При Н. в Туле были освящены зимний кафедральный собор в честь Богоявления (1855-1862) на территории кремля, ц. в честь Донской иконы Божией Матери (27 сент. 1864), ц. во имя св. кн. Александра Невского (27 июня 1886), придел свт. Тихона Воронежского (1862) в Крестовоздвиженском храме, верхний придел Воскресения Христова (1863) во Всехсвятском соборе, приделы в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» (окт. 1876) и вмч. Пантелеимона (окт. 1876) в Успенской ц. Павшинской слободы и др. Были построены: колокольня (1868) Казанского храма, колокольня (1873) Крестовоздвиженской ц., колокольня Всехсвятского собора, часовня в память «освобождения казенных оружейников от обязательных работ на оружейном заводе» (1878) Вознесенского храма, перестроена часовня (1878-1879) при Покровском храме, в 1872-1873 гг. капитально отремонтирован Воскресенский храм на территории «старого» оружейного завода. В 1866 г. кладбищенская ц. во имя вмч. Димитрия Солунского стала приходской, в ней обновлены иконостасы. По инициативе Н. небольшой приют для девиц из духовного сословия, существовавший при тульском в честь Успения Пресвятой Богородицы женском монастыре , был преобразован в Тульское епархиальное женское уч-ще. 5 нояб. 1872 г. освящен храм во имя св. Александра Невского в Тульской мужской гимназии. В апр. 1873 г. состоялась закладка нового здания Тульской ДС, примыкавшего к главному корпусу, а 24 апр. 1877 г. в семинарии освящена обновленная домовая церковь. В 1880 г. при Богородице-Рождественском храме учреждено церковноприходское училище, в 1883-1896 гг. открыты церковноприходские школы при тульском Успенском женском мон-ре (в деревянном доме), при Илиинском, Вознесенском, Покровском, Донском Александро-Невском, Петро-Павловском храмах ( Кириленко. 2010. С. 19, 121-122, 142, 154, 159, 200, 226, 231, 235, 254-262, 302, 326, 327, 332, 339-343, 354). Попечением Н. в Туле было учреждено Епархиальное братство во имя св. Иоанна Предтечи, одной из задач которого стало оказание помощи церковноприходским школам Тульской епархии. 17 окт. 1886 г. Н. утвердил братский устав. Офиц. открытие братства состоялось 7 янв. 1887 г., после Божественной литургии, совершенной Н. в Богоявленском соборе Тульского кремля.

http://pravenc.ru/text/2565278.html

В настоящее время в Покровском Александро-Невском монастыре трудятся 35 сестер. Они несут разнообразные послушания: в храме, на клиросе, на колокольне, в иконописной мастерской, в ризнице, в просфорне, трапезной, котельной, подсобном хозяйстве. Сестры овладели многими строительными специальностями - каменщика, штукатура, маляра; окончили курсы профессиональных водителей. Теперь они на грузовых машинах возят картошку и сено с монастырского поля, песок, глину, пиломатериал для стройки. Очень много в монастыре так называемых рукодельных послушаний - сестры пишут и вышивают иконы, шьют облачения, вырезают из дерева и бересты киоты для икон. Насельницы монастыря окормляют часовню во имя святого Лазаря Четверодневного, открытую при районной больнице. Они также заботятся о престарелых и больных прихожанах храма, проводят занятия Воскресной школы с детьми-сиротами из интерната. От урожая, собранного со своих огородов, монастырь отправляет помощь приходам и нескольким детским учреждениям. В 2004 году в обители была воздвигнута и освящена водосвятная часовня в честь царственных страстотерпцев, Новомучеников и исповедников Российских. В монастыре три престольных праздника: первый - 1 (14) октября - Покров Пресвятой Богородицы, второй - 23 ноября (6 декабря) - день памяти святого благоверного князя Александра Невского, в схиме Алексия, и третий - 30 августа (12 сентября) - день памяти перенесения мощей благоверного князя. Чтимые иконы и святыни храма: икона святого благоверного князя Александра Невского в схиме с частицей мощей; икона Пресвятой Богородицы - Игумений святой горы Афонской;икона святителей Иннокентия Иркутского, Тихона, Патриарха Московского и Пуки Симферопольского с частицей мощей; икона преподобных Силуана и Гавриила Афонских с частицами мощей;и кона преподобной Александры первоначальницы Дивеевской с частицей мощей;икона блаженного Иоанна Тульского с частицей мощей;ковчежец с мощами многих святых; Крест с частицей Животворящего Древа Христова.Колыванскую обитель постоянно посещают паломники, стремясь помолиться и потрудиться на святом месте, полюбоваться красотою старейшего в Новосибирской епархии храма, отдохнуть и набраться сил духовных и душевных.

