В 2-м томе (Июль –Август) 1909 г. после страницы 390-й счет ошибочно идет с цифры 341; остальные ошибки нумерации не могут вызывать недоразумений. Редакторами журнала состояли: с Января 1902 г. по Февраль 1903 г. э.-о. проф. А.А. Спасский; с Марта 1903 г. по Ноябрь 1906 г. э.-о. проф. И. В. Попов ; с Декабря 1906 г. по Октябрь 1907 г. э.-о. проф. И.Д. Андреев ; с Ноября 1907 г. по Август 1909 г. э.-о. проф. А. И. Покровский ; за Сентябрь и Октябрь 1909 г. доцент А.П. Орлов, и с Ноября 1909 г. орд. проф. Н. А. Заозерский . Указатель составлен библиотекарем Академии К. М. Поповым. —5— I. Священное Писание 1. К толкованию текста: «Творяй ангелы Своя духи и слуги Своя пламень огненный», ( Пс.103:4 и Евр.1:7 ). М.Д. Муретов. 1902, III, 10, 184–199 и 255. 2. Как понимать изречение Исаии XXVI, 15: «Приложи им зла. Господи, приложи зла сильным земли», читаемое на великопостной утрени? (Из посмертных бумаг). И.Н. Корсунский. 1902, III, 11, 359–364. 3. К вопросу о новом пересмотре славянского перевода Библии. Г.А. Воскресенский . 1903, I, 2, 226–246. 4. Новооткрытый кодекс Вавилонского царя Гаммураби (за 2300 лет до Р. Хр.), в его отношении к Моисееву законодательству. В.И. М(уравье)в. 1903, II, 6, 284–321. 5. Есть ли указание на духовные браки в 1Кор.7:36–38 , и 9:5? (По поводу книги Н. Achelis’a Virgines subintroductae. Ein Beitrag zum VII. Kapitel des 1. Korintherbriefs. Leipzig, 1902). М.Д. Муретов. 1903, II, 6, 376–392; 7–8, 633–655. 6. К критике свидетельства Иосифа Флавия о Христе. М.Д. Муретов. 1903, III, 9, 77–87. 7. Ин.10:12–13 . М.М. Тареев. 1903, III, 9, 88–90. 8. Ин.8:44 . М.М. Тареев. 1903, III, 10, 295–297. 9. Что некоторые считают победою? Ответ проф. Д.И. Богдашевскому (об Ин.8:44 ). М.М. Тареев. 1904, III, 9, 209–212. 10. В защиту «принятого и обычного» изъяснения Ин.8:44 . К. Торопов. 1904, II, 7–8, 588–590. 11. Примечание к критической заметке К. Торопова. М.М. Тареев. 1904, II, 7–8, 591–593. 12. Экзегетические заметки. I: Еще к вопросу о переводе Ин.8:44 и 10:12–13. II: Мамона неправды. III: Иак.4:5 . М.М. Тареев. 1904, II, 5, 141–161.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– подвержение виновных подведомственных ему священно- и церковнослужителей, а также их жён и детей внушениям и замечаниям; – предварительный просмотр подготовленных полковыми священниками поучений, предназначенных к произнесению в церквях при полковых праздниках и других торжественных для полка случаях. С января 1828 года корпусные, дивизионные, бригадные и гарнизонные благочинные избирались обер-священником армии и флота из достойных протоиереев или священников, а во второй половине XIX века благочинные не назначались, а избирались на собраниях духовенства войсковых частей и гарнизонов. Необходимо отметить, что непрерывные войны с 1805 по 1815 годы – зачастую две и три войны, ведённые одновременно на различных театрах, требовали от России небывалого ещё со времени Северной войны напряжения. В 1805 году – война с Францией и Персией, 1806–1807 годы – с Францией, Персией и Турцией, в 1808 году и 1811 году – с Персией и Турцией, 1812 год – со всей Европой и Персией, 1813, 1814 и 1815 годы – с Францией. Рекрутские наборы производились ежегодно. В 1805 году в полевой армии числилось 340.000 человек, не считая 100.000 гарнизонных и 110.000 казаков, различных войск. В 1806 году пришлось даже прибегнуть к призыву ополчения, мере, не принимавшейся с нашествия Карла XII. Было призвано 110.000 государственных крестьян. А. А. Керсновский назвал Лейб-Гвардии Финляндский полк «памятником ополчения 1806 года», образованный в 1806 году как Батальон Императорской Милиции. В 1809 году в армии состояло 733.000 человек. Под ружьём в первую половину царствования Александра I находилось в разное время до 1.500.000 человек с казаками и ополчением, что составляло 4 процента населения страны. Отсюда вытекали, наблюдаемые нами, преобразования в военно-духовном ведомстве Российской Империи. 