Довод на основе врождённых знаний. Платон указывал на врождённое знание некоторых людей о таких вещах, которым их никогда не учили, в качестве доказательства того, что душа существует до рождения и может, следовательно, пережить рождение. В диалоге Менон Платон утверждает, что один мальчик-раб знал геометрию, которую никогда не изучал. Критики, однако, настаивают, что хотя врождённые способности и могут существовать, врождённых идей не бывает (см. Юм, Дэвид). И даже в противном случае это не доказывало бы, что такие идеи пришли из какого-то предшествующего бытия, так как они могли бы возникать при рождении. Более вероятно, что мальчик Сократа следовал за наводящими вопросами, реализуя свою врождённую способность рассуждать о таких вещах. В других случаях было показано, что так называемые «воспоминания» о прошлой жизни являются ложными. В знаменитом случае с Брайди Мерфи (Murphy) позднее выяснилось, что эта юная леди вовсе не жила много столетий назад в Ирландии, а просто её бабушка ещё в её детские годы читала ей книги об Ирландии и разговаривала с ней на гэльском языке. Под гипнозом (то есть силой внушения) эти детские знания вспыли в качестве «воспоминаний» о прошлой жизни (Geisler, 75). Довод, рассматривающий душу как жизненное начало. Ещё один довод в диалоге Федон Платона состоял в том, что душа, поскольку является жизненным началом для тела, не может умереть. Жизнь никогда не смирится со своей противоположностью, то есть смертью . Поэтому душа просто не может умереть. Однако этот довод доказывает слишком многое, ведь все животные и даже растения тоже представляют собой живые существа. При таком подходе пришлось бы поверить в бессмертие морковки и капусты. Довод, основанный на нематериальности души. Платон в Федоне исходит также из нематериальности души. Поскольку душа не материальна, рассуждает он, она неделима и неуничтожима. А то, что неуничтожимо, бессмертно. Тем не менее даже его лучший ученик °Аристотель отрицал состоятельность этой аргументации, не признавая бессмертие индивидуальной души. В конце концов, не всякая форма (а она нематериальна) бессмертна, как то можно видеть на примере форм стула, вазы и даже животных.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Сам культ верховной богини кельтов Британии Дану, главы племени богов " Туатха Де Данаан " -матери всего живого изображаемой с оленьими или козлиными рогами на голове, очевидно является развитием культа Великой матери, господствовавшего на Ближнем Востоке и на Балканах, до прихода арийских(индоевропейских) племен. В Угарите культ Великой матери развился в культ сестры бога Баала - Анат, которая убивала его врагов, навешивая на себя головы и руки убитых ею и ходя по колено в крови (Самуэль Хук. «Мифология Ближнего Востока». «Центрполиграф». Москва. 2009 г. (Samuel H. Hooke.“Midlle Eastern Mythology”). Культ Анат был известен в Ханаане как Астарта, а в Вавилоне как Иштар, и позднее в Карфагене развился в культ богини Танит. С ее культом очевидна схожесть культа гэльской богини Морриган, или Морригу (в оригинале на ирландском Mor-Rioghain - Великая королева), которая в гэльской мифологии ассоциировалась с луной, и была богиней, помогавшей в битвах. Её изображали облачённой в воинские доспехи и держащей в руке два копья. Все подобные лунные культы сопровождались магическими обрядами и жертвоприношениями, в том числе человеческим. Показательно, что находившая в районе современного селения Баллимагавран в графстве Каван святилище Маг слехт - " Равнина Поклонения " . Находившийся в нём идол Кромм Круах, был сделан из золота и окружён еще двенадцатью каменными идолами и до святого Патрика он почитался богом всеми племенами, населявшими Ирландию, которые приносили ему первенцев, в том числе потомков вождей каждого клана " . При этом точно так же как и Ваал - хананеян Кром Куах считался богом неба. На табличках из Угарита так же описывался враг Баала – бог морей и рек Йам-Нахор который частично соответствовал известному в Ханаане богу Дагону, который изображался с рыбьим хвостом. В данном случае прослеживается схожесть с культом гэльской богини Домну. Ее сын Индех, был вождем фоморов, чьё имя происходило от гэльского " фомори " - " подводный мир " . При этом бог Дагон считался главным противником Баала в мифологии Ханаана, точно так же как и боги Домну и её сын Индех были главными врагами богини Дану и её супруга Бейла.

http://ruskline.ru/opp/2023/01/12/kelty_...

