Нечего говорить о том, что и все другие признаки, определяющие личность строптивого эконома, вполне приложимы к Булатникову. Владение вотчиною, желание помочь родственнику выгодным обменом своей вотчины на монастырскую и отдачею последней во владение родственника – обстоятельства вполне понятные в приложении к богатому боярину, владевшему, может быть, многими вотчинами. Таким образом, все убеждает нас, что «строптивым экономом» был никто иной, как келарь Александр Булатников. И с таким-то лицом приходилось Дионисию разделять власть большую часть своего управления монастырем. Сколько, может быть, было у него столкновений с ним, не записанных Симоном! И однако Дионисий, претерпевая множество неприятностей, сумел честно и с пользою для монастыря устоять на своем высоком посту до смерти. В заключение всего сказанного нами об области монастырского управления, находившейся под преимущественным ведением келаря, мы повторим, что преп. Дионисий был одним из таких немногих архимандритов, которые сами зорко следили за вотчинно- хозяйственною отраслью монастырской организации и принимали в ней близкое участие, а не доверялись во всем келарю: он не мог смотреть на вотчнннохозяйственное положение монастыря только глазами келарей. Ко всему внимательный и энергичный – он успевал везде, с высокого поста государственного деятеля, возбуждавшего русский народ на защиту отечества, он снисходил до обработывания своими руками монастырских огородов вместе с послушниками и рабочими. Мог-ли он после этого не следить за состоянием вотчин и других владений, от которых тогда преимущественно зависело благосостояние монастыря?! 626 Сохранились и прямые указания на это. По замечанию Симона, Дионисий «на соборе расправных дел всегда прилучашеся, и по его тщательству подаяше Бог и времена благополучны» 627 . Отношение же Дионисия к приписным монастырям Симон характеризует так: «в приписных монастырях, иже суть под паствою Троицкого монастыря, прехитро вся устроил Богом подвизаем» 628 . Переходим к следующей части нашего обзора деятельности Дионисия по монастырю.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Преподобный Дионисий так терпеливо перенес это жестокое оскорбление, что никто тогда даже не узнал о том. Между тем по доносу эконома он был вызван в Москву, где долго был допрашиваем от патриарха, но все-таки благополучно возвратился в свой монастырь. Но эконом все не унимался: мысль, как-бы погубить ненавистного архимандрита, очевидно, не давала ему покоя. И вот он снова посылает в Москву грамоты, в которых доносил, что Дионисий замышляет взойти на патриарший престол; ясно, что эконом постарался придумать такую клевету, которая бы всего более могла оскорбить патриарха. Вместе с этим он не переставал и физически оскорблять преподобного. Так, однажды на соборе – во время прений (в которых, вероятно, архимандрит был не согласен с ним) при всей братии он осмелился дать преподобному несколько пощечин и не ограничившись этим, «отослал« архимандрита в его келью, «откуда четыре дни его к пению церковному не выпущал, »и вход и исход заповедан был всякому» 615 . Может быть, он держал бы его в заключении и дольше, но об этом как-то узнал царь и повелел освободить архимандрита. Когда, вероятно, вскоре после этого события, царь был в обители, то старался расследовать дело, но архимандрит Дионисий покрыл виновных. Кто такой был этот «эконом», о ненависти и дерзостях которого по отношению к Дионисию так подробно рассказывает Симон Азарьин? Известно, что до 1764 года в сфере монастырского управления должности эконома не было. Кого же Симон величает таким званием? Конечно, тех должностных лиц монастыря, которые тогда отправляли обязанности теперешнего эконома или же подобные им. А таковыми были келарь и казначей. При преп. Дионисии келарями и казначеями были следующие лица – из келарей: Авраамий Палицын (1608–1620), Моисей Соловецкий (1621–1622), Александр Булатников, (1622–1641), – из казначеев: Иосиф Панин (1611–1619), Моисей Соловецкий (1620–1621), Спиридон Соловецкий (1622–1625), Пафнутий и Никита Соловецкие (1625–1629), и Иоасаф Пестриков (1630–1634). На кого же из этих лиц должно пасть обвинение в притеснениях и оскорблениях Дионисия? Одни думают, что это был казначей Иосиф Панин 616 , а другие указывают на другого казначея Иоасафа Пестрикова 617 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

