В настоящее время в Зеленчукской обители восстановлены два храма, из которых один освящен в 1889 г. во имя Св. Александра Невского, а другой – в 1899 г. в честь Св. Троицы. Возобновлен также и храм на р. Кубани. Он освящен во имя Св. вмч. Георгия Победоносца. Из святынь в Зеленчукской пустыни замечательны Гербовецкая икона Богоматери и частицы мощей Св. Георгия и мчц. Марины. Как на достопримечательность, укажем здесь на хранящийся в трапезной Александро-Невского храма дико-каменный крест – единственный указатель расположенных здесь храмов. На нем высечена греческая надпись с датой 6521 г. от сотворения мира, т. е. 1013 г. по P. X. При пустыни есть богадельня на 10 человек престарелых воинов. Управляет игумен. Покровский скит при Александро-Афонской пустыни. Скит этот расположен на участке генерала Калиновича и находится близ станции Владикавказской ж. д. «Гулькевичи». В нем один храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, с приделом на хорах во имя св. Николая Кочанова. Армавирское подворье в Кавказском отделе. Армавирское подворье, приписанное к Николаевскому Кавказскому монастырю, находится в селении Армавир, возле станции того же имени Владикавказской жел. дороги. Основано оно в 1896 г. на земле, пожертвованной мелитопольским крестьянином Онуфрием Довжиком. В том же году были в нем освящены два храма: во имя Св. кн. Александра Невского и домовой в честь Покрова Пресвятой Богородицы. При подворье устроена школа грамоты. Екатерино-Лебяжская Николаевская пустынь в Кавказском отделе. Эта нештатная общежительная пустынь расположена на Лебяжьем острове, при р. Бейсюге, в 20 в. от станиц Каневской и Брюховецкой и в 70 в. от станции Владикавказской ж. д. «Станичная». Когда знаменитая сечь была уничтожена, и казаки были переведены на Кавказ, то они обратились с просьбой к имп. Екатерине II дозволить им устроить на новом месте жительства монастырь. Разрешение последовало, а в 1796 г. была устроена пустынь. Николаевская пустынь ныне украшена тремя каменными храмами. Соборная ее церковь во имя Св. Николая Чудотворца имеет два придела: в честь Рождества Богородицы и во имя Св. кн. Александра Невского. Она заложена в 1803 г. при настоятеле о. Товии и освящена в 1816 году. Второй домовый храм в честь Покрова Божией Матери, построенный в 1853 г., имеет придел во имя Св. Саввы Стратилата, воздвигнутый в 1872 г. Третий больничный храм освящен во имя вмч. Екатерины в 1874 г. Управляет игумен.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

А, скажем, еще через 27 лет здесь уже действовало 12 монастырей и пустыней . Добавились Казанский мужской общежительный монастырь, Виноделенская Казанская женская пустынь, Спасо-Преображенский женский монастырь, Свято-Александровская Афонская Зеленчукская пустынь, Покровский женский и Кавказский миссионерский монастыри. В дальнейшем процесс зарождения и становления новых иноческих обителей на территории продолжался. Монастыри и пустыни были очень разновеликими как по числу насельников, так и в хозяйственном отношении, по доходам. Но сам факт появления и роста числа обителей говорит об их насущной необходимости как для людей, стремившихся к монашеству, так и для всего местного населения, на средства которого и создавались монастыри. Процесс шел во встречных направлениях – монашествующие основывали общины, местное население жертвовало земли и денежную помощь, руководство епархии просило узаконить обитель, а государство (Священный Правительственный Синод) утверждало ее. …Самым восточным, разместившимся на границе плодородного черноземья и полупустынных калмыцких степей был Воскресенский Мамай-Маджарский общежительный мужской монастырь в окрестностях города Святого Креста (ныне город Будённовск Ставропольского края, печально известный теперь всей стране террористическим нападением 14 июня 1995 года банды чеченских экстремистов на районную больницу, здания которой построены как раз на территории бывшего монастыря и даже из камней монастырского собора, разобранного в 30-е годы, после ликвидации обители… Часть монастырских зданий в наши дни еще сохранилась и используется больницей). Обобщая значение Воскресенского монастыря, священник Димитрий Морозов в газете Буденновского благочиния Ставропольской и Владикавказской епархии в 2003 г. писал: «…долгое время (с 1879 г. – до середины 1920 г.) Мамай-Маджарский Воскресенский монастырь являлся духовным светочем восточного Ставрополья» . Согласно изданию П.П. Сойкина, к 1910 году обитель имела статус нештатной общежительной и располагалась «близь, заштатного города Св. Креста (Карабаглы), при реке Куме, недалеко от развалин татарского города Мамай-Маджары и в 180 верстах от Ставрополя…» Управлял Мамай-Маджарским монастырем игумен .

