В Пятигорской епархии начались торжества по случаю тысячелетия русского присутствия на Святой Горе Афон Пятигорск, 13 января 2016 г. 12 января 2016 по окончании Божественной литургии в Успенском Второафонском Бештаугорском мужском монастыре состоялось первое событие в рамках празднования в Пятигорской епархии тысячелетия присутствия русского монашества на Святой Горе Афон. Священноархимандрит Бештаугорской обители архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт представил паломникам и духовенству обновленный музей монастыря. Вид с горы Бештау      В 2014 в содружестве со специалистами Пятигорского краеведческого музея была подготовлена первая экспозиция. И вот, к тысячелетию русского присутствия на Афоне музей Второафонского монастыря приобрел новые черты. Сотрудничество монастыря и пятигорских музейщиков продолжится и в наступившем году. Начата работа по подготовке к выставке в Пятигорском краеведческом музее, посвященной афонской монашеской традиции на Кавказе. Гости передали в дар вновь открытому музею новые экспонаты: личные вещи последнего предреволюционного постриженника Бештаугорского монастыря, подвижника благочестия XX века иеросхимонаха Стефана (Игнатенко), нательные кресты, датируемые IX-X веками, найденные на территории Кабардино Балкарской Республики, богослужебное Евангелие XIX из Александро-Афонской Зеленчукской мужской пустыни, а также иные экспонаты, повествующие об истории христианства на благословенном Кавказе. Музей      " Сегодня мы рады присутствовать на этом добром и славном деле сохранения памяти, – отметил благочинный приходов Нальчикского церковного округа протоиерей Валентин Бобылев, – памяти о людях, которые сеяли первое семя веры на благословенном Кавказе. Наше благочиние передало в дар два нательных крестика, которые были найдены на территории, где предположительно находилась древняя епархия Ахохия " . Протоиерей Иоанн Знаменский поделился опытом создания в Никольском соборе Кисловодска музея " Святыни земли родной " . " Сегодняшнее событие перекликается с нашим музеем, прежде всего, потому, что в музее нашего прихода немалое место занимают вещи иеросхимонаха Стефана (Игнатенко), его книги и облачения, – рассказал священник. – Сегодня часть этих реликвий мы передали в монастырский музей " .

http://pravoslavie.ru/89614.html

Еп. Александр (Павлович) во время посещения Свято-Пантелеимонова мон-ря в окружении афонских монахов. Фотография. 1868 г. Еп. Александр (Павлович) во время посещения Свято-Пантелеимонова мон-ря в окружении афонских монахов. Фотография. 1868 г. Во 2-й пол. XIX в. рус. правительство изменило отношение к соотечественникам на А., к-рым стали оказывать покровительство члены рус. имп. дома. В 1845 г. состоялось посещение А. вел. кн. Константином Николаевичем - событие, благоприятно повлиявшее на положение рус. братии в Пантелеимоновом мон-ре. В связи с приездом члена имп. дома было возбуждено ходатайство перед К-польским Патриархом о преобразовании Серайской келлии в рус. скит во имя ап. Андрея. В авг. 1849 г. на А. прибыли рус. посол в Османской империи В. П. Титов, настоятель посольской церкви архим. Софония и камергер имп. двора А. Н. Муравьёв , стараниями к-рых келлия была преобразована в Андреевский скит. В память о посещении вел. князем А. один из параклисов в Покровском корпусе Пантелеимонова мон-ря был освящен во имя равноап. Константина и Елены. Неизменную помощь рус. насельникам оказывали рус. послы в К-поле гр. Игнатьев, в 1866 г. впервые посетивший Русик, Андреевский и Ильинский скиты, и Нелидов. В июне 1867 г. на А. побывал находившийся в учебном плавании по Средиземноморью вел. кн. Алексей Александрович, 16 июня заложивший первый камень в основание Андреевского собора скита. В июне-июле 1868 г. А. впервые посетил рус. архиерей - находившийся на покое бывш. еп. Полтавский Александр (Павлович) . В Пантелеимоновом мон-ре он освятил придельный храм во имя св. кн. Александра Невского, в Ст. Русике заложил новый корпус с церковью, участвовал в богослужениях в др. мон-рях. В авг. 1881 г. А. посетил вел. кн. Константин Константинович . В авг. 1875 г. наместник Кавказа вел. кн. Михаил Николаевич разрешил насельникам Пантелеимонова мон-ря основать в Абхазии Ново-Афонский мон-рь, 10 июня 1880 г. вел. князь побывал в мон-ре, в память о своем приезде он оставил в обители серебряную лампаду с надписью. В 1888 г. Ново-Афонский мон-рь посетил имп. Александр III с семьей. Афонские монахи также основали на Кавказе Закубанскую Михаило-Афонскую пуст . (1883), Александро-Афонский Зеленчукский мон-рь (1889), Второ-Афонский мон-рь (1904). В 1879 г. святогорским инокам был разрешен въезд в Россию «без предварительных сношений со Святейшим Синодом», лишь с паспортом, выданным рус. консульством в К-поле.