http://sobory.ru/article/?object=19202

Никольский храм всегда оставался в Патриаршей Церкви, даже когда большинство храмов Саратова признали власть обновленцев. На общегородском собрании духовенства свящ. Павел Соколов выступил от имени сторонников канонической Церкви с речью, в к-рой убедительно доказал незаконность обновленческого Высшего церковного управления (ВЦУ). Никто из присутствовавших не решился возражать ему, и собрание, созванное по инициативе обновленцев, не приняло постановления в поддержку ВЦУ. После ареста в июне 1922 г. Саратовского еп. Досифея (Протопопова), осуществлявший управление Саратовской епархией свящ. Павел Петров по поручению общегородского церковного совета при кафедральном Александро-Невском храме выехал в Покровск к проживавшему там Уральскому еп. Тихону (Оболенскому) с просьбой взять под свое временное управление Саратовскую епархию, но тот отказался, опасаясь преследования со стороны властей. Тогда в сент. 1922 г. кандидатуры свящ. Павла и архим. Николая (Парфёнова) были выдвинуты представителями правосл. общин Саратова на епископские кафедры. Принял монашеский постриг с именем Петр. Для совершения хиротонии в Саратов были приглашены пребывавшие на покое епископы Пятигорский Иов (Рогожин) и Ефремовский Варлаам (Пикалов ; впосл. архиепископ). В ночь на 18 марта 1923 г. в скиту Преображенского монастыря близ с. Разбойщина (ныне пос. Соколовый Саратовского р-на и обл.) они тайно хиротонисали П. во епископа Сердобского, а иером. Николая - во епископа Аткарского (новоучрежденные викарные кафедры получили наименования по уездным городам Саратовской губ.). 26 мая 1923 г. П. впервые открыто объявил о принятии им епископского сана. После всенощной службы в Успенской ц. (бывш. крестовой церкви архиерейского дома) П. произнес проповедь в связи с началом его епископского служения. На следующий день в Троицком соборе совершил литургию и молебен, после чего при большом стечении народа проследовал в свою архиерейскую резиденцию в Крестовоздвиженском мон-ре. Появление в Саратове правосл. архиерея привело к массовому возвращению приходов в каноническую Церковь.

