Айона мое сердце, Айона моя любовь, вместо голосов монахов здесь будет мычание коров; но прежде, чем миру придет конец, Айона снова станет таким, каким он некогда был. (Пророчество святого Колумбы Айонского) Древнее гэльское пророчество гласит: «За семь лет до конца света наводнение потопит страны: море в один из приливов накроет Ирландию и зеленоглавый Айлей , но остров Колумбы так и будет плыть над водою». Святой Колумба (память совершается 9/22 июня) был покровителем Шотландии до святого апостола Андрея и до сих пор является покровителем Северо-шотландской возвышенности («Хайленда») и шотландских островов. Именно его святая Бригитта пророчески назвала «великим древом, возвышающимся над Ирландией и Шотландией». Он был просветителем северных земель Британии и, через святого Айдана Линдисфарнского и других учеников, просветителем большей части Англии. Преподобный Колумба приплыл на остров Айона 12 мая 563 года, в канун праздника Пятидесятницы, с 12 учениками, каждый из которых был его родственником. Святому было тогда 42 года. Остров Айона был выбран им потому, что с его самой высокой вершины уже не были видны берега Ирландии. На гэльском остров Айона назывался «И». Святой Адомнан, автор жития святого Колумбы, называет этот остров «Иоуа», сделав это слово прилагательным, в соответствии с латинским вариантом слова «остров» – «insula» – «Ioua insula». Ранние писцы не видели большой разницы между буквами «n» и «u», поэтому благодаря скольжению пера получилось название «Айона» – именно с этим названием остров и стал известен. Впрочем, это лишь одно из объяснений названия «Айона». Святой Адомнан считал, что имя «Колумба» означает то же самое, что и «Иона»: «Что по-еврейски Иона, по-гречески будет Перистера, а на латыни – Колумба». «Айона» в переводе с гэльского также может означать «остров святых» (гэльское «I-Shona», но поскольку «sh» не произносится, то получается «I-ona»). Также существует предание, что этот остров назывался Иннис-нан Друиднех, то есть «Остров друидов». После того, как святой Колумба поселился на нем, остров стали называть И-Колум-Килл, или Икольмкилл («остров Колумбы церкви»), и носители гэльского языка до сих пор его так и называют. Недавно название «IONA» – «Острова северной Атлантики» – было предложено в качестве аббревиатуры к общему названию британских островов вместо громоздкого Британские острова и Ирландия.

http://pravoslavie.ru/62331.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БРИГИТА Св. Бригита. Раскрашенная гравюра. Schedel H. Liber chronicarum. 1493 (РГБ) Св. Бригита. Раскрашенная гравюра. Schedel H. Liber chronicarum. 1493 (РГБ) [лат. Brigita, Brigida, Brigit; ирл. Bríd от brig - сила] (ок. 452 или 456, Фохарть, близ Дандолка, Ирландия - 525), св. (пам. зап. 1 февр.), прозванная Гэльской Марией. Несмотря на популярность Б., традиция противоречива в изложении фактов ее жития. По общему мнению, она род. в Фохарте (название места происходит от племени фохарть (Fothairt), к к-рому принадлежала Б.) в семье христиан, крещенных св. Патриком , и была дочерью рабыни. От св. еп. Мела Б. приняла постриг или, по др. версии, даже была возведена в епископский сан. Совместно с еп. Конлаэдом основала жен. мон-рь Килль Даре (ирл. Cill Daire - церковь дуба, совр. Килдэр), ставший к сер. VII в. главным религ. центром Юго-Вост. Ирландии. Одной из обязанностей монахинь, как и рим. весталок, было поддержание священного огня в мон-ре. Б. ассоциируется с одной из 3 одноименных кельт. богинь, упомянутых в «Словаре Кормака» (Sanas Cormaic, IX в.), покровительниц мудрости, врачевания и кузнечного дела, культ к-рых был связан с огнем. Но также есть упоминания о богине Б., дочери верховного божества Дагды. В поэме, авторство к-рой приписывается Б., строка «Мне бы быть великим озером эля для Царя Царей» намекает на дохрист. ритуал вкушения одурманивающего напитка при бракосочетании короля с богиней этой местности. День поминовения Б. совпадает с языческим праздником Имболк. В легендах VIII в., связанных с историей соглашения мон-рей Арма и Килль Даре о размерах парухий (монастырских владений), приводится рассказ о встрече Б. и св. Патрика. Наряду со святыми Патриком и Колумбой Б. почитается как покровительница Ирландии. В ее честь в 1-й пол. VII в. был составлен гимн «Brigit bé bithmaith…» (Бригита, жена вечнодобрая), возможно, древнейший гимн на ирл. языке (приписывается св. Ултану). Лат. житие, составленное Когитозом (т. н. Второе житие), является самым ранним агиографическим сочинением в ирл. Церкви (ок. 650). Ирл. житие датируется IX в. На континенте Б. впервые упомянута в поэме Алкуина († 804). Стихотворное житие составлено Донатом, еп. Фезул (сер. IX в.). О популярности Б. на континенте говорит тот факт, что сочинение Когитоза сохранилось только в рукописях неирл. происхождения. Служба, посвященная Б., содержится в Миссале Тела Христова (Oxf. Corpus Coll. MS, ок. 1136-1157). Считается, что мощи Б. находятся в Белене (Португалия) и Брюгге (Бельгия). Почитается также на Канарских о-вах.

