Закрыть itemscope itemtype="" > Феодоровская икона Богоматери – покровительница св.блгв. кн. Александра Невского К 800-летию со дня рождения св. блгв. кн. Александра Невского 12.02.2021 2610 Время на чтение 25 минут Лицевой летописный свод (том 6 стр. 8) изображение Александра Ярославовича; подпись под ним: «Аще бо и честию земнаго царствиа почтенъ бысть от Бога, и сопруга име и чада прижи, но смиренную мудрость стяжа паче всех человек, бе же возрастом великъ зело, красота же лица его видети яко Иосифа Прекраснаго , сила же его бе яко часть от силы Самсоновы , гласъ же его слышати яко труба въ народе» Святой благоверный князь Александр Невский родился 30 мая 1220 года в г. Переславле-Залесском. Отец его, Ярослав, в Крещении Феодор (+ 1246), " князь кроткий, милостивый и человеколюбивый " , был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо (+ 1212), братом святого благоверного князя Юрия Всеволодовича (+ 1238; память 4 февраля). Мать святого благоверного князя Александра, Феодосия Игоревна, рязанская княжна, была третьей супругой Ярослава. Старшим сыном был святой благоверный князь Феодор (+ 1233; память 5 июня), преставившийся ко Господу в возрасте 15 лет. Святой благоверный князь Александр был их вторым сыном. Детство его прошло в Переславле-Залесском, где княжил отец. Княжеский постриг отрока Александра (обряд посвящения в воины) совершал в Спасо-Преображенском соборе Переславля святитель Симон , епископ Суздальский (+ 1226; память 10 мая), один из составителей Киево-Печерского Патерика. От старца-иерарха получил святой благоверный князь Александр первое благословение на ратное служение на защиту Руси. Спасо-Преображенский собор ( XII век) и памятник святому благоверному князю Александру Невскому (середина XX века). Название Феодоровская икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича (+ 1246), отца святого благоверного князя Александра Невского, носившего в святом крещении имя Феодор — в честь святого Феодора Стратилата. Икона святого благоверного князя Александра Невского 17 век

http://ruskline.ru/analitika/2021/02/12/...

Обрести Христа в сердце своем. Из записных книжек императрицы Александры Феодоровны. 5 октября, 2006. Редакция " Правмира " Выдержки из дневников императрицы Александры Феодоровны Романовой — 1904-1905 гг. Это выписки из святоотеческих твроений — те слова и советы святых отцов, которые были более всего созвучны мысли императрицы. Не открывай помышлений своих всем, чтобы не ввести брата своего в соблазн. Грех ближнего сразу же сообщается душе смиренномудрого как его собственный грех, хотя бы и в потенциальной форме, и вызывает у него глубокую душевную скорбь о содеянном. Постарайся обрести Иисуса Христа в сердце твоем: ибо кроме сердца нашего нигде в ином месте найти Его не можно. Старайся, чадо, всегда быть простосердечным и искренним, увещевает преподобный Ефрем Сирин, и не держи одно на сердце, а другое на устах потому, что это коварство. Будь правдивым и не лжив, потому что ложь от лукавого. Страсть осуждения точно так же есть выражение отсутствия любви к ближним. Она стала столь обычна в наши дни, что не признается почти и грехом. Если же и случается говорить о ней, то почти всегда стараются мотивировать ее горячим, пылким сердцем, любовию к ближним и желанием исправить их недостатки или, наконец, даже мнимою невинностию этой страсти. Обычно говорят: какая важность в осуждении; но от этого образуется злой навык, и человек начинает нерадеть о великом. От того, что человек дозволит себе малое зазрение ближнего, ум его начинает оставлять свои грехи без внимания и замечать грехи ближнего. От этого происходит, что мы осуждаем, злословим, укоряем ближнего и, наконец, впадаем в то самое, что осуждаем. Ничто столько не прогневляет Бога, ничто так не обнажает человека и не приводит его к погибели, как злословие, осуждение и укорение ближнего. Злоречие есть исчадие ненависти, говорит другой святой подвижник. Осуждение есть похищение Божия достоинства и губительство своей души. «Если видишь согрешающего, не разглашай его греха и не осуждай его, не питай к нему ненависти, чтобы и тебе не впасть в тот же грех». Так учат святые подвижники о страсти осуждения. Практически осуждение выражается в следующих трех формах: злословие, собственно осуждение и уничижение. «Злословить — значит сказать о ком-нибудь: такой-то солгал, или разгневался, или впал в блуд, или что-нибудь подобное».

http://pravmir.ru/obresti-xrista-v-serdc...