http://pravenc.ru/text/2580324.html

Финляндия Церковь Николая Чудотворца Северная Карелия, Йоэнсуу Архитектор: Г.И. Карпов Год постройки: не ранее 1887 г. Санкт-Петербург Церковь Спаса Всемилостивого на Митрофаниевском православном кладбище (утрачена) Санкт-Петербург, Адмиралтейский район Архитектор: Г. И. Карпов Год постройки: 1883 Архитектурный стиль: Эклектика Церковь Петра, Митрополита Московского на Ульянке (старая) (утрачена) Санкт-Петербург, Кировский район Архитектор: В.Ф. Харламов, Г.И. Карпов (?) Год постройки: Между 1886 и 1892 Архитектурный стиль: Эклектика Киновия Александро-Невской лавры. Собор Троицы Живоначальной Санкт-Петербург, Невский район Архитектор: Г.И. Карпов Год постройки: не ранее 1864 Архитектурный стиль: Русско-византийский стиль Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Рыбацком (утрачена) Санкт-Петербург, Невский район Архитектор: Г.И. Карпов (приделы 1862-1864), Д.П. Рябов (перестройка 1900-1901) Год постройки: Между 1741 и 1744 Архитектурный стиль: Эклектика Троицкая Александро-Невская лавра. Церковь Николая Чудотворца Санкт-Петербург, Центральный район Архитектор: Г.И. Карпов Год постройки: Между 1868 и 1871 Архитектурный стиль: Русско-византийский стиль Церковь Исидора Пелусиота при Исидоровском епархиальном женском училище Санкт-Петербург, Центральный район Архитектор: Г.И. Карпов Год постройки: Между 1885 и 1886 Домовая церковь Боголюбской иконы Божией Матери при бывшем Александро-Невском доме призрения бедных духовного звания Санкт-Петербург, Центральный район Архитектор: Г.И. Карпов Год постройки: Между 1863 и 1869 Церковь Успения Пресвятой Богородицы при подворье Зверина Покровского женского монастыря Новгородской епархии (утрачена) Санкт-Петербург, Центральный район Архитектор: Г.И. Карпов Год постройки: Между 1861 и 1863 Архитектурный стиль: Эклектика Церковь Троицы Живоначальной (новая) на военно-морском кладбище (утрачена) Санкт-Петербург, Кронштадтский район, Кронштадт Архитектор: Г.И. Карпов Год постройки: Между 1862 и 1865 Архитектурный стиль: Эклектика Собор Петра и Павла (старый) (утрачена)

