Для этого русским нужно было окрепнуть после страшного опустошения, какое произвели татары во время своего нашествия на русскую землю. К тому же, русским недоставало еще единства, чтобы думать о свержении с себя монгольского ига. Наконец, Александр Невский своим острым умом прекрасно понимал и то, что татары, при своей веротерпимости, не так опасны для русских, как немцы. Имея все это в виду, грозный победитель немцев старался ладить с татарами. После смерти своего отца, Александр Невский сделался владимирским князем, а потом получил от хана и велико-княжеский титул. Александр несколько раз ездил в орду с богатыми дарами и успел приобрести расположение хана. Хан дивился мужественному виду русского князя и умным речам его и говорил своим вельможам: «правду мне говорили, что нет князя, подобного ему». Александр Невский, в свою очередь, особенно старался внушить русскому народу терпение и покорность по отношению к татарам. Это было особенно трудно для князя-народолюбца. Новый хан татарский велел сделать новую народную перепись на Руси, в том числе и в Новгороде. Новгородцы до тех пор не платили дани татарам, так как не были покорены ими. Не хотели они и теперь платить постыдную дань татарам. Только убеждения любимого князя, прибывшего в Новгород с татарскими послами, и страшная весть о том, что татарские полчища идут на Новгород, подействовали на новгородцев. Но только что уладилось дело с новгородцами, как поднялись смуты в других городах. Татарские баскаки собирали дань с русских самым бесчеловечным образом в Суздале, Ростове, Ярославле и Владимире. Русские возмутились против этих жестокостей, прогнали татарских сборщиков податей, а иных убили. В сильную ярость пришел тогда хан. Падало подозрение на самого Александра. В орде уже начали было собирать войска, чтобы наказать русских. Тогда Александр Невский с опасностью для своей жизни поспешил в орду. Видно, нелегко ему было умилостивить хана, так как зиму и лето он прожил в орде. Но зато ему удалось спасти русскую землю от нового разорения.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ot...

«Не в силе Бог, но в правде. Вспомним слова псалмопевца, который сказал: Одни с оружием, а другие на конях, мы же имя Господа Бога нашего призовем; они, поверженные, пали, мы же устояли и стоим прямо” (ср. Пс.19, 8). Не убоимся множества ратных, яко с нами Бог». Ливонский орден действовал по прямому благословению Папы, целью его агрессии был не только захват Новгорода, который после уничтожения Киева ордой стал самым крупным городом на Руси, но и обращение покоренных «схизматиков»-православных в католичество. В 1204-м г. под ударом участников IV крестового похода пал Константинополь, столица православной Империи ромеев. По словам французского историка Жака Ле Гоффа, взяв штурмом Константинополь, «латиняне наконец-то утолили зависть и ненависть к византийцам… грабежом и жестокой резней мужчин, женщин и детей». На руинах православной державы была образована Латинская империя со столицей в разграбленном и обезлюдевшем Новом Риме. Весть об этом событии разнеслась по всему христианскому миру, так что князь Александр Невский знал, какую участь уготовали Новгородской земле крестоносцы Ливонского ордена, влекомые тем же духом ненависти к схизматикам и корысти, которыми одержимы были подобные им участники IV крестового похода. Александр Невский побеждал противников и в других сражениях, менее известных. С ранних лет он сопровождал отца в военных походах, впервые в 1234-м году, когда князь Ярослав Всеволодович вторгся во владения ордена Меченосцев, который вскоре потом был переименован в Ливонский орден, под Дерптом и одержал над меченосцами победу в битве на берегу реки Омовже. В 1245-м г. язычники-литовцы напали на Торжок и Бежецк. Александр Невский во главе с новгородским войском разбил их, в битве погибло большинство нападавших, в том числе восемь литовских князей, а остатки побежденных были настигнуты его дружиной и новгородскими ополченцами и уничтожены без остатка у Жижицкого озера. На обратном пути в Новгород войско Александра под Усвятом разгромило еще один литовский отряд, после чего имя князя Александра наводило ужас на литовцев, и с тех пор они долго не дерзали вторгаться в пределы Новгородской земли. В 1256-м г. под Нарву, принадлежавшую Новгороду, пришли шведы вместе с покоренными ими финноязычными емью и сумью (суоми) и стали строить там крепость. В ту пору Александр княжил во Владимире. Новгородцы просили его о помощи, и он, откликнувшись на призыв, пришел в Новгород со своей дружиной, к которой присоединились новгородцы, и вместе они совершили удачный поход вглубь поселений народа емь, отбив у них и у господствовавших над ними шведов охоту вторгаться во владения Великого Новгорода. Князь Александр Ярославич не потерпел ни одного поражения. О его нравственной высоте говорит и то обстоятельство, что он был единственным из русских князей XIII столетия, кто никогда не участвовал в междоусобных войнах.

