- В поселке Нижний Архыз три православных храма, которые сейчас находятся в ведении республиканского историко-археологического музея-заповедника. Из них действующим является только один – Ильинский, самый древний из храмов Московской Патриархии, которая арендует его у музея. Музейная вывеска гласит, что это храм десятого века, хотя по внешнему виду он выглядит гораздо древнее. Некоторые историки относят дату его строительства к шестому веку – временам императора Юстиниана Великого. Храм очень маленький, его здание самых простых форм, но чувствуется, что место очень благодатное, намоленное. В 2000 году в ущелье напротив Ильинского храма местный охотник обнаружил на скале, метрах в пятидесяти от земли, изображение Нерукотворного Лика Христа Спасителя, который получил название Архызский Лик. Исследователи относят время его появления к X веку, хотя есть версии о том, что изображение более позднего происхождения. Удивительно, но лик обращен прямо на Ильинский храм. Православные очень почитают образ, к нему совершаются паломничества. Рядом с Ильинским находится Георгиевский храм византийской архитектуры. Именно здесь, в начале Х века, когда Алания приняла христианство, находилась епископская кафедра. Акустика в нем - необычайная. Несколько лет назад он был отреставрирован, но постепенно начинает приходить в упадок. Третий храм в честь Живоначальной Троицы. Слава Богу, на нем начали восстанавливать кровлю, а стены там будут стоять еще тысячу лет. Перед революцией в 1889 году в храмах Нижнего Архыза был основан Александро - Афонский Зеленчукский мужской монастырь, в котором жили афонские монахи из Хилендарской и Свято-Пантелеимоновой обителей. Жили по афонскому уставу. Часть братии, избрав отшельничество, селилась в горах. Их келлии находят до сих пор. После революции все было разграблено. Отшельников перестреляли, на них просто охотились, как на диких зверей. Позже в зданиях монастыря устроили детский дом, потом турбазу, а сейчас действует музей. Епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан обратился к правительству республики, предлагая вернуть храмы Нижнего Архыза Церкви, но встретил резкое противодействие. Сейчас местные краеведы и историки собирают подписи под обращением к главе республики с требованием " не уступать национально-исторические ценности " , утверждая, что это нанесет археологии невосполнимый ущерб.

