С другой стороны, открывается действие, окруженное толикою тайною, что первое о том известие получено в Дамаске из Константинополя. Не только синодального большинства не представляют пять подписавшихся архиереев, но даже никаким соборным началом не облечена эта бумага, ибо нигде не сошлись на совещание между собою, ни явно, ни тайно, подписавшие оную лица, а Синода постоянного, как в Константинополе и в Иерусалиме, нет в Антиохийском Престоле. Расстояние между местопребываниями просителей и медленность сообщений здешних убеждают даже в том, что прошение это было подписано гораздо прежде кончины Патриарха, заботою и убеждениями тех самых лиц, пронырством коих нанесена Антиохийской Церкви свежая еще рана бейрутского выбора. Статься может, что подписи и печати были даны набело для той же цели, как, по несчастию, обыкновение водится в сем краю и в гражданских, и в духовных делах. Впрочем, так как обе стороны относятся к Вселенской Церкви – одна с прошением о выборе, другая с притязанием местного выбора, – то мудрости Вселенского Патриарха и Синода подлежит устроить дело ко благу Церкви. Замечательно и то, что приверженцы Бейрутского, если бы сами были уверены в возможности канонического местного выбора, они могли составить Синод и сделать выбор, о коем сообщили бы впоследствии Вселенской Церкви по духовному чину или же ограничились в своем прошении объявлением своего права и притязания, а умолчали бы имя своего кандидата. Напротив того, – направление их просьбы доказывает, что сами они уверены в несбыточности их притязания собственными средствами, именно потому, что остальные архиереи и народ Дамасской епархии не согласятся. Просители, предвидя бурю, заблаговременно домогаются согласия и содействия Константинопольского владыки, дабы потом силою фирманов и светской власти достигнуть желанного. Осторожность и правильность действий Вселенской Церкви и строгое соблюдение соборных канонов в отвращение тех смут, кои опечалили в наше время Церкви Александрийскую и Иерусалимскую, тем более нужны в сем случае, что последствия подобных смут в Антиохийском Престоле будут пагубны. И в самом деле, в Александрийском Престоле почти нет паствы, почти нет духовенства, споры и противодействия ограничивались кругом иных богатых гостей-греков, которые ни в каком случае не отпали бы от Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Акакий Веррейский (о недовольстве которого было уже упомянуто) и Антиох, другой сирийский епископ, стали на сторону Севериана. Они старались происками в Антиохии найти какое-нибудь основание для обвинения в прежней жизни архиепископа, и хотя в этом отношении злоба их потерпела полную неудачу 1698 , они, однако скоро нашли неожиданный случай для удовлетворения ее. Среди знаменитейших из нитрийских монахов были четыре брата, известные под названием «длинных или высоких братьев», – Диоскор, Аммоний (быть может тот самый, о решительном отказе которого принять епископство было упомянуто в предыдущей главе 1704 ), Евсевий и Евфимий. Феофил питал высокое почтение к этим братьям; он принудил Диоскора принять епископию Ирмопольскую – диоцез, в котором находилась Нитрийская гора, и вызвав Евсевия и Евфимия из их уединения, он пользовался их услугами в денежных делах своей церкви. Но занимаясь этим делом, они сделали чрезвычайно смутившее их открытие касательно средств, которыми Феофил добывал себе деньги для удовлетворения своей страсти к церковному строительству; вследствие чего, опасаясь, чтобы соучастием в этом деле не повергнуть свои души опасности, они оставили Александрию, под предлогом желания возвратиться к своей монашеской жизни. Феофил скоро узнал, что не это было главным для них побуждением и решил дать им почувствовать свое мщение 1705 . Около того же времени Исидор, начальник госпиталя в Александрии 1706 , который был рукоположен во пресвитера Афанасием и которому было 80 лет от роду, навлек на себя немилость архиепископа противодействием ему в некоторых предполагавшихся денежных сделках. Феофил обвинил старца в омерзительных преступлениях, о которых он будто бы получил сведения 18 лет тому назад. Бумага, содержавшая это сообщение, случайно была затеряна, и Исидор, зная непреклонный характер своего гонителя, искал убежища в Нитрии 1707 . Архиепископ возбудил антропоморфистских монахов против предметов своей ненависти, изображая их оригенистами; он добился от одного Александрийского собора осуждения их в оригенизме и волшебстве, донес на нитрийцев правителю Египта как на ослушников, наводнил их пустыню солдатами и враждебными монахами, и совершил много насилий, сжигая кельи, истребляя книги и другие находившиеся в них вещи, и даже убивая некоторых из отшельников.