29 апреля 1812 года полевыми обер-священниками 1-й и 2-й Западных армий были назначены соответственно протоиереи: Преображенского Всей Гвардии собора Алексей Торопогрицкий и Лейб-Гвардии Финляндского полка Тимофей Таренецкий. В Дунайской армии полковыми священниками ещё с 1808 года руководил протоиерей Онисим Боровик. В 1812 году отцу О. Боровику, так же как отцам А. Торопогрицкому и Т. Таренецкому, была выслана выписка из «Учреждения для управления большой действующей армией» (Отделение 11-е – «О должности полевого обер-священника»). Как и последним, ему было назначено жалованье – 600 рублей в год.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И как отмечает военный историк С. Ю. Чимаров: «Таким образом, 1816 год стал тем рубежом, когда завершился начальный этап и наступил самый длительный, наиболее насыщенный, период в жизни военного духовенства, период подлинного «собирания сил», магистральным направлением которого стал долгий путь к пресвитерианству». Путь длинной с 1816 года по 12 июня 1890 года. С момента появления в 1816 году развитой вертикали управления духовной сферой в армии и на флоте, и вплоть до середины 20-х годов XIX века каких-либо существенных реформ в деле организации служения «военных батюшек» не случилось. Вместе с тем произошедшие разделения не были лишь простой формальностью. Отделившееся военное духовенство гвардии, к примеру, почти сразу же ощутило свою элитарность, выражением которой явилось заметное отличие от остальных клириков в денежном содержании, а следовательно, и улучшение материального благополучия священников гвардии. Так, 28 ноября 1819 года за 2496 канцелярия вице-директора инспекторского департамента Главного Штаба Его Императорского Величества уведомила канцелярию обер-священника армии и флота, что священникам положено жалованье «по последнеизданным штатам полков». Так, для лейб-гвардии: Кавалергардского, Конного и Гусарского, Драгунского и Уланского, Преображенского, Семёновского, Измайловского и Егерского полков – по 250 рублей 25 копеек (в год), да рационов 48 рублей и один денщик. В армейских, кавалерийских, пехотных и егерских полках по штату полагалось по 110 рублей, рационов 36 рублей и один денщик, а в лейб-гвардии Финляндском полку пастор получал жалованья 400 рублей и ему был положен один денщик. Постепенно усиливая своё ведомство, обер-священник гвардейского духовенства А. Торопогрицкий исходатайствовал также образование при нём особой канцелярии, штат которой (в составе письмоводителя-секретаря, и одного писца, с назначением жалованья 500 рублей первому и остальных 500 рублей – на наём писца и канцелярские расходы) был утверждён Александром I-м 15 мая 1806 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Валерий Романов с семьей в храме Блаженной Ксении Петербургской – Как проходит пожароопасный сезон? – интересуюсь уже у Валерия. – Пока было только два выезда на пожары, – сообщает парашютист-пожарный. – А с парашютом пока прыгал в это лето только один раз. Последний пожар был низовой – слабой интенсивности. Горела делянка, и от делянки пламя перекинулось в лес. Но все прошло, слава Богу, хорошо. На тушение этого пожара у нас ушло менее суток. Валерий Романов с семьей у храма Блаженной Ксении Петербургской деревни Визябож Но совсем по-другому о работе супруга рассказывает его жена Татьяна. – Первый пожар они тушили на границе Коми с Архангельской областью. И прыжок, и тушение – все благополучно прошло. Конечно, муж не выспался, приехал домой уставший. По возвращении же рассказал, что они в 19–20 часов приземлились, тушили, а потом в 1 час ночи легли спать, а в 3 часа утра – снова подъем и работа по ликвидации пожара. – А не пробовали отговорить супруга, предложить ему найти более спокойную работу? – интересуюсь у Татьяны. – Что вы! – возмущается женщина. – Это у них семейное дело! У супруга и дядя, Александр Торопов, тоже работал парашютистом-пожарным. А Валерий много времени с дядей проводил, у него учился всему. У Александра Александровича домик в лесу был, а