А, скажем, еще через 27 лет здесь уже действовало 12 монастырей и пустыней . Добавились Казанский мужской общежительный монастырь, Виноделенская Казанская женская пустынь, Спасо-Преображенский женский монастырь, Свято-Александровская Афонская Зеленчукская пустынь, Покровский женский и Кавказский миссионерский монастыри. В дальнейшем процесс зарождения и становления новых иноческих обителей на территории продолжался. Монастыри и пустыни были очень разновеликими как по числу насельников, так и в хозяйственном отношении, по доходам. Но сам факт появления и роста числа обителей говорит об их насущной необходимости как для людей, стремившихся к монашеству, так и для всего местного населения, на средства которого и создавались монастыри. Процесс шел во встречных направлениях – монашествующие основывали общины, местное население жертвовало земли и денежную помощь, руководство епархии просило узаконить обитель, а государство (Священный Правительственный Синод) утверждало ее. …Самым восточным, разместившимся на границе плодородного черноземья и полупустынных калмыцких степей был Воскресенский Мамай-Маджарский общежительный мужской монастырь в окрестностях города Святого Креста (ныне город Будённовск Ставропольского края, печально известный теперь всей стране террористическим нападением 14 июня 1995 года банды чеченских экстремистов на районную больницу, здания которой построены как раз на территории бывшего монастыря и даже из камней монастырского собора, разобранного в 30-е годы, после ликвидации обители… Часть монастырских зданий в наши дни еще сохранилась и используется больницей). Обобщая значение Воскресенского монастыря, священник Димитрий Морозов в газете Буденновского благочиния Ставропольской и Владикавказской епархии в 2003 г. писал: «…долгое время (с 1879 г. – до середины 1920 г.) Мамай-Маджарский Воскресенский монастырь являлся духовным светочем восточного Ставрополья» . Согласно изданию П.П. Сойкина, к 1910 году обитель имела статус нештатной общежительной и располагалась «близь, заштатного города Св. Креста (Карабаглы), при реке Куме, недалеко от развалин татарского города Мамай-Маджары и в 180 верстах от Ставрополя…» Управлял Мамай-Маджарским монастырем игумен .

http://bogoslov.ru/article/2558080

Махра. Троицкий Стефано-Махрищский женский монастырь. Церковь Стефана Махрищского. Церковь. Действует.   Престолы: Стефана Махрищского Год постройки:Между 1996 и 1997. Адрес: Россия, Владимирская область, Александровский район, с. Махра Координаты: 56.269616, 38.680373 Проезд:На территории монастыря Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Храм в честь преподобного Стефана, Махрищского чудотворца В середине XVI века при игумене обители Варлааме, на пожертвования царя Иоанна Грозного, на месте сгоревшей деревянной Троицкой церкви было начато строительство каменного собора. При копании рвов для фундамента нового храма были обретены мощи первоначальника Махрищской обители преподобного Стефана. Над мощами решено было возвести храм в честь преподобного, который и был воздвигнут в течение 1557-1558 годов. Эта церковь стала северным приделом еще строившегося в то время Троицкого собора. В 1558 году придел был освящен в присутствии государя Иоанна Грозного и царицы Анастасии, пожертвовавшей облачения на престол, пелены к иконам и покров на раку преподобного. Стефановский придел считался самостоятельным храмом, был небольшого размера (около 12 м в длину и 8 м в ширину), прямоугольный в плане, с одним алтарным полукружием, увенчан световым барабаном и главкой с крестом. В северо-западном углу храма была устроена двухъярусная шатровая колокольня. У южной стены церкви, у алтарной преграды, напротив правого клироса, под спудом покоились святые мощи преподобного Стефана. На протяжении XVII века русские цари и именитые бояре вносили в монастырь богатые вклады. На эти пожертвования благоукрашался и Стефановский храм. В 1807 году была разобрана обветшавшая Троицкая церковь, и на ее месте, по указанию митрополита Платона (Левшина), в 1808 году была возведена новая. После разборки Троицкой церкви придел преподобного Стефана стал отдельно стоящим храмом. К этому времени он состоял из прямоугольной в плане центральной части, к которой с востока примыкала полукруглая, смещенная к югу апсида, а к северо-западному углу – шатровая колокольня. Завершалась центральная часть небольшой главкой.