http://pravenc.ru/text/153433.html

Но объединению двух христианских церквей препятствовала не только гордыня, проявленная в этом эпизоде Кентерберийским архиепископом. Враждебное отношение бриттов к англо-саксам как к завоевателям сохранялось уже потому, что на протяжении всего VI и VII вв. между ними велись войны. Достижению единства в англо-саксонской церкви мешали и разногласия между двумя христианскими церквями – римской и кельтской. Отправленные Григорием миссионеры не были единственными проповедниками христианства в Британии. На протяжении VII века Риму пришлось выдерживать соперничество кельтской церкви и утверждать свое преимущественное влияние в королевствах англо-саксов 115 . Традиции христианской монастырской культуры были перенесены в Ирландию в конце IV-V вв. вместе с переселением на остров галло-римлян, бежавших из Галлии при появлении варваров. Церковь , которая сложилась в Ирландии, а также в королевствах скоттов и пиктов в Британии, – областях, не попадавших под власть Римской империи, исследователи называют «кельтской» или «гэльской». Она формировалась в то время, когда разрушалась римская система управления, вдали от папского престола, когда варварские нашествия отрезали остров от Рима. Эти факторы, а также специфика социокультурных условий в Ирландии, сказались на обычаях, принятых в этой церкви 116 . Кельтская церковь , основанная выходцами из Западной Римской империи, не считалась еретической: различия в некоторых административных практиках и форме обрядов не предполагали теологических расхождений. Ее организация изначально была такой же, как и на континенте. Однако впоследствии в кельтской церкви законсервировались черты ранних христианских общин. Ирландские священники признавали папу старейшим епископом христианского мира, но отказывали ему в праве на верховную юрисдикцию. Важное различие заключалось в системе церковного управления. На континенте церковная организация складывалась на основе городов, и епископ представлял духовную власть над определенной территорией, диоцезом. Но в Ирландии не существовало сопоставимых с римскими городов; общины христиан образовывались не по территориальному, но по племенному признаку.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Память святого Киарана совершается 9 сентября. Святая Ита Преподобная Ита Ирландская Помимо святой Бригитты величайшей святой Ирландии почитается и святая Ита, которая жила примерно на 50 лет позднее святой Бригитты. Святая Ита основала монастырь близ Лимерика, где много будущих святых Ирландии воспитывались и обучались под ее покровительством. Среди таких святых был святой Брендан Мореплаватель, которому святая Ита говорила, что Господь больше всего любит три вещи: чистое сердце, простую жизнь и щедрую милостыню. Преставилась святая Ита около 570 года, ей было тогда 90 лет. В стихотворении Алкуина о святых Ирландии о святой Ите говорится как о «кормилице всех святых Ирландии». Память святой Иты – 15 января. Святой Кеннет Преподобный Кеннет Ирландский Святой Кеннет (Канис) родился около 516 года в Ольстере, обучался сначала в Клонарде, а затем в Уэльсе. В 562 году он уехал в Шотландию и основал там монастырь на острове, сегодня известном как Инч-Кеннет, севернее Айоны. Из своего монастыря он совершал миссионерские поездки к пиктам в Шотландию и на Гибридские острова. Позднее святой Кеннет учредил монастырь в Агабо (сейчас называется Килкенни, что значит в переводе с гэльского «Церковь Кеннета») в Ирландии, где получил большую известность как переписчик. Его труды включают комментарии на все четыре Евангелия, известные как «Chain of Canice». Святой Кеннет был близким другом святого Кольмкилла (Колумбы). Были записаны некоторые случаи чудесного «общения на расстоянии» этих святых друзей между собой. Святой Кеннет преставился примерно в 600 году. Память – 11 октября. Святой Комгал После обучения у Финтана из Клуайн-Эдрек святой Комгал стал отшельником на берегу озера Эрн на западе Ирландии. Этот период аскезы и созерцания приготовил святого к исполнению главного дела его жизни – основанию в 559 году монастыря в Бангоре, на побережье к востоку от Белфаста. Святой Комгал ввел в нем очень жесткую дисциплину. Несмотря на строгость системы, на протяжении последующих веков примерно 30 000 монахов следовали этой дисциплине. Бангор стал одним из самых влиятельных монастырей в Ирландии. Именно из этого монастыря святые Колумбан и Галл отправились в свою знаменитую и самую успешную миссионерскую поездку на континент; отсюда и святой Молуаг уехал в Шотландию основывать монастырь на острове Лисмор. По преданию, святой Комгал однажды посетил святого Кольмкилла на острове Айона и сопровождал его в поездке к королю пиктов. Святой Комгал преставился, будучи игуменом Бангора, около 599 года, когда ему было около 85 лет. Память – 11 мая.

