Сохранились руины средневековой приходской церкви и опоры моста через р. Нор (пошлины за проезд по нему служили важной частью доходов населения). Известно о наличии в окрестностях мельницы и небольшой пивоварни внутри поселка. Следов усадебного дома или замка нет (в 1973 к западу от города велись раскопки вероятной средневек. усадьбы со рвом (grange) (близ г. Томастаун, графство Килкенни)). В то же время в И. сохранялись и, видимо, еще строились укрепленные усадьбы и круглые городища, а старые церковные поселения оставались центрами групп владений. Средневек. укрепленные фермы в И. в отличие от Англии не были связаны с центрованными поселениями. Всего в И. открыто 750 возможных укреплений со рвом. В основном они существовали на землях, находившихся под властью англо-нормандцев (на юге и на востоке острова), обычно не менее чем в 3,5 км от ближайшего центрованного поселения. Укрепления (с наполненными водой рвами и валами с палисадами поверху) часто встречаются на границах с неподвластной англ. администрации ирл. территориями. К наст. времени раскопано не менее 6 таких поселений (XIII - нач. XIV в.). После Великого голода и вторжения Эдуарда Брюса (1315-1318) или после эпидемии чумы («черной смерти», 1348-1350) преобладающими вновь стали рассеянные поселения, что вызвало появление неск. тысяч домов-башен по всей И. в независимых и англо-ирландских районах. Дома-башни выполняли те же функции, что круглые городища и обвалованные поселения раннего периода,- защищали имущество жителей. В гэльской части люди могли жить и в недолговременных поселках, которые трудно обнаружить. Л. А. Беляев Лит.: Eogan G. Catalogue of Irish Bronze Swords. Dublin, 1965; idem. Hoards of the Irish Later Bronze Age. Dublin, 1983; The Iron Age in the Irish Sea Province/Ed. C. Thomas. L., 1972; Herity M. Irish Passage Graves: Neolithic Tomb-Builders in Ireland and Britain 2500 BC. Dublin, 1974; Harbison P. The Archaeology of Ireland. L., 1976; idem. Pre-Christian Ireland. L., 1994; idem. Golden Age of Irish Art: The Medieval Achievement, 600-1200.

http://pravenc.ru/text/674067.html

Когда все угостились вволю, леди Бадб встала, взяла в руку стоявший возле ее прибора медный колокольчик и позвонила. В зале наступила торжественная тишина. — Дорогие наши келпинки, я приветствую вас в Келпи и поздравляю с началом нового учебного года. Я поздравляю всех наших преподавателей: мою главную помощницу, школьного врача и преподавательницу факультативного курса целительства доктора Сирону Морген… Мисс Морген встала, скромно улыбнулась и слегка поклонилась. — Я поздравляю и приветствую доктора магических наук, профессора Морриган. Резко поднялась высокая горбоносая женщина в иссиня-черном шелковом платье, с гладкими и блестящими, явно крашеными черными волосами, стянутыми в узелок; она вытянула жилистую шею из лежавшего у нее на плечах боа из черных перьев и обвела зал блестящими ярко-желтыми глазами. Гордо кивнув залу, она снова села, втянула голову в перья и прикрыла пронзительные глаза сморщенными пергаментными веками. Аннушке почему-то сразу вспомнилась облезлая ворона, сидевшая на дубе у подножия холма Келпи — уж очень похожа на нее была эта старая профессорша. — Поздравляю и приветствую преподавателя истории магии, нашего библиотекаря Финегаса. Историк и библиотекарь улыбнулся в усы и помахал келпинкам рукой. — Преподавательницу практической магии мисс МакДональд… Белокурая девушка в серебряном платье поднялась и ласково улыбнулась келпинкам. — Преподавательницу гэльского языка и герметики Бекфолу Син… Рыжеволосая красавица в струящемся зелено-голубом платье привстала и слегка наклонила голову. — Преподавательницу криптозоологии мисс Туйренн… А вот мисс Туйренн красавицей не была. Ну разве что на взгляд какого-нибудь собачника-кинолога: ее щеки складками свисали по бокам поджатого рта и короткого широкого носа, ну точь-в-точь как у бульдога. Она была в желтом шелковом балахоне с вышитым черным драконом на груди. Неуклюже поднявшись, она трижды быстро поклонилась — леди Бадб, учителям и келпинкам. — Преподавательницу людоведения и противохристианской обороны миссис Этлин Балор…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

