Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА СВЯТИТЕЛЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Церковь во имя свт. Николая Чудотворца. 1826 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Церковь во имя свт. Николая Чудотворца. 1826 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. (Александровской епархии Владимирской митрополии), находится в с. Новом Юрьев-Польского р-на Владимирской обл. Основан 28 сент. 1995 г. при приходском каменном храме во имя свт. Николая Чудотворца (1826) по инициативе архиеп. Владимирского и Суздальского Евлогия (Смирнова ; ныне митрополит). В кон. XVII в. с. Новое, государева дворцовая вотчина, было пожаловано братьям боярину Петру († 1698) и окольничему Василию († 1698) Абрамовичам Лопухиным. В XVIII в. село принадлежало графам Федору (1723-1804) и Ивану (1725-1811) Андреевичам Остерманам. Однокупольный каменный храм свт. Николая Чудотворца (1826) в стиле классицизма с боковыми портиками, трапезной и колокольней возвели на месте обветшавшей деревянной церкви XVII в. Первоначально в храме был теплый трапезный придел во имя праведных Симеона Богоприимца и пророчицы Анны. В 1883 г. трапезная была расширена, в ней освятили еще один придел - во имя ап. Иоанна Богослова. При церкви имелось ок. 1 дес. усадебной земли, 7 дес. 1090 кв. саж. сенокосной и 50 дес. 80 кв. саж. пахотной земли. В нач. XX в. в с. Новом насчитывалось ок. 80 дворов. В приход входили село и дер. Новоникольская (в 3 верстах от церкви), всего насчитывалось 259 прихожан и 296 прихожанок. С 1879 г. в с. Новом существовало земское народное уч-ще. В ХХ в. храм не закрывался. С 1936 г. в нем до кончины служил свящ. Сергий Николаевич Колоколов (1892-1944), похороненный близ алтаря. По преданию, местные власти заставляли о. Сергия сдать ключи от церкви, неск. раз сажали в тюрьму на 2 недели, угрожали ссылкой и расстрелом. «Стреляйте, а ключи не отдам»,- отвечал он. В 50-х гг. XX в. в храме служил игум. Досифей (Смирнов; в схиме Емилиан; † 1966), в 1957-1962 гг.- прот. Михаил Вознесенский (архим. Митрофан; ок. 1910 - ок. 1984), в 1963-1994 гг.- иером. Максим Абрамов (схиархим. Гедеон; † 13 марта 1994; похоронен за алтарем Никольской ц.), при к-ром сложилась монашеская община.

http://pravenc.ru/text/2566154.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КРАСНОЯРСКИЙ В ЧЕСТЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Собор Благовещения Пресв. Богородицы. Фотография. Нач. XXI в. Собор Благовещения Пресв. Богородицы. Фотография. Нач. XXI в. (Красноярской и Ачинской епархии Красноярской митрополии), находится в г. Красноярске. Основан решением Синода РПЦ от 5 мая 1995 г. при Благовещенском соборе (1804-1823). Сооружение каменного Благовещенского храма на месте деревянной Покровской (Всехсвятской) ц. началось по грамоте архиеп. Тобольского и Сибирского Варлаама I (Петрова-Лавровского) . С 1802 г. велась заготовка бутового камня, кирпича, леса, железа, извести для постройки церкви. В расходной книге 1801-1808 гг. упоминаются енисейские мастера Г. Е. Бусыгин и А. Поспелов, получившие 30 р. за составление «планов». Контролировал возведение храма и вел расчеты с подрядчиками красноярский купец Егор Пороховщиков. 3 нояб. 1804 г. состоялась закладка 3-престольного храма. В 1805 г. было начато возведение нижней теплой придельной ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы, которым руководил приглашенный из Иркутска мастер Иван Прохоров. В 1808 г., когда Благовещенская ц. была построена, работы приостановились. В 1811 г. строителем был выбран купец П. Ф. Ларионов. В нач. 1812 г. вместо Прохорова был приглашен мастер И. И. Огрысков, происходивший из семьи потомственных служителей енисейского в честь Преображения Господня монастыря . В кон. 1812 г. к нижней Благовещенской ц. (освящена 20 мая 1813) был определен свящ. И. М. Евтюгин. Первоначальный замысел о сооружении 2-этажной ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы с приделом ап. Иоанна Богослова после 1801 г., после восшествия на престол имп. Александра I, был изменен. Из-за нежелания нарушать симметрию избранного плана Бусыгин и Поспелов дополнили здание 3-м этажом, где 25 авг. 1821 г. был торжественно освящен храм во имя блгв. кн. Александра Невского, небесного покровителя императора. Оригинальность архитектуры здания заключалась, в частности, в том, что алтарь придельной Александровской ц. в виде хоров выходил в подкупольное пространство Иоанно-Богословской ц., освященной 24 сент. 1823 г. на 2-м этаже. В 1829-1831 гг. красноярскими мастерами Е. Т. Ушаковым и Ф. М. Быкасовым вокруг храма была выстроена каменная ограда.