2 . Четвероевангелие, писаное уставом на бумаге в лист, на 348 листах. На 1 листе, в конце страницы, написано: «Евангелие старца Александра Булатникова». Скреплено по листам подписью Патриарха Никона . По письму и очертаниям букв относятся к XVII веку. Переплет ветхий, кожаный. б. Богослужебные: 3 . Архиерейский Служебник, писанный в 4 д. листа уставом XVII века, на 109 листах. На листе 38 упоминается Царь Алексей Михайлович, при котором написан сей Служебник, переплетен в корешок. 4 . Служебник, писанный в лист на 214 листах. Скреплен рукою Святейшего Патриарха Никона и по старым описям зовется «Патриаршим». На 2 и 106 листах заставки, нарисованные по золоту красками и для бережу прикрыто шелковою материею. На обороте 62 листа, в молитве, читаемой в 1 день Августа, во время освящения воды, упоминается Царь Иван Васильевич, при котором, значит, в XVI стол., писан Служебник, переплетенный в корешке. 5 . Служебник, в лист, писанный очень хорошим крупным уставом на бумаге, на 220 листах, скреплен Патриархом Никоном . На листе 71 надпись: «В лето 7096 (1588), по благословению Великого Господина Иева, Митрополита всея Руси, писал сей Служебник Михайла Гневашев, и подай же, Господи, милость и оставление грехов в день великого и страшного Твоего пришествия. Аминь». С оборота 218 и до конца внизу, по листам, писано так: «Сию службу Златоуста Иоанна писал Михайла Гневашев Стариченин Великому Господину Иеву, Митрополиту». Переплетен в корешке. 6 . Служебник, без первоначальных листов, писанный полу-уставом на бумаге, в 8 д. листа, на 405 листах; по письму относится к XIV–XVII веку. Переплет кожаный. 7 . Служебник, писанный весьма хорошим уставом в ¼ д. листа, на 186 листах; на 14 и 109 листах пергаменных во всю страницу нарисованы превосходно по золоту разными красками заставки; скреплен рукою Патриарха Никона . На обороте 180 листа. внизу подпись: «Мазал Андричина многогрешный». По письму и очертанию букв сей служебник писан в XV веке. Переплетен в корешок. 8 . Служебник, без первоначальных листов, писанный полу- уставом мелким, переходящим в скоропись, и крупным уставом в ¼ листа, на 229 листах. На заамвонной молитве на обороте 29 листа, читается: «Князем нашим», по письму и очертанию букв относится к концу XV или началу XVI века. Переплет кожаный. Ветхий.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

В течение столетий накопилось книг до 4000. Здесь имелось 5 пергаментных рукописей, из коих два служебника XIII и XIV века, одна минея и 1 октоих XV века. Особенно много накопилось списков евангелий (47), апостолов (33) и других богослужебных книг, а также житий святых и святоотеческих писаний. Красотою письма прежде всего отличаются рукописи, списанные основателем библиотеки священноиноком Досифеем. Все они написаны чистым полууставным почерком и подписаны рукою Досифея, изображавшего свое имя вязью в круге в форме печати. Таковы же рукописи, пожертвованные знатными и богатыми лицами, напр., Тактикон Никона Черногорца, пожертвованные митрополитом Макарием, Миротворный круг, пожертвованный митрополитом Исидором, Лицевая псалтирь, подаренная боярином Дмитрием Годуновым, Толковая псалтирь, пожертвованная патриархом Иоасафом. Жития преподобные Зосимы и Савватия, пожертвованные келарем Троицкой Лавры Александром Булатниковым, Сад спасения, в котором заключаются службы, житие и чудеса препод. Зосимы и Савватия, похвальные слова им, написанные в 1711 году при архимандрите Фирсе, на 1000 страницах, со многими зографными изображениями, с 5 наличниками на верхней доске и с серебрянными застежками. Еще более прекрасными заставками и разными другими изящными украшениями снабжены евангелия, псалтири и т.под. книги, особенно же жития препод. Зосимы и Савватия, из коих весьма многие снабжены изображением монастыря, и разных событий из истории его. Что касается до содержания рукописей, то в них, по заявлению специалистов, находятся почти все самые важные сочинения славянской письменности, как переводные, так и оригинальные, начиная с первых времен ее в Болгарии и Сербии. Из сочинений собственно русской письменности есть также почти все лучшие сочинения, начиная с поучений Луки Жидяты и преподобного Феодосия Печерского , и оканчивая поэмой «Петр Великий» Ломоносова. Видимо, братия Соловецкого монастыря весьма дорожила своим книжным богатством, и потому неоднократно были составляемы описи библиотеки.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

