрес: Архангельская обл., Каргопольский р-н, с.Ошевенское Координаты: 61.857838, 38.780743 Проезд:Из Каргополя на север через Воробьевскую, Погост Наволочный 45 км Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. По плану реконструкции обители в 1834 г. построены каменная ограда с надвратной Никольской церковью и настоятельскими кельями. 15 марта 2001 г. Тихон епископ Архангельский и Холмогорский благословил воссоздание монашеской общины Александро-Ошевенского монастыря и организацию восстановительных работ. Настоятелем стал иеромонах Феодосий, он очистил монастырь от мусора, отремонтировал часовню, оживил деятельность прихода, открыл воскресную школу. Но в июне 2002 г. иеромонах Феодосий покинул монастырь в связи с болезнью. В настоящее время обитель постепенно возрождается усилиями настоятеля монастыря иеромонаха Киприана. Проведены работы по реконструкции крыши Свято-Никольского надвратного храма. В нем совершаются регулярные богослужения. Первый деревянный Никольский храм был возведен еще самим преподобным Александром. После кончины в 1479 г. преподобного Александра обитель начала приходить в упадок. Монастырь опустел, в нём осталось только 5 пожилых монахов. Положение стало меняться к лучшему с 1488 года, когда в игумены монастыря был возведен сын местного священника Максим, управлявший обителью до 1531 г. При нём возросло число братии, увеличились монастырские земельные владения, была построена ещё одна церковь — в честь Успения Богородицы. В 1540 г. обе церкви сгорели по неизвестной причине, однако вскоре были восстановлены. На этот раз обе церкви простояли до 6 мая 1706 г., когда монастырь целиком сгорел от молнии. После пожара 1706 г. в Александро-Ошевенском монастыре стали возводиться каменные постройки часть из которых сохранилась до наших дней. Монастырь часто подвергался различным бедам: в середине XVI века обитель хотел «разорити» воевода И.М. Юрьев, родственник жены Ивана IV Анастасии. Инокам пришлось вести земельную тяжбу с крестьянами; не раз в XVI—XVIII веках горели церкви, роптали монахи.

http://sobory.ru/article/?object=09737

закрыт. В таком состоянии он находился сто слишком лет; в 1903 году он снова восстановлен, по указу Св. Синода, в виде женского. Храмов пять. Главный соборный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, весьма древней постройки (конца XV в.); в иконостасе много старинных образов в серебряных басменных окладах; стены расписаны старинными Фресками. Другие храмы: во имя Благовещения, во имя прп. Мартиниана, во имя Богоявления Господня и во имя прп. Ферапонта. В храме прп. Мартиниана почивают под спудом его мощи. Здесь же возвышается надгробие над могилой его ученика Иоасафа, архиепископа Ростовского, в мире князя Оболенского. В ризнице хранится полотняная риза прп. Мартиниана, а также древняя плащаница с греческими надписями. Олонецкая губерния Обителей мужских 11, женских 3. Мужские обители Александро-Ошевенский монастырь в Каргопольском уезде. Обитель Св. Александра Ошевенского, основанная им в 1453 году, находится в 42 в. от города Каргополя, при Ошевенском погосте, на берегу реки Чурьяги. Монастырь беден средствами и малолюден. Храм один, в честь Успения, с приделом внизу в честь Сретения. В обители под спудом покоятся мощи прп. Александра в раке. Имеется гостиница и странноприимный дом. Александро-Свирский монастырь в Олонецком уезде. Обитель Св. Александра Свирского находится в 34 верстах от города Олонца; вблизи реки Свири. Местность сухая, возвышенная, окруженная сосновым бором, необыкновенно здоровая; – так что, по мнению здешних старожилов, здесь живут самые долговечные люди. Обитель основана в 1506 году прп. Александром Свирским , иноком Валаамского монастыря. По особому повелению свыше, он оставил Валаам, удалился в Свирские леса, долго подвизался здесь в уединении и безмолвии, пока вокруг него не образовалась монашеская община. Слава великих подвигов св. Александра озаряла и основанную им обитель, которая и при жизни Александра, и после его кончины находилась в самом цветущем состоянии. Великие князья, цари московские и бояре много жертвовали на благоустроенные обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