http://pravoslavie.ru/33733.html

составление и перевод А.А. Бурова Святой Илья, игумен из Кельна (†1042, память 12 и 16 апреля) Святой Илья (Elias) был ирландцем из Графства Монахан (Monaghan). Он стал монахом, а в 1020 – игуменом Гэльского монастыря Святого Мартина Великого, что в Кельне, Германия. Архиепископ также поместил под его окормление монастырь Святого Пантелеймона (Pantaleon). Читать далее Источник: Избранные жития святых, в Европейских и иных землях просиявших : А-Э/Сост. и перевод А.А. Бурова. – Москва : 2005–2015. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Встреча с Православием Протоиерей Александр Шаргунов Протоиерей Александр Шаргунов Сотник – римский офицер – приходит ко Христу и говорит, что слуга его болен: «Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает». Эти слова звучат так, как будто бы сам сотник жестоко страдает. Он даже не просит Христа об исцелении. Он просто приходит ко Господу, исполненный глубочайшего доверия, и говорит, как мучается его больной слуга. Сотник знает, что можно довериться Христу. Он знает, что сказать Господу о своей скорби, о болезни – это все равно, что обратиться к Нему с самой горячей просьбой о помощи, потому что Он услышит и отзовется. «Я приду и исцелю его», – говорит Господь. Мы видим, какое у этого человека смирение. Он отвечает: «Господи! Я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой». Протоиерей Александр Шаргунов Как Христос исцеляет тещу Петра? Он коснулся руки ее – не для того, чтобы узнать ее болезнь, по пульсу, как это делают врачи, но чтобы исцелить ее. Это было прикосновение Его сострадания и любви, прикосновение Духа Святого. «И горячка оставила ее; и она встала и служила им». Она тотчас же выздоровела – так что смогла заняться хозяйством по дому. И хотя она была исключительным образом облагодатствована Богом, мы не видим в ней ни малейшего превозношения, она не старается показать, какая она особенная, но с готовностью, скромно прислуживает за трапезой. Протоиерей Александр Шаргунов Александр Ужанков Протоиерей Александр Шаргунов Митрополит Евлогий (Георгиевский) Протоиерей Александр Шаргунов Архиепископ Феофан (Быстров) Протоиерей Александр Шаргунов Архимандрит Тихон (Шевкунов) Митрополит Евлогий (Георгиевский) Протоиерей Александр Шаргунов Протоиерей Александр Шаргунов Протоиерей Александр Шаргунов Митрополит Евлогий (Георгиевский) Протоиерей Александр Шаргунов Житие схимонаха Досифея, одного из «рядовых» саровских подвижников XVIII века, взято из рукописного монастырского сборника, хранящегося в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА), и до сих пор мало кому известно. Оно, хотя и изобилует свойственными эпохе и жанру риторическими и нравоучительными длиннотами, представляет подвижника живым человеком, а не абстрактным носителем определенного идеала святости, вводя нас, православных XXI века, в реальный мир монашеского бытия прошлого. Протоиерей Александр Шаргунов В других разделах Наверх

http://pravoslavie.ru/put/page56_1078.ht...

