К статье - " Думаю, что это были сиюминутные реакции людей на грани физических и психических возможностей " . Из записки Юровского (старые большевики) это и следует - он так все в простоте и описывает, честно, со всеми " косяками " . На самом деле объяснения невероятных происшествий оказываются чаще всего самыми простыми. И.Н. 17 сентября 2017, 17:12 Ну,пришлось гуглить с дивана злополучную kocmoчky:Preinmerpariemale os (quadratum os, triquetrum os), предмежтеменная кость — добавочная кость черепа, образующаяся вследствие обособления верхнего угла затылочной чешуи.Этот вариант подходит? Наталья 17 сентября 2017, 14:38 В статье ничего не сказано о пулях, которые должны быть в захоронении, сколько найдено, от какого оружия, в каком состоянии. Как соотносятся все пули, найденные в разных местах и описанные, начиная с ипатьевского дома. Одного человека возможно убили ударом приклада по голове. Людей пытали? Или записки " верного ленинца " Юровского априори не могут быть лживыми? Дионисий 17 сентября 2017, 14:09 Всем-всем любителям википедии! Вы всерьез уверены, что Os triquetrum - это кость ТОЛЬКО запястья?! Ну, не позорьтесь, эксперты диванные. Я сначала думал: откуда все эти мракобесные комментарии про косточки от людей, которые даже в анатомических театрах не бывали. А потом понял: ЛЮДИ ПОГУГЛИЛИ! Вау! Обличили антрополога: гугл такой кости в черепе не знает, википедия такой кости в черепе не знает -- значит, нет ее :) Н-Е__П-О-З-О-Р-Ь-Т-Е-С-Ь! Сергей Ч 17 сентября 2017, 10:22 Уважаемая Ксения , не сомневаюсь, что Вы глубоко верующий человек, и себя отношу к церкви христовой, пытаюсь понять происходящее, исходя из предания и истории церкви. Вот Вы приводите пример второго обретения мощей св.Александра Свирского. Ну никому же не пришло в голову делать мощам генетическую экспертизу, помолились и все поверили, что это именно те самые мощи. И в случае с останками из лога ничего подобного не происходит, хотя Святым страстотерпцам молятся многие члены ПЦ. В 1993 уже было решение по этим останкам " имена же их ты господи веси " .

http://pravoslavie.ru/106344.html

Чуков сразу же принялся за дело. Остановившись на пути из Нижнего Новгорода в Александро-Свирском монастыре, он написал там обращение ко всем священникам епархии с разъяснением упрощенного способа открытия школ грамоты по глухим деревням, указав на источники получения необходимых средств, и просил неотложно заняться этим и немедленно сообщить о намеченных пунктах епархиальному Училищному совету. Он лично завез это обращение в Олонецкое, Лодейнопольское и Вытегорское уездные отделения совета для рассылки по всем приходам каждого уезда, а в остальные уезды разослал из Петрозаводска. Посетив Олонецкое и Лодейнопольское отделения, он отдал их председателям все необходимые распоряжения по поводу открытия школ, а затем поехал в Вытегру для уяснения вопроса об организации в уезде второклассной школы. Уездное отделение предложило преобразовать для этой цели существующую школу на Вытегорском погосте, в шести верстах от города. Но так как она содержалась на средства купца А. Ф. Лопарева, то надо было переговорить с ним, выяснив и долю его дальнейшего участия в содержании школы. А. Ф. Лопарев происходил из местных крестьян. Еще в двадцатилетием возрасте он был ямщиком, но, обладая недюжинным умом и благодаря удачному стечению обстоятельств, он завел пароходную тягу судов по Мариинской