http://pravoslavie.ru/4564.html

В 1612 году Гребневская икона наряду с чудотворной Казанской иконой стала духовным знамением православного воинства в борьбе с поляками. Как сообщает летописец, от церкви Гребневской иконы Богоматери князь Д. Т. Трубецкой двинулся на освобождение Китай-города и Кремля от поляков и русских изменников. С Гребневской иконой русские дружины отразили поляков на Сретенской улице и вскоре сплоченные правой верой, в едином патриотическом одушевлении изгнали их из первопрестольной Москвы. С тех пор жители столицы стали особенно почитать Гребневскую икону Богоматери, прославленную многочисленными чудесами и знамениями. В 1654 году несколько злоумышленников хотели похитить с чудотворной иконы драгоценные украшения. Когда они подошли к Гребневской иконе, из нее вышло пламя и попалило святотатцев. В 1687 году в Успенской церкви возник пожар. Пламя так быстро объяло деревянную церковь , что не успели вынести даже чудотворную икону. Все с горестью решили, что она погибла в огне, но, милостью Божией, святая икона чудесно сохранилась и, по словам летописи, «обретеся на воздусе». Вскоре на том же месте был построен новый храм, который стал любимым местом молитвенного уединения Московских государей. В 1711 году, усердием царевны Натальи Алексеевны, сестры Петра Великого, Гребневская икона переносилась в село Преображенское для обновления, а затем была поставлена на прежнее место. В то же время местоблюститель патриаршего престола митрополит Рязанский Стефан Яворский (1702–1721) обновил храм, где хранился чудотворный образ. Он часто совершал Богослужения в этом святом храме и в конце своей жизни засвидетельствовал чудеса, совершившиеся от Гребневской иконы Богоматери. В 1889 году художник Д. М. Струков с чудотворной Гребневской иконы снял копию. Список был выполнен на доске, которая ранее служила престолом в храме во имя Святителя и Чудотворца Николая, что в Толмачах в Москве. Церковь была освящена Патриархом Адрианом (1690–1700), а доска для новой иконы подарена епископом Дмитровским Виссарионом (Нечаевым ; †1905), викарием Московской епархии. После освящения копия 12 ноября была отправлена в Александро-Афонский Зеленчукский монастырь. Эта дата также стала днем прославления Гребневской иконы Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Архиепископ Пятигорский Феофилакт представил обновленный музей Успенского Второафонского мужского монастыря на горе Бештау 13 января 2016 г. 15:35 12 января 2016 года, по окончании Божественной литургии в Успенском Второафонском Бештаугорском мужском монастыре, священноархимандрит Бештаугорской обители архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт представил паломникам и духовенству обновленный музей монастыря. Это событие стало первым в ряду намеченных в рамках празднования в Пятигорской епархии тысячелетия присутствия русского монашества на Святой Горе Афон. Архиепископ Феофилакт поблагодарил всех прибывших на открытие музея, и отметил, что программа афонских торжеств в Пятигорской епархии весьма обширна, а центральным событием станет проводимая по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла международная конференция «Афонская традиция на Северном Кавказе», местом проведения которой станет Бештаугорский монастырь. Музей Второафонского Бештаугорского монастыря начал приобретать новые черты в 2014 году при содействии специалистов Пятигорского краеведческого музея. В дар вновь открытому музею были переданы новые экспонаты: личные вещи последнего предреволюционного постриженника Бештаугорского монастыря, подвижника благочестия XX века иеросхимонаха Стефана (Игнатенко), нательные кресты, датируемые IX-X веками, найденные на территории Кабардино-Балкарской Республики, богослужебное Евангелие XIX века из Александро-Афонской Зеленчукской мужской пустыни, а также иные экспонаты, повествующие об истории христианства на благословенном Кавказе. «Сегодня мы рады присутствовать на этом добром и славном деле сохранения памяти, — отметил благочинный приходов Нальчикского церковного округа протоиерей Валентин Бобылев, — памяти о людях, которые сеяли первое семя веры на благословенном Кавказе. Наше благочиние передало в дар два нательных крестика, которые были найдены на территории, где предположительно находилась древняя епархия Ахохия». Своими мыслями поделился игумен Герасим (Буняев), наместник Свято-Михайловской Афонской Закубанской пустыни Майкопской епархии: «Юбилейный год тысячелетия пребывания русских на Святой Горе Афон начался с радостной новости, с открытия монастырского музея во Второафонском монастыре на горе Бештау. Я обратил внимание, что экспозиция рассказывает нам обо всех четырех Афонских обителях на Кавказе. Это напоминание, что Церковь наша Соборная и Апостольская, а Соборность в этом и состоит, что мы должны быть в едином духе, едином сердце и, конечно, быть участниками общих радостей и молиться друг за друга».

http://patriarchia.ru/db/text/4331924.ht...

