Вдова полковница, похоронивши мужа своего в Лавре, обратилась к сему о. Иоанникию с просьбой, где бы он посоветовал ей нанять квартиру поближе к монастырю, чтобы удобнее было ходить в храм Божий и на могилу мужа своего. По его указанию квартира скоро нашлась. В саду у одного приходского диакона стоял особый флигелек, куда она, после обычных предварительных условий с хозяином, и перебралась. Между тем она сильно тосковала по своем сожителе, так что желала бы хоть тень его видеть. К удивлению скорбевшей супруги, желание её не осталось тщетным. Она не только могла видеть своего покойного мужа, но даже и разговаривать с ним. Как раз к этому времени прибыл в Петербург о. Леонид. Узнавши от о. Иоанникия о прелестном состоянии Черкасовой, он сумел, при помощи Божией, раскрыть заблуждение её и восстановить в ней правую веру относительно душ отшедших от мира сего людей; и мечтание тотчас исчезло. Следующий случай с той же Черкасовой показывает, как светел был взгляд о. Леонида и глубоко понимание им жизненных обстоятельств. Живши с мужем, Черкасова не занималась хозяйством, так что и понятия о нем не имела. Вследствие сего, оставшись вдовой, она вскоре все нажитое мужем состояние прожила. Тогда она начала закладывать в банк свои драгоценности. Билетов закладных набралась порядочная пачка, о чем она сама неоднократно рассказывала, что и о. Иоанникий подтверждал как очевидец. «Когда батюшка о. Леонид с о. Иоанникием, – так говаривала Черкасова, – посетил нас, я бессознательно вынула из комода эти билеты и положила перед ним, не сказав ни слова, а он молча пододвинул их к себе ближе и начал разбирать. Потом и опустил свою голову 12 . Мы перепугались, думая, уж не сделалось ли что с батюшкой, Но через несколько минут он простонал: „Ах, бедная! Ты должна заживо пропасть“. – „Что все это значить?» – возразила я. – „А то, – отвечал батюшка, – что по этим билетам ты должна вносить проценты, а не будешь вносить, тогда будут нарастать проценты на проценты; затем все твои вещи должны будут поступить в продажу, а чего не достанет, ты обязана будешь доплатить.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

В дальнейшем ввели уголовное наказание за «паразитический образ жизни», за тунеядство, за бродяжничество (ст.ст. 198 и 209 УК РСФСР), но это проблемы не решило - вроде бы определялся социальный статус - «осужденный уголовник», но от этого руки и ноги не вырастали. Многие же из таких беспомощных калек в первые два-три года после войны (к радости большевицких властей) просто умерли от болезней, а то и голода. Но умерли не все сразу, а оставшиеся в живых требовали лечения и содержания. Эти «винтики» (как любил говорить Вождь народов) своё дело сделали, они уже больше не принесут пользы для дела строительства социализма, а лишь мешают. Вот только куда их убрать, чтобы никто не видел этих безруких и безногих, всегда хотящих есть калек, ведь их многие тысячи! И осенило: спрятать их на дальних поселениях, в том числе на далеком острове Валаам в Ладожском озере и в других обителях, пустующих после изгнания из них большевиками монахов и клира (Кирилло-Белозерском, Александро-Свирском, Горицком...), не пуская к ним туристов, журналистов и прочих любопытствующих. И, конечно, попиков: нет, нельзя, и всё! И были эти калеки без права переписки, без возможности получить духовное окормление, без возможности вернуться. А чтобы кто-то там не подумал, что такое может быть в отношении героев войны, организовать туристические поездки на пароходе, на тот же Валаам, но туристов дальше прибрежной зоны около пристани не пускать и занимать их экскурсиями с рассказами о героизме наших воинов в годы Великой Отечественной войны. И никаких, там, разговоров про инвалидов-калек! Всё это, вне сомнения, было проявление позорного двуличия большевизма, которое скрывало полноту страданий инвалидов. И вот в 1950 году на островах Валаамского архипелага в бывших кельях и скитах Валаамского Спасо-Преображенского монастыря, был организован Дом инвалидов войны, он просуществовал до 1984 года. Геннадий Добров. «Неизвестный» Самый тяжелый контингент этого интерната составляли многочисленные, как их здесь звали, «Самовары» - фронтовики, потерявшие и руки, и ноги («самовар» потому, что при теле был только «краник»).