системе, выполнил подряд по переустройству этой системы и к пятидесяти годам жизни сделался миллионером, имея до сорока буксирных пароходов, несколько заводов – лесопильный, красочный... Он был городским головой Вытегры и вообще самым известным человеком в уезде. Не искушенный еще во всякого рода дипломатических делах, Н. Чуков совершенно не задумывался над тем значением, какое имела личность А. Ф. Лопарева в местной жизни, и попросил протоиерея И. Рябинина, председателя уездного отделения, пригласить его приехать в Вытегру для переговоров о школе. А. Ф. Лопарев, живший в трех верстах от города в своей усадьбе, где у него был построен великолепный дом-дворец, не заставил себя долго ждать. Это был среднего роста мужнина с умным взглядом серых глаз, уже с порядочной сединой, широколицый, с довольно редкой бородой, державшийся спокойно, просто, без напускной важности, но с достоинством.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Небольшое отступление. Собственно идея примата политики над экономикой принадлежит не Карлу Марксу, а Николо Макиавелли. В 1513 году в книге «Государь» он предложил богатейшему в Европе банкирскому дому Медичи свои инструменты для реализации доктрины мирового господства вселенцев (т.е. католиков, слово «католик» означает «вселенец»). Дело в том, что в том 1513 году папой римским Львом Х стал 38-летний глава этого банковского дома Джованни Медичи. Кардиналом он был назначен еще в возрасте 13 лет. У вселенцев все решают деньги. Став кардиналом, он оставался мирянином. Лишь после избрания папой римским его для соблюдения формальностей рукоположили в священника, а затем в епископа. Макиавелли угадал рождение папской династии Медичи. Папа-банкир Лев Х жил на широкую ногу. Чтобы пополнить свою казну, он продавал должности кардиналов и индульгенции за своей подписью. Индульгенцией называли патент на нарушение Закона Божиего. Именно так, за деньги у папы римского можно было купить право на совершение греха. То есть на словах грешить было нельзя, но за деньги можно. И чем чаще в Европе нарушали Закон Божий, тем больше был доход у Ватикана. Такой экономический алгоритм был логичен, ибо Ватикан еще в XI веке отказался от мировоззрения самодостаточности и перешел в идеологию прибыли. Никола Макиавелли дополнил докрину вселенского (мирового) господства вселенцев приматом политики над экономикой. В государстве вселенцев папа был государем, а короли, герцоги, кардиналы и епископы за деньги покупали лицензии на управление колониями папы, из которых тогда состояла вся Западная Европа. В 1517 году результатом деятельности Льва Х стала Европейская реформация Мартина Лютера. Начался массовый переход европейских христиан из идеологии прибыли в мировоззрение самодостаточности. Уходили как в протестантизм, так и в православие. К примеру, преп. Макарий Римлянин происходил из богатой семьи в Риме. Он отверг роскошь, в которой жила верхушка вселенцев, роздал свое имущество нищим, а сам пешком ушел на Север России. Преп. Александр Свирский, которому как Аврааму явилась Святая Троица, принял его в православие и постриг в монахи. Преп. Макарий Римлянин жил отшельником на болоте близ современного Санкт-Петербурга в подлинной самодостаточности, он не писал книг, не посящал именитых людей, поэтому о нем не осталось никаких письменных свидетельств. Но мы и сегодня помним о нем.

http://ruskline.ru/analitika/2021/08/10/...

