В это время, по собственному свидетельству старца, о. Амфилохий трижды являлся преп. Александр Свирский , повелевая ему ходатайствовать о возвращении всей отчужденной земли и восстановлении обители, и обещая свою помощь. О. Амфилохий решился, несмотря на несомненную, no-мipcku, невозможность этого дела — начать его, и стоять за него до конца. На решение уездного суда о. Амфилохий послал всеподданнейшую жалобу императору Александру I; ему было отказано, а за подачу жалобы он отсидел 6 месяцев в тюрьме. Тем не менее, он неотступно продолжал хлопотать, и в продолжение 15 лет не получая удовлетворения, в 1837 г. принес снова всеподданнейшую жалобу императору Николаю I. За это, равно как за отказ объявить свое имя и звание, он был заключен в Тихвинский тюремный замок, судим уездным судом и приговорен к наказанию 5 ударами плетей и ссылке в Сибирь. Но в ту минуту, когда дело казалось невозвратно потерянным, единственным ходатаем за погибшее дело явилась помощь Божия. В Петербурге прошел слух о праведной жизни и беспримерной стойкости старца; в деле приняла участие известная православною ревностью своею, влиятельная Т. Б. Потемкина; и по докладу Государю обер-прокурора Протасова о бескорыстных движениях старца в деле о Реконской земле, велено было старца освободить и оставить в Рекони. В это же время отысканы подтвердительные документы, и о. Амфилохий, начав дело вновь и получив отказ от Новгородской гражданской палаты, принес жалобу в Правительствующий Сенат; в жалобе, между прочим, значилось: “Живя многие десятилетия в пустыни и тщательно вопия о правосудии, вот уже пятое десятилетие веду тяжбу, и, за всеми препятствиями, наконец, дохожу до высшего судилища. Умоляю оное оказать справедливую защиту не мне, столетнему старцу, стоящему уже на краю гроба и не имущему в сей тяжбе для себя никакой корысти, а желаю я собственно восстановить древне учрежденную святыню, милостью царя. Впрочем, во всем да будет святая воля Божия”. По разногласию сенаторов, дело было передано в общее собрание департаментов, а оттуда в Государственный Совет. Наконец, состоялось Высочайшее именное повеление: так как владение не может быть восстановлено без нарушения прав частных лиц, то вознаградить Духовное Ведомство суммою, заплаченною настоящим владельцем земли, с добавлением процентов за непользование (всего 42.000 руб. слишком); пустынь же велено восстановить с наименованием ее заштатным общежительным монастырем.

http://azbyka.ru/fiction/russkie-podvizh...