— Не нравится мне эта твоя принцесса, — наконец призналась она. — Почему это? — Скучная какая-то, неинтересная. Вот послушай: Дева из королевства Нафтания и глупа, и скучна, как литания . Знать, король Нафталин не сумел дать ей, блин, надлежащего воспитания. Аннушка помолчала, потом спросила: — Что такое «литания»? — Понятия не имею, но знаю: что-то очень занудное. Аннушка опять замолчала. — Тебе не очень нравится мой лимерик? — жалобно спросила Дара. — Совсем не нравится, — сказала Аннушка, встала и пошла к лифту. Ракиты начали облетать в октябре. К этому времени первокурсницы уже научились разбирать на прутики и снова собирать учебную модель полетной метлы. Труднее всего было учить заклинания в стихах, с которыми положено резать прутья для метел, причем на гэльском языке. На последнем уроке была проверка усвоенных знаний. — Мэри О " Кейси, почему каждая уважающая себя ведьма должна собственноручно изготовить для себя полетную метлу? — спросила профессор Морриган. — Это для того, профессор, чтобы на ней не могли летать посторонние. Собственноручно сделанная метла слушается только свою хозяйку. Плоха та ведьма, которая летает на чужой метле! — Правильно, Мэри: не на свою метлу не садись! Следующий вопрос, девицы. Почему каждый прут надо выбрать и срезать по отдельности, прочитав перед тем Первое заклинание метлы? Казалось бы, можно нарезать прутья как попало, даже купить их на рынке, а уже потом прочесть заклинания над всеми сразу. Кэтлин Монтегю, прошу! — Заклинание читается над каждым отдельным прутом для того, чтобы увеличить силу тяги, профессор. — Отлично, Кэтлин. Сколько должно быть прутьев в хвостовом оперении обычной метлы, Юлианна Мишина? — Шестьдесят шесть, профессор. — Хорошо, Юлианна. Милли Милн, прочти нам, пожалуйста, Первое заклинание метлы. Милли Милн встала, закрыла глаза и заголосила торжественно и заунывно: О, подруга красная Ракита, не качайся предо мной сердито, не дрожи, как робкая Осина Уступи мне, о Ракита, сына! Ждет его завидная судьбина: станет сын твой быстрым и летучим, будет он, перегоняя тучи, с ветерком летать по поднебесью, распевая радостную песню; примут его в крепкие объятья новые ракитовые братья.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

В связи с ослаблением власти англ. короны в Ирландии возросло влияние семейства Фицджеральд, графов К. Магнаты оберегали колонию от внешних угроз, но в то же время испытывали влияние гэльской культуры, вводили ирл. обычаи и традиц. право. Джеральд, 9-й граф К. (1513-1534), оказывал покровительство ирл. поэтам и музыкантам, принимал на службу гэльских судей (брегонов), привлекал на свои земли ирл. арендаторов. При поддержке еп. Э. Лейна граф вступил в конфликт с Дублинским архиеп. Джоном Аленом, к-рый настаивал на возвращении церковных земельных владений, захваченных приближенными графа. В этом споре на стороне архиепископа выступил лорд-канцлер кард. Томас Вулзи, заинтересованный в ослаблении влияния графа. Попытки кор. Генриха VIII (1509-1547) ослабить власть Фицджеральдов стали одной из причин восстания Томаса Шёлкового (1534-1536), в к-ром приняли участие представители ирл. духовенства. Подавив восстание, англ. власти конфисковали владения графа К. и его сторонников, что облегчило проведение Реформации. При наместниках Л. Грее (1535-1540) и Э. Сент-Леджере (1540-1548) в обл. Лейнстер проводилось упразднение капитулов и монашеских общин. В случае добровольной сдачи имущества каноники и насельники мон-рей получали компенсацию, как правило в форме пенсии, поэтому монашеские общины редко оказывали сопротивление. Первым в Ирландии в 1535 г. был закрыт жен. августинский приорат в Грейни (графство Килдэр), однако приоресса Эгидия Уэйл сдала имущество лишь в июле 1538 г. ( Archdall. 1876. P. 258-261). Мон-ри францисканцев и кармелитов в К. были закрыты в апр. 1539 г. Еп. Уолтер Уэллзли (1529-1539), который после избрания на кафедру К. сохранил должность приора мон-ря Грейт-Коннелл, пытался спасти обитель от уничтожения. Епископ мотивировал просьбу тем, что в мон-рь никогда не принимались «ирландские мятежники», его насельники просвещали местное население и оказывали гостеприимство королевским чиновникам. Однако после смерти епископа обитель была закрыта (1541) (Ibid. P. 261-267). Конфискованные церковные земли раздавались мелкой англ. аристократии, дворянству (джентри) и колонистам, к-рые должны были поддерживать англ. администрацию и оказывать сопротивление мятежникам. За счет конфискаций в графстве К. укрепились позиции англ. дворянства (Юстасов, Уэллзли, Саттонов и др.).

