Последним епископом Кинешемским в марте-июне 1936 г. был сщмч. Борис (Воскобойников) , 1 июля 1936 г. назначенный на Ивановскую кафедру. После перевода еп. Бориса в обстановке нарастающего террора новый Кинешемский епископ не был назначен, К. в. прекратило существование. Епископы Ионафан (Руднев; 4 сент. 1866 - 29 авг. 1869), Палладий (Пьянков ; 16 нояб. 1869 - 24 июня 1872), Геннадий (Левицкий; 24 июня 1872 - 9 апр. 1883), Вениамин (Платонов; 9 апр. 1883 - 13 июня 1905), Никандр (Феноменов ; 10 июля 1905 - 15 февр. 1908), Иннокентий (Кременский; 24 февр. 1908 - 28 июля 1911), Арсений (Тимофеев; 28 июля 1911 - 30 июля 1914), Севастиан (Вести; 8 сент. 1914-1917, 1919-1920), сщмч. Василий (Преображенский; 19 сент. 1921-1926), исп. Николай (Голубев ; 18 июня - 5 дек. 1929), Хрисогон (Ивановский ; 14 апр.- 8 июля 1932), Александр (Торопов; 21 сент. 1932 - 24 сент. 1935), сщмч. Борис (Воскобойников; 7 марта - 1 июля 1936). Ист.: 2ПСЗ. Т. 41. Ч. 1. 43296. С. 546; Юбилейное торжество Преосв. Вениамина, еп. Кинешемского, викария Костромского, 29 сент. 1895 г.//Костромские ЕВ. 1895. 21. Ч. неофиц. С. 487-499; Кончина и погребение Преосв. Вениамина, еп. Кинешемского, викария Костромской епархии//Там же. 1905. 12. Ч. неофиц. С. 393-403; Костромской Ипатиевский мон-рь. Кострома, 1913. С. 55, 109; Не предать забвению: Книга памяти жертв политич. репрессий, связанных судьбами с Ярославской обл. Ярославль, 1994. Т. 2. С. 79; ЖМП, 1931-1935. С. 142; РПЦ в XX в. на Ивановской земле: Сб. док-тов и мат-лов. Иваново, 2010. С. 33, 79-84. Лит.: Самарянов В. А. Памятная книга для Костромской епархии. Кострома, 1868. Отд. 2. С. 26; Сырцов И., прот. Архипастыри Костромской епархии за 150 лет ее существования. Кострома, 1898. С. 46-48; За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 48, 224-225; Федотов А. А. Собор Ивановских святых. Иваново, 2003. С. 14-21; Резепин П. П. Епископы Кинешемские, викарии Костромские//Светоч: Альманах. Кострома, 2010. Вып. 6. С. 286-296. Н. А. Зонтиков Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/1684652.html

478). Следующая миниатюра представляет И. И. «сяде на великом княжении Володимери» (Л. 478 об.). Образ в композиции является центральным. Князь, сидящий на богато украшенном троне, обращен к группе придворных. На нем зеленый кафтан, красно-коричневый плащ с опушкой, застегнутый на груди фибулой, зеленая шапка, красные сапоги. На миниатюре, иллюстрирующей примирение И. И. с суздальским кн. Константином Васильевичем (Л. 484), др. претендентом на великое княжение, оба князя в центре, на одном длинном троне, И. И. слева, с княжеским жезлом в правой руке, левую протягивает в сторону кн. Константина, изображенного в виде безбородого юноши. На следующей миниатюре показаны новгородцы, поддержкой к-рых пользовался кн. Константин; они также «смиришася» с И. И. (Л. 485 об.). Традиционно, средовеком в княжеском одеянии, И. И. представлен в композициях, посвященных отъезду его дочери в Литву (Л. 487), «сотворению мира» с тверским кн. Василием Михайловичем (Л. 494 об.) и тому, как И. И. не пустил ордынского посла Маматхожу «в свою очину» (Л. 501). В сцене преставления и погребения И. И. изображен в схимническом облачении (Л. 505 об.). Образ И. И. включался в состав композиций, представляющих генеалогическое древо великих князей и государей Российских, напр. в росписи 1689 г. галереи Преображенского собора Новоспасского мон-ря в Москве ( С[негирёв] И. [М.] Родословное древо государей рос., изображенное на своде паперти соборной церкви Новоспасского ставропигиального мон-ря. М., 1837. С. IV) и в стенописи центрального свода парадных сеней в здании Исторического музея в Москве, созданной артелью под рук. Ф. Г. Торопова (1883; общий вид росписи свода см.: Гос. Ист. музей. 2006. С. 24). На миниатюре из синодика Новоиерусалимского Воскресенского мон-ря, выполненного царевной Татианой Михайловной в 1676-1682 гг. (ГИМ. Воскр. 66. Л. 58), И. И. показан между дедом вел. кн. Даниилом Александровичем и внуком вел. кн. Василием Димитриевичем, напротив отца вел. кн. Иоанна Калиты и сына блгв. вел.

