222 Морская Мария Ивановна; (ок. 1877 – ?) – слушательница Высших Богословских курсов. 352, 358 Москалев Федор Иванович – член Приходского Совета Петергофского Петропавловского городского собора, инженер-электрик. 215 Мудролюбов Николай Васильевич; (ок. 1903 – ?) – слушатель Высших Богословских курсов. 358, 367 Мудролюбов Тихон Васильевич; (ок. 1901 – ?) – слушатель Высших Богословских курсов. 358 Надежин Александр Петрович (в монашестве Александр); (16 ноября 1857 – 15 июля 1931). Родился в с. Пагачинцы Олонецкого уезда и губернии. Окончил Олонецкую ДС (1879) и С.-Петербургскую ДА (1883), к. б. С 27 августа 1883 – помощник смотрителя Петрозаводского ДУ. По отзыву ревизора (1888) «преподавал Св[ященную] историю с успехом. [...] Изъяснения наставника отличались живостью и простотою. В должности помощника смотрителя Надежин трудился с усердием и в надзоре деятелен». С 4 сентября 1890 – смотритель Каргопольского ДУ и с апреля 1894 по 1896 – председатель Каргопольского уездного отделения Олонецкого епархиального училищного совета. С 1896 по 1908 – член Олонецкого епархиального училищного совета. С 12 апреля 1896 – инспектор Олонецкой ДС; с 20 октября 1897 освобожден от духовно-учебной службы. 26 октября 1897 рукоположен во священника с назначением настоятелем Петрозаводского кафедрального собора и благочинным церквей города. 4 ноября возведен в сан протоиерея. С 26 октября 1897 – председатель совета Олонецкого епархиального женского училища и преподаватель русского языка в нем, с 1 ноября 1906 – одновременно преподаватель гомилетики Олонецкой ДС. Состоял (с 1897 до 1 ноября 1906) штатным членом Олонецкой духовной консистории, членом совета Александро-Свирского братства. При возведении Братского дома в Петрозаводске в 1899–1900 возглавлял строительный комитет. Печатался в ОГВ, вел раздел «Местная хроника» в ОЕВ (1898–1907). Был женат на Ольге Алексеевне Пономаревой (около 1867 – 2 февраля 1907). С 9 января 1908 по 1 ноября 1912 – ректор Тверской ДС. 2 февраля 1908 в Петрозаводске состоялось его прощальное чествование.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Торопецкий-Иоанно-Предт., I, 222. Торопецкий – Небин – Троиц. – Сергиев, II, 941. Торопецкий-Никол.-Особный, II, 994. Тотемский-Богород.-Владим., II, 648. Тотемский-Спасо-Суморин, II, 1177. Трегуляев-Предтеч., Тамб. г., I, 493. Трехсвятский-Тверской, II, 1202. Трех-Святительская-Богоявл.-Важский, Арх. г., II, 659. Трех-Святительский-Киевский, II, 691. Трех- Святительский – Отенский, Новг. г., II, 1031. Трех-Святительский-Спасо-Елеазаров, Пск. г., I, 444. Трифонов-Вятский, II, 1223. Трифонов-Чусовск., Перм. г., 1224. Троиц.-Авнежский, Волог. г., II, 595. Троиц.-Алатырский, II, 1249. Троиц.-Александро-Невская, I, 591. Троиц.-Александро-Свирский, Олон. г., II, 607. Троиц.-Андроницкий, Черниг. г., II, 615. Троиц.-Анзерский, Арх. г., II, 1257. Троиц.-Астраханский, II, 1275. Троиц.-Битюцкий, Ворон. г., II, 1259. Троиц.-Болдинский-Чернигов., I, 214. Троиц.-Болдин, Смол. г., II, 669. Троиц. – Борковская – Холуйская, Влад. г., I, 84. Троиц. на Бору, Яросл. г., II, 1260. Троиц. – Борщовский или Борщевский, Ворон. г., II, 680. Троиц. -Белбажский или Белможский, Костр. г., II, 683. Троиц.-Белозерский, II, 1278. Троиц.-Белопесоцк., Моск. г., II, 1261. Троиц.-Варнавинская, I, 101. Троиц.-Васильегорский, Нижег. г., II, 1262. Троиц.-Васильсурский, II, 1262. Троиц.-Велико-Будищ., Полт. г., I, 518. Троиц.-Великолуцкий, II, 1280. Троиц.-Вельевская, Новг. г., II, 756. Троиц.-Верховятская, Вят. г., II, 1225. Троиц.-Владычин, Олон. г., II, 1215. Троиц.-Волновская, Кур. г., II, 1226. Троиц.