Была ещё сторона русской жизни, которая также вызвала русский народ на размышления о своём состоянии, а от пастырей Русской Церкви требовала отклика и сочувствия к себе. После победы над татарами русская земля, прежде разделённая на уделы, соединяется в одно государственное целое под одной самодержавной властью великого князя. Такое подчинение Москве не могло нравиться русскому народу, издавна жившему по своей воле; по частям в разных местах он снова отделялся от Москвы. “Много тогда было зла в русской земли: князем неуправление и междоусобные рати, тати и разбои умножишася, христианом пагуба велия зело и отделишася от Московския державы, аще и едина вера крещеная” 14 . Русским не нравилась “правда московская” 15 ; иногда государи стесняли народ своими крутыми мерами и по обширности царства не могли сами вникать в порядок управления и следить за своими судьями, которые нередко готовы были в видах корыстных изменять чести и правосудию. Прибавьте к этому моры, неурожаи, заразительные поветрия и другие физические бедствия, постоянно посещавшие русскую землю, и тогда можно будет понять, в каком бедственном положении находился русский народ. Он нуждался в помощи, но кто мог оказать её? Одно только духовенство держалось ближе других к простому народу и в прежние трудные времена печаловалось за него перед князьями. Народ помнил это печалованье, видел и теперь, что пастыри могут иметь влияние на улучшение его быта, и потому обращался к ним большими массами. Одна часть бедного народонаселения переходит в монастырскую землю и поселяется на ней, зная, что на новом месте ей жить лучше, чем на государственной земле или земле боярина-помещика. Другая, для которой тяжело было расстаться с своею собственностью, обращалась к духовенству за советами и помощью. К преподобному Александру Свирскому приступает рыболов с мольбою защитить его от несправедливой обиды со стороны судьи за ловлю осетров 16 . Митрополит Филипп, отправляясь на Московскую кафедру, на пути из Соловков встретил перед Новгородом многолюдную толпу мужчин и женщин всех возрастов и званий, которая пала пред ним на колена с такими словами: “Отче! Будь ходатаем за нас и за город наш пред Царем Государем.

http://pravmir.ru/russkaya-propoved-v-xv...

Вместе с тем была доля истины в словах Троцкого о том, что ценности из русских церквей в основном “уплыли за годы революции”. Только в главной массе своей – отнюдь не за рубеж. С начала 1918 г. РПЦ подвергалась многочисленнейшим и хаотичным революционным экспроприациям. Значительная часть территории страны была опустошена фронтами гражданской войны и подавлением крестьянских восстаний 1921 г. Частыми были случаи вполне уголовных грабежей, от которых подчас не очень уж сильно отличались реквизиции самых различных центральных и местных властей. Напомним о масштабах лишь одной из них: уже в январе 1918 г. у Синода РПЦ было изъято ценных бумаг и других активов на сумму 46 млн. рублей 55 . Немало ценностей “уплыло” (по терминологии Троцкого) во время кампании 1918–1919 гг. по вскрытию мощей русских святых. Так, в октябре 1918 г. в Александро-Свирском монастыре при вскрытии вооруженным отрядом ВЧК раки святого было конфисковано в монастырских тайниках около 40 пудов серебра “в церковных изделиях”. Они были поделены между местным комбедом, музеем и ГубЧК 56 . Оценивая сообщенную 04.11 1922 г. А. Н. Винокуровым итоговую цифру изъятых по декрету 16(23).02 1922 г. церковных ценностей в 4,6 млн. р., не следует забывать, что она относилась лишь к ценностям действовавших тогда церквей, монастырей, костелов, синагог, мечетей. Сбор ценностей из закрытых монастырей и церквей должен был осуществляться (по крайней мере, по закону) совершенно отдельно, не через Помгол и КИЦП, а через комиссию Троцкого “по учету и сосредоточению ценностей”. Последняя в мае 1922 г. объявила о завершении своей работы и передаче всех подобных дел в дальнейшем в ведение Гохрана (Аркуса и Базилевича). Характерно, что эта комиссия занималась поисками сокровищ не только в закрытых монастырях (а их, по сведениям П. А. Красикова от 1920 г., уже тогда было 673), церквах, дворцах, особняках, но и в местных органах ГПУ и в музеях. И по этой линии Троцкий в январе 1922 г. ожидал очень многого, но в мае никаких итогов не объявил (во всяком случае, подобные данные пока не обнаружены). А уже 09.08 1922 г. была создана новая комиссия по изъятию ценностей из музеев во главе с Базилевичем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вопрос этот обсуждался на 1-м миссионерском съезде и был решён в том смысле, что окружные миссионеры и их помощники, состоящие в приходах на