365. Книга в десть, Соборник, a в нем 9 глав, письмо дача егож Германа. 366. Книга октай 5 гласа письменный Филарета Жижемского. 367. Книга Иоанна Дамаскина в полдесть, житие Иваново и Небеса и Философия, дачи Келаря старца Александра Булатникова. 368. Книга Григория Богослова в десть, дача Окольничева Василья Ивановича Стрешнева. 369. Книга минея Четья в десть, месяц Февраль, от задней цки: слово Нектария Архиепископа Констана града. 370. Книга в десть, Лествица толковая, дачи Келаря старца Александра Булатникова. 371. Книга в десть, с начала слова из Патерика Скитского, да житие Паисия великого, да о Преподоб. Отце Филимоне отшельнике, да сказание заповедям Господним от правил Никонских слово 2-е, в белой коже. 372. Книга Триодь постная, в десть, ветха. 373. Книга Соборник в полдесть, ветх, сначала о Мытаре и Фарисее, от задней доски слово Святого Евсевия о блаженном деле, письмо плохо. 374. Книга Триодь постная, неполна до четвертой недели, в полдесть. 375. Книга Триодь постная со крестопоклонной недели в полдесть. 376. Книга в полдесть, Синаксари из триоди ветха. 377. Книга в полдесть, Торжественник, а праздники писаны по золоте, а из него 15 слово вырезано. 378. Книга в десть, на бумаге, Торжественник Иоакимовский, а в нем 64 главы. В Казне Книги: 379. Евангелие тетр письменное в осминку харатейное, в белой коже. 380. Книга в полдесть, половина правил Никонских, переплетена в затылок. 381. Книга Иоанна Златоустог о Андриатис, с заставицы в десть. 382. Книга Летописец степенной, в десть. 383. Книга скорописная Максима Грека, в десть, в переплете. 384. Книга Гранограф скорописный, в десть. 385. Книга Троя, скорописная, в десть, 386. Книга скорописная, в полдесть, на Латыны Князя Василия Острожского. 387–388. Две книги скорописные в полдесть. В одной Стоглав, а другая Максима Грека, обе в переплете. 389. Книга скорописная, в полдесть о священии антиминсом, в ней же проклятие на еретиков в неделю Православную. 390. Патерик Скитский, в полдесть ветх. 391. Книга Антиохова, в полдесть, ветха.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