http://bogoslov.ru/article/2558080

Свидетельством интереса русского монашества и общества в целом к Афону в XVII веке служит написанное по личным впечатлениям сочинение иеродиакона Чудова монастыря Дамаскина «Сравнение Святой Афонской Горы с Соловецким монастырем», дополняющее переведенный им же «Проскинитарий Святой Горы Афонской» Иоанна Комнина. По мнению отца Дамаскина, Афон, безусловно, превосходит Соловки «...церковным чином и житием монашеским и ведением… и красотою места и благодатию… его же насади Сама [Пресвятая Богородица] еще сущи во плоти», а потому, пишет иеродиакон, «...в него же всяк примкнувший, яко в некое преддверие райское, и узревый доброту и красоту его, мню, не похощет вспять возвратитися» (24, 77). В конце XIX — начале XX веков основанная царским указом Ново-Афонская обитель в одной из частей Иверии — Абхазии — стала большой духовно-культурной силой, центром христианского просвещения всего Кавказа, центральным разветвлением монашества, монашеской столицей этого края. За короткое время выходцами с Афона на Кавказе были основаны Кубанский Михаило-Афонский монастырь, Свято-Александро-Афонский Зеленчукский монастырь и Свято-Успенский Второафонский Бештаугорский монастырь. Как и предсказывали великие афонские старцы, с появлением на Кавказе афонских иноков здесь буквально расцвела монашеская жизнь. Культурное значение Ново-Афонской обители проявлялось и в развитии сельского хозяйства, и в духовно-просветительной деятельности, и в помощи всем нуждающимся. Монастырь снабжался ежегодной субсидией от Пантелеимоновой обители в размере 25 тысяч рублей и значительным количеством книг, также туда была передана чудотворная икона Божией Матери «Избавительница». Подворья Ново-Афонского монастыря в Сухуми, Керчи, Новороссийске, Туапсе и Петербурге были открыты на средства Пантелеимонова монастыря. Всего к началу 1900-х годов на устроение своей кавказской отрасли русская обитель на Афоне истратила около 1,5 млн рублей (24, 171). Высокую оценку деятельности Ново-Афонского монастыря во время своего посещения обители 21 октября 1888 года дали император Александр III и императрица Мария Феодоровна, прибывшие туда с августейшим семейством. Это событие стало знаком внимания и к Святой Горе Афонской (24, 177).

http://pravoslavie.ru/31792.html

Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий в докладе «Духовное руководство в свете древних монашеских традиций» напомнил собравшимся о смысле и значении Священного Предания, не только как собрания множества письменных документов, но и передачи жизни и опыта всей Церкви, вдохновляемой и ведомой Святым Духом. Духовный опыт монашеского делания является частью Священного Предания. Современному монашеству досталось богатое духовное наследство в виде аскетических творений и не прерванной традиции монашеского делания, отметил митрополит Георгий в своем выступлении. Мудро воспользоваться этим наследством, приумножить его и неповрежденным передать монахам будущих веков задача тех, кто подвизается ныне в ангельском образе. Возрождая монашеские традиции, необходимо воспользоваться опытом древности, оградить монашество от опасности потери живой связи с иноческим духовным наследием. Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт в своем выступлении «Монашеские традиции в годы гонений на Церковь в XX веке и их значение в новейшей истории монашества» продолжил тему исследования профессора М.В. Бибикова о преемственности афонской традиции в практике существования русских монастырей. Докладчик рассказал об обителях Северного Кавказа Александро-Афонской Зеленчукской пустыни и Успенском Второ-Афонском Бештаугорском монастыре Пятигорской епархии, которые были основаны афонитами, и об их насельниках. Бештаугорский монастырь, просветительский центр кавказских Минеральных Вод, в годы богоборчества стал хранителем Православия. Братия открывала тайные скиты, чтобы укреплять веру и воспитывать кадры для борьбы с безбожием. Устав и традиция в скитах стали любящими отцом и матерью, воспитывающими свое чадо для единственной цели открыть, воссоздать и прославить в нем образ Божий. Аскетический подвиг насельников монастырей, в годы гонений сохранивших монашеский дух, по мнению владыки, роднит их с подвижниками древности и вдохновляет подражать примеру предшественников. Во второй половине дня конференция продолжилась в формате секции «Практические аспекты духовного руководства: преемство традиций» (на примере монашествующих духовных наставников и подвижников благочестия XX века). Выступавшие на секции докладчики поделились с собравшимися своими воспоминаниями и размышлениями о светильниках духа XX столетия.

