Иногда спрашивают: почему Александр Невский ездил в Орду и дружил с ханами, а с христианскими рыцарями боролся? Ответ очень простой: ханам нужен был наш кошелек, а этим господам — наша душа. И Александр Невский понял это и вступил в неравную, но победоносную схватку с рыцарями, одновременно развивая очень тонкие и очень результативные дипломатические отношения с кочевниками, которые угрожали нашему Отечеству, но благодаря высокой дипломатии князя в период его правления не досаждали Руси своими набегами. Воинской доблестью и дипломатическим талантом великий князь Александр заслужил у правителей Золотой Орды уважение. Действительно, он неоднократно посещал Золотую Орду и, хотя каждая из этих поездок была смертельно опасной, возвращался оттуда с положительными результатами. Это давало ему возможность концентрировать силы и обеспечивать экономическое развитие земель, которые находились под его прямым правлением. Александру Ярославичу пришлось столкнуться с не только внешним неприятелем, но и с внутренней оппозицией. Многие не принимали его деятельной государственной политики; к сожалению, сопротивление имело место и среди новгородцев, хотя были и другие, кто критиковал князя Александра Невского за близкие отношение с монголами. Далеко не все современники смогли оценить заслуги святого князя и понять, что он сыграл выдающуюся роль в истории нашего Отечества — собственно говоря, спас Русь в тяжелейшее время, когда и с Востока, и с Запада на нас обрушился во много крат превосходящий противник. В нынешнем году исполняется 770 лет с того момента, когда князь Александр стал великим князем Киевским, Владимирским и Новгородским. Известно, что Киев, мать городов русских, пришел после смерти Александра Невского в упадок и в итоге оказался под властью литовских князей. В настоящее время, когда предпринимаются попытки поставить под сомнение единство исторической Руси, деятельность святого князя Александра служит еще одним напоминанием о нашем общем историческом прошлом. Не любят определенные политические круги в иных славянских государствах, не будем их перечислять, вспоминать подвиги святого Александра Невского, его историческую роль по руководству всей Русью и замечательную роль по сохранению Русских земель от иноземных захватчиков.

http://patriarchia.ru/db/text/5497869.ht...