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поверьте опытному; говорю вам, как христианин христианам: его мнения (dogmata) пропитаны ядом, далеки от Свящ. Писания, насилуют Писание. Читал, говорю, читал Оригена и если в чтении есть преступление. То сознаюсь, александрийская бумага опустошила и мой кошелек. Если верите мне. То я никогда не был оригенистом; если не верите, то теперь перестал им быть. Если же и этим вы не удостоверяетесь, то побуждаете меня для своей защиты писать против любимца вашего, чтобы, если не верите, когда я отрекаюсь от него, по крайней мере, поверили, когда я буду обвинять его. Но охотнее верят мне, как заблуждающемуся, чем как исправившемуся. И не удивительно, потому что думают, что я его ( Оригена ) сотаинник (συμμστης) и не хочу явно исповедать его учение из-за плотских и непосвященных людей. Ибо у них (оригенистов) правило – что не должно легкомысленно бросать бисер пред свиньями и давать святыню псам ( Мф.7 ), но говорить с Давидом: в сердце моем скрых словеса твоя, яко да не согрешу тебе ( Пс.118:11 ), также как и в другом месте он говорит о праведнике «который говорит истину с искренним своим», т.е. с людьми, близкими по вере. Они хотят, чтобы из этого выводили, что мы, как еще непосвященные, должны слушать ложь, чтобы подобно малолетним, питающимся молоком, младенцам, не обремениться питательностью более твердой пищи. А что они (оригенисты) с клятвопреступлениями и ложью соединяются между собою на оргиях – это очень ясно показывает шестая книга Стромат (в которой наш догмат он приравнивает к мнениям Платона). Итак, что делать? Отрицать, что я держусь того же учения? Не поверят. Клясться? – Будут смеяться и скажут: дома у нас есть это. Сделаю то, чего только они не опасаются – выставляю пред всеми их священные обряды и таинства и обнаружу всю их премудрость, которою они прельщают нас простецов, чтобы, не веря голосу отрицания, они поверили бы по крайней мере обличительному стилю. Они в особенности опасаются, чтобы их сочинения когда-нибудь не понимались вопреки их главе. Они многое с клятвою говорят то, что после нарушают с другою ложною клятвою.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/origen-...

Нам осталась третья пара отношений. «Ножницы режут бумагу». Один вид человеческой деятельности уничтожает другой. Мир механизмов, мир техники наступает на мир идей, на мир поэзии, фантазии и любовной переписки. Это самоубийственное наступление, поскольку мир техники невозможен без мира идей. Ножницы невозможны без своего чертежа. Александрийскую библиотеку сжигает не молния. Это было бы Божиим делом. Ее сжигает рукотворный пожар. Человеческие руки убивают дело человеческого ума. Наполеон сжигает Москву, американские «летающие крепости» ровняют с землей Дрезден… Все, что ум и сердце по крупицам собирали столетиями, бессердечная техника, управляемая не молящимся умом, уничтожает за кротчайшие промежутки времени. 2. Нет такого семени, которое нельзя бы было превратить в цветущую сложность развитого организма. И нет такого сложного организма, который бы не сводился к начальной простоте, к точке, к капле, к паре хромосом. Нужно учиться мысленно упрощать сложное до самой краткой формулы. Иначе сложное явление будет пугать своей громадностью и убегать от постижения. И надо так же учиться предчувствовать цветение сложности там, где сегодня видна первоначальная простота. Без этих двух умений человек не сможет ориентироваться в мире «второй природы», то есть культуры. Этот мир станет для человека джунглями, в которых он заблудится. В мире культуры нужен проводник. Дерсу-Узала культурной тайги, это – гид, переводчик, экскурсовод. Вот вы пришли в музей изобразительного искусства. Не знаю, с какой радости вы оторвались от телевизора и встали с продавленного дивана; не знаю чего ради ваши ноги переступили порог картинной галереи, но вы там оказались. Непривычно медленным шагом, скрипя половицами паркета, вы идете из зала в зал. С умным видом останавливаетесь перед полотнами, отходите назад в поисках нужного расстояния для обзора, делаете умное лицо и сами себе удивляетесь внутри души. Уж слишком вы не похожи сами на себя в это время. Что-то запомнится, что-то врежется в память. В графу «культурная жизнь» будет поставлена жирная галочка. Но как все это не похоже на возможное пиршество ума и эстетического чувства!