http://pravenc.ru/text/469778.html

Теляково. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (с.Теляково). Построена в 1848 году тщанием прихожанки бригадирши Екатерины Петровны Крюковой. Зданием каменная, на каменном фундаменте, с каменной колокольней. В храме было 3 престола: холодный - во имя Рождества Пресвятой Богородицы, в правом приделе - во имя Светителя и Чудотворца Николая, в левом - во имя Святой Великомученицы Екатерины. http://home.tula.net/yasn/_private/obsved.htm Село Теляково, Опыхань тож, находится в 47 верстах от г. Тулы. Оно расположено в местности возвышенной, окруженной лесами и помещичьими садами с их вековыми липами, тополями, вязами и другими деревьями, так что в летнее время село и храм утопают в зелени. Реки в селе нет, но находится много колодцев с ключевою водою и прудов – с проточною. Приход окружен двумя небольшими речками Сушкою и Опыханью, которые впадают в реку Беспуту, приток реки Оки. О времени возникновения его и происхождении его названия не сохранилось никаких исторически-достоверных сведений. В настоящее время приход составляют, кроме села, следующие селения: сельцо Торопово, Крюковка, Петровское, сельцо Асовка и сельцо Шипилово, прихожан муж. пола 341 человек и жен. пола 311 человек. Приходский храм, как видно из межевой книги, выданной на церковную землю по указу Императрицы Екатерины II в 1776 г., существовал уже в прошлом столетии; он был деревянный во имя Рождества Пресвятой Богородицы и находился в 2 верстах от нынешнего храма. Самое село называлось Опыхань, каковое название в настоящее время почти вышло из употребления. Интересна история дальнейшего существования этого храма в нынешнем столетии. Вся судьба этого храма, его положение в том или ином месте, его устройство и благолепие находились в безусловной зависимости от помещиков, владевших этой местностью, несколько раз переходившей от одних рук в другие. С конца прошлого и в начале нынешнего столетия теперешнее село Теляково принадлежало двум владельцам: Верхнее Теляково принадлежало статскому советнику Александру Сумарокову, который был прихожанином церкви, что на Опыхани, а другая часть села Нижнее Теляково принадлежало г.

