Под Санкт-Петербургом начинается воссоздание уникального деревянного храма Санкт-Петербург, 4 октября 2005 г. Фундамент заложенного в Невском лесопарке Ленинградской области храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы освятит сегодня митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, передает ИТАР-ТАСС. В живописном месте вблизи Невы недалеко от оживленной автострады начинается воссоздание уникального памятника русского деревянного зодчества XVIII века. Святыня была возведена в Онежской губернии в 1708 году. По преданию, проект церкви создавался по рисунку императора Петра I, который сам неоднократно ее посещал. В память посещения им храма была написана икона Божией Матери Азовская ( " Знамение Множество Мира " ). Разрушенный шедевр с 25-ю главами и шатровой колокольней намерен воссоздать региональный благотворительный фонд " Покровский " . Его президентом является заместитель полпреда президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Любовь Совершаева. Для работы приглашены рубщики деревянных памятников, которые будут работать по подлинным обмерным чертежам. 4 октября 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/14755.html

В Александро-Невском храме архиепископ Герасим совершил заупокойную литию по архимандриту Матфею. Богослужебные песнопения исполнил объединенный хор Троице-Сергиевой лавры и Московской духовной академии, многие из участников которого были учениками отца Матфея. По окончании литии владыка Герасим обратился к присутствующим: «Отца Матфея хор звал просто " Батя " , потому что он действительно был великим отцом, наставником и учителем. Дело, на которое он положил всю свою жизнь, живет и радует сердца многих поколений людей. Так будет и впредь, потому что то дело, которое делается не во славу себя, а во славу Божию, во славу Церкви Христовой, никогда пресечься не может. Дело, которое совершается во имя Христово, уподобляется дому, который зиждется на твердом камне. И когда, как говорится в Евангелии, «пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне» (Мф.7:25), то есть, основан был на Христе. Так и все дело отца Матфея строилось на Христе. Все, чему он учил и хор свой, и семинаристов, и академистов, и братию Лавры, осталось в наших сердцах навсегда». Затем в Доме культуры станицы Архонской состоялся концерт объединенного хора Троице-Сергиевой лавры и Московской духовной академии под управлением иеромонаха Нестора (Волкова). Перед началом выступления архиепископ Герасим сказал: «Учась 30 лет назад в Московских духовных школах, я знал о родине отца Матфея, о станице Архонской, что она находится на Кавказе. И вот ныне я стою здесь, перед земляками отца Матфея, и вспоминаю нашего дорогого Батю, отца Матфея, с которым мы вместе жили много лет в одном монастыре, в одном корпусе. Часто мы встречались с ним не только в семинарских аудиториях, но и на службе. Память отца Матфея, его слава, пронеслась по всему миру. Может, и не стал бы он таким гениальным творцом церковных песнопений, если бы не впитал в себя дух родной земли. Ученые мужи рассуждают о том, что такое есть гений места. Человек часто очень тесно связан с тем местом, где он родился, питался его живительными соками. Действительно, отец Матфей — плоть от плоти и кровь от крови Архонского казачества, нашей аланской, осетинской земли. Те напевы, которые он слышал здесь, в храме, в котором он с детства молился, во многом вдохновляли его на творение тех песнопений, что сейчас славятся во всем мире.

http://patriarchia.ru/db/text/6070937.ht...

