Церковь преподобных Зосимы и Савватия в комплексе " Монастырь Троице-Сергиева лавра " является объектом культурного наследия федерального значения (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. 1327, Указ Президента России от 20.02.1995 176). Источник: каталог " Памятники архитектуры Московской области " , т.2., М., Стройиздат, 1999 г. Кирилл Аминов, 08 апреля 2015 г. Храм в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (1635-1637) В 1635-1637 гг. с западной стороны монастыря, на пути от Каличьих ворот к Троицкому собору, стараниями келаря Александра (Булатникова) была возведена шатровая церковь во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. С именем келаря Александра, выходца из Соловецкого монастыря, связаны большие строительные работы. В течение 20 лет (1622-1641) он восстанавливал и отстраивал Троицкий монастырь после разорительной 16-месячной осады обители польско-литовскими войсками в начале XVII в. Больничная церковь — единственный шатровый храм Лавры. Пояса кокошников, украшающие шатер, напоминают завершения фасадов древнейших храмов Лавры XV-XVI вв. Декор апсиды церкви, в виде выложенных из кирпича тяг и гирлянд с белокаменными вставками, напоминает апсиды Духовской церкви. Храм назван в честь основателей Соловецкой обители. Очевидно, форма завершения церкви во имя Соловецких чудотворцев была подсказана шатровой конструкцией главного храма Соловецкого монастыря — Преображенского собора (1558). Церковь во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, расположенная на высоком подклете, объединяет южные и северные двухэтажные палаты, известные по старым монастырским описям под названием Больничных. В середине XVII в. в Больничных палатах проживало до пятидесяти больничных старцев. В больничную церковь они попадали через западную паперть, не выходя на улицу. В 1743-1745 гг. Больничные палаты соединены с Казначейским корпусом и вместе с ним были скрыты со стороны соборной площади регулярным фасадом с наружной галереей на каменных арках. О месторасположении палат напоминал тогда лишь шатер церкви. В 1938-1950 гг., под руководством архитектора И.В. Трофимова, позднейший фасад был удален, а самим Больничным палатам возвращен их средневековый облик.

http://sobory.ru/article/?object=06571

400-летие Богородицкой Площанской пустыни отпраздновали в Брянской митрополии 22 июля 2020 г. 10:11 21 июля 2020 года, в праздник явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани, митрополит Брянский и Севский Александр совершил Божественную литургию в Богородицкой Площанской мужской пустыни в поселке Пчела (Брасовский район). В этом году обитель отмечает 400 лет со дня основания. Праздничное богослужение было организовано на площади Казанского собора, воссозданного к юбилею Площанской пустыни. Правящему архиерею сослужили благочинный монастырей Брянской епархии игумен Даниил (Цупиков), наместник Свенского Успенского монастыря игумен Алексий (Тюрин), настоятель Белобережской Иоанно-Предтеченской пустыни игумен Глеб (Шматов), настоятель Богородицкой Площанской пустыни игумен Леонид (Лушкин), насельник обители иеромонах Митрофан (Биченков), благочинный Свенского Успенского монастыря иеромонах Диомид (Кузьмин), клирик храма в честь Вознесения Господня г. Брянска иеромонах Корнилий (Недбаевский), настоятель храма во имя святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских г. Брянска иерей Антоний Козлов, клирик Свято-Троицкого кафедрального собора г. Брянска иерей Сергий Балев. Песнопения исполнил хор кафедрального собора (регент — А.