При новом соловецком игумене Макарии грамотой государя от 1628 года число братии в Анзерском скиту было определено в двенадцать человек и на это число повелевалось отпускать через Соловецкий монастырь всё необходимое из государственных доходов. Наверняка будет интересен для читателя список ежегодных царских пожертвований, приводящийся в Соловецком Патерике. Это следующее: на одежду – по два рубля на человека; на содержание – по три четверти ржаной муки, по осьмине овса, солоду, по полуосьмине круп и толокна; на церковные расходы – пуд воску, три ведра красного вина, десять фунтов ладана; на просфоры – по четверти пшеничной муки и, кроме того, пять рублей на дрова. Благодаря такой заботе царя Михаила Феодоровича материальное положение пустынников было вполне обеспечено. Милостивое расположение царя к Анзерскому скиту увеличилось еще более со времени счастливого события в царском семействе. В беседе с Александром Булатниковым царь, опечаленный тем, что не имеет по себе наследника, спрашивал: «Кто бы мог помолиться, чтобы Господь разрешил наше неплодие?» (1, с. 92) Старец отвечал: «Есть, государь, в твоей державе один подвижник, молитву которого, верую, услышит Господь Бог», – и рассказал о жизни и подвигах преподобного Елеазара (1, с. 92). Благочестивый царь обрадовался этой вести и послал просить пустынника в Москву. Преподобный Елеазар немедленно отправился в путь. В первой же беседе с ним царь открыл цель приглашения. Подвижник, утешая царя, сказал: «По вере вашей Господь Бог не оставит вас без наследника престола» (1, с. 92). Государь принял эти слова за предсказание и оставил старца в Чудовом монастыре ожидать предреченного. Скоро Господь утешил царя, даровав ему сына Алексия. Рождение царевича принесло царскому дому и всей Российской Державе радость и торжество. Не был забыт при этом и анзерский пустынник, пребывавший в Чудовом монастыре. Царь, призвав к себе преподобного Елеазара, предлагал ему почести и духовные чины, но смиренный подвижник отказался от лестных предложений, намереваясь окончить жизнь свою в пустынном уединении.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Чего греха таить, зачастую устроение нового монастыря было в первую очередь офертой, заключаемой между самим преподобным, представителями епископата и местной княжеской власти. При этом чем весомее был финансовый вклад, внесенный в дело самим преподобным (из его личных средств или из тех подаяний, которые удалось ему собрать своим духовным авторитетом у местных жителей, в первую очередь представителей боярства и купечества), тем более свободы и независимости имел он в организации Устава и быта своей обители. Кстати, позднее, как увидим, Диодору действительно придется дорого заплатить за решающий ктиторский вклад представителей государственной власти, однако теперь старец, назвавшийся Александром Ошевенским, уверяет Диодора в том, что Бог пошлет ему необходимые средства из Москвы, и велит иноку незамедлительно отправиться в Троицкий Сергиев монастырь и обратиться за помощью к его келарю Александру (Булатникову), который, по его словам, в состоянии оказать зачинающейся обители необходимую материальную помощь. Проснувшись после этого сновидения, преподобный безотлагательно собирается в долгий путь, завещая Прохору: «Брате, моли Бога за мя грешнаго, и терпи на месте сем», тогда как его дорога лежит теперь в сторону величественной обители преподобного Сергия... Вид Троице-Сергиевой Лавры с востока. Аллея на места засыпанного рва. С гравюры 1806 г. Несколько недель спустя, проделав долгий и нелегкий путь, Диодор действительно переступает порог Троицкого монастыря. Впервые в жизни он оказался столь далеко на юге и по дороге с изумлением наблюдал за диковинными для него растениями, легкими одеяниями случайных поселян, проходивших мимо, а с приближением к самой обители с восхищением вглядывался в забрала могучих стен, выдержавших всего несколько лет назад многомесячную польскую осаду. Однако келаря в обители не оказалось – старец был в ту пору в Москве, на приеме у Великого князя. Что ж поделать? Диодор шествует далее, в столицу. Здесь он с благоговением поднимается по ступеням Успенского собора, чтобы преклонить колена перед гробницами московских святителей Петра, Алексия, Ионы...

