Симонов монастырь разрушили в 1930 году. Вместе с ним исчезли могилы композитора и его жены. О постройке трех больничных келий в монастыре сохранилось архивное дело, из которого следует, что строительство келий велось с 1643 до 1685 года (7191-1793). В.И. Троицкий и С.А. Торопов писали: «В 1684 г. была построена каменная больница рядом с Ксенофонтовской церковью, рассчитанная на помещения в ней 12 «старцев»...». Далее, характеризуя больничный храм, «уцелевший здесь лишь в массиве стен и известный под именем Свирского», авторы анализируют имевшийся в музее его чертеж XVIII века и приходят к выводу, что он сделан после первой переделки храма. «Сейчас его фасады, в результате многократных переделок, представляют характерную отделку 50-х годов XIX в. и более поздних. Вследствие этого выяснение вопроса о его изначальных формах представляется делом довольно трудным». Из текста о больничном корпусе можно предположить, что авторы считали, что ко времени его возведения церковь уже существовала, однако по поводу её наименования в XVII веке пока ничего не известно. На самом раннем плане Симонова монастыря, датируемом XVIII веком (1730-ми г.г.?), она уже названа «преподобнаго Ксенофонта при болнишных келиях». И это понятно: в документах она упоминается как устроенная «благоверною государынею Великою Княгинею Мариею Алексеевною». К. Тромонин, называя церковь «прежде бывшая больничная во имя Преподобных Ксенофонта и Марии», даты её посвящения не называет. Наиболее полно характеризует храм В.В. Пассек: «Церковь - Сошествия Св. Духа, близ северной ограды, двухэтажная, об одной главе. Длина её с олтарем и трапезою 12, ширина 3!4, а вышиною 12 саженей. Иконостас покрыт краскою и по местам позолочен. Она построена иждивением Благоверной Государыни и великой Княжны Марии Алексеевны около 1700 года, во имя Препод. Ксенофонта и Марии...». С определённой долей уверенности можно допустить, что в 1700 году уже существовавший ранний храм просто переименовали, и с этим допущением придётся смириться, потому что исследовать его перед сносом никому не удалось и археологические раскопки на территории Дворца культуры вряд ли в ближайшее время возможны.