Британцы принадлежали к кельтскому племени, к тому же, к которому принадлежали и галлы. Так называемый кельтский язык делится на две ветви, а) Гэльская ветвь представляет две разновидности, аа) Ирское наречие в Ирландии, ghaeidheilg eireannaigh. Древнее название острова Ирландии — Bergion=cymr. «vergyn» — западный, откуда «Iernh», «Hibemia», нынешнее ирландское «Erin», pp) Альбанское наречие в Шотландии, ghaeidheilg albannaich (другая орфография: gaelic albannaich). Шотландия называется Альбанией «Albain», потому что остров обращен к Ирландии своею гористою (alb — гора, ср. alpes) стороною. б) Кимрская ветвь, cymraeg; это так называемый вельшский язык, Welsh, наречиями которого говорили в Wales, Cornwall, la Bretagne и в собственной Britannia. Если обратимся к отношению между этими двумя ветвями, то увидим, что гэльское наречие представляет тип латинского языка, а кымрское — тип греческого языка. Для пояснения и доказательства этого представим зависимость между латинским и греческим языками, с одной стороны, и между гэльским и кымрским — с другой. Характерные пункты: а) лат. «s»=греч. « " » (густое придыхание). Примеры: sex=ex; septem=epta; sol=hlioV; sal=alV. б) Лат. «qu»=греч. «p». Примеры quo?=pwV; equus=ippoV; sequor=epomai; oculus=oyiV, proswpon. Подобным же образом относятся гэльский и кымрский языки: гэльский латинскому, кымрский греческому.  Что касается галльского языка, то он, как видим из сохранившихся остатков его, примыкает не к гэльскому, а к кымрскому наречию. Galli на европейском континенте были, таким образом, кымрской ветви. Это доказывают слова: «Eporedia» (ныне Irvia) в Gallia cisalpina=кымр. «Ebrwydd»; Brennus г. по Унгеру, 387/6 по Низе] до Р. X., сожжение Рима: «vae victis»)=кымр. нарицат. «brennin», царь. Мы знаем, таким образом, что в Шотландии и Ирландии было одно наречие, а в Британии — другое, то же, которое в Галлии. Можно думать, что связь по языку могла способствовать постоянному общению между Галлией и Британией и сообщению христианства из первой в последнюю.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Святой Колумба: путь на Восток Святой Колумба «Значит, Вы православный? Как, говорите, Ваше святое имя?» Я из Северной Ирландии, пришел к Православию, будучи уже взрослым, и теперь по работе часто езжу в исконно православные страны, хожу там в храм. Жизнерадостные греки, скептики-сербы, жители других восточных земель расспрашивают о моем пути к Православию. Особенно их интересует тот святой, имя которого я ношу. Выслушав ответ, они, бывает, проникаются еще более скептическим отношением. Если есть смысл дальше продолжать разговор, я рассказываю о своем родном крае и узах, связывающих меня с ним, о христианском прошлом моего народа. Чаще всего собеседники проявляют искренний интерес, но, случается, взгляд их затуманивается, и они, фактически, перестают слушать. Но поскольку моя история — это история многих и многих православных христиан на Западе, хочу попытаться донести ее до единоверцев посредством печатного слова. Семь с лишним лет назад в моей жизни произошло радостное событие — я стал членом Православной Церкви, крестившись с именем Колумба, в честь святого покровителя Ирландии и просветителя Шотландии. Выбор имени (священником и самим крещаемым) — процесс таинственный, но в данном случае решение принять это имя, искать покровительства и духовного руководства именно св. Колумбы, соответствовало, с одной стороны, моему происхождению, национальным и культурным корням, а с другой стороны, стремлению к иному Царству, где не имеют значения национальные и культурные различия. Шотландские острова. Фото Мартина Джуниуса. Вырос я на севере Ирландии, в семье моряков, до самозабвения влюбленных в свое дело. Северное и северо-западное побережье Ирландии, западные острова Шотландии — вот места, где прошло мое детство. Отец и брат увлеченно занимались морским делом, для них снасти, морские карты, навигационные приборы, ветра, приливы — все, что связано с морем, — было исполнено совершенно особого очарования. Меня же всегда больше интересовали те места, куда мы плавали, и язык местных жителей. С момента пробуждения сознания, уже в самом раннем детстве, меня завораживали слова, произнесенные и написанные, и мне практически не важно было, на каком они языке. Однажды мы высадились на одном из небольших островов у побережья Шотландии, и я отчетливо помню, как пытался применить несколько самостоятельно выученных фраз на гэльском языке, обращаясь к продавцам и почтальонам, каждый раз весьма озадаченных моими лингвистическими опытами. Острова эти, лежащие между Шотландией и Ирландией, словно камни, по которым можно перейти с одного берега ручья на другой, — земля св. Колумбы, писателя и морехода, мастерски управлявшего судном и прекрасно владевшего устным и письменным словом, в том числе поэтическим, великолепного каллиграфа, знавшего, помимо своего родного языка, еще и латынь.

