XVIII век . [Историческая справка, посвященная присоединению к России во       времена Екатерины II обширных земель на Черном море, появлению новых     городов: Николаев, Херсон, Севастополь, строительству и созданию           Черноморского флота]. Ил.: Российская эскадра под командованием Ф. Ф. Ушакова, идущая Константинопольским проливом. М. М.         Иванов. 1799//Фома. – Спецвыпуск. 2015/Герои. – С.52-53. – (раздел « Герои »). Дмитрий Володихин , доктор исторических наук. Адмирал Федор Ушаков. Отец матросам . Ил.: Портрет адмирала Федора Ушакова. Петр Бажанов. 1912; Карта сражений эскадры Ушакова; Сражение у мыса Тендра 28-29 августа 1790 года. А. Блинков. 1955; Современная икона Федора Ушакова//Фома. – Спецвыпуск. 2015/Герои. – С.54-57. – (раздел « Герои » , статья «Адмирал Федор Ушаков »).          XIX век [Историческая справка о войне 1812-го года с армией Наполеона].        Ил.: Маргарита Тучкова. Художник Полина Минеева. 2011//Фома. – Спецвыпуск. 2015/Герои. – С.58-59. – (раздел « Герои »). Иван Александровский . Александр и Маргарита Тучковы. Любовь на фоне войны Ил.: Игуменья Мария (Маргарита) Тучкова. Рисунок XIX в.; А.А. Тучков 4-й. Джордж Доу. 1823-1825//Фома. - Спецвыпуск. 2015/Герои. – С.60-61. – (раздел « Герои », статья « Александр и Маргарита Тучковы »). опубликовано в интернет-издании «Татьянин день» в сентябре 2009 года.          XIX век [Историческая справка. Жизнь Церкви, в XVIII веке лишенной    патриарха и возглавляемой светским синодом. В ответ на внешние         притеснения в некоторых монастырях стал утверждаться дух строгого        подвижничества. Зародились традиции старчества – когда умудренный   подвижник руководил духовной жизнью множества мирян. Таким старцем-            учителем был и Серафим Саровский…]. Ил.: Преподобный Серафим   Саровский кормит медведя. Изображение второй половины XIX         в.//Фома. – Спецвыпуск. 2015/Герои. – С.62-63. – (раздел « Герои »). Наталья Иртенина . Преподобный Серафим Саровский. Победитель духовной брани . Ил.: Памятник Преподобному Серафиму в Дивееве; Серафимо-Дивеевский женский монастырь. С открытки XIX в.; Н. А. Мотовилов. Фото третьей четверти XIX в.; Преподобный Серафим Саровский. Икона. ХХ в.; Серафимо-Дивеевский женский монастырь. Фото Владимира Ештокина; Явление Богородицы прп. Серафиму во время болезни. Литография, 1885//Фома. – Спецвыпуск. 2015/Герои. – С.64-67. – (раздел « Герои » , статья «Преподобный Серафим Саровский »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-spetsv...

Женский монастырь Царственных Страстотерпцев Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Женская обитель, созданный в 2004 г. на основе подворья Богоявленско-Анастасиинского монастыря, с 1991 существовавшего при Успенской церкви в Домнино. Монастырю передан двухэтажный кирпичный дом бывшей церковно-приходской школы, выстроенной в 1893. Содержание История [ править править код ] Село Домнино (ныне Сусанинского района) известно в истории России как вотчина Ксении Ивановны, урожденной Шестовой – в монашестве Марфы, матери первого царя из дома Романовых Михаила Феодоровича. Здесь в конце 1612 года совершил свой знаменитый патриотический подвиг домнинский крестьянин Иван Сусанин; некоторые историки полагают, что останки народного героя были погребены в подклете стоявшего здесь деревянного Воскресенского храма. В 1810-1817 годах рядом с обветшавшим Воскресенским храмом – на месте дома инокини Марфы – возвели каменную Успенскую церковь с приделами во имя святителя Николая и в честь Тихвинской иконы Божией Матери, пристроенными в 1827 году. Деревянный Воскресенский храм, окончательно пришедший в ветхость, разобрали в 1831 году. В 1879 году в Костроме было создано Александровское православное братство, ставившее своей целью благотворительную и просветительскую деятельность в местах Костромской земли, связанных с историей дома Романовых. В 1893 году братство построило в селе Домнино двухэтажное каменное здание церковно-приходской школы, а в 1913 году воздвигло памятную часовню на родине Ивана Сусанина в деревне Деревеньки. В ХХ веке Успенский храм села Домнино продолжал действовать, претерпев закрытие лишь с 1937 по 1944 годы. С 1991 года храм являлся подворьем Богоявленско-Анастасииного женского монастыря; в здании бывшей церковно-приходской школы, переданном Костромской епархии, стали жить и трудиться сестры Богоявленско-Анастасииной обители. Обитель зимой Село Домнино связано с событиями Смутного времени начале XVII в. и подвигом, совершенным в его окрестностях Иваном Сусаниным.