http://sobory.ru/article/?object=39885

Годы. Число погребенных. Число погребенных. Число погребенных. Число погребенных. Число погребенных. Таким образом до 1884 г. погребено 574,781 человек. Из них в прошлом столетии – 133,503 человека, в нынешнем – 441,278. В числе погребенных должно считать одну треть младенцев. Мужеского пола, до 1848 г., обыкновенно погребалось почти вдвое против женского, а с 1848 г. число погребенных женского пола, приблизительно, на одну четверть становится менее против мужеского. В прошедшем столетии погребались больше простолюдины, редко – чиновники и придворные служители. С нынешнего столетия кладбище становится всесословным, хотя большинство погребаемых – простолюдины. Есть много лиц из графских, княжеских и баронских фамилий. Перечислим лиц более замечательных. Из Духовенства: Протопресвитеры: Державин († 3 марта 1826); Торопогрицкий († 11 июля 1828) и Кутневич († 26 апреля 1865), протоиереи: Певницкий – законоучитель Императрицы Марии Александровны, Данковы: – Иоанн († 22 июля 1833) и Василий († октября 1816) Семеновичи, сыновья здешнего диакона Симеона Михайлова, Троянский, Василий Иванович протоиерей сакелларий Преображенского собора († 28 декабря 1856), Алексей Иванович Малов, известный проповедник († 1855), Бедринский, Иоанн Иоаннович, протоиерей Казанского собора, член Росс. академии и духовноцензурного комитета, переводчик Церковной Истории (в 3 ч.), Политики Боссюэта и др. сочинений († 9 февраля 1831), Никольский, Тимофей Ферапонтович († 1848), протоиерей Казанского собора, автор нескольких богословских сочинений, особенно: «о молитве за умерших»; Никольский, Александр Тимофеевич, сынъ его (3 декабря 1876), священник Входоиерусалимской церкви, ревностный труженик на поприще общественной благотворительности и, горячий церковно-общественный деятель; Григорович, Иоанн Иоаннович, († ноября 1852), протоиерей Аничковского Дворца, участник в изданиях археографической комиссии и издатель сочинений Георгия Конисского в 2 т.; Сидонский, Феодор Феодорович (6 декабря 1873), прот.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Авторами каталога «Памятники архитектуры Москвы» были просмотрены и учтены также материалы по Успенскому собору, хранящиеся в РГАДА. Дальнейшая история Успенского собора укладывается в несколько строк о трагичных событиях конца 1929 - начала 1930 года. На короткое время открывшийся на территории Симонова монастыря музей не смог гарантировать его сохранности. По сведениям К. Михайлова, в январе 1930 года «стены Успенского собора прорезали до 1500 траншей, куда закладывали взрывчатку. После взрыва 22 января руины собора были разобраны». Вскоре на месте собора началось строительство Дворца культуры, и весь богатый культурный слой, хранящий столько необходимой для историков-археологов информации, был уничтожен. Как известно, под собором и его папертями находились древние захоронения известнейших лиц - московских правителей и членов их семей, в том числе Симеона Бекбулатовича, его супруги Анастасии (в иночестве Александры), дочери боярина И.Ф. Мстиславского. В палатке под папертью был погребён и Ф.И. Мстиславский, «рядом с супругой, детьми, сестрой и ее мужем Симеоном Бекбулатовичем». Были эти захоронения XVI - начала XVII века частично уничтожены ещё при перестройке собора в 1830-е годы или их разорение нужно отнести ко времени сноса собора теперь выяснить сложно. В. Козлов упоминает только, что во время разборки фундамента собора «были извлечены саркофаги Телешовых, Головиных, Мстиславских». Памятник такого класса, даже утраченный, не может не вызывать интереса у историков архитектуры. В.И. Троицкий и С.А. Торопов, имевшие возможность изучать значительный корпус документов монастыря, писали, что строительство собора было окончено «по одним источникам в 1405 г., а но другим - в 1549 году». Авторы отмечали обширное каменное строительство в XVI веке, во время которого кроме прочих зданий «перестраивался вновь центральный собор монастыря, Успенский... при чем для подсобных работ к этой постройке созывались с лошадьми вотчинные симоновские крестьяне, освобожденные на срок с 1543 по 1549 год от всех пошлин на царя...».

http://sobory.ru/article/?object=39881

В Америку предполагалось направить епископа Туркестанского Аркадия (Карпинского), или епископа Сумского Петра (Другова), или еп. Тихона. По инициативе товарища обер-прокурора Саблера В.К. Николаю II подан был всеподданнейший доклад о назначении епископом Алеутским и Аляскинским преосвящ. Тихона 13 . 11/23 октября 1898 г. Тихон отслужил литургию в Холмском кафедральном соборе; в 22 часа выехал по железной дороге (через Брест) в г. Псков. 13/25 октября – 14/26 октября 1898 г. Пребывание епископа Тихона в Пскове 14 . 17/29 октября 1898 г. В 11 ч. утра Тихон приехал в Торопец и остаток субботы провел с матерью, никуда не выходя. 18/30 октября 1898 г. Утром владыку встретили в Корсунско-Богородицком соборе Торопца, где после воскресной литургии он отправил акафист Божией Матери и произнес проповедь . Днем Его Преосвященство посетил предводителя дворянства, городского голову, исправника и других торопчан. 19/31 октября 1898 г. Тихон побывал у всех торопоградских священников, посетил уездное духовное училище и его смотрителя. 21 октября/2 ноября 1898 г. В день празднования восшествия на престол Николая Александровича еп. Тихон отслужил литургию и царский молебен в Корсунско-Богородицком соборе. Потом архипастырь сфотографировался с городским духовенством. Вечером в Казанской церкви Торопца владыка совершил всенощное бдение накануне престольного праздника. 22 октября/3 ноября 1898 г. Настоятель Торопецкого собора свящ. Владимир Щукин устроил у себя дома обед в честь владыки Тихона. 23 октября/4 ноября 1898 г. В 8 ч. утра Тихон выехал в Великие Луки (далее – в Петербург) 15 . 26 октября/7 ноября 1898 г. «В Петербург я приехал 26 Окт. утром, и на другой день был принят Владыкою Митрополитом, – принят отечески и сердечно...» 16 . В течение трех недель, проведенных в столице, Тихон знакомился с «тюками» американских дел, читал необходимую литературу 17 , общался со сведущими лицами и молился, дабы Господь не оставил его без помощи! 1/13 ноября 1898 г. В Исаакиевском соборе преосвященный участвовал в рукоположении архим. Германа (Иванова) в епископа Люблинского 18 . Тотчас после хиротонии Тихон поехал на Выборгскую сторону в Спасо-Бочаринскую церковь отпевать своего академического сокурсника свящ. Иоанна Туберозова.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