-Волпиповская, Кур. г., II, 1226. Троиц.-Вольновск., Харьк. г., II, 1263. Троиц.-Галилейская, Новг. г., II, 756. Троиц.-Гледенский, Волог. г., I, 162. Троиц.-Гороховецкий, II, 1006. Троиц.-Густынский-Прилуцкий, I, 167. Троиц.-Данилов-Переяслав., II, 1264. Троиц.-Дерманский, Волын. г., I, 168. Троиц.-Дивногорск., Яросл. г., II, 1227. Троиц.-Димитриевск., Симб. г., II, 1251. Троиц.-Дорогошанский, Калуж. г., II, 1265. Троиц.-Дорофеева, Яросл. г., II, 1362. Троиц.-Досифеева, Новг. г., II, 786. Троиц.-Драгошан., Калуж. г., II, 1265.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

д.». XVIII в. 4. Большой дискос XVI в. с чернью, по краям апостолы, на пост[аменте] – евангелисты. Старинные кресты тельные 1. 4-конечн[ый] византийский XV в. 2. 4-конечный в раме, хорошей работы, XV в. Кресты 1. Онизан жемчугом по 4 направлениям 4-конечный. 2. Перламутровый – расп[ятие] 4-конечн[ое], окружен зелеными мелкими камнями (цепь). 3. Оригинальный серебр[яный] с мелкими крыльями. Цепь филигр[анной] работы. 4. Старинный – янтарное распятие в середине. Стразы в серебре, цепь филигр[анной] раб[оты]. 5. Распятие на финифти (без уголка), стразы. Цепь простая. 6. Распятие на яшме, цепь – штучная, кольчатая. Подвесок перлам[утровый]. 7. Кресте красными камнями, с короной. Цепьсеребр[яная], кольчатая. 8. Старинный крест, стразы и хризолиты, 4-конечный, цепь филигранная. 9. Крест массивный, аметисты поддельные. Христос в середине и серебр[яная] цепь. 10. Крест, красные камни, на фигурной цепи. 11. Крест, распятие писано маслом, 4 аметиста по углам. Стразы, цепь серебр[яная], массивная. 12. Крест, стразы и большие топазы. Панагии 1. Панагия с Христом. 2. Панагия с Богоматерью. 3. Панагия с гравирован[ным] изображением святого. Митры 1. Митра бархатная XVII в. (сомон) с грав[ированными] серебр[яными] бляхами, поддельн[ые] камни. 2. Митра парчовая, в настоящих мелких жемчугах, поддельн[ые] камни. 3. Алого бархата с настоящими овальными жемчугами и серебр[яными] бляхами. Внизу – металлич[еский] пояс с рельеф[ной] вязью. 4. Парчовая, в жемчугах, в клетку. Филигр[анное] изобр[ажение] святых, поддельн[ые] камни. 5. Парчовая, шитая золотом. 6. Алого бархата, XVII в. Поддельн[ый] жемчуг, серебр[яные] бляхи с изображением) святых. 7. Парчовая, шитая золотом, изображение] на финифти. Раки I. XIX в. 2. Малая XIX в. – ковчежец. 3. Остатки от раки, пожалов[анной] царем Михаилом Федоровичем. Без футляра, который уничтожен (он был новый сосновый). 127 разнородных по качеству и количеству предметов первой необходимости, подлежащих учету, переданы в Комитет деревенской бедноты Александро-Свирской слободы для распределения между нуждающимися, на что в деле об Александро-Свирском монастыре имеются соответствующие расписки и оправдательные документы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Леонида, приняли участие в старцах, заступились за них, и слова их подействовали на митрополита Амвросия. К этому времени пришло еще и донесение от о. Илариона о невинности старцев. Митрополит с огорчением увидел, что он едва не сделал большую несправедливость. Игумен Иннокентий вызван был к Владыке и встречен грозным и безцеремонным вопросом: «Что ты, старый.., со мною было сделал? По твоей милости я чуть было не осудил людей, лучших нас с тобой». Игумену велено было всячески покоить старцев в своей обители с угрозой, что, в случае их жалобы, он будет сменен. Старцам же передано было, чтобы они были уверены в защите высшего начальства. Но это несогласно было с понятием смиренномудрых подвижников о монашестве. Они никак не могли и не хотели согласиться как бы то ни было преимуществовать