А. Бирюков). Проповедь перед причастием произнес иеромонах Диомид (Кузьмин), рассказав об истории возникновения Площанской пустыни. По окончании Литургии в честь престольного праздника по территории обители был совершен крестный ход. В завершение молитвенного шествия владыка Александр вознес молитву у чтимого списка Казанской иконы Божией Матери XVIII столетия. После богослужения главу Брянской митрополии приветствовал настоятель Площанской пустыни игумен Леонид (Лушкин). На молитвенную память о праздновании 400-летнего юбилея Площанской пустыни отец Леонид преподнес архипастырю Казанскую икону Божией Матери, написанную братией монастыря. Владыка Александр в поздравил всех собравшихся с торжеством. «На долю обители выпало много радостных моментов и милости Божией, но и выпали страдания, поругания, разрушения. В XX веке она была почти стерта с лица земли. Уже в 90-е годы прошлого столетия ныне здравствующий Преосвященный Сергий, епископ Великолукский и Невельский, тогда игумен Сергий (Булатников), с немногочисленной братией, любящей Бога, переживающей за судьбу своей Матери-Церкви, взялись за восстановление порушенной святыни. Плоды их трудов мы видим сегодня воочию. Видим труды и отца Леонида, который после того, как отец Сергий стал епископом Русской Православной Церкви, достойно продолжает то церковное послушание, которое на него возложено».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

V региональные образовательные Рождественские чтения «Традиционные ценности и современный мир» прошли в Брянске 17 января 2013 г. 18:38 16 января 2013 года в актовом зале Брянского духовного училища прошли V Брянские образовательные Рождественские чтения «Традиционные ценности и современный мир». Перед началом мероприятия епископ Брянский и Севский Александр совершил Божественную литургию в кафедральном Свято-Троицком соборе. За богослужением молились участники чтений, представители общественности и руководства области. Пленарное заседание открыл епископ Александр. В своем приветственном слове  архипастырь отметил, что для христиан духовно-нравственные ценности неразрывно связаны с заповедями Божиими. Советник по делам религий при заместителе губернатора области С.А. Гавриков огласил приветствие участникам чтений губернатора Н.В. Денина и выступил с докладом. В первой части заседания с докладами также выступили: Н.А. Сомова, начальник управления культуры Брянской области; И.И. Потворов, первый заместитель директора департамента общего и профессионального развития Брянской области; архимандрит Сергий (Булатников), настоятель Казанской Площанской пустыни; Г.С. Лукомская, заместитель председателя комитета по молодежной политике, физической культуре и спорту Брянской области; Л.П. Кузнецова, председатель комитета по делам семьи, охраны материнства и детства, демографии администрации Брянской области; С.В. Мироненко, заместитель начальника УФСИН по Брянской области. За усердные труды в религиозном воспитании и образовании подрастающего поколения епископ Александр наградил медалью преподобного благоверного князя Олега Брянского III степени ряд педагогов: учителя ОПК школы г. Брянска Л.А. Каршкову, учителя истории школы г. Брянска П.Ю. Иваничкину, учителя физики школы г. Брянска Л.С. Семакову, учителя русского языка и литературы лицея г. Брянска Е.И. Гогорян, учителя дополнительного образования Карачевского дома детского творчества Т.Г. Доронину. Во второй части заседания с докладами выступили: протоиерей Сергий Тимченко, заведующий отделом религиозного образования и катехизации; иерей Даниил Кузянкин, сотрудник отдела миссионерского служения; иерей Димитрий Алексашкин, заведующий отделом духовно-нравственного отдела воспитания молодежи; иерей Иоанн Выхованец, заведующий отделом по взаимодействию с общественностью; Т.А. Волкова, сотрудник отдела материнства и детства, медико-социального служения и церковной благотворительности; протоиерей Сергий Рысин, заведующий отделом материнства и детства, медико-социального служения и церковной благотворительности. По окончании заседания участниками чтений был принят итоговый документ . Завершилась работа V Брянских образовательных Рождественских чтений концертной программой — на сцене актового зала духовного училища выступил детский ансамбль «Калинушка».  Брянская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