http://pravoslavie.ru/44820.html

После рубрики δε μνημνευσον τος κεκοιμμους (§36 d , стр. 222) оставлено не занятого места на 11 строк, очевидно, для записи имен усопших; подобное же наблюдается немного ниже, после рубрики δε μνημνευσον τν ζντων: не занято место на 6 строк, и здесь читается поздняя приписка (§37 а, стр. 246). В конце литургии кто-то мелко приписал: Πρσδεξαι κε κα. П 7 =Бумажный Служебник 1532 года; из той же коллекции и там же хранится под DLXI. Размерь листа см.; размер письма см.; строк на странице 19. Бумага изветшала и попорчена червем. Рукопись в разбитом состоянии, хотя ее кругом облегает кожаный переплет из цельного куска кожи темно-красного цвета. Письмо курсивное, не везде правильное. Листы 1, 2, 4, 35–38 и 74 остались незанятыми. На листе 3 читаются многолетия патриархам Иоакиму Александрийскому и Герману Иерусалимскому (XVI в.). На обороте листа 34 записано: Θεο τ δρον κα Γεωργου πνος, εροδιακνου τε το Ναυπακτου π τους, ζ–ω, μ-ω, νδ. ε–ης ν μην ανουαρου ιε’ 7 . Содержатся все три литургии, и только они; литургия Василия Великого занимает листы 39 r –70 v . Всего листов 91. П 8 =Бумажный Служебник двух почерков XVI века; из той же коллекции и там же хранится под DLXII. Размер листа см.; размер письма см.; строк на странице 14. Рукопись в переплете из целого куска кожи черного цвета, с рельефными кружками и цветками на обеих обложках. Письмо курсивное, правильное. Труд некоего Даниила 8 . Содержатся только литургии И. Златоуста и Василия Великого ; последняя занимает листы 30 г –64 v . Между литургиями 3 молитвы частного характера. Всего листов 64. П 9 =Бумажный Служебник конца XVI века; из той же коллекции и там же хранится под DLXIII. Размер листа см.; размер письма см.; строк на странице 16. Облегает крепко переплет с кожаным корешком и папковыми досками зеленого цвета. Письмо курсивное, одной руки, правильное. Греческий текст сопровождается на поле арабским переводом. На листе 34 г замечено: «писал Михаил послушник для дракона Трипольской митрополии Ибрагима, сына Юзефа Шеха Джемал, в Триполе» 9 . Содержатся только три литургии, и Василия Великого занимает листы 35 г –81 г . Всего листов 101. После возгласа молитвы трисвятого сразу следует сугубая ектенья (§§20, 28. 24 а 1 стр. 72. 88).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Orlov/l...