http://pravoslavie.ru/117590.html

540 ...инока...Антония Корсакова. – Имя старца Антония Корсакова записано в 1630 и 1633 гг., сначала в качестве вкладчика, затем посмертно (Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря. С. 203). 541 ...монастырского слугу... Томила Яганова... – Стрелецкий сотник Томила Яганов упоминается в «Сказании Авраамия Палицына» (М.; Л., 1955. С. 214). 543 ...архимаритъ в Володимере, в Рожественном монастыр, именемъ Перфилей... – Рождественский Богородицкий монастырь был основан в XII веке. Порфирий был там архимандритом в 1621–1627 гг. 544 ...посылают во Псковъ в Печерской монастыръ... взят быстъ... на Москву в Андроньев монастырь. – Имеются в виду Псково-Печерский монастырь и московский Андрониев монастырь. 545 ...келаря Александра... – По-видимому, подразумевается келарь Александр Булатников, названный в главе Жития «О терпнии святаго...» икономом. См. сноску 58. 546 ...строителем на Алатырь... – Речь идет об Алаторском Троицком монастыре, куда Симон Азарьин был направлен незадолго до смерти Дионисия и где он пробыл с 1631 по 1634 г. 547 ...в Хотковском девичьи монастыр... – Этот монастырь основан в XIV в. вблизи Троице-Сергиева монастыря, в нем монашествовали родители Сергия Радонежского; женским монастырь стал с 1514 г. 549 ...ис Помория, Каргопольскаго узду, Кожеозерскаго монастыря... – Этот монастырь находился к юго-западу от Антониева-Сийского монастыря. 550 ...пустынникъ инокъ Никодим именем... постриженикъ Чюдова монастыря... – Житие Никодима Кожеозерского составил Боголеп Львов незадолго до написания Симоном Азарьиным Жития Дионисия. См.: Соколова Л. В. Житие Никодима Кожеозерского//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3. XVII в. Ч. 1. А–3. СПб., 1992.С. 374–377. 551 ...чюдотворца Алекся... – Имеются в виду митрополит Московский Алексей (1292 или 1298–1378) и его явление в житии Никодима. 552 ...Боголп Лвов... понудивый мя сия написати... – Симон Азарьин неоднократно сообщает в Житии, что к написанию труда о Дионисии его «понудил» Боголеп Львов (ум. в 1675 г.). Черновой вариант своего сочинения Симон Азарьин посылал Боголепу Львову. См.: Понырко Н. В. Боголеп//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3 (XVII в.). Ч. 1. А–3. СПб., 1992. С. 140–141.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance В Русской Православной Церкви образованы новые митрополии и епархии 1 мин., 30.05.2013 Решением Священного Синода от 29 мая в Русской Православной Церкви образованы новые митрополии и епархии, сообщает сайт «Патриархия.ru» . Так, в Карелии, в административных границах Беломорского, Калевальского, Кемского, Костомукшского, Лоухского, Муезерского и Сегежского районов образована Костомукшская епархия, из ее состава выделена Петрозаводская епархия. Епископом Костомукшским и Кемским избран игумен Игнатий (Тарасов), клирик Краснослободской епархии. Также в пределах Республики Карелия образована Карельская митрополия, включающая в себя Петрозаводскую и Костомукшскую епархии. В административных границах Елецкого, Данковского, Долгоруковского, Измалковского, Краснинского, Лев-Толстовского, Лебедянского, Становлянского и Чаплыгинского районов Липецкой области образована Елецкая епархия, из ее состава выделена Липецкая епархия. Преосвященным Елецким и Лебедянским назначен епископ Барнаульский и Алтайский Максим с освобождением от управления Барнаульской епархией. Помимо этого, в пределах Липецкой области образована Липецкая митрополия, включающая Липецкую и Елецкую епархии. Главой митрополии назначен Преосвященный Липецкий и Задонский Никон. В административных границах Клетнянского, Клинцовского, Мглинского, Новозыбковского, Погарского, Почепского, Стародубского, Трубчевского и Унечского районов Брянской области образована Клинцовская епархия, из ее состава выделена Брянская епархия. Епископом Клинцовским и Трубчевским избран архимандрит Сергий (Булатников), клирик Брянской епархии. Также в пределах Брянской области образована Брянская митрополия, включающая Брянскую и Клинцовскую епархии. Главой митрополии назначен Преосвященный Брянский и Севский Александр.  Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/v-russkoj-pravoslavnoj-cz...