http://pravoslavie.ru/1949.html

При отсылке к эпохе римских завоеваний на севере Европы в середине первого века до н.э. кельтами называют народы северо-западной Европы, вошедшие в состав Римской империи и отделенные от германских племен, проживавших к востоку от Рейна . Несмотря на то, что жителей британских островов античные писатели не называли кельтами, но употребляли имена brettanoi, brittani, brittones , это также были кельтские племена. Близость и даже идентичность происхождения островных и материковых жителей подтверждается словами Тацита о жителях Британии. «Живущие в ближайшем соседстве с Галлией похожи на галлов, то ли потому, что все еще сказывается общность происхождения или одинаковый климат в этих расположенных друг против друга странах придает обитателям те же черты. Взвесив все это, можно считать вероятным, что в целом именно галлы заняли и заселили ближайший к ним остров. Из-за приверженности к тем же религиозным верованиям здесь можно увидать такие же священнодействия, как у галлов; да и языки тех и других мало чем отличаются» . О тесных отношениях жителей Британии с племенами Армориканского полуострова упоминает и Юлий Цезарь в «Записках о галльской войне» . Для лингвиста кельты - это народы, которые говорят на кельтских языках, возникших на почве древнего общекельтского наречия. Так называемый кельтский язык делится на две группы: Q-keльmckaя, называемая гэлльской или гойделльской. В ней первоначальное индоевропейское сохранилось как «q», потом оно стало звучать как «k», но писалось «c». На этой группе языков говорят и пишут в Ирландии, в конце пятого века этот язык был занесен в Шотландию. Последний носитель языка на острове Мэн умер в конце ХХ-го века. Другую группу называют Р-кельтской, кымрской или бриттской, в ней превратилось в «p», эта ветвь позднее разделилась на корнский, валлийский и бретонский языки. На этом языке говорили в Британии в период римского господства. Болотов замечает, что отношение между двумя ветвями уподобляется отношениям латинского и греческого языков, где «гэльское наречие представляет тип латинского языка, а кымрское - тип греческого языка» . Одно из своих посланий апостол Павел адресует галатам. Это была этнически однородная кельтская община, живущая в те времена в Малой Азии неподалеку от Анкары. О сходстве языка галатов и кельтов пишет Иероним . Кельтоязычные народы являются представителями различных антропометрических типов, низкорослые и темнокожие, а также высокие и светловолосые горцы и уэльсцы, низкорослые и широкоголовые бретонцы, различные типы ирландцев. «Этнически кельтской расы как таковой не существует, но что-то передалось по наследству со времен так называемой «кельтской чистоты», которая объединила различные социальные элементы в один общий тип, обнаруживаемый часто там, где никто не говорит на кельтском языке» .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Количество/мера. Такая предикация может быть универсальной, когда охватываются все классы, или частной, когда указаны ограничения. «Человеческие существа есть мыслящие животные, но лишь немногие человеческие существа думают на гэльском языке». Качество. Это предикация, которая должна выражаться утвердительным («есть») или отрицательным («не есть») высказыванием. «Человеческое существо есть существо, способное славить Бога». Умозаключения (логика). Когда нечто постигнуто и относительно него сформулированы утверждения (высказывания), можно выводить заключения, исходя из двух или нескольких таких предикативных утверждений. Вывод заключения из двух высказываний-посылок называется силлогизмом. Насчитывается три основных вида умозаключений: дедуктивные, индуктивные и ошибочные. Дедуктивная