Отсюда они направились к Торжку, жители которого мужественно выступили было им навстречу, однако, варвары, ведя беспрерывные войны, научились военным хитростям и устроили русским засаду, при чем «овых избиша, а инех изымаша, и много зла бысть в Торжку» 283 . Но вскоре затем Миндовг рассорился с рыцарями, и в 1262 году литовцы уже вместе с русскими участвуют в походе на немцев. Ливонские немцы еще более, чем литовцы, рады были удалению из Новгорода чудского победителя. Немедленно по его отъезде, собрав большие силы, они подступили в 1253 году к Пскову, который был как бы передовым постом русской земли против немцев. Как и в 1242 году, немцы сожгли и разграбили посад. Застигнутые врасплох, псковичи заперлись в городе, но не пали духом. Ледовое побоище еще у всех было свежо в памяти. Собравшись с силами, они бодро выступили из города и бросились на неприятелей. Недаром говорили про них немцы: «псковичи – это народ свирепый! У них вооружение блестящее, а шлемы сияют, как стекла» 284 . Между тем новгородцы, узнав о нападении, спешили с молодым князем на помощь. Один слух о приближении новгородцев навел страх на рыцарей, обратившихся в поспешное бегство. Не теряя времени, новгородцы воротились домой и, быстро приготовившись, отправились за Нарову во владения немцев, совсем не ожидавших нападения с этой стороны и потому не оказавших отпора, и «створиша волость их пусту». В то же время и псковичи, при виде столь быстрой помощи, погнались за отступавшими немцами, по следам их вступили в Ливонию и, принудив к бою, «победиша я». «Окааннии преступници крестного целования» 285 , отложив свою гордость, как и в 1242 году, униженно просили мира, соглашаясь на все требования победителей. Мир был заключен «на всей воле новгородской и псковской» 286 . Занятый важнейшими делами, Александр теперь, конечно, только издали мог следить за борьбой с врагами России на ее западной окраине, являясь с помощью только в случае крайней нужды, как это было, например, в 1262 году, уже незадолго до его кончины.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Добровольческое молодежное объединение «РеставросЪ» можно считать ветераном волонтерского движения по восстановлению архитектурных памятников. Его путь начинался с Русского Севера, когда в 1990 году группа москвичей из Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) численностью около сорока человек отправилась спасать разрушенные церкви на Вологодчину, в город Белозерск. Чтобы помочь профессиональным архитекторам-реставраторам и подготовить объекты к фундаментальной реконструкции, они не пожалели ни собственных средств, ни своих отпусков и каникул. Фото dom-restavros.ru В настоящее время «РеставросЪ» каждое лето организует более десяти трудовых смен. Группы добровольцев во главе с руководителями отправляются на две-три недели реставрировать храмы в города и села Ярославской, Вологодской, Архангельской, Липецкой, Белгородской, Орловской и Воронежской, Нижегородской областей, а также на Кубань и в пермское Предуралье. Кроме того, в течение всего года «РеставросЪ» ежемесячно устраивает рабочие и экскурсионно-паломнические поездки на два-три дня в различные уголки России. С сентября по май при организации работают курсы росписи по дереву для взрослых. На счету «Реставроса» помощь в возрождении сотен церквей, а также таких монастырей, как Александро-Ошевенский в Архангельском крае, Ферапонтов Лужецкий в подмосковном Можайске, Покровский в Лукино под Нижним Новгородом, Никитский и Никольский в Переславле-Залесском, Александро-Невский в подмосковном Маклаково, Рождество-Богородицкий на острове Коневец в Ладожском озере, Спас-Каменный на Каменном острове в Кубенском озере и другие обители. Фото dom-restavros.ru Хотя «РеставросЪ» считается молодежной организацией, ограничения по возрасту добровольцев отсутствуют. Главное, чтобы все строго соблюдали ряд нехитрых правил, самые строгие из которых — сухой закон и запрет на разговоры о политике. Также важно учитывать, что «РеставросЪ» открыто позиционирует себя как православная организация. Вся информация о Добровольческом объединении молодежи «РеставросЪ», включая вопросы о зачислении в ряды добровольцев, опубликована на сайте организации http://www.dom-restavros.ru/  и ее страницах в соцсетях. «Крохино»

http://sever.foma.ru/hochu-stat-chastju-...

