Наша любовь не ограничивается почитанием памяти святых и их изображений, мы воздаем подобающую честь и их телам, как истинным храмам Духа Святого ( 1Кор. 6, 19; 3, 16 ). Сила Бога почивает в них и после смерти, показывая истинность будущего всеобщего Воскресения. Потому эти тела называются святыми мощами. Бог творит через них множество чудес – исцеляет больных, изгоняет бесов, источает благовонное масло (миро). Еще в древности кости пророка Елисея воскресили мертвеца ( 4Цар. 13, 21 ). Если Бог извел евреям воду даже из камня ( Исх. 17, 6 ), тем более после животворящей смерти Господа благодать является в мощах святых. Ведь исцеляла даже одежда Христа ( Мк. 5, 28–29 ) и апостолов ( Деян. 19, 21 ). От нетленного Тела Иисусова ( Деян. 2, 31 ) телам святых, причастных силе Его Воскресения, дается часто дар нетления, так что они, вместо разложения, сохраняются нетленными и наполненными благоуханием. Например, мощи преподобного Александра Свирского спустя полтысячелетия сохранили все свойства живого тела – мягкость, светлость, из него изливается чудотворное миро. В пещерах Киево-Печерской Лавры находятся нетленные тела сотен святых, эти тела, очищенные подвигами, будут прославлены в Последний День. Именно поэтому мы воздаем мощам то же почитание, какое воздавалось храму и святым. Мы целуем их, возжигаем перед ними свечи и лампады, воскуряем фимиам, поклоняемся им ( Пс. 5, 8 ; Дан. 2, 46 ). В соответствии с древним преданием частицы мощей мучеников ставятся под жертвенник (престол) храма – как воспоминание о душах убитых за имя Божие, пребывающих под небесным жертвенником ( Откр. 6, 9–11 ). Лампады и свечи Как уже мы говорили выше, исполняя догматическое определение VII Вселенского собора, во время молитвы и просто в знак нашего почтения к Творцу христиане возжигают перед иконами и мощами свечи и лампады. Обычай этот основан на словах Писания: «И вели сынам Израилевым, чтобы они приносили тебе елей чистый, выбитый из маслин, для освещения, чтобы горел светильник во всякое время; в скинии собрания вне завесы, которая пред ковчегом Откровения, будет зажигать его Аарон и сыновья его, от вечера до утра, пред лицем Господним» ( Исх. 27, 20–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

– Получается, что это некое влечение, чувство, привязанность. Ну, привязался... – Потом отвязался... – Чувствуется желание получить, а не отдать. – Здесь, заметьте, отсутствует некий законодательный момент. Нет законов, которые нужно исполнять. Есть чувство – ну и слава Богу. То есть критерием является приятность самого человека. Но вот посмотрим, что святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит. «Возлюбленные братия, свойственно любви часто воспоминать и помышлять о любимом, свойственно любви часто направляться и устремляться сердцем и душою к любимому». Фотокарточку носить, да? «Непрестанно помнить любимого и помышлять о нем, непрестанно ощущать себя привлеченным к любимому свойственно любви совершенной. Богу угодно, чтобы такою совершенною любовью мы любили Его. Это естественно, Бог совершенен, и Он должен быть любим любовью совершенной». 248 Совершенная любовь – это Бог Троица. Удивительный, конечно, момент – явление Святой Троицы преподобному Александру Свирскому , так же, как и Аврааму. Надо сказать, в богословии этот момент не совсем осмыслен. Лекарство от инфаркта Любовь выше любых даров и благодеяний. Апостол Павел пишет: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если я имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание, и всю меру, так, что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто» ( 1Кор. 13:1–2 ). Если я изучил 20 языков, стал министром и президентом, каким бы талантом ни обладал, оказался бы самым великим композитором, гениальным художником, успешным коммерсантом, вообще, чем бы я ни стал, что бы я ни сделал, если я любви не имею, то это вообще ничто. Видите как. Мы все устремлены к неким фактическим, земным целям и задачам. Это неплохо, но это вещи другого порядка. «Если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет в том никакой пользы» ( 1Кор. 13:3 ). Благотворительностью занялся, вообще все раздал, все пожертвовал, а без любви это ничто перед Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Предстоя перед Пастыреначальником Господом нашим Иисусом Христом на пороге нового своего церковного послушания, в глубине души слышу божественные слова, некогда сказанные пророку Исаии: «Ты Мой раб, Я избрал тебя и не отвергну тебя; не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой. Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей» (Ис. 41:9-10). В эти священные для меня минуты благоговейно молю великого угодника Божия, тайнозрителя Святой Троицы преподобного Александра Свирского, святого огромного края Присвирья, монастырям и приходам которого я искренне служил 20 лет, быть мне молитвенником и помощником в моем новом церковном послушании. Земно кланяюсь Вам, Святейший Владыка Ангелу Церкви всея Руси, благодарю Вас за то, что Вы оказали мне огромное доверие и честь служить в архиерейском сане. Заверяю Вас, Ваше Святейшество, что с Божией помощью и под Вашим Первосвятительским руководством буду усердно трудиться в новом послушании, делая все возможное, чтобы мудрые и жизненно необходимые решения Архиерейских Соборов Русской Православной церкви и лично Вашего Святейшества претворялись в жизнь. Выражаю свою особую сыновнюю благодарность Блаженнейшему Владимиру, митрополиту Киевскому и всея Украины , святителю, поддержавшему меня во время моего духовного становления в молодые годы. Безмерно благодарен Высокопреосвященнейшему Владимиру, митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому , моему правящему архиерею, за его отеческую любовь и достойный пример самоотверженного служения Церкви. Я искренне благодарю всех, кто на протяжении многих лет был причастен к моему священническому служению, оказывая помощь и дружескую поддержку. В заключение прошу Вас, Ваше Святейшество, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, помолиться обо мне в минуты моей личной Пятидесятницы, чтобы Господь ниспослал мне обильные дары Святого Духа. Да будет архиерейство мое благоуспешным для Церкви Христовой, Отечества нашего и спасительным для меня и моей паствы. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://patriarchia.ru/db/text/1640540.ht...

Ревностно и твердо наставляй чад церковных в вере и благочестии, никогда не пренебрегая одной из твоих основных обязанностей — возвещать «Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9:1). Посему заботься, чтобы на воскресных и праздничных службах молящиеся всегда могли слышать живое слово проповеди. Не забывай и об устроении приходских школ. Они должны быть открыты при каждом городском и крупном сельском храме, но не только для детей, а также и для старшего поколения. Сегодня у многих имеется желание и потребность изучать Библию, историю Церкви, различные богословские дисциплины. Поощряя эту жажду знаний, тебе необходимо предоставить людям реальную возможность постижения истин веры. Вместе с тем имей попечение об образовательном уровне кандидатов в клир и «рук ни на кого не возлагай поспешно» (1 Тим. 5:22), но внимательно следи за подготовкой будущих пастырей. В равной степени и сам не переставай работать над возрастанием своей души, непрестанно поучаясь в Законе Господнем. Побуждай к тому и своих соработников на ниве Христовой. Тогда они будут твоими добрыми помощниками в деле евангельского свидетельства. Чаще посещай приходы епархии, в том числе и самые отдаленные. Таким образом ты сможешь более эффективно заботиться о духовном состоянии вверенной тебе паствы, контролировать исполнение на местах определений Соборов нашей Церкви. Особо хочу обратить твое внимание на необходимость возведения кафедрального собора в г. Благовещенске и новых храмов в тех населенных пунктах, жители которых ради участия в богослужении вынуждены преодолевать значительные расстояния. Для успешного осуществления программы строительства, как и для созидания мира и согласия в регионе, тебе потребуется налаживать доброе взаимодействие с местными властями, развивать сотрудничество с деловым сообществом. Вступая на ответственное епископское поприще, не думай, что подлинно добрые дела ты сможешь совершать самостоятельно, своими силами. И, наверное, богатый опыт твоего служения в Санкт-Петербургской епархии, руководство обителью святого преподобного Александра Свирского дают тебе основания вместе со апостолами принять в свое сердце слова Спасителя: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5-6). Служа Творцу «благоугодно… с благоговением и страхом» (Евр. 12:28.), возлагай на Него все свое упование. Вместе с народом Божиим неустанно обращайся к Создателю, Пренепорочной Деве и святым угодникам в горячей молитве. По слову священномученика Поликарпа, епископа Смирнского, «следуйте примеру Господа: будьте тверды и непоколебимы в вере, храните братство во взаимной любви и единении истины, оказывайте друг другу кротость Господа, никого не презирая. Когда можете благотворить, не откладывайте этого... Все будьте уступчивы друг другу» (Послание к Филиппийцам).