логика занимается валидностью дедуктивных заключений, выводимых из посылок силлогизма. Эту логику Аристотель разрабатывал в «Первой аналитике», а во «Второй аналитике» он добавил к ней материальную логику, которая имеет дело с истинностью таких умозаключений или доказательств. Индуктивная логика (именуемая «мнение») занимается вероятностными суждениями. Она обсуждается в «Топике». Логика ошибочности имеет дело с ложными умозаключениями и детально описана в книге «О доказательствах софистов». Реальность и Бог . Представления Аристотеля о Боге вытекают из его взглядов на реальность, именуемых «метафизикой». Что такое метафизика в аристотелевском понимании этого термина – лучше всего можно объяснить, сравнивая её с другими дисциплинами. С точки зрения Аристотеля, физика изучает реальность, которая может быть воспринята посредством наших пяти чувств. Метафизика изучает реальность, находящуюся вне чувственного восприятия. Математика есть изучение реальности (сущности) постольку, поскольку она остаётся количественной (хотя это относится не ко всем современным отраслям математики). Метафизика есть изучение сущности постольку, поскольку она реальна. Актуальность (действие) и потенциальность (потенция). Аристотелевское понимание реальности связано с тем, что действительно есть (актуальность), и с тем, что могло бы быть (потенциальность). В творении всё состоит одновременно из формы (это актуальность) и материи (потенциальность), такой подход называют «гиломорфизм». Непреложным следствием из него является то, что реальность, воспринимаемая нами посредством чувств, изменчива.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Уже на выборах в 1927 г. партия получила 44 места в нижней палате парламента, а на выборах 1932 г.- 72 места, что позволило ей сформировать правительство. Важную роль в подготовке к всеобщим выборам 1932 г. сыграла основанная де Валерой в 1931 г. газ. «Айриш Пресс». В 30-х гг. XX в. правительство Ирландского Свободного гос-ва начало придерживаться политики протекционизма, главным пунктом к-рой стало максимальное ограничение импорта промышленных товаров. В стране начала развиваться электротехническая, химическая промышленность и другие отрасли хозяйства. Особое внимание уделялось разработке местных топливных и энергетических ресурсов, ирл. торф стал вытеснять англ. уголь. В нач. 30-х гг. ХХ в. в И. набирали силу радикальные политические структуры. В 1932 г. была сформирована праворадикальная «Ассоциация армейских товарищей», позже под рук. ген. О. О " Даффи переименованная в «Национальную гвардию». Движение переняло нек-рые черты фашистских организаций др. европ. стран. По аналогии с нем. «коричневыми рубашками» и итал. «черными рубашками» члены «Национальной гвардии» стали известны как «синерубашечники». В 1933 г. деятельность «Национальной гвардии» была официально запрещена, однако большинство ее членов вошли в состав новой партии - «Фине Гэл» (Fine Gael), созданной на основе «Гэльского общества». Параллельно шла активизация и леворадикального крыла, численность ИРА за первые годы работы правительства де Валеры выросла в несколько раз, достигнув 10 тыс. чел. Представители «синерубашечников» и ИРА регулярно организовывали уличные потасовки друг с другом, сталкиваясь во время митингов и демонстраций своих оппонентов. Правительство «Фианна Фойл» первоначально благосклонно относилось к ИРА: организация была легализована, ее активисты освобождены из тюрем. К 1935 г. ИРА обвинила де Валеру в предательстве идей республики и в отсутствии стремления бороться за воссоединение с Ольстером. В 1936 г., после нескольких вооруженных нападений на полицейских, ИРА вновь была объявлена вне закона.