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МУРМАНСКАЯ И МОНЧЕГОРСКАЯ ЕПАРХИЯ Кафедральный собор во имя свт. Николая Чудотворца в Мурманске. 1986 г. Фотография. 2013 г. Кафедральный собор во имя свт. Николая Чудотворца в Мурманске. 1986 г. Фотография. 2013 г. РПЦ, образована 27 дек. 1995 г. путем выделения из Архангельской епархии (см. Архангельская и Холмогорская епархия ). Со 2 окт. 2013 г. в составе Мурманской митрополии . После выделения из Североморской епархии в окт. 2013 г. М. и М. е. включает 6 благочиний (Мурманское, Мончегорское, Хибиногорское, Кольское, Кандалакшское и Ковдорское). На территории М. и М. е. на 2016 г. действовали Хибиногорский в честь Казанской иконы Божией Матери женский монастырь , Свято-Феодоритовское архиерейское подворье в Мурманске (в 2020 г. преобразовано в Феодоритов Кольский во имя Святой Троицы мужской монастырь ), 52 прихода, 22 часовни. Правящий архиерей - митр. Митрофан (Баданин). Кафедральные соборы - мурманский Свято-Никольский и мончегорский Вознесенский. В 1995-2013 гг. М. и М. е. включала всю территорию Кольского полуострова, на к-ром ко времени образования епархии действовал 21 храм, клир составляли 33 священнослужителя, мон-рей в епархии не было. По инициативе еп. Симона (с 25 февр. 2004 архиепископ, с 8 окт. 2013 митрополит) активно развернулось строительство храмов: в 1997 г., во время первосвятительского посещения епархии, патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил освящение новопостроенного Вознесенского собора в Мончегорске, в 2000 г. в память о 118 моряках, погибших в том же году на подводной лодке «Курск», в Видяеве, где расположена военно-морская база Северного флота РФ, была построена Никольская церковь-памятник (освящена на 40-й день после трагедии). В 1-ю годовщину гибели моряков для Никольской ц. были написаны 4 памятные иконы: Спасителя, Божией Матери Курской, свт. Николая Чудотворца и равноап. кн. Владимира со 118 портретами погибших моряков по периметру - и икона Божией Матери «Спасающая-на-Море». Эти образы особо почитаются военными подводниками. Ко времени образования Мурманской митрополии и выделения Североморской епархии в М. и М. е. действовали 7 благочиний, 70 храмов, 54 прихода, 2 мон-ря - Трифонов Печенгский во имя Св. Троицы, мужской (возрожден решением Синода от 2 окт. 1997; ныне в составе Североморской епархии), и Хибиногорский, женский (образован 20 апр. 2005). В клире насчитывалось 64 священника и 14 диаконов. После образования Североморской епархии в ее составе выделились Печенгское, Александровское и Терское благочиния и Трифонов Печенгский муж. мон-рь.

