Продолжается монашеский крестный ход из Петербурга на Северный Кавказ Санкт-Петербург-Пятигорск, 19 марта 2014 г.      Продолжается крестный ход насельников возрождаемого Александро-Афонского Зеленчукского мужского монастыря во главе с настоятелем, архимандритом Антонием (Даниловым). Крестный ход совершается из Санкт-Петербурга в Пятигорск с вновь написанной для обители иконой святого благоверного великого князя Александра Невского, сообщает " Благословенный Кавказ " . Икона была написана и освящена в Северной столице, в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре, и содержит частицу мощей святого защитника земли Русской.      Одним из пунктов крестного хода станет Старочеркасский мужской монастырь на Дону, где для Александро-Афонского монастыря написан список чудотворной Гребенской иконы Пресвятой Богородицы. Прибытие святынь ожидают в Спасском кафедральном соборе Пятигорска 21 марта, в пятницу, к концу Божественной литургии Преждеосвященных Даров. В кафедральном соборе иконы будут пребывать до дня Святой Троицы. На Духов день состоится принесение их в Александро-Афонский монастырь на вечное пребывание. 19 марта 2014 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/69313.html

В древнем Свято-Троицком храме в горах Карачаево-Черкесии совершена первая за 94 года Божественная литургия 5 июня 2012 г. 17:21 4 июня 2012 года, в день Святого Духа, епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт совершил первую за 94 года Божественную литургию в древнем Свято-Троицком храме в Нижнем Архызе (Карачаево-Черкесия). За архиерейской Литургией молились несколько сот человек — священнослужителей и мирян — из Карачаево-Черкесии, Ставропольского и Краснодарского краев, Кабардино-Балкарии, других регионов России, а также Германии и иных европейских стран. Свято-Троицкий храм построен в X веке в эпоху расцвета Аланского государства. После разгрома Алании монгольскими завоевателями церковная жизнь в верховьях Кубани пришла в запустение. Второе рождение храмов Нижнего Архыза относится ко второй половине XIX века, когда здесь в 1889 году был основан Александро-Невский Зеленчукский мужской монастырь. Средний нижне-архызский храм восстановлен и освящен в честь Святой Троицы в 1897 году. Строгий афонский устав Зеленчукской пустыни, отдаленность от мирской суеты влекли сюда людей. По рассказам местных жителей, еще в послевоенные годы в горах жили пустынники, и казаки носили им хлеб; однако большинство пустынников погибло в 30-е годы. Последняя архивная запись о Зеленчукском монастыре относится к 1918 году. В архипастырском слове епископ Феофилакт подчеркнул, что любой храм жив, когда в нем совершается молитва. «И наша сегодняшняя молитва тому пример», — добавил он. Владыка Феофилакт призвал всех верующих добавить к келейному молитвенному правилу прошение о восстановлении древних христианских храмов Кавказа. «Мы должны помнить, что это не только и не столько житейский, финансово-юридический вопрос, сколько духовный. Если мы будем молиться искренне, от сердца, то найдут свое разрешение все проблемы», — заключил архиерей. Сайт Пятигорской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

зарегистрирована общественная орг-ция «Карачаево-Черкесский культурно-просветительский духовный центр «Хранители пламени»». Помимо регулярных богослужений группа проводит семинары. Приверженцы целительского культа рэйки появились в республике в 90-х гг. XX в., известны 2 незарегистрированные группы. Группа «анастасийцев» была организована в Зеленчукском р-не в 2007 г.: адепты из числа жителей ст-цы Зеленчукской попытались создать экологическое поселение «Ладное», состоящее из «родовых поместий», с целью «возвращения к естественному образу жизни». Идея не получила поддержки населения, после чего активность группы снизилась. Прекратившие существование религиозные группы. В нач. XX в. в регионе было отмечено неск. религ. движений, ныне в К.-Ч. не существующих: небольшие общины старообрядцев (см. ст. Старообрядчество ), сообщества хлыстов , молокан , ильинцев , имяславцев, иоаннитов . Нек-рые группы сохранялись во 2-й пол. XX в. Сообщения о старообрядцах в Курджинове относятся к 1961 г., в документах 70-80-х гг. XX в. говорится о старообрядческих семьях в Черкесске, Усть-Джегуте и Урупском р-не. После изгнания имяславцев с Афона в 1913 г. до нач. 30-х гг. XX в. Кавказ, в т. ч. территория К.-Ч., был центром имяславческого движения. После закрытия Александро-Афонского Зеленчукского монастыря (ок. 1918) группа монахов-имяславцев жила в Георгиевском скиту при Шоанинском храме. В 20-х гг. XX в. имяславцы были отмечены в Армавирском окр., в 1957 г.- в Черкесске, с. Маруха и в ст-це Исправной. В 60-х гг. XX в. упоминания о них в офиц. документах прекратились. В 1957 г. ок. 30 хлыстов были зафиксированы в Черкесске и неск. человек в ст-це Усть-Джегутинской. Джегутинская община в 60-х гг. XX в. не упоминается, Черкесская продолжала существовать, сохраняя численность в пределах 40-50 чел., в 70-х гг. упоминаний о ней нет. В 1957 г. деятельность ильинцев была отмечена в Черкесске и ст-це Усть-Джегутинской. В 1964 г. прошел крупный процесс по делу Северокавказского братства ильинцев, в 1976-1978 гг.