СПб., 1883. Вып. 7. С. 48). Блгв. кн. Михаил Ярославич Тверской. Роспись ц. св. Александра Невского в Абастумани, Грузия. 1899–1904 гг. Худож. М. В. Нестеров Блгв. кн. Михаил Ярославич Тверской. Роспись ц. св. Александра Невского в Абастумани, Грузия. 1899–1904 гг. Худож. М. В. Нестеров В произведениях светского искусства 2-й пол. XIX в. наметилась тенденция к поиску исторически точных вариантов интерпретации образа Тверского князя. Тем не менее в целом они продолжали академическую традицию, истолкованную в национально-романтическом духе. На памятнике «Тысячелетие России» в Вел. Новгороде (1862, проект М. О. Микешина, фигура М. Я.- работы скульптора М. А. Чижова) облик М., стоящего на коленях, со скованными руками, напоминает о тяготах татарского ига, тогда как представленные рядом с ним князья Александр Невский и Димитрий Донской олицетворяют собой образы героев событий рус. истории XIII-XIV вв. Выполненная В. П. Верещагиным композиция с изображением М. Я. и кн. Юрия Московского на суде у хана из альбома «История Государства Российского в изображениях державных его правителей» (СПб., 1896) отличается большей по сравнению с памятником исторической точностью. Условный образ князя в средневек. одеждах включен в композицию «Древо государей Российских» на своде парадных сеней Исторического музея в Москве (1883, выполнена под рук. Ф. Г. Торопова). Блгв. кн. Михаил Ярославич Тверской. Икона. 10-е гг. XX в. (ЦМиАР) Блгв. кн. Михаил Ярославич Тверской. Икона. 10-е гг. XX в. (ЦМиАР) Убиение блгв. кн. Михаила Ярославича Тверского в Орде. Центральная часть иконы-складня. 80-е гг. XIX в. (собрание В. М. Федотова) Убиение блгв. кн. Михаила Ярославича Тверского в Орде. Центральная часть иконы-складня. 80-е гг. XIX в. (собрание В. М. Федотова) В кон. XIX в. иконография М. Я. в профессиональном церковном искусстве приобретает большую историческую точность и все более следует рекомендациям иконописных подлинников, хотя имеет мало общего с памятниками XVI-XVII вв., в т. ч. с произведениями, отражающими аутентичную тверскую традицию.

http://pravenc.ru/text/Михаилу ...