Закрыть itemscope itemtype="" > Святые наших дней Беседа с настоятелем Казанской Богородицкой Площанской пустыни 16.04.2010 498 Время на чтение 9 минут Сегодня исполняется 60 лет современному подвижнику благочестия архимандриту Сергию (Булатникову) . Редакция «Русской народной линии» от всей души поздравляет пастыря с юбилеем. Желаем ему многая и благая лета ради трудов и свершений на благо Матери-Церкви и дорогого Отечества. В день юбилея публикуем беседу с архимандритом Сергием с сайта «Православие и мир» . + + + Свет и святость - понятия близкие. Митрополит Сурожский Антоний говорил, что важно хотя бы однажды увидеть сияние вечной жизни в глазах другого человека. Архимандрит Сергий (Булатников), настоятель Казанской Богородицкой Площанской пустыни, знал многих таких, «сияющих», людей. «Я удивляюсь, - говорит он, - какие были люди, какая вера. Даже их вид был совершенно особенный: все они светились. Такие вот святые наших дней». Ниже мы публикуем воспоминания отца Сергия о его встречах со «святыми наших дней», прозвучавшие в эфире радиопрограммы «Благовещение». Старцы Псково-Печёрские: «Их закалили гонения» - Отец Сергий, Вы видели в жизни многих старцев, расскажите, пожалуйста, о них! - Благодарю Господа, что Он сподобил меня узреть дивных отцов. Когда я жил в Псково-Печёрском монастыре, там подвизались архимандрит Александр, в то время игумен, архимандрит Нафанаил, тогда архидиакон, всем известный схиигумен Савва (Остапенко), отец Иоанн (Крестьянкин), схиигумен Онисифор, архимандрит Алипий (Воронов). Это были настоящие монахи-подвижники. А сейчас монашество ослабело. - Чем те монахи отличались от современных? - Они трудились день и ночь, никогда не сидели без дела. Был у нас келарь, он заведовал съестными припасами, игумен Иероним (позже стал архимандритом), который пришёл с фронта, ножки одной у него не было, ходил на протезике. Когда оканчивалась братская трапеза, он собирал все оставшиеся кусочки хлеба (а тогда было 30 человек братии и ещё паломники), приглашал кого-нибудь из нас. Мы эти кусочки резали и сушили. Постом эти сухарики ели или клали в гороховый суп, то есть, ничего не пропадало, хозяйство велось экономно. Ещё варили квас. На Родительскую субботу бесчисленные паломники привозили 2-3 грузовика хлеба (тогда ведь это был единственный, кроме Лавры, мужской монастырь в России)! Хлеб мы сушили, а потом делали из него дивный квас в огромных кадках. Отец Иероним был старцем удивительной доброты. Когда мы потрудимся, он полезет в свои закрома, достанет для нас баночку лосося, например, кофе растворимый или конфетку. А в то время это всё были деликатесы!

http://ruskline.ru/analitika/2010/04/16/...

