486. Слово в день рождения Ее Величества Благочестивейшей Государыни Императрицы Александры Феодоровны (Говорено в Свято-Троицкой Сергиевой лавре 1-го июля) 1828 год Туне приясте, туне дадите. ( Матф. Х. 8 ). И Господь завещавает Апостолам бескорыстие, когда говорит: «туне приясте, туне дадите». И церковь , восхваляя память Чудотворцев-Бессребренников, напоминает нам завещание Господне о бескорыстии. Примем напоминание, помыслим о исполнении завещания. Бескорыстие есть расположение делать добро, без желания собственной корысти. Впрочем, осмотрительно надлежит различать истинное, христианское, духовное бескорыстие от мнимого, мирского, наружного. Судия, который не требует мзды за дело правосудия и не принимает даров, почитается бескорыстным, но он может быть не таков истинно, каким почитается. Если он поступает бескорыстно только для того, чтобы получить славу бескорыстия, или заслужить награду от земной власти: в таком случае он бескорыстен только наружно, пред глазами людей, а не в духе, пред очами Божиими; самочестие составляет монету, которою он платит себе за свое бескорыстие; надежда награды есть залог, под который он отдает в долг свое бескорыстие. Поелику истинное бескорыстие есть расположение духовное; то как наружное бескорыстие не есть истинно, когда не соединено со внутренним, так, напротив, внутреннее бескорыстие не есть еще ложно, а может быть истинно, хотя и не сопровождается наружным нестяжанием. Самуил оказался совершенно бескорыстным пред Богом и пред народом еврейским, когда «рече Самуил к людем: свидетель есть Господь в вас, и свидетель Христос Его днесь в сей день, яко ничтоже обретосте в руку моею; и реша людие: свидетель» ( 1Цap. XII. 5 )! И таким оказаться не препятствовало ему то, что некогда Саул не смел явиться к нему, пока не нашлась «четвертая часть сикля сребра», чтобы «дать» сему «человеку Божию» ( 1Цap. IX. 8 ), и притом в таком случае, когда нужно было вопросить его именно как пророка. Итак, христианин всегда может упражняться в духовном бескорыстии, каковы бы ни были его наружные обстоятельства и мирские отношения.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Александра Феодоровна (25.05.1872, Дармштадт - 17.07. 1918, Екатеринбург), мц. (пам. 4 июля, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе С.-Петербургских святых), императрица Всероссийская (1894-1917), супруга мч. имп. Николая II Александровича. Дочь вел. герц. гессенского Людвига IV и вел. герцогини Алисы, урожд. принцессы Великобритании и Ирландии, второй дочери королевы английской Виктории. В крещении получила имя Алиса Виктория Елена Бригитта Луиза Беатриса. Кроме принцессы Алисы в семье вел. герц. Людвига IV были дети: Виктория, Элла (буд. вел. кнг. мц. Елисавета Феодоровна), Эрнст Людвиг, Ирена. Воспитанием детей руководила мать, высокообразованная женщина, известная своей благотворительной деятельностью. Во время эпидемии дифтерита вел. герцогиня Алиса заразилась, ухаживая за больными, и скончалась в возрасте 35 лет 14 дек. 1878 г. В 1901 г. жители Дармштадта в знак благодарности установили на собранные ими деньги памятник с надписью: «Алиса - незабвенная великая герцогиня». Потеряв мать, принцесса Алиса с 6 лет жила у бабушки, королевы Виктории. При англ. дворе она получила воспитание и разностороннее образование, свободно говорила и писала на неск. языках. В семье за веселость и красоту ее звали «солнечный луч». В юности принцесса Алиса посещала лекции на философском фак-те Гейдельбергского ун-та, где получила диплом бакалавра философии. Впосл. историки отмечали теоретический ум императрицы и называли ее письма, в к-рых детально освещалось состояние рус. имп. двора и столичного Петербурга, «историческим материалом первостепенной важности» (Кизеветтер. С. 322). Культура ведения дневника и переписки отличала принцессу Алису с детства, это качество она привила своим детям. Не случайно последние представители династии Романовых, по словам историков, принадлежат «к числу лучше всего документированных в истории» (Мейлунас, Мироненко. С. 11). Кроме письменных источников сохранилось более 150 тыс. фотографий имп. семьи, в к-рой каждый имел личный фотоаппарат; известны более тысячи альбомов с фотоснимками (ГАРФ, РГАКФД).