Встреча с Православием Митрополит Филарет (Вознесенский) Протоиерей Александр Шаргунов Митрополит Анастасий (Грибановский) Протоиерей Александр Шаргунов Протоиерей Александр Шаргунов Мы слышим сегодня в Евангелии, как Христос, выйдя из Храма, увидел человека, слепого от рождения. В отличие от многих других чудес, это чудо совершилось без просьбы об исцелении. Сам Господь проявляет инициативу. Он увидел этого человека. И потому каждый из нас может надеяться, что Бог видит его скорби, и с надеждой молиться Ему. Когда Христос взглянул на него, ученики тоже обратили на него внимание. Сострадание Христа к страждущим людям должно бы возбуждать и наше сострадание, но ученикам Христовым и в голову не приходит, что они могли что-то сделать, чтобы помочь этому человеку. Протоиерей Александр Шаргунов «Я и Отец – одно», – говорит Христос. Иудеи думали, что Он делает Себя равным Богу. И Христос не отрицает этого. Никто не может похитить верных Богу из руки Христовой, потому что никто не может похитить Его из руки Отца. Накануне Крестных страданий Господь молится за всех, кто идет за Ним: «Отче Святый! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едины, как и мы» (Ин. 17, 11). Христос – единосущен и равночестен Богу Отцу. Его любовь к Отцу и послушание Ему – совершенны. И Он пришел к нам, чтобы мы по дару Его уподобились Ему. Митрополит Филарет (Вознесенский) Протоиерей Александр Шаргунов Протоиерей Александр Шаргунов Протоиерей Александр Шаргунов Архимандрит Тихон (Шевкунов) Протоиерей Александр Шаргунов Архиепископ Иоанн (Шаховской) Архиепископ Иоанн (Шаховской) Епископ Афанасий (Евтич) Церковь существует в мире и не вне мира, в свете Божественного Откровения, а значит и в свете и Священного Писания и Церковного Предания понятие «мир» имеет два значения. Первое понимание мира – позитивное. Это – то, о чем сказал апостол Иоанн в своем Евангелии: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него». (Ин.3:16,17). Два файла в формате МР3 Протоиерей Александр Шаргунов Архимандрит Тихон (Шевкунов) Протоиерей Александр Шаргунов Викентий Фрадински В других разделах Наверх

http://pravoslavie.ru/put/page52_1078.ht...

Встреча с Православием/Православная библиотека Протоиерей Александр Шаргунов Протоиерей Александр Шаргунов Протоиерей Александр Шаргунов Протоиерей Александр Шаргунов Протоиерей Александр Шаргунов «И когда выходили они из Иерихона, за Ним следовало множество народа». Это была смешанная толпа. Одни шли за Ним ради хлеба, другие – ради любви к Нему, и немногие – ради того, чтобы научиться от Него истинной жизни. Двое слепых, сидевших у дороги, вместе взывают к Нему. Если бы все оказавшиеся в одной беде, соединили свои молитвы к Богу! У Господа достаточно милости, чтобы утешить всех, кто обращается к Нему. Эти два слепца сидят у дороги, по которой проходит Христос. Хорошо человеку оказаться на этой дороге. Протоиерей Александр Шаргунов Протоиерей Александр Шаргунов Господь входит в дом Петра. Он с любовью отвечает на гостеприимство, предложенное Ему бедным рыбаком. Теща Петра лежала в горячке, и, зная уже, что Он может все, тотчас говорят Ему о ней. «Подойдя, Он поднял ее, взяв ее за руку; и горячка тотчас оставила ее, и она стала служить им». Куда бы Христос ни приходил, Он приходит, чтобы совершить добро и щедро отплатить за гостеприимство, оказанное Ему. Рука Божия касается руки человеческой, и человек восстает, чтобы служить Богу и ближним. Та же самая рука, которая исцелила тещу Петра, укрепила ее для этого служения. Исцеление Христово дает благодать для служения. Иеромонах Арсений (Писарев) Протоиерей Александр Шаргунов Как только Христос начал проповедовать, Он начал – в удостоверение истинности Своего учения – творить чудеса. В Капернауме «в синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал: оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий». Этот человек – полностью во власти беса, до потери самосознания – так что бес уже говорит устами его. С какой яростью и одновременно страхом он бросается ко Христу! Он вскричал – от одного приближения Господа, зная, какая участь ожидает его теперь. Он исповедует Христа Святым Божиим.

http://pravoslavie.ru/put/page28_1082.ht...