http://sobory.ru/article/?object=05788

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Церковь в период автокефалии; Учреждение патриаршества (1431 - 1700) КОСМИН ЯХРЕНСКИЙ (ЯХРОМСКИЙ) В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Александровской и Юрьев-Польской епархии Владимирской митрополии), находится близ с. Небылого Юрьев-Польского р-на Владимирской обл., при р. Яхрене (Яхроме) КРУПИЦКИЙ (Крупецкий) БАТУРИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Крупецкий) Батуринский во имя святителя Николая Чудотворца женский монастырь (Нежинской и Прилукской епархии УПЦ) КРУТИЦКАЯ КАФЕДРА РПЦ, исторически восходит к Сарайской и Подонской епархии Киевской (со 2-й пол. XV в. Московской) митрополии, а также к Коломенской епархии (сер. XIV в. - 1799) ЛЕВКИЙ (Аишев или Акишев; 2-я пол. XVI в.), игум. Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря, книгописец, владелец обширной б-ки МАКАРИЙ († 1563), архиеп. Новгородский и Псковский (1526-1542), митр. Московский и всея Руси (1542-1563, свт. (пам. 30 дек., 5 окт.- в Соборе Московских святителей) МАКАРИЙ (1539 (?) - 22.01. 1623 или 1622), прп. (пам. 22 янв. и 22 сент.-в Соборе Тульских святых), Жабынский, основатель (?) и настоятель Макариева Жабынского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы мужского монастыря МАКАРИЙ (1349 (?) - 25.07.1444 (?)), Желтоводский и Унженский, прп. (пам. 25 июля; 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 7 июня - в Соборе святых Ивановской митрополии, во 2-е воскресенье сент.- в Соборе Нижегородских святых) МАКАРИЙ (Сокорин (Сокирин) Марк; не ранее 1630 - 1683), основатель Макариевой Высокоезерской пустыни, прп. (пам. 21 мая - в Соборе Карельских святых) МАКАРИЙ (Токаревский; 1596 (1605?) - 1678), Овручский, Переяславский , архим., прмч. (пам. 7 сент., 13 мая - перенесение мощей, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых, в Соборе Волынских святых) МАКАРИЙ I (Чёрт; † 1.05.1497), митр. Киевский, сщмч. (пам. 1 мая и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) МАКАРИЙ II († февр. 1556), еп. Туровский и Пинский (1528), еп. Луцкий и Острожский (1528-1534), митр. Киевский и Галицкий и всея Руси (1534/35-1555) МАКАРИЙ II († 12.09.1626), архиеп. Вологодский и Великопермский (1617-1619), митр. Новгородский и Великолукский (1619-1626)) МАНЯВСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ СКИТ находился близ современного села Манява Богородчанского района Ивано-Франковской области (Украина) МАРКЕЛЛ (Безбородый?), игум., агиограф, гимнограф и распевщик (?), принадлежавший к писательскому кругу митр. Московского и всея Руси Макария МАРТИРИЙ (в миру Мина; † 1.03.1603), прп., Зеленецкий (пам. 1 марта, 11 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых), основатель Зеленецкого во имя Святой Троицы мужского монастыря

