7146 (1638) Года Великий Государь по прошению Строителя Елеазара повелел Соловецкому Игумену Варфоломею выстроить в Анзерском ските вместо деревянной каменную церковь с трапезою, на каковую постройку отпущено из казны в поминовение Святейшего Патриарха Филарета Никитича 200 рублей; но постройка оной церкви по недоброжелательству Соловян на некоторое время была остановлена. 7150 (1642) Года, из Двинских таможенных доходов повелено, по прошению Строителя Елеазара, отпускать в Анзерский скит, вместо шести четвертей овса, по три четверти гороху, да по пуду патоки для панихид. 7154 (1646) Года, Царем Алексеем Михайловичем пожалована новая ружная грамота, подтверждающая, чтобы на основании прежних грамот все сполна доставляемо было прямо в Анзерский скит; а в добавок к прежней даче повелено отпускать по пуду воска и меду на каждый год. 7160 (1652) Года старец Александр Булатников дал вкладом в Анзерскую пустынь на строение келий 40 рублей. 7162 (1654) Года на иждивении Царя Алексея Михайловича построена в Анзерском ските, первая каменная церковь во имя Св. Троицы с приделом Пр. Михаила Малеина и Знамения Пресвятой Богородицы. 7163 (1655) Года Святейший Патриарх Никон исходатайствовал новые милости для Анзерской пустыни, во уважение прошения Строителя старца Елеазара. Великий Государь повелел в Анзерском ските умножить число монашествующих до 17 человек с произвождением им из казны окладного денежного и дружного жалованья; да сверх того указал в прибавок выдавать по 1 пуду ладану, по 3 пуда воска, по 10 галенков церковного вина и на просфоры по 4 четверти пшеничной муки, а из денежного жалованья по 1 рублю на каждого брата. Тогож года Святейший Патриарх прислал в милостыню Строителю Елеазару 2 рубля, на 11 человек братии по 1 рублю, да рыбы 10 осетров, и особенно Строителю рыбы белужки. Им же пожаловано на келейное строение 250 рублей и на образа серебряные оклады в 7 фунтов и 80½ золотников. 7164 (1656) Года месяца Января в 13 день Преподобный Елеазар скончался о Господе в Анзерском ските препроводив в великом Ангельском образе (схиме) более 40 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

    Иногда враг человеческаго рода воздвигал на Преподобнаго злых людей. Так, однажды он положил на сердце некоторым береговым жителям ограбить подвижника, внушив им мысль, будто у него большия богатства. Эти люди приплыли к острову и приблизились к бедной келье старца, который, предугадывая намерение их, обратился с молитвою о защите к Богу. Злодеи, не успев ничего сделать, как бы обезумели и стали несмысленно кружиться около кельи. Сжалившись над ними, преподобный Елеазар вышел к ним и спросил: " зачем, дети, вы пришли и чего хотите? " Но несчастные не отвечали и продолжали кружиться. Тогда подвижник молил Бога о разрешении пришельцев от невидимых уз и молитва его была услышана; очнувшись, злодеи пришли в себя и с раскаянием просили у старца прощения. Преподобный простил их, и наставив никогда не желать чужой собственности, отпустил домой.   Как ни убегал подвижник славы человеческой, но он сделался известен даже Царствующему дому. Игумен Иринарх, в Царствование Михаила Феодоровича, находясь в Москве по делам монастыря, был принят родительницею Царя, великою старицею Марфою Ивановною. В беседе с ним старица спросила: " правда-ли, что на Анзерском острове проживают отшельники? " Когда игумен отвечал утвердительно, старица подала ему мысль об устройстве для них храма и пожертвовала для этой цели 100 рублей. Сами Анзерские пустынники давно желали устроить себе храм Божий, но, не имея достаточных средств, не знали, как приступить к делу. Теперь они видели, что Промысл Божий печется о них, внушив такую мысль родительнице Царя. Другое обстоятельство еще более помогло Анзерским пустынникам исполнить свое желание в скором времени. Один старец, Александр Булатников, впоследствии преемник знаменитаго келаря Троицко-Сергиевой лавры, Авраамия Палицына, уважаемый Царем и всею Его фамилиею, знал лично препод. Елеазара.     Он, вместе С игуменом Иринархом, извещал патрирха Филарета об устроении Анзерскаго скита и неимении у пустынников храма. Грамотою 18-го марта 1620 года патриарх предписывал Соловецкому игумену Иринарху послать в скит плотников и срубить храм в клетку, во имя Св. Троицы с приделом препод. Михаила Малеина, обещаясь прислать от себя образа, сосуды, облачения, книги и все, что необходимо для богослужения. С своей стороны царь, грамотою 20-го января 1621 года, повелевал Анзерским пустынникам иметь содержание от Соловецкаго монастыря, не вмешиваясь в управление монастырскими угодьями, быть в послушании у Соловецкаго настоятеля и соборных старцев, самоволия и безчиния не делать, мирских людей к себе не принимать, всячески удаляясь молвы и смятения.

