Преподобный Александр Свирский: Незнакомец с ласковыми глазами Людмила дремала и увидела сон, больше похожий на явь, будто какой-то священник в монашеской одежде и с сияющим наперсным крестом широко раскинул руки и слегка поклонился, словно приглашая – добро пожаловать. 12 сентября, 2012 Людмила дремала и увидела сон, больше похожий на явь, будто какой-то священник в монашеской одежде и с сияющим наперсным крестом широко раскинул руки и слегка поклонился, словно приглашая – добро пожаловать. 12 сентября — память святого преподобного Александра Свирского. Эта история произошла несколько лет тому назад с моей близкой знакомой: в то время она только начала воцерковляться. Прихожане во главе с настоятелем в июле 2007 года ездили по святым местам. Побывав в Александро-Невской лавре, в монастыре на Карповке у Батюшки Иоанна Кронштадтского , в часовне у блаженной Ксении Петербургской на Смоленском кладбище, паломники заняли свои места в автобусе и взяли направление на Валаам . Людмила (так зовут нашу героиню) дремала и увидела сон, больше похожий на явь, будто какой-то священник в монашеской одежде и с сияющим наперсным крестом широко раскинул руки и слегка поклонился, словно приглашая – добро пожаловать. Величественный облик незнакомца невозможно было забыть; особенно поражали ярко-голубые ласковые глаза, а от волнистых седых волос старца шло заметное сияние. Люда проснулась, рядом сидел ее муж Сергей. Женщина рассказала о своем удивительном сне, который ее так поразил, и вообще, был ли это сон? — А мы недавно проехали Александро-Свирский монастырь, — сказал Сергей. – Батюшка хотел заехать туда, да посетовал, что времени нет для остановки, — нас ждет катер, идущий на Валаам. Людмила в то время ничего не знала про преподобного Александра Свирского, мало того, даже имени такого не слышала. Как рассказывала впоследствии сама женщина, она никак не могла забыть приснившееся лицо и искала его образ на Валааме – Люда была уверена, что это какой-то святой. Побывав на Северном Афоне – так еще называют остров Валаам, – на обратном пути наши паломники заехали в монастырь, расположенный на реке Свирь. Людмила приложилась к мощам преподобного и подумала: «Точно он живой». На стене она, конечно, видела икону, где Александру Свирскому явилась Святая Троица в виде трех Ангелов, но здесь святой изображен в профиль, и женщина его не узнала.

http://pravmir.ru/neznakomec-s-laskovymi...