http://pravenc.ru/text/2458971.html

В 90-х гг. XX в. в Московской обл. были возобновлены следующие муж. мон-ри епархиального подчинения: Высоцкий серпуховской в честь Зачатия Пресв. Богородицы (1991), Бобренёв в честь Рождества Пресв. Богородицы в с. Ст. Бобренёво Коломенского р-на (1992), Екатерины вмц. в Видном (1992), дмитровский во имя святых Бориса и Глеба (1993), Ферапонтов Лужецкий в честь Рождества Пресв. Богородицы в Можайске (1993), коломенский Старо-Голутвин в честь Богоявления (1994), Давидова в честь Вознесения Господня пуст. в пос. Нов. Быт Чеховского р-на (1995), павловопосадский Васильевский в честь Покрова Пресв. Богородицы (1995), Гуслицкий в честь Преображения Господня в Куровском Орехово-Зуевского р-на (1998). Были открыты жен. обители: Бородинский во имя Нерукотворного образа Спасителя близ дер. Семёновское Можайского р-на (1992), Белопесоцкий во имя Св. Троицы в Ступине (1993), Колоцкий в честь Успения Пресв. Богородицы в дер. Колоцкое Можайского р-на (1997), Александро-Невский (Александровский) в с. Маклакове Талдомского р-на (1996), Брусенский в честь Успения Божией Матери в Коломне (1997), Казанской иконы Божией Матери в дер. Колычёво Егорьевского р-на (1999). Благодаря усилиям митр. Ювеналия в 1994 г. была возрождена жен. община при московском Новодевичьем мон-ре. Восстановление мон-рей продолжилось в 2000-х гг. Возрождены Серафимо-Знаменский скит в с. Битягове Домодедовского р-на (2000), Влахернской иконы Божией Матери и Нерукотворного образа Спасителя женский монастырь в пос. Деденёво Дмитровского р-на (2001), Берлюковская во имя свт. Николая Чудотворца мужская пустынь близ дер. Авдотьино Ногинского р-на (2006), Радовицкий во имя свт. Николая Чудотворца мужской монастырь в с. Радовицы Егорьевского р-на (2006), Мефодиев Пешношский во имя свт. Николая Чудотворца монастырь в пос. Луговой Дмитровского р-на (2007), Мариинский егорьевский во имя Св. Троицы женский монастырь (2008). В дек. 2014 г. по благословению митр. Ювеналия создан Благотворительный фонд Московской епархии по восстановлению порушенных святынь.

