Сейчас, неся послушание в Церкви вот уже 30 лет, ты понимаешь, что каждый крест тяжел – и монашеский, данный при постриге, и священнический, врученный при рукоположении, и каждый наградной крест всё тяжелее и тяжелее. Но надо терпеть и смиряться, выполнять на своем месте данное мне делание. Как говорил старец Троице-Сергиевой лавры схиархимандрит Михаил (Балаев), бывший духовником настоятельницы нашей обители игумении Ангелины (Нестеровой), «сидеть в своем окопе до конца». Смоленская земля стала родной для отца Даниила Отец Даниил, Вы из рода кубанских казаков, живших на Ставрополье, в Предгорье Кавказа, но с детства знали, что оба Ваших деда – по отцовской и материнской линии – пропали без вести в годы Великой Отечественной войны –предположительно на Смоленщине. Как Вы попали в этот край? Родился я 10 августа 1960 года, в день празднования Смоленской иконы Божией Матери, в поселке Курджиново Урупского района, где проживали и работали мои родители Михаил Дмитриевич и Раиса Васильевна. А все родственники и их корни с середины XIX века находились в Переправной и Мостовском в Предгорье Кавказа – сейчас эти станица и поселок в Краснодарском крае. Недалеко от Курджиново есть станица Зеленчукская, в окрестностях которой находилась Свято-Александро-Афонская мужская пустынь с древними храмами – еще аланского, христианского периода существования Кавказа. Здесь же в долине реки Большой Зеленчук явлен на скале Лик Христа, известный не только в России, но и далеко за ее пределами. Удивительное место! Мой отец поступил учиться в Бакинский индустриальный техникум и, окончив его, попросил направление на Смоленщину, в те места, где погиб его отец – Дмитрий Гаврилович Сычёв. Таким образом наша семья оказалась в Вязьме. Здесь я окончил среднюю школу, потом работал несколько лет после службы в армии. Не буду рассказывать о трудностях поиска места гибели деда, скажу только, что в начале 2000 года отец показал мне справку из архива и последнее письмо деда с фронта, на котором сохранился номер полевой почты.

http://ruskline.ru/opp/2020/12/22/tysyac...

Ещё больший интерес для археологии представляют развалины древних храмов, веками стоящих в запустении и уже заросших по стенам и на крыше соснами, вересками и др. деревьями. Из храмов, сохранившихся настолько, что их можно возобновить в том именно виде, в каком они существовали некогда, уцелело только три, и все они расположены на пространстве двух вёрст. Кроме них, Александро-Афонской обители переданы ещё два древних храма, из которых один находится на левом берегу р. Кубани, у укрепления Хумаринского, а другой – на левом берегу р. Теберды, близ кабардинского аула Сенты. Оба они распооложены на высоких, с некоторых сторон неприступных скалах, в 60 и 80 верстах от пустыни. В настоящее время в Зеленчукской обители восстановлены два храма, из которых один освящён в 1889 г. во имя св. Александра Невского, а другой в 1899 г. в честь святой Троицы. Восстановлен также и храм на р. Кубани. Он освящён во имя св. Георгия Победоносца. Из святынь в Зеленчукской пустыни замечательны Гербовецкая икона Богоматели и частицы мощей св. Георгия и чмуч. Марины. Как на достопримечательность, укажем здесь на хранящийся в трапезной Александро-Невского храма дико-каменный крест – единственный указатель расположенных здесь храмов. На неё высечена греческая надпись с датою 6521 г. от сотворения мира, т. е. 1013 г. от Р. Х. При пустыни есть богадельня на 10 человек престарелых. Управляет игумен. “Православные русские обители”, 1910. Переиздание 1994 г., С-Пб ... Одним из результатов этой поездки владыки Владимира явилось начало реставрации древних храмов и основание в 1889 г. нового очага христианского просвещения - Александро-Афонского Зеленчукского монастыря. Вскоре иноки очистили один из наилучше сохранившихся древних храмов, оправили его и открыли в нем на походном антимине богослужение. Восстановленный храм расширили пристройкой, устроили помещение для братии, паломников и мастерских, проложили по ущелью дорогу. После полученного от Св. Синода разрешения на открытие Зеленчукской обители, владыка Владимир опять едет в горы, чтобы освятить 12 ноября 1889 г. восстановленный храм в честь святого Александра Невского. Тогда же начался сбор средств по Кубанской области на восстановление остальных древних храмов. Разрешая открытие Зеленчукской обители, Св. Синод обязал ее первого игумена Серафима учредить, «когда явится возможность, миссионерский стан для действий на окрестных инородцев»...