пред настоятелем, волю которого каждый истинный монах считает за выражение воли Божией и потому скорее согласен терпеть от него скорби, нежели возвышаться над ним. А кроме того, зная хорошо сердце человеческое, старцы не надеялись, чтобы настоятель совершенно умиротворился по отношению к ним. Вследствие чего они признали за лучшее оставить Валаам. Впрочем, не следует по одному этому случаю считать о. игумена Иннокентия человеком недоброжелательным, ибо он оставил по себе добрую память. Если же и случилось с ним описанное искушение, то, как всякий может видеть, оно было следствием его недоразумения. Незадолго перед выходом из Валаамского скита о. Леонид был в С.-Петербурге и явился к митрополиту Амвросию, вероятно, для личного объяснения о постигшем его с о. Феодором искушении, а вместе и с просьбой о дозволении им переменить место жительства. В это время он имел случай познакомиться с некоей полковницей, Акилиной Ивановной Черкасовой), которая, будучи вдовой, жила вдвоем с своей больной дочерью, Любовью Николаевной. Этой Акилине Ивановне о. Леонид оказал великую помощь. К сведению примем, что в Александро-Невской Лавре жил один из учеников о. Леонида, монах Иоанникий, который проходил послушание свечника.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Видя себя почитаемым и прославляемым от людей, он сильно беспокоился об этом, и начал думать, как бы избежать от славы человеческой и удалиться в пустыню, и там поработать Единому Богу, от которого и получить прославление славою вечною пред Ангелами и человеками, так как весьма не любил он славы человеческой, считая себя достойным поношения и срама от людей. Придя однажды, по обычаю, за благословением к игумену и припав к ногам его, исповедал ему свою сердечную печаль и помышления, прося его благословить и отпустить в пустыню на уединенное в безмолвии пребывание в постоянном служении Единому Богу. Игумен подивился такой его просьбе и не дозволил сделать этого, говоря: «Ни, чадо, не глаголи сего, юну ти сущу; и несть ти время верховныя степени уединеннаго молчания касатися, не утвердившу ноги на корени первыя степени общаго жития и послушания; егда тамо ненадеемое найдет на тя искушение от завистника и искусителя диавола, и ктому не возможеши седети, юну ти сущу и еще не искусну на сие; и сего ради мы вси поругани будем от общаго врага диавола, повинувшеся воли твоей». Было же это устроено Благим и Человеколюбивым Богом, чтобы не скрылось в пустынных горах, как бы под спудом, такое великое светило, приготовленное от него для просвещения многих душ, во тьме греховной пребывающих. Преподобный Александр, повинуясь воле игумена, испросив у него прощение в этом, продолжал пребывать в послушании, трудясь вместе с братиею, и если видел кого обессиленным от труда, такому помогал. И так непрестанно каждый день служил братии, ночью же, пребывая без сна, стоял и молился Богу, представляя из себя как бы какой-то одушевленный столп, и множеством коленопреклонений и лежанием на земле умерщвлял плоть свою. Пищею ему служили хлеб и вода, употребляемые в малом количестве; одеждою довольствовался худою, с заплатами, лишь бы только прикрыть наготу свою. Зимою претерпевал стужу; а от великих трудов кожа на теле его сделалась такою жестокою, что не боялась и каменного ударения; таким немилостивым и гневливым, как бы врагом, являлся он к своему телу. Игумен и вся братия обители дивились такому его жестокому пребыванию и мужественному терпению, что в других мало встречается, и благодарили Бога, даровавшего ему такое терпение и крепость.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svir...