http://pravenc.ru/rubrics/121748_10.html

Перед праздником Пасхи, в марте 1991 года, часть монастырских сооружений передали Владимирской епархии. Распятская церковь-колокольня вновь " зазвучала " после десятилетий молчания. К тому времени были завезены колокола, самый мощный из которых весил более тонны. Столь тяжёлые колокола подняли на большую высоту с помощью вертолёта - очень помогли тогда в этом лётчики Киржачского авиаотряда (помогли они, к слову, и позже - в 1992 году именно вертолётчики установили новый крест на Троицкий собор). 10 ноября 1991 года Успенская обитель была возрождена. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2015 г. Некогда старинное село Великая Слобода, позже Царская резиденция Иоанна Грозного, в последующие годы появившаяся на этом месте Александрова Слобода с Успенским женским монастырём, ставшим неотъемлемым украшением, образованного в XVIII веке уездного города Александрова - города с интересным историческим прошлым. Первое достоверное известие о Великой Слободе встречается в жалованной грамоте сына Дмитрия Донского князя Юрия Дмитриевича Стефано-Махрищскому монастырю от 1434 года. В начале XV века Великая Слобода была волостным центром, где жили люди княжеской администрации. В начале XVI века название " Великая Слобода " исчезает и появляется село Александровское. Возможно, что пожар уничтожил Великую Слободу, а с нею и название. В первой половине XVII века село Александровское служит " путевым станом " при царских разъездах по монастырям. Около 1635 года строится для царя Михаила Фёдоровича деревянный дворец " Верх о трех житиях " вблизи от северо-западной башни кремля. Судя по количеству печей (20), это было обширное помещение. Под названием " старого дворца " оно дожило до царевны Елизаветы Петровны (1730 г.). Позже из-за этих печей, по недосмотру, оно сгорело и не восстанавливалось. В тревожные годы царствования Алексея Михайловича, когда под ногами помещиков " земля качалась " , надумали слободские купцы на развалинах " кровопийственного града " основать женский монастырь.

http://sobory.ru/article/?object=00080

С основанием города Александрова (1778), при Екатерине Второй, его отдали первому городничему Ильину. Затем дворец сгорел и больше не восстанавливался. Теперь на том месте стоит одноэтажный деревянный дом. Последующие годы Александрова Слобода оставалась дворцовой вотчиной, что тормозило её дальнейшее развитие. Река разделяла город на две части. На правом берегу располагался административный центр уездного города с площадью, с трактирами и лавками, а на левом берегу возвышался Свято-Успенский, 1-го класса женский монастырь. Почти на километр (950 м) протянулась белая стена " Александровского кремля " с четырьмя боевыми круглыми башнями по углам. Высота его стен от шести до восьми метров, толщина - до двух. В зелени деревьев, отражаясь в водах реки Серой, возвышаются на холме древние строения обители. А над куполами горделиво вознесся на фоне голубого неба удлинённый шатёр монументальной Распятской церкви-колокольни, видной из многих точек города Александрова. Из книги Куницын М. " Александрова Слобода " . Верхне-Волжское книжное издательство. Ярославль, 1976 Александровская Слобода... И в памяти оживают яркие страницы истории нашего государства, связанные с именем первого русского царя, государя всея Руси. Это он, Иван Грозный, в середине XVI столетия неожиданно для многих избирает Слободу опричной столицей и почти двадцать лет правит отсюда Россией. Но первым своё внимание на Александровскую Слободу обратил его отец - Великий московский князь Василий III, определив её судьбу на многие столетия. Время правления этих двух крупнейших государственных деятелей вошло в историю как время становления молодых европейских государств, в том числе и Российской державы, которая играла всё более заметную роль в этих процессах. В водоворот бурных политических событий оказалась втянута и Александровская Слобода. Василий III по примеру западноевропейских монархов решил построить " русский Версаль " и выбрал для этого Александровскую Слободу! Очарованный красотой её природы, богатством охотничьих угодий, близостью к духовной обители, месту своего крещения - Троице-Сергиевой Лавре, Великий московский князь направил в Слободу лучших русских мастеров, гением и руками которых был создан Московский Кремль.

