Были зверски замучены насельники монах Феофилакт и послушник Лев Рязанов, несшие послушание вне монастырских стен. Тела их были найдены в сильно изувеченном состоянии и с честью погребены в обители. В 1894 г. возле Шоанинского храма (это ещё один из древних храмов, находящийся в ущелье реки Теберда) за непродолжительное время был отстроен скит, имевший своей целью миссионерскую деятельность среди окрестных горцев. Был открыт и еще один скит – Покровский, находящийся недалеко от станции Гулькевичи. Обители при древних храмах при открытии были благословлены Иверскими иконами Божией Матери. Строгий афонский устав Зеленчукской Пустыни, отдаленность сего живописнейшего места от мирской суеты во все времена влекли сюда сердца человеческие. И поныне в горах, окружающих Пустынь, можно найти немало келий отшельников. Незаметные, сложенные, как правило, из камня, они почти сливаются с ландшафтом местности. В некоторых из них сохранились остатки лежанок, печки, причем дымоходы были устроены настолько искусно, что дым выходил через расщелины скал далеко в стороне от самой келии. К сожалению, никаких документальных свидетельств, кроме этих скромных строений и воспоминаний местных жителей, не сохранилось. В настоящее время найдено около 60 келий. Часто в лесах на склонах гор можно встретить изображение креста, сделанное на деревьях или больших камнях. Кельи отшельников были построены по-разному: сложены из плетняка, деревянные, рубленые, турлучные, в виде землянок, оборудованные в гротах и пещерах. При них иногда были и огороды, пастбища, сенокосы. Встречались целые поселки из келий, соединенных между собой прекрасно сделанными каменными дорожками. Были сделаны подземные ходы: археологи рассказывают, что в некоторых из них можно идти в полный рост, а вели они к берегу реки Зеленчук. По рассказам местных жителей, еще в послевоенные годы в горах жили пустынники, и казаки носили им хлеб. Однако большинство пустынников погибло во время лихолетья в 30-е гг. В 1907 г. недалеко от монастыря самочинно поселилась небольшая община монашествующих под руководством схимонаха Иллариона (являющегося автором книги «На горах Кавказа»), высланных со Ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Файл : Северный Зеленчукский xpaм.jpg Материал из Азбука паломники Северный Зеленчукский храм История файла Нажмите на дату/время, чтобы увидеть версию файла от того времени. Дата/время Миниатюра Размеры Участник Примечание текущий 700 × 683 (206 Кб) Северный Зеленчукский храм Вы не можете перезаписать этот файл. Использование файла Следующая страница использует этот файл: Метаданные Файл содержит дополнительные данные, обычно добавляемые цифровыми камерами или сканерами. Если файл после создания редактировался, то некоторые параметры могут не соответствовать текущему изображению. Производитель камеры Canon Модель камеры Canon EOS-1D X Автор Julija Makovejchuk Время экспозиции 1/250 с (0,004) Число диафрагмы f/5 Светочувствительность ISO 250 Оригинальные дата и время 10:25, 17 ноября 2014 Фокусное расстояние 27 мм Ширина 1815 пикс. Высота 1771 пикс. Метод сжатия Несжатый Цветовая модель Разделены (вероятно CMYK) Ориентация кадра Нормальная Количество цветовых компонентов 4 Горизонтальное разрешение 72 точек на дюйм Вертикальное разрешение 72 точек на дюйм Принцип организации данных формат «chunky» Программное обеспечение Adobe Photoshop CS5.1 Macintosh Дата и время изменения файла 14:24, 20 января 2015 Программа экспозиции Ручной режим Версия Exif 2.3 Дата и время оцифровки 10:25, 17 ноября 2014 Выдержка в APEX 7,965784 Диафрагма в APEX 4,643856 Компенсация экспозиции Минимальное число диафрагмы 3 APEX (f/2,83) Режим замера экспозиции Точечный Статус вспышки Вспышка не срабатывала, подавление заполняющей вспышки Доли секунд оригинального времени 09 Доли секунд времени оцифровки 09 Цветовое пространство sRGB Разрешение по X в фокальной плоскости 1440 Разрешение по Y в фокальной плоскости 1440 Единица измерения разрешения в фокальной плоскости 3 Дополнительная обработка Не производилась Режим выбора экспозиции Ручная установка экспозиции Баланс белого Автоматический баланс белого Тип сцены при съёмке Стандартный Версия IIM 4 Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Файл:Северный_...