http://patriarchia.ru/db/text/5014179.ht...

Монастырь был учрежден по уставу монастырей св. горы Афон указом Святейшего Синода от 18 октября 1887 года с наименованием Свято-Александро-Афонская Зеленчукская общежительная пустынь. Становление обители [ править править код ] 12 ноября 1889 года состоялось торжественное открытие монастыря с освящения епископом Ставропольским Владимиром (Петровым) главного ( " среднего " ) храма обители во имя св. кн. Александра Невского, небесного покровителя имп. Александра II Николаевича и царствовавшего в те годы имп. Александра III Александровича. Тогда же иеромонах Серафим был возведен в сан игумена. Братство Александро-Афонской-Зеленчукской общежительной мужской пустыни в момент основания 1887 году должно было состоять из 11 иноков Благовещенской келии Афонского Хилиндарского монастыря. Штат обители в 1889 году состоял из 4 иеромонахов, 1 иеродиакона, 6 монахов и 25 послушников. Пустынь стала расти и в течение года число братии увеличилось до 50 человек. К 1908 году в монастыре проживал 71 человек: игумен, 18 монахов, 14 послушников и 41 " на испытании " . Кроме того, здесь жили мастера и чернорабочие, численность которых зависела от времени года (от 30 до 150 человек). В пустыни в июне 1887 года появилась иконописная школа преимущественно для детей духовенства Ставропольской епархии. Кроме того, церковное начальство разрешило открыть на месте подворья монастыря школу-приют с рукодельней для сирот и детей местных жителей. В 1888 году Александро-Афонской Зеленчукской мужской пустыни был выделен участок земли 180 десятин (44 удобной и 136 неудобной) под названием " Церковь " . Эти земли были выделены из казенных дач. Позже обитель получила еще 74 десятин войсковой земли. Во владении пустыни в 1889 году было 553 десятин 1750 сажень. В обители выращивали зерновые культуры. Были случаи, когда обитель делилась с местными жителями своими запасами хлеба. В хозяйстве обители имелись сельскохозяйственные машины – косилка, жатка, паровая молотилка. В Александро-Афонском Зеленчукском монастыре был создан искусственный водоем с проточной речной водой. Там разводили форель.

http://azbyka.ru/palomnik/Александро-Нев...