http://pravenc.ru/text/2564368.html

63. Богородично – Всехсвятский , женский, общежительный, в гор. Болхове, Орловской губ. Существовавшая женская община (см. Рождественский мон. в Болхове) при Введенской церкви в 1856 г. переведена на вновь избранное место при Всехсвятской кладбищенской церкви с наименованием Богородично-Всехсвятской общины, которая в 1875 г. переименована в общежительный женский монастырь. М-рь имеет во владении 115 дес. земли и 9.350 р. капитала; при нем находятся училище и больница на 24 кровати. “Сенат. ведом.”, 1857 г., 7; “Собр. узакон. и распор. правит.”, 1875 г., 37, ст. 418; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1856 г., 13 (принята в духов. вед.); 1860 г., 12 (надел. 50 десят. леса); 1875 г., 153 (переим. в м-рь). 64. Богородичный – Щегловский , мужской, общежительпый, при гор. Туле. Основан в 1868 г. по просьбе жителей города в память чудесного избавления Его Величества Александра II от угрожавшей опасности 4 апреля 1866 г. При монастыре учреждено училище для бедных детей граждан гор. Тулы с наименованием его Александровским. Неизвестным благотворителем построены 2 церкви, колокольня, братские кельи и ограда; им же внесен капитал в 30.000 р. на содержание м-ря, а купц. Струковым пожертвовано 42 дес. земли. “Собр. узакон. и распор. правит.”, 1868 г., 69, ст. 576; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1868 г., 149; 1884 г., 238; Григорович, “Обзор учрежд. правосл. м-рей 1764 – 1869 г.”, 205. 65. Богословский , мужской, ныне церковь во имя Иоанна Богослова в гор. Чердыни, Пермской губ. Основан не позже первой половины XVI ст. и был рассадником христианства между пермяками далекого Верхокамья. Он в 1632 г. приписан к Троице-Сергиеву мон., в 1764 г. оставлен заштатом, в 1784 г. упразднен и приписан к Богоявленской церкви. Нынешняя церковь , единственная уцелевшая во время пожара 1792 г., построена в 1718 г. пленными шведами по приказанию кн. Гагарина, бывшего Сибирским губернатором. В ней находится образ Бож. Матери, писанный в 1698 г. иждивением жены стольника и воеводы кн. Фед. Ив. Дашкова, кн. Евдокии Михаиловны.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

553-558 558-559 559-594 594-595 595-601 АЛЕКСАНДРИЯ центр Александрийской Православной Церкви, второй по величине город Арабской Республики Египет, крупный морской порт на побережье Средиземного моря, в зап. части дельты Нила 601-605 605-606 АЛЕКСАНДРОВ Владимир Владимирович (род. в 1870-дата смерти неизв.), свящ., первый правосл. миссионер в Канаде 606-607 АЛЕКСАНДРОВ КУШТСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился на правом берегу р. Кушты в Закуштской волости Кадниковского у. Вологодской губ. АЛЕКСАНДРОВ ОШЕВЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Каргопольском у. Олонецкой губ. близ Ошевенской слободы, основанной родственниками зачинателя мон-ря, прп. Александра Ошевенского, иером. Кириллова Белозерского мон-ря 607-608 608-610 610-611 АЛЕКСАНДРОВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Александровской и Юрьев-Польской епархии Владимирской митрополии), в г. Александрове Владимирской обл. 611-612 612-613 613-617 617-618 АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Саранской и Мордовской епархии), близ с. Кимляй, в Ковылкинском р-не Мордовии, первоначально жен. 619-620 620-621 621-622 622-623 АЛЕКСЕЕВ Леонид Васильевич (род. в 1921), историк-археолог, специалист по истории и культуре Зап. Руси, д-р исторических наук 623-624 624-625 625-626 627-628 628-629 629-630 АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ Тишайший (1629-1676), русский царь (с 13 июля 1645) из династии Романовых, сын царя Михаила Феодоровича и царицы Евдокии Лукьяновны 631-635 АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ (1690–1718), царевич, старший сын царя Петра I Алексеевича от брака с царицей Евдокией Феодоровной Лопухиной АЛЕКСИАНЕ (алексианки), в католич. Церкви орденское братство мирян для ухода за больными (особенно душевнобольными), возникло в XIV в. 635-636 АЛЕКСИЕВСКИЙ КРЕСТ был установлен Новгородским архиеп. свт. Алексием в XIV в. на зап. стене собора Св. Софии в Новгороде 636-637 АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/vol/i.html