Между тем в том же 1237 году остатки Ордена меченосцев были объединены с Тевтонским орденом, в результате чего возникла более мощная рыцарская структура, чем была раньше. В конце того же 1237 года войска Бату вторглись на Русь, изменив в целом ситуацию для Руси и грозя геополитической катастрофы. В 1239 году псковичи потерпели ощутимое поражение от Литвы в сражении на Камне. Осенью 1240 года Псков теряет взятый ливонскими рыцарями Изборск. Новгородская старшая летопись первого извода сообщает о 600 псковских мужах, погибших в изборских событиях. Формально Изборск был взят не Орденом, а претендовавшим на псковское княжение Ярославом Владимировичем. Он же номинально стоял во главе сил немцев и своей дружины в походе на Псков. Однако с первой попытки взять город не удалось. Неделю, согласно Новгородской первой летописи старшего извода, продолжалась осада 226 . Псковичи могли бы в принципе держаться и далее, имея в виду фактическую неприступность псковского Кремля. Сдача Пскова произошла в результате заговора Твердилы, опиравшегося на партию противников Новгорода. По-видимому, был достигнут некий компромисс между псковичами и Орденом. В дальнейшем псковские силы участвовали в антиновгородских действиях рыцарей. Были среди псковичей и те, кто посчитал коллаборацию с немцами неприемлемой и переселился вместе с семьями в Новгород. Сдача Пскова немцам объяснялась отечественными историками коллизиями социальной борьбы в городе, в ходе которой элита стала искать поддержку у внешних сил ( С.М. Соловьев , Н.И. Костомаров , И.Д. Беляев , М.Н. Тихомиров, В.Т. Пашуто) 227 . С момента, когда во главе новгородских сил встал Александр Невский, диспозиция конфликта фактически сразу стала меняться. На начало 1242 года им были заняты все пути к Пскову. Далее, как сообщает Псковская летопись, Александр «изгони... Пльсковъ, изъима немци и чюдь, и сковавъ поточи в Новгородъ, а сам поиде на чюдь» 228 . Как справедливо отмечают обращающиеся к этому летописному фрагменту исследователи, слово «изгони» подразумевало, что город был взят с применением военной силы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Такова была награда, какую получили эти защитники новгородской независимости в угоду поработителям от того самого князя, который некогда так блистательно защищал независимость Новгорода от других врагов. Зимою (с 1258 на 1259 год) прибыл с низу Михайло Пинещинич и объявил новгородцам, что ханские полки идут на Новгород и будут добывать его оружием, если новгородцы не согласятся на перепись. Весть эта была несправедлива, но правдоподобна. Само собою разумеется, что хан не согласился бы удовольствоваться дарами. Весть эта нагнала такой страх, что с первого раза новгородцы согласились. Вероятно, об этом было дано знать в Орду, потому что тою же зимою прибыли в Новгород ханские чиновники: Беркай и Касачик, с женами, и множество татар. Они остановились на Городище и стали собирать тамгу по волости. Новгородцы, увидя необычное зрелише, снова возмутились. Бояре, наблюдая свои корыстные цели, уговаривали народ смириться и быть покорным, но меньшие собирались у Св. Софии и кричали: " Умрем честно за Св. Софию и дома ангельские " . Тогда татары стали бояться за свою жизнь, и Александр приставил посадничьего сына и боярских детей стеречь их по ночам. Такое положение скоро наскучило татарам, и они объявили решительно: " Давайте нам число, или мы побежим прочь " . Вящие люди стали домогаться уступки. Тогда в Новгороде распространилась молва, что вящие хотят вместе с татарами напасть на Новгород. Толпы народа собирались на Софийской стороне поближе к Св. Софии и кричали: " Положим головы у Св. Софии " . Наконец, на другой день Александр выехал из Городища с татарами. Тогда вящие люди убедили наконец меньших не противиться и не навлекать на Новгород неминуемой беды. Они, - говорит летописец, - себе делали добро, а меньшим людям зло: дань одинаково распределялась как на богатых, так и на бедных! Александр прибыл в город с татарами. Ханские чиновники ездили по улицам, переписывали дворы и, сделав свое дело, удалились. Александр посадил на княжение сына своего Дмитрия и уехал во Владимир.