http://patriarchia.ru/db/text/1649389.ht...

" Сила поста и молитвы " августа 2022 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в Александро-Свирском монастыре " Святая Церковь для назидания предложила нам сегодня отрывок из Евангелия о том, как после Преображения на горе Фавор Господь с тремя учениками спустились с горы, где оставались другие ученики, - сказал владыка в проповеди. - Там они увидели толпу, собравшуюся вокруг бесноватого. Отец привел больного сына и попросил учеников Иисуса исцелить его. У них не получилось: Господь давал им силу изгонять бесов, но в данном случае ее оказалось недостаточно. Тогда отец юноши попросил Спасителя и исцелить сына. Господь запретил диаволу, и тот вышел из больного. Ученики потом спросили Иисуса, почему им это не удалось сделать. Он ответил: " По неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: " перейди отсюда туда " , и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом " (Мф. 17:19-21). Почему Церковь призывает строго соблюдать пост? Бесы боятся поста, это главное наше оружие против них. Многие люди не постятся и остаются безоружными против бесов. Некоторые самовольно ослабляют себе ограничения. Например, в Успенский пост рыбу положено вкушать только на Преображение Господне, а многие думают: " Подумаешь - рыба, это же не страшно! " И едят. Ослабляя пост, мы показываем свою слабость. Диавол боится поста и внушает людям, чтобы они его ослабляли и даже оставляли. И большинство людей так и делают. А постящиеся имеют оружие против диавола - основной силы, которая нам противоборствует в деле спасения " . " Господь указал еще на одну силу - молитву, - продолжил архипастырь. - Это главное, на что мы должны обращать внимание. Посты у нас бывают не каждый день, а молитва должна быть постоянной - как говорил апостол Павел, " непрестанно молитесь " (1 Фес. 5:17). Молитва тоже разоружает диавола, без нее мы бессильны перед ним. Надо приучать себя к простым молитвам - в первую очередь, к Иисусовой: " Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Скачать epub pdf 02 февраля 2012 г. В святцах Православной Церкви нередки случаи, когда имя одного подвижника неотделимо от имени другого, – настолько они взаимосвязаны в своих духовных подвигах. Эта особенность в почитании Божиих угодников была отмечена известным русским богословом священником Павлом Флоренским. Он говорит: “Собранность двух или трех во имя Христово, со-вхождение людей в таинственную духовную атмосферу около Христа, приобщение Его благодатной силы претворяет их в новую духовную сущность, делает из двух частицу Тела Христова, живое воплощение Церкви (- Имя Христово есть мистическая Церковь ! -), воцерковляет их” 1 . В другом месте он продолжает: “Мистическое единство двух есть условие bIдehuя и, значит, – явления, дающего это видение Духа Истины. Вместе с подчиненностью твари внутренним законам, данным ей Богом, и полнотою целомудрия, оно соответствует пришествию Царства Божия (- то есть Духа Святого -) и одухотворению всей твари” 2 . Высказывание о двоичности можно встретить в ветхозаветной книге Екклесиаста, или Проповедника: “Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, нескоро порвется” ( Еккл 4:9–12 ). Отец Павел указал некоторые духоносные пары: “апп. Петр и Иоанн, апп. Петр и Павел, свв. Косма и Дамиан, свв. Кир