На листе 7 и далее идет помянник избиенных в царской опале: князя Владимира, монахини княгини Евдокии, Uoahha II и друг., оканчивая Алексеем (?Левкием) и Лукою. 452 ) Потом идет род Годунова (Владимир и Дионисий инок) и род старца Филарета Романовича (жившего во время составления синодика в Сийском монастыре), начиная с инока Нифонта и Евдокии и оканчивая инокинею Марфою и боярином Никитою. За сим идет род Шеиной Евфимии, начиная с Василия и оканчивая иноком Левкием, над коим надписано: Плещий Андрей. Далее идут краткие роды: Твердиковых, Никиты Строганова, р. архим. Иоанна, игумена Ионы, думного дьяка Григория Львова. Потом идут роды поселян: Комарова, Андрея Рыкалова, р. Едомских, р. диакона Герасима Новгородца, р. Семена Леонт. Вязмииина, р. Мехренжанина, где иерей Моисей называется «растрига», инок Сильвестр «чистый». На обороте 17 листа находится род князя Ив. Бор. Черкасского. В роде Стефана Казакова из Вологды Корнилий величается «Заслоною». Далее идет род старца Александра Булатникова, р. Государева иконника Исидора Поспеева. На листе 23 находится род князя Димитрия Михайловича Пожарского, а потом кн. Димитрия Петровича Пожарского, р. Ив. Ст. Рагозина, р. Уварова, р. подъячего Томила Некрасова, р. старца Антония по прозвищу Черкаса, р. черного попа Иосифа, Тимофея, р. игумена Игнатия Сийского монастыря, р. Никифора Козакова, р. Григория Никифорова Бычанинова Волжанина, р. старца Иннокентия, р. Задорина, р. старца Гурия Маркова, р. вдовы Феодосии Ивановны Павловской жены Волынского, р. боярина Бориса Ив. Морозова, р. боярина Ильи Даниловича Милославского. Причем указываются дни рождения разных лиц и памяти их, 453 р. Елизаровых, р. Романа Феодоровича Боборыкина, р. дьяка Ив. Ив. Калитина, р. протопопицы Нат. Сем. с Москвы, р. гостя Иоанна Буйкова, р. Ивана Колокольника – Казанца, р. Семена Васильевича Волынского, р. Феодора Т. Сычугова, р. Никиты Серг. Малодушкина, р. подьячего Дементия Иовлева, р. дьяка Ивана Аф. Колоколова, род дьяка Захарии Савина, р. Ивана Опухляка.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Раз явился ему искуситель в виде брата обители, с приглашением в обитель. Подвижник не хотел идти в путь, прежде чем совершит правило келейной молитвы, и стал на молитву. Но когда приводилось ему читать молитву Господню – Отче наш , мнимый брат выходил из кельи; подвижник изумлялся и продолжал молиться. Наконец, после нескольких опытов повторения той же истории, мнимый брат исчез без следа: а подвижник увидел, что если бы отправился он в обитель, то бурное море поглотило бы его. Царь Михаил, скорбевший о том, что не имеет наследника престола и узнавший о пр. Елеазаре от прежнего келаря лавры, а теперь подвижника Соловецкого Александра Булатникова, вызвал старца в Москву и просил молитв его. Старец сказал царю, что родится наследник, и после тёплой мольбы старца, в 1629 году родился царевич Алексей. Признательный царь Михаил до гроба своего благотворил Анзерскому скиту. Царь Алексий, по вступлении на престол, предписал строить каменный храм в скиту, начатый по воле отца его, но постройка которого была остановлена. Он желал видеть старца лично, и старец, уже дряхлый, опять был в Москве. Старец был обласкан царём. Но в Соловецкой обители негодовали на то, что Анзерскому скиту предоставлена была независимость от обители. Вследствие того не только не оканчивалось построение храма, невзирая на царский указ, но сам старец заключаем был в оковы и темницу 181 . Преподобный образовал из учеников своих строгих подвижников. Таков был Никодим, бывший преемником наставника своего в скиту; великий Никон также был учеником Елеазара. Когда сей анзерский скитник стал восходить со степени на степень власти и силы, он делал всё, что мог для покоя преп. Елеазара. Будучи митрополитом, писал он к архимандриту: «поберегите анзерских старцев, строителя и братию», и предписывал исполнить просьбу старца Елеазара – отпустить в его скит больничного старца Кирика 182 ; в 1655 г. патр. Никон выпросил у царя отпускать в анзерский скит более прежнего свеч, ладана, вина и муки для церковной службы; установил быть 17 братиям в скиту и послал от себя серебряные оклады на икону и