     В этом году исполнилось четверть века, как стал возрождаться Свято-Введенский Островной женский монастырь Александровской епархии. Располагается обитель на месте необычном – на острове среди огромного озера. В самом начале XVIII века на остров прибыли два инока, положившие здесь начало монашескому деланию. Святитель Иоанн Златоуст назвал монастыри «островами любви ко Господу». Введенский островной монастырь эту метафору воплощает в реальности на протяжении уже более трехсот лет. Сейчас озеро замерзло и встало. На пути к острову мы застали двух рыбаков. День у них был, по их признанию, неудачен. Но местные жители − рядом поселок Введенский – говорят, что озеро (когда-то именованное Вятским, а ныне чаще называемое тоже Введенским) изобилует рыбой. Всё кругом окутал снег, привнеся в мир чистоту и свежесть. Как из легенды о граде Китеже, среди снежного тумана виднелся монастырский храм − можно было подумать, что мираж. Но к обители ведут два моста. Надежный металлический был сооружен не так давно. Ранее только деревянный, значительнее меньше по размеру, связывал монастырь и, как здесь скажут, «материк». Именно этот мостик служил единственной дорогой и для транспортных средств, и для пешеходов. Когда монастырь поднимался из руин, устраивался вновь, по мосту переправляли многие материалы вручную, зимой выручали сани. Много здесь пришлось потрудиться, чтобы исчезли запустение, дух безысходности и равнодушия. До возрождения монастыря храмы и монастырские здания занимала колония для юных правонарушительниц. Некоторое время женской обители и колонии пришлось существовать совместно: одни бежали на зарядку под громкие звуки музыки, другие тихо шли к молитве. Промыслом Божиим конец этому соседству вскоре положил все тот же мостик, пришедший в аварийное состояние. Колонию перевели в другое место.      И все возвратилось на круги своя. Поначалу Введенская Островная пустынь была подворьем Муромской Свято-Троицкой Новодевичьей обители, затем обрела статус самостоятельного монастыря. Стали здесь возрождать забытое, как кому-то казалось − навсегда, иное бытие; для большинства насельниц очень далекое от той жизни, в какой они росли и воспитывались. Молодые сестры перенимали опыт у старших. А те, в свою очередь, эту монастырскую школу во всей реальности познали в Рижском Свято-Троицком монастыре. Там подвизалась нынешняя игумения Феврония (Маратканова), которая и стала строительницей Островной обители. В Свято-Троицком монастыре, она научилась золотошвейному искусству и освоила его прекрасно. Так и протянулась ниточка традиции: сейчас Введенский Островной монастырь славится своим рукоделием. Но у самой матушки среди множества забот для этого делания практически не остается времени…