http://pravoslavie.ru/140044.html

Не только православные, но подавляющее большинство нашего народа в XXI веке назвали Александра Невского «именем России», воплощением ее славы, доблести и любви к родной земле, потому что с детства в их сердце вошел образ светлого князя-витязя, который они увидели в гениальной кинокартине Эйзенштейна, созданной в предвоенном 1938 году. «Обезбоженный патриотизм»? В том, что российским либералам ненавистен Александр Невский, нет ничего удивительного. Вполне понятно и то, почему великий фильм Эйзенштейна они с глубоким возмущением называют «сталинской агиткой» и «пропагандистской фальшивкой». Вся советская эпоха для либералов – «черная дыра» Российской истории, в которой не могло быть ничего доброго. Но недавно с изумлением узнал, что и некоторые православные патриоты считают фильм «Александр Невский» сталинской пропагандой. Оказывается, фильм глубоко оскорбляет благочестивые чувства некоторых православных патриотов. Сколько поколений наших соотечественников, невоцерковленных и верующих православных людей с детских лет полюбили этот фильм, полюбили образ Александра Невского, замечательно воплощенный на экране великим русским актером Николаем Константиновичем Черкасовым. Но, оказалось, все мы, наивные кинозрители, не заметили главного: перед нами сталинская пропаганда и создатели киноленты послушно выполняли пропагандистский заказ безбожного коммунистического режима. И особенно проницательные православные публицисты сумели наконец разоблачить замысел воинствующих безбожников и открыть нам глаза на то, ради чего снимали картину. Как выяснилось, главной задачей картины было исказить образ святого князя, а истинный патриотизм русских людей подменить на некий ложный, советский. И как это мы, темные и несмышленые, до сих пор этого не понимали! Недавно в статье православного автора Натальи Иртениной прочел такие слова: «Фильм «Александр Невский» С. Эйзенштейна — киноотражение советского обезбоженного, выхолощенного патриотизма».  Автор признает, что кинолента «входит в фонд золотой классики советского и мирового кинематографа и доныне считается шедевром раннего киноискусства. Фильм до сих пор смотрят и им восхищаются — далеко не только специалисты в области кино, но самые обычные зрители». Но выносит свой безапелляционный строгий приговор: «Внутри сегодняшнего возрожденного русского православного дискурса это кино ну никак не может претендовать на статус произведения духовно-патриотической тематики, невзирая на то что центральный его образ — князь Александр Ярославич».

http://radonezh.ru/2023/09/12/aleksandr-...