http://pravenc.ru/text/77102.html

Михаило-Афонская Закубанская пуст., общ., в Кубанской обл., в 40 в. от г. Майкопа, в 8 в. от станицы Царской. Основана в 1877 г. афонским иеромонахом (затем архимандритом) Мартирием в памяхь покорения Кавказа. Устав принят св. Афонской горы. При пустыни больница с бесплатным лечением, школа грамоты, странноприимный дом на 5000 человек и метеорологическая станция. Свято-Александро-Афонская Зеленчукская пуст., общ., в Кубанской области, в ущелье р. Большого Зеленчука, в 20 в. от станицы Зеленчукской. Основана в 1889 г. иноками Афонского Хиландарского мон. под руководством иеромонаха Серафима. Здесь находятся развалины древних христианских храмов Кавказа. Устав в мон. св. Афонской горы. В мон. трапезной Александро-Невского храма хранится крест из дикого камня, сооруженный в 1013 г. Местночтимой святыней служит копия Гербовецкой иконы Божией Матери. При пуст. богадельня для престарелых воинов и иконописная школа. К пуст. приписан Покровский скит, близ ж.-д ст. Гулькевичи. Черноморская Екатеринино-Лебяжская Николаевская пуст., зашт., общ., в Кубанской области, близ о. Тамани, на Лебяжьем острове, в 120 в. от г. Екатеринодара, в 20 в. от Каневской и Брюховецкой станиц. Основана в 1796 г. Пря ней школа, больница, детский приют и мастерские: иконописная, столярная и др. Женские: Иоанно-Мариинский , 2 кл., общ., в 3 в. от г. Ставрополя. Основан в 1859 г. из существовавшей с 1847 г. женской общины. При нем школа. Марие-Магдалинская Черноморская пуст., 3 кл., общ., в 12 в. от станицы Тимошевской, в 92 в. от г. Екатеринодара, в Кубанской области. Основана в 1848 г. При ней школа и детский приют. Покровский , общ., близ станицы Динской, Екатеринодарского y., Кубанской области. Учрежден в 1904 г. из женской общины, основанной в 1899 г. При мон. школа и странноприимный дом. Спасо-Преображенский , общ., близ аула Сенты, Баталпашинского отдела, Кубанской области. Учрежден в 1897 г. из женской общины, устроенной в 1892 г. при древнем храме в Тибердинском ущелье. Возобновленный храм, основанный в X в., освящен в 1896 г. во имя Преображения Господня. При мон. больница для прокаженных.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Киевская. Богословский-Михаиловский-Киевский 67), Братский-Богоявлен- ский-Киевский 87), Введенская-Киевская 103), Выдубецкий-Михаиловский 147), Георгиевский-Белиловский 152), Георгиевский-Лебединский 153), Голосеевская 164), Екатерининский-Греческий 189), Златоверхо-Михаиловский-Варваринский 196), Маньковский 284), Межигорский-Преображенский-Спасский 295), Николаевский-Лебединский 322), Петропавловский-Подольский 357), Покровский-Киевский 368), Преображенский-Ржищевский 392), Пустынно-Николаевский 399), Слупский-Николаевский 433), Софийский 438), Троицкий-Киевский 505), Черкасский-Покровский 565), Черкасский-Успенский 566). Ковенская. Пожайский-Успенский 362), Сурдегский-Духов 478). Костромская. Анастасиин-Богоявленский 12), Боголюбская 48), Богородицкая-Феодоровская-Ратьковская 54), Богоявленский-Костромский 69), Варнавинская-Троицкая 101), Вознесенская-Кинешемская 118), Высоковский- Успенский 149), Игрицкий-Богородицкий-Песошенский 211), Крестовоздвиженский-Костромской 260), Макариев-Унженский-Троицкий 280), Назаретская 302), Николаевская-Надеевская 307), Покровская-Беркинская 363), Троицкая-Новая или Новографская 500). Кубанская. Александро-Афонская-Зеленчукская 4), Марии-Магдалининская 285), Михаило-Афонская-Закубанская 296), Чсрноморская-Екатерино-Дебяжская-Николаевская 567). Курляндская. Духов-Якобштадтский 186), Рождество-Богородицкий-Иллукстский 409). Курская. Знаменский-Богородицкий-Рождественский 201), Знаменский-Хотмыжский 205), Николаевский-Белгородский 309), Троицкий-Белгородский 506). Кутаисская. Драндский-Успенский 177), Мартвильский 291), Ново- Афонский-Симоно-Кананитский 