На колокольне одного из храмов лальские граждане Попов и Рысев повесили знатные часы: их огромные длинные стрелки были видны за километр, и каждый житель города мог знать, сколько времени. А для тех, кто жил в окрестных деревнях и рассмотреть стрелки не мог, раздавался бой часов, по тембру напоминавший бой часов знаменитой Спасской башни Кремля. По денежному обороту в те годы Лальск входил в восьмерку самых богатых русских городов. Жили здесь замечательные купцы-удальцы: купец Иван Саватеев трижды по государеву указу водил караваны через Сибирь в Китай. В 1710 году прибыль этого предприимчивого купца составляла 1/14 часть всего государственного годового дохода России. Отважные лальские купцы ходили также по морям-океанам, открывали неизвестные берега Камчатки и Аляски, острова Алеутской гряды. Все эти купцы были ещё и благотворители: жертвовали на храмы, на странноприимницы, помогали бедным согражданам. Купец Бобровский основал приют для подкидышей и богадельню для престарелых и убогих. Купец Сумкин фабрику бумажную построил, а бумага его получила золотую медаль в Лондоне, серебряную – в Париже… Построили в Лальске даже театр с собственной театральной труппой! После революции прекрасные лальские храмы подверглись разрушению и поруганию. Почти все они в советское время были закрыты. Колокольню безбожники пытались тракторами уронить, но она так и не упала, наклонилась только немного. Благовещенский храм, в котором я служу, старинный – был основан в 1732 году, а освящен в 1761м. В конце 1980х годов в нашем храме трудами отца-настоятеля архимандрита Трифона (Парамонова) был полностью отреставрирован и позолочен иконостас Благовещенского придела и частично позолочены боковые приделы во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских и во имя святителя Митрофана Воронежского, Чудотворца . Но в те же годы храму был нанесен и непоправимый ущерб – все прекрасные старинные росписи на стенах и сводах были безжалостно замазаны масляной краской. Так что теперь мы имеем унылые стены грязно-голубого цвета.

http://azbyka.ru/way/ierej-roman-zajac-c...

Лета 7141 (1633) дал в дом Живоначальныя Троицы Сергию и Никону чюдотворцом болярин Семен Васильевич Головин паникадило серебреное, молити Бога за него и за жену его, а по их смерти написати их в сенаники во вседневные. II. Надписи на вещах, хранимых в ризнице 8 а) На рукописных и печатных книгах: 170 . (8). На Евангелии, писанном на пергамене по-гречески 1371 года, в зелёном бархате, на конце греческая надпись: Θεο τ δρον, κα Ιωασφ πνος; в русском переводе: Дар Божий, и труд Иосафа. 171 . (13). На Евангелии, писанном на бумаге, полууставом, на первом листе надпись: Евангелие, оболоченное вишневою камкою, писано митрополитом Киприаном. На обороте надпись более древняя: Книга архиепископа велико-новгородскаго Серапиона Курцова. 172 . (23). На Евангелии, в лист, обтянутом ветхим зелёным аксамитом, на верхней дске медно-позлащённые изображения в средине Воскресения Христова с 3-мя простыми стёклами; на 14-м листе Евангелия рукописная надпись: Сие Евангелие напрестольное, печатное, в десть, александрийская бумага. Троицкаго Симеоновскаго монастыря, церковное. 