http://sedmitza.ru/lib/text/435573/

Адельхайда, ж. итальянского кор. Лотаря, затем – германского имп. Оттона I, д. верхнебургундского кор. Рудольфа II (ум.в 999 г.) I, 116 Адельхайда (Адлейта), первая ж. чешского кор. Братислава II, д. венгерского кор. Эндре I (ум. в 1062 г.) II, V, VI Адельхайда, ж. мгр. Саксонской северной марки Удона I 341 Адельхайда, ж. балленштедтского гр. Адальберта I, д. майсенского мгр. Оттона Орламюндского 231, 232, 232 Адельхайда, ж. штаденского гр. Генриха, д. балленштедтского гр. Оттона Богатого 342 Адельхайда, ж. зульцбахского гр. Беренгара, д. дисенского гр. Оттона II (ум. в 1126 г.) III, IXb Адельхайда, ж. вартбургского гр. Людвига, д. мгр. Саксонской северной марки Удона II 342 Адельхайда, см. Евпраксия (Адельхайда) Адемар Шабаннский, французский историограф (ум. в 1034 г.) 86–90, 92 Адлейта, см. Адельхайда (Адлейта) Адольф I, гр. гольштейнский (1111–1130) 272 Адольф II, гр. гольштейнский (1130–1164) 272, 272, 283, 343 Адольф III, гр. гольштейнский (1164–1201) 283, 283, 343 АйналовД. В. 101 Акарина (?), см. Алиарина (?) (Акарина?) Акош, венгерский историограф (70-е гг. XIII в.) 348 Акош, венгерский род 368 Аларих, кор. вестготов (ум. в 410 г.) 222, 222 Александр Ярославич Невский, вел. кн. владимирский (1252–1263) IXb, 373 Александр I, п. римский (107–116 [?]) 326, 326 Александр III, п. римский (1159–1181) 258 Александр, посол германского кор. Конрада III 247, 247 Александр Македонский (ум. в 323 г. до н. э.) 298, 307 Алексеев М. П. 102 Алексей I Комнин, имп. византийский (1081–1118) VIII, IXa, 159, 198 Алексей II, имп. византийский (1180–1183) VIII Алексей III Ангел, имп. византийский (1195–1203, ум. в 1212/3 г.) VIII, 347 Алексей, с. и соправитель византийского имп. Uoahha II Комнина (ум. в 1142 г.) VIII, IXb Алиарина (?) (Акарина ?), сестра или д. Оды, второй ж. киевского кн. Святослава Ярославича 339–340, 340 Альбан, св. (умучен в сер. III в.) 47 Альб(е)рик из Труафонтэн, французский хронист (ум. в 1252 г.) 346–347 Альберт Аццо II, мгр. итальянский (ок. 1026–1097) III

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Здесь Александр достиг двух целей, с одной стороны, дал почувствовать Новгородцам, что они не могут возмущаться против него безнаказанно; а с другой, своею умеренностью и благодушием, он еще более привязал их к себе и своему семейству, так что во время самой воины Новгород единодушно признавал правдивость Александра; самые противники его говорили: «наши крестопреступники смутили Князя ино им Бог и Святая София, а Князь без греха» 56 . Между тем Шведы, Емь, Сумь и Ливонский Магистр с ратью пришли в Новгородскую землю и начали строить город на Нарове; Новгородцы встревоженные этим предприятием, немедленно послали за Александром, и из всех областей начали стягивать свои полки; неприятели, услыхавши о их приготовлениях немедленно удалились, не достроив своего города. Но этим дело не кончилось, Александр на зиму явился с многочисленными низовыми полками в сопровождении Митрополита, и решился, во что бы то ни стало, смирить строптивых соседей Новгорода. Примкнув к своим полкам полки Новгородские, он двинулся в поход, не объявляя куда, желая по возможности напасть на неприятелей нечаянно; по Новгородским областям были распущены разные слухи относительно этого похода, и между прочим говорили, что Князь идет на Чудь. Митрополит проводил Князя и войско до Копорья, откуда Александр, получив благословение, прямо двинулся на Емь или нынешнюю Финляндию 58 . Путь лежал по непроходимым местам, по выражению одного жизнеописания Александрова по ущельям гор и по болотам 59 , где зимние туманы были так сильны, что войско не знало ни дня, ни ночи, и должно было идти почти ощупью. Многие из Новгородцев воротились с дороги или даже от Копорья, но Александр сумел удержать при себе остальных и достиг