Действующие: Марие-Магдалининский (жен., в ст-це Роговской Тимашёвского р-на, основан в 1848, закрыт после 1920, возобновлен в 1994), Свято-Духов (муж.,в г. Тимашёвске, основан в 1992), Успенский (жен., в г. Кореновске, основан в 1992), Крестовая пуст. (муж., в с. Солохаул, Сочи, основана в 2000), Троице-Георгиевский (жен., в с. Лесном, Сочи, основан в 1999), в честь иконы Пресв. Богородицы «Нерушимая Стена» (жен., в Апшеронске, основан в 2002), в честь иконы Божией Матери «Всецарица» (жен., в Краснодаре, основан в 2005). Упраздненные: Черноморская войсковая Екатерино-Лебяжская пуст. во имя свт. Николая Чудотворца (в пос. Лебяжий Остров Брюховецкого р-на, основана в 1794, закрыта после 1920), кавк. миссионерский во имя свт. Николая (муж., в ст-це Кавказской (центр совр. Кавказского р-на), основан в 1897, закрыт после 1920), в честь Покрова Пресв. Богородицы (жен., близ ст-цы Динской (совр. Динский р-н), основана в 1899 как община, преобразованная в мон-рь в 1904, закрыта после 1920), Свято-Троицкий (муж., совр. с. Монастырь Адлерского р-на, Сочи, основан в 1902, закрыт после 1920), в честь Казанской иконы Пресв. Богородицы (муж., близ ст-цы Васюринской Динского р-на, основан в 1910, закрыт после 1920), Иверско-Алексеевская община (жен., в совр. с. Кирпичном Туапсинского р-на, основана в 1913, закрыта после 1920), Покровский скит Александро-Афонского Зеленчукского монастыря (муж., в ст-це Гулькевичи (ныне город), основан в нач. XX в., закрыт после 1920). Решением Свящ. Синода от 12 марта 2013 г. из состава епархии выделены Армавирская , Ейская , Новороссийская и Тихорецкая епархии. Екатеринодарская епархия включена в состав Кубанской митрополии . Решением Синода от 28 декабря 2018 г. из состава епархии выделена Сочинская епархия (в административных границах г. Сочи и Туапсинского района Краснодарского края). Арх.: ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 620. Л. 2-4 [сведения о епархии за 1949 г., представленные уполномоченным Совета по делам РПЦ по Краснодарскому краю]; Л. 152-169 [докл. уполномоченного Совета по делам РПЦ по Краснодарскому краю «О положении и деятельности РПЦ в Краснодарском крае в 1950 г.»]; Д. 882. Л. 119-121 [справка уполномоченного «О паломничестве верующих на водные источники в Краснодарском крае», 1952 г.]; Д. 1233. Л. 5-22 [отчет уполномоченного Совета по делам РПЦ по Краснодарскому краю за 2-е полугодие 1954 г.]; Д. 1703. Л. 1-36 [то же за 1959 г.]; Д. 2050. Л. 1-42 [то же за 1962 г.]; Оп. 6. Д. 23. Л. 11-13 [отчет о состоянии религ. орг-ций в Краснодарском крае за 1966 г.]; Д. 353. Л. 8-11 [то же за 1970 г.]; Д. 881. Л. 1-5 [то же за 1975 г.]; Д. 1959. Л. 10-13 [то же за 1980 г.].

