По благословению митрополита Санкт- Петербургского и Ладожского Владимира 23 ноября 1998 года мощи преподобного Александра Свирского вернулись в Свято-Троицкий Александра Свирского монастырь. Торжественный молебен. Все присутствующие взволнованы. Без конца поется величание и тропарь преподобному Александру Свирскому, люди прикладываются к мощам. Все присутствовавшие тогда, радовались радостью Преподобного, вернувшегося домой через долгие 80 лет. Все сопереживали ему как живому среди нас сущему. Это была радость со слезами на глазах. Наконец, все разошлись. У Преподобного задержался игумен Лукиан. У земного игумена были свои сокровенные разговоры с Небесным Игуменом и вернувшимся хозяином. В этот момент во двор въехала машина, из нее вышел человек, убеленный сединой, в светской одежде. Отец Лукиан узнал приехавшего гостя, но для большей уверенности почтительно обратился: «Владыка Лев?» Последовал утвердительный ответ. Приехавший был Новгородский владыка Лев, который возвращался из Петрозаводска, путь его пролегал в 6 километрах от Свирского монастыря, о переносе мощей он ничего не знал. Руль машины, как бы сам повернул в сторону обители. Этому приезду можно было бы не удивляться, если не знать, что за этим стоит история. В веке XVII новгородский владыка на своих руках переносил мощи в раку, подаренную Царем Михаилом Федоровичем Романовым. В середине XIX века монахи Свирского монастыря на свои деньги заказали новую серебряную раку (якобы старая обветшала), но теперь уже Новгородский владыка был специально приглашен, чтобы соблюсти традицию: непременное участие Новгородского владыки в переносе мощей преподобного Александра Свирского. В архивных документах подробно описывается, как торжественно происходила встреча Новгородского владыки и перенос мощей в новую раку. Традиция переноса мощей преподобного Александра Свирского с участием Новгородского Владыки, таким образом, и в наше время была соблюдена. Только соблюдение традиции в третьей ее повторности сотворил Сам Господь.

http://ruskline.ru/analitika/2012/08/10/...

Александров Свирский Монастырь Александров Свирский Монастырь В нач. 1997 г. А. С. м. был передан С.-Петербургской епархии РПЦ, 19 авг. 1997 г. возобновлен, 15 дек. 1997 г. зарегистрирован Отделом юстиции. За 2 года в мон-ре отреставрированы Преображенский собор, ц. святых праведных Захария и Елисаветы, ц. св. Иоанна Дамаскина, поставлен временный иконостас в Троицком соборе, восстановлена часовня на месте явления прп. Александру Пресв. Троицы. Отремонтирована часть братского корпуса, устроены иконописная, столярная и швейная мастерские. А. С. м. имеет подворье в С.-Петербурге со строящимся храмом Рождества Христова и скит в пос. Свирьстрой Лодейнопольского р-на с ц. свт. Николая Чудотворца, в к-рой особо почитается мироточащая икона святителя. Близ церкви находится источник, освященный в честь святителей Николая Чудотворца и Спиридона Тримифунтского. 23 нояб. 1998 г. в обитель были возвращены мощи прп. Александра Свирского. К июню 2000 г. мощи святого временно почивали в ц. св. праведных Захария и Елисаветы. К июню 2000 г. в мон-ре насчитывалось 17 чел. братии, настоятель - игум. Лукиан (Куценко; с 2004 г. архимандрит). Арх.: ГАРФ. ф. 353. Оп. 3. Д. 731. Л. 63-65. Лит.: Зверинский. Т. 2. 607; Троицкий Н. М. Александро-Свирский монастырь и его часовня в С.-Петербурге//Приб. к ЦВед. 1891. 19. С. 611-617; Ивановский Я. И. Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь: Крат. история с прил. важнейших док-тов. СПб., 19013; Денисов. С. 617-620; Кукушкина М. В. Монастырские библиотеки Севера России. Л., 1977. С. 37-39; Макарий (Веретенников), игум. Преподобный Александр Свирский «новый чудотворец» - русский подвижник XVI века//БТ. 1982. Сб. 23. С. 323-336; Детчуев Б. Ф. Трагедия в монастыре//Север. 1991. 12. С. 126-136; Соловьева И. Д. Александрова пустынь на Свири в XVI столетии//Художественно-исторические памятники Можайска и русская культура XV-XVI веков. Можайск, 1993. С. 50-57. Иеродиак. Анфим, И. Д. Соловьёва Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР СВИРСКИЙ (Амос; 1448–1533), прп. (пам. 30 авг., 17 апр. и в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых)