http://sobory.ru/article/?object=00080

Александро-Невский монастырь (Маклаково) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Александро-Невский монастырь (Маклаково) - православная женская обитель, основанная в 1905 году. Монастырь был закрыт в начале 1930-х гг., возвращен Церкви в 1996 году. Содержание История [ править править код ] Среди нескольких десятков монастырей в Подмосковье наряду с крупными и знаменитыми монастырями были и есть небольшие и даже совсем маленькие, но их религиозное служение людям остается важным и необходимым. Теперь уже трудно сказать, когда отношение к таким скромным монастырям было более почтительным: в царский период или в начале XXI в. Александровский женский монастырь фактически был создан в самом конце XIX в. в имении и на средства калязинского купца И.Д. Бачурина. Монастырь был построен в благодарность Господу Богу за избавление от гибели во время крушения царского поезда 17 октября 1888 г. императора Александра III и членов его семьи. Вначале в 1895 г. в селе Маклаково была открыта женская община, которую в 1906 г. переименовали в монастырь. В монастыре были построены великолепный большой каменный собор во имя святого Александра Невского (освящен в 1897 г.) и домовый храм в честь иконы Богоматери «Утоли моя печали» (освящен в 1896 г.), оба они были возведены на средства купца И.Д. Бачурина. Рядом с собором возвели каменную четырехъярусную колокольню в 1898 г. Комплекс монастыря включал многочисленные разнообразные постройки, которые были окружены каменной оградой. Главной святыней монастыря была местночтимая икона «Утоли моя печали», которую сюда прислали с Афона. Ежегодно в престольные праздники в монастыре устраивались крестные ходы, привлекавшие сюда большое число богомольцев, для которых в монастыре была возведена гостиница. При обители работала церковно-приходская школа с 1898 г. В 1927—1932 гг. последние насельницы были вынуждены покинуть монастырь, который окончательно закрыли в начале 1930-х гг. В монастырских корпусах разместили больницу, школу, почту, часть помещений отдали под жилье.

http://azbyka.ru/palomnik/Александро-Нев...

В деловой переписке 1-й трети XVIII в. отразилась версия об основании М. П. м. «в начале» при царе Алексее Михайловиче : «...церковные ссуды и ризница даны от комнаты Его Величества, от дворца же назначено было денежное и хлебное жалованье, и дано довольное количество земли»; М. П. м. числился «особым званием - «комнатным»» (ОДДС. Т. 8. Стб. 623). Историки-краеведы кон. XVIII - сер. XIX в. также писали об основании обители при царе Алексее Михайловиче без указания даты (Путеводитель к древностям. 2009. С. 372; Выходы. 1844. Указ. С. 72; Церковно-ист. исследование. 1862. С. 77) либо относили это событие к 1655 г. (ИРИ. Т. 5. С. 578). Покровский мон-рь. Офорт П. Пикара. До 1715 г. Покровский мон-рь. Офорт П. Пикара. До 1715 г. И. М. Снегирёв считал временем основания обители 1635 г., т. е. период царствования Михаила Феодоровича Романова, предположив, что непосредственным поводом к устроению М. П. м. было чествование памяти патриарха Московского и всея Руси Филарета , скончавшегося в день праздника Покрова Пресв. Богородицы в 1633 г. ( Снегирёв. 1863. С. 16). Эта версия иногда поддерживается и в наши дни (Путеводитель по Москве. 1998. С. 338; Покровский ставропигиальный женский мон-рь. 2015. С. 4). Существование Покровского храма за Яузой «на Убогих домов» со служившим там черным духовенством фиксируется в документах Патриарших приказов, составленных еще при жизни патриарха Филарета, в 20-х гг. XVII в. Под 1 окт. 1626 г., в день Покрова Пресв. Богородицы, упомянут старец Сильвестр «от церкви Покрова Пр. Богородицы что за Яузою, Убогова дому», приходивший к патриарху Филарету (Мат-лы для истории. 1884. Т. 1. Стб. 839). В записи, сделанной спустя 2 года, также в день Покрова, отмечается: «...из за Яузы от Убогова дому игумену Ионе гривна, приходил к государю патриарху с праздничною Св. водою» (Там же. Стб. 839), что еще более определенно свидетельствует о наличии мон-ря, очевидно также Покровского посвящения, с игуменским управлением. Снегирёв считал, что монастырь «на Убогих домах» за Земляным валом у Семёновской заставы основан на месте «древнего великокняжеского монастыря в садех Белого города», предполагая их преемственность: «...с тем вместе основанием нового Покровского монастыря, как бы возстановлялся древний, бывший в Москве при Иване III» ( Снегирёв. 1863. С. 15-16). По мнению М. И. Александровского, монахи были переведены из Лыщикова Покровского монастыря ( Паламарчук. 1992. С. 312).