своей цели: неожиданно явился в стране неприятельской, прошел по ней, как Божия гроза, из края в край до моря, и воротился в Новгород с богатой добычей и множеством пленников 60 . Шведы, властвовавшие в этой стороне, пораженные неожиданностью и быстротой движений Александра, ничего не могли сделать в защиту своих владений; и их историки даже говорят, что Александру помогала в этом часть туземцев, недовольных Шведским правлением 61 . Это свидетельство в некоторой степени подтверждается и нашими летописями, которые рассказывают, что вместе с воинами Александра шли какие-то шестники, которых особенно много погибло в страшном переходе по пустынным ущельям гор, где они, как более знакомые с местностью, должны были указывать и прокладывать путь полкам Новгородским 62 . Этот поход Александра имел очень важные последствия для Новгорода; Шведы, узнавшие горьким опытом, что, несмотря на отдаленность и трудность пути, полки Русские могут карать их за обиды в их собственных владениях, значительно присмирели, и долго даже по смерти Александра не осмеливались беспокоить Новгорода 63 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/v...

Что же в таком случае это за народ татары, и каким образом они смогли покорить Русь? По словам В.Н.Татищева европейские историки всех жителей Северо - Восточной Азии называли «татарами», но при этом отталкивались от слова «тартар», то есть ад. Коренные жители Сибири и Забайкалья такой народности как татары не знали. Под татарами они понимали «народ собранный, подлый сброд». Л.Н.Гумилев характеризуя сыновей Чингиз - хана утверждает, что «всех Борджигинов отличали зеленые или синеватые глаза и светлые с рыжинкой волосы...». Следовательно, в этногенезе татарских племен принимала участие какая - то часть русов и алан. Часть «сброда» породнилась с монголами и вместе с ними отстаивала свою свободу в борьбе с китайцами. Какая-то часть «сброда» называла себя «моавами». Александр Ярославович обладал исключительным государственным умом, и замечательным историческим предвидением в сочетании с глубочайшей верой в Бога и трезвым жизненным реализмом. Поэтому после первых наступлений Батыя, он правильно оценил угрозу и мощь монгольского царства. И для него было ясно, что борьба с монголо-татарами только начинается. В тоже время он понимал, что северной Руси и особенно Новгороду угрожают и другие сильные враги: шведы, Литва и огромный мир латинского средневековья, натиски которого всегда отражались только суздальскими князьями. Надо отметить то, что монголо-татары, шведские и немецкие рыцари делали не одно дело: шведы и немцы стремились поработить то, что раньше называлось Скифией и Сарматией, а монголо-татары пытались «воссоздать», Скифию и Сарматию, правда в своей татарской форме. И здесь стоит задуматься: Русь в XII столетии «раскололась» на «части». И не было силы, способной смирить русских князей в их безумном стремлении к независимости сначала от центральной власти, а затем уже и друг от друга! Забывать прошлое нельзя, а на Руси - забыли! Ведь в былине об Святогоре и Илье Муромце говорится, что перед тем как лечь в огромный гроб по своему росту Святогор (Скифия или Сарматия?) побратался с Ильей Муромцем и называл его младшим братом! В былине и Святогора и Илью Муромца называют русскими богатырями, следовательно, былинники видели прямую связь между Скифией, Сарматией и Киевской Русью! В былине говорится о страшной участи Святогора и по аналогии Киевская Русь нашла бы свою погибель в душной «гробовой» атмосфере междоусобицы! Татары, подчинив Русь, залили ее кровью, но вместе с тем и «вытащили» из «душной гробовой атмосферы междоусобицы». Цена была высока: потеря национальной независимости, замена провинившегося князя ханским ставленником, поездка за ярлыками и т.д., но русские люди начали думать в масштабе Русь-Орда!