Разделы портала «Азбука веры» ( 35  голосов:  4.3 из  5) Оглавление XV. Последние недели. Отрывки из екатеринбургского дневника Некоторые заметки о Екатеринбургском дневнике С того времени, как Августейшую Семью Романовых насильно сослали в Тобольск, прошло 8 месяцев. К апрелю 1918 года события приняли критический оборот. Местные большевистские власти в Екатеринбурге и Омске хотели захватить Семью. Их сдерживало только то, что ЦИК в Москве пока не одобрял этот план. Наконец, 9/22 апреля из Москвы прибыл новый комиссар Василий Яковлев, который привез приказ отправить Семью в неизвестное место назначения. Сначала он хотел забрать только Николая Александровича, но, натолкнувшись на его решительный отказ расстаться с родными, разрешил ему, в конце концов, взять всех, кого он пожелает. Время для переезда было неподходящее. Алексей Николаевич, который еще раньше подхватил сильный кашель и страдал от серьезных внутренних кровотечений, вызванных постоянным кашлем, только еще поправлялся и был слишком слаб. К тому же, неосторожное падение привело к еще одному кровоизлиянию, на этот раз — в пах и ниже — в ногу. Жильяр свидетельствовал, что это было еще хуже, чем мучительная боль, которая была в Спаде — одна ступня была полностью парализована. Доктор Деревенко, сопровождавший Семью, был в отчаянии. У него кончились лекарства, новых он не мог достать и не мог облегчить страдания ребенка. Решили, наконец, что Императрица и Великая княжна Мария Николаевна поедут с Императором, другие же останутся, пока Алексей не поправится, чтобы ехать. Поездка была мучительной. Страдальцам предоставили открытые тряские повозки при все еще морозной погоде. Домочадцы положили в одну из них матрац, чтобы Александра Феодоровна могла на нем лежать, а дно закрыли соломой. Во время поездки они пешком переходили реки, покрытые тонкой корочкой льда, держась друг за друга, цепочкой, по узким доскам. В одном месте их заставили идти по колено в ледяной воде, и Император перенес Императрицу на руках. Тем не менее, когда они приехали в Тюмень, Александра Феодоровна попросила коменданта послать детям телеграмму, что “все благополучно прибыли”.

http://azbyka.ru/fiction/divnyj-svet-dne...

Разделы портала «Азбука веры» ( 35  голосов:  4.3 из  5) Оглавление Дивный свет Жизнь Александры Феодоровны Романовой, последней Всероссийской Императрицы Введение Александра Феодоровна Романова и христианская монархия Если и найдется такой слепец, что не сможет поддаться свежести и благородству ее характера, вразуми его Бог. Вот уже десять лет нет в живых этой женщины: зверски убита в подвале с самыми дорогими ей людьми. Надо ли, чтобы она была очернена по своей смерти лишь потому, что убийство ее было прелюдией к знаменитому расцвету большевизма и чека? Что же до мести — здесь не о мести речь: ни сама она, ни ее муж не имели склонности к подобным вещам. Но справедливость к памяти этой доброй и скромной Семьи должна быть, в конце концов, восстановлена. Дж.К. Сквайр, 1928 Мрачная тень лжи вот уже несколько десятков лет окружает имя этой женщины. Оклеветанная современниками и потомками, Царица Александра Феодоровна, естественно, привычно воображается как слабая, больная, деспотичная полуистеричка. Но перед теми, кто близко знал ее или хотя бы раз случайно встречался с нею, представала иная женщина: честная и великодушная, женщина, чья любовь принадлежала Богу, подданным, Семье. Обладая большим мужеством (ведь можно было избежать того мученичества, которое в конце концов настигло ее), она шла, не позволяя себе хоть в малом уклониться от того, с чем были связаны струны ее сердца и души, что было смыслом ее жизни и стало впоследствии основой ее подвига. Жизнь Александры Феодоровны Романовой, последней Императрицы России и супруги Государя Николая II, пролегла мостом между историческими традициями Христианской Монархии и нашим секуляризованным веком. Пребывая над этой пропастью, она жила в современном мире, душа же и сердце ее принадлежали старинным традициям. До настоящего времени жизнь ее представляется в ложном свете. Даже талантливые писатели не всегда понимали ее окружение и саму суть ее жизни — любовь к Православной Церкви и веру в изначальную справедливость Православной Монархии. Чтобы понять Александру Феодоровну, надо постичь традиционное христианское мировоззрение, и тогда ее жизнь легко раскроется перед нами; без этого почти невозможно относиться к ней справедливо, с должным благопочитанием и по-настоящему увидеть ее образ.

http://azbyka.ru/fiction/divnyj-svet-dne...