623 Не мешает приметить, что Александр не указал на кого-либо из Троицких монахов, как на мужа праведного, могущего испросить у Бога плод сеностав царю, хотя-то царь, спрашивая о таком муже, имел в виду прежде всего Троицкий монастырь и его братию (кто-бы обрелся в вас – среди вас, т. е. Троицких иноков – был вопрос царя). След., Булатников не хотел признать в Дионисии праведника, молитва которого доходила бы до Бога, хотя праведность Дионисия не могла быть тогда уже незаметной. Житие преп. Елеазара отмечает также, что Александр имел у царя «велие дерзновение». Известно, что потом он был даже восприемником царских детей 624 . Понятно, что такой человек мог многое творить безнаказанно и чувствуя это, мог быть очень дерзким. При признании утеснителем Дионисия какого-нибудь другого келаря (не Булатникова), история эта могла бы вызывать еще недоумение, каким образом допустили так публично страдать настоятелю от одного из подчиненных ему, но недоумению этому нет места, кол скоро узнаем, что действующим в этой истории келарем был Булатников. Братия и слуги боялись и слушались его не только как келаря, но и как человека близкого к царю. Естественно, поэтому, что священник Казанской церкви Федор, наблюдая эту особенную власть келаря, сказал: «ныне у нас не Дионисий архимандрит», т. е. рядом с Дионисием явилось в монастыре такое лицо, которого боятся чуть-ли не больше самого Дионисия. Это замечание Федора не прошло ему даром: «он тяжки раны прием на телеси своем». Затем, нельзя оставить без внимания и того обстоятельства, что крайне дерзкие отношения «эконома» к архимандриту остались без всякого наказания. Симон, рассказывая о тех или иных несправедливых оскорблениях Дионисия со стороны разных лиц, имеет обыкновение присовокуплять несколько слов о судьбе этих последних в таком роде: «ненавистницы же, иже клеташа на святаго, посрамлени быша... и в заточении скончашася», или: «клеветницы же воспияша мзду своего беззакония, посылаются в заточения»; но при рассказе о страданиях Дионисия от эконома не упоминает, чтобы последний потерпел что-либо за свое крайне преступное «беззаконие».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Основание обители сопровождалось чудесными явлениями: Д. и Прохор, а также мн. местные жители слышали на этом месте колокольный звон, от некоего явившегося «мужа светла» (по местному преданию, арх. Гавриила) Д. получил указание основать мон-рь во имя Св. Троицы и построить в нем церкви во имя Св. Троицы, в честь Введения во храм Пресв. Богородицы и во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Затем Д. увидел сон: с неба сошел крест и стал на горе, на к-рую уселось множество воронов. Так, согласно Житию и патериковой повести, Д. было указано место основания Троицкого собора и предсказано, что на этом месте соберется много иноков. Задумав основать мон-рь, Д. отправился в Москву, по дороге посетив Троице-Сергиеву обитель. В столице помощь в сборе средств на строительные работы Д. получил от соловецкого постриженика, келаря Троице-Сергиева мон-ря Александра (Булатникова), к-рый дал Д. богослужебные книги и церковные сосуды. Кроме того, Александр представил Д. матери царя инокине Марфе († 1631). Царица-инокиня пожертвовала в строящуюся пустынь 200 р., подарила множество икон, книг, сосуды, ризы, колокола. Она рассказала об обители царю Михаилу Феодоровичу, к-рый даровал Юрьегорскому мон-рю охранную грамоту. Оказали помощь Д. и богатые миряне-купцы. С письмом от Александра (Булатникова) Д. отправился в Новгород к митр. Киприану , к-рый дал благословенную грамоту на устроение обители, антиминс, жалованную грамоту, запрещавшую въезд в монастырь десятникам, а также пожертвовал денежные средства. Поскольку Д. по смирению отказался принять на себя священный сан, с ним был послан свящ. Симеон. По сведениям писцовой книги 1627/28 г., в пустыни в это время в 5 кельях жили 14 насельников, слуг и «детенышей» у мон-ря не было, ближайшие деревни находились не менее чем в 70 верстах. Жизнь в небольшом сев. мон-ре была трудной, полной лишений. Неоднократно случался голод, что вызывало ропот братии, упрекавшей Д. в неразумной трате денег на одновременную постройку 3 храмов. По преданию, приводимому в Житии, однажды от голода мон-рь спас явившийся Д. прп. Александр Ошевенский : по его заступничеству иноки наловили много рыбы. Д., творя умную молитву и подавая пример братии, трудился в поварне и хлебне, выполнял др. работы. Еще дважды (по мнению еп. Никодима (Кононова), в 1629 и 1632) он ходил в Москву, где его обители были пожалованы земельные владения (в основном пустоши). Насельники Юрьегорского мон-ря во главе с Д. начали заниматься земледелием, вырубали окрестные леса под пашню. К 1633 г. число братии возросло до 30 чел., в обители жили 17 трудников. Незадолго перед кончиной святой много претерпел от мон. Феодосия, сосланного в Юрьегорский мон-рь в 1633 г. патриархом Филаретом . Феодосий пытался неск. раз убить настоятеля, затем, ограбив монастырскую казну, вместе с 17 насельниками бежал из обители.