http://sobory.ru/article/?object=16942

Троицк. Церковь Рождества Христова. Рождественская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Одноглавый кирпичный храм в стиле поздний классицизм был построен в 1839 году. Через несколько лет к церкви были пристроены два придела и колокольня. После организации колхоза, в начале 1930-х годов храм был отобран у прихода и использовался как хозяйственное помещение, а колокольня разобрана на стройматериалы. В 1970-80-е годы здание стояло бесхозным, постепенно ветшая. В начале 1990-х церковь вернули верующим, она была отремонтирована и оборудована всем необходимым для богослужения. В ближайшие годы планируется выстроить колокольню. http://sarep.ru/1990 Христорождественский храм с приделами в память Успения Пресвятой Богородицы, во имя свят. и чудотв. Николая, в трапезной теплой престолы: во имя св. князя Александра Невского и св. апостолов Петра и Павла, каменный, построен в 1839 г. Причта положено: священник, диакон и псаломщик. Земли 140 дес. Кружечного дохода 1000 руб., жалования 172 руб.; в пользу причта вклад 200 руб. Прихожан муж. пола 1315 душ, жен. пола 1268 душ, приход состоит из жителей города. «Пензенская епархия. Историко-статистическое описание» Издание Редакции Епархиальных Ведомостей. Пенза. Типография Губернского Правления. 1907 г. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Дед рассказывал, что до революции в Троицке было четыре храма. Уцелел лишь один. Остальные были разрушены. Троицк раньше был городом. Сейчас - село с населением около 1 600 человек. В этих местах очень много храмов было разрушено до основания - в селах Сутягино, Изосимовка, Малый Азясь, Торопово (село тоже ликвидировали - раньше жило до 1 000 человек), Укранск (Украинцево) (село тоже ликвидировали), Ивановское (Малая Ивановка), Покровск (Покровское)- два храма, Высокое, Михайловское (Михайловка), Троицк - три храма, Засецкое (село тоже ликвидировали) - часовня, Кимляй - монастырь... Храмы сохранились только в Большом Азясе, Волгапино и в Троицке - один храм. Кто с тех мест, или у кого предки оттуда, или кто в этих местах часто бывает - пишите mmihailov@inbox.ru --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=04453

См.: Чуков Н., прот. Один год моей жизни. Пубп. В. Антонова//Минувшее. Исторический альманах. 15. М.-СПб. 1994 (ук. имен); Бовкало А. А. Последний год существования Петроградского Богословского института//Минувшее. Исторический альманах. Вып. 24. СПб. 1998. С. 535. 36, 237, 246, 262, 266, 280, 284, 286, 289, 359, 365 Макарий (Торопов); (1870 – ?). Окончил Томскую ДС (1891). С 1891 – священник, миссионер в Алтайской духовной миссии. С 1905 – священник Преображенской церкви Томска. Уклонился в обновленчество. С 14 ноября 1922 – епископ Змеиногорский, викарий Томской епархии, с декабря 1922 – Бийский, с 21 июля 1923 – Алтайский, 1924 – архиепископ, с 8 февраля 1924 – архиепископ Ойратский, с июня 1924 – на покое. С 28 октября 1924 – архиепископ Петергофский, пятый викарий Ленинградской епархии, с октября 1925 года – Новгородский, с апреля 1926 года – вновь архиепископ Петергофский, с февраля 1928 – Колпинский, викарий Ленинградской епархии. С сентября 1933 – на покое. Участник обновленческого собора 1925 с совещательным голосом. 317 Макаров Никита Иванович – домовладелец в Петрозаводске. 22 Максим (Кроха Борис Иванович); (25 декабря 1928 – 27 февраля 2002). Окончил Ленинградские ДС (1947) и ДА (1955). 24 августа 1949 пострижен в монашество, 17 апреля 1950 рукоположен во иеродиакона, 27 сентября 1950 – во иеромонаха. Служил в Ленинградской и Ярославской епархиях. В 1958–1963 – преподаватель Минской ДС, благочинный Жировицкого монастыря. С 1962 – архимандрит. В 1965 окончил аспирантуру. Настоятель минского кафедрального собора. С 26 марта 1972 – епископ Аргентинский и Южноамериканский, с 15 декабря 1973 – на покое, с 26 декабря 1974 – епископ Омский и Тюменский, с 7 сентября 1984 – архиепископ, с 29 июля 1986 – Тульский и Белевский, с 6 июля 1989 – Могилевский и Мстиславский. См.: Архиепископ Могилевский и Мстиславский Максим.//ЖМП. 2002. 5. С. 90–91. 459 Максимов – заведующий Казанским губернским отделом народного образования. 179 Максимов Александр Петрович; (? – 1957). Был регентом Петрозаводского архиерейского хора; с 1 сентября 1908 – и. д. учителя, а с 1 января 1909 – учитель пения Петрозаводской учительской семинарии, одновременно с 1910 – учитель пения Петрозаводского ДУ. В 1916 организовал балалаечный оркестр в Олонецком Епархиальном женском училище. С 1919 – директор оркестра и инструктор класса великорусских инструментов музыкальной студии в Петрозаводске. Участник II Всероссийского съезда хоровых деятелей в Москве (14–21 июня 1909). Член общества взаимопомощи церковных хоров (осн. 1907). Из его церковных произведений сохранились «Милость мира», «Хвалите имя Господне», «От юности моея», «Да исправится молитва моя». Создавал также светские произведения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