http://pravenc.ru/text/2564208.html

Автор Аристов Н. С. Семейный архив Курочкиной М.А. Выпускница женской гимназии Соколова Александра Фотография 1913 г. Автор Аристов Н. С. Семейный архив Свято-Успенский женский монастырь Фотография Тихонравова Николая Михайловича, участника революционных событий 1905-1907 гг., 1917 г., первого директора АПУ. Фотография 1912 г. автор Аристов Н. С. Музей — заповедник Александровская Слобода Фотография гимназистки Любы. 1912 год. Автор Аристов Н. С. Свято-Успенский женский монастырь Желая начать свое дело, Николай Степанович переехал в город Александров и 8 мая 1899 года открыл фотоателье. У Николая Степановича и его супруги Лидии Владимировны в Александрове родилось четверо детей — три дочери (одна из них умерла во младенчестве) и сын, при рождении которого Лидия Владимировна скончалась. Крестными родителями мальчика стали Александр Платонович, учитель Николая Степановича в области художественной фотографии, и сестра Юлия. Овдовев, Николай Степанович сам воспитывал дочерей. Благочестивый церковный человек, он и дочерей воспитал в благочестии и любви к Церкви. Старшая дочь, Лидия, в детстве переболела менингитом, последствия которого остались у нее на всю жизнь, и за ней необходим был уход. В 1917 году Николай Степанович пере­ехал с дочерьми в Сергиев Посад и открыл здесь фотоателье, которое просуществовало до 1929 года, когда окончательно определились масштабы экономической катастрофы, коснувшейся и города, и деревни, и в страну вернулся военный коммунизм с присущим ему стремлением уничтожать всякую инициативу. Остаток своей жизни Николай Степанович решил целиком посвятить служению Церкви. И Господь принял его намерение, но уготовал ему и мученический венец. Выписка из протокола заседания тройки НКВД по делу Николая Аристова и других членов «контр­революционной нелегальной организации “Истинных христиан”» В июле 1930 года Николай Степанович был рукоположен во диакона ко храму святых апостолов Петра и Павла или, как его называли иначе, Воскресения Словущего в Сергиевом Посаде, переименованном к тому времени в Загорск.

http://foma.ru/chto-zastavilo-uspeshnogo...