Файл : Средний Зеленчукский xpaм.jpg Материал из Азбука паломники Средний Зеленчукский храм История файла Нажмите на дату/время, чтобы увидеть версию файла от того времени. Дата/время Миниатюра Размеры Участник Примечание текущий 500 × 465 (101 Кб) Средний Зеленчукский храм Вы не можете перезаписать этот файл. Использование файла Следующая страница использует этот файл: Метаданные Файл содержит дополнительные данные, обычно добавляемые цифровыми камерами или сканерами. Если файл после создания редактировался, то некоторые параметры могут не соответствовать текущему изображению. Производитель камеры Canon Модель камеры Canon EOS-1D X Автор Julija Makovejchuk Время экспозиции 1/160 с (0,00625) Число диафрагмы f/10 Светочувствительность ISO 200 Оригинальные дата и время 10:44, 17 ноября 2014 Фокусное расстояние 35 мм Ширина 700 пикс. Высота 669 пикс. Метод сжатия Несжатый Цветовая модель Разделены (вероятно CMYK) Ориентация кадра Нормальная Количество цветовых компонентов 4 Горизонтальное разрешение 72 точек на дюйм Вертикальное разрешение 72 точек на дюйм Принцип организации данных формат «chunky» Программное обеспечение Adobe Photoshop CS5.1 Macintosh Дата и время изменения файла 14:24, 20 января 2015 Программа экспозиции Ручной режим Версия Exif 2.3 Дата и время оцифровки 10:44, 17 ноября 2014 Выдержка в APEX 7,321928 Диафрагма в APEX 6,643856 Компенсация экспозиции Минимальное число диафрагмы 3 APEX (f/2,83) Режим замера экспозиции Точечный Статус вспышки Вспышка не срабатывала, подавление заполняющей вспышки Доли секунд оригинального времени 62 Доли секунд времени оцифровки 62 Цветовое пространство sRGB Разрешение по X в фокальной плоскости 1440 Разрешение по Y в фокальной плоскости 1440 Единица измерения разрешения в фокальной плоскости 3 Дополнительная обработка Не производилась Режим выбора экспозиции Ручная установка экспозиции Баланс белого Автоматический баланс белого Тип сцены при съёмке Стандартный Версия IIM 4 Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Файл:Средний_З...