http://ruskline.ru/analitika/2019/09/201...

Рассуждая так, многодумный юноша знал, что, если бы можно было найти человека, который бы не знал превращений, производимых переменами времен года; если бы привести этого странника в сад, величественно покоящийся во время зимы сном смертным, показать ему обнаженные древа и поведать о той роскоши, в которую они облекутся весной, то он, вместо ответа, посмотрел бы только и улыбнулся – такой несбыточной басней показались бы ему эти слова! Так и воскресение мертвых кажется невероятным для мудрецов, блуждающих во мраке земной мудрости, не познавших, что Бог всемогущ, что многообразная Премудрость Его может быть созерцаема, но не постигаема умом созданий. Богу все возможно: чудес нет для Него. Но слабо помышление человека: чего мы не привыкли видеть, то представляется нам делом несбыточным, чудом невероятным. Дела Божия, на которые постоянно и уже равнодушно смотрим, дела дивные, чудеса великие, непостижимые. 134 Таким образом, природа, ежегодно повторяющая перед глазами всего человечества учение о воскресении мертвых, живописуя его преобразовательным таинственным действием, давала созерцающему ее Димитрию Александровичу содержание для его богомыслия, которое он изливал во вдохновенных поэтических строках, раскрывающих перед нами его внутреннюю жизнь этого времени. Чистая, богомысленая душа его, под материальным обликом видимого мира, как бы прозревающая мир невидимый, духовный, как и прежде в Александро-Свирском монастыре, так и теперь, воссылала к Творцу всего, «из среды браней, потрясающих ум и сердце из среды болезней, томящих и расслабляющих тело, из среды множества немощей, объемлющих все существование»,– воссылала слезное моление: «Господи, услыши молитву мою!» Обращаясь к Тому, Кто услышал Иону, молившегося во чреве кита, юный подвижник молил: «Господи, услыши глас мой! Изведи из темницы страстей душу мою, пролей в нее свет благодатный! Когда прольешь в нее этот свет, свет светлый и радостный, и животворный, тогда будет она исповедаться имени твоему!.. Ты, Господи, упование мое! Тогда только могу быть в стране живых, в стране святой правды Твоей, когда Ты, Господи, ниспошлешь в сердце мое благодать Твою; когда, вселившись в сердце мое, будешь часть достояния моего, моим единственным имуществом и сокровищем! И тогда возрадуются Святые Ангелы Твои возрадуются лики благоугодивших Тебе человеков, увидя спасение мое».