http://isihazm.ru/1/?id=598

Антоний, митрополит Московский, 74, 259. Антоний Бараночников, иеромонах, 227. Антоний, Балахонец, черной поп, 225. Антоний Болотников, старец, 258. Антон Ульрих, герцог Брауншвейг-Люнебургский, 297. Апраксин, Корнилий Феодорович, 281. Апраксин, Петр Никитич, 210, 211, 212, 213. Апраксин, Феодор Никитич, 214. Арефа Тормасов, Троицкий старец, 175. Арефьев, Иов, чернец, 36. Арсений Глухой, чернец, 330. Арсений Суханов , Троицкий келарь, 12, 137, 215. Афанасий Петров, Ярославский кормовой иконописец, 11. Афанасий Сергеев, сапожный мастер, 338. Афанасий Тимофеев, иподиакон митрополита Рязанского, 314. Б Банстоф, Иоахим, 209. Бараночников, Антоний, иеромонах, 227. Барташев, Пахомий, Троицкий казначей, 49. Бирев, Исаак, инок, 29. Болотников, Антоний, старец, 258. Булатников, Александр, Троицкий келарь, 228, 236, 299, 329, 335. В Варлаам, Махрищский чудотворец, 186. Варлаам, митрополит Московский, 28, 82, 84. Варлаам, Вязмитин, чёрный священник Троицко-Сергиева Пятницкаго монастыря, 309. Варсонофий Якимов, соборный старец, 232, 346. Василий Васильевич, великий князь, 43, 56, 190. Василий Димитриевич, великий князь, 27, 53, 343. Василий Иоаннович, великий князь, 28, 73, 81, 82, 84, 87. Василий Афанасьев, священник Моск. Рождеств. жен. монастыря, 180. Василий Григорьев, Ярославский кормовой иконописец, 11. Вассиан, игумен Троицкий, 190, 192. Вепрева, Матрона, 240. Вепрев, Феодор Васильевич, 240. Викентий, Троицкий архимандрит, 11, 17, 23, 26, 57, 58, 131, 174, 185, 191. Владимир Андреевич, князь Старицкий, 247. Владимир, ключарь Архангельский, 222, 288. Воеводин Логгин, соборный старец, 5, 187. Воинова, Анастасия, 82, 84. Воинов, Иван Захарьевич, 82, 84. Волконский, князь Василий Богданович, окольничий, 18, 165. Воротынский, князь Иван Михайлович, 158. Г Гавриил, некто, 238. Гермоген, патриарх Московский, 324. Глинская, княжна Анна Ивановна, 293. Глинский, князь Василий Михайлович, 235. Глинский, князь Иван Михайлович, 293. Глухой, Арсений, чернец, 330. Годунова, Елена (в схиме), мать Никиты Васильевича Годунова, 65.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

236 . (407). На сосуде для водоосвящения серебряном, гладком, по краю вокруг резная золочёная надпись: Лета 7139 (1631) маия в 20 день, при Государе Царе и Великом Князе Михаиле Феодоровиче всея Руси и при его благоверной Царице и Великой Княгине Евдокее Лукьяновне, и при их благородных чадех: благоверном Царевиче Князе Алексее Михаиловиче и при благоверной Царевне и Великой Княжне Анне Михаиловне, и при отце великом государе святейшем Филарете, патриархе московском и всея Руси, дал вкладу в дом Живоначальныя Троицы и великим чюдотворцем Сергию и Никону сию чашу святоводную келарь старец Александр Булатников, будущего ради покаяния (?) и вечных благ наслаждения, по себе и по своих родителех, а хто сию чашу из дому Живоначальныя Троицы возмет, или власти продадут или кому отдадут, суд им будет со мною на втором Христове пришествии. 237 . (409). На сосуде для водоосвящения серебряном, на дне с репьём золочёным, в коем сердолик и 4 виниски, по краю резная надпись: Чаша Живоначальные Троицы Сергиева монастыря заздравная. 