Лета 7173 (1665) июня 18 дня колокол сей лит в дому Святыя Троица Сергиева монастыря при архимандрите Иоасафе, и при келаре старце Аверкие да при казначее старце Леонтие с братиею. 345 . (167). На третьем колоколе с двуглавым орлом, в окне к академическому корпусу: Лета 7157 (1649) маия в 21 день, при благоверном Царе и Великом Князе Алексее Михаиловиче всея Русии, и благоверной Царице и Великой Княгине Марии Ильинишне, и при благоверном Царевиче Дмитрие Алексеевиче всея Русии, в Троицком Сергиеве монастыре при архимандрите Адриане, и при келаре старце Симоне и при казначее старце Каллинике, перелит старый колокол, а прибавку медь монастырская, а лил колокол Троицкой мастер Игнатей. 346 . (168). На четвёртом колоколе, рядом с предыдущим: Лета 7106 (1598)-го сей колокол поставил в дом Живоначальныя Троицы преподобнаго Сергия раб Божий чернец Варсонуфей Екимов. Азбучный указатель личных имен по нумерам А Авдий Авксентьев, Московский торговый человек, 322. Аверкий Иванов, строитель Богоявленского монастыря в Москве, потом Троицкий келарь, 267, 312, 341, 344. Авраамий, митрополит Рязанский, 314. Авраамий Палицын, Троицкий келарь, 51, 287, 301. Адриан, патриарх Московский, 13. Адриан, Троицкий архимандрит, 8, 12, 35, 148, 229, 345. Азарьин, Михаил Леонтьевич, 38, 319. Азарьин, Симон, Троицкий келарь, 8, 35, 229, 280, 300, 318, 342, 345. Александр Булатников, Троицкий келарь, 228, 236, 299, 329, 335. Алексеев, Михаил Иванов, 28. Алексей, митрополит Всероссийский, 49. Алексей Алексеевич, царевич, 12, 72. Алексей Михайлович, царь, 4, 6, 12, 30, 72, 76, 164, 230, 236, 321, 345. Алексей Петрович, царевич, 13. Алтухов, Тит, подьячий, 314. Алябьев, Григорий, 340. Амвросий (Абросим), инок Троицкий, 190. Анастасия Романовна, царица, 86, 241. Андрей Владимирович, князь Радонежский, 133. Анна Алексеевна, царевна, 12. Анна Григорьевна (Васильчикова), царица, жена царя Uoahha IV, 83 . Анна Михайловна, царевна, 12, 30, 76, 236. Антип Крутецкий, священноинок Богоявленского монастыря, 312.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