дары скитникам деньгами и рыбой. Св. старец скончался, после 40 летних подвигов, янв. 13 д. 1656 г. Память его чтится местно 183 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Подвижник не хотел идти в путь, прежде чем совершит правило келлейной молитвы, и стал на молитву. Но когда приводилось ему читать молитву Господню – Отче наш , мнимый брат выходил из келлии; подвижник изумлялся и продолжал молиться. Наконец, после нескольких опытов повторения той же истории, мнимый брат исчез без следа: а подвижник увидел, что если бы отправился он в обитель, то бурное море поглотило бы его. Царь Михаил, скорбевший о том, что не имеет наследника престола и узнавший о пр. Елеазаре от прежнего келаря лавры, а теперь подвижника Соловецкого Александра Булатникова, вызвал старца в Москву и просил молитв его. Старец сказал царю, что родится наследник, и после теплой мольбы старца, в 1629 году родился царевич Алексей. Признательный царь Михаил до гроба своего благотворил Анзерскому скиту. Царь Алексий, по вступлении на престол, предписал строить каменный храм в скиту, начатый по воле отца его, но постройка которого была остановлена. Он желал видеть старца лично, и старец, уже дряхлый, опять был в Москве. Старец был обласкан царем. Но в Соловецкой обители негодовали на то, что Анзерскому скиту предоставлена была независимость от обители. Вследствие того не только не оканчивалось построение храма, не взирая на царский указ, но сам старец заключаем был в оковы и темницу. 92 Преподобный образовал из учеников своих строгих подвижников. Таков был Никодим, бывший преемником наставника своего в скиту; великий Никон также был учеником Елеазара. Когда сей анзерский скитник стал восходить со степени на степень власти и силы, он делал все, что мог для покоя преп. Елеазара. Будучи митрополитом, писал он к архимандриту: «поберегите анзерских старцев, строителя и братию», и предписывал исполнить просьбу старца Елеазара – отпустить в его скит больничного старца Кирика 93 ; в 1655 г. патр. Никон выпросил у царя отпускать в анзерский скит более прежнего свеч, ладана, вина и муки для церковной службы; установил быть 17 братиям в скиту и послал от себя серебряные оклады на икону и дары скитникам деньгами и рыбой.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Прекрасный пример — храм Торжества Православия на Алтуфьевском шоссе, где игумен Сергий (Рыбко) своими силами поднимает величественный собор. Храмовый комплекс в Раеве, где настоятель протоиерей Сергий Теплов воздвигает красивый храм и замечательный по своей архитектуре комплекс приходских зданий, созданный в лучших традициях древнерусского зодчества. Масштабная работа по сбору средств продолжается протоиереем Димитрием Арзумановым в Жулебино, который строит храм на 1000 человек по индивидуальному проекту в честь Сретения Господня на Саранской, протоиереем Игорем Федоровым (Введенский храм на 1000 человек на улице Южнобутовская, 62-66). Хотелось бы также отметить труды иерея Иоанна Холкина, настоятеля строящегося храма Покрова Пресвятой Богородицы на пересечении улиц Тамбовская и Ясеневая, и протоиерея Виталия Тогубицкого, настоятеля строящегося храма Николая Чудотворца на Булатниковском проезде, 8А. Есть положительные примеры и по временным храмам. Это иерей Тимофей Куропатов (храм Царя-страстотерпца в Аннино), иерей Алексей Петухов (храм Всех преподобных отцев Киево-Печерских в Старых Черемушках), иерей Михаил Сергеев (храм Жен-мироносиц в Марьинском парке), иерей Павел Гумеров (храм Петра и Февронии в Марьино), протоиерей Георгий Крылов (храм Новомучеников и исповедников Российских в Строгино), иерей Алексий Митюшин (храм Живоначальной Троицы на Святоозерской улице), иерей Алексий Довгополый (храм священномученика Ермогена, патриарха Московского, на Уральской), иерей Илья Кочуров (храм святителя Спиридона на Барклая), протоиерей Димитрий Синицын (храм Матроны Московской на улице Софьи Ковалевской), иерей Матфей Хаустов (храм Благовещения в Царицыно), иерей Александр Мелин (храм в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Каховке) и иерей Игорь Шаров (храм святых праведных Симеона Богоприимца и Анны пророчицы). Благодаря высокой пастырской ответственности эти священники приложили все свои силы, чтобы обеспечить в самые кратчайшие сроки установку на вверенных им участках новых часовен.