238 . (410). На кропиле с черневой резной рукоятью серебряным черневая надпись: Сий финик да копие строил по обещанию в монастырь преподобному отцу Сергию чюдотворцу раб Божий Гаврил. з) На покровах и плащанице 239 . (320). На покрове малинового бархата, на светло-зелёной шёлковой подкладке, с крестом из 46 дробниц серебро-золочёных, с изображением разных святых, на полях лазоревой камки вышита золотом надпись: Приидите вси вернии и видим чудо бывшее, иже вчера златом и царскими багряницы красяйся и множествы земными владуще, а ныне лежит мертв без дыхания и без зрака. Приидете разумеем, что всуе в житии сем мятемся, всяко мирское видение, красное богатство и слава, юный цвет, яко прах. Вси бо умрем: цари и князи, судии и вельможи, богатии и убозии, всяко естество земных ни во что же бысть. Оле дивъство! Вчера царствуяй, днесь гробу предается, с мертвыми полагается и перстию покрывается. Тем Христу Богу возопием: Представльшагося от нас раба своего и благовернаго Царевича и Великаго Князя Феодора Борисовича всея Руси со всеми святыми в царствии Твоем покой Господи.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

С чудом М., помогавшего царю Израиля Езекии в войне с ассир. царем Синаххерибом, древнерус. книжники сравнивали чудо Владимирской иконы Божией Матери при избавлении Москвы от Темир-Аксака (Тамерлана) в 1395 г. Очевидно, по образцу этого чуда спасение Новгорода от нашествия Бату-хана в 1238 г. в Волоколамском патерике (1-я пол. XVI в.; Древнерусские Патерики/Изд. подгот.: Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников. М., 1999. С. 82) и в Хронографе 1512 г., составленных мон. Досифеем (Топорковым) (ПСРЛ. СПб., 1911. Т. 22. Ч. 1. С. 399), описано как чудо М.- монг. хан узнаёт архангела по иконному образу над дверями церкви в Киеве. Судя по писцовым книгам рус. городов, к XVI в. храмы или придельные церкви во имя М. были во мн. городах и поселениях Сев.-Зап. и Юж. Руси: в Пскове, в Псковской земле - на городище Выбор, в Гдове; в Дедилове, Епифани, Калуге, Кашире, Коломне. В царском домовом храме, Благовещенском соборе «на сенях» в Московском Кремле, при царе Иоанне IV Васильевиче был также придел в честь Собора архангелов, устроенный на хорах (60-е гг. XVI в.) и дополнивший число престолов, освященных во имя М. (среди к-рых был храм-усыпальница великокняжеского, затем царского дома) и в честь его Чуда в Хонех (собор митрополичьего мон-ря в Кремле). Архистратиг почитается покровителем городов: Киева, Архангельска, основанного близ мон-ря во имя М. на р. Сев. Двина, Сочи. Мн. соборы в городах Российской империи за пределами Московской Руси были посвящены М.: в Варшаве, Вильно (Вильнюсе), Ковно (Каунасе), Алупке, Севастополе, Грозном, Чебоксарах, Ижевске, Тюмени, Чите и др. На рубеже XIX и XX вв., в канун мировой войны, в религиозном искусстве М. воплощал собой защитника династии Романовых и всей Российской империи как на иконах, так и в живописных произведениях. На древнейшей хоругви, сохранившейся в Музеях Московского Кремля, вышит лицевой образ М.; серебряные мощевики также имеют на створках образ М., его часто помещают на энколпионах, камеях (резных геммах), на каменных иконах (XV в., ГТГ, ГИМ), литых привесках. Визант. камеи палеологовского времени в Московской Руси XV-XVI вв. почитались как семейные и гос. святыни. Одна из них, с поясным образом М., держащего в руках меч и ножны, была в 1-й пол. XVII в. положена на оплечье богато расшитой фелони, пожертвованной старцем Александром Булатниковым в Соловецкий мон-рь (ныне в ГММК).