http://pravenc.ru/text/1681005.html

Кавказ Кубанская область Обители мужских 9, женских 3. Мужские обители Александро-Афонская Зеленчукская пустынь в Баталпашинском отделе. Обитель эта расположена в предгорьях Кавказа в ущелье р. Большого Зеленчука, в 20 в. от станицы Зеленчукской и в 120 в. от станции Владикавказской ж. д. «Невинномысская». По пути к обители, вдоль берегов Зеленчука, тянутся высокие горы, образующие вблизи монастыря узкую долину, снизу до верху покрытую богатой и разнообразной растительностью. Учреждение здесь в 1889 г. нештатной общежительной пустыни вызывалось особыми причинами –желанием охранить и возобновить древнейшие кавказские храмы и способствовать распространению евангельского учения среди местных инородцев-мусульман. Развалины храмов, зданий и гробниц в горах ущелья указывают, что место это когда-то было густонаселено христианами. Одна часть древнего кладбища густо заросла древесными породами, а другая – размывается горным потоком, впадающим в р. Золончук. В русле потока лежат плиты гробов, а в берегах видны остатки гробниц, в которых еще лежат кости. Гробницы составлены в виде ящиков из трех тесаных, но не скрепленных между собой никаким цементом, плит. Над головой погребенного находится небольшая четырехугольная плита, не покрывающая прочих частей тела, которые, очевидно, засыпались землей. Видимые в берегах гробы лежат один над другим и представляют ярусы, от двух до четырех гробов в каждом. Нижнюю часть всегда занимают самые большие гробы, над которыми находятся меньшие, а верхнюю – самые маленькие, по-видимому, детские. Несомненно, что это – христианское кладбище, когда-то принадлежавшее грекам, у которых и до сих пор в Малой Азии употребляются гробы одинаковой формы с описанной. Еще больший интерес для археологии представляют развалины древних храмов, веками стоящих в запустении и уже заросших по стенам и на крыше соснами, вересками и др. деревьями. Из храмов, сохранившихся настолько, что их можно возобновить в том именно виде, в каком они существовали некогда, уцелело только три, и все они расположены на пространстве двух верст. Кроме них, Александро-Афонской обители переданы еще два древних храма, из которых один находится на левом берегу р. Кубани, у укрепления Хумаринского, а другой – на левом берегу р. Теберды, близ кабардинского аула Сенты. Оба они расположены на высоких, с некоторых сторон неприступных, скалах, в 60 и 80 верстах от пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Церковь Георгия Победоносца (Шоанинский храм) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Шоанинский храм — христианский собор, относящийся к исторической аланской епархии, возведённый в конце X века, расположенный на территории современной Карачаево-Черкесии. Церковь представляет из себя купольный храм типа вписанного креста и повторяет, некоторым образом модифицируя, формы Северного Зеленчукского храма. Содержание История [ править править код ] Склон, на котором расположен храм, ранее был плотно заселен, о чем свидетельствуют остатки многочисленных древних построек. В поселении, как и внутри самого храма, осталось большое количество погребений. Несмотря на это, изначальная функция храма остается неизвестной. Шоанинский храм представляет собой уменьшенную копию Северного Зеленчукского (без нартекса и западного притвора). Безусловным доказательством копирования является характерное объединение восточных угловых ячеек и боковых вим в единый компартимент с одной слепой аркой на боковой стене. А.Ю. Виноградов и Д.В. Белецкий полагают, что храм построила местная артель, повторяющая престижный образец, но технически лучше обученная и свободно трактовавшая выбранную форму. Идентифицировать артель с конкретной школой на данный момент затруднительно. Не сохранилось никаких письменных свидетельств позволяющих точно датировать церковь. Лишь живописная декорация Шоанинского храма проливает некоторый свет на его хронологию. Остатки фресковой живописи родственны второму слою росписи в Сентинском храме. Поэтому предположительно церковь в Шоане была построена к концу Х — началу XI вв. Таким образом, Шоанинский храм был построен после Среднего Зеленчукского (950-960-е гг.), Сентинского (965 г.) и Северного Зеленчукского (конец 960-х — 970-е гг.) храмов, он относится к третьему этапу храмового строительства в Алании после возвращения к христианству около 950 г.. В конце XIX в. Шоанинский храм был превращен в церковь скита Александро-Афонского монастыря. Храм был оштукатурен, была заменена крыша, а приделы перестроены.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Георги...