Открылась выставка " Православная Русь " ноября 2019 Он окропил святой водой стенды, поздравив организаторов и участников ярмарки с открытием, пожелал им успехов, плодотворной работы и помощи Божией. " Ярмарка имеет просветительскую, миссионерскую и культурную составляющие, - сказал отец Андрей. - Все, что мы здесь видим, имеет историю не пятидесяти- или столетней давности, а сотен лет. Мы видим иконы и книги, хранящие духовную мудрость. Каждый из нас должен стремиться к правде и знаниям о Боге, душе. Выставка дает возможность говорить не только о том, что традиции возрождаются, но и об их укреплении " . Начальник городского отдела по взаимодействию с религиозными объединениями Владимир Иванов отметил, что ежегодная православная ярмарка - это традиционный праздник, который дает возможность ознакомиться с дарами из многих уголков православного мира и приносит радость посетителям. Из Александро-Свирского монастыря на выставку привезен список иконы преподобного Александра Свирского. Перед святыней дважды в день священники Тихвинской епархии будут служить молебны. В один из дней работы ярмарки состоится встреча с наместником Александро-Свирского монастыря игуменом Антонием (Гутником) . В рамках духовно-просветительской программы будет показан фильм " Место на земле " , посвященный обители. Ежедневно также будут проходить встречи со священниками, кинопоказы, презентации книг, паломнических программ, выступления творческих коллективов. Изделия и товары представляют 150 участников из России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Израиля, Греции. Среди них крупные издательства, иконописные и ювелирные мастерские. Участники выставки - Свято-Елисаветинские монастыри из Минска и Калининграда, Казанская Амвросиевская пустынь, Задонский Рождество-Богородицкий монастырь, Глинская пустынь, монастырь святой Марии Магдалины из Иерусалима, паломническая служба Валаамского монастыря. В рамках мастер-классов гостям ярмарки помогут изготовить новогодние и рождественские подарки, сувениры в стиле народных ремесел.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДРОВ СВИРСКИЙ В ЧЕСТЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Собор Преображения Господня (1641-1644) и ц. святых Захарии и Елисаветы (1660-1668) Александрова Свирского Монастыря Собор Преображения Господня (1641-1644) и ц. святых Захарии и Елисаветы (1660-1668) Александрова Свирского Монастыря (С.-Петербургской и Ладожской епархии), расположен в Лодейнопольском р-не Ленинградской обл., в 22 км от Ладожского оз. и 8 км от р. Свири. Основан в 1506 (1508) г. прп. Александром Свирским на берегу Рощинского оз., на землях Обонежской пятины Вел. Новгорода. Изначально состоял из 2 частей: «рощинской» Троицкой пуст., предназначенной для жительства братии, и Преображенской «отходной пустыни», предназначенной для погребения почивших иноков. В Преображенской пуст. скончался и был погребен прп. Александр Свирский, над гробом к-рого учениками был выстроен и освящен в его имя деревянный храм. Вероятно, уже с момента основания в А. С. м. был введен общежительный устав (см. Общежительные монастыри ), к-рый частично известен из предсмертной духовной грамоты прп. Александра Свирского 1533 г., адресованной Новгородскому свт. Макарию (впосл. митр. Московский и всея Руси), а также из жития прп. Александра, составленного ок. 1545 г. игум. Иродионом . В духовной грамоте преподобный наставлял братию «отнюдь не держать в нашей пустыне опьяняющего питья, не иметь вражды между собою и не считаться ни в чем», не иметь собственности (АИ. Т. 1. 135. С. 195-196). А. С. м. прославился строгостью жизни иноков; неск. пострижеников прп. Александра стали основателями новых обителей - Андрусовской мужской пустыни , Никифоровской Спасской Важеезерской пуст. и др. В 1581 г. А. С. м. был разорен шведами, в 1612-1613 гг.- отрядами поляков и литовцев. Захватчики замучили игум. Паисия, 27 монахов и 32 трудника, требуя выдать монастырскую казну. Насельники А. С. м. и др. обителей Олонецкого края вместе с крестьянами близлежащих деревень оказали вооруженное сопротивление и разгромили польск. отряды близ Олонца. В результате грабежей и поджогов в 1613 г. сгорели и были разрушены Преображенская ц., кельи и служебные помещения, каменная Троицкая ц. треснула от огня, а от Покровского храма уцелели лишь стены. Благодаря спасенной казне, а также энергичной деятельности игум. Феодорита, сумевшего получить от царя Михаила Феодоровича грамоту на возобновление обители и крупные пожертвования, мон-рь быстро восстановился. В 1644 г. в А. С. м. было 87 иноков, 55 монастырских слуг.

http://pravenc.ru/text/82035.html

Или «Соловецкое сидение» — многолетнее сопротивление монахов Соловецкого монастыря — правительственным войскам). В ту жестокую годину пострадал и монастырь Александра Свирского. Вот что пишут о тех событиях иноки-летописцы Свирского монастыря: «Польские шайки в конце владычества самозванцев и особенно с воцарением Михаила Фёдоровича, разбиваемые в населенных центрах Русского государства, бродили по отдаленным местностям и причиняли беззащитным жителям всякие разорения и злодейства. Такие шайки появились и в Олонецком крае. Одна из них в 1613 году устремилась на разорение Свирского монастыря. Бывший в то время настоятелем обители игумен Паисий с братией не могли оказать никакого сопротивления разбойникам. Злодеи вошли в монастырь и посредством истязаний и пыток стали требовать от монахов монастырских сокровищ, но никто не решился выдать разбойникам монастырской казны, которая была спрятана в Покровской церкви под кирпичным полом. В этих пытках было умучено из братии 27 человек, в том числе был убит и игумен Паисий, да 32 человека из числа монастырских работников-служек». Уходя, грабители подожгли обитель. На русском севере тогда находилось большое количество монастырей и острогов. Иноков пытали, убивали, сжигали заживо (Только в Спасо-Прилуцком Димитровском монастыре было сожжено 200 человек). Характерно, что памятник Петру Первому работы Михаила Шемякина, показывающего царя не «плакатно-приукрашенным», а «естественным», появился именно в 1991 году, в год распада СССР (его лицо воспроизведено с точностью до мельчайших деталей — художник использовал прижизненную маску Петра, изготовленную Бартоломео Карло Растрелли). Даже внешне этот «символ движения на Запад» предстал перед нами несколько иным. Царь «прорубил окно» на Запад, Михаил Горбачев распахнул его настежь, а страна судорожно пытается собрать разлетевшиеся по дому от ворвавшегося «ветра перемен» ценности… Ах, как не хочется отказываться от привычных (и даже по-детски добрых) сказок про образы «несчастного и ищущего себя Льва Толстого», «честного и даровитого Ганнибала из «Арапа Петра Великого», решительного «бомбардира» Петра Первого с плотницким топором в руках, кучерявого Ленина на октябрятской звездочке, плавно переходящего в «мудрого Ильича», отдающего последний кусок хлеба — голодным детям…Все же изначально в человеке есть что-то хорошее — хочет он видеть мир добрее и справедливее, чем он есть на самом деле, и «сам обманываться рад».

http://azbyka.ru/parkhomenko/faktotum-il...