http://pravicon.com/info-1709

Закрыть itemscope itemtype="" > Святой Александр Невский у истоков Союзного государства О юбилейном авторском проекте Галины Ананьиной «Супружества благословение» 21.11.2019 1520 Время на чтение 6 минут В этом году исполнилось 780 лет со дня венчания святого равноапостольного князя Алек­сандра Невского и полоцкой княжны Александры Брячиславны, а также 20 лет договору о создании Союзного государства Белоруссии и России. К этой дате Женским православно-патриотическим обществом подготовлен юбилейный авторский проект «Супружества благословение» кандидата исторических наук, председателя Общества, члена правления Союза православных женщин Галины Ананьиной. Проект поддержан Постоянным комитетом Союзного государства Белоруссии и России. Ровно 170 лет назад, в 1849 году, архитектор Константин Тон закончил строительство Большого Кремлевского дворца, все пять его залов были названы в честь главных орденов Российской империи. Тронным был зал Андреевский. К нему примыкает зал, названный в честь ордена Святого Александра Невского. В 1866 - 1868 годах на торцовых стенах появились полотна академика живописи Федора Мюллера, среди которых «Брак князя Александра Невского с полоцкой княжной Александрой Брячиславной». В 1239 году, когда Александру исполнилось двадцать лет, он женился на дочери полоцкого князя Брячислава – княжне Александре. Отец Александра - Великий князь Ярослав Всеволодович благословил молодых при венчании иконой Феодоровской Божией Матери, обретенной в том же году. Поскольку в крещении Ярослав Всеволодович носил имя Феодора, то и икона стала называться «Богоматерью Феодоровской». У Федоровской иконы Божией Матери есть одна удивительная особенность, которая выделяет ее среди других образов Богородицы: на обратной стороне ее писан образ св. мученицы Параскевы Пятницы, которая на Руси была покровительницей невест и свадеб. Ее чудесное обретение связано с князем Василием Костромским, младшим братом князя Александра Невского. Князь Василий заметил на ветвях дерева икону, однако при попытке достать ее она поднялась в воздух. Удивительно, но точно в это же время костромичи видели неизвестного воина, шедшего по городу с иконой в руках. Воин этот походил на св. великомученика Феодора Стратилата.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/11/21/sv...