173 . (24). На Евангелии, в лист, печатном 7152 (1644) г., обтянутом бархатом рудо-жёлтым ветхим, с верхнею серебро-золочёною дскою, на коей накладные изображения, в средине Деисус; на первом листе рукописная надпись: Евангелие напрестольное на александрийской бумаге дал вкладом Новгородскаго приказа подьячей Игнатей Аникиев сын Лукин. 174 . (27). На Евангелии, в лист, обтянутом золотым аксамитом по красной земле, в средине с серебро-золочёным чеканным изображением Спасителя, сидящего на престоле, по краям чеканная надпись: В лете осмыя тысящи 197 (1688) месяца септемвриа построено сие святое Евангелие в дому Пресвятыя Троицы в Сергиеве монастыре ризною казною, при архимандрите Викентии во Христе со братиею. 175 . (47). На Евангелии, в малый лист, писанном 1561 г. (?), в деревянных досках, оболоченном белой ветхой тафтой, с начала внизу по листам подпись: Лета 7060 девятого (1561) в дом Живоначальныя Троицы и преподобнаго отца нашего Сергия чюдотворца положил сие Евангелие тетр на престол Василию Парийскому старец Арефа Тормософ, а кто отнесет или в село отдаст, то судится со мною пред Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Рукопись 33. Со времен Дж. Г. Эйкхорна (J. G. Eichhorn), жившего в начале XIX b., рукопись 33 часто называли “королевой курсивного письма”. В настоящее время она хранится в Национальной библиотеке Франции и представляет собой ценный минускульный кодекс, который содержит полный Новый Завет за исключением Книги Откровения. Кодекс был написан в IX или, возможно, Х в. Этот документ является прекрасным образцом александрийского типа текста, который, однако, не лишен влияния койне, или византийского типа (особенно в Деяниях и Посланиях ап. Павла). Рукопись 61. Данная рукопись, содержащая полный текст Нового Завета, бьша написана не ранее конца XV или, возможно, начала XVI b. В настоящее время она находится в Дублине в колледже Св. Троицы и представляет прежде всего историческую ценность. Это первая греческая рукопись, в которой был обнаружен отрывок о трех Небесных Свидетелях ( 1Ин 5:7–8 ). Именно на основании данного единственного, позднего источника Эразм был вынужден вставить этот, без сомнения неподлинный, отрывок в текст Первого послания Иоанна. По мере изучения этой рукописи, текст которой удивительно хорошо сохранился (кроме двух страниц, содержащих 1Ин.5 и загрязненных от частого обращения к этому отрывку), создается впечатление, что она бьша написана исключительно для того, чтобы опровергнуть текст Эразма. Рукопись 69. Этот документ, содержащий полный Новый Завет, был переписан в XV b., приблизительно в 1468 г., греком по имени Эммануил из Константинополя по заказу архиепископа Невилля Йоркского 81 . Материалом для написания рукописи служили пергамен и бумага. Рукопись принадлежит сем. 13 (она была издана Т. К. Абботтом вместе с другими рукописями из этой семьи). В настоящее время документ хранится в Лейкестерском музее в Англии. Рукопись 81. Время написания этого документа относится к 1044 г. Сейчас рукопись 81 находится в Британском музее и представляет собой один из наиболее ценных минускулов. Она включает текст Деяний, который по форме во многом совпадает с александрийским типом. Коллация рукописи была сделана Скривенером 82 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tekstol...