Воистину: деялось художество из художеств! Испытанным инструментом стала умная молитва. Александр Свирский совершенствовал по законам красоты свою личность. Это самотворчество – казалось бы, скрытое от взгляда – разнообразно проявляется вовне. Достаточно вспомнить о том, как преображается лицо святого – оно становится своеобычной иконой Софии: лучится благодатью. Но вот не менее значимая проекция этой глубинной работы: сам дух монастыря – организация его среды – творимая в нём вполне вещная, предметная красота. Творения Андрея Рублёва – тоже такая проекция. С икон и фресок художника на нас глядят преображённые люди. Предельное утончение нашей материальной природы! Божий замысел человека, искажённый грехопадением, восстанавливается в своей чистоте. Дар любви всемерно содействует этому высветлению. Очень красиво он себя выражает в узах братства, связующих святых – весьма значим для православия феномен священных двоиц: когда один святой неотделим от другого. Потому и почитаются они совместно. Пётр и Павел, Косма и Дамиан, Кирилл и Мефодий, Борис и Глеб, Антоний и Феодосий, Сергий и Никон, Зосима и Савватий: что ни пример – то дивное созвучье. Архимандрит Макарий (Веретенников) считает, что в этот ряд надо ввести ещё одну пару: преподобного Александра Свирского и святителя Макария Московского 10 . Приведём некоторые даты. В 1526 – 1542 гг. Макарий был архиепископом Новгородским и Псковским. Александро-Свирский монастырь находится в его подчинении. Владыка благоволит игумену. Между ними устанавливается сердечное взаимопонимание. 1526 г.: архиепископ, только что прошедший интронизацию, освящает  новый Троицкий собор в подопечной ему обители – теперь это не деревянное, а каменное сооружение. 1560  г.: Макарий – уже митрополит – освящает церковь Александра Свирского , входящую в состав собора Покрова на Рву. Сопоставим две этих даты – два этих освящения: между ними совсем небольшой промежуток времени. Сколь же стремительно растёт слава свирского чудотворца! Святой преставился в 1533 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

В монастыре находятся мощи святых преподобных Сергий и Варвары, родителей преподобного Александра Свирского. Престольный праздник: Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии - отмечается 4 декабря. Также 25 января в монастыре отмечают день памяти первой настоятельницы - матушки Феклы. Введенский Островский Оятский монастырь, заштатный, общежительный, в 65 верстах от города Новой Ладоги, на берегу реки Ояти. Существовал до 1448 года. Здесь покоятся благочестивые родители преподобного Александра Свирского — Стефан и Васса, в иночестве Сергий и Варвара. На месте родины преподобного Александра, в бывшем селении Мандеры, на правом берегу реки Ояти, в расстоянии 300 сажень от монастыря, устроена деревянная часовня. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». В 200 км к северо-востоку от Санкт-Петербурга на берегу реки Оять расположен Введено-Оятский монастырь, в начале ХХ века заштатный, общежительный. Раньше он назывался Введено-Островский мужской монастырь. Своим названием обитель была обязана тому, что в половодье, которое раньше бывало ежегодно, его окружала со всех сторон вода и он становился островом. Кроме того, так именовалось тогда любое возвышение среди окружающих низменностей. А своё основное название, как правило, обители получали по посвящению главного (первого) своего храма. Первый храм монастыря был освящён в честь Пресвятой Богородицы - Введения Её во храм. Точная дата основания монастыря неизвестна, однако он начал своё существование несомненно не позднее рубежа XIV-XV вв. Первые же сведения содержатся в житии святого преподобного Александра Свирского, написанного его учеником Иродионом в 1545 году через 11 лет после смерти святого. После явления в 1383 году Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы, в деревне Имоченицы, находящейся в 20-и км от монастыря вверх по течению реки Оять. После явления Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы в этих землях возникло множество монастырей, в том числе Коневский и Валаамский на островах Ладожского озера.