– Поедут беспременно. Вишь, пароходик-то наш дымит, пары разводят. А куда ездить изволили? – К «Коневской» ездили, к Александру Свирскому… А теперь куда повезут? – О. казначей возвестил, чтобы к Андрею Первозванному, часовенка там, на высоте, очень живописная красота расположения. Бывали? – Как не бывать, мы каждый год все скиты объезжаем, завсегда уж по скитам, душу радуем. Когда еще и парохода у вас не было, так на лодках ходили, годов тому двадцать. Мы старинные богомольцы, тогда билетов этих не выбирали. А теперь по билетам, за денежки. – А как же-с… пар-то развести надо? То на своем пару возили, на веслах, а теперь надо пароходик оправдать. А с бедного богомольца мы не взыскиваем. Кто побогаче — за него мзду и положит, вот и ладно выходит, по-Божьи. Не правда разве? А не от корысти мы. Мы для богомольца всякое удовольствие предоставляем. Стих даже для богомольца поют, монашек наш придумал. «Пречудный остров Валаам» — называется, «обитель избранных людей». Видно сверху, как на пристани, у пароходика, чинно расхаживают в долгополых рясках и острых шлычках, перетянутые кожаными поясами, мальчики-монашонки, отданные родителями в духовное наставление на год-другой. Ведут они себя чинно, солидно даже, как настоящие монахи. На их лицах — присматривался я к ним подолгу — залегла несвойственная их летам сосредоточенность, вдумчивость, сознание некоего подвига. Пожалуй и хорошо это. О. Антипа все говорил бывало: «от святого не будет плохого, молитвами силы набирают». Невольно улыбнешься, когда услышишь, как мальчуган, серьезный не по годам, входя к вам в келью с видом смиренного брата, напевно тянет: «Молитвами Святых Отец, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, по-ми-луй на-ас…» Неподалеку вижу я коренастого старика в священнической шляпе. Он стоит у решетки и смотрит к Никольскому скиту. Загорелые кулаки его постукивают по решетке, будто от нетерпения. Оттуда, с Ладоги, приходят пароходы. Но там еще ничего не видно. «Пароход!» — слышу я хриплый возглас, тревожный, возбужденный, и вижу, как рыжий сапог старика бьет по гранитному столбику решетки. «Слышите… гудит?» — тревожно говорит старик сам с собой. Я посмотрел к Ладоге — нет никакого парохода. И услыхал: «и сегодня нет».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Такой анархизм и антиномизм не только не могли иметь надежды на быстрое и успешное распространение среди православных, но испугали н самих малеванцев. Только в с. Турбовке Свирского уезда Лысенку удалось сорганизовать из малеванцев коммуну из 80-ти человек, которая всецело осуществила анархические и антиномистические идеи Лысенка. Эта коммуна, бросивши земли и хаты, продавши, что можно, и раздавши остальное своим односельчанам, в ноябре 1899 года двинулась было на переселение в Казань, но из Киева, действием администрации, возвращена была обратно. Здесь, в этой коммуне, было осуществлено полное отрешение от всякого труда, полная половая свобода в отношениях мужчин и женщин, полное непризнание законов и властей. Конечно, такое анархическое и антиномистическое существование было невозможно в течении долгого времени. Уже чрез месяц после похода в Казань, Лысенко с главными их своих последователей должны были оставить коммуну и бежать от голода и ненависти своих последователей, которая сменила былую восторженную любовь и преданность. За сим и остальная коммуна возвратилась к обычному житейскому укладу жизни, а Лысенко со своими последователями тайно перебегал из одного места губернии в другое, но такого успеха, как в Турбовке, он нигде не имел. Сильное волнение он произвел лишь в селе Павловке Уманского уезда в 1902-м году и в с. Петро-острове Херсонской губернии в том же году. Имела некоторый внешний успех лысенковская компания этих бродячих малеванских пророков и в с. Рачканах Минской губернии. Лысенко и его последователи, эти бродячие пророки малеванства, проповедовая и осуществляя свои анархические и антиномистические идеи, ведут мирную пропаганду, нигде не проповедуют и не осуществляют свои идеи насильственным путем, нигде не пытаются подоить население на насильственное ниспровержение властей, закона и православной Церкви. Иначе повел пропаганду малеванства один из первых последователей Малеванного, Моисей Тодосиенко, произведший в 1901 году известный погром в с. Павловке Харьковской губернии, сосланный за это на каторгу и во время русско-японской войны бежавший оттуда, с о. Сахалина. Малеванство, проповедуемое и осуществляемое Тодосиенко, анархического также характера, но это не пассивная анархия, а революционная.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