Закрыть itemscope itemtype="" > Содомия как норма жизни Феодоровский собор в Санкт-Петербурге посетила делегации Финской Православной Церкви, в которую вошла скандально известная лесбиянка 13.05.2017 3236 С 4 по 7 мая Феодоровский собор в Санкт-Петербурге посетила группа молодых православных христиан из Финляндии. «Все они певчие хоров двух приходов, из городов Куопио и Ювяскюля. Сопровождают регенты – София Лаукканен и Йооа Вуоринен. Старший группы и одновременно водитель автобуса, на котором приехала группа, – священник Финской Православной Церкви отец Олави Матси. Сегодня и завтра гости знакомятся с достопримечательностями Петербурга. А в воскресенье примут участие в ранней Литургии (будут петь попеременно с нашим хором), после чего отбудут домой», - сообщает сайт прихода . Между тем, сайт « Москва - Третий Рим » выяснил, что в состав этой делегации Финской Православной Церкви входит активная лесбиянка. Оказывается, православная регентша Йооа Вуоринен не просто придерживается «нетрадиционной сексуальной ориентации», но и открыто состоит в «зарегистрированном партнерстве» с другой женщиной - Кейт Sotejeff-Wilson. Как сообщается, в 2012 году никто иной как сам глава автономной Финской Православной Церкви архиепископ Лев (Макконен) одобрил избрание Йооа Вуоринен на должность регента Миккельского прихода, игнорировав протесты нескольких членов прихода, направленных ему по обычной и электронной почте сразу после этого избрания. Редакция «Русской народной линии» попросила настоятеля прихода протоиерея Александра Сорокина прокомментировать эту информацию. «В Феодоровском соборе действительно побывала группа гостей из Финской Православной Церкви. О деталях биографии каждого из гостей мы не были осведомлены», - сообщил нам отец Александр. Очевидно, имела место провокация. Содомские наклонности Йооа Вуоринен в результате скандала должны были быть известны клиру Финской Православной Церкви. Следовательно, об этом не мог не знать священник Финской Православной Церкви отец Олави Матси. Он также не мог не знать твердую позицию Русской Православной Церкви, безусловно осуждающей содомию. Он обязан был уведомить отца Александра, что в возглавляемую им делегацию вошла извращенка, но, судя по всему, этого не сделал. Не приходится сомневаться в том, что если бы отец Александр Сорокин, придерживающийся православной нравственности, узнал об этом, он в ультимативной форме потребовал бы удаления из делегации лесбиянки.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/05/13/so...

Карандашевская. Спасский Новоприлуцкий Козьеручьевский монастырь. Спасская Козьеручьевская пустынь /// Объект утрачен Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1617. Год утраты:1764 (упразднен) Адрес: Архангельская область, Приморский район, деревня Карандашевская Координаты: 64.328461, 41.455654 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты На месте нынешнего Спасоприлуцкого прихода, расположенного по правому берегу р. Сев[ерной] Двины в 57 верстах выше г. Архангельска и в 7 вер. от ближайшего Коскогорского прихода, до 1764 года находился Спасский Козеручьевский общежительный мужской монастырь, бывший сначала самостоятельным, а потом приписным к архиерейскому дому. Основателем его был некто инок Иоасаф, родом свирянин и постриженник пустыни преп. Александра Свирского, пришедший на это место 25 марта 1617 года. Здесь означенный инок выпросил у царя и великого князя Михаила Феодоровича в Курейской волости столько места, сколько потребно для кельи и церкви, поставил келью и по благословению Ионы, митрополита Сарского и Подонского, устроил первый деревянный храм во имя Нерукотворенного образа Христа Спасителя с приделом в честь Александра Свирского, освящённый 24 сентября 1618 г. Преемник Иоасафа с 28 ноября 1637 года старец Иосиф, получив в том же году от царя и великого князя Михаила Феодоровича по отце его Святейшем Патриархе Филарете Никитиче 50 рублёв жалованья, по благословению Патрираха Московского Иоасафа I, вместо старого храма построил в 1640 г. новый с приделом Знамения Пресвятой Богородицы. По смерти Иосифа (25 марта 1657 г.) строителем монастыря был старец Тихон, при котором 8 мая 1666 года церковь сгорела, и приступлено было 1 июня 1670 года к постройке нынешней каменной пятиглавой церкви во имя Нерукотворенного Спаса с приделом по южную сторону во имя мученика Христофора, освящённый 7 мая 1674 г.