http://pravenc.ru/text/674067.html

Изменения религ. политики при Марии Тюдор и при Елизавете I не сопровождались в И. широкомасштабными репрессиями по отношению к представителям церковной иерархии: среди епископов принести клятву верности новой королеве отказались Уильям Уолш, еп. Мита, и Томас Леверус, еп. Килдэра. Однако и те прелаты, которые присягнули королеве, не всегда придерживались установленного англикан. порядка богослужения. Лимерикский еп. Хью Лейси во время посещения графства наместником Генри Сиднеем (1565-1567) отслужил традиц. католич. мессу (был смещен с кафедры в 1571). На более низких ступенях церковной иерархии идеи Реформации не получили поддержки: как правило, даже там в И., где епископы являлись сторонниками религ. преобразований, их контроль над духовенством был сильно ограничен. Кроме того, в большинстве случаев священников в приходские церкви назначали не епископы, а представители местной знати. По причине языковой и культурной обособленности ирландцев и относительной независимости ирландских графств за пределами обл. Пейл влияние Реформации на гэльское население в И. оказалось незначительным. В Коннахте управление 6 диоцезами было сосредоточено в руках Кристофера Бодкина, еп. Килмакдуа (1533-1572) и архиеп. Туама (с 1536), и Роланда Бёрка, еп. Клонферта (1534-1580) и Элфина (с 1551), которые были ставленниками влиятельных семейств Бёрк из Кланрикарда и Мак-Уильям Бёрк. Добиваясь признания как Папского престола, так и англ. администрации, прелаты стремились не допустить в Коннахт др. епископов, назначенных папой или королем. В 1555 г. комиссия под рук. кард. Реджинальда Поля освободила обоих прелатов от обвинения в протестант. ереси, однако после вступления на престол кор. Елизаветы I епископы присягнули ей на верность. В 1561 г. папский посланник Дейвид Вулф рекомендовал Римской курии простить обоих прелатов, к-рые формально считались протестантами, но сохраняли верность католицизму. Отчеты, составленные ок. 1565 г. архиеп. К. Бодкином и еп. Р. Бёрком для англ. администрации, содержат сведения о диоцезах Туам, Килмакдуа и Клонферт.