Приведу список некоторых авторов «Русской народной линии»: архиереи: Предстоятель РПЦЗ митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион (Капрал), епископ Рашко-Призренский Артемий (ныне на покое), архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин, архиепископ Рязанский и Касимовский Павел, епископ Смоленский и Вяземский Феофилакт, викарий Санкт-Петербургской и Ладожской епархии, наместник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры епископ Выборгский Назарий (Лавриненко), викарий Витебской епархии епископ Друцкий Петр; ученые и богословы: доктор богословия, профессор Московской Духовной академии Алексей Ильич Осипов, заведующий кафедрой церковной истории Московской Духовной академии и семинарии кандидат богословия Алексей Константинович Светозарский, преподаватель истории Католической церкви и католического богословия в Московской Духовной академии, заведующий Издательским отделом Учебного комитета Русской Православной Церкви и МДА, кандидат богословия иеромонах Евфимий (Моисеев), доктор философских наук, профессор, академик Российской академии образования, член Союза писателей России Александр Аркадьевич Корольков; маститые священники: настоятель Казанской Богородицкой Площанской мужской пустыни архимандрит Сергий (Булатников), наместник Городецкого Феодоровского мужского монастыря игумен Августин (Анисимов), председатель Комиссии Санкт-Петербургской епархии по канонизации, профессор СПбДА, благочинный Центрального округа Санкт-Петербургской епархии, настоятель Князь-Владимирского собора, кандидат богословия протоиерей Владимир Сорокин, известный миссионер, настоятель новосибирского собора во имя святого благоверного князя Александра Невского протоиерей Александр Новопашин, ректор Уральского института бизнеса имени И.А.Ильина, доктор экономических наук, профессор протоиерей Александр Миняйло, настоятель храма св. апостолов Петра и Павла в Шувалово, ректор некоммерческого Института русской культуры протоиерей Николай Головкин, руководитель миссионерского отдела Архангельской и Холмогорской епархии протоиерей Евгений Соколов, руководитель Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии протоиерей Сергий Бельков, член Союза писателей России, настоятель храма Всех Святых в Красном Селе ( Москва ) протоиерей Артемий Владимиров, председатель отдела религиозного образования и катехизации Рязанской епархии протоиерей Сергий Рыбаков, заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета им. С.Есенина, настоятель Покровско-Татьянинского храма при РГУ, директор православной гимназии игумен Лука (Степанов), старейший клирик Русской Зарубежной Церкви протопресвитер Валерий Лукьянов и многие другие.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/06/14/ot...

Священные облачения: 1) Риза преподобного Зосимы из белого полотна с оплечьем шелковой материи; дана преподобному архиепископом новгородским при посвящении его в сан иеромонаха и игумена; 2) риза святителя Филиппа, митрополита московского, камчатной двуличной материи; 3) риза старца Александра Булатникова, келаря Троице-Сергиевской лавры, преемника Авраамия Палицына; 4) риза и стихарь, пожалованные государем царем Михаилом Феодоровичем; 5) две ризы, пожертвованные святейшим патриархом московским Иоасафом; 6) одна архимандричья и четыре иеромонашеских ризы, два стихаря диаконских, два причетнических с прочими принадлежностями к полному облачению, одежда на св. престол и жертвенник и на аналой и воздухи с покровцами из драгоценной золотой парчи, пожалованы благочестивейшим государем императором Александром Николаевичем и супругою его благочестивейшей государыней императрицей Марией Александровной в 1859 году; 7) покров на раку преподобного Савватия, пожертвован императрицей Марией