http://sobory.ru/article/?object=60297

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКОЛАЙ I ПАВЛОВИЧ Вел. кн. Николай Павлович. Портрет 1863 г. А. П. Рокштуля по оригиналу 1806 г. Л. А. Колла (частное собрание) Вел. кн. Николай Павлович. Портрет 1863 г. А. П. Рокштуля по оригиналу 1806 г. Л. А. Колла (частное собрание) (25.06.1796, Царское с. (с 1808 г. Царское Село; ныне Пушкин в составе С.-Петербурга) - 18.02.1855, С.-Петербург), имп. Всероссийский с 19 нояб. 1825 г., фактически с 14 дек. 1825 г., царь Польский и вел. кн. Финляндский. Третийй сын имп. Павла I Петровича и его супруги - имп. Марии Феодоровны , родной брат имп. Александра I Павловича , отец имп. Александра II Николаевича . Коронован 22 авг. 1826 г. в Москве и 12 мая 1829 г. в Варшаве. Детство и становление Н. П. род. в Царскосельском дворце 25 июня в 3 ч. 30 мин. утра. При крещении, совершённом 6 июля, был наречен Николаем в честь свт. Николая Мирликийского. В отличие от старших детей великокняжеской четы, воспитанием которых занималась бабушка, имп. Екатерина II Алексеевна , Н. П. и его младший брат, вел. кн. Михаил Павлович, были отданы на попечение матери, вел. кнг. Марии Феодоровны. Первые годы Н. П. воспитывался под наблюдением статс-дамы Ш. К. Ливен. 7 нояб. 1796 г. зачислен на службу генерал-лейтенантом и полковником в лейб-гвардии Конный полк, 28 мая 1800 г. переведен в лейб-гвардии Измайловский полк. Вечером 11 марта 1801 г. имп. Павел I последний раз посетил Н. П., которому шел 5-й год, и об убийстве отца в ночь на 12 марта у него остались смутные воспоминания. Главным воспитателем 7-летнего Н. П. стал генерал-майор М. И. Ламздорф, который часто наказывал вел. князя за строптивый характер. Первым учителем Н. П. и вел. кн. Михаила Павловича был генерал-майор Н. И. Ахвердов, преподававший в течение 12 лет в Сухопутном шляхетском кадетском корпусе (уроки рус. истории, географии, статистики, рус. словесности). Помимо изучения основных предметов Н. П. под рук. Ахвердова охотно учился строить крепости, делать из воска бомбы, картечи, ядра.

http://pravenc.ru/text/2566090.html

Слово на день рождения благочестивейшей Государыни Императрицы Александры Феодоровны, говоренное в Казанском (в Петербурге) соборе в 1844 году 10 И будут царие кормители Твои и княгини их кормилицы Твои, до лица земли поклонятся Тебе, и увеси, яко аз Господь (Исаии, 49:23) Не скоро же достигло исполнения это слово Пророка Божия. Свет Евангелия давно уже сиял в поднебесной; богатые и убогие, Эллины и Иудеи, всяк язык и всяко племя давно уже молились Богу Спасителю, в святом храме Жизнодавца: но слава благодати Христовой еще не проникала в чертоги державных века сего, и венценосные цари и царицы долго не приходили на лоно церкви Христовой, дабы покланяться Распятому до лица земли, и быть защитниками Его св. алтарей. Но что было написано во всемогущих судьбах Промысла, то долженствовало сбыться и сбылось. Свет веры Христовой отразился, наконец, и на порфирородных и заблистал в венцах их сиянием не земным. Это случилось спустя три века по Рождестве Христовом. И с того-то блаженного времени, Церковь Христова непрерывное имеет утешение видеть под кровом своим, во главе чад благодати и искупления, и благочестивых царей, и цариц их. С того-то времени непрерывно и скиптры, и короны возглавляются крестом Христовым, как знамением силы и спасения царей и царств. За то и Церковь , памятуя это славное событие, из начала вменила себе в священный долг чтить и отличать нарочитые дни рождений и тезоименитств не только православных царей и цариц, но и благоверных чад их. Недавно она торжествовала рождение Благочестивейшего Государя нашего, и возносила с нами ко Господу молитвы и моления, да благословит своей благостью вседержавный Царь царей венец лета ( Псал. 64:12 .). Его; а ныне она же собрала нас под этот кров, чтобы молиться о Благочестивейшей Государыне Императрице, да приложет Ей святый от Сиона дни на дни и лета на лета ( Псал. 69:7 ). Что же, братия, служит основой столь древнего и благочестивого обычая Церкви молиться прежде всех не за царя только, но и за всех членов царствующего дома? Не то ли, что Августейший дом благочестивейших Монархов всегда служил и служит для Церкви, не только самым верным прибежищем в ее нуждах, но и охранной твердыней всех ее уставов и самой веры: и будут царие кормители Твои и княгини их кормилицы Твои, до лица земли поклонятся Тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofoniya_Sokol...