http://pravenc.ru/text/2563460.html

П. часто изображали в составе сонма преподобных или избранных святых. Напр., он представлен на иконе-трехряднице с Воздвижением Креста, Покровом Пресв. Богородицы и избранными святыми 1565 г. письма Д. И. Усова (ГТГ), на иконе «Вознесение Господне, с избранными святыми» нач. XVII в. (с прописями) строгановского мастера (ЦМиАР). Как покровитель рода Годуновых П. предстает в памятниках с соименными святыми семьи царя Бориса Феодоровича (створки складня с избранными святыми, кон. XVI в., ГТГ; серебряный окладень-кузов, кон. XVI - нач. XVII в., из коллекции Г. А. Покровского, ЦМиАР). В описи 1651 г. ц. прор. Илии в Ярославле значится образ П. вместе с преподобными Александром Свирским и Макарием Калязинским письма государева иконописца Истомы Савина, работавшего по заказам Строгановых. В описи Пафнутиева Боровского мон-ря и его вотчин 1701 г. указан местный «обр[аз] Спасителев, в подножии Сергий и Пафнотий Боров[ский], писаны на красках» в ц. свт. Николая Чудотворца в с. Русиново (Боровск. 1888. С. 247). Преподобные Иосиф Волоцкий и П. были изображены на полях пядничной иконы Спасителя, находившейся в Успенском соборе Кириллова Белозерского мон-ря (Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского мон-ря 1601 г.: Коммент. изд./Сост.: З. В. Дмитриева, М. Н. Шаромазов. СПб., 1998. С. 81). Образ П. помещен среди фигур рус. святых, вышитых на вставной полосе XVIII в. к саккосу митр. Казанского Лаврентия 60-х гг. XVII в. (НМРТ). На иконе-пяднице посл. четв. XIX в. (ЦМиАР (под записью?)) П. представлен вместе со свт. Николаем Чудотворцем в молении Св. Троице (в сегменте на верхнем поле). Одно из ранних изображений П. в составе минейного цикла имеется на иконе-святцах на май нач. XVII в. из Патриаршего музея церковного искусства при храме Христа Спасителя в Москве (вместе с прор. Иеремией); в более позднее время - на годовой минее с избранными святыми (кон. XVIII - нач. XIX в., с дополнениями 2-й пол. XIX в., ЦМиАР). В качестве приписного святого П. запечатлен на Владимирской иконе Божией Матери кон. XVI в. (вклад Александра (Булатникова) в Соловецкий мон-рь; ГММК). Ростовой образ П. встречается на списках Колочской иконы Божией Матери (1897, ЦАК МДА).

http://pravenc.ru/text/2579804.html

Из всех этих даров, у новорожденного составлялась собственная казна, так что у царевича Алексея, 12 марта 1629 г., одних соболей в сборе было около 50 сороков, на 2200 р. Эта «соболиная казна» – по «Книге 7137 (1629) года, а в ней писан приход государя царевича князя Алексея Михайловича казне марта с 12 числа, как он, государь родился» 12 – тогда же была отдана московским, торговым людям, «а велено им теми собольми с кизылбашским купчиною с Моллар-ахметем торговать, на деньги и на золотые и на ефимки 8) продавать и на всякие кизылбашские товары менять, чтоб государеве казне была прибыль, а не убыль» 13 . О крещении царевича Алексея, современная дворцовая записка сообщает следующее: «Месяца марта в 22 день (1629 г.) ходил Государь Царь и Великий Князь Михаил Федорович всеа Руси в Чюдов монастырь 9) , для крещения сына своего Царевича и Великаго Князя Алексея Михайловича. А крестили его Государя Царевича от рожения его во 2-е воскресенье 14 , в Чюдове монастыре, у Алексея чюдотворца в трапезе. А Государь Царь и святейший государь патриарх были тут же; а восприемник Троицы Сергиева монастыря келарь старец Александр Булатников, а восприемница Ирина Никитична (Годунова) 15 ; а крестил Благовещенский протопоп Максим Максимов, Государев Царев духовник. А из каптаны (кареты) к крещению и от крещенья к каптане царевича несла Ирина Никитична, да с нею два боярина, а за ними боярин с 30. У каптаны у царевича велел (царь) идти боярину Федор Ив. Шереметеву, да дворяне (поименовано 9 человек). А святою водою кропил по пути царевича от Рожества с Сеней поп Иван Старой. Того