Оба экземпляра грамоты 1613 г. с подписями членов Собора сохранились до настоящего времени: один находится ныне в Московском Главном Архиве Министерства Иностранных Дел (Государственное Древлехранилище, III-uй отдел, l-aя рубрика, д. 4), другой входит сейчас в состав Оружейной Палаты 9714 по печатной описи, прежний 338 библиотеки Палаты) и хранится в древних теремах Московского Кремлёвского Дворца. – Архивский экземпляр имеет в длину 5 аршин 13¼ вершков при ширине 1114/16 и 1110/16 (последние три листа) вершков и состоит из восьми склеенных друг с другом больших листов «александрийской» бумаги 11 ), на коей никаких водяных знаков нет 12 . Писана вся грамота чернилами, имеющими в настоящее время рыжеватый цвет; в начале её «Богословие» и в тексте некоторые слова (царь и великий князь Михаил Фёдорович и пр. т. п.) и буквы писаны золотом. Находящиеся впереди текста грамоты и по бокам первого листа заставки сделаны исключительно одним золотом, без каких-либо красок. Вся грамота писана однообразным почерком, то более, то менее сжато. Подписи все на оборотной стороне листов, а на лицевой стороне только текст грамоты; сделаны они разными чернилами, причём относительно некоторых подписей можно сказать, что подписи одного и того же лица сделаны на обоих экземплярах грамоты разными чернилами. В конце грамоты для привешенных печатей имеются обычные зубчатые вырезки из пергамина, чрез которые продеты шнуры печатей, причем шнуры расположены так, что они изображают или букву м, или а или е, смотря по тому, какой печати шнур–митрополичей, архиепископской или епископской. В зависимости также от последнего обстоятельства и шнур того или другого цвета. Всего к грамоте привешено было 10 печатей, из коих три митрополичьих – на красных, четыре архиепископских – на лазоревых и три епископских – на тёмно-коричневых шёлковых шнурках из красного (митрополичьи) и тёмного воска с синеватым (архиепископские) и коричневатым (епископские) отливом. Из митрополичьих печатей вполне сохранилась – митр. Ионы; недостаёт куска у печати митр. Кирилла и одной половины у печати митр. Ефрема. Архиепископские печати сохранились хорошо; небольшие повреждения только у 1-ой и 4-ой. Первая епископская печать вполне сохранилась; у второй нет половины; от третьей ничего не осталось (нет даже её следа). Этот экземпляр грамоты в общем сохранился хорошо и несравненно гораздо лучше, чем второй; бумага её крепкая и свежая, не полусгнившая, как во втором; только первый лист более повреждён, чем другие, и потому он весь наклеен на марлю для сохранности, у остальных же листов местами наклеены полоски марли в тех случаях, когда лист разорвался вдоль. Для большей сохранности во всю длину грамоты обе стороны её оклеены узенькой тесьмой из марли.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Грамота к константинопольскому патриарху Дионисию – Л 26. РНБ, ф. 905 (Новое собр. рукописной книги), Г. 210. Сборник. Первая треть XIX в. 1°. 135 л. Полуустав. Переплет – картон в коже с тиснением. На л. 1 две владельческие записи почерками разных рук, первая – чернильная, вторая – карандашом: I) «Книга, глаголемая Проскентарий, принадлежит Петру Пелевину, стоит ценою» (далее зачеркнуто. – С . С.); 2) «С Агциону куплена из Лаптевой библиотеки. 1840 год июля 18 числа, за 43 рубли». Филигрань: «Beehive» с литерами «MW. J&R»; изображение знака (без литерного сопровождения) напоминает: Клепиков 1978, (1826, 1827). Содержит: «Проскинитарий» Арсения Суханова (л. 1 – 83); отписка к боярину С. Стрешневу «и на 30 вопросов ответы новых обычаев Никоновых...» Паисия Лигарида (л. 84 – 100); грамота патриарха Никона к константинопольскому патриарху Дионисию (л. 100 об. – 110); ответы александрийского патриарха Иоанникия на вопросы Арсения Суханова «о некоторых недоумительных вещех» 12 сентября 1651 г. (л. 110 об. – 112 об.); «Перевод с греческого письма с тетради, какову подал великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичу... бывший цареградский патриарх Афанасий в 1653 году декабря в 13 день» (л. 113 – 125); грамота иерусалимского патриарха Феофана церковнослужителям (л. 125 – 126 об.); благодарственное письмо газского митрополита Паисия Лигарида к царю Алексею Михайловичу, переведенное Арсением Греком (л. 126 об. – 135). Содержание ркп. опис.: Пережогина 1992, 60 – 61. Грамота к константинопольскому патриарху Дионисию – Ф 27. БАН, 16.18.14. Сборник. Первая половина XVIII в. 4°. 