339), Пицундинский или Бичвинтский-Успенский 361), Саирмский-Богородичный 417), Схвавский 479), Теклатская-Покровская 482), Цагерский-Богородицкий 562), Цаишский 563). Минская. Благовещенский-Лядинский 41), Богоявленский-Братский-Пинский 71), Варваринский-Пинский 99), Введенский-Преображенский-Купятицкий 108), Вольнянский-Троицкий 129), Иоанно-Богословский-Грозовский 217), Козмодемьянский-Минский 251), Николаевский-Грозовский 318), Петропавловский-Екатерининский-Минский 355), Петропавловский-Минский 356), Петропавловский-Старчицкий 359), Преображенский-Минский 389), Преображенский-Спасский-Брагинский-Селецкий 393), Преображенский-Спасский-Братский-Слуцкий 394), Спасо-Ильинский-Слуцкий 445), Спасо-Преображенский-Дятловичский 462), Троицкий-Слуцкий 507), Успенский-Николаевский-Мороцкий 548), Успенский-Новодворский 549).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Следует напомнить о помощи Русского Афона фронту в годы Русско-японской войны 1905 года.      Схимонах Константин (Семерников), участник войны 18771878 гг., бывший вахмистр, набрал из молодых афонских иноков санитарный отряд численностью около 50 человек в возрасте от 20 до 30 лет. Монахи отличились трудолюбием, бесстрашием и бескорыстным служением ближнему, что сделало их незаменимыми помощниками на войне. Заслуги их были оценены по достоинству: схимонах Константин был принят самим Императором и членами его семьи и награжден золотым крестом на Георгиевской ленте из кабинета его Величества. Члены монашеского санитарного отряда были удостоены георгиевских крестов. Между схимонахом Константином и царевичем Алексием завязалась тесная дружба, о чем свидетельствуют пожертвованный цесаревичем колокол в келлию святителя Иоанна Златоуста Иверского монастыря. Некоторые келлии даже пытались организовать своего рода келлии-подворья в России, которые были восстановлены как самостоятельные обители после советского запустения. В 1904 г. старец келлии Иоанна Богослова иеросхимонах Герасим (Попов) открывает на горе Бештау Второ-Афонскую обитель, а иеромонах Серафим (Титов) из келлии Благовещения Хиландарского монастыря Зеленчукскую Александро-Афонскую обитель в 1889 году. Среди трудностей в жизни русских келлиотов надо выделить разгул бандитизма на Афоне в период Балканских войн, жертвой которого стал известный келлиот иеросхимонах Моисей (Буренин). Едва не погибли иеросхимонах Пантелеймон (Важенко), иеросхимонах Пахомий, настоятель Георгиевской келлии Филофеевского монастыря, и многие другие. Связан он был с проникновением на Афон разбойников, часто скрывавшихся под личиной борцов освободительного движения. Согласно докладу от 8 мая 1909 года генерального консула в Салониках Н.В. Кохманского послу И.А. Зиновьеву в 87 келлиях проживают 1221 монахов, в 81 каливах 120 и в разных местах отдельных пустынников 501. Действительно, Кохманский отмечает некоторые недостатки и нарушения в среде келлиотского монашества: " ...Некоторые келлиоты ведут чрезмерную корреспонденцию с Россией, отправляя туда просительные письма и воззвания в громадном количестве, причем не довольствуются жертвователями, лично им знакомыми, из числа посетивших Афон: поклонников или их знакомых, но разсылают свои письма совершенно неизвестным лицам по адресам . Некоторые старцы келлий часто отлучаются с Афона иногда по хозяйственным надобностям келлии, иногда же по личным нуждам не всегда похвального свойства. За последние годы смут в России и на Афоне стали появляться в изобилии разные подозрительные личности, легко находящие себе приют в русских келлиях, особенно если знают какие-нибудь ремесла и мастерства. Таким образом наши келлиоты являлись укрывателями взбунтовавшихся матросов с броненосца «Потемкин» и разных революционеров и экспроприаторов, сами того не сознавая, а, может быть, иногда и сознательно " .