228 (281). На кадиле серебряном ложчатом чрез место золочёном, с плетёными пятью цепочками, по краю вокруг резная надпись: Лета 7137 (1629) года дала сие кадило в дом Живоначальныя Троицы преподобным Сергию и Никону княгиня Анна Васильевна, по муже своем по болярине князе Дмитрие Тимофеевиче Трубецком, по себе и родителех своих. На крышечке продолжение надписи: месяца септеврия в 1 день, при архимандрите Дионисии, и келаре старце Александре Булатникове, и казначее Пафнутье. 229 . (282). На кадиле серебряном ложчатом, с тремя цепочками кольчатыми и с 4 горошчатой, по краям верхней и нижней чашки вокруг резная надпись: Сие кадило старое церковное переделано на ново, а прибавлено к старому серебра церковнаго же, серебра 63 золотника, а переделано кадило сие во сто 57 (1649) году, при архимандрите Андреяне, да при келаре старце Симоне, да при казначее старце Каллинике. 230 . (283). На кадиле серебряном ложчатом, на верхней чашке с изображением Святой Троицы и преподобных Сергия и Никона, по краям верхней и нижней чашки вокруг резная надпись: Лета 7169 (1661), при державе Государя Царя и Великаго Князя Алексея Михаиловича, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, построил кадило в дом Пресвятыя Троицы и к великим чюдотворцем Сергию и Никону в Казанской монастырь старец Иона Красейской, вечна ради поминка по своих родителях и по своей души, при строителе старце Мисаиле Тольском. 231 . (288). На ладоннице серебро-золочёной, теремчатой, шестигранной, с резными изображениями Деисуса, двух Ангелов и преподобного Сергия, на круглом поддоне надпись: 149 (1641) году дал в дом Живоначальныя Троицы и великих чюдотворцев Сергия и Никона сию ладоницу Василий Федорович Янов по дочери своей Евдокее девице. ж) На водосвятных чашах и кропиле 232 . (403). На сосуде для водоосвящения серебряном вокруг по краю резная позлащённая надпись: 7089 (1581) году, при благоверном Государе Великом Князе Иване Васильевиче всея Руси, и при чадех его Царевиче Иване Ивановиче, и при Царевиче Федоре Ивановиче, дал в дом Живоначальныя Троицы и пречистой Богоматери, великим чюдотворцам Сергию и Никону, при архимандрите Ионе, при келаре Евстафии, чернец Варсанофий Якимов Галичанин вкладу в церковь в олтарь чашу просвиры носити и на освящение водам, написать старца Варсонуфия в синоник вечно.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Говоря же о Повести, следует сказать, что инока Мисаила, очевидно, можно отнести к числу авторов Древней Руси, который потрудился в агиографическом жанре. Помещение Митрополитом Макарием Повести о кончине князя Василия III во владычный летописный свод 1539 года, а затем и в августовский том Великих Четьих Миней позволяет предполагать о связях автора Повести со святителем Макарием. Несомненно, необходимы дальнейшие разыскания о жизненном пути старца Мисаила, о его книжных вкладах и интересах. Остается добавить, что труд старца Мисаила не остался единственным в истории древнерусской литературы. Аналогичная «государева» Повесть, посвященная первому царю из династии Романовых, была известна еще исследователям XIX века, но, к сожалению, остается до сих пор неопубликованной. «Повесть о кончине царя Михаила Феодоровича», так же как и все подобные произведения, была написана вскоре после его кончины (†1645). Однако в ней, судя по всему, очень сильно общественное звучание событий того времени. Вслед за царем вскоре скончалась и царица, а перед этим расстроился брак царевны Ирины Михайловны с датским королевичем Вальдемаром, так как он не стал принимать Православие. Автор Повести пишет: «Тот окаянный королевич жив и здоров остался и никакой тщеты не сотворилось ему, а нам, православным Христианом, не благо явилось – царя и царицы лишились. Точно по смерть самодержца и самодержици приходил окаянный» 1372 . Келарь Троице-Сергиевой обители – старец Адриан Ангелов Обитель преподобного Сергия, игумена Радонежского (†1392; пам. 25 сент.) взрастила в течение веков сонм святых иноков и подвижников благочестия. Подобно дивным птицам, которых преподобный Сергий узрел в видении, бесчисленные насельники Троицкого монастыря несли в нем различные подвиги, сохраняя заветы родоначальника обители. Здесь были и известные в русской истории XVI–VII вв. келари 1373 обители: старцы Адриан Ангелов, Евстафий Головкин (1571–1593; †1603) 1374 , Авраамий Палицын (1609–1620; †1626) 1375 , Александр Булатников (1622–1641; †1655) 1376 , Симон Азарьин (1646–1653; †1665) 1377 , Арсений Суханов (1655–1659; †1668) 1378 . Менее всего изучена деятельность первого из них – старца Адриана Ангелова 1379 . Только академик Н. К. Никольский собрал краткие сведения о нем и связанных с ним книгах 1380 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Неподалеку от залива, рядом с ц. свт. Николая Чудотворца (в 1583 была перенесена из Соловецкого мон-ря на Анзерский о-в для окормления солеваров и рыбаков), преподобный поставил себе келью. В это время с Е. подвизались неск. соловецких иноков: духовный отец Е. иером. Фирс, иером. Варлаам (в 1621 ставший 1-м настоятелем (строителем) Анзерского скита), Кирилл, Феофил. Со временем число отшельников увеличилось. Находясь по монастырским делам в Москве ок. 1619/20 г., соловецкий игум. Иринарх ходатайствовал перед царицей-инокиней Марфой о строительстве на Анзерском о-ве для живших там пустынников храма, в ответ на эту просьбу, поддержанную троицким старцем Александром (Булатниковым) , царица-инокиня пожаловала 100 р. 18 марта 1620 г. патриарх Московский и всея Руси Филарет послал грамоту Новгородскому митр. Макарию об устройстве на Анзерском о-ве ц. во имя Св. Троицы с приделом во имя прп. Михаила Малеина (небесного покровителя царя Михаила Феодоровича ), такого же содержания грамота была дана 12 июля соловецкому игум. Иринарху; из Москвы были отправлены для храма церковная утварь, иконы и книги. 20 янв. 1621 г. царь Михаил Феодорович пожаловал анзерским пустынникам грамоту, в которой разрешал строительство на острове Троицкой ц. с приделом во имя прп. Михаила Малеина и устройство при церкви «скитского монастыря» с 11 насельниками и с настоятелем-иеромонахом. Скит, согласно царской грамоте, должен был подчиняться Соловецкому мон-рю, не мог иметь угодий (земель, варниц, рыбных ловель и др.), на содержание скитян царь выделил часть от «двинских доходов». Деревянная Троицкая ц. с приделом прп. Михаила Малеина была освящена в скиту в 1621 г. В 1635 г., после неудачного нападения разбойников на Анзерский о-в, царь повелел двинскому воеводе Г. А. Плещееву охранять остров и пустынножителей. Преподобные Зосима Соловецкий и Елеазар Анзерский. Фрагмент иконы «Собор Соловецких святых». 2005 г. (ц. вмч. Георгия Победоносца в Яндове, Москва) Преподобные Зосима Соловецкий и Елеазар Анзерский.