и Иоанн, свв. Пантелеимон и Ермолай, свв. Самсон и Диомид (Диомофей), свв. Трифон и Фалалей (Далалей), свв. Муций и Аникита” 3 . Этот перечень можно продолжить именами последующих святых, подвизавшихся в различных местах Православного мира. Близки и дороги всему славянскому миру просветители – равноапостольные братья Кирилл и Мефодий. Из отечественных святых среди тех случаев, когда имя одного неотделимо от другого, можно назвать первых русских угодников: благоверных страстотерпцев сыновей князя Владимира – Бориса и Глеба; родоначальников русского монашества преподобных Антония и Феодосия; Валаамских подвижников Сергия и Германа; Радонежских и всея России чудотворцев преподобных Сергия и Никона; пустынножителей Соловецкого острова Зосимы и Савватия; блаженных Иоанна и Прокопия Устюжских; преподобных Ефрема и Аркадия Новоторжских; Трифона и Прокопия Вятских; Иоанна и Лонгина Яренгских, Вассиана и Иону Пертоминских, Авксентия и Онуфрия Вологодских, Амфилохия и Дионисия Глушицких. В Новгороде известна почитаемая двоица святителей Иоанна и Никиты.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Также и священномонахи, и все богомольцы, видев такое преславное чудо, дивились и благодарили Бога, говоря: «Слава Тебе, Единому Человеколюбцу Богу, яко твориши присно преславная чудеса угодником Своим, яже ныне и нас, недостойных, сподобил еси видети». Исцелившаяся женщина с радостью возвратилась в дом свой, славя Бога и угодника Его, преподобного Александра, что увеличил Господь и над нею милость Свою. Чудо о монахе Савватии, бывшем духовном сыне преподобного Был некто монах, именем Савватий, один из постриженников обители преподобного, его ученик и духовный сын. Отличаясь раздражительным характером, он не выносил чего-либо скорбного ради Бога; преподобный неоднократно увещевал его словами Божественного Писания как чадолюбивый отец, утешая его и заботясь всегда о спасении души его. А когда добрый этот пастырь отошел к Началопастырю Христу, означенный монах, будучи побежден страстью, более не мог терпеть и, выйдя из обители преподобного, поступил в один из мирских монастырей. Через некоторое время он подвергся весьма тяжкой болезни, так что на долгое время лишился пищи и сна и лежал, как мертвый, с закрытыми глазами, не имея сил даже повернуться на постели. В одну из ночей продолжительной его болезни вспомнил он доброго пастыря и учителя своего, преподобного отца Александра, начав плакать и рыдать о своих согрешениях пред ним, что не послушал наставления его и не сохранил обещания своего, и, раскаиваясь, молился ему, говоря так: «О отче Святый Александре, учителю мой пресладкий, помяни любовь твою и труды, яже имел еси о спасении души моея. Аз же, окаянный, неблагодарен явихся пред тобою и презрел наказания твоя; и сего ради впадох в ров погибельный, и уже хощет диавол пожрети душу мою, яко снедь сладкую, и не имам помогающаго ми. Вем же, яко милостив еси ко всем, призывающим имя твое в помощь себе, и быстро избавляеши их от печалей и болезней. И сего ради припадаю ныне ко твоей благости: помилуй мя и услыши мя, недостойного раба твоего, и, предварив, возстави мя от рова сего погибельного, и исцели мя от одержащия сея лютой болезни; да не зле умру, и да не порадуется враг мой о мне».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svir...