Из времени настоятельства св. Филиппа в ризнице имеются: напрестольный сребропозлащенный крест с мощами святых, евангелие в лист, писанное в XVI в. полууставом, священные сосуды, ризы и иконы; сохраняется в ризнице также и покрышка с шубы святителя Филиппа (1566 г.) шерстяной материи темного цвета, ворот, рукава и полы опушены черной овчиной. Из священных предметов, поступивших в Соловецкую обитель после игумена Филиппа, заслуживают особого внимания: евангелие, пожалованное в 1681 г. царем Феодором Алексеевичем; евангелие, напечатанное при патриархе Гермогене (1606 г.); евангелие, писанное полууставом в 1613 году; верхняя доска его украшена камнями и жемчугом; евангелие в четверть листа, дар старца Александра Булатникова, 105 писано полууставом в XVI в. Не менее интересны по древности и предметы не относящиеся к богослужебному употреблению: колокол или железное клепало, современный основанию обители; каменный колокол, по преданию, строения пр. Зосимы; палаш князя Михаила Скопина-Шуйского, украшенный разноцветными хрусталями; сабля Д. И. Пожарского; серебряный ковш, с гербом Петра Великого внутри, пожалованный Государем «Архангельского города гостиной сотни Димитрию Филатову»; медный звонок, с изображением разных животных, игумена Исаии (XV в.) и др. Ризница Соловецкого монастыря по древности, богатству, художественности и своеобразности священных предметов и других вещей заслуживает полного внимания каждого посетителя и богомольца обители. Последнего невольно и особенно поражают лежащие в ризнице на подоконниках вериги разного рода и вида неизвестных аскетов; вес некоторых вериг доходит до двух пудов... Глубокий научный интерес представляет собою и знаменитая Соловецкая библиотека, основателем которой, как замечено выше, был священноинок Досифей. 106 Постепенное обогащение Соловецкой обители новыми книгами и рукописями получалось: от приобретения покупкою, от добровольных пожертвований частными лицами и от перехода в собственность монастырскую книг и рукописей, по смерти владельцев их. Как видно из описей книг и рукописей, среди лиц, пожертвовавших книги и рукописи в Соловецкий монастырь, были: цари – Иоанн Грозный, Борис Годунов, Михаил Феодорович и др. и иерархи русской церкви. Особенно много жертвовали те из иерархов, которых Соловецкая обитель воспитала первоначально в иноческой жизни. По чувству благодарности и уважения к месту своих первых подвигов, они желали книжными пожертвованиями поддержать не только память о себе, но и духовное единение с обителью. Таковы: св. митрополит Филипп, патриархи Никон и Иоасаф, Исидор, митрополит новгородский, Иосиф, архиепископ суздальский, Маркелл, архиепископ вологодский и др. Кроме пожертвований, Соловецкая библиотека увеличивалась еще и чрез списывание копий с монастырских рукописей, для чего при монастыре существовала казенная орфография. В 1855 г. рукописи Соловецкого монастыря были переданы в библиотеку Казанской Духовной Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сами анзерские пустынники давно желали устроить себе храм Божий, но, не имея достаточных средств, не знали, как приступить к делу. Теперь они видели, что промысл Божий печётся о них, внушив такую мысль родительнице царя. Другое обстоятельство ещё более помогло анзерским пустынникам исполнить своё желание в скором времени. Один старец, Александр Булатников, впоследствии преемник знаменитого келаря Троицко-Сергиевой лавры, Авраамия Палицына, уважаемый царём и всею его фамилией, знал лично Препод. Елеазара. Он вместе с игуменом Иринархом извещал патриарха Филарета об устроении Анзерского скита и неимении у пустынников храма. Грамотою 18 Марта 1620 года патриарх предписывал Соловецкому игумену Иринарху послать в скит плотников и срубить храм в клетку, во имя Св. Троицы с пределом Препод. Михаила Малеина, обещаясь прислать от себя образа, сосуды, облачения, книги и всё, что необходимо для богослужения. С своей стороны царь, грамотою 20 Января 1621 года, повелевал анзерским