Вокруг монастыря поселилось много отшельников. Они жили в сохранившихся и до наших дней более чем в 60 уединенных келиях-пещерах, искусно вписанных в ландшафт. В некоторых из них заметны остатки лежанки, печки. Титаническим трудом монахов к монастырю была проложена надежная, местами каменная дорога вдоль берега Зеленчука, в лесах возводились подпорные стенки и террасы. Монахи зарабатывали себе на жизнь тем, что резали из дерева посуду, плели корзины. Казаки носили им хлеб. Александро-Афонскому Зеленчукскому монастырю принадлежал Георгиевский скит на вершине г. Шоана в верховьях реки Кубани (близ аула Хумара и села Коста Хетагурово); в 1891-1894 гг. в нем были сооружены кельи, каменная ограда, проведена дорога. 22 апр. 1895 г. после реставрации освящен во имя Великомученика Георгия Победоносца Шоанинский храм XI века. С 1887 г. братия монастыря восстанавливала храм X в. на Сентинской г. в ущелье р. Теберда, который в 1893 г. был передан девичьей общине, основавшей там Спасо-Преображенский Сентинский жененский монастырь. Почитаемыми святынями Александро-Афонского Зеленчукского монастыря были Гребневская икона Божией Матери - список с чудотворной иконы, находившейся в Москве в церкви Успения Богоматери на Лубянке (дар анонимного благотворителя в память скончавшегося воина Симеона), а также частицы мощей Святого Георгия и мученицы Марины, принесенные с Афона иноками, основавшими монастырь. Последняя архивная запись о Зеленчукском монастыре относится к 1918 г. Обитель еще существовала, молилась, трудилась. Монастырь, кроме всего прочего имущества, имел паровую гидравлическую маслобойню, паровые молотилки, 557 десятин земли, более 100 голов лошадей, подворья в Невинномысске, станицах Зеленчукской, Баталпашинской, под Гулькевичами. В 20 верстах от пустыни находился покровский скит. С начала основания монастыря под его покровительство были переданы также Сентинский и Шаонинский храмы, реставрация которых началась еще по благословению епископа Владимира. Закрытие монастыря в Зеленчукском ущелье и Георгиевского скита, как и повсюду в России, было отмечено кровопролитием и поруганием святынь. Были расстреляны три монаха. Иконы, сброшенные в кучу, не разрешалось брать под страхом смерти. Одну из них - икону Святой Троицы - тайно вынесла девочка Зоя, дочь репрессированного священника. Сейчас эта икона стоит на левом клиросе зеленчукского храма святых апостолов Петра и Павла. На территории монастыря по советской традиции в 30-е годы находилась колония для преступников, затем жили дети-сироты из блокадного Ленинграда. С 2000 года эта территория принадлежит Нижне-Архызскому историко-археологическому заповеднику. Заповедный режим не позволяет вести широко строительство, реставрацию, богослужения в древнехристианских святынях - византийских храмах, благоустраивать святые места, впитавшие капли пота и крови многих поколений людей, жаждавших покаяния, общения с Богом, трудов во славу православия и Отечества...

http://sobory.ru/article/?object=04224

В 1887 г. был восстановлен для богослужения (на походном антиминсе) «южный» храм. Реставрация «среднего» храма, при к-рой были уничтожены древние фрески визант. школы, была завершена к 1899 г. Бывш. кафедральный храм Аланских митрополитов («северный» храм во имя свт. Николая) оставался в руинах, сохраняя небольшие фрагменты визант. фресок с греч. надписями (на самой отчетливой из них прочитывалось: «Святой Николай, покровитель Аспе»). Трудами насельников из камней древних построек были сложены 3 двухэтажных и 3 одноэтажных корпуса, в к-рых разместились братские кельи, богадельня и иконописная мастерская, к 1904 г. построен большой двухэтажный каменный корпус странноприимного дома. В окрестностях мон-ря на отвесных склонах гор были устроены десятки келий. Мон-рю принадлежал Георгиевский скит на вершине г. Шоана в верховьях р. Кубани (в 3 км от г. Карачаевска, близ аула Хумара и сел. Коста Хетагурово); в 1891-1894 гг. в нем были сооружены кельи, каменная ограда, проведена дорога. 22 апр. 1895 г. после реставрации освящен во имя вмч. Георгия Победоносца Шоанинский храм XI в. С 1887 г. братия мон-ря восстанавливала храм X в. на Сентинской г. в ущелье р. Теберда, к-рый в 1893 г. был передан девичьей общине, основавшей там Спасо-Преображенский Сентинский жен. мон-рь. Почитаемыми святынями А.-А. З. м. были Гребневская икона Божией Матери - список с чудотворной иконы, находившейся в Москве в ц. Успения Богоматери на Лубянке (дар анонимного благотворителя в память скончавшегося воина Симеона), а также частицы мощей вмч. Георгия и мц. Марины , принесенные с Афона иноками, основавшими мон-рь. После 1918 г. А.-А. З. м. и Георгиевский скит были закрыты, храмы разорены. В 30-х гг. в монастырских постройках разместилась детская колония, затем интернат для детей-сирот. Колокольня и часть монастырских стен были разрушены в годы Великой Отечественной войны. В 70-х гг. ХХ в. бывш. территория мон-ря со всеми сохранившимися постройками и охраняемым законом архитектурно-археологическим комплексом была передана на правах филиала Карачаево-Черкесскому музею краеведения (г.