http://pravoslavie.ru/118274.html

На той же стороне тоже большие улицы монастырь ружной Живоначальной Троицы деревян клетцки, да другая церковь , тёплая, Успение Пресвятой Богородицы, да предел Иоанна Предтечи древянны клетцки, ограда деревянная, ворота святые, на монастыре ж 28 келий, а в них игуменья Солоникея да 8 сестёр. Монастырское церковное строение государево. Да к тому ж монастырю на другую сторону перешед большую улицу против святых ворот подле попова двора троецкого к песчаному их пруду прохода по воду сажень, а денежную ругу емлют из Большого прихода, а хлебную·– из дворца». На той же стороне улицы дворы посадских людей: двор бобыля Гаски Федорова, сына прозвище Шибалков и др. «В Суздале ж на посаде Александровский девичий монастырь ружной; на монастыре церковь Александра мученика деревянная вверх, да тёплая церковь Покров Пресвятой Богородицы деревянна клетцки, церковное строение Государево; на монастыре ж тридцать восемь келий, а в них Игуменья Ольга, да сорок четыре старицы; ограда деревянная, ворота святые, другие водяные, а денежную ругу емлют из Большего Прихода, а хлебную – из дворца». Около сего монастыря находилась слободка монастырская нетяглая; в ней четыре двора бобыльских, да два собственно принадлежавших монастырю. На церковной же земле было ещё 15 дворов посторонних людей. На всполье показаны дворы посадских людей: Павлова, Иголкина, Коурцова, Работина, Бессонки, Ожгихина, Жинкина, Холопова, Аверкиева, Разломихина, Шлыкова, Безделкина, бобылей: Зуева, Шафарина, Колотилина, Омутихина, Пешкина, Лужнова, Бизяева и других, и двор архиепископского сына Боярского, Василия Чертова, всего 55 дворов. На всполье же, у Семена Летопроводца, были дворы посадских людей: в Баранове переулке Шафарина, Еремеева, Губина, Быкина; бобылей: Гладышева, Истомина, Шмакова и других. «В Суздале ж на посаде, в Ярунове улице церковь Козьмы и Дамиана, да другой храм, тёплый, жён Мироносиц, деревянные клетцки». На той же улице показаны дворы посадских людей: Пигасова, Петухова, Гребенщикова, Глушкова, Жданова, Ермолина; бобылей: Клопова, Ляпина, Кощеева, Саратина, Вшивикова и друг., всего 27 дворов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

Все храмы Происхождения честных древ Креста Господня (50 всего, 50 на карте) Архангельская область Онежский район. Кий-остров. Кийский Крестный монастырь. Церковь Происхождения честных древ Креста Господня Плесецкий район. Филипповская (Почозеро). Происхождения Честных Древ Креста Господня, церковь Котласский район и г. Котлас. Сольвычегодск. Спаса Нерукотворного Образа, церковь (с приделом Происхождения честных древ Креста Господня) Владимирская область Гусь-Хрустальный район и г. Гусь-Хрустальный. Эрлекс. Троицы Живоначальной, церковь (с приделом Происхождения честных древ Креста Господня) Александровский район. Урочище Дуброва. Происхождения честных древ Креста Господня, церковь Суздальский район. Суздаль. Покровский женский монастырь. Церковь Происхождения честных древ Креста Господня Вологодская область Сямженский район. Усть-Река. Спаса Преображения, церковь (с приделом Происхождения честных древ Креста Господня) Бабушкинский район. Бабушкина им., село. Происхождения Честных Древ Креста Господня, церковь Шекснинский район. Самсоница. Происхождения Честных Древ Креста Господня, церковь Тарногский район. Будринская (Лохта). Происхождения Честных Древ Креста Господня, церковь Кирилловский район. Чарозеро. Происхождения Честных Древ, церковь Сокольский район. Фефилово. Происхождения Честных древ Креста Господня, часовня Великоустюгский район. Великий Устюг. Иоанна Устюжского на Соборном дворище, собор (с приделом Происхождения честных древ Креста Господня) Грязовецкий район. Спас-Нурма. Спасо-Сергиевская церковь Сямженский район. Спасское. Происхождения честных древ Креста Господня, церковь Вологда, город. Прилуки. Спасо-Прилуцкий мужской монастырь. Собор Спаса Преображения (с приделом Происхождения честных древ Креста Господня) Никольский район. Завражье. Происхождения Честных Древ Креста Господня, церковь Ивановская область Тейковский район. Берёзовик. " Всех скорбящих Радость " иконы Божией Матери, церковь (с приделом Происхождения честных древ Креста Господня) Пестяковский район. Нижний Ландех. Происхождения Честных Древ Креста Господня, церковь