http://pravenc.ru/text/82035.html

Батюшка Александр Свирский очень нас укрепил. Я знаю, что по нашим грешным молитвам он молится за нас, окаянных. Раба Божия Елена, город Краснодар. с. 132–133] Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь был основан преподобным Александром Свирским в 1506 (1508) году. Он относится к Санкт-Петербургской и Ладожской епархии. Монастырь расположен в Лодейнопольском районе Ленинградской области, в 22 км от Ладожского озера и 8 км от реки Свири. Окружающий монастырскую местность сосновый бор, близость реки Свири и находящиеся при монастыре два больших озера, Рощинское и Святое, возвышенное и сухое местоположение – все это придает монастырю и занимаемой им местности красивый вид. Изначально, по замыслу основателя обители – преподобного Александра, монастырь состоял из двух частей: «рощинской» Троицкой пустыни, предназначенной для жительства братии, и Преображенской «отходной пустыни», предназначенной для погребения почивших иноков. Основа будущего архитектурного ансамбля монастыря также была заложена еще при жизни основателя. Что же касается духовного устроения Свято-Троицкой Свирской обители, то, согласно предположениям исследователей, уже с момента основания в Александро-Свирской обители был введен общежительный устав, который частично известен из предсмертной духовной грамоты преподобного Александра, адресованной Новгородскому святителю Макарию. Александро-Свирский монастырь прославился строгостью жизни иноков. Несколько учеников преподобного Александра стали основателями новых обителей – Андрусовской мужской пустыни, Никифоровской Спасской Важеезерской пустыни и других. По кончине преподобного почти все его ученики, упомянутые в духовной грамоте: Исаия, Никодим и Иродион, были настоятелями Александро-Свирской обители. С середины XVI века Александро-Свирский монастырь стал крупным земельным вотчинником. В 1581 году Александро-Свирский монастырь был разорен шведами. При царе Феодоре Иоанновиче Александро-Свирский монастырь становится царским богомольем. И сам Феодор Иоаннович и его преемник, Борис Годунов, делали в обитель большие пожертвования и неоднократно ее посещали.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Никаких свидетельств, которые могли бы дать нам представление о том, как выглядела звонница в XVII-XVIII веках, не сохранилось. Не сохранились и колокола ее исторического подбора. В 1918 году монастырь был закрыт, а большая часть его ценностей (в том числе и колокола) вывезены для переплавки и утилизации. Русской Православной церкви обитель возвратили только в 1997 году. Сейчас на звоннице размещены колокола, отлитые в городе Тутаев (Романов-Борисоглебск) на заводе Николая Александровича Чернышева. Литература:  Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Спб., 1890. Т.2. С.: 50-51 607)  Исторические и юридические акты Олонецкого края: Писцовые книги 7136 – 7137 (1628 – 1629) годов князя Ивана Михайловича Долгорукова и подьячего Посника Ракова. 14//Олонецкие губернские ведомости. 1850. 15-19; 22–23; 25; 28-31 (часть неоф.)  Соловьева И.Д. Троицкий Александро-Свирский монастырь в XVI-XVII столетии//Ученые, политики, журналисты об историческом и культурном достоянии. М., 2003. Вып.4. С.: 99-113; Она же, иерод. Анфим. Александров Свирский в честь Святой Троицы мужской монастырь//Православная энциклопедия. М., 2000. Т.1. С.: 608-610  Ивановский Я.И. Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь. Спб., 1901. С.: 116, 125, 153, 175, 179  Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь: Православные монастыри. Путешествие по святым местам. М., 2009. Вып. 41. С.: 16  Петров Д.А. Мастер Игнатий//Новгородские древности: Сб. ст. М., 2000. С.:121, 122  Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь: 500 лет. Спб., 2006. С.: 51, 165-166, 175, 186, 193, 194, 201, 202, 257, 272, 273, 287  Милорадович А.Н. Новгородский мастер Игнатей Салка//Соловецкий сборник: Материалы и исследования. Соловки, 1994. С.: 75-76  Суслов В.В. Путевые заметки о Севере России. Спб., 1888. С.: 64  Голицын Ю.М., Голицына Г.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987. С.: 128-145  Описание храмов Олонецкой губернии//Известия императорской Археологической комиссии. Спб., 1915. Вып. 57. С.: 137-141 