http://pravenc.ru/text/64470.html

     Своим трудом! В свободное от богослужений время насельники занимались изготовлением одежды и обуви. На хуторе для скота завели более 100 голов лошадей, а того зерна, что выращивала братия, полностью хватало для собственных нужд, и иногда монастырь делился хлебом с соседними станицами. Монастырь имел свою паровую гидравлическую маслобойню, кроме того, использовал земледельческую технику – косилку, жатку, паровые молотилки – для заработка в соседних казачьих станицах. Появились мастерские, амбары, сараи, конюшня, каретник, баня, водяная мельница, хутор для скота рабочего и гужевого, пчельник в 120 ульев. Был создан искусственный водоем с проточной речной водой, где насельники разводили форель. Спустя время при новой обители были открыты иконописная школа, приют для детей. Чуть позже – приют для отставных солдат венгерской войны, за которыми братия ухаживала. Но главное – желание подвижников с Афона возродить древнехристианские храмы стало претворяться в жизнь. Монахи полностью восстановили Ильинский храм (тогда освященный в честь святого благоверного князя Александра Невского), и Троицкий (освященный как Спасо-Преображенский). Были возведены доныне сохранившиеся братские корпуса. Монастырь начал вести планомерную миссионерскую деятельность среди горских народов.      Две созидательные высокодуховные личности стояли у истоков создания обители, полюбившейся множеству паломников и богомольцев (их во время Великого поста пребывало здесь от ста до тысячи человек!). Это афонский монах Серафим и поддержавший его патриотические устремления епископ Владимир – выдающийся миссионер, который до этого на Алтае обратил в христианство из язычников и магометан и присоединил из старообрядчества более шести тысяч человек, а Ставропольской епархией он хотя и управлял всего лишь три с половиной года, однако сумел оставить в ее жизни глубокий след. «История русского монастыря была непродолжительная по времени, но очень насыщенная», – заключил игумен Григорий. Для него самого, для архимандрита Антония (Данилова) и иеродиакона Николая (Марзаева), составляющих в XXI веке монашескую общину Зеленчукской обители, чрезвычайно важны свидетельства того, что монастырь был оплотом Православия на Северном Кавказе. Это не менее важно и для нынешних прихожан монастыря. Их, по словам батюшки, немного, но с ними, сказал он вроде бы в шутку, в то же время очень серьезно, можно в разведку идти. Верные монастырю люди. Достойные. Многие из них уже около 30 лет молятся в Ильинском храме, помогают приводить его в порядок, украшают его. А ветхозаветный святой, в честь которого назван этот храм, на Кавказе так же почитаем, как и великомученик Георгий Победоносец…