http://sobory.ru/mapsearch/?altar=558

Возобновленный Екатеринбургский Ново-Тихвинский женский монастырь является преемником знаменитого Горно- Уральского Ново-Тихвинского монастыря, в котором до 1917 года насчитывалось полторы тысячи насельниц и работала масса различных мастерских. Каноническую территорию в центре города им пока целиком не возвратили. Но они с прохождением Иисусовой молитвы, ежедневным откровением помыслов, частыми исповедями и причащением; сумели восстановить знаменный распев с исоном на всех клиросах своих храмов, иконописание византийской школы, воссоздали мастерскую по пошиву облачений; организовали класс переводчиков с греческого языка. А храмов восстановил монастырь уже несколько: нижний этаж Александровского собора на канонической территории, который возвращен Церкви; часовню Александра Невского; храм в Свято-Игнатьевском скиту, где живут сестры; храм Симеона Верхотурского в селе Меркушино (где монастырь развернул свое подворье, несмотря на удаленность села от Екатеринбурга более чем на 400 км.), часовни по дороге из Меркушино в Верхотурье и заново возродили из развалин храм во имя Архистратига Михаила в Меркушино (освящен в 2004 г.). 242 На месте Туринского Николаевского монастыря в советское время располагалась сначала детская колония для девочек из репрессированных семей, затем детский дом, потом автошкола ДОСААФ. 243 Портрет старца Зосимы хранился в течение советского времени у местного жителя в одном из гаражей, что стояли на месте храма. Рассказывают, что шофер из того гаража долго не хотел отдавать портрет, уверяя, что «старец с портрета хранит его». Но по настойчивым просьбам сестер возвратил портрет в обитель, где его отреставрировали. 244 Молебен на озере Монашка возглавлял иерей Преображенского собора о. Владимир Пивоваров в сослужении священников Василия Лихвана, Игоря Кропочева и Сергея Сартакова (из храма Архангела Михаила, в гостиничных комнатах которого мы нашли радушный прием – спасибо настоятелю храма протоиерею Василию Буглакову). Что ни священник, то личность! Отец Игорь служил не в районном центре, как зимой, а уехал в глубь Горной Шории, чтобы проповедовать там Евангелие.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Образ жизни в Успенском Александровском монастыре ставили в пример для других женских обителей на заседаниях Священного Синода. Епархиальные архиереи посылали в него монахинь обучаться печению просфор и стройному церковному пению. Славилось монастырское шитье риз для икон и вышивка церковных облачений. Неоднократно из сестер обители избирались достойнейшие для поставления в сан игумений других монастырей епархии. Почитатели монастыря, благотворившие ему при жизни, часто завещали по смерти предавать себя земле в его стенах. Так, в 1713 году рядом с сестрой-инокиней Маргаритой под Сретенской церковью была погребена царевна Феодосия Алексеевна. Склеп под Троицким собором стал родовой усыпальницей генерала-аншефа Ивана Ивановича Бутурлина (†31.12.1738). Там же похоронена казначея царевны Марии Алексеевны Евфимия Андреевна Львова (†12.12.1727). Большое кладбище мирян находилось за Успенской церковью. Умерших монахинь вплоть до 1850 г. хоронили у Сретенской церкви по древнему обычаю в особых усыпальницах — деревянных погребах, где гробы ставили один на другой. Жили в монастыре своим трудом: все время, свободное от богослужений, занимались возделыванием земли, содержанием скота, покосами, рукоделием, преподаванием в монастырской школе для девочек, обслуживанием старых и больных монахинь в богадельне, а в годы первой мировой войны ухаживали за ранеными солдатами. Славился монастырь двумя садами — игуменским и монастырским (в них было посажено около 100 яблонь, кедровые деревья), липовыми аллеями (с 1883 года), пчельниками, прудами, многочисленными цветниками. Можно себе представить, в какое дивное селение, напоминающее об обителях Небесных, превратилась опустошенная царская вотчина трудом и молитвами нескольких поколений инокинь. После революции началось постепенное разорение обители, в которой в то время было около 300 насельниц. 13 февраля 1923 года Успенский монастырь в г. Александрове был ликвидирован, и всё имущество и ценности были полностью переданы музею. Последним 19 мая 1923 года был отнят у верующих Успенский храм, с которого в XVI веке началась монашеская жизнь в Александровой слободе.

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_Алек...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010