http://pravenc.ru/text/189631.html

Свято-Александро-Афонский Зеленчукский монастырь располагался в ущелье реки Большой Зеленчук, в 20 верстах к северу от станции Зеленчукской, ныне районного центра Карачаево-Черкесии. Учреждение этой обители вызывалось особыми причинами – желанием охранить и возобновить древнейшие христианские храмы Кавказа и способствовать распространению света Евангельского учения среди местных жителей (отметим, что эти храмы являются древнейшими из сохранившихся на территории Российской Федерации). В древности в этом живописнейшем уголке Северного Кавказа, называвшемся современниками по-разному: Алания, Зыхия, Касогия, – находился древний аланский город, где была кафедра митрополита. Точного названия его установить не удалось, однако в одном из храмов была фреска с изображением святителя Николая с подписью: «Святой Николай покровитель Аспе». В XIV в. город был разрушен ордами кочевников, многочисленные строения его из века в век ветшали, и только три храма, созданные древними зодчими, сохранились до наших дней. Ещё в конце XIX в. на их стенах хорошо были видны фрагменты фресок, выполненных в византийском стиле. Сегодня мы имеем лишь их зарисовки, сделанные художником Дмитрием Михайловичем Струковым. Итак, в 1887 г. к Преосвященнейшему Владимиру, епископу Черноморскому и Кавказскому явился со Святой Афонской Горы инок Благовещенской келлии Хиландарского монастыря о. иеромонах Серафим, который был пострижен в иноки на Афонской горе в 1866 г. и имел там свою келлию. В миру он был довольно состоятельным человеком, а его родиной была средняя часть России – город Борисоглебск Тамбовской губернии. От имени 11 человек братии своей келлии о. Серафим заявил, что еще на Афоне он слышал о существовании древних храмов; ныне лично осмотрев их на берегах Большого Зеленчука и реки Кубани, он решился отдать свои труды и все средства, имеющиеся в распоряжении его и братии, на возобновление этих храмов и устроение на развалинах Зеленчукского ущелья иноческой обители. В том же году было возбуждено ходатайство перед Священным Синодом о разрешении учредить при древних церквах на реке Большом Зеленчуке мужской общежительный монастырь с богадельней при нем, для призрения не менее 10 человек престарелых православных воинов, с иконописной школой для детей и, по возможности, с учреждением при обители миссионерского стана.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКАНДР (Прусак Никифор Дмитриевич; 1865, Подольская губ.- 13.07.1918, Ярославская губ.), прмч. (пам. 30 июня, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), иером. Из крестьянской семьи. Образование Никифор получил дома. Избрал монашеский путь, подвизался в Александро-Афонском Зеленчукском мужском монастыре , открытом в нояб. 1889 г. 7 марта 1896 г. Никифор был пострижен в монашество с именем Никандр, 8 июня 1896 г. рукоположен во диакона, а 30 нояб. 1897 г.- во иерея. Монастырское начальство характеризовало его как монаха «весьма способного и трудолюбивого». В 1901 г. Н. был направлен в Кавказский Николаевский миссионерский мон-рь, а в 1908 г. возвратился в Зеленчукский мон-рь. В 1913 г. Н. перевели в Оптин болховский в честь Рождества Пресвятой Богородицы и Святой Троицы монастырь и назначили исполняющим должность казначея. В 1916 г. переведен в Толгский ярославский в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастырь . Н. расстрелян большевиками во время подавления восстания в Ярославле 13 июля 1918 г. и погребен в безвестной могиле. Его имя включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Свящ. Синода РПЦ от 17 июля 2001 г. Арх.: ГАЯО. Ф. 245. Оп. 1. Д. 418; ГАРФ. Ф. Р-3431. Оп. 1. Д. 563 (8 к). Лит.: ЖНИР. Июнь. С. 521. Архим. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЙ (Задворнов; 1882 - 1937), иером., прмч. (пам. 9 нояб. в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АНАТОЛИЙ (Ботвинников Анатолий Иванович; 1881-1937), иером., прмч. (пам. 31 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНТОНИЙ (Чирков; 1868-1930), иером., прмч. (пам. 14 янв., в Соборе Казанских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АРИСТАРХ (Заглодин-Кокорев Александр Федорович; 1886-1937), иером., прмч. (пам. 14 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/2565260.html

Значительную роль в возрождении Православия среди народов Северного Кавказа сыграли созданная в 1745 г. Осетинская духовная комиссия, которая работала главным образом в Кизляре и Моздоке, и присоединение в 1774 г. Северной Осетии к Российской империи. В 1857 г., после учреждения в 1811 г. Грузинского экзархата Русской Православной Церкви, была введена должность «управляющего осетинскими приходами и причтами и духовно-учебными заведениями во Владикавказском военно-осетинском округе», на которую был назначен преподаватель Тифлисской духовной семинарии архимандрит Иосиф (Чепиговский), впоследствии епископ Владикавказский и Моздокский. Он проповедовал на осетинском языке, составил для приходских школ осетинскую азбуку, написал русско-осетинский словарь, перевел на осетинский язык Священное Писание и вероучительные тексты. Его уважительно называют Апостолом Осетии за вклад в просвещение и духовное возрождение осетинского народа. В конце XIX в. Русская Православная Церковь взяла на себя инициативу восстановления христианства на территории бывшей Аланской епархии: были открыты  Александро-Афонский Зеленчукский мужской монастырь (1889 г.) и Преображенский женский Сентинский монастырь (1896 г.), но просуществовали они недолго, в 1930-х гг. монастыри упразднили. За время советской власти в Северной Осетии были закрыты и разрушены почти все храмы. К середине 1940-х гг., когда разрешили открывать православные приходы, в республике действовала лишь небольшая часовня на кладбище на окраине Владикавказа — нынешняя Ильинская церковь. В настоящее время происходит возрождение уникальных святынь, возникших на десятилетия раньше первых христианских храмов Киевской Руси. Примечание 1  В частности, святые мученики-аланы Сухий (Баракад) и его дружина, принявшие мученическую смерть на рубеже I–II вв. в Арме-нии, и прмч. Николай Туальский (XIII в.). А также прп. Христодул, званный Осетином, философ (XII в.), святой Алан Лаворский (VII в.),святой Гоар Аквитанский (VII в.), святая Мария Ясыня, дочь аланского князя Шварна и супруга князя Всеволода Большое Гнездо, и др.