Этим «нечто» и явилась битва на Чудском озере. Победа над немецкой партией в Новгороде После триумфа победы на Неве Александр Ярославич неожиданно, в том же 1240 году, оставляет Новгород. Принято было считать, что причиной стал конфликт с новгородской элитой в отношении новгородских вольностей. Но для такого конфликта было не очень подходящее время. Немцы начали наступление фактически синхронно со шведами, с задержкой буквально в месячный интервал, и в сентябре 1240 года захватили Псков. Александр изгонялся в то время, когда они уже наступали. Следовательно, с их наступлением вероятно и связывалось его изгнание из Новгорода. По мнению британского историка-слависта, автора книги «Кризис средневековой Руси: 1200–1304» Джона Феннела, Александр был отстранен от власти существовавшей в Новгороде немецкой партией 224 . С точки зрения развивающей этот взгляд И.О. Сурминой, новгородцы на первоначальном этапе были настроены на мирное урегулирование конфликта с Орденом относительно Пскова. В противоположность им Александр Невский не питал иллюзий о планах крестоносцев и выступал сторонником военного решения. Победили сторонники компромисса 225 . Однако через какое-то время стало ясно, что достижение компромисса в религиозной войне невозможно. Осознавшие свою неправоту новгородцы срочно призывают Александра вернуться. По всей видимости, его возвращение состоялось на основе принятия Новгородом определенных выдвинутых им условий (вероятно, ограничения права на отстранение князя). Подавление псковского сепаратизма Отражение внешних угроз в задачах политика большого уровня, каким являлся Александр Невский, должно было сочетаться с подавлением потенциального сепаратизма внутри страны. В ситуации раздробленности противостоять ему оказывалось особенно сложно. Наиболее выраженно этот курс проявился в политике Александра Невского по отношению к Пскову. Псковская республика, вернее ее феодально-купеческая верхушка, тяготилась зависимостью от Новгорода и пыталась выйти из-под его опеки. Но такое высвобождение создавало фактически сразу проблемные ситуации во взаимодействии с внешними акторами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Чего мог ожидать, на что надеяться Александр Ярославич? Увидеть место безвременной кончины отца, униженно склонить голову пред надменным варваром... Возвращение на родину... но в этом еще можно было сомневаться... Да мало утешения предстояло и в родной земле. Без сомнения, русские пленники не раз встречались Александру Ярославичу и в глубине азиатских степей и рассказывали грустную повесть о своем несчастий. Эти рассказы живо воскрешали пред ним картину народного горя: он знал, что татары продолжают разорять отечество ежедневно. Татарские сборщики дани отнимали детей у родителей, юношей и дев уводили в плен и продавали в рабство. Крымские и азовские города, Малая Азия, Сирия, Египет, Северная Африка, Испания наполнялись русскими рабами. Много впоследствии переплатил в Орду золота и серебра Александр Ярославич, выручая из тяжкого плена своих соотечественников. Сострадательное сердце его обливалось кровью при мысли о народном бедствии, и заботы о себе отступали на второй план. Но вот наконец и Монголия. Уже миновали Байкал. Скоро придется предстать пред очи верховного властелина Азии. У Чингиз-хана было четыре сына: Джучи, Джагатай, Огодай и Тулуй. Джучи умер еще при жизни отца. Вскоре скончался и сам Чингиз-хан в 1227 году. Своим преемником, или верховным ханом, грозный завоеватель назначил самого способного из своих сыновей, Огодая, Джагатаю отдал Бухарию и восточный Туркестан, Тулую – Иран, или Персию, Батыю, сыну Джучи, достались обширные земли, простиравшиеся от юго-западной Сибири и северных пределов Туркестана к западу до Карпатских гор, в числе их и наше отечество 209 . Эти страны покорены были татарами при Огодае. Таврические и азовские степи Батый предоставил одному из своих родственников. Брат его, Шибан, с его соизволения, господствовал в той части Джучиева удела, которая лежала в юго-западной Сибири и северном Туркестане. В средине, в обширных поволжских и подонских степях, расположились с главными силами сам Батый и сын его Сартак. Владея таким громадным пространством земель, Батый хотя и подчинялся верховному хану, был однако сильнейшим из монгольских властителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Здесь обрисовано соотношение «православие - католицизм (и вообще Запад) - Золотая Орда» за несколько десятилетий до Куликовской битвы. Но следует сказать, что подобная ситуация выявилась значительно раньше. По сведениям германского хрониста Рейнгольда Гейденштейна, русский Псков «был взят немцами, как гласит предание, около 6750-го года (то есть 1242-го, года «Ледового побоища».- В. К.). Однако немного спустя после того Александр Ярославич (Невский.- В. К.) из рода Мономахова возвратил свободу городу; будучи отправлен ханом татарским Батыем и получивши в подмогу татарские вспомогательные войска, он победил в сражении ливонцев и затем по договору возвратил город (Псков- В. Выражение «отправлен ханом Батыем» означает, очевидно, лишь то, что Александр Невский признавал верховную власть Золотой Орды и, так или иначе, «советовался» с Батыем о предпринимаемых действиях. Но золотоордынская военная поддержка борьбы Руси с натиском Запада началась, следовательно, уже при Батые. Кстати сказать, многие историки считают только что приведенное сообщение недостоверным, однако их сомнения обусловлены присущим им ложным представлением о взаимоотношениях Руси и Золотой Орды вообще (о чем уже подробно говорилось); кроме того, как мы видели, политика, начатая Батыем, продолжалась и через столетие - при Узбеке и Джанибеке, о чем есть неоспоримые сведения. В свете всего вышеизложенного становится возможным действительно понять сущность Мамаевой Орды и ее похода на Москву. В высшей степени знаменательно, что историки, смотревшие на эту проблему из Крыма, гораздо яснее понимали ее истинное содержание. Так, известный крымский историк П. Н. Надинский, автор изданных еще в 1950-х годах «Очерков по истории Крыма» в четырех томах, писал: «Генуя и Венеция являлись крупнейшими колониальными государствами Средневековья. В руках этих государств находилась почти вся мировая торговля. Значение этих государств особенно возросло в связи с «крестовыми походами»... Эти грабительские походы, освященные религией, прокладывали пути для генуэзских и венецианских купцов-колонизаторов в страны Ближнего Востока и Причерноморья... В XIII веке, после взятия крестоносцами Константинополя (в 1204 году- В. К.) и разгрома Византийской империи, венецианцы, а следом за ними и генуэзцы, проникли на побережье Черного моря... И совершенно не случайно, что генуэзцы оказались в числе вдохновителей, а может быть, и прямых организаторов похода незадачливого татарского полководца Мамая на Москву

http://ruskline.ru/analitika/2012/09/29/...