вакансии вторых священников и диаконов, по делам прихода находятся в зависимости от настоятеля своей приходской церкви, а в делах миссии независимы от него. Не смотря на такое, по-видимому, ясное решение, на практике встретились недоразумения. Поэтому пришлось несколько подробнее выяснять этот вопрос. Подтвердив прошлогоднее постановление, съезд присовокупил, что миссионеры, будучи зависимы от оо. благочинных как приходские священники, в делах миссии совершенно независимы от них. Поэтому настоятели церквей и благочинные не должны стеснять оо. миссионеров в их миссионерской деятельности и, под предлогом исполнения приходских обязанностей, удерживать их от миссионерских поездок, о которых оо. миссионеры каждый раз имеют предупреждать местный причт. Равным образом и оо. миссионеры, под предлогом миссионерских поездок, не должны уклоняться от исполнения приходских обязанностей, а вообще стараться поддерживать братские отношения между собой, оказывая взаимные услуги в несении пастырских трудов по приходу, только не в ущерб миссионерскому делу. На 3-м заседании обсуждали вопрос: об образовании епархиального миссионерскою фонда. В виду того, что с образованием приходских миссионерских кружков необходимы для них книги и листки противо-раскольнического содержания; что многие из раскольников не обращаются в православие единственно потому, что материально зависимы от своих единомышленников; что члены причта, особенно отличающиеся миссионерской деятельностью, а равно учителя народных школ и ревнители православия, трудящиеся в деле миссии, достойны поощрения, хотя бы в виде денежных наград, и что ученикам, оканчивающим курс в народных школах, желательна раздача в награду книг и брошюр противо-раскольнического содержания, а специальных средств для удовлетворения всех этих нужд в распоряжении миссии нет, – съезд признал необходимым образование особого миссионерского фонда и решил обратиться к главному совету Александро-Свирского братства и его отделениям о выделении на этот предмет какой-либо части из своих сумм, а перед Его Преосвященством – ходатайствовать об учреждении особой кружки по церквам епархии для обнесения её в местные храмовые праздники.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Это, в свою очередь, лишило практику на местах необходимого однообразия и последовательности. В одном, например, уезде отбирали только метрические книги, а в соседнем, помимо метрических книг, требовали представления так называемых «брачных обысков» и церковных печатей. В одной губернии находили возможным допустить существование часовен, а в другой закрывали все церкви, обращая в кинематограф даже большие соборы с хранившимися в них и чтимыми сторонниками православной религии «чудотворными иконами и мощами». Провинциальные исполнители декрета и инструкции, совершенно не считаясь ни с существующими местными условиями, ни с индивидуальными особенностями быта каждого исповедания, ни с психикой малокультурной, отсталой и все еще находящейся под влиянием религиозной идеологии деревни, иногда единственно возможным средством борьбы с религиозными предрассудками считали путь репрессий. Так, достаточным основанием для всевозможных преследований служителей культов часто служил только один факт принадлежности данного гражданина или к так называемому белому духовенству, или к числу монахов. На места[х и]ногд[а з]апрещались все без исключения церковные службы без особого на каждую из них разрешения запрещалась проповедь в церквах даже исключительно на религиозные в городах отбирались от церквей все предметы, специально предназначенные для богослужебных священные платки с престола, как равно и облачения, перешивались на балдахин, ранее висевший над мощами Александра Свирского, украшал собою в октябрьские празднества здание Отдела народного образования в Петрозаводске, удаление икон из общественных мест кое-где преднамеренно производилось в часы скопления публики и сопровождалось грубым оскорблением религиозного чувства верующих граждан и т. д. Путь репрессий достигал иногда совершенно обратных результатов, превращая служителей культа и сторонников данной религии в каких-то мучеников и «страдальцев за веру». По местам в крестьянских массах поднималось глухое брожение, переходившее иногда в открытое, как например, под Череповц[о]м, восстание против Советской Многих из крестьян, искренн[е] сочувствующих программе коммунистов, от реализации своих симпатий останавливает единственно то обстоятельство, что провозглашенные лозунги в религиозном вопросе осквернены плохими исполнителями, своими действиями, воскрешающими в памяти проклятые старые порядки.