http://pravoslavie.ru/94314.html

Зеленчукским храмам посвящен интересный труд Д. Успенского, написанный с целью привлечь внимание читателей к древнехристианским святыням на реке Б. Зеленчук, для охраны и восстановления которых в 1889 г. была учреждена Александро-Афонская Зеленчукская пустынь. «Развалины около церквей, –  пишет автор, – множество гробниц в горах вблизи древних храмов говорят, что место это было заселено христианскими народами. Но история древнего Зеленчукского поселения покрыта мраком неизвестности». В ту пору древние развалины простирались на семь верст вдоль живописной долины Б. Зеленчука. Кроме руин зданий, здесь находилось обширное кладбище, частично уже размытое горным потоком. Многоярусное расположение каменных гробниц напоминало аналогичные могильники греков в Малой Азии. Следы городской стены и сторожевых башен на горных вершинах – еще одно свидетельство существования тут в древности крупного населенного пункта. Возможно, что это и был город Вичин – центр Аланской митрополии. Успенский подробно описывает расположенные на расстоянии двух верст древние Зеленчукские храмы. Первый из них, самый крупный, отличался сложной архитектурой и сохранился меньше других. В среднем храме находилась архиерейская кафедра. Под его куполом сохранился железный стержень для подвески паникадила. Третий, маленький храм был ранее других восстановлен по времени и расширился за счет небольшой пристройки, исказившей его облик. В первых двух храмах в конце прошлого века еще видны были остатки фресковой живописи, хотя их стены сильно пострадали. «Многие места живописи от этого так закопчены, что совершенно невозможно определить изображенных на них ликов святых». Между тем по рассказам казаков, еще лет за 30 – 40 до учреждения обители «внутренность обоих храмов была покрыта сплошной штукатуркой, по которой отчетливо были видны все изображения святых и с надписями, но не на славянском языке». Автор сообщает интересные подробности о кресте, найденном майором Потемкиным в 1802 г. около церкви, на кладбище. Впоследствии он был завален камнями, и лишь после открытия обители снова вымыт наружу. Монахи, найдя на берегу реки это единственное документальное свидетельство древности храмов, поставили его в обновленной церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тогда же владыка узнал и о существовании у самых истоков Кубани, на высокой, почти недоступной скале недалеко от подножия Эльбруса, еще одного никому не известного древнего храма. Прежде туда была дорога, впоследствии обрушившаяся. Кто-то из карачаевцев, однако же, добрался до этого храма и будто бы в церковном полу выкопал большой золотой крест. Одним из результатов этой поездки владыки Владимира явилось начало реставрации древних храмов и основание в 1889 г. нового очага христианского просвещения – Александро-Афонского Зеленчукского монастыря. Вскоре иноки очистили один из наилучше сохранившихся древних храмов, оправили его и открыли в нем на походном антимине богослужение. Восстановленный храм расширили пристройкой, устроили помещение для братии, паломников и мастерских, проложили по ущелью дорогу. После полученного от Св. Синода разрешения на открытие Зеленчукской обители, владыка Владимир опять едет в горы, чтобы освятить 12 ноября 1889 г. восстановленный храм в честь святого Александра Невского. Тогда же начался сбор средств по Кубанской