http://pravenc.ru/text/189679.html

Келарь Троице-Сергиевой обители старец Адриан Ангелов Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 5, 1995 4 февраля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 5, 1995 Обитель преподобного Сергия, игумена Радонежского (†1392; пам. 25 сент.) взрастила в течение веков сонм святых иноков и подвижников благочестия. Подобно дивным птицам, которых преподобный Сергий узрел в видении, бесчисленные насельники Троицкого монастыря несли в нем различные подвиги, сохраняя заветы родоначальника обители. Здесь были и известные в русской истории XVI—XVII вв. келари[ 1 ] обители: старцы Адриан Ангелов, Евстафий Головкин (1571—1593; †1603)[ 2 ], Авраамий Палицын (1609—1620; †1626)[ 3 ], Александр Булатников (1622—1641; †1655)[ 4 ], Симон Азарьин (1646—1653; †1665)[ 5 ], Арсений Суханов (1655—1659; †1668)[ 6 ]. Менее всего изучена деятельность первого из них — старца Адриана Ангелова[ 7 ]. Только академик Н. К. Никольский собрал краткие сведения о нем и связанных с ним книгах[ 8 ]. Довольно необычно фамильное прозвище троицкого келаря. У С. Б. Веселовского имеются интересные сведения, возможно, проливающие свет на происхождение старца Адриана: “Ангеловы Эммануил и Иван, греки, выехавшие в Россию в свите кн. Софьи Палеолог. Ср. селение Ангелово под Москвой”[ 9 ]. Очевидно, до своего пострига он был женат и у него был сын Димитрий[ 10 ]. Можно предположить, что монашество он принял в Троицкой обители, где в 1550—1560-е гг. был келарем[ 11 ]. Источники того времени свидетельствуют о его трудах на благо монастыря преподобного Сергия, встречается его имя и в описании церковных событий середины XVI в. В 1553 г., как сообщает летопись, на Руси “прозябе ересь и явися шатание в людех в неудобных словес о Божестве”[ 12 ]. После соборных разбирательств в Москве еретики были осуждены. Среди осужденных находился также Артемий, бывший Троицкий игумен (1551 г.), сосланный после Собора в Соловецкий монастырь. В соборной грамоте, посланной на Соловки, подробно описываются лжемудрования еретиков XVI в. Келарь Адриан Ангелов, несомненно знавший Артемия, свидетельствовал на Соборе о некоторых его заблуждениях. О его возражениях келарю на Соборе было сказано: “…да и сам Артемий на Соборе против Андрияновых речей отвечал негораздо”[ 13 ].

http://pravmir.ru/kelar-troice-sergievoj...