http://pravenc.ru/text/2462071.html

В 1886 г. при монастырях было 170 училищ, из них 70 – при мужских монастырях, остальные – при женских. В мужских монастырях обучалось 1350 детей, в женских – 2650. Большинство монастырских школ содержалось на средства обителей, другие – частично на пособия от Синода, местного духовенства, братств, попечительств, частных лиц 470 . Те женские монастыри, в которых не хватало средств на устройство училищ, содержали по несколько стипендиаток в епархиальных училищах. Так, Верхо-Харьковский Николаевский женский монастырь вносил по 200 руб. и содержал двух пансионерок 471 . В 1874 г. настоятельницы монастырей Владычно-Успенского, Суздальского Покровского, Александровского Успенского, Свято-Озерского, Муромского Троицкого и Переславль-Залесского перевели 600 руб. на содержание учениц в епархиальных училищах 472 . Алексеевский монастырь на свои средства содержал бывших выпускниц своей школы, поступивших в епархиальное училище 473 . С конца 60-х годов XIX в. активной просветительской и благотворительной деятельностью отличались прежде всего миссионерские женские монастыри. Особенностью их благотворительной и просветительской деятельности было то, что она отличалась многообразием форм, распространялась на различные слои населения, а не только на духовенство, и в большей степени была связана с мирской жизнью. Организованные в них учебные заведения были многопрофильными, и в них получали образование не только девочки, но и мальчики. При этом миссионерские монастыри в значительно большей степени, чем остальные, финансировались государством. В 1864 г. был основан Виленский Мариинский женский монастырь с приютом для воспитания сирот православного духовенства и дочерей русских чиновников 474 . Приют был открыт 4 февраля 1868 г. Первоначально в приюте было два отделения – низшее и среднее и подготовительный (приготовительный) класс. 22 июня 1869 г. было открыто третье высшее отделение. Таким образом, учеба в приюте была рассчитана на шесть лет. Приют состоял под начальством и руководством архиепископа Макария. Начальница приюта – игуменья Флавиана. В помощь по управлению приютом был учрежден комитет, состоящий из архиепископа Макария, игуменьи, двух протоиереев и почетного «блюстителя по хозяйственной части» московского купца первой гильдии П. И. Губонина. Надзор за поведением воспитанниц в классах, комнатах и на прогулках по монастырским садам был поручен сначала монахине Марии (Шаховой) и послушнице Марии Добромысловой, затем монахине Феофании (бывшей выпускнице Смольного института). За одеждой и «внешним благоприличием» в младших классах следили две «няньки». Наиболее распространенными проступками воспитанниц приюта считались леность, рассеянность, неряшливость, взаимная брань и привычка к воровству. Единственной мерой наказания – «увещание и лишение чего-либо приятного». За воровство воспитанница могла быть исключена из приюта.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

5. В связи с прошением Преосвященного архиепископа Александровского и Юрьев-Польского Евстафия освободить схимонахиню Ольгу (Алёшину) от должности игумении Юрьев-Польского Свято-Никольского женского монастыря в селе Новое Юрьев-Польского района Владимирской области и назначить на эту должность монахиню Иоанну (Акафьеву). 6. В связи с прошением Преосвященного епископа Рыбинского и Угличского Вениамина открыть Софийский женский монастырь в городе Рыбинске и назначить на должность игумении этого монастыря монахиню Серафиму (Бубёнову). 7. В связи с прошением Преосвященного епископа Рыбинского и Угличского Вениамина назначить иеромонаха Платона (Шуняева) на должность игумена Успенского Адрианова мужского монастыря села Адрианова Слобода Ярославской области. 8. В связи с прошением Преосвященного епископа Белевского и Алексинского Серафима открыть Свято-Покровский мужской монастырь в селе Доброе Суворовского района Тульской области и назначить на должность игумена этого монастыря игумена Антипу (Тхоржевского). 9. В связи с прошением Преосвященного епископа Барнаульского и Алтайского Сергия назначить иеромонаха Макария (Вандокурова) на должность игумена Димитриевского мужского монастыря города Алейска Алтайского края. 10. В связи с прошением Преосвященного епископа Выксунского и Павловского Варнавы открыть Дальне-Давыдовский женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в селе Давыдово Вачского района Нижегородской области и назначить на должность игумении этого монастыря монахиню Руфину (Тарасенко). 11. В связи с прошением Преосвященного епископа Тихвинского и Лодейнопольского Мстислава назначить его на должность игумена и священноархимандрита Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря города Тихвина.   ЖУРНАЛ 35 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о Покровском ставропигиальном приходе в городе Дюссельдорфе и Представительстве Московского Патриархата в Германии. Справка: В декабре 1992 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви (журнал 104 от 22 декабря 1992 года) Берлинско-Лейпцигская, Дюссельдорфская и Баден-Баденская епархии Московского Патриархата были объединены в единую Берлинско-Германскую епархию с епархиальным центром в Берлине. Покровскому храму в Дюссельдорфе и Крестовоздвиженскому храму в Мюнхене был присвоен статус ставропигиальных 1 .