     О скитальческой жизни насельников Александро-Афонской Зеленчукской пустыни мало сведений. Известно только, что еще до революции часть братии избрала отшельничество и поселилась в горах. Их кельи находят до сих пор. В некоторых сохранились остатки лежанок, печки, причем дымоходы были устроены столь искусно, что дым выходил через расщелины скал далеко, в стороне от самой кельи. Монахи-аскеты уходили в горы ради Христа, ради Царствия Божия и несли подвиг среди этих расщелин земных. После октябрьского переворота 1917 года отшельников перестреляли: на них охотились, как на диких зверей. В числе постриженников монастыря есть один новомученик – иеромонах Никандр (Прусак). Выходец из крестьянской семьи, способный и трудолюбивый, он принял здесь монашеский постриг, затем священный сан. Позже был переведен в Россию. Летом 1918 года богоборцы, лютовавшие на Ярославской земле, расстреляли его и погребли в безвестной могиле. Ярославская епархия собрала сведения, необходимые для канонизации, и отец Никандр был канонизирован определением Священного Синода от 17 июля 2001 года. «Для нас это большое утешение, что один из братий, который у нас подвизался, причислен к лику преподобномучеников», – сказал игумен Григорий. Каждое богослужение в Ильинском храме совершается с молитвой о почившей братии… Как только будет воля Божия, все вмиг изменится! Сначала в Ильинском храме служил иерей Виктор Плотников. (Теперь он –протоиерей – служит в Киржаче Владимирской области). Поддерживая огонь веры, священник в своей небольшой книжечке о монастыре писал: «Несмотря на то, что монастырь официально как бы не существует, но вся жизнь здешняя наполнена монашеским духом». Отец Виктор, бывший сотрудник астрофизической обсерватории РАН, которая находится рядом с монастырем, активно работал и с коллегами, оставшимися без работы после сокращения рабочих мест, и с казаками. Они-то и составили в то время костяк прихода. Потом были другие священники. Теперь вот маленькая монашеская община во главе с настоятелем Ильинского храма архимандритом Антонием (Даниловым) все силы полагает на то, чтобы не угасла лампада веры в одной из древнейших колыбелей христианства.

http://pravoslavie.ru/111874.html

Спасо-Преображенский Сентинский женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Спасо-Преображенский Сентинский женский монастырь возрождается при древнем Сентинском храме, построенном в 965 году. Храм находится на скальном уступе над долиной Тебердинского ущелья. Фрагменты настенной живописи храма являются самым обширным сохранившимся фресковым комплексом на территории Алании. Содержание История [ править править код ] Расположен на притоке реки Кубани Теберде близ карачаевского аула Сенты, в горной полосе Закубанского края, на границе пояса сплошных лесов. Основание монастыря в этой отдаленной глухой местности связано с восстановлением замечательнаго древнего храма, открытого здесь еще в начале 19-го столетия. В 1802 г. Начальник Кавказской линии командировал для переговоров с карачаевцами майора Потемкина. Последний посетил верховья рек Большого Зеленчука, Кубани и Теберды, причем неожиданно открыл здесь многочисленные хорошо сохранившиеся памятники глубокой христианской древности: несколько храмов с отчетливой фресковой живописью, христианския кладбища, каменный крест с греческой надписью и явственной датой 6521. Впрочем, открытые Потемкиным памятники относятся преимущественно к Зеленчукскому ущелью на месте их существует теперь Александро-Афонский Зеленчукский монастырь. Собственно Сентинский храм был впервые подробно обследован, описан и срисован в 1829 году итальянским архитектором Бернадацци, приглашенным русским правительством для устройства Кавказских минеральных вод. Войдя в храм, Бернадацци, по его словам, «увидел изображения множества святых и различные картины событий из жизни Спасителя. Все стены без всяких промежутков, даже в куполе разрисованы фресками, и, к удивлению, живопись сохранилась довольно хорошо... Стены храма, сложенные из камня и частью кирпича сохранились также прекрасно; только пол церкви (каменный) оказался весь исковерканным, вероятно, черкесами, искавшими здесь клад. Возле Церкви Бернадацци нашел две гробницы, одна из них «со сводом и красивой архитектуры», фундаменты двух небольших домиков и выросший на их развалинах вековой дуб. На склоне горы Бернадацци заметил гробницы из тесаного камня и между ними большой каменный крест. Одновременно с Сентинским Бернадацци осмотрел и описал древний храм, находящийся близ Хумаринского укрепления на берегу Кубани в 24 вер. от Сентов (ныне находится в заведывании Зеленчукского монастыря). Оба эти храма Бернадацци признает византийскими и относит их ко времени Юстиниана Великаго. После Бернадацци Сентинский храм посещали и описывали многие другие русские и иностранные исследователи. Однако, несмотря на внимание ученых, храм в течении почти целого столетия после открытия оставался по-прежнему в запустении, служа местом приюта для скота в ненастную погоду.

http://azbyka.ru/palomnik/Сентинский_(Те...