во дворе самодельный спортзал, где Валерий тренировался, а впоследствии тоже решил выбрать профессию парашютиста-пожарного. Станислав Николаевич Инструктор парашютно-десантной пожарной службы Станислав Афанасьев Со Станиславом Афанасьевым, инструктором ПДПС (парашютно-десантной пожарной службы) лесопожарного центра Коми, я познакомилась на площадке приземления во время тренировок парашютистов. Станислав Николаевич наблюдал за ходом тренировочных прыжков. Связь с самолетом у него осуществлялась по рации, с парашютистами Станислав Николаевич общался по громкоговорителю. – Самый важный момент – это раскрытие парашюта, – объясняет Станислав Афанасьев. – Я слежу сначала за двумя парашютистами, и если вижу, что все идет нормально, переключаюсь на других.

http://pravoslavie.ru/129126.html

Пришедшу бо ему на нь ратию, Костантинъ отъиде къ Костром и тоа съжже. Князь великий Юрий стоаше подъ Ростовомъ, въ Пужбал, а войско стояше за дв версты отъ Ростова, по рц Ишн, 159 биахутъ бо ся вмсто острога объ рку Ишню. Александръ же выходя многы люди великого князя Юриа избиваше. Их же костей накладены могыли великы и донын на рц Ишн, а инии по ону страну рки Усии: много бо людей бяше съ великымъ княземь Юриемь. А инии побиени отъ Александра же подъ Угодичами, на Уз, т бо храбрии выскочивше на кою либо страну обороняху градъ Ростовъ молитвами пречистыа. Многажды бо князь великий Юрий на братне достоание прихождаше, но съ срамомъ възвращашеся. Единою выйде на него изъ Ростова Костантинь, и бысть имъ бой за Юриевымъ на рц Гз, 160 и тамо побди Костантинь, молитвами пречистыа, своею правдою и тми же храбрыми Александромъ съ слугою Торопомъ; ту же б и Тимоня Золотой поясъ. И ту убиша у великого князя храбраго Юряту, о семъ велми опечалися князь великий Юрий; побждень же смирися съ братомъ. Потомъ прииде на Ярослава Переяславьского Мьстиславь Мьстиславичь, тесть его, и инии князи, съ собою же и Костантина подвигоша, а за Ярослава сталъ князь великий Юрий за брата. И бысть имъ бой на Липицахъ и на Юриев гор, 161 а ту вс полки великого князя Юриа избыти. Въ них же убиень бысть храбрый и безумный бояринъ Ратиборъ, иже похвалися сдлы наметати супротивныхъ. Князя же Юриа побдивше, и на стол въ Володимер Костантина посадиша. Два же лта Костантинъ бывь князь великий, пакы столъ дасть брату Георгию, а дтемъ Ростовъ и Ярославль, а самъ кь Господу отходитъ. Видвъ же Александрь князя своего умрьша, а Юриа сдша на стол, размышляше о живот, еда како отдасть мьщение князь великий, Юряты ради, и Ратибора, и инхъ мнозхъ отъ дружины его, их же изби Александрь. Вскор смысливь посылаетъ своего слугу, их же знаше храбрыхъ, прилучившихся въ то время, и съзываетъ ихь къ соб въ городъ, обрытъ подъ Гремячимъ колодяземъ на рц Гд, иже и нын той сопъ стоитъ пустъ. Ту бо събравшеся съвтъ сътвориша, аще служити начнутъ княземъ по разнымъ княжениямъ, то и не хотя имутъ перебитися, понеже княземъ въ Руси велико неустроение и части боеве. Тогда же рядъ положивше, яко служити имъ единому великому князю въ матери градомъ Киев. Б же тогда въ Киев князь великий Мьстиславь храбрый Романовичь Смоленского и Володимеръ Руриковичь Ростиславича, въ то же время Мъстиславь Мьстиславичь въ Галичи. И Быша челомъ вси тыи храбрыи великому князю Мьстиславу Романовичу, о них же князь великий велми гордящеся и хваляшеся, донеле же сиа злоба съключися, о ней же повсть предлежитъ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Верно! Боже меня сохрани принимать на себя защиту этих людей: да наше ли это дело? вот в чём вопрос. Учитель этот определён земством; над училищем этим есть правительственный надзор, а священнику, что ему до этого: у него свои обязанности, но что мне делать с вашим донесением. – Представьте владыке. – Ну, хорошо, а потом что будет? – Владыка напишет губернатору. – Нет, владыка потребует от меня объяснения: если я напишу, что ваше донесение справедливо, то значит виноват я, что до сих пор молчал. Если я скажу, что несправедливо, значит