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Что же старец, напужанный новотворческим гонением, обедованный 1819 братнею бедою, досажденный христианскаго гонения досадою? Слышаше прошение пришедшаго странника, но бояшеся, да не лесть, подпущеная от новотворцев, пожрет того седины; внимаше гласу, говеющему пред того сединами, но ужасашеся, да не лукавство мучителское, подметнутое от противных, попрет 1820 главу его в томления пропасть; ощущаше странническаго любомудрия словеса от уст служащих, но трепеташе, да не странства имя сведет его во страну томления; почюваше 1821 от мног лет видети возжеленнаго, но трясашеся, да не нарекованный брат устроится ему в лютый враг. И того ради надолзе труждая свою старость, томяше пришедшаго странника. И по мнозем испытании укрепився надеждою в Бога, повеле предстати пришедшему. Той же, якоже обыкл бяше всегда во всех и пред всеми и везде точити 1822 свое всесклонное драгое вежество 1823 , сице и зде подобающим пустыннаго благочиния урядом 1824 , приступив к старцу, просяше сподобитися молитвы. Старец же аще и оперся бяше о надежду, но обаче, яко искусен сый, творит и еще лицевидное испытание, глаголя: «Наш ли еси или от сопостат, гонящих нас?» Той же противу: «Ни, господи мой, несмь сопостат, но присный твой брат». И тако совопрощающеся надолзе, поздравлением друг друга обдарствоваша, седоша же и по обычаю сердоболнаго разглаголства протязаху 1825 беседу сладости, конца не имущую, но единаче срезоваше 1826 юнейшаго брата жалость о не сущем ту с ними среднем брате. О нем же всеговеятелно приложи старца вопросити, той же со услышанием слова потрясеся весь несказанною тоскою и обливая свое лице и перси слезными быстринами и горким хлипанием, бия своя вежди, глаголаше: «Паки ли обновляеши сетованным твоим гласом мою печаль, паки ли срезоваеши жалостным твоим вопрошением мое убитое досадою сердце, паки ли приносиши остен 1827 , лютою печалию душю мою прокалающий 1828 ? О брате ли вопрошаеши? О нем же точию вем плакати, а не поведати, рыдати, а не сказовати, вопити, а не показовати.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Како же можем житием похвалити нашего пресветлаго венечника? – Аще того священное житие ионе 1942 отчасти изобразим в себе, аще того любовию согреемся, аще того чюдными делы удобримся. Не можем убо совершенно в того преестественную добродетель облещися, но можем отчасти добродетельным украсити украшением и страстем по силе противитися. Илия четыредесять дней постися, мы же толикаго времени поститися весма не можем, зане не прияхом толикия благодати, но можем до девятаго часа не ясти, можем уставленныя посты поститися, можем пищу ясти общую, можем собственныя и неблагословенныя пищи не вкушати, ниже устрояти, ниже пещися о ней, можем ясти на трапезе по чину общаго жития, можем в келиях безчинное и бе страшное и безчестное и запрещенное ядение отложити, можем о пищи и питии не роптати, но со благодарением и молитвою в славу Божию ясти и пити. Илия одевашеся, мы же обычныя одежды употребляем, необычныя же и неподобающия не поищем. Илия царя беззаконнаго с велиею ревностию обличаше, мы же друг друга с любовию и кротостию обличим и грех всякий и неправду и нечистоту и бе страшие и безчиние обще вси возненавидим. Илия мертваго воскреси, мы же своя души, умершия грехом, чрез покаяние воскресим и ближних наших, аще видим смертию душевною умерших, потщимся словом Божиим оживити. Аще и трикратнаго дуновения потреба будет, не обленимся троическое изобразити таиньство; аще и первый глагол празден будет, аще и вторый не действен, третий усердно принесем и Троице Святей помолимся, да своею божественною силою даст мертвому сладкий живот и всяко тщание наше не будет суетно и безделно. Сам бо Владыка рече: «Просите, и дастся вам, ищите, и обрящете, толцыте, и отверзется Илия казняше нечествующия люди бездождием, гладом и жаждею, мы же наказание Божие, за грехи наши наводимое нам, великодушно понесем, с пророком глаголюще: «Гнев Господень терплю, яко согреших – и веруем, яко достойни есмы всякаго наказания, всякаго гнева, всякий казни и вечнаго