http://e-vestnik.ru/church/nasledniki_dr...

© РИА Новости/Мария Шустрова      Каждый год в ущелье реки Большой Зеленчук наведываются сотни туристов, чтобы посмотреть на величественные христианские храмы Х века, построенные на территории древнего Нижне-Архызского городища. Чаще всего с городищем отождествляют Маас — исчезнувшую столицу крупного средневекового государства Алания. Город рос и процветал, ведь здесь проходили стратегические маршруты Великого шелкового пути. Наивысшего расцвета Алания достигла в середине Х века, когда знать государства приняла крещение. Тогда в долине Большого Зеленчука было воздвигнуто более 20 храмов. Тяжелый удар когда-то процветавшей стране нанесли монголо-татары, захватившие к середине XIII века равнины Предкавказья. Уцелевшие аланы ушли в горы, где постепенно ассимилировались с местным кавказским населением, исповедовавшим ислам. Маас обезлюдел и постепенно исчез с лица земли. © РИА Новости/Мария Шустрова. Ущелье реки Большой Зеленчук      В 1887 году в Синод Русской православной церкви поступило прошение от некоего афонского иеромонаха Серафима, который сообщал, что в долине реки Зеленчук обнаружены 3 древних храма, основанных первыми христианами Северного Кавказа. Местные жители-мусульмане загоняют в эти храмы скот и " творят многие оскорбления древней святыне " . У Синода монах просил разрешения восстановить церкви и устроить при них мужскую обитель по уставу Святой горы. © РИА Новости/Мария Шустрова. Древний христианский крест в ущелье реки Большой Зеленчук      Получив благословение, иеромонах Серафим вместе с десятью афонскими иноками основали в долине реки Александро-Невский монастырь. Своими силами они восстанавливали древние святыни. Кроме того, в разных местах долины иноки обнаружили следы нескольких часовен и поняли, что здесь в древности существовал большой каменный город. При советской власти монастырь закрыли, монахов репрессировали. Но некоторые иноки сбежали в горы, и сегодня, путешествуя по окрестностям, еще можно найти их заброшенные тайные кельи. © РИА Новости/Мария Шустрова. Древние захоронения возле Среднего Зеленчукского храма (Х век)     

http://pravoslavie.ru/97083.html

При этом периодически возникали сложности во взаимоотношениях монахов с местными жителями, включая разногласия по земельному вопросу и даже трагические случаи. Не так легко было распространять христианство среди горских народов. Монахи не раз защищались от разбойного нападения некоторых агрессивно настроенных мусульман . Один из таких конфликтов закончился убийством двоих людей: монаха Александро-Афонской-Зеленчукской пустыни Феофилакта и послушника Льва. В монастыре долго вспоминали о тех кровавых событиях . Из построек древнего христианского города сохранились 3 храма средневизантийской архитектуры X-XII вв: " северный " , " средний " и " южный " зеленчукские храмы. В 1887 году был восстановлен для богослужения (на походном антиминсе) " южный " храм. Реставрация " среднего " храма, при которой были уничтожены древние фрески византийской школы, была завершена к 1899 году. Бывший кафедральный храм Аланских митрополитов ( " северный " храм во имя свт. Николая) оставался в руинах, сохраняя небольшие фрагменты византийских фресок с греческими надписями (на самой отчетливой из них прочитывалось: " Святой Николай, покровитель Аспе " ). 22 апреля 1895 года после реставрации освящен во имя вмч. Георгия Победоносца Шоанинский храм XI века. С 1887 года братия монастыря восстанавливала храм X века на Сентинской горе в ущелье реки Теберда, который в 1893 году был передан девичьей общине, основавшей там Спасо-Преображенский Сентинский женский монастырь . Трудами насельников из камней древних построек были сложены 3 двухэтажных и 3 одноэтажных корпуса, в которых разместились братские кельи, богадельня и иконописная мастерская. К 1904 году построен большой двухэтажный каменный корпус странноприимного дома. В окрестностях монастыря на отвесных склонах гор были устроены десятки келий. Монастырские подворья были устроены в станицах Зеленчукской, Баталпашинской и Невинномысской. На левом берегу р. Кубани близ станицы Гулькевичи устроен Покровский мужской скит . В нем построен храм в честь Покрова Божьей Матери. Монастырю принадлежал Георгиевский скит на вершине горы Шоана в верховьях р. Кубани (в 3 км от горы Карачаевска, близ аула Хумара и селения Коста Хетагурово); в 1891-1894 годах в нем были сооружены кельи, каменная ограда, проведена дорога.