4. Строго учитывая психологию населения уезда, соотношение сил и периодические групповые и единичные выступления доморощенных реакционеров, исполком в данном случае действия свои пересматривал с присутствием членов губревисполкома и губкомпартии 10 января и еще раз нашел вполне справедливым. 5. Вытегорский уездный исполком, стоя на страже завоеваний и углубления Октябрьской революции, еще раз заявляет всем противникам советской власти, что как бы они ни старались спровоцировать налаживающееся социалистическое строительство, им не удастся. Председатель исполкома                              Мехлец Тишин Резолюция: В Комиссариат юстиции и внутренних] дел с пояснением, что никто из представителей советской власти по Конституции не имеет права запрещать отправлении церковных служб. Набатный звон запрещен, кроме пожаров, и, конечно, за этот проступок надо виновных предавать суду. В таком же духе ответить в решительной форме в г. Вытегру с указанием § Конституции. В. Б[онч]-Б[руевич] 1255 . ГА РФ. Ф. Р-130. Оп. З.Д. 214. Л. 23а об., 236. Подлинник. VI.41. Справка эксперта VIII отдела М.В. Галкина заведующему VIII отделом НКЮ РСФСР П.А. Красикову о вскрытии мощей в 1918 г. 1919 г. На основании имеющихся в VIII отделе сведений в 1918 году в пределах Советской России было произведено 58 вскрытий мощей, которые везде были произведены по почину самих же трудящихся масс. Первыми по времени (в ноябре года) были вскрыты мощи так называемого Александра Свирского в пределах Олонецкой губ. Мощи оказались восковой куклой. В 43 случаях были найдены полусгнившие, растирающиеся от времени в порошок кости, обложенные громадным количеством ваты; в 12 случаях были обнаружены мумифицированные трупы (в Новгороде, в Ярославле, во Владимире, в Донском монастыре и в Вологодской губ. – Прокопия Устьянского); в 1 случае – серебряная кукла – футляр, в который были заключены кусочки костей, залитых воском, вместо головы оказался восковой слепок (мощи Питирима Тамбовского); в 1 случае было не найдено ничего, хотя была тщательно осмотрена не только самая гробница, но и разрыта под нею земля на глубину 5 арш[ин] (мощи Макария Жабынского).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

… Отдельной истории заслуживают мощи преп. Александра Свирского. Они воистину уникальны. Недаром изумленные большевики так старательно объявляли их «восковой куклой» и… отправили в институт для изучения. О первой, удивительном их обретении, засвидетельствованном множеством людей, я уже писал. Они были найдены нетленными и мироточащими в царствие первого царя из династии Романовых (что было воспринято им как добрый знак). Затем первыми из всех мощей, изъяты большевиками и было даже имитировано их «уничтожение» (найденные ныне в архивах документы однозначно свидетельствуют о их перевозке в Петербург чекистами). И было чему удивляться: естественная мумификация такой высокой степени сохранности современной наукой необъяснима. «Старейший сотрудник Военно-медицинской академии, анатом, кандидат медицинских наук М. В. Твардовская высказалась следующим образом по поводу необычайно хорошей сохранности тела: «Я ничего подобного за все годы своей работы не видела». Рентгенолог Е. Р. Борисов (сотрудник СМЭС, участвовал в исследовании мощей св. Иоасафа (Белгородского) также оценивает сохранность тела, как совсем особенную, полагая, что этот случай «представляет интерес для науки». Сохранилась не только пожизненная внешность, но и кожа лица — не сморщено-высохшая, а весьма гладкая и эластичная; цвет кожи светлый, с желтовато-янтарным оттенком… Из заключения главного стоматолога Министерства обороны РФ, начальника кафедры челюстно-лицевой хирургии и стоматологии, профессора и полковника медицинской службы В. Н. Балина, на кафедре которого мощи святого Александра Свирского тоже проходили экспертизу: «Совершенно уникальна сохранность мягких тканей лица и околозубных тканей: лоб, нос, щеки, десна, что вписывается в известные свидетельства об исключительно хорошей сохранности мощей некоторых святых в сравнении с мумифицированными телами мирских людей»» -это не единственная статья, пронизанная удивлением подобного состояния мощей. Вторичное обретение мощей произошло в 1998 году. Большевики тщательно «заметали следы», и потому возвращению мощей предшествовала долгая поисковая работа по архивам. Затем были проведены целый ряд экспертиз (хотя и так понятно, что мощи такой «сохранности» — единичны в мировом масштабе, но «порядок есть порядок»). Я уже писал о том, что иконы с изображением Александра Свирского необычны: во-первых, они практически «писаны с натуры», учитывая удивительную сохранность мощей, во-вторых Александр Свирский принадлежал к вепсам, и округлая форма его черепа не характерна для «удлиненных» ликов русских икон. (К слову сказать: инокиня Леонида (Сафонова), участвовавшая в поисках мощей, «в миру», после окончания Ленинградского государственного университета на протяжении 30 лет занималась исследовательской работой в области биологии клеток и тканей человеческого организма, она автор более 60 научных работ, кандидат биологических наук, так что даже в этом можно положиться на мнение специалиста.)

http://azbyka.ru/parkhomenko/faktotum-il...