http://sobory.ru/article/?object=04221

Вот так российским паломникам молитва и вера показали и доказали больше, чем этот всепожирающий огонь. Это всего лишь одно из зримых нами чудес Святой Горы, а их не перечесть. Она вся дышит событиями с неба, Афон – это место бесчисленных знамений свыше, лучи которых касаются самых отдаленных точек вселенной, и, в частности, земель России. Она давно стала причастной Богоблагодатной Горе, в которой мы видим и наших святых первопроходцев, оставивших по себе светлую память в этом неумирающем оазисе Православия. Епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан. История и уроки афонского монашества на Северном Кавказе «Если ты монах, иди в горы», – говорил преподобный Арсений Великий . В горах нет того, что пробуждает чувственность, вносит в душу шум и смятение страстей. Красота гор – особая: она напоминает человеку о Боге. Это в полной мере относится к седому Кавказу, лежащему на южном рубеже нашей великой Родины. Северный Кавказ посетили с проповедью святые апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит. В 858 г. здесь проповедовали равноапостольные братья Кирилл и Мефодий. В наших краях совершал свой подвиг великий Отец Церкви святитель Игнатий Брянчанинов . И особо почитается здесь Иверская икона Божией Матери. Еще совсем недавно, в начале 90-х гг. XIX в., в горах Архыза жило много отшельников, к которым совершали паломничество люди со всех концов России. Все это подтверждает тот факт, что Кавказская земля – Святая земля. А Святая земля всегда является ареной обостренной борьбы между силами добра и зла, и это прекрасно знали афонские монахи. Пришло время – и они пошли по миру утверждать святое Православие и монашеское бытие. Пути Господни привели их к восточному подножию горы Бештау и в Зеленчукское ущелье, где они решили организовать свои обители. Так, на территории ныне входящей в Ставропольскую и Владикавказскую епархию появились две обители, обязанные своим возникновением афонскому монашеству, а именно – выходцам из келлий, подчиненных Хиландарскому монастырю. Генетическая связь Кавказских обителей со святым Афоном выразилась в их названиях. Речь пойдет о Свято-Александро-Афонском Зеленчукском монастыре и Свято-Успенском Второафонском Бештаугорском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отошел ко Господу клирик Пятигорской епархии архимандрит Антоний (Данилов) 25 февраля 2024 г. 18:08 25 февраля 2024 года, на 61-м году жизни, после тяжелой непродолжительной болезни, отошел ко Господу клирик Пятигорской епархии архимандрит Антоний (Данилов). Соболезнования в связи с кончиной отца Антония выразил архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт : «С глубокой скорбью узнал о безвременной кончине архимандрита Антония. Мудрый и добрый пастырь, строитель храмов и обителей, отец Антоний оставил о себе добрую память в сердцах верующих людей. Соболезную близким почившего батюшки и его многочисленным духовным чадам». Погребение архимандрита Антония (Данилова) состоится 27 февраля в г. Прохладном Кабардино-Балкарской Республики. 26 февраля в 15.00 владыка Феофилакт совершит панихиду у гроба почившего. Затем будет совершено заупокойное вечернее богослужение. 27 февраля в 8.00 в Никольском храме г. Прохладного начнется Божественная литургия, после нее, в 10.00, — чин погребения. Отец Антоний будет погребен у алтарной части Скорбященского храма на городском кладбище. Архимандрит Антоний (в миру — Анатолий Васильевич Данилов) родился 12 сентября 1963 г. в г. Прохладном, КБАССР. В 1982 г. окончил Терский сельскохозяйственный техникум. С 1987 г. нес послушание иподиакона архиепископа Ставропольского и Бакинского Антония (Завгороднего). В январе 1988 г. архиепископом Антонием пострижен в монашество и рукоположен в сан иеродиакона. В августе 1988 г. рукоположен в сан иеромонаха и назначен на служение на приход в станице Асиновской. За 36 лет служения сменил немало приходов, оставляя о себе добрую память прихожан. Служил в Осетии. Был настоятелем храма, благочинным, а с 2002 года наместником Успенского Аланского мужского монастыря, в строительство которого внес значительный вклад. С 2012 года возрождал монашескую жизнь Александро-Невской Афонской Зеленчукской пустыни в древнем Нижнем Архызе, где был настоятелем храмов Нерукотворного Образа и пророка Божия Илии. Пятигорская епархия / Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