виноваты будете вы: как же сделать посудите-ка сами. – Тогда мне остаётся прямо обратиться к владыке. – Боже вас сохрани! Нет, поговорите, может быть, как-нибудь дело и уладится... Видите, мы люди свои, нам друг друга выдавать не подобает уж никак: уж если какая-нибудь беда приключится, то уж вместе пострадать должно. Но я полагаю мы вот что сделаем по вашему представлению мы маленечко пообождём, я постараюсь увидеться с Александром Евстафьевичем (членом земской управы, заведующим школами в уезде) и поговорю с ним: может быть, мирным образом мы как-нибудь дела с ним и покончим; учителя он куда-нибудь переведёт и всё успокоится; а насчёт вражды этой, я попрошу к себе церковного старосту, мы с ним хорошо знакомы, я скажу ему, что я сделал должное внушение, и все обойдётся: лучше всякое дело начинать миролюбивым образом, закончил о. благочинный. Вышло, что от благочинного нельзя было священнику ожидать помощи. Не без возмущения вышел иерей... A по возвращении домой его встретила ещё более возмутительная и страшная оказия. Старец Филипп предстал пред него с отточенным ножом в руках и объявил, что ему было ночью видение: я слышал голос, повелевавший зарезать старшину «Антихристова ангела». Много труда стоило иерею успокоить старика бросить безумное дело. Впоследствии оказалось, что старик точно слышал голос и нашёл нож. И всё это оказалось коварной интригой союзников, направленной прямо на священника, с целью погубить его. Таинственный голос был голос злоучителя; он же подкинул и нож, рассчитывая наверняка, что прежде убийства, старик зайдёт к батюшке, и тем обвинят в соучастии преступления.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pri...

Применительно к прежнему содержанию полевого обер-священника Св. Синод вновь определенному старшему благочинному Боровику назначил жалования 600 руб. в год и штаб-офицерские рационы. Старший благочинный был центром в среде подчиненного ему духовенства, служил органом для всех сношений как этого духовенства с обер-священником армии и флотов, так и обер-священника с духовенством и, наконец, посредником по принятию и передаче приказаний главнокомандующего и вообще военного начальства для всего духовенства этой армии, к которой был он причислен. Учреждение должности корпусных благочинных Точно так же по требованию обстоятельств военного времени появились должности корпусных благочинных: в 1821 г., когда протоиерей Торопогрицкий назначил из находившихся в походе священнослужителей «корпусным благочинным» протоиерея лейб-гвардии Кавалергардского полка Гратинского, и в 1829 г., когда во время военных действий против Турции полевой обер-священник 2-й армии протоиерей Яновицкий «ради скорейшего течения дел и по тому резону, что во время военных действий войска корпусами действуют отдельно от главных сил», признал необходимым избрать трех корпусных благочинных с властию над дивизионными в действующей армии. Во время войны 1877 г. по сношению штаба Гвардейского корпуса с главным священником гвардии и гренадер надзор над духовенством, назначенным в поход с гвардейскими полками, был поручен протоиерею Петру Зиновьевскому с усвоением ему звания «исправляющего должность благочинного», причем он не был совершенно освобожден от подчинения главному полевому священнику, а обязывался доставлять последнему требуемые сведения. Благочинные армейские, гвардейские и флотские При главных священниках гвардии и гренадер, армии и флотов существовали лишь одни канцелярии для письмоводства, которые возникли одновременно с самыми должностями главных священников и развивались по расширении их ведомств. Вследствие обнаружившихся на опыте неудобств в управлении главного священника военным и морским духовенством при содействии одних канцелярий явилась необходимость в устройстве при протопресвитере военного и морского духовенства особого вспомогательного органа в виде духовного правления, состоящего из присутствия и канцелярии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhel...