Александровной, передан в обитель лично государем Александром Николаевичем в 1858 году; 8) воздухи и два покрова, пожертвованы царем Михаилом Феодоровичем; 9) покров на раку святителя Филиппа, пожалован царицею Прасковьей Феодоровной; 10) архимандричья митра, украшенная каменьями и жемчугом, пожалована царицею Прасковьею Феодоровною. Подлинные древние жалованные грамоты и документы: 1) грамота, данная Соловецкому монастырю новгородским архиепископом Ионой и боярами на вечное владение островами соловецкими, писана на пергаменте, за восемью свинцовыми печатями; 2) грамота по тому же предмету, данная в 1479 году великим князем Иоанном Васильевичем, дедом царя Иоанна Грозного, с сребропозлащенной чеканной печатью; 3) две вкладные записи от новгородской посадницы Марфы Борецкой на владение монастырю несколькими участками земли с деревнями и людьми; первая запись на имя бывшего игумена соловецкого Ионы, а вторая – на имя преподобного Зосимы Соловецкого; 4) грамота Никона, митрополита новгородского, пожалована в 1651 году, о преимущественном служении соловецким архимандритам полной архимандрической службой; 5) своеручное благодарное письмо святителя Димитрия, митрополита Ростовского, соловецкому архимандриту Фирсу с братией за присылку рыбы; 6) четыре письма своеручные святителя Филиппа, митрополита московского, писанные им из Москвы к соловецкой братии.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Закрыть itemscope itemtype="" > Впервые за шесть десятилетий совершено освящение православного храма в Ингушетии 16.10.2012 409 Время на чтение 3 минуты 14 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, архиепископ Владикавказский и Махачкалинский Зосима совершил великое освящение Покровского храма в станице Орджоникидзевской (Слепцовской) Республики Ингушетия и первую Божественную литургию в новоосвященном храме, сообщает Патриархия.Ru. Это первое освящение православного храма в Ингушетии за последние более чем 60 лет. Правящему архиерею сослужили настоятель Покровского храма г. Дербент протоиерей Николай Котельников, благочинный Свято-Введенского мужского монастыря г. Киева архимандрит Еразм (Правик), секретарь епархии священник Савва Гаглоев, наместник Спасо-Преображенского монастыря г. Муром игумен Варлаам (Пономарев), благочинный Магасского церковного округа, настоятель Покровского храма священник Сергий Мальцев, настоятель Свято-Георгиевского кафедрального собора г. Владикавказа священник Иоанн Сухов, священник Покровского храма ст. Слепцовской Александр Бочаров, протодиакон Димитрий Кондратьев, диаконы Петр Евстафьев и Даниил Булатников. За богослужением пел архиерейский мужской хор под руководством регента Рустика Фенченко. По завершении Литургии состоялся крестный ход с участием духовенства и многочисленных прихожан. У креста, сооруженного в память о некогда стоявшем здесь храме, была совершена лития по протоиерею Петру Сухоносову, многие годы являвшемуся настоятелем станичного Покровского прихода и злодейски убитому в 1999 году. По окончании богослужения архиепископ Зосима поздравил клириков Покровского храма с освящением церкви и благословил их на дальнейшее служение на благо Православной Церкви в Ингушетии. Обращаясь к пастве, иерарх выразил надежду, что новый храм станет очагом православной веры, благочестия и духовного просвещения. Поблагодарив строителей и всех тех, кто внес свой вклад в возведение храмового комплекса, правящий архиерей объявил о награждении архиерейскими грамотами наиболее отличившихся. Среди них — председатель Счетной палаты РФ С.В.Степашин, аудитор Счетной палаты С.Н.Рябухин, главный инспектор Счетной палаты А.Н.Усанов, лично присутствовавший на богослужении, игумен Варлаам (Пономарев), трудами которого было начато строительство храма, и настоятель Покровского храма священник Сергий Мальцев.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/10/16/vp...