39 л. (л. 1 об., 37 об., 38 об., 39 об. чист.). Полуустав. На л. 2 почерком, отличным от основного, заголовок «Книга архиепископа Новаго Рима и вселенскаго патриарха Дионисия»; на л. 38, 39 пробы пера: записи почерками, отличными от основного: «Грамота патриарха Никона и о извержении». Переплет – картон в коже с тиснением золотом и басмой, имеются две веревочные завязки. Филиграни: 1) «Рго Pamria» с вензелем «AG» типа: Клепиков, Кукушкина (1735); 2) литеры «БАГ» («Бумага Афанасия Гончарова») типа: Клепиков 1959, 80 (174.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

949. Книжица Петра Дамаскина , письменная в четверть; в ней же Псалтырь Еврейская, с приписми. 950. Книга Зерцало, письменная, в десть, бумага малая. 951–957. 7 книг Зерцал письменных в полдесть. 958–960. Три книги Царя и Великого Князя Ивана Васильевича всея Руси вопросы и Соборные ответы письменные в полдесть, сиречь Стоглавники. 961. Тетрадь в коже Послание Царя и Великого Князя Ивана Васильевича всея Русии в Кириллов монастырь, письменная, в полдесть. 962. Книга Максима Грека, письменная, бумага большая, в десть. 963. Другая книга Максима ж Грека, письменная в полдесть, Иоаникия Осокина. 964. Книга в начале Римским книгам Георгия мниха, письменная в полдесть о небеси сотворении. 965–967. Три книги Бытейских письменных в десть и с ветхими. 968–972. 5 книг Бытейских письменных в полдесть. 973. Книга Пророчества письменная, в десть. 974–975. Две книги Царства, одна бумага Касьяновская, а другая с деянием на харатье, в десть, обе письменные. 976–977. Две книги Иисус Сирахов, печатные в десть, бумага малая, ветха. 978. Книга Иисус Навин в полдесть, Селивестровская. 979. Книга Иисус Навин, в полдесть. 980. Книга Козма Индикоплов в лицах, в начале житие Князя Феодора Смоленского, письменная в десть. 981. Книга Козма Иидикоплов письменная в полдесть, в лицах же. 982. Книга Лапсаик письменный, в полдесть. 983. Книга Григория Самблака, письменная, в полдесть. 984. Книга Василия Нового в десть, бумага малая, письменная. 985. Другая книга Василия ж Нового на харатье, в четверть, письменная. 986. Книга Антиох письменный в полдесть. 987–989. Три книги Кирилла Иерусалимского письменные в полдесть. 990. Книга Пчела письменная в полдесть, а другая в четверть. 991. Книга Пандект Антиохийский письменный в десть. 992. Книга Иаков со Иосифом новокрещенным, в полдесть. 993. Книга Афанасия Александрийского на Арианы, в начала житие его, в полдесть. 994. Книга о Латынех, письменная в десть. 995. Книга о Латынех, како отлучишася Соборные церкви, в начале Григория Богослова , письменная в полдесть.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

1126. Часословец харатейный в осминку чудотворца Кирилла. Из Боровска Пафнутьева монастыря. Выписано из отписных книг 158 года. 1127. Книга Златоструй, бумага Алексавдрийская, письменная в десть. 1128. Книга Летописец, в десть, ветха. 1129. Книга Дионисия Ареопагита письменная в десть. 1130. Книга Минея четья февраль, письменная, в полдесть. 1131. Книга Дионисия Ареопагита в десть. 1132. Книга Андрея Критского четья, письменная, в полдесть. 1133. Книга Всеволода четья, письменная, в полдесть. 1134. Книга Соборник Петра Дамаскина , письменная, в полдесть. 1135. Минея четья, письменная в полдесть, без главы ветха. 1136–1137. Два жития чудотворца Пафнутия письменные; одно в полдесть, а другое в четверть. 1138. Книга Нифонт в лицах, письменный. 1139. Книга Апостол толковый, бумага Александрийская, письменная в десть. 1140. Книга Климант четья, письменная, в десть. 1141. Книга Правило святых Апостол, письменная в десть, бумага Александрийская. 