Соснин Дмитрий Петрович – Сын священника Ярославского собора Соснин, учился 1812–1828 г.г, в Ярославской семинарии, а 1823–1827 – в Петербургской духовной академии, в которой окончил курс, как значится по спискам, 4-м (из 19) магистром и 16 сентября 1827 г. определен профессором всеобщей истории и немецкого языка в Ярославскую семинарию. 22 сентября 1830 г. перемещен он бакалавром в Петербургскую духовн. академию, и здесь 13 октября 1833 г. скончался. Из печатных трудов его известны: а) «две проповеди » – на недели 20-ю и блудного сына. Спб. 1827. б) «О вечном блаженстве праведных». Спб. 1827 в) «О гонении на христиан в Римской империи». Спб. 1832 г) «О нетлении святых мощей в христианской церкви», магистерская диссертация. СПб. 1832. д) «О святых чудотворных иконах». Спб. 1833. Тихвинский Дмитрий Васильевич Тихвинский Дмитрий Васильевич – Родившись 1809 г. в селе Мартынове Любимского уезда, где его отец был священником, Тихвинский окончил курс в Ярославской семинарии в 1826 г., а затем в Московской медико-хирургической академии в звании лекаря Ш отделения, и в 1830 г. поступил в Ваталпатинскую, на Кавказе, карантинную заставу врачом, затем служил в разных полках до 1858 г., а в этом году назначен старшим лекарем 3-го учебного стрелкового батальона, стоявшего в Ярославле. В 1860 г. остался он за штатом и в 1869 г. в Ярославле умер. В газете «Друг здравия» 1851 г. 51) напечатано им «О противолихорадочных средствах». Торопов Александр Иванович Торопов Александр Иванович – Сын пономаря села Шестихина Мышкинского уезда, Торопов окончил 1836 г. курс в Ярославской семинарии, а в 1841 г. в медико-хирургической академии и тогда же поступил на службу врачом в линейный Сибирский батальон; в 1856 г. перешел на должность уездного врача в Ярославль; в 1865 г. вышел в отставку; в 1868 г. умер. Им напечатано: «Смерть от молнии» (Друг здрав. 1857, 26); «Медико-статистическое описание Ярославского уезда» (Яросл. губ. вед. 1859 г. 48, 47); «Ведомость о числе скоропостижных случаев смерти по Ярославскому уезду за 1842–1862 г. (в Памятной книжке Яросл. губ. за 1862 г.). Проект устава общества бесплатной для приходящих больных лечебницы в Ярославле составлен им же и при открытии этой лечебницы, 17 марта 1861 г., Торопов прочитал этот, утвержденный уже подлежащей властью, устав и обратился к присутствовавшим с речью, девизом которой поставил слова: Concordia res parvae cresunt, discordia magnae dilabuntur. Речь эта напечатана в Яросл. епарх. вед. 1861 г. (стр. 118, 119). Ушаков Николай Васильевич

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/ocherk...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Мужество, сила, надёжность, скромность – лучшие черты русского солдата» О двух бойцах СВО – Евгении Торопове и Викторе Власове 04.08.2023 1699 Время на чтение 4 минуты Фото: Предоставлены автором В поэме Александра Твардовского «Василий Тёркин», которой зачитывались и ждали её новых глав бойцы Великой Отечественной, отчётливо показан собирательный образ солдата той войны. В образе Тёркина Твардовский обобщил лучшие черты русского солдата – мужество, силу, выносливость, героизм, надёжность, скромность. Образ Тёркина стал частью народа, а народ на фронте, где служили рабочие, колхозники, учителя, музыканты, инженеры, студенты, стал народом победителем. В этой поэме про русского солдата есть такие слова: То серьёзный, то потешный. Нипочем, что дождь, что снег, — В бой, вперед, в огонь кромешный Он идёт, святой и грешный, Русский чудо-человек. Хотя страна сейчас иная, но образ русского солдата на фронтах СВО мало чем изменился от образа