http://pravenc.ru/text/1684604.html

   Британцы принадлежали к кельтскому племени, к тому же, к которому принадлежали и галлы. Так называемый кельтский язык делится на две ветви, а) Гэльская ветвь представляет две разновидности, аа) Ирское наречие в Ирландии, ghaeidheilg eireannaigh. Древнее название острова Ирландии — Bergion ­­ cymr. «vergyn» — западный, откуда «Iernh», «Hibemia», нынешнее ирландское «Erin», pp) Альбанское наречие в Шотландии, ghaeidheilg albannaich (другая орфография: gaelic albannaich). Шотландия называется Альбанией «Albain», потому что остров обращен к Ирландии своею гористою (alb — гора, ср. alpes) стороною. б) Кимрская ветвь, cymraeg; это так называемый вельшский язык, Welsh, наречиями которого говорили в Wales, Cornwall, la Bretagne и в собственной Britannia.    Если обратимся к отношению между этими двумя ветвями, то увидим, что гэльское наречие представляет тип латинского языка, а кымрское — тип греческого языка. Для пояснения и доказательства этого представим зависимость между латинским и греческим языками, с одной стороны, и между гэльским и кымрским — с другой. Характерные пункты: а) лат. «s» ­­ греч. « " » (густое придыхание). Примеры: sex ­­ ex; septem ­­ epta; sol ­­ hlioV; sal ­­ alV. б) Лат. «qu» ­­ греч. «p». Примеры quo? ­­ pwV; equus ­­ ippoV; sequor ­­ epomai; oculus ­­ oyiV, proswpon.    Подобным же образом относятся гэльский и кымрский языки: гэльский  ± латинскому, кымрский  ± греческому.    Что касается галльского языка, то он, как видим из сохранившихся остатков его, примыкает не к гэльскому, а к кымрскому наречию. Galli на европейском континенте были, таким образом, кымрской ветви. Это доказывают слова: «Eporedia» (ныне Irvia) в Gallia cisalpina ­­ кымр. «Ebrwydd»; Brennus (391 г. по Унгеру, 3876 по Низе до Р. X., сожжение Рима: «vae victis») ­­ кымр. нарицат. «brennin», царь.    Мы знаем, таким образом, что в Шотландии и Ирландии было одно наречие, а в Британии — другое, то же, которое в Галлии. Можно думать, что связь по языку могла способствовать постоянному общению между Галлией и Британией и сообщению христианства из первой в последнюю.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