И когда Московская епархия получила Новодевичий монастырь в безвозмездное бессрочное пользование (чей архитектурный ансамбль в 2004 году был объявлен объектом всемирного культурного наследия ЮНЕСКО), то со стороны епархии никаких ограничений доступа к памятникам культуры не последовало. Обитель открыта для посетителей от начала утреннего богослужения и до окончания вечернего. На протяжении 15 лет отношения двух сторон развивались гармонично, затем филиал музея переселился в более просторные помещения. Помимо этого, имеются другие примеры, когда Церковь и музей продолжают мирно сосуществовать и плодотворно сотрудничать на одной (монастырской) территории. Вариантов много – появилось бы только искреннее желание выбрать один из них и следовать ему. Запомнились размышления игумена Григория о судьбе монастыря и о воле Божией. В тех словах была великая надежда смиренного монаха, родившегося и выросшего в Карачаево-Черкесии. Это его родная земля, политая кровью христиан древней Алании и христиан-мучеников XX века. Это тот дорогой сердцу монастырь, куда, как уже говорилось, его верующая бабушка тайком приходила с другими богомолками в дни великих православных праздников. «Волю Божию постичь невозможно, она во много превосходит наш разум, – сказал батюшка. – Не знаю почему, но ее пока нет на возрождение обители. Когда она совершится, все вмиг изменится. Мы даже глазом не успеем моргнуть, как жизнь здесь наладится!» Ожидание воли Божией нашим собеседником и его собратьями – не бесплодное или созерцательное ожидание. Оно проходит в неотступных молитвах, в совершении богослужений, в окормлении прихожан и встречах с паломниками. В беседах с людьми, как не лишиться радости наследия вечности. Идет работа над небольшой книжечкой об истории монастыря. Эта маленькая монашеская община востребована, у нее своя духовная миссия. Насколько ее горизонты могут стать шире, даст Бог, отцу Антонию, отцу Григорию и отцу Николаю доведется увидеть в ближайшие годы. И – поучаствовать в возрождении Зеленчукской Александро-Афонской пустыни уже со статусом монастыря.