рукавом и двойными или тройными окнами; возможно, идентичен храму в ущелье Б. Зеленчука, чертеж к-рого сделал Куликовский), на р. Б. Зеленчук (с тройными окнами и притвором (?) с юга) и на р. Кяфар (с удлиненным притвором (?) с запада). По своему плану эти храмы близки к Сентинскому. Удлиненный зап. рукав храма на р. Кяфар, возможно, объясняется подражанием Среднему храму, однако это сходство было достигнуто, по всей видимости, за счет пристройки притвора одной ширины с рукавом. Окна поставлены в этих храмах по-разному: по 3 или по 2 (храм на Церковной поляне - впрочем, возможно, что это 2 нижних окна из пирамидальной оконной «тройки», как в Среднем Зеленчукском храме), по одному (вероятно, храм на р. Кяфар). Поскольку бескупольных храмов такого типа ни в Византии, ни на Кавказе не строили, то скорее всего все они были купольными. Датировка этих памятников затруднена, но очевидное подражание Среднему Зеленчукскому храму указывает на время после сер. Х в., а запустение городища, начинающееся с XII в., позволяет сузить время их возведения до сер. Х - нач. XII в. Лит.: Отчет гг. Нарышкиных, совершивших путешествие на Кавказ (Сванетию) с археол. целью в 1867 г.//ИИАО. 1876. Т. 8. Вып. 4. С. 362-366; Владимир (Петров), еп. Священные достопримечательности по р. Теберде, Кубани и Большого Зеленчука: Из дневника преосв. Владимира, еп. Ставропольского и Екатеринодарского, веденного при обозрении епархии в 1886 г.//Ставропольские ЕВ. 1888. Отд. неофиц. 22-24. С. 915-942; он же. Из путевых заметок еп. Владимира о Сев. Кавказе, 1886//РА. 1904. Т. 156. 4. С. 664-682; Синайский П. Зеленчукский мон-рь и его древности//Там же. 1889. 1; Сысоев В. М. Поездка на реки: Зеленчук, Кубань и Теберду летом 1895 г.//МАК. 1898. Вып. 7. С. 115-145; Древнехристианские храмы и св. Александро-Афонский Зеленчукский мон-рь в Зеленчукском ущелье Кавказского хребта Кубанской обл. Баталпашинского у. Од., 1904; Федоровский А. С. Археол. заметки о Кубанской обл.//ИИАК. 1913. Вып. 47. С. 155-158; Кузнецов В.