Закрыть itemscope itemtype="" > Александро-Невский фестиваль вновь собирает друзей! 15.12.2007 602 Время на чтение 4 минуты Стал достоянием истории VI Международный Александро-Невский фестиваль православно-патриотической авторской песни. Каким он был и чем отличался от предыдущих? Об этом мы попросили рассказать председателя Оргкомитета фестиваля Сергея Шотовича Учанейшвили. - С 1 по 6 декабря в Санкт-Петербурге проходил Международный Александро-Невский фестиваль православно-патриотической авторской песни. В этот раз всё было необычно. По сложившейся многолетней традиции он проходит в несколько туров, приуроченных к памятным датам, связанным с именем Александра Невского. Начинался каждый фестиваль осенним отборочным туром, в Александро-Невской лавре, где покоятся мощи Великого князя, перевезенные в Северную столицу из древнего престольного города Владимира Петром I, чему и посвящен праздник 12 сентября и осенний тур фестиваля. Далее фестиваль шествовал в Москву, где в первые числа декабря проходил зимний отборочный тур, посвященный преставлению Александра Невского (6 декабря). Продолжал фестиваль летний отборочный тур, вновь проходивший в Санкт-Петербурге 10-12 июня, который посвящен дню рождения князя Александра Ярославовича. Лучшие из конкурсантов, прошедших отборочные туры, получали дипломы, дающие право на участие в финальном туре фестиваля, проходившем в Витебске, в братской Беларуси с 31 июля по 1 августа. Именно там и определялись лауреаты и обладатели Гран-при ежегодного фестиваля. Кстати, по правилам Александро-Невского фестиваля лауреаты не имели права принимать участие в последующих фестивалях в качестве конкурсантов! Однако с 2005 года у них появилась возможность участвовать в ежегодном конкурсе лауреатов Александро-Невского фестиваля - это как бы Высшая лига фестиваля, говоря футбольным языком. Такова была схема Александро-Невского фестиваля до этого года. Теперь же Оргкомитет принял решение совместить фестивальный год с календарным. А стало быть, VII фестиваль должен пройти с января по декабрь 2008 года, по прежнему расписанию, но с финальным туром не летом в Витебске, а в зимой в Петербурге.

http://ruskline.ru/analitika/2007/12/15/...

КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ XIII век был периодом самого ужасного потрясения для Руси. С востока на нее нахлынули монголы с бесчисленными полчищами покоренных татарских племен, разорили, обезлюдили большую часть Руси и поработили остаток народонаселения; с северо-запада угрожало ей немецкое племя под знаменем западного католичества. Задачею политического деятеля того времени было поставить Русь по возможности в такие отношения к разным врагам, при которых она могла удержать свое существование. Человек, который принял на себя эту задачу и положил твердое основание на будущие времена дальнейшему исполнению этой задачи, по справедливости может назваться истинным представителем своего века. Таким является в русской истории князь Александр Ярославич Невский. Отрочество и юность его большею частью протекли в Новгороде. Отец его Ярослав всю жизнь то ссорился с новгородцами, то опять ладил с ними. Несколько раз новгородцы прогоняли его за крутой нрав и насилие и несколько раз приглашали снова, как бы не в состоянии обойтись без него. Князь Александр уже в молодых летах подвергался тому же вместе с отцом. В 1228 году, оставленный со своим братом Федором, с двумя княжескими мужами, в Новгороде, он должен был бежать, не выдержав поднявшегося в то время междоусобия - явления обычного в вольном Новгороде. В 1230 году юноша снова вернулся в Новгород с отцом и с тех пор, как кажется, долго не покидал Новгорода. С 1236 года начинается его самобытная деятельность. Отец его Ярослав уехал в Киев; Александр посажен был князем в Великом Новгороде. Через два года (1238) Новгород праздновал свадьбу своего молодого князя: он женился на Александре, дочери Брячислава полоцкого, как кажется, последнего из Рогволодовичей, скоро замененных в Полоцке литовскими князьками. Венчание происходило в Торопце. Князь отпраздновал два свадебных пира, называемых тогда " кашею " - один в Торопце, другой в Новгороде, как бы для того, чтобы сделать новгородцев участниками своего семейного торжества. Молодой князь был высок ростом, красив собою, а голос его, по выражению современника, «гремел перед народом как труба». Вскоре важный подвиг предстоял ему.