http://ruskline.ru/analitika/2019/05/07/...

апостолов и св. отцов, которые за Христа страдали во все дни своей жизни. А ослушания остерегайтесь, чтобы не погибнуть, как погиб первозданный Адам чрез Еву, приведенную в непослушание Богу. Любовь имейте ко всем, со всеми пребывайте в мире, как Христос весь мир возлюбил, без выбора, и подал нам совершенный образец в Себе. Ибо пришел Он, Господь милостивый, с Небес, и родился в вертепе от Девы – для нас; жил с человеками и принял крещение не имея греха; светло преобразился для нашего уверения; был связан и затворен в темнице, внушая нам не унывать в таком же несчастий; был распят на кресте, все для того, чтобы наше спасение устроить; возлег во гробе не за Свои грехи; воскрес, чтоб нас извести на свет; вознесся на Небеса, чтобы и нам, по апостолу, быть восхищенными в Сретение Его. Все сие сотворил Он премудро, с любовию и уверенностью, что Своим примером нас приведет ко спасению, и для того, чтобы нас избавить от муки в будущем веке» 20 . При обучении старались юношу ознакомить с книгами Священного Писания , главным образом с Евангелием и Псалтирью, которая надолго сделалась особенно любимой книгою для русского народа. Чтение книг Священного Писания, без сомнения, сопровождалось необходимыми объяснениями, вроде следующего: «Читай, княже мой, читай третий псалом первого часа: Милость и суд воспою Тебе, Господи, и проч. В нем верное изображение, каков должен быть царь и князь. Если ты будешь испытывать и соблюдать то, о чем говорится в этом псалме, он просветит еще более умные очи твои, отвратит от них всякую суету, освятит твой слух, очистит сердце, исправит стопы, предохранит ноги твои от поползновения... И воссияет тебе свет, сияющий праведникам, на много лет останешься неосужденным и неповинным, а потом от царства дольнего вознесешься в горнее» 21 ... Эти простые, задушевные наставления глубоко западали в сердце. Книги Священного Писания оставались неразлучными спутниками на всю жизнь, к ним прибегали, ища вразумления, в трудных обстоятельствах жизни. Можно вообразить, с каким вниманием относился юный Александр к словам наставников! С ранних лет он отличался глубоким религиозным настроением и живым чувством долга 22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Допускаются христианством не эти войны, а совершенно противоположные им по своим мотивам, характеру и цели. Для примера укажем на две такого рода войны. В XII веке не давали покоя русскому народу и половцы. Удельные князья, предпочитавшие воевать по личным своекорыстным побуждениям, не соглашались идти в поход на половцев, не смотря на призывы князя Владимира Мономаха , и отговаривались тем, что им жалко подвергать людей бедствиям войны. Владимир Мономах , наконец, обратился к удельным князьям с следующей речью: «Вы жалеете людей. а не думаете о том, что вот придет весна, выедет смерд (крестьянин) в поле с конем пахать землю. Приедет половчин, крестьянина убьет, коня уведет. Потом наедут половцы большой толпой, перебьют всех крестьян, заберут их жен с детьми в полон, угонят скот, а село выжгут. Что же вы в этом-то людей не жалеетев как Эти слова Мономаха заставили князей устыдиться своего эгоизма и идти войной против половцев, вследствие чего русская земля сравнительно благоденствовала при Владимире Мономахе. 