http://sobory.ru/article/?object=00122

Петровск. Никольский мужской монастырь. Собор Тихвинской иконы Божией Матери. /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Тихвинской иконы Божией Матери , Николая Чудотворца , Александра Свирского Год постройки:приблизительно 1780 - 1800. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Саратовская область, Петровский район, г. Петровск Координаты: 52.31034, 45.391334 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Начало истории Николаевского монастыря относится ко второй половине XVII в. Основателем его был некий инок Макарий, современник царя Фёдора Алексеевича. Первоначально монастырь находился за городом, затем постепенно был окружён строениями жителей Петровска. Монастырь находился на Монастырской площади, на возвышенном берегу р. Медведицы, занимая всеми своими постройками и огородом 4 дес. земли, обведённой каменной и плетёной оградой. Первоначальную деревянную церковь во имя св. Николая Чудотворца в 1763 г. сломали. И на её месте, на средства помещика Семёна Афанасьевича Выропаева, была построена каменная соборная церковь во имя Тихвинской иконы Божьей Матери с двумя приделами - во имя св. Николая Чудотворца и во имя преподобного Александра Свирского. В 1786 г. на его же средства была построена каменная трёхэтажная колокольня. В 1826 г. игумен Илларион на втором этаже колокольни устроил церковь во имя Казанской иконы Божьей Матери. В 1864 г. соборная церковь во имя Тихвинской иконы Божьей Матери была перенесена и придел в ней во имя Александра Свирского был заменён в честь святителя и чудотворца Тихона Задонского. В 1904 г. в монастыре был выстроен по рисунку русских церквей в Дармштадте каменый однопрестольный собор во имя Сергия Радонежского. Собор строился под наблюдением губернского архитектора Ю. Н. Терликова и был рассчитан на тысячу человек. http://elsso.ru/cont/cul/81.html Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=52773

Скачать epub pdf Преподобный Александр Свирский жил в Новгородских владениях. Родился он в смутное время княжения Василия Темного, подвизался же во времена Uoahha III , Василия III и при малолетстве Иоанна Грозного. Пребывая во глубине лесов Русского Севера, он оставался вдали от треволнений истории Российского государства. Его не коснулись ни вероломные деяния Шемяки, ни властолюбивые замыслы Марфы Посадницы, не слышал он, вероятно, и знаменитого вечевого колокола. О событиях в миру ему мог рассказать разве что Андрей Завалишин, московский дворянин, посланный Иоанном III в Новгородскую землю взамен сосланных в Москву новгородских крамольников. Известно также, что преподобный Александр ездил в Новгород к архиепископу святому Серапиону для принятия от него священного сана. И еще известно, что преподобный Александр не раз обращался и к Иоанну III, и к Василию III с просьбами о присылке мастеров и материалов для строительства каменных храмов. Всю жизнь находясь вдали от житейской суеты, преподобный Александр Свирский , сей светоч монашества, в своем уединении творил иную, несуетную историю, совершенствуясь духовно, наставляя других, удостоившись необычайных даров Святого Духа и явившись «равноангельн на земли». С самого рождения преподобного Александра Свирского благодать Божия явственно почила на нем. Родителей его звали Стефан и Василисса (в просторечии Васса). Были они крестьяне приладожского села Мандеры, лежащего на реке Оять, притоке реки Свирь, в Обонежской пятине, во владениях господина Великого Новгорода. Было у них двое детей, которые уже выросли и жили розно, а Стефану и Вассе хотелось иметь еще одного сына. Они усердно молились об исполнении их желания и услышали голос свыше: «Радуйтеся, доброе супружество... имате родити сына... в рождестве его утешение Церквам Своим подати имать Бог» 1 . Сын родился 15 июня 1448 года, в день памяти славного пророка Божия Амоса, посему в честь его и назван при крещении. Как приспело время, родители отдали отрока Амоса учиться грамоте. Грамота не давалась Амосу, и он тяжко скорбел об этом. В некий день он отправился в близлежащий Острожский Введенский монастырь Пресвятой Богородицы, преклонил колена, стал горячо молиться пред образом Божией Матери и услышал голос: «Восстани, не бойся: а еже просил еси, имаши восприяти» 2 . С тех пор он стал преуспевать и опередил всех сверстников. Амос был особенным отроком. Он был всегда послушен и кроток, избегал игр, смеха и сквернословия, носил скудную одежду и так изнурял тело постом, что вызывал беспокойство своей матери. Когда Амос вырос, родители хотели его женить, но он пожелал пребывать в воздержании – «плотское вожделение огнем Божественной любви попалил» 3 . Единому Богу желал посвятить юноша свою жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Почти год потребовался на исполнение задуманного. В ноябре того же года иеромонах Серафим отправил новое прошение новому Тверскому архиепископу Ионе, где чётко расписал проведённые в храме работы: «В оной пустыни церковь во имя преподобнаго Александра Свирскаго возобновлена, то есть внутри вся оштукатурена, окна прибавлены и зделаны в симметрию и учинено по местам стенное писание с приличною уборкою». Запомним факт росписи храма, к нему мы ещё вернёмся. В том же прошении строитель монастыря предлагает переосвятить храм в честь Владимирской иконы Божией Матери: «Но как на престол и жертвенник срачицы от долговременности перетлели, то самая необходимость требует оныя срачицы снять и устроить новыя, а по сему и престол и жертвенник освятить снова. Желательно же нам оную церковь переименовать во имя Владимирския Божия Матери празднуемыя 23 июня, а тем сделать день сей гласным и торжественным потому, что в оный день каждогодно с чудотворным образом Святителя Николая начинается крестный ход из сея обители в г. Бежецк, а что б преподобному Александру Свирскому празднование не учинилось, то наименовать придельной в соборной церкви храм Якова Боровицкаго храмом Якова Боровицкаго вместе и Александра Свирскаго, а более потому, что оне и на местном старинном образе в сем храме написаны вместе, а не раздельно». Прочитав прошение, владыка Иона распорядился так: «Возобновленную церковь устроить, срачицы переменить и вместо Александра Свирскаго переименовать в честь Владимирския Божия Матери и придельный храм наименовать по желанию о освятить по чиноположению». Освящение бывшего Александро-Свирского храма было совершено строителем иеромонахом Серафимом 19 февраля 1822 г. в честь Владимирской иконы Божией Матери. Особо нас интересует вопрос о росписи храма, а также о написании икон для него. В этот период в монастыре трудился художник Никифор Крылов. Он родился в 1802 г. в Калязине и трудился, по имеющимся сведениям, в артели странствующих иконописцев. В 1821 г. Никифор Крылов уже трудится в Николо-Теребенском монастыре на росписи церкви Александра Свирского, а также и на других живописных работах в обители. В 1825 г. в «Книгах записи прихода и расхода церковной суммы» имеется следующая запись: «Генварь, 10. Живописцу Никифору Крылову за росписание во Владимирской церкви паперти, за написание девяти картин чудес Святителя Николая и двух местных образов заплачено денег семь сот рублей. Оныя деньги получил живописец Крылов и всеручно расписался». По некоторым сведениям, за год до этого Алексей Гаврилович Венецианов заметил талантливого художника и пригласил его в Петербург, куда Крылов отправился, видимо, по получении денег за свою работу.