Не медля, дани ко мне принесите. Ибо я, не поклонившись Богу в Иерусалиме, на бой с Дарием не пойду. Знайте, что от Дариевой десницы избавлю вас». Вестника еврейского отправив, к Иерусалиму пошел. Пророк же Иеремия, о приходе его услышав, совещался с иерусалимлянами: «Нужно нам Александра пустить в город. Видел я ночью этой во сне пророка Даниила, сказавшего мне: “Вот идет к вам тот, о ком я давно пророчествовал, ибо от персов мы пострадали, Александр же возмездием за нас воздаст”». И это народ одобрил. Александр же в ту ночь видел сон: явился ему пророк Иеремия в одеянии первосвященника Аарона и сказал ему: «Александр, иди в Иерусалим, и там поклонись Богу Саваофу, и, поклонившись ему, на Дария иди; победив его, государем персов станешь». Восстав ото сна, Александр вельможам своим сон рассказал и пошел к Иерусалиму. Когда же он приблизился к городу, услышавший об этом пророк Иеремия всему живому навстречу царю пойти повелел. Сам же, в одеждах первосвященника, со свечами и кадильницами встретил его и покадил. Увидев пророка Иеремию, вельможам своим Александр сказал: «Этого пророка видел я этой ночью». И Александр сошел с коня, поклонился ему до земли и целовал ризы его. Пророк Иеремия покадил его, и благословил, и, за руку взяв, в храм ввел, поклониться в Святая Святых, что создал царь Соломон. Александр спросил пророка: «Скажи мне, в какого Бога веруете?» Пророк же сказал ему: «В единого Бога веруем, который небо и землю сотворил и вся видимая и невидимая, что око не видит, и ухо не слышит, и на сердце человеку не приходит». Александр удивился и сказал: «Поистине великого Бога вы рабы; да верую и я в него и исповедую его, ибо явны дела его; даю ему в дар дани, которые от вас взял, как и от прочих народов; Бог ваш во мне да будет и мир его со мною да будет». Взял пророк Иеремия с людьми города того много золота и принесли его к Александру. Он же не захотел ничего взять, но в дар принес Богу Саваофу. И, сделав это, пошел из земли еврейской, собираясь отправиться к Египту.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Александр хотел, чтобы его всечеловеческая монархия реально отождествлялась с «ойкуменой», то есть со всей населенной землей. Географический размах его завоеваний, казалось, делал этот проект вполне осуществимым; хотя Александр был остановлен в Индии бунтом солдат, он не отказался от новых военных экспедиций. Ему хотелось использовать для них путь через Индийский океан. Теперь его очередной целью была Аравия, куда Александр надеялся проникнуть морем. Но внезапно, в самый разгар новых военных приготовлений в своей всемирной столице Вавилоне, он был поражен тяжелой болезнью. Прошло несколько дней, и царь понял, что больше не встанет. Со слезами на глазах маршировали ветераны, прощаясь со своим полководцем. Александр умер 13 июня 323 года в зените славы и могущества. Эта внезапная смерть покорителя народов Европы, Азии и Африки произвела на многих огромное впечатление. Трагическое бессилие перед смертью даже такого человека, как Александр, было впоследствии запечатлено в Библии в лаконичных, но выразительных словах: «После того как Александр, сын Филиппа, Македонянин, который вышел из земли Киттим, поразил Дария, царя персидского и мидийского, и воцарился вместо него прежде над Элладою, — он произвел много войн и овладел многими укрепленными местами, и убивал царей земли. И прошел до пределов земли, и взял добычу от множества народов, и умолкла земля перед ним, и он возвысился, и вознеслось сердце его. Он собрал весьма сильное войско и господствовал над областями, и народами, и властителями, и они сделались его данниками. Оказалось, что перед лицом смерти «сын Зевса-Амона» ничем не отличается от любого из своих солдат. Это было как бы ответом на попытку превратить человека в Бога.   Едва Александр испустил последний вздох, как вокруг его смертного одра началась ожесточенная борьба за престол. Царь слишком мало думал о конце, чтобы позаботиться о наследнике. Он завещал свой трон «достойнейшему», а претендующих на это звание нашлось немало. В смертельной схватке за мировую власть они забыли даже похоронить умершего.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010