Разделы портала «Азбука веры» ( 35  голосов:  4.3 из  5) Оглавление Послесловие Когда она прошла — казалось,  смолкли звуки музыки чудесной. Лонгфелло В 1981 году Русская Православная Церковь Заграницей канонизировала Царскую Семью как мучеников вместе с многими погибшими в результате гонений от рук коммунистов. Хотя Александра Феодоровна и ее Семья не являются мучениками в том же значении, что и те, кто пострадал исключительно за веру во Христа, Царская Семья принадлежит к лику святых, именуемых страстотерпцами. Ими часто становились помазанные Монархи или наследники Престола, убитые по политическим мотивам. Поскольку они давали клятву предстоять перед Богом за свой народ, их почитают как о Боге почивших Помазанниках Его. Эта судьба не распространяется на тех правителей, которые проявили себя жестокими тиранами, недостойными ни титула Помазанника, ни звания христианина. Слово “страстотерпец” имеет двойное значение: это тот, кто разделил со Христом страдания неправедно убиенного и претерпел на себе злобную страсть убийцы. Повествование о жизни, незапятнанной человеческими недостатками и ошибками, является обычной агиографической практикой. Назначение ее то же, что и у иконы, изображающей, каким стал человек в другом мире, освобожденный от греха и примиренный с Богом покаянием. Но жизнь Николая II Александровича и Царицы Александры Феодоровны — не только агиографический рассказ, это и современная история, отделенная от нас лишь несколькими десятилетиями. Игнорировать их политические неудачи из страха, что это затуманит сияние их жизни — не только нечестно, но и может дать повод для реальных сомнений в достоверности их добродетелей. Душа человека знает, что живет в падшем мире, и что сам человек несовершенен. Идеализированный рассказ о Монархе, который жил в очевидно совершенном Царстве приближает нас к опасному хилиазму. Он только внешне затрагивает наши чувства, но, честно говоря, ум и душа наши остаются неудовлетворенными. Сегодня многие русские оглядываются назад, чтобы в прошлом отыскать ключ к будущему. Прилив Монархических настроений стал символом времени. С точки зрения возвращения к традиционным религиозным ценностям и культуре это хорошо. Однако, слезливая сентиментальность, часто питающая иллюзорный взгляд на историю, является не только нездоровой, но и опасной. Это — форма прелести: беспочвенные ожидания, ведущие к экономической, социальной и, может быть, духовной катастрофе. Почти всю свою сознательную жизнь Николай Александрович и Александра Феодоровна старались объективно оценивать нужды своей страны; именно им суждено развенчать театральные искажения о себе и своей роли в истории России. Нельзя забывать, что именно эти искажения, но под политической маской, привели к свержению Монархии в 1917 году.

http://azbyka.ru/fiction/divnyj-svet-dne...

Разделы портала «Азбука веры» Александра Феодоровна, страстотерпица Из записных книжек императрицы Александры Федоровны. Выписки из святых отцов В Избранное ( 20  голосов:  3.8 из  5) Императрица Александра Феодоровна почти всю жизнь вела дневники и записные книжки . Она много читала и с серьезными книгами по-настоящему работала, выписывая из них целыми страницами, часто сперва на черновик, потом набело. Девические записи Алисы Гессенской велись по-немецки и по-английски, на родных языках принцессы, и отчасти по-французски; в них много рисунков, стихов. В 1894 году появляется запись по-русски – она сделана рукой великого КНЯЗЯ Николая Александровича, наследника русского престола. Это стихотворение Лермонтова “В минуту жизни трудную…”. Первые выписки из русских книг, принадлежащие Александре Феодоровне, можно предположительно датировать 1904 годом. Православная христианка, императрица внимательно изучала творения святых отцов и выписывала то, что было ей особенно созвучно; дорогие ей мысли повторяются в книжках по нескольку раз (мы сохранили некоторые повторы, чтобы читатель мог судить о том, что было наиболее важным для Александры, Феодоровны.). В отрывках из “Древнего патерика”, включенных в первую “русскую” книжку, много говорится о злословии, клевете и осуждении, – из-за которых императрице пришлось страдать всю жизнь. Звучит и тема, ставшая впоследствии основной,– послушание воле Божией, безропотное несение креста, прощение врагов, спасительное терпение скорбей. Записи уцелели, когда после Февральской революции императрица уничтожила большую часть своего архива, оставив самое дорогое; Александра Феодоровна взяла их с собой и в ссылку, в Тобольск. После мученической кончины царской семьи записные книжки, были привезены в Москву и ныне хранятся в Государственном архиве Российской Федерации. Тексты приведены в соответствии с современными нормами орфографии и пунктуации. 1901–1905 годы Не открывай помышлений своих всем, чтобы не ввести брата своего в соблазн. Грех ближнего сразу же сообщается душе смиренномудрого как его собственный грех, хотя бы и в потенциальной форме, и вызывает у него глубокую душевную скорбь о содеянном.

http://azbyka.ru/fiction/iz-zapisnyx-kni...