Много позже, когда маленький пастушок стал иноком Алипием, а затем и иеросхимонахом Антипой, и достиг возраста и меры зрелого духовного мужа, доводилось ему встречать в монастырских храмах Святой Горы Афон образ Иисуса Христа в виде крылатого ангелоподобного отрока со скрещенными на груди руками. Этот, в ангельском облике, образ Спасителя и Бога Сына, посланного Богом Отцом в грешный мир и предназначенного стать жертвой за падший человеческий род, называется «Спас Благое Молчание». И в глубине сердца отец Антипа всегда соотносил этот образ с теми начальными уроками безмолвия и тишины, что преподаны были ему еще в раннем детстве Самим Господом Иисусом Христом. Долгое время Александру, как некогда и отроку Варфоломею – преподобному Сергию, как и отроку Амосу – будущему преподобному Александру Свирскому , постриженику Валаамскому, грамота не давалась. Все его усилия были напрасны, и самое усердное прилежание не приносило плодов. Учителя, видя его неспособность к учению, даже советовали ему оставить школу и осваивать какое-либо ремесло. Мальчик горько плакал и сквозь слезы говорил, что его единственное желание – научиться читать. «Я до смерти буду заниматься только чтением божественных книг», – неустанно повторял он, обнаруживая упорство и цельность натуры. Часто ночью, когда все уже спали, ребенок долго сидел в полумраке бедного жилища при свече, оплывающей в простом деревянном подсвечнике, и при крошечном огоньке лампадки пред образами и прилежно водил пальцем по никак не дававшимся ему строчкам, и время от времени глаза его застилали слезы. Наконец, уставший мальчик засыпал, постигая грамоту, над Псалтирью, и там, во сне, видел буквы, которые складывались в слова, и он свободно читал их, и чистое детское сердце его трепетало от радости. А проснувшись, понимал, что это был только сон, и тогда горю его не было предела. Но ведь известно, что все перетрут терпенье и труд. Они, да еще горячая молитва отрока, и вот, наконец, Священное Писание и святоотеческие книги – божественные книги, которые некогда летописец Нестор поэтически сравнил с «реками, напояющими вселенную», – становятся главными собеседниками и наставниками юной души. И всю остальную жизнь черпала она в них духовное назидание и находила неизменное утешение.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Худой ( худый ) – категория не столько физиологическая, сколько морально-нравственная. Худой человек – небогатый, незначительный человек, мелкий, низкий, презренный, грешный. Целовать – означает здороваться, приветствовать. Чесать ( чесати ) – щекотать, ласкать. Честный. Это слово у нас ассоциируется с правдивостью, доверием. Но честный значит «почтенный, досточтимый» (от честь – почет, уважение, цена). То есть доверие от того, что человек почтенный, уважаемый, а значит, достойный доверия. Чинить ( чинити ) – на самом деле имеет отношения не только к ремонту, но также означает «делать, творить, составлять, устраивать» (чинить препоны). Шататься ( шататися ) – неистовствовать, дышать злобой. Ябедник ( ябетник ). По одной версии древнерусское, по другой – германское слово. Ябедниками первоначально назывались должностные лица, судьи, либо сборщики податей. Вероятно, из-за плохого отношения к этим чиновникам это слово приняло современное значение. Ягодица – щека. Рейтинг: 9.8 Голосов: 301 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  В работе использовались Полный церковно-славянский словарь протоиерея Г. Дьяченко и Универсальный словарь по русскому языку (этимологический словарь). скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Александр 11 марта 2024, 21:45 Марина 27 февраля 2024, 16:47. Что для вас стало понятно? Рассмотрим стих 33 псалма 17 Псалтири: Бог препоясывает меня силою и устрояет мне верный путь; (русский). Бог препоясуяй мя силою, и положи непорочен путь мой: (церковнославянский). Нет такого оборота ПРЕПОЯСУЯЙ, есть ПРЕПОЯСАТИ (т. е. опоясывать) посмотрите, к примеру, как это же слово писалось в старом тексте Псалтири, по которому молились такие преподобные как Сергий Радонежский, Александр Свирский, другие подвижники: «Бог ПРЕПОЯСА мя силою, и положи непорочен путь мой». А что у нас ныне читают: «Бог ПРЕПОЯСУЯЙ мя силою, и положи непорочен путь мой». Откуда взялось выражение — препоясуяй? Марина 27 февраля 2024, 16:47 Статья - супер! Стали понятны многие слова из Псалтири.