http://sedmitza.ru/text/5569442.html

Причиной того, что Иоанн в 1582 г. покинул слободу навсегда, стала смерть старшего сына царя, Иоанна. По одним сведениям, Иоанн умер от болезни, по более известной версии – погиб от удара отцовского посоха. Слобода запустела, в Смутное время её разграбили враги. Городом слобода стала лишь в 1778 г. В Александрове было 190 лавок, 8 кожевенных и солодовых заводов, 43 кузницы. Около 200 из 430 домов принадлежали купцам. В 1788 г. был утверждён план регулярной застройки города. Главной его улицей стала московская дорога. В 1846 г. была построена крупнейшая Троице-Александровская бумаготкацкая мануфактура. Строительство железной дороги, связавшей Александров с Москвой, способствовало возникновению множества кожевенных, красильных, ткацких фабрик. Святыни [ править править код ] Успенский Александровский женский монастырь : Чтимые иконы: Мощи: Богородице-Рождественская Лукианова мужская пустынь : Храм Преображения Господня (Александров) : Монастыри [ править править код ] Успенский Александровский женский монастырь [ править править код ] Дата основания : 1651 Архитектор : 1752-1753: Алексеев Я. А. - реставрация Телефон : (49244) 2-34-80 Основан в 1651 прп. Лукианом на территории бывшей великокняжеской, а затем царской резиденции Александрова Слобода. Пользовался покровительством царской семьи. Уцелели стены кон. XVII в. и келейные корпуса XVII-XIX вв. Закрыт в 1923, открыт в 1991. На части территории действует историко-архитектурный музей-заповедник. Адрес : Владимирская обл., г. Александров, ул. Советская, 23-25 Подробнее... Лукианова Рождественская мужская пустынь [ править править код ] Дата основания : 1640-е Статус : действ. Телефон : (49244) 2-66-89 E-mail : info@slpustin.ru Web : http://slpustin.ru/ Монастырь основан прп. Лукианом у места явления иконы Богоматери, в кон. XVII - нач. XVIII вв. пользовался покровительством царской семьи. Сохранились келейные корпуса и ограда XVII-XIX вв. Закрыт в 1920, вновь открыт в 1991. Адрес : Владимирская обл., Александровский р-н, с. Лукьянцево