http://sedmitza.ru/lib/text/435573/

В четвертой Новгородской летописи только сказано: «В лето 6760 приде Неврюй царевич ратью Татарскую на Суздаль, и прогна Андрея Ярославича за море в Свею». В Псковской летописи даже не упоминается об этом событии. Лаврентьевская летопись говорит: В лето 6760. Иде Олександр Князь Новгородьскый в Татары; и отпустиша и с честию великою, давше ему старейшинство во всей братьи его. В тоже лето сдума Андрей Князь Ярославич с своими бояры, бегати нежели царем служити, и побежа на неведому землю со княгинею своею и с бояры своими, и погнаша Татарове в след его, и постигоша и у города Переяславля». В Троицкой летописи сказано: «приде Неврюй, и прогна Князя Андрея за море». В Густинской летописи: «Александр Ярославич пойде во Орду к Сартаку царю Татарскому и упроси себе княжение над всею Русскою и Московскою землею, и над всеми князи и возвратися со великою честию; ... а князь Андрей Ярославич брат Александров, побеже, и гнаша по нем Татаре». В Супральской летописи: «приде Царь Неврюй на Суждальскую землю ратию и бежа князь Андрей Ярославич за море в Свею». В Никоновской летописи: «Иде князь Великий Александр Ярославич во орду ко Царю Сартаку Батыеву сыну, и прият его царь с честию. Того же лета прииде изо Орды Неврюй Царевич, и князь Котиан, и князь Алыбуга храбрый ратью на великого князя Андрея Ярославича Суздальского, и на всю землю Суздальскую. Князь Великий Андрей Ярославич Суздальский смутися в себе, глаголя: Господи! что се есть, доколе нам меж собою бранитися, и наводити друг на друга Татар; лутче мне сбежати в чужую землю, неже дружитися и служити Татаром. И собрав воинство свое иде противу их, и сретшеся начаша битись, и бысть битва велия и одолеша Татарове, и побеже Князь Великий Андрей Ярославич и с княгинею своею и со бояры своими в Новгород Великий, и оттуду иде во Псков». В Софийском Временнике: «Прииде Неврюй и Котия и Алабуга Храбры на землю Суздальскую со многими вои и силою Татарскою на Великого Князя Андрея Ярославича. Бысть в канун Боришу дени, безбожнии Татарове под Володимером бродиша Клязьму, и поидоша к граду Переяславлю таящеся; наутриеже, на Боришь день встрете их Князь Андрей с своими полки и сразишася обои полцы, и бысть сеча велика, гневом же божиим за умножение грехов наших, погаными побежени быша.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/v...

Князь Александр Невский сын Великого Князя Ярослава Всеволодовича родился в 1219 году, 30 Мая 1 . Отец его в это время был еще удельным князем Переяславским и жил в своем уделе. Первые годы Александрова детства нам не известны; в первый раз по рождении летописи упоминают об Александре под 1228 годом, когда Ярослав оставил его в Новгороде вместе со старшим его братом Феодором под надзором боярина Феодора Даниловича и судии Иоакима 2 . Таким образом, Александру с раннего детства суждено было жить в том краю, где в последствии он сделался знаменитым и славным. Но на первый раз Александр не жил в Новгороде и году; беспрестанные мятежи и ссоры Новгородцев с Ярославом принудили пестунов Александровых и Феодоровых бежать из Новгорода тайно ночью. Впрочем, не прошло и году, как Новгородцы примирились с Ярославом; и в 1230 году оба брата, Феодор и Александр, опять посланы княжить в Новгороде; после чего Александр, в продолжение десяти лет, бессменно был Новгородским князем, вырос там и на двадцатом году своей жизни вступил в брак с дочерью Полоцкого Князя Брячислава. Ежели бесспорно, что обстоятельства, сопровождающие нашу жизнь в молодости, имеют большое влияние на образование нашего характера; то несомненно, что Александр Невский твердостью своей воли, обдуманным и постоянным преследованием раз принятой цели, умением видимо уступать, выжидать время, и действовать решительно, когда этого требуют обстоятельства, вполне обязан своей постоянной Новгородской жизни в молодости. Здесь Александр по необходимости должен был приучить себя к постоянной осторожности, к неусыпному надзору за своими поступками и к умению достигать своих целей не раздражая противников и в тоже время не поблажая их своеволию. Ибо в Новгороде он жил как бы между двух огней: т. е. завися с одной стороны от непреклонной воли отца, постоянно стремившегося развить княжескую власть в вольнолюбивом краю, и с другой – от свободной воли Новгородцев, хорошо понимавших виды Ярослава и старавшихся по возможности отстоять свою самостоятельность и народную независимость. Отец требовал безусловного исполнения своих приказаний, явно противных Новгородцам, а Новгород хотел, чтобы его Князь был в согласии с интересами и волей народа. Не исполняя отцовских приказаний, Александр лишался его поддержки и не мог жить в Новгороде; исполняя же их, он рисковал не только утратить любовь народа, но даже лишиться свободы или подвергнуться оскорбительному изгнанию, чему примеров так много видел между своими предшественниками. Но Александр успел так хорошо поставить себя и так ловко приноровиться к обстоятельствам, что и отец оставался им доволен, и Новгородцы не восставали на его распоряжения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/v...