Более чем двухтысячное население Макарьевского отделения, состоящее из 6 селений и 38 улусов, вызвало потребность разделить оное на два стана. Для русских и обрусевших оседлых инородцев оставлен прежний миссионер священник В. Ландышев с содержанием от местного общества; для инородцев же кочевых и частию оседлых назначен миссионером священник Макарий Торопов, в прошлом году окончивший курс студентом в Томской семинарии. Первый оставлен на прежнем месте жительства присёлке Макарьевском, а для стана второго преположен улус Сузоповский, на устройство коего испрашиваются средства от Миссионерского Общества. Затем в отчётном году в Алтайской миссии произошли следующие перемены: учитель Катехизаторского училища, священник Акиндин Правдин, согласно прошению, перемещён Епархиальным начальством в Устькаменогорск к соборной церкви, на его место определён учителем и помощником заведующего Катехизаторским училищем священник Леонид Покровский, из студентов Томской семинарии; учитель Катехизаторского училища, окончивший курс в Александровском Военном училище, губернский секретарь Александр Фёдоров Капелькин, по принятии его в духовное звание, пострижен в монашество, с наречением ему имени Алексий и рукоположен в иеромонаха с оставлением на том же месте; священник Николаевского миссионерского женского монастыря Николай Космодамианский, по слабости здоровья и преклонности лет, оставил своё служение при монастыре и вышел за штат, на его место рукоположен во священника диакон Улалинского отделения и учитель школы Николай Торопов; миссионер Мыютинского отделения, священник Василий Постников за долголетнюю, усердную и многополезную службу, согласно определению Св. Синода, произведён в сан протоиерея; псаломщик Мыютинского отделения и учитель школы Владимир Постников, учитель Макарьевской школы Алексей Ландышев и псаломщик Улалинского отделения Архип Заблицкий рукоположены во диакона, с оставлением на занимаемых ими местах. Таким образом в отчётном году, под управлением начальника миссий епископа Бийского Владимира, состояли в Томской епархии две миссии: Алтайская и Киргизская и два монастыря мужской и женский, учреждённые с миссионерской целью. При 13 станах (в том числе центральный пункт) в Алтайской миссии находились: 1 игумен (он-же помощник начальника Алтайской миссии), 1 протоиерей, 16 священников (из них 5 из Алтайских инородцев), 2 иеромонаха, 7 диаконов, 37 псаломщиков и учителей и 3 учительницы. В Чолышманском монастыре, кроме настоятеля епископа, были: 1 иеромонах, 1 монах и 4 послушника. В женском монастыре, кроме управляющей монастырём и священника, находились: 1 схимонахиня 17 , 4 монахини (1 инородка), 121 послушница (в том числе 13 инородок) и 8 учениц. Школы в миссии

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/materi...

с юга к церкви пристраивается придел св. Николая, в 1839 г. строится колокольня, в 1861 г. – северный придел во имя св. Филарета Милостивого, а в 1890–1895 гг. архитектор П.П. Зыков возводит высокую колокольню и обширную трапезную с приделами св. Николая Чудотворца и св. Филиппа Митрополита (освященными в ноябре 1896 г. и сентябре 1898 г.). Работы по исследованию и восстановлению первоначального облика памятника начались еще в 1920 г. Д.П. Суховым, потом они были продолжены П.Д. Барановским, С.А. Тороповым и Л.А. Давидом, который в тяжелые дни осени 1941 г. произвел обмер здания церкви. Сейчас ни колокольни, ни трапезной уже нет, осталась лишь изящная церковь, восстановленная полностью (гипотетична лишь форма звонницы) в 1948–1953 и 1970–1975 гг. В церкви хранилась икона, в которой были заключены несколько частиц от мощей св. Трифона, которые сохранялись в сербском городе Бака Котарская. В начале XIX в. мастер-серебряник Трифон Добряков пожертвовал туда серебряную раку, а в ответ сербский митрополит Петр Негош прислал ему три частицы мощей святого, которые мастер подарил императору Александру I; впоследствии они были вложены в икону, находившуюся в Трифоновской церкви. Теперь эта икона находится в церкви Знамения, «что в Переяславской слободе» (2-й Крестовский пер., 17). Из книги О.Г.Гончаренко " Москва, которую мы потеряли " , 2008 г. Трифона, мученика, в Напрудном церковь (Трифоновская улица, дом 38). По преданию, здесь молодой сокольничий Трифон Патрикеев потерял любимого царского сокола. Его предупредили, что если в течение трех дней он не разыщет сокола, его ждет грозное наказание. После бесплодных поисков несчастный обратился с молитвой о помощи к мученику Трифону, после чего во сне увидел своего покровителя на белом коне с соколом на руке. Святой рассказал, где искать пропажу. Очнувшись от сна, Трифон Патрикеев действительно нашел в указанном месте потерянного сокола. В благодарность Богу и святому Трифону он выстроил здесь часовню, а затем каменную церковь. Достоверность предания подтверждает фреска XVI – начала XVII века с изображением мученика Трифона на белом коне с соколом в руке, находившаяся до 1930-х годов на внешней стороне алтарной апсиды (ныне хранится в Третьяковской галерее).