Духа на предлежащие дары, молитва его бывает услышана; слова установления евхаристии всегда действенны: Дух Святой каждый раз нисходит и всемогущею силою своею пресуществляет хлеб и вино в тело и кровь Христову. Таков смысл слов св. Златоуста. Он хочет сказать, что слова установления евхаристии имеют отношение к пресуществлению только как однажды данная заповедь, в силу которой, по молитве священника, бывает претворение хлеба и вина в тело и кровь Иисуса Христа. У св. Кирилла Александрийского († 444 г.) в послании к Колосирию находим следующие слова, относящиеся к таинству евхаристии: «нисколько не сомневайся признать за истину явственные слова Христа – сие есть тело Мое, а принимай их с верою, поскольку Он есть истина и не может обманывать...» «Благоугодно Ему некиим образом соединиться с нашим телом своею пречистою плотью и честною кровью, которые мы воспринимаем в хлебе и вине в силу животворящего благословения. Чтобы мы не возгнушались плоти и крови, предлежащих на жертвеннике, Бог, снисходя к немощам нашим, вливает силу жизни в предлежащие дары, прелагая их в истину тела своего, чтобы обрелось в нас тело жизни, как некое животворящее семя». Ближайший ученик св. Иоанна Златоуста – св. Прокл (V в.) выясняет мысль своего учителя об освящении даров Св. Духом следующими словами: «после вознесения на небеса Спасителя нашего, апостолы, прежде рассеяния по всему миру, единодушно собираясь, пребывали в ежедневных молитвах и, обретая утешение в таинственном священнодействии тела Господня, совершали литургию с продолжительнейшими песнопениями... Таковыми-то молитвами они испрашивали нисшествия Св. Духа, который божественным явлением своим совершил бы и показал предложенные в священнодействии хлеб и вино, с водою соединенное, телом и кровью Спасителя нашего Иисуса Христа; что таковым же образом совершается поныне и будет совершаться до скончания века» 326 . – Другой ученик св. Златоуста, преподобный Нил Синайский (V в.) об освящении даров Св. Духом, говорит: как приготовленная из папируса или клея бумага называется простою бумагою, когда же примет на себя царскую подпись, тогда именуется как бы священною, так простые хлеб и вино, по «произнесении слов иереем» и «по нисшествии достопокланяемого, животворящего и благого Духа, суть уже не простой хлеб и не обыкновенное вино, а тело и честная пречистая кровь Христа Бога, всех со страхом и любовью причащающихся очищающая от всякой скверны» 327 . Самое важное место из творений св. Феодора Иераклийского, относящееся к нашему предмету, следующее. В толковании на Мф. 26, 26 св. Феодор пишет: «сие есть, – сказал Христос, – тело Мое, и сия – кровь Моя; дабы ты не подумал, что хлеб и вино суть только образ; нет, хлеб есть самое тело Господне, а вино – кровь, претворяемые в плоть и кровь нашего Господа неизреченным действием Св. Духа» 328 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/simv...

1589. Паремейник, харатейный, в полдесть. 1590. Книга Служебник, харатейный, в полдесть. 1591. Книга скорописная, Саввы Сербского , в полдесть, в затылке. 1592. Книга Пчела, письменная, в полдесть. С Костромы живоначальной Троицы Ипатского МОНАСТЫРЯ. Выписано из отписных книг 150 года. 1593. Книга Евангелие, напрестольное, Апракос, харатейное, поволочено бораном красным, застежки и жуки медные. 1594. Книга Псалтырь толковая, в десть. 1595–1597. Три книги Лествицы, в полдесть. 1598. Книга Синаксарь, в четверть. 1599. Книга Апостол толковый, в десть. 1600–1601. Две книги Уставов, письменных, в десть, один ветх. 1602. Книга Соборник, большой, в десть, на весь год. 1603. Книга Соборник, в полдесть, в начале житие Саввы Вишерского. 1604. Книга Соборник, в полдесть, в начале житие Ипатия. 1605–1606. Две книги Василия Великого, письменные, одна в десть, а другая в полдесть. 1607. Книга Григория Амиритского, в полдесть. 1608–1609. Две книги Измарагд, в десть. 1610. Книга Исак Сирин, в десть. 1611. Книга Патерик Печерский, в полдесть. 1612. Книга Златоуст, в десть. 1613. Книга Царств, в десть. 