1142. Два Пролога письменные в десть. 1143. Книга Патерик письменный, в десть. 1144. Минея месяц Июнь четья, письменная, в десть. 1145. Минея четья Июль, письменная, в полдесть. 1146. Книга Пятидесятница, письменная в десть. 1147. Книга Геннадия архиепископа, письменная, бумага Александрийская, в десть. 1148. Устав письменный, в десть. 1149. Соборник письменный, в полдесть. 1150. Соборник письменный, в десть. 1151. Книга Иоанна Екзарха, письменная, в полдесть. 1152. Книга Троя, письменная, в десть. 1153. Книга Ихнилат, в полдесть письменная. 1154. Житие Феодора Едесского. 1155. Книга Устав письменный в полдесть. Из Нижнего Новгорода Печерского монастыря. Выписано из отписных книг 150 года. 1156–1159. Четыре Евангелисты, толковые письменные. 1160–1165. Шесть Соборников письменных. 1166–1167. Две книги Летописцев письменных. 1168. Соборник письменный. 1169–1170. Два Пролога письменных. 1171. Патерик письменный Скитский. 1172. Патерик Печер Киевских, письменный. 1173. Книга Саввы Сербского , письменная, 1174. Книга Григория Амиритцкого.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

После этих частных, может быть, даже неоднократных переговоров, св. Кирилл хотел вступить с Павлом в серьезные официальные сношения, как с представителем Востока („я приступил, говорит он, к тому, что было поважнее»), и спросил: „нет-ли писем от благочестивейшего епископа Иоанна“. Тогда Павел вручил ему, очевидно, рекомендательное письмо Иоанна. Но св. Кирилл нашел, что „оно написано без всяких приличий (как мы видели – без обычных приветствий) и в тоне более насмешливом, чем увещательном“, содержащим в себе не то, что следовало 1813 : вместо того, чтобы просить у св. Кирилла извинения, восточные осмелились наносить ему новые оскорбления (мы уже знакомы с содержанием этого письма). Это возмутило св. Кирилла, и он отказался принять это письмо. Дело унии готово было рухнуть, но Павел Эмесский своей находчивостью и тактичностью сумел спасти его. Он стал „клятвенно утверждать“, что письмо это написано не со злыми намерениями, а просто по „неподдельному простодушию“. Это успокоило св. Кирилла, 1814 и переговоры продолжались тем более, что „Павел объявил, что он готов предать анафеме богохульства Нестория, подписью засвидетельствовать согласие на его низложение“ 1815 и признать хиротонию Максимиана. Но он „очень много стоял за отлученных – Палладия (Элладия), Евфирия, Имерия и Дорофея – и убедительно просил отмены определений против них, доказывая, что без этого условия нельзя достигнуть мира церквей“. Но св. Кирилл решительно заявил, что он „хлопочет о деле невозможном“. 1816 Итак, все недоразумения между Востоком и св. Кириллом были исчерпаны, оставалось принять Павла в общение, но св. Кирилл согласен был сделать это не прежде, как Павел „на предложенной ему бумаге письменно“ удостоверит все то, что он обещал в этих долгих переговорах. 1817 И вот, Павлу Эмесскому дана была таковая бумага ( γρμμα) для подписи. Так как подпись Павла представляет собою целый акт воссоединения (libellus), написанный в форме послания, то можно думать что означенная бумага, полученная от св. Кирилла, взята была Павлом для подписи на квартиру, и подпись (libellus) была сделана не в присутствии св. Кирилла. Судя по этой подписи, „бумага“ св. Кирилла содержала в себе „чистую и правую веру, проповеданную отцами“, 1818 и акт низложения Нестория, анафематствования его учения и признания законности хиротонии Максимиана. В составленной, как мы сказали, в виде целого письма – libellus подписи под полученной от св. Кирилла „бумагой“ Павел, изложив кратко предшествующую историю сношений между Александрией и Востоком и своих переговоров с Кириллом по вопросу о мире, свидетельствует, как уполномоченный от Востока, о своем согласии с подписываемой бумагой о чистой и правой вере, о низложении Нестория, анафематствовании его учения и о хиротонии Максимиана. (сверх того, он добавляет уже одобренный св. Кириллом κθεσις; о воплощении Бога Слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010