Церковная структура комплекса выглядела, вероятно, следующим образом. Кафедральным собором был построенный первым Средний храм, к-рый скорее всего изначально был одновременно усыпальницей аланских правителей и иерархов; рядом, западнее, мог находиться архиерейский дворец. К северу от города позднее был построен мон-рь с Северным храмом, в к-ром в кон. Х - нач. XI в. стали хоронить представителей аланской знати, впосл. вокруг храма возник большой некрополь. Южный храм, сегодня купольный (возможно, закладывался как базилика), мог быть домовым храмом митрополита. В городе и его округе находилось еще неск. небольших зальных храмов, к-рые сосредоточены в 3 местах: в Подорванной балке; в Церковной балке, на кладбище у Северного храма; на соседней горе Церковной. Расположение этих храмов на окраинах городища, рядом с кладбищами, указывает на их погребально-поминальный характер. Храмы 1, 2, 5, 6, 9, 11 находятся в руинированном состоянии; это небольшие зальные постройки с выраженной снаружи полукруглой апсидой с заплечиками и с более или менее развитым нартексом (кроме храма 5). Средний Зеленчукский храм Средний Зеленчукский храм в сев. части застроенной зоны городища - самое крупное древнее церковное здание на Сев. Кавказе (длина 17,5 м (без притвора), ширина 13,15 м, высота 15,5 м, сторона подкупольного квадрата 3,8 м) и скорее всего являлся кафедральным собором Аланской митрополии. Он был заложен после 914 г., возможно, каппадокийскими мастерами в подражание храму св. Апостолов (Апостолейону) в К-поле, в форме «свободного латинского креста» с вимой, с одним приделом на юго-востоке и, вероятно, с каменными хорами (на что указывают осадочные швы и зап. пилястры). Строительство было прервано (возможно, из-за изгнания христиан), когда стены возвели на высоту ок. 3-4 м (ок. 932). Достроенный вскоре после 950 г. храм имел форму «полусвободного латинского креста» с вимой и 3 полукруглыми снаружи апсидами, а также с протесисом (жертвенником) и юго-вост. (поминальным?) приделом, открытыми с запада в боковые рукава креста и соединенными узким проходом с вимой. Необычным представляется расположение пилястр исключительно в поперечном направлении (в т. ч. в зап. рукаве); между ними на боковых стенах размещены глухие арки, на к-рые опираются выделенные подпружные арки, несущие паруса, карниз, круглый барабан и скуфью купола. В храм ведут 3 двери в торцах рукавов; к зап. рукаву пристроен полуоткрытый притвор. Храм освещают узкие арочные окна: 8 - в барабане, 3 - в центральной апсиде, по 1 - в боковых, по 3 (расположенных треугольником) - в торцах креста и по 1 - в наружных стенах боковых вост. компартиментов и в зап. стенах боковых рукавов. В зап. травее зап. рукава, вероятно, имелись хоры, достроенные на 2-м этаже уже с деревянными перекрытиями.

http://pravenc.ru/text/2565218.html

С 20 января 1921 года - часть Горской Автономной Советской Социалистической Республики. 12 января 1922 года была образована Карачаево-Черкесская автономная область в составе Юго-Восточной области (с 1924 года - Северо-Кавказского края РСФСР) с центром в станице Баталпашинской (ныне - город Черкесск ). 26 апреля 1926 года постановлением ВЦИК Карачаево-Черкесская автономная область была разделена на Карачаевскую автономную область, Черкесский национальный округ (с 30 апреля 1928 - Черкесская автономная область), Баталпашинский и Зеленчукский районы, которые были включены в состав Армавирского округа. В 1929 году было открыто движение по железнодорожной линии Невинномысская-Баталпашинская Северо-Кавказских железных дорог, в 1940 году - по линии Черкесск - Усть-Джегута Орд­жо­ни­кид­зев­ской железной дороги. Во время Великой Отечественной войны с 12 августа 1942 по 17 января 1943 года Ка­ра­ча­ев­ская и Чер­кес­ская автономные области были оккупированы немецкими войсками. Указом Президиума Верховного Совета СССР Карачаевская автономная область ликвидирована 12 октября 1943 года, а карачаевцы были признаны " пособниками фашистских войск " и 2 ноября 1943 года депортированы в Среднюю Азию и Казахстан . Южная часть Карачая отошла к Грузии (как Клухорский район), а большая часть была присоединена к Ставропольскому краю. После реабилитации карачаевцев с разрешением на их возвращение в родные края 12 января 1957 года Черкесская автономная область была преобразована в Карачаево-Черкесскую автономная область в составе Ставропольского края. Ей были также переданы Зеленчукский, Карачаевский и Усть-Джегутинский районы Ставропольского края. 30 ноября 1990 года Совет народных депутатов Карачаево-Черкесской автономной области принял решение о преобразовании области в Карачаево-Черкесскую ССР в составе РСФСР. Это решение было закреплено постановлением верховного совета РСФСР от 3 июля 1991 года. В 1989-1991 годах созванные национальными движениями съезды отдельных народов Карачаево-Черкессии обращались к руководству РСФСР с просьбой о восстановлении или создании национальных автономий. 28 марта 1992 года в республике прошел референдум, на котором большинство населения высказалось против разделения; Карачаево-Черкессия осталась единой.

http://drevo-info.ru/articles/13678785.h...