http://sobory.ru/architect/gikarpov

Не довольствуясь названными монастырями, Феодосий стал было хлопотать о приписке к Александро-Невскому монастырю подгородного Новгородского Духового монастыря. Но это было уже чересчур. Власть и влияние архим. Феодосия, вследствие переписки Новгородских монастырей, постепенно усиливались в самой Новгородской епархии. Прежние отношения между Иовом и Феодосием не могли восстановить ее, хотя об этом хлопотал даже сам Меньшиков. Дело дошло до того, что старец Иов, ходатайствуя о сохранении за ним Духова монастыря, 29 марта 1715 г. писал известному Кабинет-секретарю Макарову: «кто видел и кто слышал, когда, чтобы пастырь был подчинен овце» ... Но до этого было еще далеко: м. Иов сохранял за собой право назначать священников в Нейшлот и на Котлин. Поставляя священников в подпетербургские места, м. Иов, тем не менее, решается отказаться от Петербургского края, точнее – отделаться от архимандрита Феодосия. В том же 1715 году он писал м. Стефану, что «град св. Петра не моей Новгородской, а святейшего патриарха епархии». М. Иов скоро (3 февраля 1716 г.) скончался. Управлявший Новгородской епархией Аарон, епископ Корельский, уже не считал себя полномочным владыкой града св. Петра. Отношения его к Феодосию также нельзя назвать добрыми, вследствие царского доверия больше к Феодосию, чем к Аарону. Впрочем, и самому наместнику патриарха, м. Стефану Яворскому , пришлось убедиться, что овца не всегда бывает послушна пастырю. По смерти. Иова, будучи архимандритом, Феодосий ведет себя самостоятельнее: пишет свои приказы вслед за царскими указами, лично рассылает указы по своему петербургскому округу, минуя всякую архиерейскую власть, словом, Феодосий с 1717 г. являлся настоящим духовным владыкой столицы и всего прилегающего к ней края, хотя оставался все еще архимандритом. Светские власти смотрели на него, как на главу всего петербургского духовенства. Власти м. Стефана, как главного епархиального управителя, было не видно. При Александро-Невском монастыре в ведении Феодосия находилась особая канцелярия, в которую непосредственно на имя Феодосия поступали царские указы и бумаги касательно управления петербургским краем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Считалось, что И. Т. покровительствует борющимся с пороком пьянства; именно при Николо-Часовенской ц. было учреждено Тульское всегородское об-во трезвости. В 1935 г. Никольский храм был закрыт и вскоре разрушен. Верующие перезахоронили останки И. Т. на Всехсвятском кладбище, недалеко от кафедрального собора. Почитание блаженного не прекращалось, на могиле служили панихиды, горожане просили его заступничества, в т. ч. в годы Великой Отечественной войны. В 1988 г. И. Т. был причислен к лику местночтимых святых Тульской епархии. Мощи подвижника, обретенные 3 авг. 1990 г., почивали в нижней церкви кафедрального Всехсвятского собора. С 2007 г. рака с мощами И. Т. находится в Успенском кафедральном соборе, в нижнем храме Всех Тульских святых. На могиле И. Т. на Всехсвятском кладбище установлен памятный деревянный крест с лампадой. Во имя И. Т. освящен левый придел Покровско-Феодосиевского храма Тулы. Частицы мощей И. Т. хранятся во Всехсвятском соборе, в Успенском соборе г. Богородицка Тульской обл., в Угрешском во имя святителя Николая Чудотворца монастыре , в Александро-Невском Покровском монастыре пос. Колывань Новосибирской обл., в Благовещенском соборе г. Павлодара, в Никольском храме с. Междуреченского Алматинской обл. и в др. Первая икона И. Т., написанная тулячкой Н. С. Смирновой с литографии прижизненного портрета подвижника, хранится во Всехсвятском соборе Тулы. Иконы и настенные изображения подвижника имеются во мн. храмах Тульской епархии. В честь И. Т. названо Об-во православных врачей, учрежденное в 2002 г. (г. Тула, ул. Льва Толстого, 76). Арх.: ГА Тульской обл. Ф. 256. Оп. 1. Д. 2138. Л. 40. Лит.: Мат-лы для ист.-стат. описания Тульской губ. Тула, 1888. Вып. 1: Святые храмы г. Тулы; Любомудров А. А. Древняя Тула. Тула, 1908. С. 3-4; Архангельский С. М., свящ. Юродивый старец Иван Степанович Котельников//Тульские ЕВ. 1912. Ч. неофиц. 5, 1 февр. С. 92-98; Архангельский С. М., свящ., Суриков И. М. Юродивый старец Иван Степанович Котельников. Тула, 1912; Белоус А. Его степенство купец Котельников, Христа ради юродивый...//Тула вечерняя. 1994. 14 сент.; Лозинский Р. Р., прот. Страницы минувшего: (История г. Тулы и его храмов). Тула, 2000. С. 43; Акафист и житие блж. Иоанна Христа ради юродивого, Тульского чудотворца. Тула, 2001; Любимый храм Иоанна Тульского//Слобода. 2008. 39; Паромонова И. Ю. Тула. ХХ в.: Подробности. Тула, 2008. С. 95-96; Кириленко Н. Николочасовенская ц.//Приокские зори: Лит.-худож. и публицистический журнал. Тула, 2009. 2. С. 212-214; она же. Храмы г. Тулы. Тула, 2010; Тульский синодик, 1558-2009. Тула, 2009. С. 135, 304, 372, 373, 407, 428.