http://sobory.ru/article/?object=02390

Можно предполагать поэтому, что один из источников Новгородско-Софийского свода был памятником, связанным со смоленскими Ростиславичами (летописью или отдельным сочинением о Мстиславе Удалом). Любопытные дополнения к рассказу о битве на Липице содержатся также в Тверском сборнике XVI в. (ПСРЛ, т. XV. СПб., 1863) – после слов «О многы побды, братье» здесь читается яркое описание поля боя, усеянного мертвыми и ранеными, и далее говорится: «Князь же Константин повеле погребати их... У князя же Константина тогда бяше в полку два человека храбрых, Олешка Попович и человек его Торопь и Тимоня Золотой Пояс». О том, что этот рассказ не представляет собой творчества составителя Тверского сборника в в., а восходит к более раннему источнику, свидетельствует краткое известие о сражении 1216 г. в Сокращенных сводах конца XV в. (ПСРЛ, т. XXVII. М., 1962) и Устюжском летописце (Устюжский летописный свод. М.–Л., 1950), в которых тоже упоминаются «два храбра» (богатыря) князя Константина: «Добрыня Золотой Пояс да Александро Попович с своим слугою Торопом». Поскольку упомянутый здесь Константин (вместе с Мстиславом и Владимиром одержавший победу на Липице) был ростовским князем, можно предполагать в этих источниках отражение ростовской литературной традиции (в Новгородско-Софийском своде эта традиция, возможно, отразилась в другом месте – при упоминании участия Александра Поповича в битве на Калке в 1223 г.). Основная идея рассказа о битве на Липице – осуждение вражды между «братьями»-князьями – очень характерна для свода, составленного в период феодальной войны в Московском княжестве. Текст повести о битве на Липице мы публикуем по неизданной Новгородской Карамзинской летописи (РНБ, F.IV.603, лл. 314 об.– 319 об.) с исправлениями нескольких явно ошибочных чтений по Новгородской четвертой летописи. О побоище новгородцев с Ярославом. В 6724 (1216) году. 1 марта во вторник пошел Мстислав с новгородцами на своего зятя Ярослава, а в четверг побежали к Ярославу клятвопреступники Владислав Завидович, Гаврила Игоревич, Юрий Олексинич, Гаврилец Милятич с женами и детьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нижние Подгоричи. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты В селе с необычным названием Нижние Подгоричи стоит удивительный храм – вернее то, что от него осталось. Это был воистину великий храм – необычных размеров, кирпичный, с шатровой колокольней и небольшим переходом. Он был построен в стиле эклектики в 1863 году. Но затем, в 1907 году, перестроен на средства купца К. Иванова. Огромное здание возвышалось над селом – расположено было на пригорке и видно за несколько километров до села. Церковь имела два этажа, была увенчана огромным куполом, который не сохранился. Наружная отделка состояла из декоративной кладки с украшениями. Над центральным входом располагался кирпичный навес. И во всей отделке просматривалась «арочная тематика». Внутреннее убранство отличалось изысканностью. Освящена была церковь в честь Николая Чудотворца. Имелась также в селе библиотека и земская школа. В 1935 году церковь была закрыта, верхние ярусы разрушены. Но в нишах четверика и колокольни кое-где сохранились росписи. На сегодняшний день полностью безхозна и заброшена. Восстановительные работы не планируются. Летом 2016 года стали известны два потомка К. Я. Иванова - строителя храма в честь святителя Николая села Нижние Подгоричи. Они сами обратились к Перемышльскому благочинию. Один из них, Михаил Сергеевич Савкин, уроженец деревни Сильково, с семьёй проживает в Калуге. Другой, Сергей Александрович Кармазин, живёт в Петербурге. 20 сентября их совместными усилиями состоялась установка памятного креста на предполагаемом месте утраченных сейчас могил семьи Ивановых. В тот же день состоялось освящение креста. Освящение совершил протоиерей Игорь Дадаев в сослужении иерея Дионисия Доброва. Текст надписи на кресте: " Все здесь осталось навсегда. И даты, и события, и лица… " Настоящий памятный знак установлен в память о Царицынском купце II гильдии Константине Яковлевиче Иванове (1850— †191?), уроженце сельца Торопово, внёсшем свои средства на строительство этого храма в 1907-1909 г.г. на месте деревянной церкви. Храм был закрыт в 1935 году. После смерти супруги в 1909 году К. Я. Иванов прекратил свою общественную деятельность и ушёл монахом в Оптину Пустынь. Проходил послушания в скиту, а 18 апреля 1912 г. был определён в число братства; рясофорный монах. После революции Константин Яковлевич пропал без вести.