http://pravenc.ru/text/168756.html

письмо воеводы кн. Долгорукова к Аврамию Палицыну в " Акт. Истор. " (т. II, 242, § II, с. 288, col. 2). Преемник Иосифа Девочкина в должности казначея Иосиф Панин (1611–1619) отставлен был от места за растрату очень большой суммы монастырских денег (о. Арсения " Летопись наместников, келарей, казначеев и пр. " , 30). Знаменитый в свое время келарь Александр Булатников (1622–1641) известен крайне непохвального свойства проделкой, которую он дозволил себе с тою целию, чтобы свою худую вотчину (он был из дворян) обменять на хорошую вотчину монастырскую (см. принадлежащее Симону Азарьину житие архим. Дионисия, глава, надписанная: " О терпении и страдании святаго за вотчину чудотворца Сергия " , где под экономом должен быть разумеем именно келарь Александр Булатников). Георгий Дашков, бывший казначеем лавры в 1707 году, был обвиняем от его преемника в должности казначея, что не сдал по росписным книгам жемчуга, золотых и серебряных вещей и парчей многого числа (см. Описания документов и дел св. Синода, т. I, col. 2). О наказании кнутом и ссылке в Сибирь на вечное житье служителя Троицкого Сергиева монастыря Сакеева за ложный донос на Георгия см. Архив правит. Сената, опись указам и повелениям, сост. П. Баранов (т. II, 3608; указ от 5 ноября 1729 года). Гавриил Бужинский обвиняем был от его преемника на архимандритии лавры в присвоении двух золотых панагий (см. ibid., т. VII, col. 273). Когда Анна Иоанновна в своем указе от 21 сентября 1738 года предписывает начальству Троицкого монастыря " в церквах иконостасов и прочаго и церковной утвари без особливаго нашего указа отнюдь ничего не переделывать и не переменять каменья, жемчуга, запон и прочаго из одной в другую утварь " , то ясно, что разумеет бывшие при сем дотоле б(льшие или меньшие злоупотребления; а когда в том же указе императрица говорит, что прежде того бывало, " что всяк (из властей монастыря, каковы архимандриты, келарь и казначей) из обители брали, разхищали и раздавали как бы свое собственное " , то, должно думать, разумеет между прочим и ризницу (см.

http://sedmitza.ru/lib/text/438579/

Сергиев Посад. Троице-Сергиева Лавра. Церковь Зосимы и Савватия при больничных палатах. Больничная церковь во имя свв. Зосимы и Савватия и церковь Смоленской Богоматери. Фото начала ХХ века. Альбом «Виды Свято-Троицкой Сергиевой Лавры» http://andcvet.narod.ru/serg_l/SERG.html и http://andcvet.narod.ru/serg_l/sam1.html Т. ?? Карта и ближайшие объекты Церковь преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, расположена в северо-западном углу монастыря. Построенная в 1635–1637 гг., это единственная в монастыре церковь, сооружение которой осуществлялось одновременно со строительством окружающих ее каменных палат, в которых размещалась монастырская лечебница. Стройные пропорции и выразительное убранство фасада с широким использованием зеленых поливных изразцов, делают церковь преподобных Зосимы и Савватия одним из интереснейших памятников первой половины XVII в. Расположенная за пределами соборной площади, церковь Соловецких чудотворцев подчинена ее архитектурному ансамблю, наивыгоднейшим образом открываясь взору от главной точки ее – Троицкого собора. Церковь сооружена стараниями Александра Булатникова, назначенного Троицким келарем из монахов Соловецкого монастыря. Образцом для нее предположительно послужил не сохранившийся Покровский собор (1558) – главный храм Соловецкого монастыря. В настоящее время в этом комплексе зданий располагаются Соборные палаты и покои Наместника Лавры. Церковь преподобных Зосимы и Савватия является домовым храмом Наместничьих покоев. По материалам официального сайта Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Дом Живоначальной Троицы Церковь Зосимы и Савватия в комплексе больничных палат строилась в 1635-1638 гг. при архимандрите Нектарии (Вязьмитине) стараниями Александра (Булатникова), назначенного Троицким келарем из монахов Соловецкого монастыря. В XIX в. церковь служила для исповеди и причащения посещающих лавру богомольцев. Реставрировалась в 1938-1950 гг. И.В.Трофимовым. Стройный шатровый храм на подклете, окруженный крытой папертью и площадками гульбищ. Церковь имеет нарядный декор, во многом следующий формам XV-XVI вв. Рамочные наличники с " дыньками " и треугольными фронтончиком, лопатки и вертикальные тяги с гирляндами, как у Духовской церкви, сочетаются с кокошникамив завершении стен и основании шатра. В убранстве верха храма впервые в московском зодчестве широко использованы зеленые поливные изразцы. Церковь перекрыта сомкнутым сводом, отделяющим ее помещение от верхнего восьмерика с шатром.