http://pravoslavie.ru/158822.html

20 22. Принятие мер против занесения и распространения в епархии сектантства Хотя в нашей епархии в настоящее время нет организованных общин сектантства, но есть отдельные личности, зараженные духом его, и предстоит опасность дальнейшего распространения его чрез Петербург и Финляндию. Поэтому необходимо принять некоторые предупредительные меры, а именно: 1) а) духовенству необходимо ознакомиться с главными признаками рационалистических сект, чтобы иметь возможность пастырски воздействовать на появляющихся сектантов, а для этого приобретать в библиотеки церквей книги, брошюры и листки противосектантского содержания (напр. «Миссионерское обозрение» и издаваемую при нем «Миссионерскую библиотечку»); б) составлять и произносить с церковной кафедры поучения, в которых раскрывать положительное учение православной Церкви относительно предметов, пререкаемых сектантами. 2) Лиц, отправляющихся на отхожие промыслы, особенно в Петербург и в Финляндию, духовенству необходимо напутствовать пастырским словом увещания, чтобы они старались избегать знакомства с личностями, неправославно верующими и зараженными противными православию убеждениями, и следить за лицами, возвращающимися с отхожих промыслов, знакомясь с их религиозными убеждениями. 3) Духовенству необходимо: а) обращать внимание на заводы, которые представляют собою удобные пункты для распространения сектантства; б) зорко смотреть за книгоношами, являющимися в приход и, если будут замечены книги Священного Писания Нового Завета с подчеркнутыми местами (особенно Лондонских изданий), а также книги, листки и брошюры с сектантским направлением, то обращаться к чинам полиции с просьбою о конфисковании их, соблюдая при этом всевозможную осторожность (правила в циркуляре Министра Юстиции, от 22 февраля 1867 г. 54, разъясняющ. 205 ст. т. XV Св. зак.), а вместо них – распространять книги, листки и брошюры с православным содержанием. 23. Какими правилами руководишься приходским священникам в миссионерской деятельности? (Составление инструкции приходским священникам) В виду особенной важности сего предмета и многочисленности справок, имеющих встретиться при составлении инструкции приходским священникам, просить о. епархиального миссионера, священника Константина Никаноровича Плотникова , не примет ли он на себя труда составления таковой. 20 Постановление это хотя и было утверждено Его Преосвященством, Преосвященнейшим Епископом Назарием, но потом, вследствие протеста Духовной Консистории, отменено. Читать далее Источник: Инструкция приходским священникам Олонецкой епархии в деле борьбы с расколом, с приложением списка книг для приходской противораскольнической библиотеки и статей закона, относящихся к расколу, и постановления первых трех Олонецких миссионерских съездов/Под ред. свящ. К. Плотникова. - Петрозаводск : Братство преп. Александра Свирского, 1901. - VII, 63 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Она жила в своем мире. Все ее предки - а о своей маме, Прасковье Ивановне, она всегда с благоговением рассказывала - жили на Донбассе. Каждый год на Пасху моя прабабушка пешком шла в Киев. Собиралось какое-то количество женщин и бабушек в селе, и Великим постом они шли в Лавру, говели, причащались. Потом возвращались обратно, кто на поезде, кто пешком. Это было ежегодное паломничество. Всю жизнь моя прабабушка так ходила, пока ноги носили. Я думаю, что наши благочестивые предки нас и вытягивали в советское, постсоветское время. Муж Прасковьи Ивановны Юлиан (отчество его не знаю) был замечательным человеком своего времени, по горячему сердцу он вступил в партию, по горячему сердцу потом вышел из нее, за что подвергся гонениям. Во время войны погиб в шахте. Донбасс был оккупирован, бабушка с дедушкой уехали, а остальные родственники остались. Именно там случилась «молодогвардейская» история. В