пересечение ул.Михневская и Михневского проезда Религиозная организация «Подворье Патриарха Московского и всея Руси – храм Входа Господня в Иерусалим в Бирюлёво г.Москвы Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» священник Михаил ПОТОКИН Указ 01/569 от 30.12.2011г. пересечение Тамбовской и Ясеневской ул.   Религиозная организация «Подворье Патриарха Московского и всея Руси – храм Покрова Пресвятой Богородицы в Орехово-Борисове Южное г.Москвы Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» священник Иоанн ХОЛКИН Указ 01/431 от 30.11.2010г. Ореховый бульвар, вл. 41 (напротив)   Религиозная организация «Подворье Патриарха Московского и всея Руси — храм Похвалы Пресвятой Богородицы г. Москвы Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» протоиерей Михаил Авраменко Указ 01/558 от 28.11.2012г. Булатниковская ул., напротив вл.2   Религиозная организация «Подворье Патриарха Московского и всея Руси — храм Сретения Господня г. Москвы Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» протоиерей Дмитрий КОНЮХОВ Указ 01/562 от 28.11.2012г. пересечение ул. Борисовские пруды и Наташинской ул. Религиозная организация «Подворье Патриарха Московского и всея Руси — храм сщмчч. Власия и Харлампия г. Москвы Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» священник Дмитрий КУЗЬМИН Указ 01/564 от 28.11.2012г. ул.Красного Маяка, вл. 19 (напротив) РО«Подворье Патриарха Московского и всея Руси – храм свт. Киприана епископа Московского в Чертанове г.Москвы РПЦ (МП)» священник Александр ИВАНЧЕНКО   Указ У- 02/13 от 03.12.2013г. Ул. Чертановская, вл. 2 Местная РО Православный приход храма Державной иконы Божией Матери в Чертанове, гор. Москвы. Московской епархии РПЦ (МП) игумен Митрофан ГУДКОВ Указ 3907 от 02.10.1996г Варшавское ш., мкр.18, рядом со ст. м. «Аннино» РО «Подворье Патриарха Московского и всея Руси – храм Святого страстотерпца Царя Николая IIb Южном Чертаново г.Москвы РПЦ (МП)» священник Тимофей КУРОПАТОВ Указ У- 02/9 от 03.12.2013г. ул.Ак. Миллионщикова, вл.31

http://pravmir.ru/doklad-svyateyshego-pa...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДАМИАН (Диомид Иерофеевич, в схиме Диодор; между 1586 и 1593, с. Турчасово Каргопольского у.- 27.11.1633, Каргополь), прп. (пам. 20 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), Юрьегорский, Каргопольский, основатель Троицкого Юрьегорского мон-ря в Каргопольском крае (совр. Пудожский р-н Карелии). Сведения о Д. содержатся в его Житии, составленном в сер. XVII в., а также в посвященном Д. рассказе в «Повестях о соловецких пустынножителях» (кон. XVII в.). Выделяют 4 редакции Жития Д.: Первоначальную, Распространенную, Сокращенную и Краткую. Первоначальная редакция была составлена предположительно в 1641-1648 гг., ее авторами могли быть Александр (Булатников) и прп. Елеазар Анзерский. Повествование о пребывании Д. на Соловках в Житии вторично, оно восходит к «Повестям о соловецких пустынножителях». Д. родился в благочестивой семье Иерофея и Марии. В родном селе святого с 1559 г. существовало подворье Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря . К концу жизни отец Д. принял постриг в Соловецкой обители, там же принял монашество и неизвестный по имени родной брат Д. В возрасте ок. 15 лет с благословения родителей Диомид стал послушником в Соловецком мон-ре, по свидетельству Жития, трудился «в келарских и прочих службах и послушание имея неразсудне, и любим всеми бысть». В 19 лет юноша принял постриг с именем Дамиан от игум. Соловецкого мон-ря Антония (это произошло между 1605 и 1612, когда игум. Антоний возглавлял обитель). Духовным наставником Д. стал опытный старец иером. Иосиф, выходец из Новгорода. Прп. Дамиан Юрьегорский. Фрагмент иконы «Собор Русских святых». Нач. XIX в. (НКПИКЗ) Прп. Дамиан Юрьегорский. Фрагмент иконы «Собор Русских святых». Нач. XIX в. (НКПИКЗ) Услышав от иером. Иосифа рассказы о подвигах прп. Андрея Соловецкого и др. соловецких пустынножителей, Д. решил последовать их примеру и тайно ушел из мон-ря в глубь Б. Соловецкого о-ва. Инок пробыл в пустыне 40 дней в поисках подходящего места для пещеры. Д. также хотел встретить отшельника, к-рый благословил бы его на пустынническое житие. Инок изнемог от голода, питаясь травой и водой. Соловецкие монахи обнаружили Д. лежащим под деревом и решили, что он мертв. На носилках инока принесли на монастырское подворье, где он пришел в себя.