в Георгиевский скит Александро-Афонского Зеленчукского монастыря. Автор полагает, что этот район, населенный предками осетин, находился под грузинским влиянием, ссылаясь на то, что царевич Вахушт упоминает Хумаринский храм в числе церквей, подчиненных католикосу Западной Грузии. По мнению Дьячкова-Тарасова, Хумара была резиденцией епископа. Тебердинская же долина служила в те времена оживленным торговым путем из района нынешнего г. Сухуми в землю алан и адыгов. Редакционное примечание к этой статье, в свою очередь, дает очерк исследований этих древних христианских храмов и оспаривает некоторые положения автора о происхождении христианства на Северном Кавказе. Редакция «Кубанского сборника» считает более вероятным наличие византийского влияния на этот район, нежели грузинского. Грекам, а не грузинам она приписывает и сооружение древних храмов. Следы же разработанной древней дороги через Клухорский перевал прямо указывают на проникновение христианства на Северный Кавказ из Абхазии. Время сооружения Сентинского храма редакция «Кубанского сборника» относит к эпохе не позднее XI века, отмечая поразительное сходство его фресок с росписью храма Св. Софии, сооруженного в VI веке в Константинополе. Их «писала твердая уверенная рука, никакого отступления от схоластических образцов себе не позволявшая и не умевшая, вероятно, писать иначе. Художник, очевидно, был грек». В 1899 г. по поручению Археологической комиссии Сентинский храм описал художник И. Владимиров. «Некоторые развалины, – говорит он, – еще поныне поражают удивительной правильностью пропорции, прочностью постройки, а также яркостью и стильностью фресок и стенной росписи». Эти архитектурные особенности храмов, их высокий художественный уровень – несомненный результат высокой греческой культуры. «Я сознавал, –  замечает далее И. Владимиров, –  что вокруг храма были не пустые долины и леса, как теперь, а густо населенный город с жителями, понимавшими красоту и благолепие храма». Владимиров также ознакомился с развалинами храма у впадения в Теберду ее левого притока Амгаты.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В кон. XIX в. Южный Зеленчукский храм стал церковью Александро-Афонского Зеленчукского мон-ря и был переделан: в сев. стене пробит дверной проем, стены покрыты штукатуркой, барабан обшит деревом. О его наружном облике можно судить только по фотоснимкам того периода. Здесь в еще большей мере проявилось то же упрощение форм, что и в Шоане: высота угловых компартиментов была увеличена настолько, что рукава креста практически не возвышаются над ними. Вероятно, изначально храм имел уникальное криволинейное покрытие, «единый полуцилиндр, охватывавший весь объем храма, кроме апсид… следовательно, западный фасад целиком перекрывала одна полукруглая закомара, увенчанная карнизом…» (НСНРПМ. Ш-43. Д. 2231. Л. 6, 14; Священные достопримечательности. 1888. 23. С. 939). Боковые апсиды также почти одинаковы по высоте с центральной и утратили разграничения с боковыми стенами храма. Возможно, Южный храм в течение XI - нач. XII в. был встроен в какой-то более ранний комплекс, скорее всего в частную усадьбу. В окнах апсид Южного храма были использованы ложные арки - конструкция, характерная для горского строительства более позднего времени и не встречающаяся в др. аланских храмах - вероятно, признак участия местных каменщиков. Овальный в плане купол, вытянутый по оси «запад-восток», возможно, появился потому, что храм был заложен как базилика на 4 опорах, а достроен как крестово-купольный, чем отчасти можно объяснить и странную форму его кровли. Храм во имя прор. Илии («южный») в Н. Архызе. Фотография. 2008 г. Храм во имя прор. Илии («южный») в Н. Архызе. Фотография. 2008 г. Произведений изобразительного искусства Зап. Алании сохранилось немного: нет икон и иллюминированных рукописей; предметы мелкой пластики - преимущественно нефигуративные и низкого качества, а крупная пластика представлена лишь архитектурным орнаментом. Происхождение памятников мелкой пластики определить трудно, хотя некоторые - высококачественные произведения, очевидно привезенные из Византии (ИИМК РАН. Рукописный архив. Р. 1. Д. 315. Л. 17; Отчет. 1877. Табл. VII; Кузнецов В. А. Ниж. Архыз в X-XII вв. Ставрополь, 1993. Рис. 121-1). Неск. памятников фресковой живописи известны по зарисовкам XIX в. Все памятники собственно аланской фресковой живописи созданы не позднее нач. XII в. и сохранились в 4 крестово-купольных храмах: Среднем и Северном Зеленчукских, Сентинском и Шоанинском.