их доме находился штаб немецкой части, а моих родственников выселили в садовый домик. А Вы свою прабабушку не помните, может, она рассказывала Вам что-то? Нет, она умерла в 1968 году. Но часть «прабабушкиных» историй до меня дошла. Например, она рассказывала такой случай. Во время войны над их поселком сбили советский самолет, он упал, и все побежали смотреть. Собралась толпа, первым прибежал полицай из своих же, местных. Летчик выпал из самолета, и у него оторвало голову. Этот полицай голову пнул ногой: «Долетался, сталинский сокол!» Тут подходит немецкий офицер к нему - хрясь по лицу: «Ты своих уже предал один раз, и нас предашь так же потом. А это воин, он за Родину свою жизнь отдал. Не смей его своими грязными лапами трогать». Дедушка мой, супруг Антонины Юлиановны, был родом из-под Питера, корнями - из Свири, известной благодаря Александро-Свирскому монастырю. Дедушка окончил горный институт, учился с кем-то из наших святых, кто в это же время с ним был на курсе. У дедушки была замечательная фамилия - Попов. Возможно, она не священническая, но в XIX веке фамилии давали по принадлежности. Дедушка был золотой человек. В партии он был за правду! Был и директором разных шахт, его всюду любили, как родного отца. Он проработал в шахте практически до последних лет жизни, до восьмидесяти с лишним. Когда уже перестал быть директором, остался в плановом отделе, потом его попросили «уже отдохнуть», и он пошел работать в шахту! Мужики, которые работали под его началом, понимали, что многое ему уже не по силам, поэтому все время просили сделать что-то, что он мог. А дедушка говорил: «Перестану работать - я умру!» Вот такой был человек.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Со всеми обращался старец, как простой монах, не давая замечать своего преимущества, а между тем невольно привлекая к себе сердца. Это смирение доставляло ему духовные дары и видения. Он открыл однажды следующее монаху, который спрашивал его, верно ли, что некоторые благочестивые люди еще при жизни видят свои души. — Однажды, когда я сидел в своей келлии, ум мой занят был богомыслием, а из глаз текли слезы. Вдруг я пришел в какое-то исступление, душа моя увидела невещественный свет, и в то же время увидела самое себя как бы составленною из света, а тело мертвым, и она как бы уже вышла из этого тела. В 1846 г. обер-прокурор Синода, много наслышавшись об о. Исаии, вызвал его в Петербург. Здесь многие искали знакомства с о. Исаиею и удивлялись его непритязательной мудрости. Известный путешественник по святым местам, Норов, показывая ему свою библиотеку, сказал: “Вот, старец, я занимаюсь переводом полезных книг с иностранных языков на русский язык”. — А читаете ли вы, — отвечал ему о. Исаия, — “свою-то” книгу, которую более других нужно прочитывать? Норов, подумав, заметил на это: — Со сколькими духовными лицами мне случалось беседовать, а никто из них мне не сказал этого, — простой старец напомнил о дорогой и весьма важной вещи. В другой раз, находясь между разными влиятельными лицами, о. Исаия спросил: — Не знаю, отчего вы так усердно со мною беседуете, тогда как я и говорить-то по вашему не умею. Ответом было следующее: — К нам приходят ученые и важные лица, но мы видим, что большая часть из них старается или нам угодить, или себя выказать с отменной стороны; в тебе же ничего такого не заметно. Мы видим в тебе одно смиренное и доброжелательное простосердечие, а потому охотно беседуем с тобою и находим себе в этом пользу. Во время нахождения о. Исаии в Петербурге, Задне-Никифоровская путынь была сделана самостоятельною — раньше она была приписана к Александро-Свирскому монастырю. Все в тех же трудах прошли последние годы жизни старца, скончавшегося на 72м году. В 1849 г. он принял схиму с именем Игнатия.

http://azbyka.ru/fiction/russkie-podvizh...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010