Thu, 28 Sep 2006, 10:00 Сергей Путилов Православие в мире Северная Палестина - к преподобному Александру Свирскому После одного значимого события в поездке, в самом начале пути, мы вообще все сплотились… Это событие потрясло нас до глубины души, и не написать о нем невозможно, так как здесь явлены были чудо и милость Божии к нам, грешным... Tue, 19 Sep 2006, 11:55 Марина Дымова Православие в мире По водам семи морей Видим, что справа исповедует католический батюшка и справа же от входа замечаем огромную православную икону Успения. Вид у нее очень древний, потемневшие лики. Повсюду надписи на латыни. Читая их, радостный Леха поминает добрым словом иеромонаха Дионисия (Шленова). Tue, 12 Sep 2006, 10:02 Андрей Кудряшов Православие в мире Виа Долороза Здесь начинается знаменитая Виа Долороза, Скорбный путь. Им Сын Божий шел через бичевание, плевки и насмешки к месту Своей казни – на Голгофу. На своих израненных плечах Спаситель нес крест, который есть ничто иное, как наши грехи. Thu, 31 Aug 2006, 09:09 Сергей Путилов Православие в мире Монастыри Болгарии Монастыри Болгарии с самого начала их основания были очагами просвещения и письменности, храмами искусства и памятниками архитектуры, хранилищами национальных традиций в эпоху османского ига. Монастыри - это сама история Болгарии, подлинная летопись величайших испытаний, выпавших на ее долю. Mon, 21 Aug 2006, 10:13 Михаил Иванов Православие в мире Между войной и рэкетом Как же живется здешним христианам? Судите сами - последние пол века библейские места, не переставая, лихорадит от жестокого арабо-израильского конфликта. При этом, разумеется, крепко достается и христианам, оказавшихся между двух огней. Едва в 1948 году англичане ушли из Святой Земли, и ООН провозгласила создание еврейского и палестинского государств, последние тут же схватились друг с другом. Tue, 15 Aug 2006, 09:00 Сергей Путилов Православие в мире Иерусалим между прошлым и будущим Если ты не иудей, израильтяне относятся как к врагу. Но я решил, что это мой путь, христианство - моя вера. Я не могу принять иудаизм. Поэтому в мои планы входит покинуть Израиль. Я надеюсь, что рано или поздно все же смогу уехать из этой страны. Здесь я никогда не смогу чувствовать себя свободным.