С 30/XI-1932 г. – настоятель кладбищенского храма в г. Вольске. Скончался в 1933 году. ЛИТЕРАТУРА: Вестник Св. Синода Православной Российской Церкви. 1926. 12–13. С. 8; 1931 г. 5–6. С. 14. Церковное обновление. 1925. 2. С. 15. ФАОС дело 19. Кат-АМ Кат-ЯВ С. 16. Кат-ЕС С. 4, п/п 15. [Кат-ГУБ. С. 961.] АЛЕКСИЙ (Микулин [Алексей] или Мигулин, по Кат-ЕС значится Микулин) Архиепископ Пятигорский Родился 16/III-1878 года. В 1898 г. окончил Воронежскую духовную семинарию. В 1901–1909 гг. – священствовал в Воронежской епархии. В 1909–1913 гг. – секретарь Туркестанского епископа. В 1912–1913 гг. – член Туркестанской духовной консистории и ключарь Кафедрального собора. В 1913–1927 гг. – благочинный в Ферганской области (по «Кат-ЕС» с 1925–1926 гг. был архиеп. Уфимским). В ближайшие годы брак расторгнул, постригся в рясофор. Хиротонисан 9/Х-1927 г. во еп. Ферганского, Средне-Азиат. митрополии (по «Кат-ЕС» в 1923 г.). Хиротония состоялась в Захарие-Елисаветинской церкви г. Ленинграда. Чин хиротонии совершали: митр. Александр (Введенский), архиеп. Николай (Платонов), архиеп. Макарий (Торопов). В 1928 г. возведён в сан архиепископа. С декабря 1929 г. – архиеп. Хабаровский, упр. Дальне-Восточной митрополией. Увольнялся от управления Дальне-Восточной митрополией и от управления Пятигорской епархией за недостаточную авторитетность и неумение поставить дело. С декабря 1930 г. – архиеп. Пятигорский. С апреля 1931 г. – викарий Московской епархии, заместитель настоятеля храма Христа Спасителя. С 25/IX-1931 г. ушёл с кафедры. Много лет проживал в Москве, занимаясь пчеловодством. С Московской Патриархией общения не имел. Скончался в 1954 году. ЛИТЕРАТУРА: Вестник Св. Синода Православной Российской Церкви. 1931. С. 14. ФАОС дело 22. Кат-АМ 36. Кат-ЯВ С. 17. Кат-ЕС 1. С. 1, п/п 7. Допол. к Кат-ЕС. [Кат-ГУБ. С. 961.] В Кат-ГУБ значатся два епископа: епископ Алексий (Мигулин), занимавший в 1925–1926 г. Уфимскую обновленческую кафедру, в 1926 г. оставил церковную деятельность, и Алексий (Микулин), занимавший другие перечисленные кафедры у митр. Мануила. Как следует со стр. 588 настоящего издания, это два разных епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Районы, составляющие территорию епархии, исторически относились к Воронежской , Тамбовской , Рязанской , Орловской епархиям. Первым епископом Липецким (викарным в Тамбовской епархии) в 1926 году стал священномученик Уар (Шмарин) (+ 1938 ). До своего ареста ( 1935 год) он управлял приходами Липецкого, Боринского, Задонского, Нижне-Студенецкого, Краснинского, Лебедянского и Трубетчинского районов; таким образом, фактически владыка Уар стал основателем Липецкой епархии. После его ареста и ссылки в 1935 году Липецкую кафедру возглавил епископ Александр (Торопов) , расстрелянный в 1937 году по обвинению в организации и руководстве контрреволюционно-монархической группой. С тех пор Липецк перестал быть центром епархии и вошёл в пределы Воронежской кафедры. Остальные районы Липецкой области по-прежнему находились под омофором Орловского, Тамбовского, Рязанского и Тульского архиереев. К началу Великой Отечественной войны в Липецке не действовал ни один храм, а духовенство было ликвидировано часто даже в физическом смысле слова. Лишь в тяжелые годы войны и послевоенного восстановления власть сочла возможным вернуть некоторые храмы верующим. Таковым в Липецке стал Рождественский храм бывшего села Студенки, открывший в 1943 году свои двери всем желающим вознести соборную молитву Господу о даровании победы нашему народу над захватчиками. В 1946 г. начались богослужения в кладбищенском храме Преображения Господня г. Липецка . И долгие годы только в этих двух храмах тысячи верующих из Липецка и окрестных районов могли помолиться и приобщиться Святых Таин. В нескольких городах и селах Липецкой области храмы были открыты сразу после войны, часть из них закрылись в 1950-е гг., часть продолжает действовать до сих пор. Хрущёвская " оттепель " принесла новые гонения на Церковь. Именно в это время в Липецке был уничтожен бывший Вознесенский собор , десятки других храмов в селах, приостановилось возвращение церквей верующим.