http://pravenc.ru/text/168756.html

В Коломенском также выставлен образ Преподобного Сергия из иконостаса, поступившего в музей из капотненского Богородицерождественского храма . «Иконостас там был необычный – из двухчастных икон, - поясняет Мария Послыхина. – На нижних – столпники, на верхних – преподобные». К сожалению, в музейных фондах иконостас сейчас находится лишь частично. Вместе с иконой преподобного Сергия Радонежского и Симеона Столпника в экспозиции размещен аналог – преподобный Никон Радонежский и Никита Столпник. В том числе это сделано и для сравнения. В отличие от первой только что восстановленной иконы, вторая, чуть желтоватого фона – в позднейших записях. Ее реставрация только предполагается.   Три других интересных экспоната выставки в Коломенском Царские врата с сенью, столбики, «коруна», кронштейны «Руки точеные» Резчик Троице-Сергиева монастыря Лев Иванов, 1633г. Происходят из Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря. Вклад келаря Троице-Сергиева монастыря Александра Булатникова (происходил из знатного боярского рода, принял монашеский постриг в Соловецком монастыре) Текст на карнизе столбиков: «Лета 1633 году при государе царе и великом князе Михаиле Федоровиче всеа России и при великом государе Святейшем Патриархе Филарете Никитиче Московском и всеа России Сергиева монастыря келарь старец Александр Булатников по себе и по своих родителех в наследие вечных благ сии царские двери дал вкладом в дом всемилостивого Спаса и великих чюдотворцев Зосимы и Саватея в Соловецкий монастырь по обещанию своему Живоначальные Троицы Сергиева монастыря Лев Иванов резец сын». Плита белокаменная с изображением креста 1698 – 1700. Из церкви преподобного Сергия Радонежского по ул. Большая Дмитровка в Москве. Белый камень, теска, резьба. Экспонируется впервые. Синодик окольничьего Ивана Андреевича Милославского Киржач. 1650-е годы. Бумага, картон, краска, чернила, тушь, перо. Происходит из Киржачского Благовещенского монастыря В 1358 году Сергием Радонежским был основан Киржачский Благовещенский монастырь (ныне — территория Владимирской обл.) Прожив в обители на Киржаче четыре года, Сергий Радонежский вернулся в Троицкий монастырь, оставив настоятелем своего ученика иеромонаха романа, который был первым игуменом до 1392г. В 1656г. Боярин Иван Андреевич Милославский, родственник первой жены Алекскея Михайловича, построил в монастыре усыпальницу рода Милославских, представители которой упоминаются в монастырском синодике.

http://e-vestnik.ru/culture/yubileynye_s...