солдата Великой Отечественной. Всё те же характеристики. А в окопах СВО, помимо перечисленных выше специальностей, бок о бок воюют IT-шhuku и депутаты, предприниматели и баристы. Один из таких бойцов – многодетный отец Евгений Торопов – бывший миллионер, из Екатеринбурга. В своё время Евгений Торопов с нуля создал весьма эффективное предприятие, годовой оборот которой, в период своего пика развития, составлял 3 миллиарда рублей в год. Сферой деятельности Холдинга «ЭнТерра» (так называлась компания) была организация комплексного электроснабжения, строительство «под ключ» сетевых и генерирующих объектов. У компании были свои собственные производственные предприятия и проектный институт, учебный центр, специализированное информагентство, совместное российско-казахстанское предприятие. Среди основных заказчиков состояли крупнейшие российские компании: Газпром, РЖД. РусГидро, Транснефть, Роснефть, Газпромнефть, Лукойл, Алроса и пр. По заказу Министерства обороны выполнялся и гособоронзаказ. Евгений Торопов был известен православному Уралу и своей благотворительностью. Основанный им «Фонд имени святого великомученика Димитрия Солунского» занимался строительством храмового комплекса в столице Урала, патриотическим и духовно-нравственным воспитанием молодёжи. Дары от него получали многие. Он строил храмы, помогал нуждающимся, реализовывал социально значимые проекты в нескольких регионах России.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/08/04/mu...

Нач. XIX в. (ГЛМ) Вел. кн. Димитрий Александрович. Фрагмент гравюры «Великие князья и цари Российские». Нач. XIX в. (ГЛМ) Значительный цикл изображений Д. А. известен в миниатюрах Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. (1-й Остермановский том. БАН. 31.7.30-1. Между л. 22 об. и л. 176). Здесь проиллюстрированы все основные события жизни блгв. вел. князя: вокняжение в Новгороде, поход с кн. Ярославом Ярославичем «под Юрьев немецкий», изгнание из Новгорода, приглашения новгородцев, война с немцами, поездка в Орду, поставление на Владимирское княжение, военные действия, моления, монашеский постриг перед кончиной и др. Соответственно Д. А. представлен безбородым юношей в княжеских одеждах и шапке (в т. ч. в начале княжения во Владимире) или средовеком с небольшой бородой, на смертном одре - с нимбом. Св. вел. кн. Димитрий Александрович. Фрагмент росписи парадных сеней Гос. исторического музея в Москве. Артель Ф. Г. Торопова. 1883 г. Св. вел. кн. Димитрий Александрович. Фрагмент росписи парадных сеней Гос. исторического музея в Москве. Артель Ф. Г. Торопова. 1883 г. «Портрет» Д. А. помещен в росписи Архангельского собора Московского Кремля, возобновленной в 1652-1666 гг. по первоначальной программе 1564-1565 гг., в ряду надгробных портретов на зап. стене - в схиме с островерхим куколем, князь указывает на медальон со своим поясным образом в княжеских одеждах. В обоих случаях он представлен средовеком с высоким лбом и небольшой округлой бородой; надпись: «Велики кнзь Димитрии Алексадровичъ». Не исключено, что изображением блгв. вел. князя может являться и фигура на вост. грани сев.-зап. столпа с надписью: «Велики кнзь Димитрий». Образ Д. А. был включен в нек-рые композиции генеалогического древа рус. вел. князей, царей и императоров, в частности в роспись 1689 г. в галерее Преображенского собора Новоспасского монастыря в Москве ( С[негирёв] И. [М. ] Родословное древо государей рос., изображенное на своде паперти соборной церкви Новоспасского ставропигиального мон-ря. М., 1837.

http://pravenc.ru/text/178187.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010