Возвращаюсь к хронологии. В 1931 г. на остров родители ко мне не приезжали. Меня должны были отправить в Кемь и на Медвежью Гору, но я был «невыездной» (об этом выше). Свидание состоялось на Медвежьей Горе осенью. Соловецкий музей Самым примечательным для меня местом на Соловках был Музей. Многое в его существовании если не загадочно, то во всяком случае удивительно. Во главе Соловецкого общества краеведения в середине 20-х гг. стоял эстонец Эйхманс (его фамилию в воспоминаниях бывших соловчан часто пишут «Эйхман» – это неправильно). Человек относительно интеллигентный. Получилось так, что из заведующего Музеем он стал начальником лагеря, и при этом чрезвычайно жестоким. Но к Музею он питал уважение, и Музей даже после его отъезда вплоть до трагического лета 1932 г. сохранял особое положение. Сохранялся, в частности, Преображенский собор (пожар 1922 г. коснулся только его куполов). В нем блистал золотом великолепный иконостас, созданный на деньги, пожертвованные Петром Великим. Количество икон было около 200–250. В алтаре висело чудо резного искусства – сень. Сохранилась и надвратная Благовещенская церковь с основной музейной экспозицией. В журнале «Соловецкие острова» (1926, 2–3) напечатана статья В. Никольского «Иконографическое собрание Соловецкого монастыря». Из нее ясно: в алтаре Благовещенского собора (начат в 1596 г., окончен в 1601 г.) было более 500 икон. Среди них чудотворные – Сосновская и Славянская. Перед последней молился митрополит Филипп, когда был игуменом монастыря. На иконе была надпись: «Моление игумена Филиппа» (7 1/2 на 91/2 вершков с басменным окладом). Приписывалась монахами эта икона самому Рублеву. На левой руке Богоматери Младенец. Одной рукой Он касается щеки, другой старается обнять (тип Владимирской?). Где эта икона сейчас – не знаю. Врата в Благовещенской церкви были выполнены в 1633 г. по вкладу келаря Троице-Сергиевой лавры Александра Булатникова, и резал их «мастер лавры Аев Иванов». Это чудо искусства было уничтожено летом 1932 г. по требованию комиссии, приезжавшей на Соловки из Москвы и расправлявшейся со всеми остатками «монашеского дурмана».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Крилошанина старца Ионы Замарая. Старцев: Васьяна, Иова Поваренного. Печерского слуги Андрея Молоткова. Старца Антония Дрошина. Иноков: Никандра – воротник (146 об.), Антония – коровник, Герасима – хлеборез, (147) Герасима – воротник, Леонида – судоплат, Тарасия схим.-пономарь Изборской. Священника Герасима Гдовленина. Старца Галасея – пономоря. Троицкого дьякона Никифора. Андроньева монастыря архимандрита Макария. Иноков: Сава – стрелец (стр. 153), Селивестр из больницы. Попа Тимофея Патриня. Инок Антоний – подкеларщик. Печерского служки Григория Выежжаго. Диякона Аврамия Москвитина. Келаря старца Иакова Кодашевца. Инок Арсений Тисовский – ямщик. Благовещенского протопопа. Старцев: Сергия Псковитина, Андреяна Новоторжца. Архимандрита Рафаила. Кожина монастыря игумен Прохор. Дьячка Моложанския церкви. Печерский толмачь Никита. Инок схим. Илларион – келарь. Старца Исаия Печерского, постриженика Симонова монастыря. Настасеинского попа Георгия. Старца Андреяна Трясоголопова (164 об.). Старца Никона Кураки. Антониева монастыря изновагорода старца Киприяна. Псковитина старца Петра. Протопопа Устюга Великого Назария. Архимандрита Митрофана Печерского. Священноинока Исаия Столобинского. Каменского монастыря инок Селивестр. Елеазаровского монастыря крестьянина Давида. Старцев: Ефрема Псковитина, Герасима постриженика Мальского монастыря. Попа Козьмы Григорьева с Москвы, сзыванских ворот Спиридона Чудотворца. Тоя же церкви попа Никифора Михиева. Священноинока Варлаама Флягина. Печерского архимандрита Изосимы. Черного попа Пантеилеимона Печерского монастыря. Инок Михей схим. Печерский вкладчик 154 Кикимора. Святогорского Архимандрита Герасима. Старицы Марии Беляники Михайловского монастыря с Молоткова. Московского входо-иерусалимского попа Григория. «7165 (1657) Марта 17 побиты на Государеве службе под Печерским монастырём разных городов (поименовано всего 85 чел.) Священноинок диякон Рафаил-Тифинец. Старца Давида Гдовлянина. Пономоря Феодорита. Троицкого Сергиева монастыря старца Александра Булатникова.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