http://pravoslavie.ru/111874.html

Северный Зеленчукский храм. Акварель Д. М. Струкова. 1886–1888 гг. (РГБ) Северный Зеленчукский храм. Акварель Д. М. Струкова. 1886–1888 гг. (РГБ) В 1802 г. экспедиция майора Потёмкина обнаружила храмы, находившиеся в полном запустении. В 1867 г. экспедиция Императорского Археологического об-ва (ИАО), возглавляемая братьями Нарышкиными, провела первые исследования и сделала фотографии храмов. В 1886-1888 гг. член ИАО худож. Д. М. Струков выполнил обмеры, зарисовки древних фресок и опубликовал альбом. В 1884-1889 гг. была проведена 1-я реставрация Среднего и Южного храмов и открыт Александро-Афонский Зеленчукский монастырь , который существовал до 30-х гг. XX в. Новый этап изучения городища начался в 60-х гг. XX в. Исследования в разное время проводили П. Д. Барановский, К. Н. Афанасьев, В. А. Кузнецов, В. Бородин, Г. М. Штендер, Л. А. Перфильева, У. Ю. Эльканов, Д. В. Белецкий и А. Ю. Виноградов (см. ст. Карачаево-Черкесия ). Городище протянулось примерно на 2,5 км между правым берегом р. Б. Зеленчук и хребтом Ужум; его ширина не превышает 0,5 км. На юге и севере городища зафиксированы остатки поперечных стен, скорее оградных, чем оборонительных. В отличие от других аланских городищ оно не было обнесено сплошной крепостной стеной, вероятно, потому, что было не политическим, а церковным центром Алании. Территория комплекса делится на 3 части: застроенный участок на юге длиной примерно 1 км к северу от Подорванной балки с Южным и Средним храмами и 2 земледельческих участка к северу от него, разделенные Церковной балкой с расположенными в ней Северным храмом и кладбищем. В настоящее время схема застройки комплекса не прослеживается, однако на рисунках Струкова на территории между Южным и Средним храмами можно отметить четкую ориентацию зданий в сев. направлении. Общее число домов, по Струкову, составляло 400 строений. Среди гражданских построек выделяется большая каменная окружность (диаметр ок. 90 м) к северо-западу от Среднего храма; ее считают древней обсерваторией, однако раскопки на ее территории не позволяют пока уточнить назначение. Комплекс построек к западу от Среднего храма служил, возможно, епископской резиденцией.

http://pravenc.ru/text/2565218.html

vk fb tw ok @ g+ lj Моздокская икона Божией Матери Этот образ – список с Иверской – был прислан в XII веке грузинской царицей Тамар жителям осетинского села Мариам-кау (село Марии). Явившая чудеса в Моздоке, икона была утрачена после революции vk fb tw ok @ g+ lj Выход на перевал Осталось совсем немного: мы входим на перевал между ущельями. Отец Игорь идет впереди. vk fb tw ok @ g+ lj Над Баксанским ущельем Дальше отец Игорь отправится один: у каждого – своя высота, и автор этих строк, увы, уже на нее поднялся vk fb tw ok @ g+ lj Вид с вершины Тотура Подходы к вершине покрыты ковром из рододендронов. vk fb tw ok @ g+ lj Цветущий рододендрон Для кого цветут на такой высоте эти прекрасные цветы? Кто их видит? Никто, кроме орлов, серн, диких пчел и Того, кто их создал. vk fb tw ok @ g+ lj Внизу простирается город Такое ощущение, что смотришь на него с самолета. Отец Игорь на самой вершине Тотура. Сейчас начнется молебен vk fb tw ok @ g+ lj Молебен перед Моздокской иконой Божией Матери Боготечная звезда явися икона Твоя, Богомати, страну кавказскую обтекающи и сущих во тьме неведения светом Боговедения озаряюще. vk fb tw ok @ g+ lj Выше в горы – ближе к Богу «Горы – это царство молчания, поэтому и мое слово уступает место молчанию – этой песни во славу гор. Горы – это образ духовного восхождения, где нужен непрерывный духовный подвиг и труд», – пишет архимандрит Рафаил (Карелин). vk fb tw ok @ g+ lj Обратный путь Горные лилии отправляются в Тырныауз vk fb tw ok @ g+ lj Приношение вмч. Феодору Тирону Лилии с подножия Тотура – у ног вмч. Феодора Тирона. Храм вмч Георгия Победоносца, город Тырынауз vk fb tw ok @ g+ lj Тотур – вид от блок-поста Крайняя левая вершина – та, где отец Игорь отслужил молебен. Нижний Архыз Немногие знают, что самый древний действующий храм в России находится именно на Северном Кавказе – в Зеленчукской долине. Еще одна, куда более известная сегодня святыня этого места – обнаруженный в 1999 году после лесных пожаров лик Спасителя. Некогда в Зеленчукской долине располагалась древняя Аланская епархия, от которой остались три храма – Георгиевский (северный), Свято-Троицкий (средний) и Ильинский (южный). В конце XIX века здесь действовал Александро-Афонский мужской монастырь, монахами которого, по одной из версий, и был написан на скале архызский Лик. По другой, лик – современник храмов, выстроенных тут в IX-X в.в.

http://pravoslavie.ru/63367.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010