Храм был расписан, вероятно дважды. На 1-м этапе это могла быть неполная, нефгиративная декорация (братьями Нарышкиными зафиксировано расположение креста в центральной апсиде); на 2-м этаже, скорее всего в 1-й пол. XI в., не менее чем через неск. лет после оштукатуривания, храм был расписан полностью. При ремонте кон. XIX в. стены были заново оштукатурены: самые ветхие куски древней штукатурки были удалены, а оставшиеся фрагменты забелены. Значительная часть древней штукатурки с живописью была уничтожена также в 90-х гг. XX в. В наст. время видны только остатки фресок между окнами в торцах боковых рукавов. Об остальных росписях храма можно судить по «копиям» Струкова и описаниям П. Синайского. Программа росписи реконструируется фрагментарно: в нижнем регистре апсиды были изображены святители и столпники, на подпружных арках - пророки, в наосе нижние регистры занимали фигуры святых разных чинов святости. В юж. приделе церкви в апсиде, возможно, размещались изображения святителей, а на юж. стене - ктиторские портреты. К наст. времени сохранились расположенное над юж. входом огромное изображение равноапостольных Константина и Елены с крестом (высота ок. 4 м), а над северным - образы 2 неизвестных святых. Фигуры парных святых всадников в зап. травее зап. рукава были уничтожены в 90-х гг. XX в. Стилистический анализ в настоящее время затрудняют утрата почти всей живописи (особенно личного) и плохое состояние сохранившихся фрагментов. Разделка одежд находит нек-рые параллели в 4-м слое росписи Сентинского храма в Алании (2-я пол. XI в.), в Земо-Крихи и Атенском Сионе (Атени Сиони) в Грузии (кон. XI в.). Впрочем, отсутствие многофигурных композиций при большом количестве отдельных изображений святых говорит скорее о 1-й пол. XI в. Северный Зеленчукский храм Северный Зеленчукский храм расположен в Церковной балке, в 800 м к северу от застроенной части комплекса, и окружен большим кладбищем, для к-рого, возможно, отвели в сторону ручей. Храм не использовался монахами и к сер. ХХ в. оказался частично руинирован, особенно его зап. часть. Типологически это такой же средневизант. храм, что и абх. церкви в Лыхны, Нов. Афоне, Алахадзы и Весёлом (с отделенным от наоса нартексом). Его длина (без притворов) 21 м, ширина 10,5 м, сторона подкупольного квадрата 3,25 м. Это крестово-купольное здание, купол к-рого через паруса и 3-ступенчатые подпружные арки опирается на 4 квадратных столба. Восемь долей - все, кроме центральной, купольной,- перекрыты по провинциально-визант. схеме коробовыми сводами: рукава в направлении от центра, угловые компартименты - в продольном направлении. С востока к этой 9-дольной структуре примыкают 3-частная, соединенная проходами вима и 3 апсиды, полукруглые снаружи и изнутри, в центральной расположен 3-ступенчатый синтрон. Стены угловых ячеек расчленены глухими арками, причем на востоке эти арки объединяют вост. ячейку и боковую виму.