http://sobory.ru/article/?object=06571

12 июля 1626 г. И. служил свою последнюю литургию в Анзерском скиту. Игумен предсказал прп. Елеазару, кто будет следующим настоятелем Соловецкого мон-ря, и сообщил, что управление будет «с великою нуждою». Иларион Суздалец записал этот рассказ, услышанный им от прп. Елеазара, и включил его в «Сказание о чудесах игумена Иринарха». В том же году И. отправился в Москву, чтобы просить царя и патриарха об увольнении на покой. Обстоятельства последней поездки И. в столицу отражены в приходо-расходной книге его путевого казначея Даниила Псковитина (РГАДА. Ф. 1201. Оп. 1. Д. 439) и в «Книге московския службы бывшаго игумена Иринарха 7135-го (1626/27) году» (Там же. Д. 440). Согласно этим источникам, И. приехал в столицу 1 сент. 1626 г., на пути совершил остановку в Троице-Сергиевом мон-ре, где келарь Александр (Булатников) передал ему в качестве вклада 2 книги: «Андриатис» (РНБ. Солов. 23/23) и Евангелие с толкованиями Феофилакта Болгарского (Там же. 162/162). Тремя годами ранее Александр (Булатников) прислал И. лицевое Житие преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (Там же. 175/175) с 235 миниатюрами, выполненными царскими и троицкими мастерами. Патриарх Филарет, прежде чем удовлетворить просьбу И., по-видимому, хотел увидеть его преемника и не сразу отпустил И. в монастырь. В дек. 1626 г. на Соловки был отправлен Даниил Псковитин с грамотой об избрании нового игумена, И. остался в Москве. Новый игумен Макарий прибыл в Москву в авг. 1627 г. (Там же. 18/1477. Л. 315 об.- 316). После того как выбор братии был утвержден, И. 18 авг. 1627 г. выехал из столицы и прибыл на Соловки, вероятно, поздней осенью того же года. Простившись с братией и вернув в казну игуменскую панагию, он поселился в своей келье, где провел остаток жизни в безмолвии. По возвращении в обитель он узнал о чудесном исцелении от слепоты оставшегося в Москве старца Даниила Псковитина. Об этом чуде «великих чудотворцев Сергия и Саватия» братии была прислана царская грамота, к-рой повелевалось служить молебны преподобным Сергию Радонежскому, Зосиме и Савватию Соловецким, освящать воду и раздавать ее богомольцам (ААЭ. Т. 3. С. 256. 173; Досифей (Немчинов). 1853. Ч. 3. Отд. 1. С. 118-120. 35; Отд. 2. С. 215-217. 13).