http://pravmir.ru/travel.html

Видлицкий съезд братчиков 26 ноября 1908 года, созванный по случаю первой годовщины Братства, выработал ряд мероприятий, касающихся издательской, просветительной и миссионерской деятельности Братства и имеющих в виду оживление деятельности духовенства карельских приходов. В частности, съездом, высказаны пожелания: 1) об издании в достаточном количестве экземпляров на карельском языке праздничных евангельских чтений, своевременной (заблаговременно до наступления Праздников) рассылке их по приходам, снабжении ими в 1 экземпляре школьных библиотек и распространение их среди карельского населения за плату их стоимости, издания в ближайшем будущем сборника евангельских, литургийных и утренних чтений, собрания от духовенства карельских приходов сведений о местных храмовых и народных праздниках для издания на карельском языке соответствующих листков и бесплатной раздачей их карельскому населению; об устройстве церковных хоров из учащихся и народа и преподавании церковного пения в школах с привлечением к этому делу, в случае неспособности учаших, псаломшиков и диаконов, о привлечении последних к миссионерской деятельности и устройстве в этих видах порайонных краткосрочных (на 2–3 недели) в летнее время псаломщических курсов с чтением на них лекций по апологетике и вообще миссионерскому делу и с указанием местом для таких курсов в Олонецком уезде Александро-Свирского монастыря, о съездах окрестного духовенства на местные храмовые и народные праздники для торжественных богослужений и обмена мнением по делам пастырской практики и устройстве пастырских собраний во время благочиннических съездов, о периодических объездах священниками своих приходов с совершением во время их литургийных богослужений на антиминсах и ведением по деревням духовных бесед с народом, об устройстве священниками катехизических курсов для молодежи, начавъ это дело с периодической проверки в знании истин веры окончивших курс начальных школ и сообщая о результатах ежегодно благочинным для внесения в годовой отчет, об устройстве священниками кружков трезвости, наблюдении ими за преподаванием закона Божия светскими лицами и назначение последних по предварительном сношении с местными священниками, о сохранении на будущее время 2-х должностей братских миссионеров, о торжественной встрече присланной с Афона Братству иконы Св. Пантелеймона и помещении ее в Колат-Сельском храме, Туломозерского прихода.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЗЪЯТИЕ ЦЕРКОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1922), антицерковная кампания советских властей, организованная под предлогом сбора средств для оказания помощи голодающим; один из этапов гонений на РПЦ в советский период. Имело целями дискредитацию и разрушение РПЦ как организационной структуры, проведение массовых репрессий против духовенства и приходского актива, а также получение валютных средств на нужды властей. Масштабные конфискации имущества РПЦ проводились с начала установления советской власти. Так, в янв. 1918 г. были изъяты находившиеся в распоряжении Синода ценные бумаги и активы на сумму 46 млн р. Массовыми были реквизиции во время гражданской войны, особенно во время кампании по вскрытию мощей . В окт. 1918 г. только в Александро-Свирском мон-ре органами ВЧК было изъято ок. 40 пудов серебра в «церковных изделиях». В 1919 г. в Новгородской епархии было взято ценностей из монастырей и церквей на сумму свыше 1 млн р. золотом. Общее количество разграбленного и пропавшего в годы революции и гражданской войны церковного имущества оценивается исследователями (Н. А. Кривова и др.) приблизительно в 7 млрд р. Разграбление церковного имущества нередко сопровождалось расправами над препятствовавшими этому духовенством и мирянами. Воззвание Святейшего Патриарха Тихона. 6 февр. 1922 г. Воззвание Святейшего Патриарха Тихона. 6 февр. 1922 г. Поводом к антицерковной кампании 1922 г. стал массовый голод в ряде регионов (прежде всего в Ср. и Н. Поволжье, а также в Предуралье, на Кавказе, в Крыму, на юге Украины и др.). Причинами бедствия были жестокая засуха и проводимая властями во время гражданской войны продразверстка (насильственное изъятие «излишков» сельхозпродуктов), исчерпавшая хлебные запасы крестьянства. К маю 1921 г. в 34 губерниях от голода страдало более 20 млн чел. (ок. 1 млн скончались). Перед лицом народного бедствия власти вынуждены были разрешить организацию общественной помощи голодающим. С 1918 г., согласно декрету «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», действовал запрет для религ. орг-ций любой благотворительной деятельности. Однако по инициативе общественных деятелей (в частности, Максима Горького ) власти дали согласие на участие в кампании солидарности с жертвами голода Патриарха Московского и всея России св. Тихона , хотя в созданный 21 июля с участием общественности Всероссийский комитет помощи голодающим (Помгол) представители религ. орг-ций включены не были.