на санях, сплавляться на лодках по рекам и озерам. Еще раз взглянем на ситуацию. У Александра в Орде отравили отца. Александр всячески уклоняется от поездки туда. Когда получает предписание, то, не поставив монголов в известность, едет во Владимир и не отправляется дальше, пока не получает епископское благословение. Что это, как не демонстрация независимости — в тех пределах, которые вообще были возможны? А почему бы просто не дать Орде отпор? Даже если бы его поддержали другие князья — шансов не было бы, Золотая Орда находилась на пике своего могущества, силы были несопоставимы. И это даже если бы поддержали... но Александр прекрасно понимал, что никто и не поддержит. Все вынужденно приняли «правила игры» и выпрашивали в Орде ярлыки на княжение. Когда современные публицисты говорят о том, что князь Александр Невский выбрал сторону Орды, они забывают, что такого выбора у него не было. Выбор был сделан русскими князьями, в том числе и его отцом Ярославом Всеволодовичем, гораздо раньше, когда сам Александр был еще подростком. Тем не менее Александр воспринимал иго Золотой Орды как пусть и неизбежное, но все же зло. И, судя по его политике, старался в этой ситуации по максимуму добиваться для Руси того, чего все-таки можно было добиться. То есть как можно более долгого мира, сбережения людей, накопления сил. Говорят, что Запад предлагал Александру помощь. Почему он упустил этот шанс разделаться с Золотой Ордой? Действительно, Запад в лице Папы Римского Иннокентия IV дважды делал князю Александру интересное предложение. А именно: принять католичество, получить из рук Папы королевскую корону и, главное, пропустить на Русь рыцарей-крестоносцев для совместной борьбы с Золотой Ордой. Первое такое предложение Александр получил, как раз когда в 1248 году собирался из Сарай-Бату в Каракорум. Второе ему привезли в Новгород в 1251 году двое кардиналов. Генрих Семирадский. «Князь Александр Невский принимает папских легатов», 1876 Некоторые наши современники считают, что надо было брать. Глядишь, и вся отечественная история пошла бы иным путем. На мой взгляд, это абсолютно безосновательные, если не сказать крайне наивные, суждения. К счастью, князь Александр наивностью не страдал. И что такого случилось бы, если бы Александр согласился?

http://foma.ru/pochemu-aleksandr-nevskij...