http://sobory.ru/article/?object=22023

729. Л. 399 об.), желание уйти в монастырь, уход обманным путем из дома, явление Ангела (« ангелъ явися ем человече подобие имя» (F.I. 729. Л. 399 об.)), приход в монастырь на Валааме, постриг и иноческая жизнь, уход из монастыря в пустынь, божественное видение (« виде едино нкое мсто красно ело и лчею божественною осиемо» (F.I. 729. Л. 400)), божественное наставление (глас с небес наставляет Александра создать монастырь), приход брата Иоанна, расширение обители, явление Святой Троицы, явление Ангела (указывающего, где построить храм), принятие сана священника, устроение монастыря и описание аскетичной жизни Александра во времена игуменства, явление Пресвятой Богородицы, начало строительства каменной церкви и дарование великим князем мастеров для строительства, чудо четвертое о умножении рыб (и мастере Игнатии), описание быта и занятий Александра и братии, увещевание отца и матери, видение Даниила, наставление преподобного перед смертью , преставление (добавлено указание количества лет, прожитых во иночестве: « в них же иночествова птдест девт лтъ»(Р. I. 729. Л. 403об.)), посмертные чудеса преподобного, кроме пятого и десятого. Деления текста на главы нет, но по верхнему полю листов полууставом читаются надписи в соответствии с сюжетной канвой: « о александра свирскаго », « о кончине александра свирскаго », « о чюдесех александра свирскаго ». Тем же почерком проставлена пагинация. По нижнему полю листов идет запись: « слово и листов всхъ евангельским же бога апостольских и пророческих и влажением же». Сюжетная канва, по сравнению с текстом ЖАС Макарьевских Миней и подавляющего большинства исследованных списков (всего 77), существенно изменена: восстановлен хронологический порядок событий, т. е. прижизненные чудеса (в тексте Краткой редакции упоминается только о двух чудесах из известных семи) преподобного Александра, помещенные практически во всех остальных списках после рассказа о преставлении преподобного, здесь гармонично и логически верно включены в биографическую часть.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svir...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010