пустынникам иметь содержание от Соловецкого монастыря, не вмешиваясь в управление монастырскими угодьями, быть в послушании у соловецкого настоятеля и соборных старцев, самоволия и бесчиния не делать, мирских людей к себе не принимать, всячески удаляясь молвы и смятения. С построением храма, анзерские пустынники хотя не оставляли своих келий, но чаще стали собираться для общей молитвы. Иеромонах Варлаам совершал для них богослужение и, в качестве «строителя» скита, пользовался некоторою властью над скитянами. Сам Елеазар избегал начальствования и оставался духовным руководителем и советником братства. Но вскоре, в 1624 году, вероятно по воле царя или патриарха, он должен был принять на себя бремя правления, которое отягчилось для него потерею покровителя и друга – соловецкого игумена Иринарха. Каких духовных даров достигли оба подвижника, обнаружилось в следующем обстоятельстве: когда наступил для Иринарха смертный час, Елеазар, будучи в своём скиту, сказал братии: «друг мой и собеседник о Господе, игумен Иринарх, сегодня умирает, – мне надобно поспешить в обитель, но уже не застану его в живых».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Соловецкий игумен Иаков предпринимал на Анзерском острове построить особенный монастырь, но неизвестно, почему грамотою царя Феодора Иоанновича в 1596 году это предприятие остановлено; однако, спустя 20 лет после сего, воздвигнут был скит Свято-Троицкий. Основателем его был схимник Елеазар, который, по благословению игумена Иринарха, переселился для уединённой жизни на остров Анзерский, где препроводил довольно время в уединённой келье в посте и молитвах, а после поселился близ деревянной церкви Николая Чудотворца и устроил себе келью. Пропитание снискивал себе трудами, делая деревянные сосудцы, которые поставлял у морской пристани. Мореплаватели, приходя, брали оное себе, а вместо их клали хлеб и другие съестные припасы. Слава о подвигах его привлекла к нему, как из Соловецкого монастыря, так и из других мест, некоторых иноков и мирских людей для безмолвного сожительства, а это побудило его установить, сообразно пустынной жизни, правило и порядок по примеру древних скитских отцов. Кельи сих безмолвников расположены были одна от другой расстоянием на одну версту. Когда таким образом совершенно устроился скитский порядок, установленный Елеазаром для безмолвных отшельников на острове Анзерском, в 1620 году святейший патриарх Филарет Никитич, известясь о том чрез соловецкого игумена Иринарха и знаменитого старца Александра Булатникова, повелел соорудить для них деревянную церковь о двух престолах: во имя живоначальной Троицы и прем. Михаила Малеина (царского Ангела). В том же году от щедрот великого Государя Михаила Феодоровича прислана в скит церковная утварь, и указом подтверждено немедленно оную церковь выстроить, а между тем предписано в Анзерском ските быть начальствующим одному чёрному свещенноиноку, в зависимости от настоятеля Соловецкого монастыря и 11 человекам пустынным старцам, коим определено ружное жалование на год по три четверти ржаной муки, по осьмине солоду ячменного и по осьмине овса, да на платье по 1 р. 50 коп. каждому, и жить быт им пустынным обычаем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вот как описывается за это время новоустраиваемый монастырь в писцовых книгах 136 и 137 (1628–29) гг. «В Водлозерском погосте, в пустоши, на Юрьеве горе, подле Каргопольскаго рубежа, строит вновь монастырь старец Демьян. А строенья монастырскаго на той пустоши поставлена церковь древяна клецки, во имя Живоначальные Троицы, а в церкве образов: образ месной Пречистые Богородицы Одегитрия на краске; сень и столбцы и двери царские на краске; в верхнем тябле в киоте Деисус меншой поясной, на золоте. Да в олтаре, за престолом образ Пречистые Богородицы, на золоте; крест выносной на краске; на престоле интидья выбойчатая, выбойка турская, да на престоле ж 2 евангелия печатные в десть, – одно печать литовская, волочено бархатом