http://drevo-info.ru/articles/13673757.h...

Вслед за этими предварительными распоряжениями преосвященный Агафодор предпринял более радикальные меры. Он постарался не только увеличить причты при церквах многолюдных приходов, но и строить в больших селах и станицах новые храмы, а на хуторах хотя бы молитвенные дома. Насколько широка и плодотворна была деятельность епископа можно судить уже по тому, что за первые 15 лет его архипастырского служения количество духовенства и церквей в епархии выросло в полтора раза (духовенства – на 700 чел., а церквей – на 190). На строительство новых храмов православной паствой Ставропольской епархии было затрачено свыше 13 млн. рублей, в том числе около 8 млн. рублей на Кубани и свыше 5 млн. рублей на Ставрополье. Само население, горячо и деятельно поддерживая благое начинание владыки Агафодора, изыскало необходимые на сооружение средства в селах и станицах. В ответ на его призыв в епархии нашлось немало щедрых благотворителей, пожертвовавших значительные суммы на украшение церквей, приобретение утвари и облачений. Многое предпринял владыка Агафодор для основания новых монастырей. Благодаря ему в 1897 г. был открыт Спасо-Преображенский женский монастырь вблизи Карачаевского аула Сенты. За год до того здесь, у подножия горы, увенчанной древним христианским храмом – замечательным памятником раннего христианства среди народов Северного Кавказа, возникла женская община во имя Преображения Господня. Монахини взяли на себя поддержание и сохранение своей святыни – древнего храма, время постройки которого теряется во мраке веков. Владыка Агафодор принял живейшее участие в этой общине, полагая, что создание женского монастыря будет содействовать приобщению карачаевцев к русской культуре. По его ходатайству Св. Синод разрешил учреждение на р. Теберде женского монастыря, призванного стать светочем православия в горах Кавказа и стражем древнехристианских памятников в верховьях Кубани, подоено Зеленчукскому Александро-Афонскому мужскому монастырю. Первоначально в женской обители была скромная церковь , устроенная в простой избе с камышовой крышей и земляным полом, но затем монахини соорудили новый храм в честь св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