http://sobory.ru/article/?object=32615

Обо всем этом Александр Свирский рассказал боярину Андрею Завалишину, который набрел на жилище отшельника во время охоты. Боярин не раз видел свет на месте, где совершал свой молитвенный подвиг преподобный Александр. Александр просил боярина никому не рассказывать о нем. Завалишин стал навещать отшельника и впоследствии принял постриг с именем Адриан. Постепенно к Александру Свирскому стали приходить люди, которые искали уединения. Они стали учениками преподобного. После двадцати пяти лет затворничества во время ночной молитвы Александр Свирский удостоился явления Пресвятой Троицы. Во время видения ему было велено воздвигнуть храм во имя Троицы. Считается, что ранее Святая Троица являлась только Ветхозаветному праведнику Аврааму. Впоследствии Ангел указал Александру место для постройки храма. В том же году Александр Свирский построил деревянную церковь Живоначальной Троицы. В 1526 году ее перестроили в каменную. Около 1508-го года преподобный Александр Свирский принял священнический чин и стал игуменом Троицкого (впоследствии Александро-Свирского) монастыря. Став игуменом, преподобный продолжал вести скромную монашескую жизнь. Он выполнял самую черную работу в монастыре. В конце жизни преподобный решил построить Покровский храм в честь Пресвятой Богородицы. Во время строительства Александру Свирскому явилась Богоматерь с Богомладенцем в окружении множества Ангелов. Царица Небесная обещала, что обитель будет всегда находиться под Ее благотворным Покровом и показала преподобному множество будущих подвижников его обители. Ученик Александра Свирского Афанасий присутствовал при чудесном явлении Богородицы. 30 августа 1533 года на 85-ом году жизни преподобный отошел ко Господу. Перед кончиной он сам выбрал четырех достойных кандидатом на игуменство, предоставив право выбора святителю Макарию. Тело преподобного Александра Свирского погребли возле обители. 17 апреля 1641 года при перестройке Преображенского храма открыли могилу преподобного, и людям явились нетленные мощи Святого. Люди прикладывались к мощам, после чего получали помощь и исцеление. С началом гонений на Церковь Святые мощи увезли из монастыря. После того, как монастыри возвратили Церкви, мощи преподобного Александра обнаружили в Петербургской Военно-Медицинской академии. С 1998 года нетленные мощи вернули в Александро-Свирский монастырь. Дни памяти преподобного совершаются дважды в год:

http://pravmir.ru/prepodobnyj-aleksandr-...

Валаамские острова. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. Скит Александра Свирского. Церковь Александра Свирского. Внутренний вид церкви преподобного Александра Свирского. Фото нач. ХХ века. Альбом «Виды Валаамского монастыря» http://andcvet.narod.ru/valaam/VA.html и http://andcvet.narod.ru/valaam/sam1.html Т. ?? Карта и ближайшие объекты Скит Святоостровский, в 7 верстах от обители, на острове, прежде называвшемся старым Валаамом, а ныне по отшельнической на нем жизни св. Александра Свирского называемом Святым. На месте подвигов преподобного издревле существовала деревянная часовня, которая в 1840 г. вновь выстроена в более обширных размерах и в 1855 г. обращена в церковь для иноков, удалившихся сюда ради безмолвной жизни. Замечательно, что в этой церкви, простой по архитектуре и по внутренним украшениям, нет ничего металлического, кроме утвари. Десять колоколов на небольшой в связи с церковью колокольне весят более 200 пудов. Храм устроен купцом Никитиным. При нем находятся три деревянных домика: два с кельями и один с кухнею и трапезою для братии. «Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии». Издание С.-Петербургского Историко-статистического комитета. Выпуск 4, С.-Петербург. 1875 г. Печатано в типографии Департамента уделов, Литейный проспект, д. 39. В середине XIX в. по инициативе игумена Дамаскина и Санкт-Петербургского митрополита Никанора на Святом острове устраивается скит. В память посещения острова Владыкой сохранился гранитный обелиск. В 1840-42 гг. строится новая часовня. В 1855 г., возможно, по проекту А. М. Горностаева, часовня перестраивается в церковь во имя Преп. Александра. Иконостас письма В. Пошехонова, внутреннее убранство, вырезанное из кипариса, частица гроба Преподобного и десять колоколов утрачены. Уцелели шестигранный колодец и деревянная галерея вдоль северного берега. Официальный сайт  Валаамского монастыря Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=18296