http://pravenc.ru/text/2565218.html

Александро-Невская Зеленчукская мужская пустынь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Троицкий храм обители Александро-Невская Зеленчукская пустынь (Александро-Афонская мужская пустынь) основана на месте бывшей столицы Западной Алании (X-XIII вв.) - резиденции Аланских митрополитов (X-XI вв.) (Нижнеархызское городище) по инициативе иеромонаха Серафима (Титова), настоятеля Благовещенской кельи афонского Хиландарского моастыря с 11 иноками, прибывшими с Афона в 1886/87 годах с целью восстановления христианства среди мусульман. Содержание История [ править править код ] Основание пустыни [ править править код ] История становления пустыни продолжительна. Сначала, послушник Святогорского монастыря Успенской пустыни Харьковской губернии Изюмского уезда Афанасий Канципа узнал о том, что на Кавказе " в местности Баталпашинского уезда, повыше станицы Зеленчукской… есть три сооруженных храма " . Хотя храмы были разорены, стены и своды остались неповрежденными. 23 мая 1873 года послушник обратился с прошением к епископу Моздокскому Исаакию (Положенскому), викарию Кавказской епархии, разрешить ему " со братиею моею перейти из Святогорского монастыря " и " исправить все три храма " . Епископ Кавказский и Екатеринодарский Герман (Осецкий) предписал благочинному XI-ro округа Кубанской области священнику Иоанну Курдюмову осмотреть " означенную местность с развалинами, донести Его священству, удобна ли она для устройства на ней монастыря, какой вид имеют развалины, какие предания о них сохранились в народе, годны ли они для перестройки в храмы Божии " . Епископ хотел получить информацию о том, какие есть исследования о сказанных христианских древностях и, если есть, то " доставить оные в Консисторию или, по крайней мере, указать, где о них и что прочесть " . 30 января 1874 года священник Курдюмов представил свой отчет с ответами на поставленные вопросы и характеристикой местности, как удобной для организации монастыря. Преосвященный Герман поручил всем благочинным Закубанского края сообщать о церковных древностях и потребовал следить за ними и охранять их от дальнейшего разрушения.

http://azbyka.ru/palomnik/Александро-Нев...

Строили храм согласно проекту в стиле уменьшенной (укороченной) базилики (т.н. " корабля " ), применяя технику " афренто " , когда каждый камень вытачивался строго для определенного места. Адрес : 369300, Россия, КЧР, г. Усть-Джегута, ул. Шикута, 36 Телефон: 8(87875) 3-24-71 Подробнее... Храм Спаса Нерукотворного (Нижний Архыз) [ править править код ] В канун 2000-летия Рождества Христова в горах напро­тив монастыря, на скальной террасе был обретен Образ Христа, как его стали называть местные жители, – Лик Христа Спасителя (наскальная икона). По предварительным исследо­ваниям специалистов, Образ можно датировать византий­ским периодом жизни города. Во всей России и за пределами нашего Отечества хорошо известен обретенный в горах Карачаево-Черкесии наскальный Лик Христа Спасителя. Ежегодно тысячи человек приезжают в Нижний Архыз, чтобы прикоснуться к Святыне, помолиться у нее. Опыт этих лет показал, что в непосредственной близости от Лика необходимо устроить храм-часовню. По благословению Преосвященнейшего ФЕОФАНА, Епископа Ставропольского и Владикавказского начато строительство Храма Христа Спасителя у Лика Христа в пос. Н. Архызе, Карачаево-Черкесской Республики. 21 мая 2010 года благословению Высокопреосвященнейшего Феофана, архиепископа Ставропольского и Владикавказского состоялось праздничное освящение шатрового купола и креста, которые были установлены на строящийся храм. Вызывает благоговейное удивление такой факт: после установки купола начался легкий дождь, но когда стали поднимать крест, погода сразу переменилась, стало свежо и тихо, воцарилась атмосфера необыкновенного спокойствия и умиротворения. Многие участники праздничного мероприятия с чувством радости и благодарности еще долго оставались на святом месте. Адрес: 369167, КЧР, поселок НИЖНИЙ АРХЫЗ, а/я 4 Подробнее... Монастыри [ править править код ] Все монастыри Александро-Невская Зеленчукская мужская пустынь [ править править код ] Александро-Невская Зеленчукская пустынь (Александро-Афонская мужская пустынь) основана на месте бывшей столицы Западной Алании (X-XIII вв.) - резиденции Аланских митрополитов (X-XI вв.) (Нижнеархызское городище) по инициативе иеромонаха Серафима (Титова), настоятеля Благовещенской кельи афонского Хиландарского моастыря с 11 иноками, прибывшими с Афона в 1886/87 годах с целью восстановления христианства среди мусульман.

http://azbyka.ru/palomnik/Карачаево-Черк...