http://pravoslavie.ru/111874.html

3. Аграфенинский-Покровский-Пустынный , женский, ныне село Аграфенина пустынь, Рязанской губ. и уезда, в 15 вер. к сев. от Рязани, на рукаве левого берега р. Оки, которая протекает от него в 3½ вер. Он построен в 1507 г. и первою игуменьею была Агрипина (в просторечии Аграфена) из рода дворян Глебовых. По штатам 1764 г. он положен во 2-м классе, но в нач. XIX ст. монастырь стал приходить в ветхость, так что инокини монастыря были переведены в гор. Михаилов в 1838 г., а самый монастырь ныне представляет развалины. “Ист. Росс. Иерар.”, III, 69; Ратшин, 464; Проценко, “М-ри в России”, 2; Воздвиженский, “Ист. обозр. Рязан. епар.”, 311; Баранович, “Рязан. губ.”, 369; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., I, 124; “Опис. монаст.”, 1817 г., 2; “Рязан. губ. в.”, 1846 г., 14 (Феодорит, архиеп. Рязан.), 17 (грам. 1614 г. и. Мих. Феод. воеводе Рязан. кн. Лыкову о даче 10 р. игуменье Фетинье с сестрами); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 430, 8; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 18; “Чтения в И. Общ. ист.”, 1860 г., III, Отд. 1, 151, (в 1744 г. имел 2.244 душ. крест.); Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел”, 347 (в 1700 г. имел 313 двор. крест.); Токмаков, “Справоч. указат. ист. матер.”, 13 (монастыр. дела 1623 г.); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции”, II, 3280 (межев. книга 1660 г. мельничной земли м-ря на рч. Павловой и на устье рч. Плетеной, Окологород. стана); “Труды Рязан. учен. архив. Комиссии”, II 108 (жалоба 1630 г. игуменьи Марфы на Рахманинова в насильствах), 109 (жалоба 1639 г. Рахманинова на монастыр. служек); “Матер. для ист. г. Рязани XVII и XVIII ст.”, 46 (опись 1696 г. двора Покрова Пресв. Богор. Ографениной пуст., внутри гор., по улице, что ездят подле гор. стены в Ипатскую башню). 4. Александро-Афонская-Зеленчукская , мужская, общежительная пустынь, Кубанской обл., Баталпашинского отдела, в 20 вер. к югу от станицы Зеленчукской, близ источников р. Бол. Зеленчука, в высоких сланцевых горах, где сохранилась древняя каменная церковь , а немного к сев. от нее развалины зданий, называемых туземцами Маджар – Унне. Вот здесь-то Св. Синод определил в 1889 г. устройство православной пустыни с учреждением при ней богадельни на 10 челов. престарелых воинов и иконописной школы для детей, преимущественно духовенства Ставропольской епархии. “Церковн. ведом.”, 1889 г., 44 (учреждение); “Ставроп. епарх. ведом.”, 1889 г., 1 (Зеленчукский монаст. и его древности), 22 (открытие и освящение Свято-Алекс.-Афон.-Зеленчук. пустыни).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В обители изначально не было больницы, но в 1904 году жительницы города Севастополя, посетившие обитель, просили церковное начальство разрешить им устроить в хуторе Калиновском на месте подворья монастыря женскую общину с больницей и амбулаторией для искоренения в народе вреда от знахарей, организовать при больнице курсы сестер милосердия для женщин. Таким образом, монастыри оказывали посильную медицинскую помощь окрестному населению. Иногда, это было единственное место, где люди могли получить врачебный совет. Почитаемыми святынями Александро-Афонского Зеленчукского монастыря были Гребневская икона Божией Матери - список с чудотворной иконы, находившейся в Москве в церкви Успения Богоматери на Лубянке (дар анонимного благотворителя в память скончавшегося воина Симеона), а также частицы мощей вмч. Георгия и мц. Марины, принесенные с Афона иноками, основавшими монастырь. Закрытие и разорение монастыря После 1918 года Александро-Афонский Зеленчукский монастырь и Георгиевский скит были закрыты, храмы разорены. По рассказам местных жителей, еще в послевоенные годы в горах жили пустынники, и казаки носили им хлеб. Однако большинство пустынников погибло в 1930-е годы . В 1930-х в монастырских постройках разместилась детская колония, затем интернат для детей-сирот. Колокольня и часть монастырских стен были разрушены в годы Великой Отечественной войны. В 1970-х бывшая территория монастыря со всеми сохранившимися постройками и охраняемым законом архитектурно-археологическим комплексом была передана на правах филиала Карачаево-Черкесскому музею краеведения (г. Черкесск), закончившему к середине 1980-х реставрацию " северного " храма. К 2000 году комплекс имеет статус Карачаевского историко-археологического заповедника. " Южный " зеленчукский храм передан епархии и освящен во имя прор. Илии, в нем возобновлены богослужения. При храме существует маленькая монашеская община. Святые Настоятели Литература Использованные материалы   ГАСК. Ф. 135. Оп. 31. Д. 540. Л. 1.   ГАСК. Ф. 135. Оп. 31. Д. 540. Л. 3-4.

http://drevo-info.ru/articles/13673757.h...