http://pravenc.ru/text/2565218.html

На храм 3 не похожа еще одна базилика Ильичёвского городища - храм 6. Если храм действительно был базиликальным, как считают его первооткрыватели, то нефы в нем разделялись легкими опорами (колонками?). Этот тип небольшой короткой квадратной в плане базилики с 4 колонками и без купола характерен для Трапезунда IX-X вв., напр. для ц. св. Анны и Накип-джами. По всей видимости, планы храмов 3 и 6 определялись их назначением: в 1-м случае для погребения знатного лица, а во 2-м - для приходского богослужения. Их строитель был, вероятно, абхазом, и ему были известны формы как абхазской, так и малоазийской архитектуры. Северный Зеленчукский храм. Х в. Фотография. Нач. XXI в. Северный Зеленчукский храм. Х в. Фотография. Нач. XXI в. Третья базилика - храм 1 в Курджинове (Х в., см.: Каминская, Каминский. 1986) разрушилась, возможно, во время событий ок. 932 г. Согласно плану, она была удлиненная, с 5 парами прямоугольных опор ( Пищулина. 2006 Рис. 5. 2. б), близка к ранневизант. базиликам Абхазии т. н. сир. типа (напр., в Цандрипше); не исключено, что ее строители происходили оттуда. Характерно, что в эту эпоху на северной периферии Абхазии продолжали строить базилики такого типа (Леснянская II в р-не Адлера), тогда как закавказские базилики этого времени имеют иной вид. Купольная архитектура известна в Алании только на территории К.-Ч., за исключением храма в золотоордынском В. Джулате. Вероятно, еще до 932 г. было начато строительство Среднего храма в Н. Архызе сложной формы - простой крест (франц. croix libre) с удлиненным зап. рукавом и дополнительным юго-вост. компартиментом (мемориального назначения?). После возвращения алан к христианству в сер. Х в. он был достроен еще одним компартиментом с сев.-вост. стороны (протесисом?). Аналогичные детали плана и подобная конструкция храма встречаются в разных областях Византии и Кавказа: в Каппадокии, Трапезунде, Армении, Тао и Кларджети. Его мастера, видимо, прибыли из Абхазии, однако они были вынуждены адаптироваться к местным условиям и пользовались в качестве образцов неск. архаичными моделями.

http://pravenc.ru/text/1681005.html

© РИА Новости/Мария Шустрова. Северный Зеленчукский храм (Х век)      " Верующие не хотят отсюда уходить.Поэтому жаль, что здесь ничего не реставрируют, все приходит в запустение, а ведь если разрушатся братские корпуса, то исчезнут следы пребывания здесь русского монашества " , — сетуют верующие. При этом они надеются, что удастся наладить сотрудничество между Русской православной церковью и музеем, так как и верующие, и священнослужители, хотят сохранить храмы и другие постройки, а не нанести им вред. " Ну неужели, мы можем уничтожить храмы? Да ведь наша задача сохранить их! Надеемся, что в один момент ситуация поменяется — ведь за все годы православная жизнь здесь так и не угасла " , — говорит паломник. © РИА Новости/Мария Шустрова. Южный Зеленчукский храм, (IX—X век), ныне Ильинский      Отчаявшись получить в полной мере доступ к Зеленчукским храмам, местная православная община построила на другой стороне реки новый храм, стилизованный под древние. Расположен он у подножия горы, на которой изображен известный лик Христа. Но и здесь быстро освоились жители окрестных поселков: вокруг храма открылись всевозможные сувенирные лавки и десятки кафе, где любой желающий может отведать хычины, лагманы и шашлыки из баранины. На площади перед храмом всегда шумно, снуют толпы туристов. Весь этот контраст культур дополняет огромный рекламный стенд радио " Вера " , возвышающийся над кафе. И хотя по всей России мусульмане и христиане мирно сосуществуют и сотрудничают, в этом удаленном уголке Карачаево-Черкессии, где православные оказались в меньшинстве, создается впечатление, что их попросту постепенно вытесняют. " Здесь хочется возродить пришедшее в упадок наследие. Но иногда кажется, что наше присутствие хотят свести на нет " , — печально констатируют верующие. Рейтинг: 9.6 Голосов: 174 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Сергий 6 ноября 2017, 16:45 Потомки Аланов это осетины, православные осетины! Денис 18 сентября 2016, 18:45 Надо создать петицию на сайте change.org, грамотно изложить суть проблемы и я уверен, что православные всего мира подпишут эту петицию и государство начнет решать эту проблему.