1614. Книга Соборник, на всю Пятдесятницу. 1615. Книга Иоасафа Царевича, в полдесть. 1616. Книга Саввы Сербского, в полдесть. 1617. Книга Палея, в десть, ветха. 1618–1619. Две книги Григория Богослова , обе в десть. 1620. Книга Летописец, в полдесть. 1621. Книга Петр Дамаскин, в полдесть. 1622. Книга Правила святых Отец, бумага Александрийская, писана в десть. 1623. Два Соборника, в полдесть жития многих святых Отец. С Костромы Богоявленского монастыря. Выписано из отписных книг 151 года. 1624. Устав письменный, в полдесть. 1625. Обиходник письменный Кириловский, в четверть. 1626–1628. Три книги Евангелиев толковых, a в них четыре Евангелисты. 1629–1630. Две книги Апостолов толковых. 1631–1632. Две книги Правило Святых Апостолов, одна в десть, а другая в полдесть. 1633. Книга Никонское правило, в десть. 1634. Книга на Латынскую ересь, да в ней же Ияков Жидовин. 1635–1637. Три книги Торжественники письменные в десть, а из них одна Постная о Мытаре и Фарисее, а другая Пятдесятичная.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Деяния, бывшие в Ефесе при Диоскоре, прочитываются на соборе халкидонском: «Иоанн, пресвитер и первый нотарий, сказал: «благочестивейшим и христолюбивейшим императорам нашим угодно было и ныне повелеть собраться здесь святому и великому собору, с тем, чтобы расследовать недавно возникшие недоумения касательно правой и чистой веры нашей и с корнем вырвать их, дабы решаемое так и иначе более не вовлекало в бездну зловерия и заблуждения некоторых простосердечных. Заботы их о благочестии таковы, чтобы сохранить невредимым и неприкосновенным то, что прежде изложено было, касательно православной веры нашей, блаженнейшими отцами, собиравшимися в Никее, и утверждено собравшимися ныне в этом городе, которые так согласно между собою исповедовали и рассуждали, что совершенно ничего различного не думали и не постановили. У нас под руками есть важная бумага, которую мы и представляем для усмотрения вашей святости». – Диоскор, епископ александрийский, сказал: пусть будет прочитана благочестивая и боголюбезная грамота христолюбивых императоров, данная каждому митрополиту, и пусть она объявится прежде самых памятников деяний. – Иоанн, пресвитер и первый нотарй, прочитал: „Послание самодержцев Феодосия и Валентиниана к почтеннейшему Диоскору, епископу александрийскому “ «Самодержцы, кесари, Феодосий и Валентиниан, победители, триумфаторы, высочайшие, всегда досточтимые, августы, Диоскору. «Всем известно, что состояние нашего государства и все человеческое утверждается и поддерживается благочестием к Богу, и прочее, как изложено выше 78 . «Епископ Юлиан, занимавший место святейшего епископа римской Церкви Льва, чрез переводившего (слова) его епископа лидийского Флоренция, сказал: в том же роде (посланием) призываем был благочестивейшкми и христолюбивейшими императорами святейший наш папа Лев, предстоятель римской Церкви. – Иларий, диакон римский, чрез переводившего (слова) его епископа лидийского Флоренция, сказал: славнейший и христианнейший наш император, по уважению и расположению к православию, отправив почтительное послание, усердно просил нашего блаженнейшего Льва, епископа апостольской кафедры, чтобы он присутствовал на сем достоуважаемом и святом соборе; его благочестию могло быть приятно, если бы в этом деле было нечто согласное (с древним обычаем) или даже лучшее.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Перетрухин, крайне смущенный этими меткими замечаниями, не скоро пришел в себя; потом, несколько оправившись, пустился в велеречивые объяснения о том, почему в одном сочинении писал так, а в другом иначе. Но Пуговкин прервал его, сказав: нам твое велеречие не нужно; ты говори прямо, какое мнение считаешь теперь справедливым, – то ли, которое высказано в твоих вопросах, или то, которое находится в книге «Мир ко внешним?» Перетрухин уклонился и от этого вопроса; пустился в длинное объяснение о том, что в уничтожении Окружного Послания не заключается никакой погрешности; но все его доводы опровергнуты Пуговкиным. Потом