же дни у Государя Царя и Великого Князя Михаила Федоровича всея Русии, был стол, в столовой избе; ел у государя отец его государев, великий государь святейший патриарх Филарет Никитич Московский и всеа Русии», и проч. 16 Из другой современной же дворцовой записки видно, что царь Михаил Федорович «благословил сына своего государя царевича Алексея Михайловича, как он, государь, крестился: крест золотс мощми, на кресте резано распятие Господа нашего Иисуса Христа, наведено чернью, во главе у креста камень изумруд, у главы в закрепке два зерна жемчужных, назади креста подпись: «животворящее древо, ризы Христовы часть, млеко Пречистые Богородицы, мощи Ивана Предотечи, мощи Григория Богослова , мощи Ивана Златоустого, миро Дмитрия Страстотерпца, миро страстотерпца Георгия, мощи мученика Никиты, мощи Великого Василия, мощи Андрея Первозванного, мощи Евангелиста Матвея, мощи Апостола Варфоломея, мощи Якова Перского, мощи Тихона Чудотворца, мощи Феодора Стратилата, мощи Михаила Малеина, мощи преподобные Евдокеи, мощи Георгия Нового, мощи бессребренника Козьмы, мощи бессребренника Дамьяна, ризы и гроба и раки часть Сергия преподобного, мощи царевича Дмитрея зуб 10) .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Сами Анзерские пустынники давно желали устроить себе храм Божий, но, не имея достаточных средств, не знали, как приступить к делу. Теперь они видели, что Промысл Божий печется о них, внушив такую мысль родительнице царя. Другое обстоятельство еще более помогло Анзерским пустынникам исполнить свое желание в скором времени. Один старец, Александр Булатников, впоследствии преемник знаменитаго келаря Троицко-Сергиевой лавры, Авраамия Палицына, уважаемый царем и всею его фамилиею, знал лично прп. Елеазара. Он, вместе С игуменом Иринархом, извещал патрирха Филарета об устроении Анзерского скита и неимении у пустынников храма. Грамотою 18-го марта 1620 года патриарх предписывал Соловецкому игумену Иринарху послать в скит плотников и срубить храм в клетку, во имя Св. Троицы с приделом прп. Михаила Малеина, обещаясь прислать от себя образа, сосуды, облачения, книги и все, что необходимо для богослужения. С своей стороны царь, грамотою 20-го января 1621 года, повелевал Анзерским пустынникам иметь содержание от Соловецкого монастыря, не вмешиваясь в управление монастырскими угодьями, быть в послушании у Соловецкого настоятеля и соборных старцев, самоволия и безчиния не делать, мирских людей к себе не принимать, всячески удаляясь молвы и смятения. С построением храма, Анзерские пустынники хотя не оставляли своих келий, но чаще стали собираться для общей молитвы. Иеромонах Варлаам совершал для них богослужение и, в качестве «строителя» скита, пользовался некоторою властью над скитянами. Сам Елеазар избежал начальствования и оставался духовным руководителем и советником братства. Но вскоре, в 1624 году, вероятно по воле царя или патриарха, он должен был принять на себя бремя правления, которое отягчилось для него потерею покровителя и друга – Соловецкого игумена Иринарха. Каких духовных даров достигли оба подвижника, обнаружилось в следующем обстоятельстве: когда наступил для Иринарха смертный час, Елеазар, будучи в своем скиту, сказал братии: «друг мой собеседник о Господе игумен Иринарх сегодня умирает, мне надобно поспешить в обитель, но уже не застану его в живых».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Не замедлил я явиться и к покровителю своему Я.