+++ В Невском благочинии чтения состоялись 26 ноября. В подростковом центре " Невский " собралось более 90 человек. " Двадцать лет назад еще была передача живого опыта, история была живой, а сейчас мы уже говорим о наследии, - отметил благочинный протоиерей Алексий Скляров . - Мы уже не имеем возможности общаться с этими людьми или почти не имеем, история ускользает от нас, но важно сохранить духовный опыт людей, которые приближали День Победы " .   Сотрудник епархиального ОВЦО , помощник благочинного Невского округа по религиозному образованию и катехизации Ольга Гладкая в докладе " Великая Победа: как сохранить наследие и уберечь наследников " отметила, что учителям необходимо приложить усилия, чтобы дети приобщались к истории, узнавали подлинную, а не искаженную ее версию. История активно переписывается. Если детям не рассказывать о событиях тех лет, в скором времени они уже не будут знать, кто же победил в Великой Отечественной войне.  Также выступили духовенство, методист Невского благочиния Анастасия Кузнецова, заведующая методическим отделом " Правобережного дома детского творчества " Любовь Тимофеева, учитель 345-й школы Лариса Михайлова. Особый интерес вызвало выступление учеников 329-го лицея с проектом " Лента памяти " .  +++ Районный этап Рождественских чтений " Великая Победа: наследие и наследники " Красносельского округа состоялся 22 ноября в комплексе " Россия - Моя история " . Встреча была организована совместно с районным отделом образования и ИМЦ. С приветствием к участникам обратились заместитель главы администрации Елена Гавриленко, директор ИМЦ Татьяна Сенкевич, благочинный протоиерей Михаил Подолей , начальник отдела научно-просветительской деятельности Музейно-выставочного центра Оксана Хухрина. " Война - это проявление духовных болезней человечества, как свидетельствует Евангелие, - сказал отец Михаил. - " Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это - начало болезней " (Мф. 24:6-8). В ближайшем историческом смысле здесь говорится о военных действиях римлян в окрестностях Иерусалима, но это относится вообще к духовным болезням рода человеческого. Благодаря мужеству, самоотдаче и вере людей мы унаследовали свободу, независимость, возможность жить и творить, продолжая славную историю Отечества. Но все это будет созидательным только тогда, когда мы сможем, пользуясь великими дарами, жить по заповедям Божиим " .

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

В Неделю 5 по Пасхе, о самаряныне, архиепископ Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Александро-Невском собореСлавянска. После евангельского чтения архиепископ Митрофан обратился к собравшимся с проповедью.      Христос воскресе! В сегодняшний день, когда мы продолжаем праздновать Пасху, Светлое Воскресение Христово, Церковь нам рассказывает удивительную историю о встрече Спасителя и женщины-самарянки, которая произошла у колодца Иакова. Спаситель шёл из Палестины в Иерусалим и проходил через место, где находился древний колодец, источник воды. И на этом месте произошла встреча с простой женщиной, не самой порядочной по понятиям и того времени, и нашего, потому что в беседе Ему пришлось ей напомнить о том, что у неё когда-то было пять мужей, и что сегодня у неё тоже есть муж. Уже удивителен сам факт того, что эта беседа состоялась. Потому что, если говорить реалиями сегодняшнего времени, представьте, что у колодца Иакова встретились народный ополченец с солдатом украинской армии. Встретились они неожиданно. Колодец был один, и из него всем попить надо. Удивительно, что Спаситель первым обратился к женщине. Между иудеями и самарянами общения не было никакого. Он сказал: «Дай Мне пить». И она удивилась: почему Он это у неё спрашивает? Ведь Он — иудей, Он должен с ней враждовать. Он должен как-то показывать Своё пренебрежение к ней, показывать, что они разные, потому что иудеи себя считали выше самарян, и основанием для этого было то, что самаряне во время плена вавилонского смешались с язычниками, стали почитать языческие обряды. Даже храм у них был в другом месте, и они не ходили в Иерусалим, чтобы поклоняться Богу. Но тут вдруг иудей, ещё и мужчина, учитель, просит у женщины, чтобы она дала Ему напиться воды. Она этому очень удивилась. И Спаситель сказал ей: «Если бы ты знала, Кто у тебя просит пить, ты бы сама у Него просила воды. У Меня есть такая вода, которую, если человек выпьет, то не будет иметь жажду вовек». Вообще о духовной жизни с людьми, которую эту жизнь не ведут, говорить очень трудно. Ведь что бы ты ни говорил о жизни духовной, человек всё равно это будет переносить на свои собственные понятия и свои собственные представления о жизни. Ты будешь ему говорить о Боге, а он будет в это время думать о куске хлеба. Так было с этой женщиной — до тех пор, пока она не поняла, что перед ней не простой человек, а Тот, Кому открыто её прошлое, её настоящее и её будущее.