Битые Горки, урочище. Никольский монастырь. Скит Александра Свирского. Скит в честь Преподобного Александра Свирского Свято-Никольского мужского монастыря Скит. Действует.   Год основания:не позже 2000. отремонтирован и обустроен в 2000 году. Ссылки:   Адрес: Омская обл. Омский район (3 км СЗ деревни Большекулачье) Координаты: 55.222691, 73.207971 Проезд:От Никольского монастыря 6 км по грунтовой дороге на северо-запад вдоль берега старицы Надеждинской и реки Иртыш. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Скит в честь Преподобного Александра Свирского отремонтирован и обустроен в 2000 году, находится в семи километрах от монастыря. При хорошей погоде скит виден из монастыря и из него слышен колокольный звон. В народе место, где располагается скит, называется «Битые горки». Название это неслучайно, поскольку до сегодняшнего дня там сохранились древние курганы. В 1999 г. здесь прошел Всероссийский Крестный ход «За Веру и Верность». Его участники отслужили молебен и установили памятный поклонный крест. По установившейся традиции с тех пор каждый Крестный ход поднимается на вершину первой возвышенности и у креста служится молебен. День памяти о преставлении Преподобного Александра Свирского празднуется 30 августа/12 сентября, а первое обретение его святых мощей —17/30 апреля. Дважды в год в эти дни из села Большекулачье от храма в честь Святителя Николая Чудотворца в скит направляется Покаянный Крестный ход. На протяжении шести километров пути братия и паломники останавливаются несколько раз, служатся короткие молебны и совершаются коленопреклоненные молитвы. Ни на минуту не прекращаются молитвенные обращения к Господу, к Пресвятой Богородице и ко всем Святым. У ворот паломников встречают насельники скита с иконами. http://bolshekulachie.ru/644-2 В пяти километрах от монастыря находится отдельно стоящий скит в честь преподобного Александра Свирского. Там постоянно живет инок Мефодий, который стремится именно к такой уединенной жизни. В его жилище нет электричества и привычных бытовых условий. Скит — это срединное состояние между общежительным монастырем и отшельничеством. Там же, на территории скита, на возвышенности Битые Горки, где когда-то происходили бои красноармейцев с колчаковцами, стоит храм в честь Державной иконы Божьей Матери. В нем также регулярно совершаются богослужения. Церковь была построена стараниями попечителя монастыря предпринимателя Юрия Чупрынова. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=61568

Обитель Божия Олонецкой земли Более чем 500-летняя история Важеозерской обители, основанной в суровом Олонецком крае преподобными Никифором и Геннадием Важеозерскими, полна драматических поворотов, но каждый раз милостью Божией монастырь возрождался. И сегодня в Спасо-Преображенском Важеозерском монастыре вновь возносятся Господу молитвы иноков, вновь сюда едут паломники: кто помолиться, а кто и потрудиться во славу Божию. 9/22 февраля, в день, когда Церковь чтит память преподобных Никифора и Геннадия Важеозерских, в обители праздник. Основание Важеозерского Спасо-Преображенского монастыря (другие исторические названия обители: Задне-Никифоровская, Спасская Важеозерская Геннадиево-Никифоровская пустынь) положено около 1500 года преподобным Геннадием († 1516) и продолжено преподобным Никифором († 1557), его сотрудником. Наименование Важеозерской она получила от имени озера Важа, на котором стоит. Пустынь эта находится в Карельской епархии; от обители до города Петрозаводска – 112 км, а от Александро-Свирского монастыря – 92 км. Преподобным Никифором около 1520 года по благословению Новгородского архипастыря была сооружена деревянная церковь в честь Преображения Господня. Преподобные Геннадий и Никифор были учениками преподобного Александра Свирского. В монастыре сохранилась икона (список) семи старцев, также учеников преподобного Александра Свирского. Это старцы Игнатий, Леонид, Дионисий, Феодор, Ферапонт, Корнилий и Афанасий. Ректор Олонецкой духовной семинарии архимандрит Никодим (Кононов, с 1911 – епископ; † 1919) относил их к подвизавшимся в Задне-Никифоровской пустыни в XVI веке. Также и в книге «Святые новгородской земли XVI–XVIII веков», изданной в 2006 году, читаем: «В Задне-Никифоровской пустыни лежат еще мощи преподобных: Игнатия, Леонида, Дионисия, Феодора, Ферапонта, Корнилия и Афанасия – учеников Александра Свирского. О житии и подвигах сих иноков достоверных сведений нет». Но двумя страницами выше в этой же книге дается статья И.П. Барсукова «Сведения о преподобных отцах наших Никифоре и Геннадии Важеозерских, Задне-Никифоровских и об Афанасии, Дионисии, Игнатии, Корнилии, Леониде, Феодоре, Ферапонте Островских, Оятских, учениках преподобного Александра Свирского», из одного названия которой очевидно, что семь Оятских, или Островских, старцев были ошибочно причислены к Важеозерским святым. Впрочем, возможно, архимандрит Никодим (Кононов) располагал какими-то не дошедшими до современных исследователей материалами. Икона же почиталась в Важеозерской обители, потому что старцы, как и основатели пустыни, были учениками преподобного Александра Свирского.