В 1620 году игумену соловецкому преподобному Иринарху случилось быть в Москве. Когда он пришел к матери царя Михаила Феодоровича ино­­кине Марфе Иоанновне просить о нуждах своего монастыря, она спросила его об Ан­зер­ском острове и подвижниках его. Игумен сказал, что остров очень удобен для пустынножительства. «Можно ли поставить там церковь?» — спросила Марфа Иоанновна. Игумен ответил, что это удобно, и получил на устройство храма 100 рублей, книги, ризы и иконы. Начальником одиннадцати анзерских пустынников был в то вре­мя иеромонах Варлаам. При нем и построена была в Анзерском скиту дере­вянная церковь во имя Живоначальной Троицы с приделом во имя препо­добного Михаила Малеина (Ан­гела царя). Около 1625 года преподобный Елеазар является начальником скитян. Без сомнения он превосходил учеников своих духовными дарованиями, напри­мер, даром прозорливости. Так, когда приблизилась кончина соловецкого игумена преподобного Ири­нарха, преподобному Елеазару было открыто об этом от Господа. Тогда святой возвестил братии своей, что его друг и собеседник о Господе Иринарх уже кончается, что он спешит к нему, но уже не увидит его в живых. А преподобный Иринарх, в свою очередь провидя, говорил братии: «Духовный мой брат Елеа­зар плывет морем, стараясь застать меня в живых, но смотрением Божиим не застанет». Так это и сбылось. Мало-помалу молва о подвижнической жизни преподобного вышла далеко за пределы Поморского края и дошла даже до царского дворца. Царь Михаил Феодорович, весьма сильно скорбевший о том, что он не имеет наследника, однажды в беседе с соловецким пострижеником келарем Троицкой лавры Александром Булатниковым спросил его: «Нет ли среди вас такого праведного мужа, который бы разрешил нашу печаль?» Александр же, зная великое дерзновение к Богу преподобного Елеазара, ответил царю: «Есть такой муж в твоей державе и, надеюсь, он может испросить вам у Бога сына». Затем подробно рассказал о святом. Царь обрадовался и послал к преподоб­ному Елеазару самого Александра с приказанием привести его с собою в Москву. Пре­подобный прибыл в Москву и с честью был принят при дворе.

http://pravicon.com/info-2290

Царь, не смотря на близость к нему Никанора, как настоятеля любимого монастыря, вероятно, не был к нему слишком привязан; Никанор не мог заменить ему Никона и напоследок стал не приятен ему, как слишком увлекающийся в противлении новым церковным порядкам, против которых царь лично не имел предубеждения. А без благоволения царского Никанору нечего было и делать в Москве. Можно было, пожалуй, встретить оскорбление и презрение от окружающих царя немногих почитателей Никона. И вот он, как человек далеко не глупый, хитрый и осторожный, презирающий всех, кто не смотрит на вещи его глазами, – жаждущий деятельности, славы и мщения отправляется в Соловки к своей любимой духовной братии, чтобы с ними за одно постоять за веру древне православную. Он прибыл в монастырь «желанием безмолвного отишия объятый» в 1660 г. 154 , и принятый от братии с радостью поселился там навсегда 155 . Никанор начал действовать в монастыре осторожно и обдуманно: он не хотел вмешиваться в монастырские внешние дела, не добивался чести быть между членами собора, подобно Александру Булатникову, хотя бы в этом ему вероятно отказа не было; он не брал на себя роли главного действующего в монастыре лица даже в то время, когда не стало в монастыре настоятеля, т.е. после отъезда Варфоломея в Москву в 1666 году. Но несмотря на это, он в монастыре скоро приобрел на всех такое влияние, что все делалось по его планам и желаниям; он был душой братии-старообрядцев, иначе – духовным старцем над всеми старцами. Достаточно было забраться в среду простодушного Соловецкого братства одному такому человеку, чтобы поднять всех на защиту мнимо гонимой православной веры. Но Никанор был в монастыре далеко не один. Кроме других пришельцев – Аввакумовых и Лазаревых учеников в монастыре было множество еще опальных, сосланных в смирение, между коими была большая часть старообрядцев, притом из одного с Никанором Саввинского монастыря. В последнее время этого периода Соловецкого возмущения ссыльных в монастыре было «человек с сорок».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vozmushh...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010