http://pravoslavie.ru/70929.html

Вопрос: Обращаюсь к Вам как к признанному эксперту в изучении Священного Писания. Может мой вопрос Вам покажется странным, но дело в том, что в процессе учебы у меня возникло желание прочитать Евангелие на английском языке. Какой перевод лучше использовать? Что Вы можете посоветовать? Митрополит Иларион: Я вообще считаю, что чтение Евангелия на английском языке или на каком-нибудь ином языке — это очень хороший способ освоить язык. Особенно для верующего человека, который хорошо знает евангельский текст. Более того, я всегда начинал с Евангелия от Иоанна, потому что в этом Евангелии очень много повторяющихся слов. Вспомните самое начало этого Евангелия: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:1-3), то есть постоянно повторяются одни и те же слова, что на греческом, на котором Евангелие было написано, что на русском, на котором мы его читаем, что на английском. Начиная с Евангелия от Иоанна, пройдя это Евангелие, Вы можете потом переходить к другим Евангелиям, к посланиям апостола Павла. Если говорить о том, каким переводом пользоваться, то есть традиционный старый перевод, который называется King James Version. Это перевод, который сегодня воспринимается англичанами примерно так, как мы, русские, воспринимаем славянский язык, то есть там, конечно, очень устарелый язык — это язык, на котором говорил Шекспир. Если обращаться к более современным переводам, то я думаю, что самой подходящей будет версия, которая называется Revised Standard Version. Это проверенный перевод, свободный от тех тенденций, которыми окрашены многие современные переводы, где текст не просто передается, а иногда очень существенно искажается в силу тех или иных пристрастий переводчиков. Хотел бы завершить эту передачу словами апостола Павла из Послания к евреям: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр. 12:14). Я желаю вам всего доброго и да хранит вас всех Господь.

http://patriarchia.ru/db/text/5845956.ht...