1432 При св. благоверном князе Александре Ярославиче (Невском) шведский король задумал завладеть Новгородской землею и обратить православных в католичество, для чего раздобылся и особой буллой от Римского папы. Последний возбуждал ею шведов к войне против православных, обещая отпущение грехов всем, кто выступит в поход. Нашлась, конечно, масса охотников, и король назначил главнокомандующим лучшего полководца, зятя своего, Биргера, выступившего в 1240 году в поход. Александр Невский не ждал нападения и не был готов к обороне, но, дорожа православием , решился защищать народную и свою святыню, собрал ратников и после горячей молитвы в соборном храме св. Софии выступил против врагов дорогого русским православия. Господь благословил блестящим успехом предпринятое Александром Невским святое дело, и русские люди были спасены от насильственного обращения в католичество. 1433 Какими кровавыми жертвами ни сопровождаются такого рода войны, назвать их «самым ужасным злодейством» не решится никто из тех, у кого сохранились здравый разум и совесть. Подобного рода войны представляют собою служение правде и добру со стороны предпринимающих и ведущих их. Здесь нарушителями заповедей Божиих являются те, которые своими действительными злодействами вынуждают к защите родных очагов и священных алтарей. Защита всего этого составляет прямую обязанность представителей верховной государственной власти и находящегося в её распоряжения войска.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Guse...

Наши князья довольствовались небольшой данью. Внутреннее управление больших издержек с их стороны не требовало. Все государственные расходы главным образом ограничивались издержками на содержание князя, его семейства и двора, которые не могли быть тяжелы для населения, так как для покрытия их князья обыкновенно имели свои княжеские села, доставлявшие им все необходимое, свои заповедные леса, рыбные ловли и т. п. Естественно, что при сборе дани с подвластной страны, большею частью натурою – хлебом, воском, медом, живностью, князья довольствовались лишь избытком достояния. Не то предстояло теперь... Народ, действительно, сразу почувствовал всю тягость возложенных на него повинностей, но пока терпел, слушаясь своих князей. Приходилось, конечно, не раз Александру Ярославичу разъяснять народу необходимость повиновения и исправного отбывания повинностей. Вполне возможно, что иной раз он вынужден был, в случае сопротивления, силой заставлять народ исполнять требования татар и наказывать за непослушание. Горько было ему все это... Как часто приходилось ему слышать, что он не жалеет своего народа, действует заодно с безбожными!.. Болезненно сжималось его сердце при этих упреках со стороны современников, из которых очень немногие понимали, что только тяжелая необходимость заставляла его так поступать. Александр страдал больше, чем народ, страдал нравственно, видя бедствия своих подданных, которых любил, как братьев во Христе. «Не обижайте простых, бедных людей, – часто говаривал он своим боярам. – Сии братиею Божиего именуются по слову Господню, и о нас ходатаи к Богу. Бог взыщет их кровь и слезы из рук ваших»! 366 Как же тяжело было ему видеть, что татары терзали русских за малейшую неисправность! Но что же он мог предпринять с своей стороны в защиту своих подданных? Не он ли ручался пред ханом в исправном платеже дани и полной покорности своего народа? Если бы он вздумал предпринять какую-нибудь решительную меру, не постигла ли бы его участь брата Андрея? Не забота о себе, конечно, имела тут место, нет: сам он «не токмо живота не щадяше, но и душу свою всегда тщашеся полагати» 367 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010