20 апреля, в каковой день совершается его память. В соборном храме во имя Успения наверху и Сретения Господня внизу, построенном в 1707 г., покоятся под спудом мощи основателя в приделе его имени. “Истор. Росс. Иер.», V, 422, 427; Ратшин, 418; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 64; “Опис. монаст.», 1817 г., 5; Проценко, “М-ри в России», 4; Ключевский, “Жит. свят.», 298, 384, 385, 397, 406; Макарий, “Ист. Р. Ц.», VII, 38, 526; Озерецковский, “От Спб. до Ст. Руссы», 49; Пушкарев, “Олон. губ.», 93; Дашков, “Олон. губ.», 120; “Памят. кн. Олон. губ. на 1857 г.», 140; на 1858 г., 5; на 1860 г., 18, 23; на 1867 г., Отд. III, 5, 19; “Словарь ист. о свят.», 15; “Олонец. губ. в.», 1842 г., 16–18 (опис. перепечат. из “Матер. для стат. Росс.» 1841 г.); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 175, 337; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 995, 3; “Акты истор.», I, 202 (Ц. гр. 1578 г. об освобожд. от податей монастыр. крестьян; игум. Кирилл); “Дополн. к Акт. истор.», III, 36 (Акты 1647 г. о выдаче жалов.); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 144 (в 1744 г. имел 657 душ крест.; здесь назван Александро-Шевенский); 1878 г., III, христиан. в предел. Арханг. губ., 15 (сказано, что здесь подвизался от юности до старости преп. Кириак, основатель Успен. Сырьин. пуст. и скончавшийся в 1402 г., следоват. и м-рь Ошевенский существовал ранее?); Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел», 347 (в 1700 г. имел 130 двор. крест.); Бычков, “Опис. рукоп. И. П. Библ.», I, 310, 1 (месяцеслов XVII ст.; память преп. Александра 20 апр.); “Журн. Мин. Вн. Дел», 1844 г., VIII, смесь, 159 (примечат. памятн. Олонец. губ.; основан в 1480 г.); “Русск. истор. Библиот.», III, 76 (празднов. в Москве около 1634 г. Александру Ошевевскому 21 апр.; благовест в лебедь, трезвон средний, а пети по общей минеи для того, что слог худ добре); IV, 852 (Палинодия 1621 г.; 20 апр. память Александра, игум. Ошевенского, нового чудотв.). 607. Александро – Свирский – Спасский – Троицкий, иначе Рощинский – Преображенский и Александрова пустынь, мужской, 2-го класса (с 1764 г.), Олонецкой губ., Олонецкого уез., в 36 вер.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Тот же ряд еретичествующих крестьян, что перечислены архиепископом Геннадием в Новгородчине, продолжается подобными же или сходными выступлениями отдельных крестьян в Поволжье (Никифор), на Вологодчине (Стефан) — все в конце XV в. Сюда же относится и развернутое повествование о нападении крестьян на Александро–Ошевенский монастырь (Олонецкий край), в котором не обошлось и без еретичествующих мотивов. Приведем его по житийной повести об Александре Ошевенском (1567 г.). События описаны с необыкновенной живостью, точностью деталей и непосредственным чувством. Это позволяет предполагать, что в распоряжении автора имелись документальные материалы, непосредственно относящиеся к происшедшему. Их участниками (дело происходило в 70 — начале 80–х гг. XV в.) были согласно Житию некии «раскольницы и крамольницы» из числа низшего белого и черного духовенства. Они захватили богатства, принадлежавшие монастырю, а местные крестьяне забрали монастырские угодья. Автор Жития Александра Ошевенского не характеризует ни взглядов «раскольников и крамольников», ни взглядов действовавших заодно с ними крестьян. Но одно известие заслуживает внимания как важное, хотя и косвенное, указание на умонастроения крестьян, напавших на монастырь. Указание это сближает умонастроения крестьян с умонастроениями Никифора и Стефана. Житие упоминает о невинном, казалось бы, требовании, заявленном крестьянами монастырским властям: «Мы же себе начнем добывати священника белого по своему изволению, яко же есть обычай мирьским человеком» . Это имеет отношение к приведенным выше словам новгородского архиепископа Геннадия: «та прелесть здесе распростерлася не токмо в градех, но и по селам. А все то от попов, которыа еретики ставили в попы». Что значит «еретики ставили в попы»? Следование как раз тому, что крестьяне, захватившие земли Александро–Ошевен- ского монастыря, назвали: «яко же есть обычай мирьским человеком». Издавна и стихийно сложившаяся практика подавления мирянами мирян же в дьяконы и священники явочным порядком, минуя церковные инстанции и поставленческие процедуры, столкнулась с одной из важнейших прерогатив церкви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=113...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010