Вооруженное соперничество было остановлено соглашением между враждовавшими правителями, принятым на совещании в ирландском городе Друим-Кете, созванном в 575 г. по инициативе святого Колумбы, который принадлежал к северной ветви королевского дома И Нейлов и был правнуком Ниалла Девяти Заложников и двоюродным братом короля Дал Риады Аэдана. На совещании главной темой стал статус ирландской Дал Риады. Ввиду родства святого Колумбы с королем Аэданом он был признан одной из сторон спора, а арбитром, вынесшим решение, приемлемое обеими партиями, стал другой подвижник, святой Колман. По его предложению совещание постановило, что ирландская Дал Риада обязана платить подать королю Аэдану, резиденция которого находилась в британской части этого королевства, а воинской службой она обязана ардриагу Ирландии. Правда, согласно одному из поздних источников, решение, принятое в Друим-Кете, предусматривало, что «обе Дал Риады переходили под верховную власть короля Ирландии, но мужи ирландской Дал Риады были обязаны предоставлять жилье и транспорт любому выходцу из шотландской Дал Риады, посетившему их страну» 1001 . На совещании рассматривалась также участь филидов: поэтов и знатоков саг. После того как в Ирландии восторжествовало христианство, там были сторонники их изгнания из страны, поскольку в них, знатоках древних мифов, виделась угроза языческой реставрации. Бережливых людей смущали и немалые затраты на содержание целого корпуса таких поэтов. В Ирландии «профессиональных поэтов насчитывалось 1200 человек. При этом каждый оллам или, как сказали бы мы теперь, доктор поэзии имел право на сопровождение 30 спутников, а каждый анрад (или учитель поэзии) – 15; и… каждый из них держал себя так, как обычно это делают признанные авторы. И поскольку в те времена чрезвычайной популярностью пользовалась сатира, у них в руках были все средства для широкомасштабного шантажа. Колумбе удалось прекратить разнообразные злоупотребления и организовать бардов (речь все-таки идет не о филидах. – В.Ц.) в единую корпорацию, нечто вроде университета, где преподавались светская история и 280 видов гэльского стиха» 1002 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Основной продуктивной отраслью оставалось скотоводство: разводили коней, коров, овец и свиней. Роль земледелия была второстепенной, морское рыболовство составляло более важную отрасль хозяйства, чем выращивание ячменя, ржи, овса, лука, капусты. Ирландцы, феннии, со страстью предавались охоте. Распространение христианства смягчало нравы и вытесняло прежнее всеобщее увлечение пиратством, разбоем, похищением чужого скота, из чего нередко вырастала кровная межродовая вражда и межклановые войны, но спортивная страсть к бандитизму не была изжита из народных нравов и быта, и не только язычников, но часто и новообращенных христиан. На острове было много талантливых ремесленников, изготавливавших искусные ювелирные украшения, превосходную конскую сбрую, мастерски сделанное оружие. Стилистика украшений металлических или кожаных изделий сохраняла характерные черты заимствованного кельтами у скифов «звериного стиля». Связанное с успехами христианской миссии распространение книжной культуры – причем книги писались не только на латинском, но и на национальном гэльском или гойдельском языке – рождало потребность в искусных каллиграфах и миниатюристах, и, одаренный поразительно богатой фантазией, народ выделил из себя плеяду талантливых миниатюристов, имена которых остались неизвестными. В начале 6 столетия в Ирландии разворачивался процесс политической консолидации. Род И Нейлов, происходивший от жившего на рубеже 4 и 5 столетий знаменитого воина с известным из саг прозвищем Ниалл Девяти Заложников, первоначально правивший в Аилехе, на западе страны, овладел центральным Королевством Миде и принудил к выплате дани Королевство Лаген, расположенное на юго-востоке Ирландии. Одним из ключевых событий в ходе этой экспансии явилась победа великого короля ардриага Туатала Маэлгарба из рода И Нейлов в битве под Луахаром над племенем Кианнахта, о которой сообщает внесенная в Ольстерские анналы запись под 535 г. На северо-востоке И Нейлы успешно боролись за обладание Уладом с королями из местных династий.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Вопрос о Палестинских мегалитических памятниках не может считаться законченным до тех пор, пока он не будет поставлен в связь с вопросом о памятниках этого рода, существующих в других странах света. Поэтому, нам необходимо рассмотреть здесь существующие взгляды на происхождение мегалитов, сложившиеся на основании изучения этого рода памятников вне Святой Земли и сопоставить их с теми данными, которые дает Палестина и её традиции. Во взглядах европейских исследователей на происхождение мегалитических памятников господствует крайнее разногласие. Одни исследователи чрезмерно преувеличивали их древность, относя их происхождение ко времени допотопному, когда человек и строением тела и физическими силами существенно отличался от нынешнего своего вида и состояния. 643 Датские археологи, по разным побочным геологическим и палеонтологическим основаниям, давали дольменам 10.000 и даже 50.000 лет существования. Напротив другие чрезмерно уменьшали их древность, низводя их появление к средним векам европейской истории или даже к еще более позднему времени. «Ничто меня не удивило бы так мало, говорит Фергюсон, как то открытие, что дольмены принадлежат не древнейшим, а сравнительно новейшим временам». Между разными решениями этого вопроса, прежде всего следует указать наиболее распространенное мнение, что мегалиты суть кельтские памятники, monuments celtiques. Но кельты или галлы не были аборигенами в Европе, но пришли с востока и с древнейших времен занимали, кроме части Галлии (средней), британские острова, западную и южную Германию, все верховья Дуная и Испанию. По своим, еще и ныне существующим, наречиям, кельты делятся на три больших племени: северо-западное гэльское, к которому принадлежат ирландцы и шотландцы (scoti), собственно кельтское в средней Галлии и киммерийское на юго-востоке, к которому принадлежат гельветы, бойи, винделики и юго-восточные галлы, простиравшиеся до Малой Азии. Основания, по которым мегалитические памятники приписывались кельтским народам, были следующие:

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

власти и противодействии гэльскому влиянию, провозглашенные ранее. Среди прочего подтверждались привилегии Церкви, отлученных от Церкви надлежало арестовывать, отменялись необоснованные запретительные приказы в адрес церковных судей. От прелатов требовалось оказывать поддержку администрации в обеспечении порядка и подавлении мятежей. Наиболее известны статьи, запрещавшие англичанам говорить на ирл. языке, прибегать к ирл. традиц. праву, носить ирл. одежду и ездить на коне без седла, вступать в любые дружественные отношения с ирландцами, заключать с ними брак и отдавать детей на воспитание. Прелаты должны были контролировать духовенство, окормлявшее ирландцев, и побуждать их к сохранению мира. Принимавшие рукоположение ирландцы давали клятву на верность короне, а в случае поддержки мятежников отлучались от Церкви. Особое значение придавалось статьям 13 (запрет принимать ирландцев в капитулы соборных и коллегиальных церквей на территории колонии; в случае представления ирл. кандидата право назначения каноника переходило к короне) и 14 (запрет принимать ирландцев в мон-ри на территории колонии). Т. о., англ. администрация отказалась от попыток сохранить «смешанные» капитулы и мон-ри. В заключительных статьях предписывалось назначить в каждое графство 2 комиссаров для регулярных проверок соблюдения статутов. Нарушение закона каралось отлучением, к-рое провозгласили принимавшие участие в парламенте 3 архиепископа и 5 епископов (среди них — 3 ирландца). Несмотря на то что bXIV –XV вв. Килкеннийские статуты неоднократно подтверждались, ослабление англ. колонии исключало возможность их неукоснительного соблюдения. Сокращение зоны влияния короны позволяло игнорировать мн. запреты. Наиболее жесткие ограничительные меры удавалось обходить путем получения «лицензий» от короля или наместника, а также благодаря приобретению англ. юридического статуса. Важным направлением англ. политики, закрепленным Килкеннийскими статутами, было ограждение колонии от проникновения ирл. духовенства.

http://sedmitza.ru/text/2557586.html

129 Отрывок взят у Гильдаса, но тот именует короля бриттов просто superbus tyrannus. По мнению ученых, это выражение является калькой бриттского Gwrteyrn (Вортигерн), что значит «верховный правитель». 130 Здесь, следуя Гильдасу, Беда пишет о саксах, хотя впоследствии почти везде называет пришельцев англами. В кельтских языках англичане до сих пор называются «саксами» (валлийское Saesneg, гэльское Sassanach). 131 Маркиан правил Восточной империей в 450-457 гг. На Западе он формально правил начиная с 456 г.; Валентиниан III был убит годом раньше. 132 Longi navi-»длuhhыe корабли» или ладьи, которые англосаксы называли циулами. 133 Саксы обитали в Древней Саксонии (нынешняя германская земля Нижняя Саксония), юты-на полуострове Ютландия. Англы жили в области между ними (нынешний Шлезвиг). Помимо указанных народов, в завоевании участвовали и другие племена, о которых Беда не упоминает, в частности фризы и ругии. 134 Это ютское королевство у Беды везде именуется Кантией (Cantia). 135 Беда видоизменяет название прародины англов, смешивая его с латинским angulus (угол). После переселения англов эта область действительно опустела, а часть ее оказалась водой в результате поднятия Северного моря. В IX в. она была заселена данами. Что касается саксов и ютов, то на родине они заселяли области Саксонию (завоевана франками в 70-е гг. VIII в.) и Ютландию (в IX в. вошла в состав Дании). 136 Эти предводители англосаксов впервые упоминаются у Беды. Традиционные даты правления Хенгиста-446-488 гг. Хорза был убит в 455 г.; его имя означает «конь», что заставляет многих ученых отрицать его историчность и видеть в нем одного из традиционной пары близнецов-героев, связанных с конями (Диоскуры-Ашвины). 137 В «Англосаксонских хрониках» и других источниках сохранилось немало генеалогий королей англосаксов. Все они (кроме королей Эссекса) возводили свой род к богу Водену (Одину). 138 Парафраз рассказа о взятии Иерусалима Навуходоносором (4 Цар. 25:8-10). 139 Этот отрывок почти дословно списан у Гильдаса.

http://sedmitza.ru/lib/text/440583/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010