в геене мучения. И не точию сами крепко потерпим, но и нетерпеливыя увещаим терпети и не хотящия страдати за своя согрешения умолим, да постраждут зде маловременно, не три лета и шесть месяц сушу терпяще и росы не приемлюще, но все время настоящий жизни смиряющеся под крепкую руку Божию и всякия раны и казни со благодарением приемлюще за чаемое оставление грехов и обещанных благ наслаждение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И тако убо тем молящимся, люто еже мучителное воинство люте на тех обитание нападаше. И до толика свирепеяше, яко и келии их огненными оружии яростно Яже вся бывающая Божий раб с единодышущим ему христианским множеством видев, и зело вскоре огня теплейшею верою и умиленным гласомь нача пети со всеми Пречистей Богоматери пресладкую песнь: «Не остави нас в человеческое предстояние, Пречистая Подобне и другую преполнейшую умиления имну 1815 : «Владычице, приими молитву раб своих и избави нас от всякия нужа и И прочее стиха того поюще во гласе хваления, держаху свещи кождо в руках своих возжени и сами себе одеваху лютым огненным пламенем, яко златою ризою, и горкое дымокурение пияху, яко сладчайшыя медвенныя соты за пресладчайшее Исусово имя, разсудивше в себе по древней святей Домнине со дщерма яко любве ради Христовы боле есть во огни згорети, нежели новотворцем в руце вдатися. И сице добре страждуще, доблии страстотерпцы предаша души своя Господеви в лето мироздания 7231 (1723)-е марта месяца в 25-е, на самый Благовещения Пресвятыя Богородицы от здешних маловременных томлений в надежду будущия вечныя жизни отидоша, совершивше по отеческих законех крепкое 1816 течение. И тако крепкому сему адаманту в крепости усердия со стадом своимь в надежду спасения ко Господу отшедшу, преждепомянутый же брат его Гавриил крыяся бяше от новотворцев в безмолвней Менший же того брат пребывая беяше в Выгорецтем общежителстве. И яко виде себе от пресладкаго видения сладчайших своих братии надолзе удалена, воскипе абие обычнаго сердобольства кипящим пламенем и пожела всеусердно поискати единоутробных ему недрообитателей. И сице тому скровнымь желанием на путь взыскания пойти ретящуся 1817 , братская же нужда предваривши его хотение, на асийстем пути того И убо по благословению выгорецких отец в Сибирскую страну быстро поиде и, Богу поспешествующу, постиже место, идеже безмолвный Илия в пещере седяше. Едва же достиже того обитания, ударяет прошением в двери слуха старча, говеет гласом 1818 пред того сединами, любомудрствует словесы пред того служащими, являет себе быти из далечайших северных стран усерднаго по отеческих законех странника, нарицается тому братом, сказует ему свое имя, просит видети честныя его седины, печалию за сохранение отеческих законов убеленныя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Яже вся говеятелная знамения елико от устен онех слыша, толико от усклабляющихся 1809 смирением ланит видя во своем стаде Божий раб, прием дерзновение, простираше ко всем полное сладости учение: «Да не смущается, – глаголаше, – друзи, сердце ваше, иже бо аще кто хощет душю свою спасти, погубит ю, а иже погубит душю свою Исуса ради и Евангелия, той спасет ю. И кая польза человеку, „аще и весь мир приобрящет, душю же свою Или что даст человек измену на души своей, но не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих потом лишше что „И влас бо главы вашея не погибнет, и в терпении вашем стяжите душя И убо терпением да течем на предлежащий нам подвиг, взирающе на началника вере и совершителя Исуса, поминающе наставники нашя, иже глаголаша нам слово Божие, ихже взирающе на скончание жителства, подражаем вере Ибо не точию благоверия ради, но и хранения ради чистоты и постническаго жителства мнози умроша и умрети изволиша и прочим заповедаша приказании своими, якоже и Григорий Беседовник глаголет: „Не токмо убо веры ради Христовы умерший мученици суть, но и заповедей его О них же аще подробну начну вам сказовати, и то недостанет ми лето повести деющу, исчитати ли тех потщуся, но паче песка (по Давыду) тии Но за краткое сие мучителственнаго нашествия время