Среди участников заседания были: министр юстиции РФ А.В. Коновалов; председатель Комитета Совета Федерации ФС РФ по международным делам К.И. Косачев; губернатор Новгородской области А.С. Никитин; губернатор Тверской области И.М. Руденя; губернатор Ярославской области Д.Ю. Миронов; губернатор Владимирской области В.В. Сипягин; заместитель министра обороны РФ — начальник Главного военно-политического управления Вооруженных сил РФ генерал-полковник А.В. Картаполов; заместитель министра культуры РФ, заместитель председателя Организационного комитета А.Ю. Манилова; вице-президент Российской академии наук Н.А. Макаров; заместитель министра спорта РФ М.В. Томилова; председатель Комитета по культуре г. Санкт-Петербурга К.Э. Сухенко; заместитель председателя Организационного комитета по подготовке и проведению празднования в Псковской области 800-летия со дня рождения князя Александра Невского М.В. Гаращенко; заместитель секретаря Совета Безопасности РФ, член Попечительского совета программы «Александр Невский» С.А. Вахруков; директор Департамента по связям с субъектами федерации, парламентом и общественными объединениями МИД России С.В. Григорьев; начальник Управления по работе с соотечественниками и культурно-гуманитарных проектов Россотрудничества Л.В. Даль; директор Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы В.В. Бушуев; заместитель руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Т.В. Наумова; председатель Наблюдательного совета Фонда содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» А.В. Громова; ректор Московского государственного института международных отношений (университета) МИД России, член Попечительского совета программы «Александр Невский» А.В. Торкунов; заместитель генерального директора «УГМК-холдинг», председатель правления программы «Александр Невский» А.В. Рогожин; председатель Попечительского совета Фонда Андрея Первозванного В.И. Якунин; ректор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, профессор, лауреат Общественной премии святого благоверного князя Александра Невского А.С. Соколов; ректор Московского архитектурного института, вице-президент Российской академии художеств, член Совета по культуре при Президенте РФ, академик РАХ и РААСН Д.О. Швидковский; руководитель Департамента национальной политики  и межрегиональных связей г. Москвы В.И. Сучков; директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства науки и высшего образования РФ Е.Г. Бабелюк и другие.

http://patriarchia.ru/db/text/5497894.ht...

Архив Пн Состоялось первое заседание Организационного комитета по подготовке и проведению мероприятий, посвященных 800-летию со дня рождения св. блгв. кн. Александра Невского 14 марта 2017 г. 20:20 14 марта 2017 года в Сергиевском зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве при участии Святейшего Патриарха Московского и всея и Руси Кирилла и министра культуры Российской Федерации В.Р. Мединского состоялось первое расширенное заседание Организационного комитета по подготовке и проведению юбилейных мероприятий, посвященных 800-летию со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского. 24 июня 2014 года Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Указ о праздновании в 2021 году 800-летия со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского, определяющий порядок подготовки и проведения этого знаменательного события. Как отмечается в документе, праздничные мероприятия будут проводиться «в целях сохранения военно-исторического и культурного наследия, укрепления единства российского народа». Распоряжением Правительства Российской Федерации 554-р от 30 марта 2015 года был определен состав Оргкомитета. В первом заседании Оргкомитета участвовали: министр юстиции РФ А.В. Коновалов ; заместитель министра культуры РФ, заместитель председателя Организационного комитета А.Ю. Манилова; губернатор Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко ; временно исполняющий обязанности губернатора Ярославской области Д.Ю. Миронов; статс-секретарь — заместитель министра обороны РФ Н.А. Панков; генеральный директор ООО «УГМК-Холдинг», сопредседатель Попечительского совета программы «Александр Невский» А.А. Козицын; председатель Попечительского совета Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы В.И. Якунин ; коммерческий директор ООО «УГМК-Холдинг», член Попечительского совета программы «Александр Невский», почетный член Фонда Андрея Первозванного И.Г. Кудряшкин; ректор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, заслуженный деятель искусств РФ, профессор, член Попечительского совета программы «Александр Невский» А.С. Соколов ; первый заместитель губернатора Псковской области В.В. Емельянова; заместитель губернатора, заместитель председателя правительства Нижегородской области Д.В. Сватковский; заместитель министра образования и науки РФ В.Ш. Каганов; заместитель министра спорта РФ М.В. Томилова; заместитель руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Т.В. Наумова; руководитель Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма г. Москвы В.И. Сучков; председатель Геральдического совета при Президенте РФ — государственный герольдмейстер, член Совета Российского исторического общества Г.В. Вилинбахов; директор Департамента государственной политики в области средств массовой информации Министерства связи и массовых коммуникаций РФ Е.Г. Ларина; министр культуры Московской области О.В. Косарева; декан факультета международной журналистики МГИМО Я.Л. Скворцов и другие.

http://patriarchia.ru/db/text/4834385.ht...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010