И. Владыкину, в Вифанию. Он и жена его Ольга Ивановна приняли меня как близкого родного и приглашали бывать у них, как можно чаще. Осмотревшись несколько в академии и Лавре, я написал в Муром к оставленному там родному семейству. В письме своем подробно описал я свое путешествие от Мурома до Лавры, сообщил о своих первоначальных впечатлениях в академии и Лавре и проч. Вот что было мной писано: «По данному обещанию, спешу немедленно известить вас о своем положении; и, пользуясь свободным временем, постараюсь описать вам подробно все обстоятельства от последнего, трогательного прощания с вами в чистом поле до настоящей минуты в уединенной келье академии. От всего сердца благодарю вас и всех добрых моих родных за то общее искреннее чувство, с каким вы отпускали меня в далекий и, может быть, невозвратный путь. Последние минуты моего с вами пребывания так живо напечатлелись в сердце, что я долго, долго не забуду их. Простившись с вами около 7-ми час. вечера 28 июля, в 11 приехал я в Булатниково, где оказал мне радушное гостеприимство знакомый священник. Здесь пробыл я не более трех часов и отправился далее в путь. До Владимира путешествие мое совершалось обыкновенным порядком; только от непривычки ли моей к езде, или от продолжительного беспокойства еще дома, здоровье мое так расстроилось, что я боялся далее продолжать путь: однако же, слава Богу, опасность миновалась. Во Владимир прибыл я 30 числа в 9 час. утра. Во Владимире я пробыл ровно сутки; и все, что нужно было сделать, сделал; только не всех, кого хотелось, удалось видеть. На другой день, выехав из Владимира, рассчитывал было непременно остановиться в Юрьеве, чтобы увидеться с Александром Ивановичем Соловьевым: но случилось не так; я должен был уступить расчетам доброго моего извозчика; а потому через Юрьев довелось проехать в глухую полночь, и утром 1 августа пришлось остановиться в знаменитом селе Симе, где, по случаю праздника, я почел за долг быть в церкви, и кстати посмотреть на гробницу славнейшего героя Русского – Багратиона.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОДИМ († 22.01.1673, Анзерский Елеазаров во имя Святой Троицы мужской скит ), подвижник благочестия, Анзерский, ученик прп. Елеазара Анзерского. Основными источниками сведений о нем служат Житие прп. Елеазара (написанное ок. 1704) и «Сказание вкратце о строители Елеазаре Анзерскаго скита и о прочих подвижницех», составленное ок. 1710 г. для так называемого «Соловецкого патерика» (РНБ. Соф. 452). Согласно Житию прп. Елеазара, Н. был «первым учеником» святого и «ревнителем» его иноческих подвигов; ему Елеазар передал управление Анзерской пуст. перед своей кончиной. В скиту Н. прожил «богоугодно» 43 года. Время его пострига относится к 1630 г. Во Вкладной книге Анзерского скита отмечен один из первых вкладов Н., сделанный в 1635 г.: «Евангелие напрестольное, печать большая, на олексанринской бумаге». В конце жизни Н. передал в церковь Анзерского скита еще одну старинную книгу, завещанную ему прп. Елеазаром: «...старца своего, преподобнаго Елеазара, книгу Торжественник в десть, писана уставом». Рукопись сохранилась в Соловецком собрании РНБ (Анз. 62/1428): на 1-м листе ее читается запись о том, что она куплена анзерским строителем Елеазаром в 1632 г. в Соловецком мон-ре. Книга написана по заказу соловецкого игум. Досифея; в ней сохранились рисованный от руки экслибрис и запись о ее создании в 1493 г. Имя Н. указано, напр., вслед за именем Елеазара во вкладной грамоте бывш. троицкого келаря Александра (Булатникова) о пожаловании им 2 келий в Анзерский скит в 1652 г. После кончины прп. Елеазара Н. стал строителем Анзерской пуст., которой управлял в течение 17 лет (1656-1673). В память о прп. Елеазаре он построил часовню, для к-рой своими руками изготовил резные фигурки серафимов и херувимов. Согласно тексту Вкладной книги Анзерского скита, в 1656 г. Н. совершил путешествие в Москву, где удостоился аудиенции царя Алексея Михайловича , вручившего ему «во своих царских чертозех» ружную грамоту об управлении Анзерским скитом (грамота опубл.: Досифей (Немчинов), архим. Географическое, историческое и статистическое описание ставропиг. Соловецкого монастыря. М., 1836. С. 356-362).

http://pravenc.ru/text/2565568.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010