http://sedmitza.ru/lib/text/9950094/

«Радуйся, матерь во плоти видети не восхотевый. Радуйся, кончину святую от Бога матери твоей испросивый. Радуйся, мертву склабящуюся лицем сию видевый». д) Пример неуместных выражений: «Жегоша отдолу огнем, по хребту же палицами биша без милости, дóндеже изнемогоша сами биющии, и посем снемше со огня к колеси привязаша тя и обращающе коло, вся кости твоя сокрушаху и жилы терзаху» – о. цензором указано на неуместность в акафисте подобной картины, вызывающей не умиление, а раздражение. е) Примеры слишком искусственно составленных и нескладных выражений: «Радуйся, Пречудная Лозо, произведшая Божественный Плод живота небеснаго»; «Боже, Боже мой, простри ми руку, яко Петру, утопающему в сквернах» вместо «Боже мой, яко Петру, руку простри ми, утопающему в сквернах»; «Радуйся, глубино смирения, болезни омывающая»; «Великомученица чудотворная» и др. 339 307 Из 1-й главы Евангелия от Матфея в акафисте заимствованы и переработаны стихи: 18 (ик. 2 и конд. 3), 19 (ик. 3), 20–23 (конд. и ик. 4), 24 (конд. 5); из 2-й главы – стихи: 1 и 11 (ик. 5), 13 (конд. и ик. 7), 20–23 (ик. 8). Из 2-й главы Евангелия от Луки взяты стихи: 7–16, 20 (ик. 5), 21 (конд. 6), 25–35 (ик. 6), 40 (конд. 12), 42–47 (ик. 11), 51 (конд. 9–10). 312 Ик. 1 акафиста Варсонофию Казанскому; ик. 1 – Алексию, человеку Божию; ик. 1 – Александру Свирскому ; ик. 1 – Варлааму Хутынскому; конд. 2 – Геннадию Костромскому; конд. 2 – Димитрию Прилуцкому; ик. 1 – Анастасии Узорешительнице; ик. 1–2 – Евфросинии Суздальской и др. 313 Ик. 1 акафиста Антонию Сийскому; конд. и ик. 2 – Антонию Печерскому; конд. 2 – Варлааму Хутынскому; конд. 2 – Варсонофию Казанскому; ик. 1 и конд. 2 – Геннадию Костромскому; ик. 1 и конд. 2 – Григорию Пелынемскому; ик. 1 и конд. 2 – Евфросинии Суздальской; ик. 1 – Димитрию Прилуцкому; ик. 1 и конд. 2 – Кириллу Белоезерскому; конд. 2 – Евфросинии Суздальской; ик. 2 – Макарию Калязинскому; конд. 2–3, ик. 2–3 – Никодиму Кожеезерскому; конд. 2 и ик. 1–2 – Сергию Радонежскому (1-го акафиста) и ик. 1 (2-го акафиста); ик. 1 – Стефану Махрищскому; ик. 1 – Стефану Пермскому и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

419 На родине автора, в Сирии, женщины заплетают волосы в несколько прядей и для укрепления завязывают на конце шнурком, а если волос мало, то привязывают еще пряди, но, конечно, не из конского волоса. 420 Этот Рассказ, повидимому, имеет отношение к случившемуся незадолго перед тем занятию Амурского края и города Адбавина казаками под начальством Хабарова. 423 Под именем дворца автор разумеет весь Кремль; следовательно, стена, построенная, по его словам, святым Петром, есть стена Китай-города. 427 Мы не могли в точности определить, о какой ярмарке говорит здесь Павел Алеппский; думаем, что эта ярмарка происходила в Черкасове на Дону. В половине XVII в. этот город, будучи довольно значительным и находясь на самой границе, близь устья Дона и турецкого Азова, мог получить важное торговое значение, как складочное место товаров, перевозимых по Дону. Цветущее состояние Черкасска окончилось лишь в начале нынешнего столетия, когда в 1803 году главное управление Войска Донского было переведено в Новочеркасск. Что касается купцов Барса, о которых автор счел нужным упомянуть особо, то это, вероятно, Парсы из Индии. Они издавна приезжали в Астрахань, а при Алексее Михайловиче „Индийцы получали право посещать не только Астрахань, по столицу и внутренние города России“ (см. Костомаров: Очерк торговли