Это прежде всего касается церковнослужителей, соблюдающих установленные обряды (особенности питания, быта и функциональных нагрузок). В ряде диссертационных исследований также показано, что у жителей Северных регионов (Карелия, Северо-Западный регион) отмечается задержка процессов окостенения и старения скелета. Подтвердить наши предположения могут данные рентгеновского исследования костной системы. В длинных трубчатых костях пожилых и старых людей отмечаются хорошо выраженные костно-мозговые полости, крупные ячейки губчатого вещества эпифизов и плотные замыкательные пластинки на эпифизах. Указанный комплекс исследований рекомендовано провести при последующей экспертизе. Начальник кафедры нормальной анатомии профессор И.В.Гайворонский доцент М.В.Твардовская доцент Л.П.Тихонова преподаватель Г.Н.Ничипорук преподаватель Д.А.Старчик Итоги антрополого-иконографического исследования, посвященного проблеме идентификации мумифицированного тела, хранившегося в ВМА, с мощами святого Александра Свирского Для решения проблемы идентификации исследуемого тела с мощами святого Александра Свирского перед антропологами встают две задачи: 1) определить антропологический тип исследуемого и, если возможно, его этническую принадлежность; 2) провести сравнительный анализ строения лица с ранними иконографическими изображениями святого Александра. Рассмотрены предположения об этнической принадлежности к вепсам (в связи с местом рождения святого Александра на реке Оять), к славянам, карелам и к ижорцам. Основные использованные материалы: публикации соматологических данных (Г.Д.Дебец, 1941; К.Марк, 1975) по обследованию вепсов, карел, ижорцев; краниологические коллекции по современным группам северных и южных карел; публикации средневековых краниологических данных по славянам и ижорцам. Проведены антропологические измерения исследуемого, определены пропорции строения лица и мозговой части головы и учтены описательные признаки. Программа дополнена нетрадиционными признаками (форма нижней части лица, особенности нижней челюсти, признаки конфигурации лба); привлечен новый показатель – комплекс признаков диморфизма лица-лба как разграничитель антропологических типов, эффективный для происхождения этнических общностей.

http://ruskline.ru/analitika/2012/08/10/...

Писатель Григорий Свирский считал, что Панова в своих послевоенных романах впервые подняла «невыносимые Сталину темы социального размежевания советского общества». С этим можно согласиться лишь отчасти: она назвала несколько больных проблем, но с тем чтобы утвердить их случайность и нехарактерность. В советской реальности нет болезней. 70 Конечно, Панова согласна с тем, что враги должны быть уничтожены, однако в ее романе улавливается старый, еще начала 1930-х гг., акцент в пользу их перевоспитания. Тогда пропаганда подчеркивала воспитательное, а не сугубо карательное назначение уголовного наказания. По существу, как показала история, эти термины мало чем отличались в практике советской пенитенциарной системы. 71 «Враги», найденные Пановой, являлись ворами, скрытыми нэпманами, чье прошлое уходит корнями в «проклятое» наследие царизма. Для их выкорчевывания необходимы «органы», которые могут найти и более разветвленное подполье. Писатели помогали прокуратуре воплощать нужную реальность. Государственный советник юстиции 3-го класса Г Александров шел в своем расследовании причин современных недостатков дальше: «Нередко... расхитителями социалистической собственности оказываются скрытые враги народа – агенты иностранных разведок... Хищения для них являются не чем иным, как методом мести, вредительской, подрывной деятельности» (ЛГ. 1953. 17 февр. 5). 72 «Времена года» (1953), несомненно литературная вершина сталинского классицизма, вышли в свет уже после смерти диктатора. Роман искусно затушевывал язвы режима, в частности советского бюрократизма. Вроде бы болезнь названа, но только в виде «отдельного недостатка», который вскоре окончательно исчезнет. «Хозяин» подобный поворот· реальной проблемы, превращающейся под искусным пером в мираж, всегда одобрял. Однако осиротевшие сталинисты не обладали его гибкостью, устроив Пановой проработку в печати (см.: примеч. 191 в конце книги). Г Свирский встречался с Пановой в 1966 г., в трудный для себя момент жизни, оставив характерную зарисовку ее облика: «Впервые мы разговорились с Пановой в ночном саду, в Доме творчества в Коктебеле. У меня только что закончилась очередная схватка с партийными властями Москвы, и дежурная принесла мне записку. Записка была от Веры Федоровны. Я пошел в коктебельский парк, как на свидание. “Что вы, что вы делаете?! Такая махина перед вами, переедут и не оглянутся...” – У Веры Федоровны тряслись губы. Лицо было белым. Ни кровинки. Лицо перепуганного насмерть человека. Это меня поразило... Даже в шестидесятых годах у нее тряслись губы, когда она вспоминала о тупой и жестокой государственной машине, которая... спустила на нее с цепи всю свору лагерных овчарок во главе с Кочетовым» (Свирский Г. На лобном месте: Литература нравственного сопротивления. 1946–1976 гг. Лондон, 1979. С. 63, 70).