Среди святынь обители - Иверский образ Божией Матери, иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», «Скоропослушница» (вероятно, из с. Волствинова, в 3 км к северо-востоку от с. Нового), «Скорбящая» и «Боголюбская» (из с. Сима). Под Иверской иконой установлена памятная доска с описанием чуда, происшедшего после крестного хода с этим образом и молебна на окрестных полях: «В память избавления от червей, посланных Господом Богом на поля хлеба в июле месяце 1888 г. По молитвам же Царицы Небесной 21 июля птицы небесные сих насекомых поели. В благодарность оказанной милости установлено празднество сей Божией Матери 13 октября каждогодне и тщанием прихожан в то же время положена новая риза позлащенная стоимостью во сто руб. серебром». Икона Божией Матери «Скорбящая», принесенная из уничтоженного с. Некоморно, прославилась чудом исцеления слепой девочки. Имеются храмовые реликвии - напрестольный сребропозлащенный крест (1796), дарохранительница (1802) и сребропозлащенная дароносица (1807). Среди церковных построек сохранилась ограда с воротами (XIX в.). В келейных домиках Н. Ч. м. проживают настоятельница (с 2015) игум. Иоанна (Акафьева) и неск. сестер. Н. Ч. м. восстанавливает приписные храмы свт. Спиридона Тримифунтского в с. Горки и ап. Иоанна Богослова в с. Елох, в к-рых монастырские священнослужители совершают регулярные богослужения. Лит.: Березин В. М., Добронравов В. Г. Ист.-стат. описание церквей и приходов Владимирской епархии. Владимир, 1896. Вып. 3. С. 375-377; Памятники истории и культуры Владимирской обл.: Кат. Владимир, 1996. С. 514; Старец схиархим. Гедеон: (Жизнеописание, письма, восп.). М., 1998; Пэнэжко О., прот. Город Юрьев-Польской, храмы Юрьев-Польского р-на. Владимир, 2005. С. 98-107; Глушакова В. Г. Земля Владимирская. М., 2010. С. 292-293; Сергия (Каламкарова), мон. Судьбы насельников мон-рей Владимирской епархии в годы гонений//Ползуновский альм. Барнаул, 2017. 4. Т. 1. Ч. 1. С. 116-127. Д. Б. К. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДРОВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Александровской и Юрьев-Польской епархии Владимирской митрополии), в г. Александрове Владимирской обл.

http://pravenc.ru/text/2566154.html

1366 . Александровский – Борисоглебский, мужской, ныне Алексан­дрова гора, Владимирской губ., Переяслав­ского уезда, близ села Городищ, где ныне собирается ярмарка, в 4 вер. к сев. от Переяславля, на вост. берегу Плещеева оз. Основан св. кн. Алексан­дром Невским, в XIII ст., после одер­жания победы над шведами, когда прибыл в Переяславль к отцу своему Ярославу Всеволодовичу с матерью, су­пругою и всем двором. В начале XVII ст. м-рь был разорен поляками и более не возобновлялся. При раскопке горы найдена надгробная плита с над­писью 1512 г. и именем инока Миса­ила. При существовании м-ря ему при­надлежало село Павловское, а в XVII ст. и на бывших его пустошах посели­лись крестьяне из разных мест, ко­торые платили за 78 дворов по 150 р. в год оброка в Патриарший Дворцов. Приказ. “Труды Владим. губ. стат. Комит.”, II, 120, 130; “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции”, II, книги дозорн., переписн. и проч., к 167, стр. 135. 1367 . Александров – Городенский, мужской, совсем уничтоженный, близ села Городни, Тверской губ. и уезда, в 29 вер. к юго-вост. от Твери, на правой стороне Волги. Несомненно уже существовал в XVI ст., когда вла­дел несколькими деревнями и пустоша­ми. По писцовым книгам 1628–29год. значится: «За Ив. Алекс. Дурасовым пустошь, что бывал Александровский монастырь на ручье на Ворнике». При генеральн. межевании на ручье Ворнике, находившемся в дачах г. Матюниной под Городнем, от м-ря сего оста­вались только разбросанные каменья и выложенные в земле столбы. “Твер. губ. в.”, 1859 г., 22 (остатки м-рей); Калачов, “Писц. кн. ст.”, I, Отд. 2, 156 (влад. в вол. Захожье Твер. у.). 1368 . Андомский – Николаев­ский, женский, ныне погост Андомский, Олонецкой губ., Вытегорского уезда, в 78 вер. от Вытегры к сев.-вост., при р. Андоме. При описи в 1582 г. По­госта Никольского на р. Андоме гово­рится: «А на погосте церковь Никола Чудотв., да придел Успенье Преч. Бо­городицы, да другая церковь Преображ. Спасово теплая с трапезою, древяные, а стоят на Царя и Вел. Кн. земле. А церкви поставленья и церковное строе­ние приходное. На монастыре же келья черного священника Варлаама, да 15 келей, а живет в них 14 стариц». Неволин, “Пятины, в Зап. И. Р. Геогр. Общ.”, VIII, прилож. 173; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 38.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010