Моск. Госуд., стр. 52). И они воспользовались этим правом, судя по тому, что в 1650 г один индусский купец приезжал с товарами даже в Ярославль. Мы приняли чтение петербургской рукописи; но в здешней, вместо Серкас, стоит Сирс. В этом случае можно было бы думать, что автор говорит о ярмарке на р. Свири, близ Александро-Свирской пустыни; эта ярмарка была весьма значительна в XVII в. и туда приезжали, между прочим, шведские купцы (см. Костомаров: Очерк торговли и пр., стр. 111). Что же касается названия Долян, или Дулян, которое одинаково написано в обеих рукописях, то нам не удалось пока найти объяснение его. Для решения как этого, так и некоторых других вопросов, оставленных неразъясненными, дабы не задерживать печатание перевода, мы будем продолжать изыскания и результат их приложим в конце перевода в виде отдельных примечаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Погодина, 1608, л. 11 об. – 12). 3700 Якоже и в пренесении мощей явлено есть первомученика и архидиякона Стефана от Иерусалима в Царьград, и како нечистии дуси на пути вопияху: «О, горе нам, яко первомученик Стефан идет мучити нас!» – Комплекс текстов, посвящённых Стефану Первомученику, вошёл в Великие Минеи Четьи под 27 декабря, изд. см.: Великие минеи четьи: Декабрь. Дни 2531. М. 1912. Стб. 23862387, 23902428. 3701 И таковая в себе помышляху... еже бы доити в царствующий град Москву... дабы повелел государь таковому светилу из-под спуда на свещнице поставитися и церкви Божия Матере свою красоту восприяти. – Согласно материалам следственного дела, государю о новооткрывшемся гробе и о чудотворениях от него было сообщено следующим образом: «И после того ходил боярин Василей Иванович Стрешнев молитися ко Александру Свирскому чюдотворцу, и как он был в Кашине, и он, де, Варлам, будучи попом, ему, Василью Ивановичю, о явлени и о чюдесех благоверные великие княгини Анны извещал. И на Москве думному Ивану Гавреневу о том возвещал же. И они, де, ему велели бити челом и извещать великому государю. И он, де, Варлам, бил челом блаженные памяти великому государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю, всеа Русии самодержцу. И после ево, Варламова, челобитья вскоре волею Божию ево, великого государя, в животе не стало. И он, Варламъ, бил челом блаженные ж памяти великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу» (РНБ, собр. Погодина, 1608, л. 12 об. – 13). 3703 ...во град Тферь к сущему ту архиепископу Ионе... – Иона был архиепископом Тверским и Кашинским с 24 декабря 1642 г. по 1654 г. (дата хиротонии следующего архиепископа Лаврентия – 16 апреля 1654 г.). 3707 …мощи благоверныя и великия княгини-инокини Анны. И мы видевше, яко благодатию Христовою никакоже тлению причастны явишася, ни поне ризам ея. – Факт нетления риз Анны Кашинской был отмечен в соборном определении 1677 г. как «12 несогласие»: «В Житии в двох местех написано: тлению не токмо мощи, но и ризы непричастны Быша. А по досмотру нынешнему архиерейскому ризы, во что была скутана, и схима истлели, токмо во остатке части креста, что был вышит на куколе шолком, да часть плетей схимнических, и то истлело же, лежит на персех толко знак, а принятися не мощно. А на бедрах свивалник, как пояс, да нить лежат, истлели, принятися не мощно. Калиги обе по швам распоролися, а кожа не развалилася, а истлела» (РНБ, собр. Погодина, 1608, л. 4). В данном определении имеется в виду второе освидетельствование мощей, состоявшееся в 1677 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010