http://azbyka.ru/palomnik/Александров

Особенность обители этой составляет то, что, по завещанию прп. Евфросинии, в монастырь ее принимаются исключительно только девицы. Для замужних она устроила близ Ризположенского монастыря Троицкую обитель, которая существовала более 500 лет и в конце XVIII столетия была упразднена. При Ризположенском монастыре существует школа для девочек. Управляет обителью игуменья. Суздальский Покровский монастырь. Необщежительный Покровский монастырь находится в самом Суздале. Расположена обитель на берегу р. Каменки. Основан этот монастырь кн. Андреем Константиновичем в 1864 г. В бытность свою на Волге этот князь спасся от угрожавшей ему опасности погибнуть, и вот, в благодарность за свое избавлено от смерти, он просил в 1364 г. епископа Иоанна устроить обитель, а также и прп. Евфимия, жившего в Спасском монастыре, помочь ему в этом деле. Преподобный сам выбрал удобное место для построения обители против своего монастыря на другой стороне реки. Когда была устроена обитель, епископ Иоанн назначил настоятельницею его мать Св. Евфимия, которая до этого временя подвизалась в Суздальском Александровском монастыре. В Покровской обители три каменных храма: церковь в честь Покрова Богородицы, другая церковь Зачатиевская и третья – на святых вратах – Благовещенская. В Покровском храме под спудом почивают мощи княгини Соломонии (в схиме Софии). При монастыре существуют богадельня для престарелых и больных инокинь. Управляет обителью игуменья. Юрьевский Петропавловский монастырь близ Юрьева. Сначала эта обитель находилась внутри города Юрьева, при приходской Введенской церкви. Основан был монастырь на этом месте в половине XVII века и именовался Введенским. В 1871 году обитель эта была совершенно опустошена пожаром. И через три года при бесприходной загородной церкви Свв. апп. Петра и Павла в Юрьеве снова возник женский монастырь, названный Петропавловским. В обители этой два храма: холодный, в честь апостолов Петра и Павла, и теплый, во имя Успения Божией Матери. Обе эти церкви созданы в половине XIX столетия.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ЗНАМЕНИЕ» ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Днепропетровской и Павлоградской епархии), находится в с. Вербовском Васильковского р-на Днепропетровской обл. (Украина). Основан вдовой надворного советника потомственной дворянкой Екатериной Павловной Василенко как женская община, с 1906 г.- общежительный мон-рь. Во 2-й пол. XIX в. в своем имении на берегу р. Роставицы Василенко построила приходский храм в честь Покрова Пресв. Богородицы. После паломничества в Иерусалим в нач. 80-х гг. XIX в. она обратилась в Екатеринославскую духовную консисторию с просьбой об учреждении на принадлежащей ей земле при хуторе Разгульном Александровского у. Екатеринославской губ. жен. общины в честь иконы Божией Матери «Знамение». На основании рапорта от 9 мая 1881 г. еп. Екатеринославского и Таганрогского Феодосия (Макаревского) решением Синода при хуторе Разгульном учреждалась «женская община во имя Знамения Божией Матери с наименованием «Знаменская пустынь», с таковым числом сестер, какое община в состоянии будет содержать на свои средства». В 1906 г. община была обращена в Знаменский общежительный жен. мон-рь. В 1904 г. Василенко приняла постриг с именем Елисавета, в 1907 г. была возведена в сан игумении, в 1910 г. награждена наперсным крестом с украшениями. К 1903 г. в общине проживало более 200 насельниц, к 1911 г.- более 600. В З. м. находились зимняя ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение» (1901) с келейными помещениями, 3-престольный летний храм в честь Преображения Господня (время освящения неизв.), др. келейные корпуса, а также приют для девочек из бедных семей и сирот, школа, иконописная и др. мастерские, пекарня, маслобойня. Сестры выращивали ценные сорта пшеницы, разводили рыбу в 3 прудах. При мон-ре был разбит сад, где выращивались особые, привезенные из-за границы, сорта фруктовых деревьев и цветов. Обитель владела 500 дес. земли с кирпичным заводом, пожертвованными Василенко.