http://pravenc.ru/text/471517.html

Невский Парклесхоз. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Оригинал сгорел в 1962 г. в Анхимовском Погосте близ Вытегры. В Невском лесопарке - копия, первое здание из предполагающегося собрания копий утраченных памятников. Деревянная Покровская церковь была торжественно заложена 14 ноября 2003г. митрополитом СПб и Ладожским Владимиром (Котляровым) и построена по образцу одноименной церкви Вытегорского погоста Олонецкой губ., 1708г. постройки, сгоревшей в 1963г. Проект храма выполнен известным архитектором Александром Викторовичем Ополовниковым, производившим в свое время обмер Вытегорской церкви. Освящение церкви, приписанной к Софийскому собору в Царском Селе, полным чином запланировано на престольный праздник 14 Октября 2007г. Подробнее об истории храма Вытегорского погоста и об этапах строительства храма в Невском лесхозе можно узнать на специально созданном сайте http://www.bogoslovka.ru. Двадцатипятиглавая Покровская церковь построена в 1708 году на Вытегорском погосте Олонецкой губернии, на месте упразднённого к тому времени Покровского женского монастыря (ныне село Анхимово Вытегорского района Вологодской области). По преданию, проект храма сделан Петром I, во время его поездки на волок между Волжским и Балтийским бассейнами (Мариинская водная система на этом месте построена спустя 100 лет, в 1810 году и реконструирована в Волго-Балт в 1964 году). В 1950-х гг. Покровский храм был обмерен группой архитекторов во главе с А. В. Ополовниковым, а вскоре, в 1963 году, он сгорел. В посёлке Невский Парклесхоз, находящийся на правом берегу реки Невы, в 19 км на юго-восток от центра Санкт-Петербурга, с 2003 по 2007 гг., т.е. спустя 300 лет с момента постройки оригинала, была построена копия этой церкви. При строительстве активное участие принимала архитектор Елена Александровна Ополовникова - дочь известного зодчего. Двухъярусный восьмерик храма под крещатой бочкой и четырьмя прирубами рублен " в обло " . Каждый прируб этой церкви покрыт двумя совмещёнными бочками, поставленными одна над другой, и обе несут на своих коньках по одной главе. Из этих глав и бочек складываются два нижних яруса композиции. Третий ярус также состоит из восьми бочек, завершающих каждую грань восьмерика. Четвёртый ярус образовывает крещатая бочка, поставленная на малый восьмерик и несущая на своих коньках четыре главы. И самый последний, пятый ярус создаёт центральная глава - самая верхняя и большая, венчающая всю композицию храма. Кроме этого, три главы поставлены на коньки бочек над алтарными прирубами. К трапезной примыкает крыльцо с двумя лестничными маршами. В интерьере храма воссозданы " небо " и тябловый иконостас.

http://sobory.ru/article/?object=06375

ЦВ 23 (348) декабрь 2006 /  15 декабря 2006 г. Всероссийская игумения В кругу семьи Людмила Жегалова родилась 26 июня 1921 года в Риге в благочестивой и верующей семье. Ее отец, протоиерей Герман Жегалов, происходил из купеческого рода. Мама будущей игумении Татьяна Васильевна Дмитриева много времени уделяла воспитанию дочери, а последние 20 лет своей жизни посвятила Господу, служа в иноческом чине в старинной рижской обители. В Ильин день девочку крестил в Александро-Невском храме протоиерей Николай Перехвальский, и нарекли ее в честь благоверной княгини Людмилы Чешской. С раннего детства родители приобщали дочь к храму Божьему. В то время Герман Жегалов служил в Рижском кафедральном соборе Рождества Христова старшим иподиаконом у архиепископа Иоанна (Поммера). Из воспоминаний матушки игумении известно, что святитель особо отличал ее. В памяти остались его слова: «Это моя первая и усердная прихожанка». Когда Людмиле исполнилось 6 лет, встал вопрос, где учиться? Архипастырь благословил отдать девочку в частную гимназию Биатере, весьма известную в те годы. Но там девочка проучилась недолго, так как гимназия находилась далеко от дома, где жила семья Жегаловых. Через некоторое время ее пришлось перевести в городскую начальную Покровскую школу на ул. Матиса. В 1930-е годы о. Германа переводят диаконом в монастырь, куда переезжает и его семья. Людмила поступила учиться в четвертый класс монастырской школы. В старших же классах ей пришлось учиться в латышской гимназии в Салдусе, где в те годы служил ее батюшка. С началом Второй мировой войны храм закрыли, и семья Жегаловых перебралась в Ригу. Отец Герман работал бухгалтером на одном из рижских заводов, а в воскресные и праздничные дни служил в рижских храмах. Осенью 1941 года оккупационное немецкое командование по ходатайству Патриаршего Экзарха в Прибалтике митрополита Сергия (Воскресенского) разрешает ввести в школах преподавание Закона Божиего. Эта дисциплина была введена в учебный план основной школы, и занятия проводилась по учебникам, выпущенным в довоенной Латвии. Владыка благословляет Людмилу Жегалову преподавать среди православных латышей. Молодая учительница с большим вниманием и любовью отнеслась к порученному делу. Ее педагогическими успехами даже интересовалось духовенство из епархиального управления.

http://e-vestnik.ru/church/vserossijskay...