http://patriarchia.ru/md/db/text/3777077...

Знаменитый келарь Авраамий Палицын писал тогда свои сказания о Смутном времени. Отец Герман Тулупов работал над новой редакцией " Четьих Миней». Среди духовенства и братии жили известный справщик и апологет о. Наседка, о. Александр Булатников, автор жития Елизария, видный грамматик и тоже справщик Арсений Глухой 2051 . Здесь, в лавре, Иван встретился с русской культурной элитой, познакомился с национальной православной идеологией. Вероятно, в этом кругу Иван научился больше, чем его будущие союзники по оппозиции Никону, ценить духовное единство страны и Церкви. Отсюда же, надо предполагать, Неронов вышел, еще больше уверившись в необходимости христианского обновления Руси. Ведь недаром его современники считали, что тяжелые годы Смутного времени были Божиим испытанием и наказанием за грехи. Иван вернулся в Никольское диаконом и скоро стал священником, но бывшему дьячку было трудно стать там достаточно авторитетным, и он скоро ушел в Нижний Новгород. В Нижнем о. Иван обосновался в заброшенной маленькой церкви Воскресения Христова. Здесь о. Иван начал свое большое миссионерское дело христианского возрождения. Он читал Слово Божие и Святых отцов и другие»божественные книги с рассуждением, и толковал все таинства и зело просто слушателям простым«. Он часто обходил город,»нося с собою книгу святителя Иоанна Златоуста , возвещая всем путь спасения«. Проповедь и толкование Слова Божия были тогда мало распространены, и пламенный призыв о. Ивана вести жизнь, достойную христианина, нашел глубокий отклик среди народа. Вдохновенная служба, личная строгая жизнь, безграничная доброта ко всему, что не грех , бессребреничество укрепляли его авторитет, и скоро он завоевал весь Нижний. Энтузиазм, личное смирение, умение подойти и объяснить учение Христа простому русскому человеку сделали о. Ивана новым апостолом Православия; население поняло его и пошло за ним. Он организует помощь бедным, образует сестричество, а его жена протопопица ведет работу среди женщин и девушек. Но самое главное было то, что о.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Иринарх же, на одре смертном, пред соловецкой братией произнёс: «брат мой духовный Елеазар сегодня отправляется из своего скита в нашу обитель и желает прибыть прежде моей кончины, но, по воле Божией, уже не увидит меня в живых». При новом соловецком игумене Макарии, грамотою 7 февраля 1628 года, число братства в Анзерском ските определено в 12 человек и на это число повелено отпускать, чрез Соловецкий монастырь, из доходов Двинской области – на одежду по 2 р. на человека, на содержание по три четверти ржаной муки, по осьмине овса, солоду, по полуосьмине круп и толокна; на церковные расходы – пуд воску, три ведра красного вина, 10 фунтов ладана, на просфоры – по четверти пшеничной муки, и кроме того 5 руб. на дрова. Благодаря такой заботливости царя Михаила Феодоровича, материальное положение анзерских пустынников было обеспечено. Милостивое расположение царя к Анзерскому скиту увеличилось ещё более со времени счастливого события в царском семействе. В беседе с Александром Булатниковым, царь выразил ему свою скорбь, что не имеет по себе наследника, прибавив: «кто бы мог помолиться, чтобы Господь разрешил наше неплодие?» «Есть, государь», отвечал старец, «в твоей державе один подвижник, которого молитву, верую, услышит Господь Бог», и рассказал о жизни и подвигах Преподобного Елеазара. Благочестивый царь обрадовался этой вести и послал просить пустынника в Москву. Препод. Елеазар отправился. В первой же беседе с ним царь открыл цель приглашения его. Подвижник, утешая царя, сказал: «по вере вашей Господь Бог не оставит вас без наследника престола». Государь принял эти слова за предсказание и оставил старца в Чудовом монастыре в ожидании исполнения. Скоро Господь утешил царя, даровав ему сына Алексея (1629 г.). Рождение царевича принесло царскому дома, радость и торжество. Не был забыт при этом и анзерский пустынник, пребывавший в Чудовом монастыре. Царь, призвав к себе Елеазара, предлагал ему почести и чины духовные, но смиренный подвижник отказался от лестных предложений, намереваясь окончить свою жизнь в пустынном уединении.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010