Как в политике, так и в военном деле рыцари делали ставку на силу. Расположив русское войско у восточного берега, Александр Невский и его военачальники обеспечили русской дружине тактические преимущества: - Во-первых, они лишили противника возможности внезапного нападения. - безопасность правого фланга русского войска обеспечивалась слабым льдом. Что же касается левого фланга, то открытая ледяная поверхность делала невозможным скрытый обход; -в случае, если бы врагу удалось прорвать боевой порядок русского войска, его - тяжелая рыцарская кавалерия - попадала на покрытый вековым лесом берег, где она не могла двинуться вперед, а, следовательно, не могла и развить свой успех; - широкая полоса промерзшего до дна мелководья гарантировала русское войско от опасности провалиться под лед; - войско, скрытое до начала битвы в лесу, позволило Александру Невскому не показывать врагу своих сил. Напротив рыцарское войско вынуждено было, выйдя на лед, обнаружить не только свою численность, но и боевой порядок и направление главного удара; - в случае благоприятного для русского войска исхода сражения, враг вынужден был бы отступать по открытой ледяной поверхности, кроме того его могли оттеснить в сторону хрупкого льда; - в случае вынужденного отхода русская рать, состоявшая в основном из пехоты, могла отступить в лес и выйти из под удара противника уйдя во внутренние области псковской земли. Летописцы скажут, описывая последние минуты ожидания вражеского удара, что словно из глубины души у князя Александра Невского вырвалось восклицание, которое услышали многие воины русской рати: - Рассуди, Боже, спор мой с этим высокомерным народом!- громко воскликнул он, воздев руки к небу.- Помоги мне, Господи, как некогда моему прадеду Ярославу против Святополка Окаянного». 600 рыцарей, каждый вместе с конем весил примерно 300 кг. и 11-12 тыс. пехотинцев (каждый пехотинец весил примерно 80кг.) представляли собой живой таран весом в тысячу тонн. Рыцари действительно пробились острой колонной сквозь русские полки и уже торжествовали победу, но Александр обошел крестоносцев с флангов и «забил» «свинью», лишившуюся на льду возможности маневрировать.

http://ruskline.ru/analitika/2019/05/07/...

Митрополит Варсонофий прочитал лекцию в Политехническом университете марта 2021 В пространстве " Точка кипения - Политех " владыка посетил СКБ " Силовые машины - Политех " и центр патриотического воспитания молодежи. В СКБ студенты под руководством кураторов решают производственные задачи. В центре патриотического воспитания расположены экспозиции, посвященные Великой Отечественной войне. Студенты занимаются реконструкцией боевой техники времен войны. Гостю подарили модель танка Т-34 с надписью " Александр Невский " . В одном из залов находится инсталляция пулеметной точки в карельских лесах. Студенческими поисковыми отрядами подняты останки более 400 бойцов, владыке показали находки поисковиков - солдатские медальоны и нательный крест. Архипастырь спросил у студентов, как они думают, могут ли современные люди защищать Родину, как их предки. Один из студентов сказал, что воевали не только кадровые военные и призывники, но и ополченцы - обычные люди, которые отправились защищать Родину. И современные люди тоже будут защищать Родину, если возникнет необходимость. " Мы - наследники Великой Победы. Это общая победа, и хорошо, что память о ней здесь сохраняется " , - отметил правящий архиерей. Затем он отправился в научно-исследовательский корпус " Технополис Политех " , где в одном из лекционных залов выступил перед студентами с лекцией о святом Александре Невском. " Александр Невский был профессиональным воином, выигравшим все сражения, в которых участвовал, но не сделавшим войну целью и смыслом своей жизни, - сказал, в частности, митрополит Варсонофий. - Она имела для него лишь вынужденный характер как средство к сохранению жизни народа. Сражения, которые выиграл великий полководец, - Ледовое побоище, а еще раньше Невская битва, - имели оборонительный характер. Русскому человеку была глубоко чужда идея вести войну с целью расширения своего жизненного пространства. Не каждый воин мог вернуться к мирной жизни. Из истории крестовых походов, которые происходили примерно в то же время, известно, что рыцари после возвращения из завоевательных походов не могли привыкнуть к мирной жизни, их тянуло на войну. Оставаясь воином, Александр Ярославич успешно занимался обустройством мирной жизни. При нем начинают восстанавливаться русские города и сёла, разрушенные после монголо-татарского нашествия, строятся новые храмы и монастыри как центры духовной жизни и образования. Великий князь и сам был просвещенным человеком своего времени, знал иностранные языки. Но не эти качества сделали его святым, а умелое их использование на благо ближних " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Уезжая из Новгорода,  Ярос­лав Всеволодович нередко ос­тав­лял вместо себя молодых княжичей. В середине 30-х годов XIII века отец стал брать Александра в походы. Тогда новгородцам противостоял сильный и опасный противник — немецкий рыцарский Орден меченосцев, образованный в 1202 году. В его задачи входило захватить земли в Прибалтике (Ливонии) и обратить местное население в римско-католическую веру. Орден вел энергичное наступление. Сначала рыцари покоряли языческие племена, но затем схлестнулись со вполне христианским Полоцким княжеством. Борясь с воинствами русских князей, немцы то удерживали меч от жестокого истребления, видя перед собой христиан, то забывали о христианском братстве и рубили, резали, вешали. Так, взяв город Феллин (Вильянди), они повесили весь русский гарнизон… Вероисповедная близость очень мало тормозила их страсть к завоеваниям. С 1236 по 1240 год Александр Ярославич непрерывно княжил в Новгороде, выполняя волю отца. Тот занял киевский великокняжеский престол и отчаянно нуждался в крепких тылах. Очень плохо дела Ярослава пошли в 1238 году. По Северо-Восточной Руси пронесся губительный вихрь Батыева нашествия. Города стояли в руинах, многие князья легли в сырую землю. Обстоятельства вынудили Ярослава Всеволодовича переместиться из Киева во Владимир. Пере­брав­шись на Северо-Восток, он постарался навести мало-мальский порядок в стране, приведенной к полному хаосу. Новгородчина почти избегла ужасов монголо-татарского завоевания. Огонь коснулся ее по краям: пал Торжок, а после того победоносные тумены неглубоко вклинились в новгородские земли и скоро повернули вспять. Старший из оставшихся в живых сыновей Ярослава Всеволодовича, его ставленник в богатом Новгороде и вполне взрослый для дел правления человек, автоматически стал одной из ключевых фигур на «шахматной доске» Северной Руси. На плечи князя Александра легла огромная ответственность: оборона новгородских границ от воинственных соседей. А те, надеясь воспользоваться сложным положением Руси, усилили нажим на Новгородчину.