vk fb tw ok @ g+ lj Моздокская икона Божией Матери Этот образ – список с Иверской – был прислан в XII веке грузинской царицей Тамар жителям осетинского села Мариам-кау (село Марии). Явившая чудеса в Моздоке, икона была утрачена после революции vk fb tw ok @ g+ lj Выход на перевал Осталось совсем немного: мы входим на перевал между ущельями. Отец Игорь идет впереди. vk fb tw ok @ g+ lj Над Баксанским ущельем Дальше отец Игорь отправится один: у каждого – своя высота, и автор этих строк, увы, уже на нее поднялся vk fb tw ok @ g+ lj Вид с вершины Тотура Подходы к вершине покрыты ковром из рододендронов. vk fb tw ok @ g+ lj Цветущий рододендрон Для кого цветут на такой высоте эти прекрасные цветы? Кто их видит? Никто, кроме орлов, серн, диких пчел и Того, кто их создал. vk fb tw ok @ g+ lj Внизу простирается город Такое ощущение, что смотришь на него с самолета. Отец Игорь на самой вершине Тотура. Сейчас начнется молебен vk fb tw ok @ g+ lj Молебен перед Моздокской иконой Божией Матери Боготечная звезда явися икона Твоя, Богомати, страну кавказскую обтекающи и сущих во тьме неведения светом Боговедения озаряюще. vk fb tw ok @ g+ lj Выше в горы – ближе к Богу «Горы – это царство молчания, поэтому и мое слово уступает место молчанию – этой песни во славу гор. Горы – это образ духовного восхождения, где нужен непрерывный духовный подвиг и труд», – пишет архимандрит Рафаил (Карелин). vk fb tw ok @ g+ lj Обратный путь Горные лилии отправляются в Тырныауз vk fb tw ok @ g+ lj Приношение вмч. Феодору Тирону Лилии с подножия Тотура – у ног вмч. Феодора Тирона. Храм вмч Георгия Победоносца, город Тырынауз vk fb tw ok @ g+ lj Тотур – вид от блок-поста Крайняя левая вершина – та, где отец Игорь отслужил молебен. Нижний Архыз Немногие знают, что самый древний действующий храм в России находится именно на Северном Кавказе – в Зеленчукской долине. Еще одна, куда более известная сегодня святыня этого места – обнаруженный в 1999 году после лесных пожаров лик Спасителя. Некогда в Зеленчукской долине располагалась древняя Аланская епархия, от которой остались три храма – Георгиевский (северный), Свято-Троицкий (средний) и Ильинский (южный). В конце XIX века здесь действовал Александро-Афонский мужской монастырь, монахами которого, по одной из версий, и был написан на скале архызский Лик. По другой, лик – современник храмов, выстроенных тут в IX-X в.в.

http://pravoslavie.ru/63367.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 30 июня (13 июля) Преподобномученик Никандр (Прусак) Преподобномученик Никандр родился в 1865 году в Каменец-Подольской губернии в семье крестьянина Дмитрия Прусака и в крещении был наречен Никифором. Образование Никифор получил дома. Избрав монашеский путь, он подвизался в Александро-Афонской Зеленчукской пустыни ; 7 марта 1896 года он был пострижен в монашество и наречен Никандром. 8 июня 1896 года монах Никандр был рукоположен во иеродиакона, а 30 ноября 1897 года – во иеромонаха. Монастырское начальство характеризовало его как монаха весьма способного и трудолюбивого. В 1901 году он был направлен в Кавказский Николаевский миссионерский монастырь, а в 1908 году возвратился в Зеленчукскую пустынь. В 1913 году иеромонах Никандр был переведен в Болховский Троицкий Оптин монастырь Орловской епархии и назначен исполняющим должность казначея; в 1916 году – переведен в Толгский монастырь Ярославской епархии . Иеромонах Никандр (Прусак) был расстрелян 30 июня (13 июля) 1918 года захватившими в стране власть безбожниками-большевиками и погребен в безвестной могиле . Игумен Дамаскин (Орловский) «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века.  Июнь». Тверь. 2008. С. 521 Примечания Наверх © 2024 РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД «ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ» © Перепечатка материалов допускается только по письменному согласованию с Фондом

http://fond.ru/kalendar/532/nikandr/

В Пятигорск принесены святыни для возрождаемой монашеской обители Пятигорск, 22 марта 2014 г.      21 марта 2014 состоялось принесение в Спасский кафедральный собор столицы Северо-Кавказского федерального округа иконы благоверного великого князя Александра Невского с частицей мощей Святого и списка чудотворной Гребенской иконы Пресвятой Богородицы, сообщает сайт Пятигорской и Черкесской епархии . Святыни были доставлены из Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры Санкт-Петербурга и Старочеркасского Донского монастыря братиями возрождаемого Александро-Афонской Зеленчукской мужской пустыни во главе с архимандритом Антонием (Даниловым). Монастырь был создан в середине XIX столетия у древних храмов Нижнего Архыза. Среди его святынь были известны икона небесного покровителя обители — благоверного князя Александра и Гребенская икона. Святыни были утеряны в годы гонений, когда был закрыт и разорен Александро-Афонский монастырь. С началом возрождения монашеской жизни в Зеленчукском ущелье, возрождаются и чтимые иконы монастыря. Принесенные в Пятигорск святыни будут находиться в Спасском кафедральном соборе до праздника Святой Троицы, а на Духов день состоится их прибытие в Нижний Архыз. Славление у икон совершил архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт в сослужении духовенства по окончании Божественной литургии Преждеосвященных Даров. 22 марта 2014 г. скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/69400.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010