он стал доказывать, что Духовный Совет уничтожил не сущность учения Окружного Послания, а бумагу, на которой написано Послание. Пуговкин заметил ему: разве Окружными Посланиями Геннадия патриарха и Кирилла Александрийского мы признаем бумагу, а не написанное на бумаге? Да и ты сам назвал свое Окружное пращею, поражающею еретиков: как же бумага может поражать еретиков? Тут домохозяин Новиков очень прогневался на Пуговкина и сказал ему: что ты привязался к Окружному! целых два часа от него не отстаешь! Пора перейти к другим вопросам. Пуговкин ответил ему: ты дал честное слово не вмешиваться в наш разговор: поэтому прошу тебя молчать; иначе мы прекратим беседу. И так, в продолжение двух часов, шел разговор об Окружном. Пуговкин требовал признания, что, уничтожив Послание, окружники поставили себя в противоречие с самими собой; Перетрухин же сознаваться в этом не хотел, но и защитить себя ничем не мог. Вообще вопросе об Окружном Послании Перетрухин понес поражение; но, когда потом перешли к вопросу об имени Иисус, вышел полным победителем. Противуокружники утверждали, что якобы Иисус есть ин Бог и церковь греко-российская якобы под сим именем верует в иного Бога. Перетрухин эту нелепую мысль опроверг, разъяснивши, что невозможно было бы принимать от греко-российской церкви ни крещения, ни хиротонии, если бы она под именем Иисуса веровала в другого бога, антихриста. Указывал и на то, что имя сие встречается в древлеписьменных и в древлепечатных книгах. Беседа была, по обычаю, шумная.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Он посылает одному своему другу реестр книг, каких у него, Иеронима, нет в библиотеке, и просит его взять переписчиков и списать для него эти книги. Об этом он просит друга очень усердно, замечая: «если ты исполнишь эти просьбы мои, то ты сделал все для меня». Со своей стороны Иероним готов переслать своему другу, какие он пожелает книги собственного сочинения (I, 18–19. Письмо к Флоренцию). Эта библиотека Иеронимова сильно истощила материальные средства его. Со свойственным ему остроумием, он говорил: «сознаюсь, что Александрийская бумага (т. е. книги, написанные на Египетском папирусе) опустошила мой кошелек». Его жажда книг тем не менее была ненасытна. Из его уст выходит такое восклицание: «о, если бы я имел книги всех авторов, чтобы косность ума вознаграждалась прилежанием в чтении!» (II, 365. Письмо к Паммахию). Очень большую частную библиотеку имел в начале V-ro века пресвитер Филипп Сидет, автор обширной церковной истории, до нас не сохранившейся. По словам Сократа, у него было «множество всякого рода книг» (Hist. Ecclesiast. VII, 27). Славились своими частными библиотеками еще следующие лица: арианский епископ Георгий, богословский отдел этой библиотеки был сожжен по приказанию Юлиана, а классический, конфискован. Епископ Сидоний Апполинарий, в его библиотеке были собраны и классики и церковные писатели: Варрон чередовался с Августином, Гораций с Пруденцием 16 . Частные богословские библиотеки составлялись через покупку книг, а также путем списывания книг, как самими владельцами библиотеки, так и другими лицами, по приказанию этих последних. Папа Дамас, желая иметь библиотеку, состоящую из лучших сочинений, не ленился собственноручно списывать сочинения Иеронима, он списывал их, по его словам, даже «с жадностью» (Иерон. Твор. I, 179. Письмо Дамаса к Иерон.). Василий Великий , получив от Диодора Тарсийского для прочтения какие-то его сочинения, пожелал иметь копию для своей библиотеки с одного из указанных сочинений и для этого удерживает его на время у себя (Васил.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