Южный Зеленчукский храм Южный Зеленчукский храм находится к западу от Среднего храма. Он ранее др. храмов и более всего был переделан при изменении его статуса в собор Александро-Афонского мон-ря. В сев. и юж. (?) стенах были пробиты дверные проемы, зап. дверь растесана, стены покрыты штукатуркой, сделан карниз под куполом, барабан снаружи обшит деревом. Об оригинальных формах храма во многом можно судить только по планам (разнящимся между собой), рисункам и фотоснимкам XIX в. Южный храм. X–XI вв., 1887 г. Фотография. 2017 г. Южный храм. X–XI вв., 1887 г. Фотография. 2017 г. Южный храм - церковь типа вписанного креста простого (т. е. без вим) извода на 4 больших квадратных столбах с 3 полукруглыми внутри и снаружи апсидами (общая длина 8,5 м, ширина 7,75 м), причем юж. «неф» чуть шире северного. Купол имеет овальную внутри и снаружи форму, вытянутую по оси «запад-восток», и, будучи меньше подкупольного прямоугольника (1,8×2,7 м), опирается на большие подпружные арки через своеобразные «скаты», заменяющие здесь ступенчатые подпружные арки. Рукава креста перекрыты «ползучими» четвертными сводами, а зап. угловые ячейки - неким гибридом крестового и купольного сводов. Большие подпружные арки - неправильной курватуры и находятся на одной высоте с малыми; все арки очень неровные и опускаются на столбы не на уровне низко посаженных капителей-импостов, а чуть выше. Малые подпружные арки на зап. стене опираются на консоли, а не на пилястры, как на боковых стенах (следующие перестройки?). Пилястры имеются только под зап. боковыми малыми подпружными арками, что объясняется, вероятно, желанием расширить пространство храма к востоку. Интерьер Южного храма. Фотография. 2017 г. Интерьер Южного храма. Фотография. 2017 г. В вост. части сев. фасада находится древний выступ, созданный, вероятно, для расширения пространства сев. апсиды (аналогичное расширение имеется и в юж. апсиде). Зап. угловые компартименты храма благодаря одинаковой высоте малых и больших подпружных арок были повышены настолько, что рукава креста практически не возвышаются над ними, и все они изначально имели единое двускатное, слегка закругленное покрытие.

http://pravenc.ru/text/2565218.html

  ГАСК. Ф. 135. Оп. 31. Д. 540. Л. 10-10 об.   ГАСК. Ф. 135. Оп. 31. Д. 540. Л. 15-15 об.   ГАСК. Ф. 135. Оп. 31. Д. 540. Л. 20-20 об.   РГИА. Ф. 796. Оп. 168. Д. 1043. Л. 9.   Священные достопримечательности по рр. Теберде, Кубани и Большого Зеленчука: Из дневника Преосвещенного Владимира, Епископа Ставропольского и Екатеринодарского, веденного Его Преосвященством при обозрении епархии в 1886 г.//Северный Кавказ: российская политика и практика христианизации. Извлечение из Ставропольских (Кавказских) епархиальных ведомостей (1873-1917 гг.). Майкоп. - 2009. - С. 186.   Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского из Святейшего Правительствующего Синода, Преосвященному Владимиру епископу Ставропольскому и Екатеринодарскому от 18.10. 1887 года епархиальные ведомости. - 1887. - С. 307.   Открытие и освящение Свято-Александро-Афонской Зеленчукской Пустыни//Ставропольские епархиальные ведомости. - 1889. -С.484-485.   Определение Святейшего Синода епископу Ставропольскому и Екатеринодарскому Владимиру об учреждении Александро-Афонской Зеленчукской пустыни//Ставропольские епархиальные ведомости. 1889. С. 307.   Из истории основания и первых лет деятельности Александро-Афонской Зеленчукской пустыни//Православная церковь на Кубани. Краснодар, 2001 г. С. 379.   Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи. М., 1908. С.339.   ГАСК. Ф.135.Оп.62. Д.830. Л. 4 – 5.   Определение Святейшего Синода епископу Ставропольскому и Екатеринодарскому Владимиру об учреждении Александро-Афонской-Зеленчукской пустыни//Православная церковь на Кубани. Краснодар, 2001. С. 378.   Открытие и освящение Свято-Александро-Афонской-Зеленчукской пустыни//Ставропольские епархиальные ведомости, 1889. С. 484.   Раздольский С. А. Монастыри Кавказской епархии и их роль в культурном развитии Северного Кавказа. С. 120.   Прохожий. Промысел особого рода//Северный Кавказ. Ставрополь, 1891. 22.08. 8. С.5.   Убийство двух монахов Зеленчукского монастыря//Ставропольские епархиальные ведомости. 1889. С. 383-384.

http://drevo-info.ru/articles/13673757.h...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010