" Господь призывает, чтобы мы сделали правильный выбор " февраля 2017 Митрополит Варсонофий возглавил Всенощное бдение в Александро-Невском храме на проспекте Маршала Жукова В канун Недели о Страшном Суде, 18 февраля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил Всенощное бдение в храме святого благоверного князя Александра Невского на проспекте Маршала Жукова . Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Красносельского округа протоиерей Михаил Подолей, настоятель протоиерей Даниил Мельников с клиром и другие священнослужители. По окончании богослужения митрополит обратился к молящимся с архипастырским словом. " Сегодняшние канон и стихиры были посвящены Второму пришествию Господа Иисуса Христа и Страшному Суду, - сказал владыка. - Когда апостолы были с Господом на Елеонской горе и Он вознесся, они долго смотрели в небо, пока ангелы не явились и не сказали: " Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо " (Деян.1:14). Господь Сам говорил: " Приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей " (Мф. 25:31). Все, что Господь говорил, исполняется. Не сказано, когда конкретно настанут эти времена. Господь не открыл этого, но назвал признаки " . " Это произойдет после великой скорби, которая будет на земле, - продолжил архипастырь. - Скорбь бывает тогда, когда люди начинают так грешить, что она неминуема. Чем больше умножаются грехи, тем больше скорбь. Господь сказал: " Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? " (Лк.18:8). Значит, вера будет уменьшаться, а не прибавляться. Грехи настолько вытеснят веру, скорби будут настолько велики, что немногие смогут их вытерпеть. А многие будут сдаваться грехам и такой жизни. Эти скорби описаны апостолом Павлом в послании к Тимофею " . " Кроме того, придет антихрист и будет править миром три с половинной года, - напомнил митрополит. - Он будет творить чудеса, даже восстановит Иерусалимский храм, от которого сейчас осталась одна Стена плача. Антихрист словно покажет, что, как Христос восстановил собственное тело, он способен восстановить храм " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Десять соглядатаев говорили тогда народу, что жители осмотренной ими земли – исполины, и города их велики и сильно укреплены. «Не можем мы идти против народа сего, ибо он сильнее нас», – заявляли они. Правда, Иисус Навин и Халев были совершенно другого мнения. Они твердо были уверены, что евреи завоюют ту землю и, в уповании на всемогущего Бога, говорили народу: «с нами Господь, не бойтесь их». То же говорил и Моисей. Но евреи продолжали упорствовать и хотели уже выбирать предводителя, чтобы идти обратно в Египет. Тогда всемогущий Бог наказал евреев: они обречены были на сорокалетнее странствование по пустыне, в которой и окончили жизнь. Так, пустыня поглотила воспротивившихся воле Божией евреев подобно тому, как море поглотило воспротивившихся воле Божией Фараона и египтян! Поэтому никогда не должно противиться всемогущему Богу. Более того, во всех нуждах своих мы должны уповать на Него и с верою ожидать помощи от Него. Очень поучителен в этом отношении следующий рассказ о святом благоверном князе Александре Невском, который служит примером упования на всемогущего Бога в самых тяжких обстоятельствах жизни. Святой Александр во время княжения своего в Новгороде, получил известие, что шведы во множестве вторглись в пределы русские с намерением опустошить и завоевать их. При самом князе войска было тогда немного и это отчасти смущало его, но он все упование свое возложил на Бога, от Него Одного ожидал помощи. Прежде всего он поспешил в храм Божий и тут вместе с епископом и народом слезно молился Богу о помощи. Он говорил: «вступись, Господи, в тяжбу с тяжущимися со мною, побори борющихся со мною. Возьми щит и латы, и восстань на помощь мне». Из храма святой Александр отправился к войску своему, и, ободрив его надеждою на помощь Божию, выступил против неприятеля. Приблизившись к вражескому стану, святой Александр поручил одному воину, по имени Филипп, наблюдать за движением врагов; но на страже, в ночь перед сражением, Господь удостоил Филиппа чудного видения. Простояв всю ночь, утром на рассвете Филипп вдруг услышал шум от плывущего по воде судна.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Исход русской армии из Новороссийска      Парадокс Тесея Октябрьские события полностью изменили мир. Это был не просто политический переворот в России – произошло изменение всего вселенского устройства. Итак, что приобрели мы, а что потеряли за минувшее столетие? Для начала отметим, что 100 лет – это жизнь примерно четырех поколений, если считать, что 25 лет – время, позволяющее человеку вырасти, обзавестись семьей. Почему это важно? Потому что в Слове Божием сказано, что Господь Бог гневается на нарушающих его заповеди до третьего–четвертого рода и творит милость любящим Его до тысячи родов. «Я Господь Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Втор. 5:9–10). То есть благословение не имеет конца, а наказание длится три–четыре рода. Это надо иметь в виду, рассуждая об идентификации русских людей после революции. Действительно, мы – русские и православные. Люди, жившие в России при Петре Первом или, скажем, при Екатерине Великой, тоже были русскими и православными. Как и те, что жили еще раньше, скажем, при Иоанне Грозном, Михаиле Тверском или при Александре Невском. Вопрос: это одни и те же русские православные люди или мы все-таки меняемся? Конечно, меняемся. Хотя бы с точки зрения одежды и пищи. Если судить по этим простым вещам, то русские люди при Иване Грозном – это не русские люди при Владимире Путине. Старообрядцы сегодняшние сохранили ментальность XVII века, они сберегли для нас дораскольную Русь. Мы ментально изменяемся существенно, а они меньше, представляя собой некий пример того, какими мы были, скажем, 400 лет назад. У них, например, жены «в церквах да молчат» (1 Кор. 14:34) – в буквальном смысле слова: даже на клиросе не поют женщины. Почему мужчины у них бородатые? Потому что – «у вас же и волосы на голове все сочтены» (Мф. 10:30). Зная Священное Писание, делая из него буквальные выводы, они очень многие вещи сохранили – те, которые мы считаем неважными.