4 февраля 1905 г. в 2 ч. 47 м. дня на Сенатской площади Кремля бомбой, брошенной революционером И.П. Каляевым, был убит Великий Князь Сергий Александрович. Преподобномученица Елизавета Феодоровна с великим самообладанием собирала по частям его тело. Уцелели нательный крест и образки, которые он носил на груди. Останки были уложены на носилки, покрыты шинелью стоявшего здесь солдата и отнесены в Чудов монастырь, где были поставлены близ раки свт. Алексия. «В тяжелом испытании, – писала Княгиня Елизавета Феодоровна в ответ на телеграмму сочувствия, – ниспосланном мне Господом, истинным утешением служит мне то теплое, искреннее сочувствие, которое встречаю вокруг себя. Ваши сердечные слова, ваше участие проникли мне в душу. Благодарю вас, мои дорогие сотрудники и сотрудницы. В молитвах черпаю силы со смирением переносить мою великую скорбь, а в совместной с вами дальнейшей работе на пользу страждущих да поможет мне Господь находить утешение». Православные люди, откликнувшиеся на эту кончину, единодушно называли эту смерть мученической: «Да, он был воистину наш, потому что всегда он был жив духом древней Москвы… Пусть же он останется нашим и по кончине своей: пусть останки его пребудут навсегда в стенах священного Кремля, где Бог судил ему кончить жизнь мученически», – писал в " Московских ведомостях " священник Иосиф Фудель. Мысль о том, что смерть ее дорогого супруга была мученической, укрепляла великую княгиню Елизавету. В ответ на адрес Московской городской Думы она писала: «Великим утешением в моем тяжелом горе служит сознание, что почивший Великий Князь находится в обители святителя Алексия, память которого он глубоко чтил, и в стенах Москвы, которую он глубоко любил, и в стенах Кремля, в которой он мученически погиб». Преподобный Сергий (до монашества – протоиерей Митрофан Сребрянский) записал: «7 февраля. Сейчас служили мы панихиду по новом мученике царствующего дома великом князе Сергие Александровиче. Царство Небесное мученику за правду!». Первая панихида по убиенному Великому князю Сергию была совершена сразу же по перенесении его останков в храм святителя Алексия в Чудовом монастыре. В 5-ом часу вечера у тела усопшего совершил панихиду наместник Чудова монастыря архимандрит (впоследствии епископ) Арсений (Жадановский) с иеромонахами Анастасием и Ферапонтом при пении монастырского хора. В 5 ч. панихиду совершил старший викарий Московской митрополии епископ Трифон (Туркестанов) с архимандритом Арсением, ректором Псковской духовной семинарии архимандритом Борисом и др. священниками. На панихиде присутствовала вел. кн. Елизавета. В течении нескольких дней до отпевания непрерывно у гроба служились панихиды.