Архив Святые и святыни Икона Божией Матери Феодоровская Празднование 14/27 марта, 16/29 августа Икона Божией Матери Феодоровская. Празднование 14/27 марта, 16/29 августа. Страдания и унижения революции даны нам для того, чтобы мы увидели ту бездну, в которую нас тянули дореволюционные соблазнители, и чтобы мы восхотели Божьего; чтобы мы очистились, возродились и заткали ткань новой России. И потому нелепо нам гордиться тем, что мы-де «ничего не пересмотрели» и «ничему не научились», и еще нелепее нам опять «идти побираться под окнами» западной культуры, западной религиозности, философии и политики и выпрашивать себе «на бедность» черствые корки европейских рассудочных выдумок. Россия ждет от нас своего видения, своей веры, своей мысли и своей государственной формы. И мы должны готовиться к тому дню, когда рухнет в России засилье дьявола. И. А. Ильин Свой рассказ о чудотворной иконе Божией Матери Феодоровской мы не случайно начали со слов замечательного русского философа Ивана Александровича Ильина. Судьба этого чудотворного образа тесно переплелась с судьбами России, ибо Феодоровская была родовой иконой дома Романовых. Сама икона, написанная еще апостолом Лукою, была обретена святым благоверным князем Георгием Всеволодовичем в часовне близ волжского Городца. В середине XII века на месте обретения был основан Феодоровский Гродецкий монастырь, где и хранилась святыня. Но когда войска Батыя разорили и сожгли древний Городец, все его жители бежали из этих мест, и считалось, что икона погибла в огне пожара. Но в 1239 году костромской князь Василий Георгиевич во время охоты обнаружил в лесу висящую на сосне икону. Это и была пропавшая Городецкая святыня. Князь попытался снять ее, но образ поднялся в воздух. Тем временем костромичи узрели дивное видение: они увидели, как перед явлением иконы князю нес ее по городу светлый муж в богатых воинских одеждах. Был сей муж очень похож на святого великомученика Феодора Стратилата, как изображается он на иконах. Только когда костромичи, узнав о чуде, пришли к этому месту крестным ходом и отслужили молебен, икону смогли снять с сосны. Чудесное видение благочестивых граждан Костромы, а также соборный храм во имя великомученика Феодора Стратилата, в котором икона поставлена, дали повод наименовать обретенную князем икону Богоматери Феодоровской.

http://pravoslavie.ru/put/050829141828.h...

Закрыть itemscope itemtype="" > " Петропавловский собор должен стать полноценным храмом... " О.Н.Куликовская-Романова надеется на то, что возле гроба Императрицы Марии Феодоровны будут регулярно совершаться богослужения 29.09.2006 361 Петропавловский собор должен стать полноценным храмом, а не преимущественно музеем, каковым он является сейчас. Об этом в интервью ИТАР-ТАСС заявила супруга племянника Царя-Мученика Николая II Александровича - Тихона Николаевича - Ольга Николаевна Куликовская-Романова. После окончания церемонии перезахоронения праха Императрицы Марии Феодоровны Ольга Николаевна заявила, что она надеется, что и в ближайшие даты - 13 октября (день кончины) и 26 ноября (день рождения) - в соборе Петропавловской крепости возле гроба Императрицы пройдут панихиды. " Мария Федоровна, принявшая в России Православие, была полноценным членом Церкви, посещала богослужения, свято чтила память своих близких. В ее дневниках часто встречаются записи о том, как она заказывала панихиды в дни рождения, именин и смерти всех своих близких " , - сказала по этому поводу О.Н.Куликолвская-Романова. По ее словам, даже в датской королевской усыпальнице в Роскилле, где в течение почти 78 лет покоился прах Марии Феодоровны, проводились православные богослужения в дни ее памяти. " Петропавловский собор должен стать полноценным храмом, а не преимущественно музеем, каковым он сейчас является, чтобы царские усыпальницы не были просто музейными экспонатами " , - считает Ольга Николаевна. Напомним, что ранее, отвечая на вопрос одного из участников Санкт-Петербургского Патриотического Форума , О.Н.Куликовская-Романова также коснулась проблемы передачи Петропавловского собора Санкт-Петербурга Русской Православной Церкви . " Что касается передачи храма в церковное владения, - отметила О.Н.Куликовская-Романова, - то я не знаю, сможет ли Церковь потянуть подобные расходы. Это ведь тоже вопрос довольно серьезный. Я не говорю, что сейчас он прекрасно содержится, но все-таки, несмотря на то, что ремонты в соборе идут по 6-8 лет, он как-то поддерживается " .

http://ruskline.ru/news_rl/2006/09/29/pe...