http://pravenc.ru/text/674067.html

В 1926 г. де Валера вышел из подполья и создал республиканскую партию «Фианна Фойл» (ирл. Fianna F á il — воины И.), в программе к-рой предусматривались отмена земельных платежей в пользу Великобритании, сокращение жалованья чиновников для уменьшения расходов бюджета, развитие национальной экономики, отмена присяги ирл. парламента англ. монарху и ликвидация англ. военно-морских баз на территории острова. Уже на выборах в 1927 г. партия получила 44 места в нижней палате парламента, а на выборах 1932 г.— 72 места, что позволило ей сформировать правительство. Важную роль в подготовке к всеобщим выборам 1932 г. сыграла основанная де Валерой в 1931 г. газ. «Айриш Пресс». В 30-х гг. XX в. правительство Ирландского Свободного гос-ва начало придерживаться политики протекционизма, главным пунктом к-рой стало максимальное ограничение импорта промышленных товаров. В стране начала развиваться электротехническая, химическая промышленность и др. отрасли хозяйства. Особое внимание уделялось разработке местных топливных и энергетических ресурсов, ирл. торф стал вытеснять англ. уголь. В нач. 30-х гг. ХХ в. в И. набирали силу радикальные политические структуры. В 1932 г. сформирована праворадикальная «Ассоциация армейских товарищей», позже переименованная в «Национальную гвардию» под рук. ген. О. О’Даффи. Движение переняло нек-рые черты фашистских орг-ций др. европ. стран. По аналогии с нем. «коричневыми рубашками» и итал. «черными рубашками» члены «Национальной гвардии» стали известны как «синерубашечники». В 1933 г. деятельность «Национальной гвардии» была официально запрещена, однако большинство ее членов вошли в состав новой партии — «Фине Гэл» (Fine Gael), созданной на основе «Гэльского общества». Параллельно шла активизация и леворадикального крыла, численность ИРА за первые годы работы правительства де Валеры выросла в неск. раз, достигнув 10 тыс. чел. Представители «синерубашечников» и ИРА регулярно сталкивались в уличных потасовках, организовывая атаки во время митингов и демонстраций своих оппонентов. Правительство «Фианна Фойл» первоначально благосклонно относилось к ИРА: орг-ция была легализована, ее активисты освобождены из тюрем. К 1935 г. ИРА обвинила де Валеру в предательстве идей республики и в отсутствии стремления бороться за воссоединение с Ольстером. В 1936 г. после неск. вооруженных нападений на полицейских ИРА вновь была объявлена вне закона. Деятельность ИРА в Сев. Ирландии в этот период была направлена гл. обр. на защиту католич. населения от радикально настроенных протестант. групп («оранжистов»).

http://sedmitza.ru/text/2560398.html

В XVI в. в связи с усилением внутренних конфликтов, насаждением протестантизма и преследованием англ. властями носителей гэльской культурной традиции происходит размежевание устной, фольклорной гэльской муз. культуры и авторской музыки, связанной с европ. традицией (прежде всего с английской, а также с немецкой и итальянской). Реформация способствовала росту интереса к церковной музыке в И. В 1606 г. Уильям Беделл, англикан. еп. Килмора, перевел на ирл. язык «Книгу общих молитв»; перевод редакции 1662 г., выполненный Дж. Ричардстоном, был опубликован в 1712 г. Судя по сохранившимся певч. книгам соборов в Арма, Дублине, Килкенни, Корке и Уотерфорде, в И. с нач. XVII в. стали активно создаваться авторские произведения для церкви. В ирл. церквах и монастырях иногда стали исполнять мадригалы. Известны сочинения англ. композиторов, служивших органистами и хоральными викариями в дублинском соборе Св. Троицы,- Дж. Фармера (1595-1599) и Т. Бейтсона (1609-1630), а также композиторов из рода Розенгрейвов, вероятно ирландского происхождения, представители к-рого служили органистами в соборах Св. Троицы и св. Патрикия в Дублине. Из церковных сочинений Бейтсона сохранился только 7-голосный антем «Holie, Lord God Allmightie» (Свят Господь Бог Вседержитель), известно также, что до нач. XIX в. в Честере исполняли написанную им Службу (Service), которая в настоящее время утеряна. Известные церковные сочинения Фармера (20 произведений для Псалтири, изданной Т. Истом (Whole Book of Psalmes, 1592)) относятся к периоду его работы в Лондоне. Сохранившиеся произведения Д. Розенгрейва (ум. в 1727), к-рый был хористом в лондонской Королевской капелле (Chapel Royal) в одно время с Г. Пёрселлом, а затем органистом и руководителем хора в соборах Глостера, Винчестера, Солсбери и Дублина (с 1698), относятся к периоду работы в Винчестере: это 5 антемов и Служба F-dur. Сохранились также сочинения его сыновей: Т. Розенгрейва (1690/91-1766) - 11 антемов, Р. Розенгрейва (ок. 1695-1747) - Службы C-dur и F-dur, 9 антемов и произведения в изд.: «The Second Book of the Divine Companion» (L., 1731).

http://pravenc.ru/text/674067.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010