области на восстановление остальных древних храмов. Разрешая открытие Зеленчукской обители, Св. Синод обязал ее первого игумена Серафима учредить, «когда явится возможность, миссионерский стан для действий на окрестных инородцев». Впоследствии, как уже говорилось, обитель действительно устроила Георгиевский скит при древнем храме на горе Шоана, вблизи аула Хумара. Преосвященный Владимир уделил также много внимания и устройству калмыцкой миссии. С этой целью он в 1887 г. посетил Больше-Дербетовский улус, а затем в мае 1889 г. совершил первое массовое крещение 50 калмыков. К этим новокрещенным калмыкам, поселившимся вблизи села Яшалта, в качестве миссионера был направлен родной брат архиерея игумен Антоний. Вскоре из крещеных калмыков образовался Князе-Михайловский поселок, получивший свое название в память погибшего мученической смертью в татарской орде св. Благоверного князя Михаила Тверского. Так, благодаря владыке Владимиру, в калмыцких степях Ставрополья было положено начало Князе-Михайловскому миссионерскому стану.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На представленных на выставке фотографиях - потрясающей красоты природа и дело человеческих рук: зеленчукские храмы, запечатленные в разную пору – зимой, весной, летом; не менее известные Сентинский и Шоанинский храмы. Кстати, виды последних сохранились на фотографиях более чем столетней давности. Георгиевский (Шоанский) храм X века стоит на горе Шоан у села Коста-Хетагуров и выглядит ласточкиным гнездом, недосягаемым, неприступным для посторонних. Отчасти именно поэтому в конце XIX века здесь появился георгиевский скит. Но сегодня, как следует из фотографий, в шоанинском храме возобновляются богослужения. Зругский храм и нузальская часовная, стоящие в горной долине реки Ардон, прославились уцелевшими фресками. Фрагменты настенной росписи удалось привести в Москву, хотя в основном зрителю приходиться довольствоваться фотографиями последней в натуральную величину. Впрочем, идея масштабного воспроизведения памятников вполне себя оправдала. Именно благодаря фотомакетам и детальной фотосессии москвичи имеют возможность познакомиться с легендарной наскальной живописью Архыза .   НАСКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ, ИЛИ АРХЫЗСКИЙ ЛИК Наскальный образ Господа нашего Иисуса Христа Фото первое – гора, густо проросшая кустарником и деревьями с небольшой белеющей лысиной скалы. Она выделена на фотографии желтым квадратным контуром. Фото второе – зритель вместе с фотографом почти вплотную приближается к скальному выступу и замечает маленькое цветовое пятно. Третье фото, крупным планом – лик Спасителя. И, наконец, огромное фотопанно в натуральную величину. Это та самая потаенная икона на склоне хребта Мацешта, о которой в Архызе уже много веков ходят легенды. Местные жители утверждают, что образ был открыт еще до основания Александро-Афонского монастыря, позднее утрачен. Впрочем, как говорят, видели икону и в годы Великой отечественной войны. Но настоящее обретение состоялось накануне 2000-летия рождества Христова, в мае 1999 года. Образ Спаса Нерукотворного практически случайно был обнаружен охотниками, если учесть, что икона написана на отвесной скале, на высоте более 150 метров от земли. Великолепную сохранность лика ученые объясняют скальным козырьком, защищающим образ от ветра и дождя, а также спецификой местного климата.