http://sobory.ru/article/?object=06936

Плоская Кузьминка. Церковь Михаила Архангела. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Каменная церковь во имя архистратига Михаила была построена на средства прихожан в 1861 году. К квадратному в плане основному объёму храма с востока примыкает полуциркульная в плане алтарная апсида, с запада – прямоугольная в плане трапезная в три световых оси и двухъярусная колокольня. Церковь венчает небольшой восьмигранный световой барабан с граненной луковичной главкой. Углы северного и южного фасада основного объема, а так же северного и южного фасада притвора обработаны филенчатыми пилястрами. Горизонтали линии карниза тех же частей здания подчёркивает филенчатый фриз. Прямоугольные с полуциркульным завершением оконные проёмы декорированы наличниками с килевидными архивольтами. По центру северного и южного фасадов прорезаны дверные проёмы, обработанные перспективными порталами с наборными колонками и килевидными архивольтами. Восьмигранный в плане ярус звона колокольни прорезан арочными проёмами по сторонам света. Колокольню венчает плоское восьмигранное покрытие со шпилем.  В архитектуре здания черты объёмно-пространственной характеристики эпохи позднего классицизма сочетаются с элементами эклектического декора. Состоит на охране государства как памятник архитектуры регионального значения. Одним из последних священников был Филин Дмитрий Яковлевич, 1884 г.р., уроженец и житель с. Плоская Кузьминка Липецкого района. Постановлением тройки ПП ОГПУ по ЦЧО от 27.08.1932 по ст. ст. 58-10, 58-11 приговорён к 10 годам лишения свободы. Последним священником стал Фаустов Дмитрий Антонович. Родился 19 января 1901 года в с. Плоская Кузьминка в семье крестьянина. Окончил один класс Тамбовской Духовной Семинарии. В 1920—1922 гг. служил в Красной Армии. Затем в сане священника служил в церкви Михаила Архангела. 28 июля 1928 был арестован по обвинению по ст. 76 УК РСФСР («Хулиганство»), Народным судом приговорён к 6 месяцам заключения с учётом предварительного заключения с отбытием срока наказания в Липецкой тюрьме. После отбытия срока наказания Д.А. Фаустов продолжил служение в сане священника. 4 августа 1937 году был арестован по групповому делу «Следственное дело епископа Александра Торопова и др. Липецк. 1937г.» и вновь заключён в Липецкой тюрьме. Ему было предъявлено обвинение по ст.58-10 ч.2, 58-11 УК РСФСР. «Тройкой» при УНКВД СССР по Воронежской области 15 октября 1937 г. Фаустов Д.А. был осуждён за «Участие в церковно-монархической организации» и приговорён к высшей мере наказания – расстрелу… 17 сентября 1960 года президиумом Липецкого областного суда был реабилитирован.

http://sobory.ru/article/?object=11774

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010