http://pravenc.ru/text/1681005.html

Афона в связи с так называемым делом «имябожников». Переселенцы ходатайствовали перед Преосвященнейшим Архиепископом Агафодором об отводе небольшого участка каменистой земли, но епархиальное начальство отклонило это ходатайство, так как в этой местности имелась Свято-Александро-Афонская Зеленчукская общежительная Пустынь, и предписало монашествующим возвратиться в свои обители. На объявленный ему Указ из Синода Илларион ответил, что в ближайшее время покидать этих мест не собирается. У имябожников нашлись последователи из местных жителей и монахов, которые, покинув свои обители, поселились возле своего нового «учителя». Последняя архивная запись о Зеленчукском монастыре относится к 1918 г. Закрытие монастыря, как и везде, было ознаменовано поруганием святынь и кровопролитием. А там, где умножается беззаконие, изобилует благодать, Промысел Божий и личный подвиг каждого христианина. Местные жители вспоминают, как под праздник Крещения Господня были расстреляны трое монахов. Предавать их погребению было строжайше запрещено, и тела их лежали нетронутыми до Троицы, и под ними не таял снег. Иконы, сброшенные в кучу, не разрешалось брать под страхом смерти. Однако люди старались спасти их, пуская по бурным водам реки Зеленчук. Икону Святой Троицы вынесла тайно, привязав на спину, девочка Зоя, дочь одного из репрессированных священников. Храм святого благоверного Александра Невского был приспособлен под пивной ларек, агитационный пункт, склад продуктов. Во время реставрации купола этого храма были обнаружены и извлечены из досок пули от маузера. Расстреливали не только людей... В 30-е гг. на территории бывшего мужского монастыря непродолжительное время располагалась колония для преступников, немного позже – интернат для детей-сирот, среди которых много было ленинградцев-блокадников. Литургическая жизнь в древней обители вновь восстановлена в 1991 г. Богослужения возобновлены в самом малом из древних храмов, который в 1889 г. был освящен в честь святого благоверного князя Александра Невского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

vk fb tw ok @ g+ lj Вид на Средний храм Такой вид открывается на Зеленчукскую долину с лестницы, ведущей к Архызскому лику vk fb tw ok @ g+ lj Путь к Лику Еще недавно, чтобы подняться к Лику, нужно было идти по крутой тропе. vk fb tw ok @ g+ lj Площадка, выше которой не подняться Дальше путь закрыт – ближе к Лику не подойти. Тут молятся благочестивые паломники vk fb tw ok @ g+ lj Такие объявления развешаны повсюду Эта табличка отвечает на вопрос, почему подход к Лику прегражден vk fb tw ok @ g+ lj У Лика Ловко поднимаясь по скалам от смотровой площадки, ребята через минуты оказываются у Лика, – отсутствие лестниц для них не преграда. vk fb tw ok @ g+ lj Вниз по старой тропе Подростки уходят тем путем, которым сюда поднимались, пока не была построена удобная лестница vk fb tw ok @ g+ lj Туристы К сожалению, в тот день, когда мы были тут, паломников не было. vk fb tw ok @ g+ lj Рынок внизу У дороги продают все, что имеет спрос у туристов: еду и вот такие сувениры vk fb tw ok @ g+ lj Самый древний действующий храм России Храм пророка Илии X века в Нижнем Архызе– самый древний действующий храм в нашем отечестве. Сегодня тут регулярно совершаются богослужения – храм принадлежит Александро-Невскому Нижне-Архызскому монастырю. vk fb tw ok @ g+ lj Храм св.пророка Илии В конце XIX века храм был перестроен монахами Александро-Афонского монастыря в русском стиле, но и сегодня можно увидеть его древнюю кладку vk fb tw ok @ g+ lj Ласточка на куполе vk fb tw ok @ g+ lj В Ильинском храме vk fb tw ok @ g+ lj Икона вмч.Георгия Победоносца На Северном Кавказе не найдешь храма, где бы не было иконы вмч. Георгия Победоносца и святой равноапостольной Нины vk fb tw ok @ g+ lj Свято-Троицкий храм 24 июня 2013, в День Святого Духа, Епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт совершил в этом храме Божественную литургию. vk fb tw ok @ g+ lj Алтарь Свято-Троицкого храма В алтаре горит зажженная кем-то свечка vk fb tw ok @ g+ lj В Троицком храме Мы были тут вскоре после Троицы. Храм украшен березками.