http://foma.ru/nevskij.html

Стремительные ответные действия А. Я. Н. привели, однако, к разгрому швед. войска на Неве 15 июля 1240 г. (отсюда прозвище Невский), к отвоеванию в 1241 г. Копорья, а в 1242 г. Пскова, к походу зимой 1241/42 г. (с суздальской подмогой во главе с младшим братом Андреем Ярославичем) в Вост. Эстонию, к-рый завершился решительным разгромом войска Ливонского ордена и Дерптского епископа на льду Чудского оз. 5 апр. 1242 г. Противоречивые данные о потерях Ордена в древнерус. (Новгородская I летопись) и нем. (Ливонская рифмованная хроника) источниках затрудняют оценку масштабов сражения, но политическое значение этой победы А. Я. Н. остается вне сомнения: она вплоть до XV в. обеспечила status quo на ливонско-новгородской границе, поэтому неправомерны попытки свести битву до уровня рядовой пограничной стычки ( J. Fennell). После смерти в 1246 г. Ярослава Всеволодовича (из наследственных владений отца А. Я. Н. получил, вероятно, Тверь) разгорелась борьба за вел. княжение Владимирское, в ходе к-рой А. Я. Н. вслед за братом Андреем в 1247 г. отправился в Орду к хану Батыю, а затем - в ставку вел. ханов в Каракорум, откуда вернулся только в кон. 1249 г., получив ярлык на «Кыев и всю Русьскую землю» (тогда как Андрей стал вел. кн. владимирским). Содержание полученного А. Я. Н. титула не вполне ясно; обычно считается, что речь идет о Юж. Руси, но поскольку в Киев А. Я. Н. не поехал, а остался княжить в Новгороде, то, вероятно, и последний входил в число пожалованных ему владений. В эти годы сложилась политическая концепция А. Я. Н., главными чертами к-рой явились лояльность по отношению к верховной власти Орды и решительный отпор военно-политическому и церковно-идеологическому натиску католич. Запада. Эта концепция формировалась в противоборстве с политикой княжеской коалиции во главе с Андреем Ярославичем и галицко-волынским кн. Даниилом Романовичем , направленной на союз с Западом, и прежде всего с папством, в надежде на его помощь в организации отпора монголо-татарам. Политика Андрея и Даниила неизбежно вела к унии с Римом, поэтому А.