571 Ядринцев, Н. Мих., известный сибирский публицист, путешественник, археолог и обществ. деятель. Род. в 1842 г. В 1865 г. арестован был в Томске по обвинению в сибирском сепаратизме. С 1882 г. он редактировал в Петербурге «Восточное Обозрение», переведенное в 1888 г. в Иркутск. С 1891 г. Ядринцев сделался редактором этой газеты. 573 Агафангел (Преображенский), бывший с 1886 г. инспектором, 28 фев. 1888 г. назначен ректором Иркутской семинарии. В настоящее время – архиепископ. Литовский. 575 Архим. Григорий 3 февр. 1891 г., т.-е. за полтора года до кончины м. Исидора хиротонисан был в епископы Ковенские. 576 Возвращение м. Михаила в Сербию состоялось лишь 29 мая 1889 г., после отречения короля Милана от престола. Хотя регенты и министерство боялись еще Австрии, но пригласили Михаила на митрополичью кафедру под давлением народных желаний. А насколько жива была в народе память о Михаиле и коль неканоничным казалось его свержение, видно из того, что после его отъезда из Сербии некоторые совсем не обращались к духовенству с требами. Так Белимаркович (после отречения Милана бывший регентом) не крестил своих четырех детей и не звал попа в дом (из письма м. Михаила от 11 марта 1889 г.). 577 Николай (Адоратский), до назначения ректором Ставропольской семинарии (окт. 1887 г.) был смотрителем Херсонского училища, потом (1890 г.) епископом Новомиргородским. Сконч. В 1896 г. на Оренбургской кафедре. 578 Питирим (Окнов) из учителей Киевской семинарии был инспектором в Ставрополе с июня 1887 г. по март 1890 г., когда сделался ректором. Ныне Владикавказский архиепископ. 579 Моздокское викариатство Кавказской епархии было учреждено 21 дек. 1870 г. и закрыто было в 1881 г. с переводом викария Исаакия (Положенского) в Красноярск. 580 Речь идет о св. Александро-афонском Зеленчукском монастыре в Зеленчукском ущельи, где над развалинами древних храмов при содействии еп. Владимира насаждена была иноческая жизнь (1889 г.). См. брошюру: «Древне-христианские храмы и св. Александро-афонский Зеленчукский монастырь, в Зеленчукском ущельи кавказскаго хребта, Кубанской области, Баталпашинского уезда (с рисунками древних храмов)» М. 1892.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1887 г. был восстановлен для богослужения (на походном антиминсе) «южный» храм. Реставрация «среднего» храма, при к-рой были уничтожены древние фрески визант. школы, была завершена к 1899 г. Бывш. кафедральный храм Аланских митрополитов («северный» храм во имя свт. Николая) оставался в руинах, сохраняя небольшие фрагменты визант. фресок с греч. надписями (на самой отчетливой из них прочитывалось: «Святой Николай, покровитель Аспе»). Трудами насельников из камней древних построек были сложены 3 двухэтажных и 3 одноэтажных корпуса, в к-рых разместились братские кельи, богадельня и иконописная мастерская, к 1904 г. построен большой двухэтажный каменный корпус странноприимного дома. В окрестностях мон-ря на отвесных склонах гор были устроены десятки келий. Мон-рю принадлежал Георгиевский скит на вершине г. Шоана в верховьях р. Кубани (в 3 км от г. Карачаевска, близ аула Хумара и сел. Коста Хетагурово); в 1891-1894 гг. в нем были сооружены кельи, каменная ограда, проведена дорога. 22 апр. 1895 г. после реставрации освящен во имя вмч. Георгия Победоносца Шоанинский храм XI в. С 1887 г. братия мон-ря восстанавливала храм X в. на Сентинской г. в ущелье р. Теберда, к-рый в 1893 г. был передан девичьей общине, основавшей там Спасо-Преображенский Сентинский жен. мон-рь. Почитаемыми святынями А.-А. З. м. были Гребневская икона Божией Матери - список с чудотворной иконы, находившейся в Москве в ц. Успения Богоматери на Лубянке (дар анонимного благотворителя в память скончавшегося воина Симеона), а также частицы мощей вмч. Георгия и мц. Марины , принесенные с Афона иноками, основавшими мон-рь. После 1918 г. А.-А. З. м. и Георгиевский скит были закрыты, храмы разорены. В 30-х гг. в монастырских постройках разместилась детская колония, затем интернат для детей-сирот. Колокольня и часть монастырских стен были разрушены в годы Великой Отечественной войны. В 70-х гг. ХХ в. бывш. территория мон-ря со всеми сохранившимися постройками и охраняемым законом архитектурно-археологическим комплексом была передана на правах филиала Карачаево-Черкесскому музею краеведения (г.

http://pravenc.ru/text/64470.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010