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Репная-Спасская, Волог. г., II, 1180. Решемская-Макариев., Костр. г., II, 917. Рябинина-Казан., Волог. г., II, 848. Рябинин-Пошехонский, II, 1137. Рябинский-Троиц., Яросл. г., II, 1137. Рябов-Троиц., Твер. г., II, 1138. Ряжский-Дмитриев, 782. Ряжский-Пятниц.-Троицкий, II, 1107. Ряжский-Троиц., II, 1248. Рязанский-Духов, I, 180. Рязанский-Казан.-Явленский, I, 238. Рязанский-Спасский-Преобр., II, 1197. Рязанский-Троиц.-Усть-Павл., II, 1285. С Савватиев-Тверской, II, 1139. Саввин -Серапионов-Дубенский, Влад. г., II, 1313. Саввин-Сторожевск., Моск. г., 1140. Савво-Вишерский, Новг. г., I, 416. Салалейская-Успен., Пенз. г., II, 1296. Салдовская или Солдовская – Жукова, Костр. г., II, 799. Салминский-Петроп., Олон. г., II, 1152. Салолчевск.-Успен., Пенз. г., II, 1296. Самарский-Пустынно-Никол., Екатериносл. г., I, 400. Самарский-Спасо-Преображ., I, 464. Самарский-Спасский, I, 469. Санаксарская-Богор.-Сретен., Тамб. г., II, 644. Саранский-Ильин.-Богоявл., I, 212. Саранский – Петропавл. или Петровский- Ильин., II, 1048. Саратовский-Крестовоздвиженск., I, 262. Саратовский-Спасо-Преображ. или Спасский, I, 454. Саровская, Тамб. г., II, 1141. Сарожская-Троиц., Новг. г., II, 1233. Сатисо-Градо-Саров., Тамб. г., 1141. Сатановский-Троиц., Под., г., II, 1277. Сахтошский или Сахтажск.-Петропавл. Влад. г., II, 1051. Свириколуцкий-Рожд.-Богор.-Сергиев, Смол. г., I, 413. Свирский-Александр., Олон. г., II, 607. Свирский-Вознесен., Олон. г., II, 734. Свирский-Ильин., С.-Петер. г., II, 831. Свияжская-Макариев., II, 916. Свияжский-Богород.-Успен., II, 657. Свияжский-Иоанно-Предт., II, 844. Свенский – Успен.-Новопечер., Орл. г., I, 420. Святогорская-Успен., Харьк. г., I, 421. Святогорский-Белозерский, II, 1278. Святогорский-Успен., Пск. г., II, 1142. Святоезерский-Спасо-Преобр.-Сенегский, Влад. г., I, 423. Святоозерский-Иверск., Новг. г., II, 819. Севастьянов – Спасо- Преобр.-Сохотск., Яросл. г., I, 424. Седмиозерная, Каз. г., II, 1143. Селенгинский-Троиц., I, 504. Селижаровский-Троиц., II, 1279.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010