http://pravenc.ru/text/199927.html

Махра. Троицкий Стефано-Махрищский женский монастырь. Собор Троицы Живоначальной (утраченный). Троицкий собор /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Троицы Живоначальной , Иоанна Златоуста Год постройки:Между 1807 и 1808. Год утраты:1942 (взорван) Адрес: Россия, Владимирская область, Александровский район, с. Махра, на территории Свято-Троицкого Стефано-Махрищского монастыря, с южной стороны церкви Стефана Махрищского Координаты: 56.269839, 38.679351 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Первый в обители деревянный храм в честь Живоначальной Троицы был построен ее основателем преподобным Стефаном Махрищским в середине XIV века. Предположительно около 1358 г. святитель Московский Алексий благословил грамотой освящение деревянной церкви во имя Святой Живоначальной Троицы и учреждение при ней монашеской обители. Спустя два века, при игумене Варлааме (будущем святителе Суздальском и Тарусском), на месте сгоревшего деревянного Троицкого храма был построен новый каменный. Деньги на его сооружение передал в 1557 году царь Иоанн Васильевич Грозный, облачения на престол пожертвовала царица Анастасия Романовна. При строительстве чудесным образом были обретены мощи преподобного Стефана Махрищского. Над святыми мощами в течение 1557-1558 годов была сооружена и освящена церковь в честь преподобного Стефана, ставшая северным приделом нового, строившегося собора. В основном строительство Троицкого собора было окончено до 1570 года, но работы продолжались и после, о чем свидетельствует значительный вклад князей Глинских в 1578 году. По окончании строительства собор представлял собой трехапсидный четырехстолпный одноглавый храм на подклете, к которому с юга и запада примыкали крытые паперти с крыльцами, а с севера – небольшой бесстолпный одноглавый четверик Стефановского придела. Как свидетельствует опись 1642 года, на паперти храма находилось несколько колоколов: «…благовестный да четыре колокола поменьше…», здесь же упоминается о иконах из иконостаса Троицкого собора, некоторые из них сохранились до нашего времени:

http://sobory.ru/article/?object=48198

Еще одним знаменитым насельником стал игумен Питирим (впоследствии епископ Нижегородский и Алатырский). Весь ансамбль монастыря уже к последней трети XVIII века был отстроен в камне 28-ми метровая шатровая колокольня (1693); летний Никольский собор (1721); теплая церковь Благовещения Пресвятой Богородицы и Святые врата с надвратной церковью во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла (1772); каменная ограда (1761). 10 июня 1898 года заштатный Никольский мужской монастырь был обращен в общежительный женский. Из Свято-Успенского Александровского монастыря прибыли четыре монахини и восемь послушниц. Старшая монахиня Антония была назначена настоятельницей с возведением в сан игумении. За усердные труды Священный Синод наградил игумению Антонию золотым наперстным крестом. В 1899 году был произведен капитальный ремонт двухэтажного келейного корпуса с настоятельскими покоями, возведены несколько хозяйственных построек. К 1900 году была возобновлена придельная церковь Сретения Господня и освящена новая – Всех святых (1902) в Благовещенском храме. В 1903 году внутри был заново отреставрирован летний Никольский собор. Число насельниц было уже около ста. Времена гонений на Церковь в ХХ веке дали обители двух священномучеников – епископа Орехово-Зуевского Никиту (в миру Феодор Петрович Делекторский. 3 августа 1898 года рукоположенного в сан священника ко храму Николаевского женского монастыря города Переславля) и протоиерея Евгения Елховского (с 30 октября 1907 вплоть до закрытия монастыря 20 февраля 1923 года, бывшего старшим священником). В 2000 году Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил их к лику святых. Главными святынями монастыря являются: Корсунский Крест; чтимый образ святителя Николая Чудотворца с частицей мощей; мощи благоверного князя Андрея Смоленского, Переяславского чудотворца; мощи преподобного Корнилия Молчальника; 84 частицы святых Киево-Печерских; икона праведного Лазаря Четверодневного, епископа Китийского с частицей мощей; икона священномученика Климента, папы Римского с частицей мощей; икона святителя Луки исповедника, архиепископа Симферопольского с частицей мощей; икона праведного Иоанна Русского с частицей мощей; икона мученика Виктора с частицей мощей.

http://sobory.ru/article/?object=00232

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010