http://pravoslavie.ru/29341.html

Собор был расписан Леонтием Марковым в 1715 году. Иконостас с замечательными иконами XVII века исполнила артель тихвинских и новгородских живописцев. Храмовые иконы " Св. Александр Свирский " и " Явление Св. Троицы преподобному Александру Свирскому " писал новгородский " иконник " Родион Сергеев. В Преображенском монастыре в 1640-1644 годах был сооружён каменный Спасо-Преображенский собор. В этом храме в серебряной раке покоились мощи прп. Александра Свирского. К собору примыкает колокольня и церковь Св. Захария и Елизаветы типа " иже под колоколы " , построенная каменных дел мастером Максимом Семёновым. Кельи Преображенского монастыря, постренные в 1724 году, неоднократно расширялись и перестраивались. Южный корпус построен в 1820-1823 годы, западный - в 1901 году. В 1703 году в связи с устройством Олонецких верфей на реке Свирь в Лодейном Поле, в монастыре побывал Пётр I. Вторично он посетил Свирский монастырь в 1719 году, когда вместе со всей семьёй и двором ехал на Марциальные воды. С середины XVII века к монастырю был приписан Введено-Оятский монастырь. В 1764 году при учреждении монастырских штатов Александро-Свирский монастырь был разделён, в результате чего Троицкое отделение Александро-Свирского монастыря становится резиденцией епископов Олонецких и Каргопольских (до 1786 года), а Преображенское отделение был преобразовано в самостоятельный монастырь. При Троицком монастыре была открыта Олонецкая духовная семинария. После ликвидации епископской кафедры Александро-Свирский монастырь постепенно начал приходить в упадок, но его известность продолжала привлекать сюда множество паломников. В 1858 году здесь побывал Александр II. С 1890 года монастырь стал самостоятельным и общежительным с особым настоятелем-архимандритом. Процветание монастыря продолжалось вплоть до Октябрьской революции. Осенью 1918 года обитель была разграблена чекистами и были осквернены мощи Александра Свирского. Этот чудовищный акт сатанизма сопровождался разнузданным святотатством и растрелом настоятеля монастыря архимандрита Евгения (Трофимова), нескольких монахов и мирян.

http://sobory.ru/article/?object=00119

Александро-Свирский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь — православный мужской монастырь в Ленинградской области, известный памятниками архитектуры XVI и XVII веков. Расположен в 21 км от города Лодейное Поле на берегу Рощинского озера.. Троицкий Александро-Свирский мужской монастырь Содержание История [ править править код ] Основатель монастыря [ править править код ] Преподобный Александр Свирский Преподобный Александр родился 15 июня 1448 г. в небольшом селе Мандера на реке Ояти в Новгородской области. Родители его - Стефан и Васса - были небогатыми, но благочестивыми крестьянами, которые назвали сына Амосом и дали ему христианское воспитание. Он рано узнал о Валаамском монастыре, часто размышлял о нем и однажды встретился с несколькими иноками этой обители. Воодушевленный беседой с ними, Амос решил посетить " Северный Афон " . Перейдя реку Свирь, он шел по берегу обширного Рощинского озера и вдруг услышал таинственный голос, возвестивший ему, что в будущем на этом месте он создаст обитель. Когда же Амос пришел на Валаам, игумен принял его и постриг с именем Александра в 1474 г. Было ему тогда 26 лет. Однажды, стоя на молитве, святой Александр услышал божественный голос, который сказал: " Александр, изыди отсюда и иди на прежде показанное тебе место, на нем же возможеши спастися " . Так будущий святой вспомнил указанное ему место на юго-востоке, на берегу реки Свири. Это случилось в 1485 г. Хижину свою преподобный поставил на берегу Рощинского озера. Здесь он провел в полном уединении несколько лет, питаясь не хлебом, а " зелием здесь растущим " . Однажды мимо хижины св. Александра проезжал на охоту местный боярин Андрей Завалишин, и от него люди впоследствии и узнали о том, что здесь поселился новый благочестивый пустынник. Постепенно вокруг хижины прп. Александра начала складываться обитель, а слава о прозорливости и врачевании недугов телесных и духовных ее настоятелем облетела вскоре все окрестные земли. Народ же еще при жизни называл Александра Свирского не иначе, как святым. Явление Святой Троицы [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Троицкий_Алекс...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010