http://drevo-info.ru/articles/6634.html

Киевское викариатство. Упразднена в 1926 г. (?) 1924 – 05.1926 – Афанасий Молчановский 4249 Скопинская Основана в 1926 г. (?) Именование – по г. Скопин (Рязанская область). Рязанское викариатство. Упразднена в 1936 г. 1926 Смарагд Яблоков1 07(20)10.1928 17(30)07.1930 Авраамий Чурилин2 21.01(03.02)1933 04(17)09.1935 04(17)09.1935 11(24)09.1935 Александр Торопов3 11(24)09.1935 07(20)02.1936 Отсутствует страница 452 Именование – по г. Слободск 4250 (Вятская губерния). Вятское викариатство. Упразднена в 1921 г. 23.08(05.09).1918 07(20)05.1919 Алексий Кузнецов (окт. 1918) 01(14)08.1921 Сщмч. Виктор Островидов Слуцкая В 1785–1793 гг. г. Слуцк (Минская губерния) был местом пребывания епископа Переяслав-Хмельницкого. Упразднена в 1793 г. Основана в 1912 г. Минское викариатство. 1678 11.03.1912 04.04.1913 Сщмч. Иоанн Поммэр 04.04.1913 17.11.1917 Феофилакт Клементьев 13(26)06.1919 Мелхиседек Паевский Николай Шеметило 10(23)11.1941 24.02(09.03)1942 Слуцкая, белор. Основана в 1923 г. Именование – по г. Слуцк (Минская область БССР). Минское викариатство (при несуществующей основной кафедре). 1923 Слуцкая, обн. Основана в 1926 г. Именование – по г. Слуцк (Минская область БССР). Минское викариатство. Упразднена в 1933 г. 28.09(11.10)1926 02.1931 Савватий Зосимович 10.1931 19.03(01.04)1933 Савватий Зосимович, паки Смоленская Точная дата учреждения неизвестна (не позже 1101 г.?), но можно предположить, что Смоленская кафедра принадлежит к числу древнейших, а основателем ее был первый глава «Митрополии России» – митрополит Св. Михаил. В 1135 г. смоленский князь Роман грамотой утвердил основание епархии, но считать эту дату датой первого основания невозможно. Скорее, эта знаменитая грамота утверждает («уставляет») устав епархии, ее незыблемый статус, ранее часто нарушаемый. Есть ряд свидетельств, что епископы были и ранее 1135 г. В частности, Ипатьевская лет. сообщает: «В лто s. х . в се же лто Володимеръ заложи церковь оу Смоленьск сто . Бц камну епискупью» («В год 1101. В этот же год заложил Владимир (Мономах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