http://pravoslavie.ru/1928.html

Александро-Афонский Зеленчукский мон-рь в Зеленчукском ущелье Кавказского хребта Кубанской обл. Баталпашинского у. Од., 1904 5. С. 21). Согласно сообщению майора Потёмкина, побывавшего здесь в 1802 г., на стене храма находился также образ свт. Николая Чудотворца с греч. надписью ( Кузнецов. 1964. С. 143). «Неясные следы иконы Богоматери и некоторых других» фресок в Северном храме в 1913 г. видел А. С. Фёдоровский, писавший, что в Зеленчукском монастыре остатки «фресковой живописи, к-рые сохранились ко времени реставрации храмов, в настоящее время по тем или иным причинам уничтожены» ( Федоровский А. Археол. заметки о Кубанской обл.//ИИАК. 1913. Вып. 47. С. 157). Кроме того, нем. ученый Р. фон Эркерт отметил в одном из Архызских храмов росписи на стенах, среди к-рых упомянул изображение священника в красном одеянии с широкими белыми полосами ( Erckert R., von. Das Kaukasus und seine Völker. Lpz., 1887. S. 77). На вост. грани сев.-вост. столпа Северного храма существовали опубликованные Кузнецовым ныне утраченные фрагменты с изображением головы святого ( Кузнецов. 1964. С. 142. Рис. 8), «в простенке между северными окнами барабана можно различить изображение человеческой фигуры, одетой в богатое византийское платье - это может быть изображение пророка (например, Даниила или Давида)» (Там же). Не исключено, что это было изображение ангела. На одном из рисунков Струкова рядом изображены 2 преподобных. Зарисовки фресок нижнеархызских храмов. Х в. Худож. Д. М. Струков. 1887–1889 гг. Зарисовки фресок нижнеархызских храмов. Х в. Худож. Д. М. Струков. 1887–1889 гг. На его же рисунках запечатлены детали росписи Среднего Зеленчукского храма: отдельные фигуры преподобных, святителей, мученика, пророка (?), царей, воинов и всадников. Иногда рядом изображены святые одного чина: 2 воина, 2 царя, однако в др. случаях соседствуют преподобный и мученик (частично сохранившаяся центральная фреска на сев. стене), святитель и преподобный (или апостол). Симметрично расположенные изображения разнятся в масштабе: фрагменты центральных композиций на сев.

http://pravenc.ru/text/1681005.html

30 января 1874 года священник Курдюмов представил свой отчет с ответами на поставленные вопросы и характеристикой местности, как удобной для организации монастыря. Преосвященный Герман поручил всем благочинным Закубанского края сообщать о церковных древностях и потребовал следить за ними и охранять их от дальнейшего разрушения . Обращение в 1874 года в Совет Общества восстановления православного христианства на Кавказе об устройстве при древних храмах монастыря не принесло положительного ответа. Эту местность посчитали непригодной к устройству монастыря . Интерес к данному вопросу не ослабевал. С прошением к епископу Герману обратился ставропольский мещанин Афанасий Григорьевич Литвиненко. Он просил разрешения пожить близ одного из разрушенных храмов для того, чтобы начать очищать древние святыни, он пытался уговорить местных жителей не загонять туда скот . В просьбе Литвиненко было отказано. Начальник Кубанской области сообщил епископу от 14 августа 1874 года, что охранять храмы невозможно. Но по аулам было объявлено, чтобы не останавливались в церквях со скотом . В 1886 году епископом Ставропольским и Екатеринодарским становится Владимир (Петров) , и вопрос о восстановлении храмов поднимается вновь. В октябре 1886 года к епископу обратились с прошением об устройстве при зеленчукских храмах обители иеромонах афонского монастыря Серафим (Титов) и два казака-старца. Иеромонах смог накопить большие средства и решил их вложить в восстановление кавказских древних церквей. Он просил у епископа Владимира " разрешения о восстановлении древних храмов " и ходатайствовал " устроить при них, по уставу святой горы Афонской, мужскую общежительную пустынь на такое число братии, какое пустынь сия содержать будет в состоянии своим трудом, без пособия от казны и с тем, чтобы настоятель этой пустыни всегда был избираем из ее же братства. Посвятить таковую пустынь памяти Святого благоверного князя Александра Невского , доблестного защитника православной земли Русской " . 31 октября 1886 года преосвященный Владимир лично в сопровождении епархиального ключаря, протодиакона и келейного выехал к древним храмам Кубани и Большого Зеленчука . В одном из Зеленчукских храмов была проведена первая церковная служба и обряд водосвятия, а на другой день - молебен в еще не обустроенной церкви.

http://drevo-info.ru/articles/13673757.h...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010