http://pravenc.ru/text/293919.html

— Можно с лёту довериться и духовно не­опытному человеку, «младостарцу»… — Да. Младостарцы — это молодые, не­опытные священники, которые считают себя людьми, знающими волю Божию, всё понимающими, всё видящими. А на самом деле это не так. Да, безусловно, бывают исключительные случаи: преподобный Александр Свирский уже в 18 лет считался старцем, преподобный Амвросий Оптинский в 38 лет стал старцем. А в обычной нашей жизни люди приходят зрелыми к этой харизме, к тому послушанию, которое Господь может возложить на человека непосредственно или через духовного отца. Но если мы не видим чего, а утверждаем, что видим, и настаиваем на этом, то горе нам, священникам, духовникам!.. Поэтому, повторюсь, спешка ни к чему. Я уже 36 лет служу в сане священника, и много людей прошло через меня и остановилось у меня как у духовника. Но раньше я преждевременно устанавливал отношения: человек просит об этом, «влюбился» как в священника с первого взгляда и думает, что все будет благополучно. Были и такие случаи, когда люди уходили от меня, наверное, разочаровываясь, наверное, потому, что я не смог достаточно глубоко ответить на их вопросы. А может быть, отвечал так, что вопрошающим было неинтересно слушать. Разные бывают причины отхода верующих мирян от своих духовников. И для того чтобы этого не было, я постепенно, с опытом, стал устанавливать какой-то период, так скажем, «воздержания» до заключения отношений. Я говорю: «Понаблюдайте за мной. Я вам не откажу ни в коем случае, буду сейчас на правах “исполняющего обязанности” духовного отца. Но не буду таковым до тех пор, пока вы не посмотрите на меня достаточно продолжительное время». — При этом Вы исповедуете этих людей? — Да, конечно, исповедую, беседую, отвечаю на все те вопросы, которые они ставят передо мной. — Чем отличается духовное чадо от человека, который просто приходит на исповедь? — А чем отличаются свои дети от чужих детей? Наверное, тем же. Твои дети тебя слушаются, по крайней мере, обязаны слушаться до какого-то возраста. Да и потом, может быть, послушание сохраняется, если это полезно будет. А чужие дети тебя не слушаются. Они к тебе могут обращаться за каким-нибудь советом, за конфеткой, условно говоря, за объяснением чего-то. Вот и исповедующийся человек, не являющийся духовным чадом, находится примерно на таком уровне отношений со священником. Послушание и свобода

http://foma.ru/duhovnik-kak-iskat-zachem...

Кротостью же он стяжал общую любовь при жизни и явился создателем обители, которая стала навсегда тихим пристанищем для гонимых миром искателей Горнего Иерусалима. Тяжела была прошлая жизнь Карел, которые издавна осели сначала на берегах Северной Двины и Белого моря, а потом переселились ближе к берегам Ладожского и Онежского озер и Балтийского моря. Это племя издавна подчинилось Русскому Царству. Постепенно и мирно сжились они с русскими, когда те, начиная с XI века, придвинулись к местам поселения Карел. Православные не гнушались вступать в браки с карелами; заводили с ними торговые сношения и мало-помалу просветили их светом веры Христовой. В великом деле просвещения карел светом истинной веры, главным образом, потрудились иноки Валаамского, Соловецкого, Коневского, Свирского и других северных монастырей. Сделавшись православными, карелы усвоили и весь быт русских людей. Вместе вели торговые дела; вместе и воевали против немцев и шведов, редко когда ссорясь между собою. Но тяжело было прошлое нашего Отечества. Теснимое врагами отовсюду, оно, как и все другие царства, не раз в войнах терпело уроны и во время одних неудачных войн теряло то те, то иные области; в следующие, происходившие вскоре же, войны, возвращало потери назад, и так случалось иногда по несколько раз в одно – два столетия. Карелы жили на границе России и Швеции. Шведы всегда старались оторвать север России и вели много войн с нами, пока Великий Петр не нанес им навеки непоправимого поражения. В такие войны, в пору Смутного времени особенно, и ранее, и попозже, часть областей, где жили карелы и русские, отошла к Швеции. Часть карел осталась под русским владычеством, а часть, называемая Приладожской Карелией, оказалась под властью Шведов. При Государе Петре Великом вся Карелия была отвоевана обратно, а при Государе Александре I, когда Выборгская губерния, по проискам нехороших людей, была, к несчастью, присоединена к Финляндии, отошла туда же и отвоеванная часть – Приладожская Карелия. С той поры и распалась Карелия на две части: чисто русскую – в пределах Архангельской и Олонецкой губерний, и финляндскую, где, по примеру прежних веков, и доныне стараются изгнать из жизни карел все, что только напоминает русское имя и русскую веру. Судьба карельского племени далеко не одинакова в той и другой половине его поселений.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010