http://pravoslavie.ru/63367.html

На Кавказе завершился 2-месячный Георгиевский крестный ход в честь 70-летия Победы Архыз, 22 июня 2015 г. 22 июня 2015, в день, когда в России вспоминают трагическую дату начала Великой Отечественной войны, епархиальный крестный ход с мощами великомученика и Победоносца Георгия прибыл к мемориалу защитникам Кавказа, расположенному в Архызском ущелье Карачаево-Черкесии.      Частицу мощей великомученика и Победоносца Георгия сопровождали байкеры, сообщает " Благословенный Кавказ " . У мемориала крестный ход встречали военнослужащие, казачество Зеленчукского районного казачьего общества, представители общественных организаций. Собором духовенства Северного и Южного Карачаево-Черкесских церковных округов была совершена панихида, которую возглавил настоятель Александро-Афонской Зеленчукской мужской пустыни архимандрит Антоний (Данилов). По окончании панихиды состоялся траурный митинг. На митинге выступил руководитель отдела Пятигорской епархии по связям с вооруженными силами протоиерей Константин Сорокин. Вслед за минутой молчания ученики воскресной школы " Православие " при Михаило-Архангельском храме станицы Исправной выпустили в небо воздушные шары. Песни военных лет прозвучали в исполнении вокально-инструментального ансамбля Пограничного управления по КЧР. Участникам памятных торжеств была предложена поминальная трапеза, которую приготовили в армейской полевой кухне. Так начинался крестный ход      Напомним, что Георгиевский крестный ход начался 19 апреля 2015, в Неделю уверения апостола Фомы, в Пятигорске. 22 июня 2015 г. скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/80160.html

созданные в период жестоких гонений на христиан, многие образы этих икон исполнены экзальтации, однако это не трагическая безысходность, а экстаз веры, неотступной и сильной, несмотря на преследования… Откуда появился этот Лик здесь, в глухих и лесистых горах Западного Кавказа? Какой иконописец и с какою целью нарисовал его на скальной стене? Или, быть может, лик явился нерукотворно? Вероятно, ответы на эти вопросы следует искать в истории древнего города, некогда существовавшего в долине реки Большой Зеленчук, раскинувшейся внизу под нами. Уже в первые десятилетия нашей эры христианство могло проникнуть сюда через перевалы Главного Кавказского хребта. Церковное предание рассказывает о просвещении здешних мест апостолом Андреем Первозванным. Известно и о пребывании на Кавказской земле апостола Симона Кананита. Историки утверждают, что по своему христианскому значению этот древний город был для Северного Кавказа тем же, чем Афон для Византии и Херсонес для Тавриды. Точного названия его установить до сих пор не удалось. Когда нахлынули сюда орды кочевников Тамерлана, город надолго погрузился в небытие. Многочисленные строения ветшали, постепенно сравниваясь с землей, и только три храма, созданные искусными древними зодчими, сохранились до наших дней. Однако о существовании древних святынь знали иноки и в России, и на Афоне. Афонский иеромонах Серафим в 1886 году вознамерился возродить монастырь на месте древних развалин. Местные жители рассказывают, что еще до поселения монахов жил возле руин древних храмов отшельник; есть также легенда о существовании здесь в старину греческого монастыря Иоанна Крестителя. Новое братство, основанное иеромонахом Серафимом, приютилось к одному из древних храмов. Строгий афонский устав Зеленчукской Пустыни, отдаленность сего живописнейшего места от мирской суеты во все времена влекли сюда сердца человеческие. И поныне в горах можно найти немало келий отшельников. Незаметные, сложенные, как правило, из камня, они почти сливаются с ландшафтом местности. В некоторых

http://azbyka.ru/parkhomenko/obyknovenno...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010