прекратив о сих, болезненым моим гласом к вам, о, друзи, зову: претерпим мало, да негли венцы нетленными от Спаса Христа увяземся, якоже глаголет Исаак Сирианин : „Аще бо, – рече, – в подвизе Господнем умреши телесне, то и тебе Господь „будет бо благо (по церковнику) боящимся Сожжена буди наша рука, да унесет от гонителей православное двоперстное сложение, да сокрушится нога, да оставит века сего стропотный путь строптивым врагом. Не предадим благочестия, о, друзи. Аще бо и болезнен зде жгущий нас огнь, но сладко есть тамо восприятие; яр паляй ны пламень, но тиха райская порода; горек удавляяй нас дым, но медвенно новаго Царствия пиво; грозна нам смертная сия чаша, но тихо Авраамле страшны муки, но благоприветливи аггели; тяжко зде с сим веком разлучение, но легко тамо будущих покоев селение; нестерпимо зде от враг поношение, но неизреченно тамо превыспренних певцев славословие. Нам есть мати вышний наше есть, изгнанных правды ради, Царствие Нам побеждающим обещана еста яко ясти манна сокровенная, тако прияти камень бел и написанное на нем имя ново, егоже никтоже весть, токмо „Наше бо житие (по Павлу) на небесех есть "

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Не должно уповающим на Господа от находящих зол унывати, паче же иже от дому Божия начинают, по апостолу, а не от нас, но со упованием ждати избавления и не сумневатися во обетованиих, аще и замедлит, не немощен бо есть, но смотрити, не от нас ли чрез волю Божию что бысть или бывает: на нь же негодует и медлит отрешить, и, познав согрешение, всепокорне покаяние принести, с пророком зовя: «Время благоволения, Боже, во множестве милости твоея, услыши мя во истине спасения твоего. Спаси мя от брения, да не углебну 1966 ; избави мя от ненавидящих мя и от глубоких вод, да не потопит мене буря водная, ниже пожрет мене и глубина, 1965 ниже сведет о мне ровенник уст своих 1967 . Услыши мя, Господи, яко блага милость Веде, поспешит избавити, по гласу: «Не хощу смерти но обратитися и живу быти ему. Но и вы, возуповавше на нь, егоже ради страждете, егоже ради и умрети желаете, егоже ради и вечная благая получити надеетеся, прочее возблагодушствуйте и, удержавше слезы и рыдание, утешитеся и друг другу совосклицающе, взывайте: «Яко с нами и на нь уповающе будем и спасемся его ради, «яко с нами Бог». Убо за краткость и второй части доволно, устремляемся напред. Третий источник из словес («дати вам Царство») точит пресладчайшую любовь Божию. У Приточника глаголет сам Бог: «Аз мене любящая люблю, а взыскающии мене обрящут И Соломон: Любит Господь преподобная сердца, приятии ему вси непорочнии на И той же благодать указует воздания правды: «Праведницы во веки живут, и от Господа мзда им, и помышление их пред Сего ради приимут Царствие боголепия и венец доброты от руки Господни. И в Благовестии совершенство любве Божия и верующим в Сына его указуется: «Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына своего единороднаго дал есть, да всяк веруяй во нь не погибнет, но имать живот Но да и от предложенных паче известится, возносим целое паки: «Не бойся, малое стадо, яко благоизволи Отец дати вам – вышше предглаголав: «Не ищите, что ясте или что и прочая. Таже весть бо Отец ваш, яко требует сих: обаче «ищите Царствия Божия и сия вся приложатся Нижше прилагает, да имения предпослют в сокровище небесное: «Продадите, – рече, – имения ваша и дадите милостыня, сотворите себе влагалище неветшающе, сокровище неоскудеемо на небесех, идеже тать не приближается, ни моль растлевает, идеже бо есть сокровище ваше, ту и сердце ваше Да аще ищущии Царства Небеснаго и зде и уже требуют, благих не лишаются и дающии милостыню сотворяют сокровище неоскудеемо на небесех, вы како лишитеся, ихже требуете ясти и пити и одеятися, яко Царствия ради Небеснаго страждете и, вся оставльше, в надежди Божия пребывати утверждаетеся.