http://pravoslavie.ru/97083.html

В анонимном персидском географическом соч. «Худуд ал-Алем» (Границы мира) сообщается об Алании: «Эта область в ущельях и горах; богатое место; царь их христианин. У них тысяча больших деревень; между жителями есть христиане и идолопоклонники, горцы и степняки». Принятие христианства аланами способствовало появлению письменности на основе греч. графики (свидетельствует об этом Зеленчукская надпись на могильной плите, датированная сер. Х в.). Совр. историки Б. В. Скитский и М. С. Тотоев утверждают, что аланы приняли христианство между 921 и 925 гг. В XIII в. Сев. Кавказ подвергся монгольскому нашествию. Черкесы, аланы и др. горские народы попали под власть завоевателей, пытавшихся насильственно распространить среди них ислам. Замковый комплекс Вовнушки на территории Джейрахско-Ассинского музея-заповедника. XVII-XVIII вв. Замковый комплекс Вовнушки на территории Джейрахско-Ассинского музея-заповедника. XVII-XVIII вв. В эпоху от царствования св. Тамары (1184-1213) до царствования Георгия V Блистательного (1318-1346) из Грузии на Сев. Кавказ проникли строители древнейших христ. храмов и проповедники христианства, приносившие с собой церковные книги, через посредство к-рых груз. письменность распространилась в местном крае. Наследием той эпохи является пласт груз. лексики, вошедшей в ингуш. язык (напр., джabapu-жIap - крест, эглиси - элгац - храм). Особо отметим, что пятница в Византии и Грузии была посвящена св. Параскеве (NIapackubu-NIaьpacka). Немало фактов христ. влияния на ингушей приводит И. Дахкильгов (см. подробнее: Дахкильгов И. А. Вайнаьха христианско-язычески легендаш//Лоаман Iyйpe. 1977. 2). В XIII в. Грузия также вступила в борьбу с монголо-татарами, и это приостановило ее миссионерскую деятельность на Сев. Кавказе. Согласно письменным источникам 1-й пол. XVII в., Грузия вновь предпринимала попытки распространить свое влияние на северокавк. народы, уделяя особое внимание религ. аспекту. Но они оказались безрезультатными: по-прежнему всесильным оставался пантеон языческих божеств.

http://pravenc.ru/text/389549.html

Северный Кавказ: Архиепископ Феофилакт предложил создать в Архызе музейно-выставочный комплекс Пятигорск, 22 июля 2015 г. 21 июля 2015 в Архызе прошла встреча спикера Парламента Карачаево-Черкесии Александра Иванова с архиепископом Пятигорским и Черкесским Феофилактом. Во встрече также приняли участие вице-премьер правительства КЧР Мурат Озов, министр культуры КЧР Мадина Гогова, глава администрации Зеленчукского района Сергей Самоходкин, священнослужители, сообщают из епархии.      Архиепископ Феофилакт выступил с предложением создания музейно-выставочного комплекса в Архызе. " Сегодня Архызский Лик стал визитной карточкой республики, туристы, которые едут в Архыз, обязательно здесь останавливаются. Рядом с храмом есть территория, и я предлагаю построить музей истории древности на этой территории и вместе с ним выставочную площадку для мастеров современного искусства, ремесел, пусть это будут и мэтры, и юные дарования. Одним словом, чтобы показать гостям нашего региона не только вязаные изделия и шашлыки, но и духовную пищу, благодаря чему полюбят нашу республику, эту историческую территорию и живущих здесь людей " . По словам архиепископа Феофилакта, проект поможет поддержать творческую интеллигенцию Карачаево-Черкесии, сохранить общенациональное наследие в виде богатой истории, древнейших христианских храмов. " Партнерами в реализации проекта могут стать музейное сообщество, министерство культуры. Это будет лицо нашей республики, мы сможем показать свою древнюю культуру, древние традиции. Я знаю много людей, которые готовы будут передать музейные экспонаты из собственных коллекций " , — отметил архиепископ, подчеркнув, что в ходе недавней встречи с Главой КЧР, Рашид Темрезов эту идею поддержал.      " Отрадно, что мы вместе думаем о сохранении нашего культурного наследия. Надеюсь проект соберет и научное сообщество, и ревнителей истории, и творческую интеллигенцию. Это будет важно для сохранения межнационального, межконфессионального мира и стабильности в нашем регионе. Это не коммерческий проект, он не будет приносить прибыль, но это лицо Карачаево-Черкесии и лицо тех людей, которые в этом проекте будут участвовать, " — пояснил архиерей.

http://pravoslavie.ru/80832.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010