http://pravenc.ru/text/64418.html

Правда, он «приехал господствовать над развалинами и трупами» 90 , но и это его не смутило. Напротив, теперь-то вполне проявилась его несокрушимая энергия и жажда деятельности. Он не пришел в уныние, не проливал слез, не проклинал судьбу, как это делали другие, но спешил сделать все возможное, чтобы исправить хотя несколько причиненное зло. С его прибытием край точно оживился: по его распоряжению во владимирской земле очищали дороги, в городах выносили и хоронили трупы. По его призыву собирались жители, укрывавшиеся в лесах, слышали бодрое слово утешения. Вновь начинался разрушенный порядок общежития. Отрадное впечатление производила эта кипучая деятельность на упавший духом народ. «Поча ряды рядить и бысть радость велика хрестьяном», – замечает летописец. С честью похоронив во Владимире старшего брата, Ярослав, в качестве великого князя, распределил волости: оборонив смоленскую волость от литовцев, он поставил здесь князем Всеволода Мстиславича; Суздаль отдал своему брату Святославу, Стародуб – Иоанну, Переяславль оставил за собою. Теперь предстояло решить главную и самую трудную задачу – установить отношения с грозным завоевателем. В 1243 году он отправился в Орду к Батыю и первый из русских князей изъявил ему полную покорность. Батый принял его с честью. «Ярославе! буди ты старей всем князем в Русской земле», – решил хан. Возвратившись во Владимир, Ярослав немедленно отправил третьего своего сына Константина в далекую Татарию на поклонение главному хану, которому подчинен был сам Батый. В 1245 году Константин Ярославич благополучно вернулся из своего дальнего путешествия и привез отцу приказание великого хана самому явиться к нему. Простившись с отечеством и родными, Ярослав Всеволодович, преодолевая всевозможные лишения, пустился чрез среднеазиатские степи к берегам далекого Амура, где в то время находилось главное кочевье монголов, и прибыл в ханскую ставку как раз ко времени торжественного провозглашения великим ханом Гаюка. Не суждено было великому князю возвратиться в отечество.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Был он верен данному слову, отстаивал справедливость и того же требовал от сыновей. Прощал он врагов своих и даже щедро одаривал их: отдал Киев Михаилу Черниговскому. Своими победами и походами снискал славу и в Русской земле, и в Европе. Был искусным полководцем, признававшим победу или смерть. С малой дружиной побеждал многочисленные полки. Даже монголо-татарам пришлось считаться с ним и сделать его своим союзником, а не подданным. Умер Даниил Романович в 1264 году и был похоронен в воздвигнутой им новой столице – Холме. Галицкие литературные традиции нашли отражение и в другом княжеском жизнеописании XIII века – «Повести о житии Александра Невского», написанной, скорее всего, тем же автором, предположительно митрополитом Кириллом, после того как он перебрался из Холма во Владимиро-Суздальскую землю. В «Повести о житии Александра Невского» прославляются героические подвиги Александра Ярославича (1220–1263), защитника русских земель от шведских и немецких рыцарей. За победу над шведами в 1240 г. на р. Неве молодой князь и получил почетное прозвище Невский. Жизненный путь Александра Ярославича – это путь благочестивого православного князя. Автор подчеркивает, что «без Божьего повеления не было бы княжения его, но княжение князя Александра Ярославича Богом благословенно». Князь защищает Новгородскую землю и православную веру от врагов, отстаивает народ свой у монгольского хана, проявляя при этом смирение и расплачиваясь за это собственной жизнью. Наглядным примером развития религиозно-прагматического метода служат произведения литературы второй половины XIV b. Казалось бы, автор «Задонщины» использовал некоторую символику «Слова о полку Игореве», то есть старый метод отражения. Однако образы «Задонщины» совершенно утратили свое символическое значение, что свидетельствует об ином литературном методе. Часть из них стала малопонятна не только читателям, но и книжным людям – переписчикам (оттого появились и «темные» места в «Слове»), а часть превратилась в реальные сравнения в «Задонщине». Скажем, не к Бояну-соловью, воспарявшему под небеса (соловей-то под небесами не поет!), обращается автор «Задонщины», а к реальным птицам – соловью, жаворонку (поющему как раз высоко в небе); не тучи, символизирующие половцев, с моря идут, а реальная гроза собирается, и т. д. Правда, вторая половина XIV b. – это начало новой стадии – миропонимания. Однако господствующим в ней становится именно религиозно-прагматический метод, формировавшийся в рассмотренный нами сейчас переходный период XIII – первой половины XIV b. – на стадии средневекового миросозерцания.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010