http://pravenc.ru/text/673965.html

Одним из знаменитых келарей Троицкого монастыря был старец Александр (Булатников). Он происходил из знатной фамилии, постригся в Соловецком монастыре, но двадцать лет своей жизни (с 1622 по 1641 год) провел у Троицы на послушании келаря. Он пользовался неизменным расположением царя Михаила Федоровича и крестил его детей: наследника Алексея (будущего царя Алексея Михайловича), царевича Иоанна, царевен Ирину, Пелагею, Анну. Старец Александр неоднократно упоминается на страницах Жития преподобного Диодора Юрьегорского. Именно к нему обратился за помощью святой Диодор, когда в 1628 году он оказался в безвыходном положении. Голодная братия угрожала ему покинуть монастырь, а у самого преподобного Диодора не было ни единой «медницы» на устроение монастыря и пропитание для братии. Тогда он пошел в Троице-Сергиев монастырь искать помощи у старца Александра Булатникова. Но старца на месте не оказалось, Диодор нашел его только в Москве. Труды преподобного, предпринявшего столь длительное путешествие, оказались не напрасны. Старец Александр рассказал о бедственном положении преподобного матери царя Михаила – инокине Марфе Иоанновне, та приняла его у себя, расспросила о месте, где пребывает, и дала ему церковные сосуды, иконы, книги, ризы, колокола и 200 рублей денег на строительство церквей. Сам старец Александр пожертвовал на монастырь ризы, книги и колокола и, самое главное, дал сопроводительное письмо к Новгородскому митрополиту Киприану, который благодаря такой рекомендации дал преподобному благословенную игуменскую грамоту, антиминсы на освящение церквей и «несудимую грамоту». Через несколько лет, в 1632 году, преподобный Диодор получил царскую грамоту на владение землями вокруг Юрьевой горы (Житие Диодора Юрьегорского. С. 789). Келари Троице-Сергиевой лавры были, как правило, выдающимися деятелями и оставили заметный след в русской истории. Хранение монастырской казны, расход денег, их учет (о чем делались записи в приходно–расходных книгах) относились к ведению казначея, иногда келаря; за состояние монастырской казны казначей отчитывался перед игуменом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Строящиеся храмы (24 храма): ул. Кетчерская, 2 (храм Введения во храм Пресвятой Богородицы); ул. Вешняковская, 16 (храм св. прав. Алексия Московского (Мечева)); Строгинский бульвар, 14 (храм Новомучеников и Исповедников Российских); ул. Митинская, вл.11 (храм свв. равноапп. Константина и Елены в Митино); Пятницкое шоссе, 5 (храм Всемилостивого Спаса); 6-й Новоподмосковный пер., 7 (храм свв. Царственных мучеников Страстотерпцев);  Судостроительная ул., 48 (храм свят. Спиридона, еп. Тримифунтского); перес. Тамбовской ул. и Ясеневой ул. (храм Покрова Пресвятой Богородицы); Булатниковский пр-д, 8А (храм свят. Николая Мирликийского) ул. Чертановская, вл.2 (храм Державной иконы Божией Матери); ул. Проезд Шокальского, вл. 48 (храм св. прп. Серафима Саровского); Алтуфьевское шоссе, вл.77 (храм Торжества Православия); ул. Осенняя, вблизи д.33, к.3 (храм свщмч. Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси); Мичуринский проспект, 70 (храм Иверской иконы Божией Матери); Можайское шоссе, 54 (храм свят. Иова, Патриарха Московского и всея Руси); ул. Лобачевского, напротив вл.92 (парковая зона) (храм св. блгв. вел. кн. Александра Невского); ул.  Краснодарская, вл. 50 (храм св. мчц. Татианы Римской); ул. Саранская, вл. 1 (храм св. прав. Иоанна Кронштадтского); 1-я Вольская ул., вл.2 (храм иконы Божией Матери Воспитание); Северное Бутово, ул. Грина пересечение с ул. Куликовской (храм св. прор. Божия Илии); Южное Бутово, ул. Южнобутовская, вл.62-66 (храм Введения во храм Пресвятой Богородицы); Зеленоград, пересечение ул. Александровка и ул. Новокрюковская (храм св. блгв. вел. кн. Александра Невского); ул. Ярцевская, вл. 1А (храм св. прав. Иоанна Русского); ул. Софьи Ковалевской, вл.14 (напротив) (храм св. блаж. Матроны Московской). В 2013 году число насельниц подворий Пюхтицкого монастыря в Москве и в деревне Юдино Московской области впервые вошло в общие данные по ставропигиальным монастырям. В том числе и те, кто исполняет послушание в Московской Патриархии и на монастырских подворьях.

http://pravmir.ru/doklad-patriarxa-kiril...