(Л. 114) 1703 году октября 14 день пожаловали, дали в дом Святого Богоявления Господня по стольнике Михаиле Дементьевиче его Кафтырева жена и вдова Анфиса Андреевна с сыном Иваном Михайловичем вклад на монастырскую конюшню жеребца светло-сера, лет сросл. (Л. 115) 158 году марта 23 день дал вкладу в дом Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа Никита Васильевич Кафтырев по жене своей, по Евдокии Борисовне, пятьдесят рублев денег, да камку двоелишную на ризы, да оплечье отлас серебряной, да санник гнед осми лет, грива направо с отметом, с саньми и с хомутом, да сукно зеленое. (Л. 115 об.) Лета 7182 месяца апреля в 20 день дал вклад в дом Богоявления Господня Никита Васильевич Кафтырев, а во иноцех инок Антоний, дано пятьдесят рублев серебряных денег. (Л. 116) Лета 7144 году октября в 5 день дал вкладу в дом Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа Дементий Васильевич Кафтырев двадцать ефимок да десять рублев. 145 году генваря в 6 день дали вкладу в дом Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа Андрей Васильевич да Яков Васильевич Кафтыревы по матери своей, по иноке старице Маремьяне Дмитривне, восемьдесят рублев денег да конь карь осьми лет за двадцать рублев. Дал вкладу в дом Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа (Л. 116 об.) Никита Васильевич Кафтырев по брате своем, по Иосифе Васильевиче Кафтыреве , пятьдесят рублев денег да сто ефимков за пятьдесят же рублев. Ис тех денег, ис ефимков, сделали чашу под освященное, да десять золотых чашек на позолоту, да три сосуда серебряных, да стокан, да два ковша серебряных, а весу в них полфунта шестнадцать золотников; да ризы дорогильные с оплечьем, шито золотом и серебром по бархату черному, да образ Пречистыя Богородицы Казанские, обложен серебром, в киоте, да конь гнед за двадцать рублев. 146 году февраля в 15 день дал вкладу в дом Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа Дементий Васильевич Кафтырев книгу Евангелие напрестольное по верху золочено печатное в десть, бумага (Л. 117) александрийская, цка серебряная резная, евангелисты чеканные золочены с каменьем и жемчюгом, внизу доска оболочена отласом золотным, жуки серебряны резные, а застешки позолочены.

http://sedmitza.ru/lib/text/10253480/

Масштабное изъятие церковных ценностей из лаврских храмов произошло весной 1922 года в рамках всероссийской кампании. 12 мая было проведено вскрытие серебряной раки с мощами святого князя Александра во время ее изъятия. Раку разобрали на части и вывезли в Зимний дворец. Сами мощи духовенство тогда отстояло — ларец с ними после осмотра был помещен в алтаре Троицкого собора. В это время на средства эконома Лавры взамен серебряной была изготовлена деревянная рака для мощей. Отдельно стоявший в соборе мощевик приспособили под крышку для раки. 15 ноября 1922 года их увезли из Лавры и на следующий день отправили в Москву в Наркомюст. Мощи после долгих мытарств оказались в музее религии и атеизма, расположившимся в Казанском Соборе. (См. так же Православные святые места Российской Федерации). Частица святых мощей святителя патриарха Иоанна Милостивого Александрийского доступна для поклонения в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре, в Санкт-Петербурге. На крышке раки с мощами святого Александра Невского находится семьдесят девять мощей святых. Известно, что до революционного переворота мощи князя хранились в драгоценной серебряной раке, изготовленной по указу Екатерины II. 13 января 1918 года Наркомат государственного призрения издал распоряжение о реквизиции жилых помещений Лавры и покоев митрополита для своих нужд. Бумага была подписана Александрой Коллонтай. Результатом этого стало трагическое столкновение, завершившееся кровопролитием — был смертельно ранен священномученик протоиерей Петр Скипетров. Весной и осенью 1919 года Наркомат юстиции дважды безуспешно пытался провести вскрытие раки с мощами святого Александра Невского. Масштабное изъятие церковных ценностей из лаврских храмов произошло весной 1922 года в рамках всероссийской кампании. 12 мая было проведено вскрытие серебряной раки с мощами святого князя Александра во время ее изъятия. Раку разобрали на части и вывезли в Зимний дворец. Сами мощи духовенство тогда отстояло — ларец с ними после осмотра был помещен в алтаре Троицкого собора.

http://elitsy.ru/holy/temple/7141/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010