С 1925 по 1937 годы в храме размещался лагерный музей. Расписывался храм, начиная с 1864 года в течение почти 40 лет. За это время живопись неоднократно поновлялась. В росписях представлены ветхозаветные пророчества о Богородице: Лестница Иакова, Неопалимая Купина, виденная Моисеем, Руно Святого Гедеона, Видение Иезекеля; главные лица события Благовещения: Архангел Гавриил, Пресвятая Богородица, Святой Дух в виде голубя, а также Господь Саваоф, соловецкие и особо почитаемые на Севере святые. Росписи обрамляет растительный и геометрический орнамент. Работы по восстановлению интерьера Благовещенской церкви начались в конце 1970-х годов. Настенную живопись восстанавливали студенты Московского художественного училища имени 1905 года под руководством реставратора Ю.М. Егорова. Работы по восстановлению иконостаса проводились Соловецким НИиППК «Палата» (руководитель В. В. Сошин). Кооперативом «Палата» воссозданы и Царские врата. Они были даны вкладом в Соловецкий келарем Троице-Сергиева монастыря Александром Булатниковым на моление «по себе и по своим родителям в наследие вечных благ». Изготовлены Царские врата были в 1633 году резчиком Львом Ивановым из того же монастыря. Оригинал врат находится в музее «Коломенское». Образы для восстановленного иконостаса были созданы современными иконописцами. Лишь икона Спаса Нерукотворного – древняя. Она была написана в 1882 году на Соловках специально для этого храма. В 1939 году икону вместе с другими святынями вывезли в музей «Коломенское», там она находилась в действующем храме в честь Казанской иконы Божией матери, а в 1993 - вернули в возрожденный монастырь. 5 апреля 1992 года наместник монастыря игумен Иосиф (Братищев) совершил малое освящение надвратного храма. Он стал первым из исторических храмов обители, где после ее возрождения начали совершаться регулярные богослужения. 7 апреля 1992 года в надвратной церкви прошли первые в возобновленной обители монашеские постриги, а 22 августа того же года – первая хиротония. Совершил её Святейший Патриарх Алексий II. В тот же день прошло Великое освящение храма.

http://sobory.ru/article/?object=05748

Также многочисленны и разнообразны по формам наперсные кресты, резные по кости и дереву. Из них выделяется крест 25 русской работы XV века, резанный из дерева, двустворчатый, наподобие складня. С внутренней стороны его изображено: на левой створке в середине Спас в силах, над ним Троица, и под ним два ряда святых; на другой створке шесть праздников, на обороте левой створки тоже шесть праздников, а на оборотной стороне праздников – Знамение Божией Матери, окруженное херувимами, и святые. Крест 37 – серебряный, хорошей формы, но грубой резьбы, со вставленным над головою Распятого Христа миниатюрным резным из кости изображением Знамения Божией Матери; внизу надпись «бустрофедон» 294 : «пантелимоначюд» и затем вторая строка «ищомацровт» (т. е. «творца мощи»), – редкое явление для креста XV–XVI века. Интересны своей драгоценностью и тонкостью ювелирной работы панагии и кресты XVIII века, например, круглая бриллиантовая панагия 1744 года в серебряной оправе, с финифтевыми изображениями Нерукотворенного Образа и Владимирской Божией Матери, осыпанными бриллиантами и яхонтами, с круглой бриллиантовой подвеской, на оборотной стороне которой – эмалевый портрет императрицы Елизаветы Петровны. В Ризнице сохранилось также немалое количество церковной и трапезной серебряной посуды. Отметим несколько характерных предметов: две большие серебряные чаши – 11, для выноса просфор и водоосвящения, вклад старца лавры Варсонофия Якимова, галичанина, 1581 года, и 15, вклад келаря Александра Булатникова 1631 года, гладкая – 54 сантиметров диаметром; по верхнему краю ее идет широкая гравированная надпись красивой вязи; под надписью две литые львиные личины, хорошо пройденные чеканом, держат во рту круглые кольца-ручки; на дне чаши, в кругу, чеканное изображение креста на фоне города, округлено гравированным сиянием и шестью камнями в кастах; но низу поддона сквозное литье. Затем ряд больших блюд: описанное выше, золотое 1, 1561 года; 3, «1708 года дачи стольника Юрия Иванова сына Кологривова жены ево Марфы»; блюдо в виде четырех-лепесткового цветка, с чеканными фигурами плавающих морских чудовищ и зверей; клейма указывают на работу лондонских мастеров.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010