червчатым, а другое печать московская, – волочено бархатом черном, евангелисты и средины серебренные золочены; крест благословящей золочен медной; сосуды церковные: потир и блюда и звезда оловянные; воздух и покровцы крашенинные; кадило медное; да книг... (следует перечисление книг и риз, к сожалению опущенное). А евангелья и книги и сосуды данье Троицы Сергиева монастыря Келаря старца Александра Булатникова. А дври царские и сынь и столицы данье гостя Недей Светешникова». «Да на той же пустоши под горою в келарском месте поставлена келья новая большая, где братья и слуги едят; да 2 двора пустых крестьянских старых, а ныне в них живут того монастыря старцы и слуги». «А пашни паханые нет! (значит не успели еще распахать). А в приправочных книгах Петра Воейкова, да дияка Ивана Лговскаго в той пустоше, на Юрьеве горе, написано пашни перелогом и лесом поросло добрые земли 3 чети в поле, а в дву – потому же, в пусте четь выти». «А по Государеву указу старец Демьян на Юрьеве горе на государеве земле тот монастырь строит или по чьей даче – и про то священник Перомонах) Семион, да старец Прохор и вся братья сказали, что они того не ведают, потому что они люди новые; а про старца Демьяна сказали, что старец Демьян поехал ко Государю, к Москве, бить челом о монастырском строеньи» 20 Следовательно Дамиан путешествовал в Москву, по крайней мере, до трех раз: в 1-й раз, описанный выше – в житии (в 1626–27 г.), во 2-й – упомянутый теперь, в 1628–29 гг. и наконец в 1632 г. 21 2) за получением царской грамоты; между тем в житии упоминается одно только 1-е путешествие Дамиана.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  С построением храма, Анзерские пустынники хотя не оставляли своих келий, но чаще стали собираться для общей молитвы. Иеромонах Варлаам совершал для них богослужение и, в качестве " строителя " скита, пользовался некоторою властию над скитянами. Сам Елеазар избежал начальствования и оставался духовным руководителем и советником братства. Но вскоре, в 1624 году, вероятно по воле Царя или патриарха, он должен был принять на себя бремя правления, которое отягчилось для него потерею покровителя и друга-Соловецкаго игумена Иринарха. Каких духовных даров достигли оба подвижника, обнаружилось в следующем обстоятельстве: когда наступил для Иринарха смертный час, Елеазар, будучи в своем скиту, сказал братии: " друг мой собеседник о Господе игумен Иринарх сегодня умирает,- мне надобно поспешить в обитель, но уже не застану его в живых. " Иринарх же, на одре смертном, пред Соловецкою братиею произнес: " брат мой духовный Елеазар, сегодня отправляется из своего скита в нашу обитель и желает прибыть прежде моей кончины, но, по воле Божией, уже не увидит меня в живых. "   При новом Соловецком игумене Макарии, грамотою 7-го Февраля 1628 года, число братства в Анзерском ските определено в 12 человек и на это число повелено отпускать, чрез Соловецкий монастырь, из доходов Двинской области на одежду по 2 р. на человека, на содержание по три четверти ржаной муки, по осьмине овса, солоду, по полуосьмине круп и толокна, на церковные расходы-пуд воску, три ведра краснаго вина, 10 фунтов ладона, на просфоры,- по четверти пшеничной муки, и кроме того 5 р. на дрова. Благодаря такой заботливости Царя Михаила Феодоровича, материальное положение Анзерских пустынников было обезпечено. Милостивое расположение Царя к Анзерскому скиту увеличилось еще более со времени счастливаго события в Царском семействе. В беседе с Александром Булатниковым, Царь выразил ему Свою скорбь, что не имеет по Себе Наследника, прибавив: " кто бы мог помолиться, чтобы Господь разрешил наше неплодие? " Есть, Государь, " отвечал старец, " в Твоей державе один подвижник, котораго молитву, верую, услышит Господь Бог, " и разсказал о жизни и подвигах преподобнаго Елеазара. Благочестивый Царь обрадовался этой вести и послал просить пустынника в Москву.

http://isihazm.ru/1/?id=598

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010