Закрыть itemscope itemtype="" > Слово перед панихидой по императрице Марии Феодоровне в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга 28.09.2006 224 Многоуважаемый Александр Сергеевич! Многоуважаемая Валентина Ивановна Матвиенко, губернатор Санкт-Петербурга! Уважаемые представители королевских домов Европы, органов государственной власти России и Дании! Преосвященные архипастыри, дорогие отцы, братья и сестры! Сегодня мы отдаем дань благодарной памяти дочери датского Королевского дома, которая стала верной супругой Российского императора Александра Александровича. Горячо полюбив ставший для нее единоверным православный русский народ, императрица Мария Феодоровна много сил положила для блага нашего Отечества. Нельзя не вспомнить те прекрасные человеческие качества, которыми наделил ее Господь. Почившая императрица была деятельной благотворительницей, тонким дипломатом, государственно мыслящим человеком. Она всегда старалась быть с народом, заботясь о его благе и в радостях, и в испытаниях. После кончины венценосного супруга она была рядом со своим сыном - императором Николаем Александровичем, и помогала мудрыми наставлениями в несении Креста правителя государства Российского. Душа ее особенно болела за Россию и за ее жителей тогда, когда над нашей Родиной сгустились тучи безумной смуты, невиданной по накалу богоборческих и братоубийственных страстей. Пройдя через горнило испытаний, потеряв в огне революции двух сыновей и пятерых внуков, оказавшись за пределами России, императрица Мария Феодоровна не утратила любви к нашему народу. Крепкое упование на Бога и верность высшим нравственным идеалам вселяли в нее надежду на лучшее будущее для нашего Отечества. Ныне императрица Мария Феодоровна, имевшая желание быть похороненной в России, возвращается в дом, ставший для нее родным. Убежден: наилучшей данью ее памяти станет возрождающаяся Россия - Россия, вновь идущая по пути Христову, Россия, стремящаяся жить в мудрости и благочестии, жить по правде и по вечному нравственному закону.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Икона известна с XII века, когда она находилась в часовне близ старинного поволжского города Городца. Впоследствии здесь был основан мужской монастырь, именовавшийся Богородице-Феодоровским. Чудотворный образ являлся главной святыней обители до 1239 года, когда монголо-татарские захватчики разорили и сожгли Городец, а икона исчезла из города. По преданию, подтверждаемому исследованиями современных историков, в описываемое время Феодоровская икона стала моленным образом святого благоверного великого князя Александра Невского, и именно этой иконой в 1239 году великий князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына – святого князя Александра – на брак с полоцкой княжной Параскевой. Вместе с благоверным князем Феодоровская икона путешествовала в Орду, где святой Александр отстаивал интересы Русской земли; этот образ Пресвятой Богородицы он брал с собой в военные походы; перед ликом Феодоровской иконы Божией Матери благоверный князь, приняв монашество, завершил свой жизненный путь. Чудесное явление Феодоровской иконы в Костроме князю Василию Ярославичу, младшему брату святого Александра Невского, совершилось в конце 50-х – начале 60-х годов XIII столетия. Накануне явления, в день праздника Успения Пресвятой Богородицы, многие жители Костромы видели на улицах города воина с иконой Божией Матери на руках. В воине костромичи узнали святого великомученика Феодора Стратилата – по его иконописному изображению в соборном храме Костромы. На следующий день, 16 августа, по старому стилю, князь Василий Ярославич во время охоты увидел эту икону на ветвях дерева вблизи речки Запрудни. Обретенная святыня была торжественно принесена крестным ходом в Кострому и поставлена в соборном храме во имя великомученика Феодора Стратилата, после чего и стала именоваться Феодоровской. В память явления чудотворной Феодоровской иконы было установлено празднование, совершаемое 16/29 августа и традиционно сопровождаемое в Костроме общегородским крестным ходом из кафедрального собора к храму Спаса-на-Запрудне, воздвигнутому на месте явления святыни. Эта традиция, насильственно прерванная в ХХ веке, возрождена в 1990 году.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/19/ya...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010