http://pravoslavie.ru/107830.html

Преображение: праздник, говорящий о нашем будущем На Фаворе Христос просветился как солнце – и мы тоже призваны к этому просвещению 19 августа, 2018 На Фаворе Христос просветился как солнце – и мы тоже призваны к этому просвещению Проповедь протоиерея Владимира Залипского (1926 – 1997) на Преображение Господне 1985 года в таллинском Александро-Невском соборе. Братья и сестры, могу сказать вам так: сегодня нет дороги для слов о мрачных, тягостных грехах, потому что праздник-то сегодня света и радости. Сегодня душа лежит к свету и к радости, к веселью духовному, христианскому. Поэтому сейчас мне хочется сказать вам такое, что перекрыло бы то тяжелое, что, может быть, вы сегодня слышали на исповеди – не о грехах, а о том, что нам предстоит. И это все связано с сегодняшним праздником. Праздник этот замечательный, он особенный – он выходит из ряда даже и в круге праздников церковных. Вот в каком смысле: дело в том, что у нас все праздники расположены в порядке истории, в порядке жизни Христа Спасителя. А Христос, как вы знаете, преобразился до Своих страданий, смерти, Воскресения, Вознесения, но празднуем мы Преображение после всего этого, почти в самом конце церковного года. Почему же? Потому что Преображение – это праздник, говорящий о будущем нашем состоянии, о будущем состоянии верующих в Христа. Получается так, что этот праздник относится, во-первых, к будущему, ну а потом и к настоящему. Почему – к будущему? Есть слова Христа в Писании: «Тогда праведники просветятся как солнце в Царстве Отца их». На Фаворской горе Христос просветился как солнце – и мы тоже, христиане, призваны к этому просвещению, мы тоже будем просвещены в будущем веке, в загробной жизни, в Царстве Божием. А Царство Божие и есть это просвещение. Христос перед Преображением сказал ученикам, что «есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе». Что же такое – Царствие Божие, пришедшее в силе? Вот это Господь показал на Фаворе, когда Он преобразился, но преобразился во время молитвы, это очень показательно. Тут сразу и будущее, и настоящее. Будущее – по виду, по этому свету, по блеску, по сиянию, по небесному состоянию, которое так и воспринималось бывшими там апостолами. Но это, дорогие братья и сестры, есть состояние также и земное – в том смысле, что оно начинается уже здесь, на земле.

http://pravmir.ru/preobrazhenie-prazdnik...

Шенк пишет о небывалом прежде количестве книг, изданий, публикаций, посвященных Александру Невскому в то время: " Ни одна другая фаза долгой истории памяти об Александре Невском не была так богата работами о нем, как период между 1941 и 1945 гг.  Период между 1941 и 1945 гг. можно обозначить как одну из вершин культа Александра Невского в русской и советской истории. После 1941 г. он мог быть интегрирован в советскую военную пропаганду в практически неизмененном виде… на дискурс об Александре Невском военного времени со всей очевидностью наложил отпечаток фильм Эйзенштейна. Официальное прочтение деяний героя после 1941 г. отличается прогрессирующими националистическими и милитаристскими чертами, а также новой формой сакрализации " . Фритьоф Шенк пишет о учрежденном в 1942 г. ордене Александра Невского :   «Орденом награждались командиры Красной армии за «личную отвагу, мужество и храбрость, умелое командование подразделением, частью и соединением, обеспечившие успешные действия в б оях». В годы Великой Отечественной войны орденом Александра Невского было награждено около 42 тысяч командиров. « Следует учитывать, что   это послужило прочному укоренению образа Александра Невского в его советском патриотическом изводе в историческом сознании руководящего состава Красной армии, – считает Шенк. –  В годы войны Александр Невский выдвинулся как одна из важнейших исторических фигур советской  русской самоидентификации не в последнюю очередь потому, что исторический фильм Эйзенштейна 1938 г. был пущен в ход для мобилизации населения непосредственно после начала войны.  Уже радиосообщение о нападении немецких войск на СССР 22 июня заканчивалось важнейшим музыкальным лейтмотивом из фильма — «Вставайте, люди русские!». Экранизация битвы на Чудском озере сформировала дискурс об Александре Невском и всю патриотическую культуру военных лет и привела к утверждению фигуры новгородского князя в сороковые годы в историческом сознании советского народа. Так, цитаты из фильма можно обнаружить в многочисленных текстах об Александре Невском, появившихся во время войны…

http://radonezh.ru/2023/09/12/aleksandr-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010