в жизни Православной Российской Церкви произошло событие, сыгравшее огромную роль в общественно-политической жизни империи, и существенно отразившееся на последующих взаимоотношениях интеллигенции и власти. Церковь наконец определилась в своих отношениях с графом Львом Николаевичем Толстым. Собственно говоря, Л.Н. Толстой задолго до того поставил себя во враждебные к Православию, и официальной церковной власти отношения, однако иерархи долгое время не знали, как им поступить. В российских условиях любой резкий шаг Церкви, направленный против великого писателя, воспринимался бы как покушение на того, кто справедливо считался национальной гордостью страны. Парадокс заключался в том, что страна была конфессионально ориентирована, и отлучение от господствующей Церкви неминуемо становилось общественно значимым событием. В случае с Л. Н. Толстым данное обстоятельство следовало иметь в виду ápriori. «Последней каплей», переполнившей терпение церковных иерархов, стал, вероятно, выход в свет на рубеже веков романа «Воскресение». 243 Воссоздавая историю жизни писателя, его биограф В. Б. Шкловский заметил, что «Лев Николаевич не мог оторваться от жизни, с которой он был связан художественно-философским пониманием. Он только что окончил роман «Воскресение» (речь идет о времени конца XIX–haчaлa XX вв. – С. Ф.) –вещь, вмещавшуюся в жизнь дня и жизнь века. «Воскресение» говорило царской Церкви, во главе которой стоял чиновник Победоносцев в мундире, и епископы в золотых рясах: «Вы мертвы " ». 244 Однако сказать, что глава ведомства православного исповедания К. П. Победоносцев , узнаваемый в обер-прокуроре Торопове, использовал этот случай для «расправы» со строптивым писателем, решительно нельзя. Вопрос об отлучении писателя не являлся для Св. Синода новым. Еще в царствование императора Александра III высшая церковная власть все подготовила для принятия соответствующего акта. Лишь нежелание самодержца прибавлять «к славе Толстого мученического венца», привело к тому, что это дело было «заморожено».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Также при Покровской церкви служил в это время дьякон Петр Курицын, прислуживали дьячек Николай Седичев и пономарь Михаил Торопов. Информацию о служащих священниках и причетниках Покровского храма с кон. 1860-х по нач. 1880-х годов установить пока не удалось. В 1884 г. благочинный священник Н. (имя и фамилия в рукописном тексте написаны неразборчиво) обращается с неким письмом к «Верхне Каменской Покровской церкви Настоятелю о. Семиону Сосунову». В этом же году священнику Семиону резолюцией Его Преосвященства Преосвященнейшего Владимира, епископа Бийского викария Томского в качестве помощника Настоятеля назначен священник Александр Воронцов. Таким образом, с сер. 80-х годов XIX в. в Покровской церкви служат два священника. В 1887 г. Томская Духовная Консистория рассматривает дело по происшествию прихода Алтайской волости Коинова Герасима Матвеевича, который собирался со всей своей семьей перейти из православия в единоверчество. Его Преосвященство рекомендует священнику Верх-Каменской церкви подвергнуть пастырскому назиданию крестьянина Коинова, которое «должно быть кротким и благоразумным, склонить оного к исполнению христианской исповеди и Святому причастию и присоединить детей своих к святой церкви через Таинство миропомазания». Документ датирован 20 октября 1887 г. и обращен к священнику Григорию Дагаеву, что говорит не только о месте его служения, но и о том, что служит он старшим священником. Как уже было сказано выше, «ведомость о церкви самостоятельной, Покровской села Верхне-Каменскаго, Бiйckaro округа за 1898 годъ» указывает на то, что на то время к данному храму причта было положено 2 священника и два псаломщика». Это косвенно подтверждают «Метрические книги данные из Томской Духовной Консистории в Покровскую церковь с. Верхне-Каменка благочиния 29 для записи родившихся, браком сочетавшихся и умерших в 1888-1892 гг.». Так, в 1888 г. требы (крещение, венчание и отпевание) совершаются священником Никитой Михайловым и псаломщиками Михаилом Овчинниковым и Арсением Василевским.

http://sobory.ru/article/?object=27253

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010