закон., т. XVI, 12 060, § 9, с. 558 нач.). 165 О Георгии Дашкове как келаре Троицкаго монастыря сообщается, что когда он ездил к своим братьям в Алексин и в приписные монастыри, то, забрав с собой множество всяких припасов, отправлялся в путь огромнейшим поездом: брал с собой до полутораста человек служителей и до двухсот лошадей, что дорогой для ночлегов разбивали палатки, около которых держали караул отставные гвардейские солдаты (жившие при Троицком монастыре на его содержании) (см. в сочинении Чистовича « Феофан Прокопович и его время», с. 186). Называли келарей Троицких королями, и об архимандритах Троицких говорили, что они были патриархами, т. е. были что(твои патриархи или не уступали самим патриархам (ibid., с. 481). Котошихин говорит, что восприемником, или крестным отцом, царских детей «бывает первого Троицы Сергеева монастыря келарь старец» (гл. I, § 26 sub. fin.). Что всегда было так, этого мы не знаем. Но восприемником детей царя Михаила Феодоровича (1613–1645), всех или же большей части, действительно был келарь Троицкого монастыря Александр Булатников (1622–1641). Положительно известно, что он был восприемником Ирины Михайловны в 1627 г., Пелагеи Михайловны в 1628 г., Алексея Михайловича в 1629 г., Анны Михайловны в 1630 г. и Софьи Михайловны в 1633 г. (см. Дворцовых Разрядов т. I и Дополнения к Дворцовым Разрядам, напечатанные в «Чтениях Общ. Истор. и Древн. Росс.», 1882 и 1883 гг.). Затем, знаем еще, что сын Петра Великого Александр в 1692 году воспринят был от купели Троицким келарем (Вивлиоф., т. XI, с. 188). Между слугами Троицкого монастыря временно бывал великим человеком тот, который исправлял обязанности Московского стряпчего монастыря, ибо этот стряпчий был в Московском приказном мире истинною persona magna, о чем см. у о. Арсения в статье о служках (с. 19 sqq.). 166 В 1565 году упоминаются в Московском Богоявленском монастыре старцы соборные. См. Описание монастыря, составл. еписк. Никодимом (Белокуровым) (с. 23). 170 Об этой инструкции см. у Соловьева в «Истории» (т. XX, с. 298 fin.). Монастырские власти были потом такого высокого мнения о своем Учрежденном соборе, что в докладе императрице Екатерине II от октября 1764 года, о котором ниже, приравнивают его к государственным коллегиям, утверждая, будто он определен на таких же основаниях, как и эти последние.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Теперь мы должны сказать о старце Александре Булатникове – кто он был. Это был келарь Троице-Сергиевой лавры, лицо чрезвычайно влиятельное и сильное; его-то помощью и по его ходатайству возникла обитель на Юрьевых горах, по его просьбе выдана Дамиану в 1637 г. царем грамота на владение землями Юрьегорским монастырем. Вот что читаем о старце Александре в «Историческом описании Свято-Троицкия Сергиевы Лавры» (Москва, 1857 г.): «Келарь Авраамий Палицин оставил Лавру еще в 1621 г. и возвратился в Соловецкий монастырь на свое обещание. На место его из той же обители вызван старец Александр Булатников. Он происходил от значительной фамилии, пострижен был в Соловецком монастыре и несколько времени пользовался советами и наставлениями основателя Троицкого Анзерскаго скита, подвижника» (Елеазара) «и вероятно лично знал препод. Дамиана» (Заметка свящ. Васильева) в Соловецком. «Александр был келарем Троицкаго монастыря около 20 лет. В течение сего времени он принес монастырю богатые вклады от своего прежняго достояния и от щедрот царских, которыми пользовался (в «Описании...» упоминается: «чаша водосвятная серебрянная, весом 19 фунт.», и церковь , построенная в 1635 г. во имя Зосимы и Савватия, при больнице, вероятно им же) как восприемник царских детей. Он воспринимал дщерей царских: Ирину и Пелагию, сына и преемника престола Алексея, Анну, может быть и других царевен». «Старец же (Дамиян) востав (после видения), рече: брате Прохоре! моли за мя грешнаго и терпи на месте сем». И сказа ему видение свое и желание, яко хощет идти и, сотворь обычную молиту и дав о Христе целование пойде путем, во уме своем моляшеся: «Господи настави мя на путь Твой; и, аще Тебе угодно будет дело сие – сотвори полезная». И посем прииде в дом живоначальныя Троицы (т. е. в Сергиеву лавру), идеже ему желание, моление же простер живоначальной Троице и преподобным отцем Сергию и Никону. А келарю старцу Александру в то время случися быти на Москве, и – пойде к Москве. И пришед в соборную церковь Успения пречистыя Богородицы и припадает к образу чудотворныя ея иконы и к великим чудотворцем Петру, Алексею и Ионе и к прочим Московским чудотворцем, – милости и помощи прося.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010