http://pravoslavie.ru/5266.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Царствование благочестивейшего царя и великого князя Бориса Феодоровича Годунова всея России   Весь синклит двора и собор архиереев и весь народ великой Москвы и всей России, согласно с мнением и волею царицы и великой княгини Ирины, провозгласили царем и великим князем всей великой России великого боярина Бориса Годунова в женском монастыре за Москвою, где находилась царица Ирина, сделавшаяся монахинею, переименовавшись в божественной и ангельской схиме в монахиню Александру. В лето от создания мира 7107, от Рождества же Христова 1598, в сентябре месяце, в день воскресный, великий патриарх Москвы и всей России избранного Бориса Годунова, брата Ирины, царицы всея России, короновал в царя московского и всея России в патриархии, в соборном храме Пречистой Богородицы, в присутствии всех архиереев и архимандритов, и бояр, и всего синклита, и всего народа Москвы. Находились [при этом] многие архиереи и архимандриты из Константинополя: епископ Ериссо и Святой Горы кир Игнатий, который спустя некоторое время сделался архиепископом рязанским и патриархом Москвы и всей России, и архиепископ ахридский кир Нектарий, и митрополит видинский Феофан, и великий архимандрит иерусалимский кир Дамаскин из Эллады, и великий старец великой лавры святого Саввы Освященного в Иерусалиме Дамаскин, и многие другие иеромонахи святой Афонской горы и из других различных монастырей. И как только был венчан царь и воссел на царский престол, то особенно почтил бояр и всех придворных, дав им многие подарки и учинив производства их из одного достоинства в другое. Итак, он явился подражателем блаженнейшего и освященного отца своего царя Феодора и раздавал каждый день великую милостыню. Имел он во многих местах назначенных людей, которые раздавали повседневно милостыню не только по Москве, но и по всей России. Он роздал милостыню по монастырям, священникам и всем нуждающимся.

http://sedmitza.ru/lib/text/439011/

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; #07a37e7da2 Закрыть «Кровь святых мучеников очистила нашу Родину» Ровно 40 лет тому назад в Нью-Йорке состоялось прославление Новомучеников и Исповедников Российских во главе с Царской Семьёй 16:05 01.11.2021 961 Время на чтение 5 минут 1 ноября 1981 года, 40 лето тому назад, в Нью-Йорке состоялось прославление Новомучеников и Исповедников Российских во главе с Семьёй последнего Императора Николая II. Торжества прославления начались в субботу вечером, 31 октября 1981 года, с последней панихиды по Новомученикам и исповедникам. Многие из них поминались поименно на каждой ектении. А большая праздничная икона Новомучеников, написанная известным иконописцем Русского Зарубежья архимандритом Киприаном (Пыжовым), возродителем в рассеянии древнерусского иконописного стиля, была запечатана и лежала на аналое на середине соборного храма. Были запечатаны и ковчеги с мощами преподобномучениц Алапаевских, пишет протоиерей Серафим Ган в материале «Прославление Новомучеников на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви Заграницей 1981 года – как это было», опубликованном на сайте Восточно-американской епархии. После пения «Хвалите имя Господне» митрополит Филарет распечатал сначала икону, а потом открыл ковчеги с мощами преподобномучениц Елизаветы Феодоровны и инокини Варвары. И весь Собор архиереев, и все духовенство впервые в истории спели величание святым Новомученикам и исповедникам ХХ века. «Возглашается " вечная память " , – вспоминает протопресвитер Александр Киселев, – пение которой стремительно, как огонь, охватывает весь храм и вся тысячная толпа молящихся вторит хорам и духовенству – так, что кажется, что поют сами стены храма… Панихида закончена. Начинается Всенощная. В алтаре, кажется, еще более тесно, чем в самом храме. На отдельные моменты богослужения из алтаря выходит не все служащее духовенство, а лишь часть, т.к. стать в нужном порядке, выйти из алтаря, вернуться в него – все это при тесноте очень затруднительно. Все духовенство вышло только на полиелей, который состоял из открытия ковчежцев с мощами святых мучениц – великой княгини Елизаветы Феодоровны и послушницы Варвары, и снятии пелены с новой иконы Новомучеников и исповедников – благодатных молитвенников за род наш. Я стоял по старшинству четвертым священником с правой стороны, т.е. у самих мощей и иконы; но и я из-за спин митрополита, протодиакона и прочих – не мог увидеть, как вынимались святые мощи мучениц. Что же тогда могли увидеть стоящие в отдалении? Ровно ничего. Как же они тогда выстаивали 6-7 часов подряд, сдавленные в толпе? Елеопомазание с прикладыванием верующих к мощам и иконе закончилось в 12 часов ночи. Конечно, люди не просто стояли, а молились. Конечно, они хотели дождаться возможности приложиться к святыням».

http://ruskline.ru/news_rl/2021/11/01/kr...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010