В Александро-Невском кафедральном соборе Нижнего Новгорода торжественно встретили ковчег с частицей мощей святого праведного Феодора Ушакова 9 декабря 2018 г. 13:04 6 декабря 2018 года, в день памяти святого благоверного князя Александра Невского, в Александро-Невском кафедральном соборе Нижнего Новгорода состоялась встреча ковчега с частицей мощей святого праведного Феодора Ушакова. Божественную литургию совершил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий . Его Преосвященству сослужили митрополит Саранский и Мордовский Зиновий , епископ Краснослободский и Темниковский Климент , епископ Балахнинский Илия , епископ Ардатовский и Атяшевский Вениамин , епископ Выксунский и Павловский Варнава , епископ Лысковский и Лукояновский Силуан , секретарь Архиерейского Совета Нижегородской митрополии , ключарь собора протоиерей Сергий Матвеев, игумен Оранского Богородицкого мужского монастыря архимандрит Нектарий (Марченко), игумен Вознесенского Печерского монастыря архимандрит Тихон (Затёкин), игумен Благовещенского монастыря архимандрит Александр (Лукин), благочинные округов, руководители епархиальных отделов и другие клирики Нижегородской и Мордовской митрополий. На богослужении присутствовали глава администрации Канавинского района Михаил Шаров, военнослужащие воинских частей, расположенных в Нижегородском регионе, педагоги и курсанты Нижегородского речного училища имени И.П. Кулибина, представители военно-патриотического движения «Юнармия», воспитанники нижегородской кадетской школы-интерната. На богослужении вместе с прихожанами молились настоятельница Крестовоздвиженского женского монастыря игумения Филарета (Гажу), настоятельница Покровского женского монастыря игумения Гавриила (Суханова), настоятельница нижегородского архиерейского подворья храма в честь святых Кирилла и Мефодия инокиня Алипия (Андрейко), педагоги и учащиеся православных гимназий, воспитанники военно-патриотической дружины имени святого праведного воина Феодора Ушакова, члены православных молодежных объединений.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

В Москве состоялось совещание наместников и игумений ставропигиальных монастырей 23 декабря, 2015. Новостная служба Среди вопросов, которые обсуждались на совещании – информационная работа и ситуация с духовным образованием монашествующих 23 декабря. ПРАВМИР. В Зачатьевском ставропигиальном женском монастыре Москвы состоялось совещание наместников и игумений ставропигиальных обителей Русской Православной Церкви. Открывая совещание, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност огласил указы Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В соответствии с одним из них настоятельница Борисоглебского Аносина ставропигиального монастыря игумения Мария (Солодовникова) удостоена права ношения креста с украшениями, сообщает пресс-служба Синодального отдела по монастырям и монашеству . Согласно другому Патриаршему указу в ставропигиальных монастырях Андреевском, Ново-Иерусалимском, Николо-Угрешском, Богородице-Рождественском, Алексеевском, Покровском в Москве, Покровском Хотькове, Николо-Вяжищском, Троицком Александро-Невском в селе Акатово, Марфо-Мариинской обители, Троице-Одигитриевой Зосимовой пустыни благословляется совершение в них Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами по «Отче наш». Пресс-секретарь отдела архимандрит Мелхиседек (Артюхин) выступил с отчетом о работе информационной службы Синодального отдела по монастырям и монашеству. Он предложил монастырям перенимать друг у друга положительный опыт информационной работы и привлекать к сотрудничеству квалифицированных журналистов. С сообщением о работе творческого коллектива журнала «Монастырский вестник» выступил главный редактор издания наместник Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря игумен Петр (Еремеев). Он также сообщил, что в настоящее время журнал получают все ставропигиальные монастыри. Епископ Воскресенский Савва, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря, рассказал о ситуации с духовным образованием монашествующих.

http://pravmir.ru/v-moskve-sostoyalos-so...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010