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Живописательство пред вас, о, благочестивии слушателие, изнести хощу, не притворне на удивление очи зрящых привлачащее, но поистине первый образ изобразующее и толико уподоблением сравняющееся истине, разве яко образ, а не сущее тем точию остающееся, зографа пречюднейшаго, иже шипков 1845 и всех цветов художника имущее, иже кроме вапов 1846 и сотрений 1847 и всяких орудий точию манием, не на дсце отвне, но на скрижали мысленней внутрь, качествы цветущих добродетелей и мастьми тучнеющих душевных доблестей живописавшаго, живописательство преподобнаго Александра доблестей изнести хощу, егоже аще узрите, лепоте от удивления, мню, абие вси ужаснувшеся, едва не без духа будете; 1848 преизяществу от почюждения непщуя 1848 , абие вси устрашившеся, едва не оцепенеете и, высокости доброты внимающе, всежелателно приникнете и, красоты преизящества прилежаще, вселюбително присягнете. Ельма убо прииде днесь памятию своею к нам священный отец наш Александр, светел сам и нас просвещая, чюден сам и нас на чюдо убеждая, дивен сам и нас на удивление возбуждая, и не нас точию, но и священный свой храм прекрасно украшая, и не храм свой точию, но и бесплотныя лики, невидимо сликовствующыя, удиви, и не бесплотныя лики точию, но и самого всяческих Творца и Содетеля, иже всяческая усветлевающаго, всяческая удобряющаго и самого преподобнаго тако удивившаго и чюдна показавшаго возвесели. Темже долженствуем в настоящее священное торжество всеусердно священнаго отца всечестно усрести 1849 и всерадостно в преславнейшее происхождение его священными песньми воспети и всеутешно провождение его розженною любовию и благоговейным лобзанием запечатлети; долженствуем и на подражание того доблестей себе возбудити и на уподобление того добродетелей, поскольку можно, востещи, да якоже того предивнаго преизящества зрением насладившеся, тако подражанием доблестей уподобления взаимно онаго усладивше и сего ради благословения его и молитв получити сподобимся. Да стираются прочее вапы доблестей преподобнаго, да воображаются начертания доброты священнаго, да живописуется образ добродетелей пресвятейшаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Молодые послушники предались вполне подвижнической жизни: они держались уединения, избегали многолюдства, хранили себя всячески от вредных для безмолвия впечатлений окружающей среды, избегали ненужных встреч и лишних знакомств, чтобы держать себя в строгом молчании и блюдении ума. Все силы души были направлены у них к богомыслию и молитве. Отдельное помещение в монастырском саду, вне всяких сообщений, доставляло им желанный покой: молодые подвижники радовались своему отшельничеству. Так провели они зиму 1829 года. Димитрий Александрович, от природы наделенный способностью литературного творчества, любил созерцать картины природы и из них извлекать содержание для своего богомыслия, которое и изображал искусным пером. Здесь он написал свой «Сад во время зимы». К тому же роду литературного творчества принадлежит и другое его произведение: «Древо зимою пред окнами келлии», написанное немного прежде, в Свирском монастыре. В этих двух произведениях высказались взгляды и чувствования богомысленной души, предавшейся религиозной созерцательности, под влиянием молитвенных состояний, что испытывается лишь безмолвниками. Но недолго пришлось молодым отшельникам пользоваться мирным приютом в Площанской пустыне: им готовилось тяжкое испытание. Между строителем пустыни иеромонахом Маркеллом и старцем о. Леонидом возникли неудовольствия, вынудившие последнего оставить Площанскую пустынь и переселиться в скит Оптиной Введенской пустыни, находящейся в Калужской губернии. Брянчанинов и Чихачов также получили приказание немедленно выбыть из обители и отправиться куда угодно. Поскорбели монастырские братия на безвинное изгнание никому ничем не досадивших благонравных молодых послушников и проводили с чувствами глубокого сожаления и уважения за их тихую и строгую жизнь, дав им на дорогу пять рублей, собранных складчиной. Трудно было с тощим кошельком странствовать двоим товарищам по неизвестной стороне, не имея в виду определенного места; они старались, как можно, сократить свое путешествие и направлялись к Белобережской пустыне в той же Орловской губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010