п. Чудесные возможности В. Б. видятся автору «Слова» причиной удивительного политического взлета и падения полоцкого князя: так, он «скочи ко граду Кыеву и дотчеся стружием (копьем? - А. Н.) злата стола Киевскаго», а затем «скочи от них (киевлян.- А. Н.) лютым зверем в плъночи из Бела-града, обесися сине мгле» и проч. Знаменательно отсутствие в «Слове» каких-то упреков в адрес В. Б., присутствующих в летописи, но нет и «воспевания» полоцкого князя «как общерусского героя», к-рое иногда усматривают (Б. А. Рыбаков ). В позднейших былинах, особенно о «Волхе Всеславьевиче», облик В. Б. окончательно теряет всякую реальную связь со своим историческим прототипом, превращаясь из узурпатора киевского стола в одного из сказочных защитников Киева от некоего «индейского царя», хотя волшебные способности Волха Всеславьевича, к-рый умеет «обвертываться» то «ясным соколом», то «серым волком», то «гнедым туром-золотые рога», живо напоминают В. Б. из «Слова о полку Игореве». Ист.: ПСРЛ. Т. 1-2; Т. 4. Ч. 1; Т. 6. Вып. 1; Т. 40; НПЛ (по указ.); Слово о полку Игореве/Под ред. В. П. Адриановой-Перетц. М., 1950; Волх Всеславьевич//Былины. Л., 1986. С. 89-94. (Б-ка поэта; Б. сер.) Лит.: Грушевський М. [С. ] Icmopiя Ykpaïhu-Pyci. Льbib, 19052. Т. 2 (по указ.); Рыбаков Б. А. Древняя Русь: Сказания, былины, летописи. М., 1963. С. 85-98; Алексеев Л. В. Полоцкая земля. М., 1966; он же. Полоцкая земля//Древнерус. княжества X-XIII вв. М., 1975. С. 202-239; Раппопорт П. А. Рус. архитектура X-XIII вв.: Кат. памятников. Л., 1982. С. 94. (САИ; Е1-47); Кучкин В. А. «Слово о полку Игореве» и междукняжеские отношения 60-х гг. XI в.//ВИ. 1985. 11. С. 29-33; Соловьев С. М. Соч. М., 1988. Кн. 1. Т. 1-2 (по указ.). А. В. Назаренко Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (1200–1339), кн. тверской, вел. кн. владимирский (1326-1327), св. блгв., мч. (пам. в 1-ю неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Всех святых в земле Российской просиявших) АЛЕКСАНДР (ПЕРЕСВЕТ) И АНДРЕЙ (ОСЛЯБЯ) РАДОНЕЖСКИЕ (XIV в.), преподобные (пам. 7 сентября, в Соборе Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых) АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской)

http://pravenc.ru/text/155544.html

Тяжело было положение молодого новгородского князя после погромов Батыя. Хотя Новгород и уцелел, но зато он был предоставлен собственным силам и средствам в борьбе с многочисленными врагами, без всякой надежды на помощь из других областей. В прежние годы Ярослав Всеволодович, защищая Новгород, приводил с собою суздальские полки; следовательно, новгородцы сражались не одни 94 . Теперь Ярославу Всеволодовичу было не до Новгорода... Враги новгородцев – шведы, ливонские немцы и литовцы, спешили воспользоваться столь благоприятными обстоятельствами. Покорность русских князей татарам, как ни была унизительна и горька сама по себе, однако не приносила бесчестья: русский народ на себе испытал страшную силу татар и ясно видел всю бесполезность какого бы то ни было сопротивления. Можно ли было укорять князей за то, что они подчинялись неотразимой необходимости? Но как оправдать покорность пред врагами, которых неоднократно побеждали русские раньше? Отступить пред шведами, немцами и литовцами, покориться им, – не значило ли это навсегда опозорить себя? Да и в одном ли бесславии заключалась беда? Можно ли было забыть, что за этими ближайшими врагами двигалась страшная сила всего Запада, возбуждаемого непрестанными буллами и энергическими посланиями римского папы? Оставалось одно – положиться на Бога и взяться за оружие. Александр Ярославич во всем объеме сознавал всю опасность, всю ответственность своего положения. Он знал, что он должен быть щитом, прикрывающим родину, уже обессиленную татарами, от других более опасных врагов. Прежние князья, не имея недостатка в военной силе, грудью отражали врагов. Но при изменившихся обстоятельствах, при малочисленности наличных сил одного Новгорода, пришлось подумать о другого рода защите. И вот новгородский князь, едва окончив свадебное торжество, спешит постройкой укреплений на западных границах новгородской земли с целью оградить себя от внезапных нападений 95 . В то же время, подобно древнему Святославу, Александр Ярославич старается набрать дружину отважных бойцов, людей беззаветной удали, которых среди новгородцев можно было найти скорее чем где-нибудь. «У князя Александра бе множество храбрых, яко же древле у Давыда царя; бяху бо сердца их аки сердца львов». Про него также можно было сказать: каков сам, такова и дружина. Не долго пришлось ему оставаться без дела...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Чистокровный русак, сын Ивана Павловича Кузнецова и Анны Петровны Баженовой, Николай Иванович родился 27 июля 1911 года в деревне Зырянской Камышловского уезда Пермской губернии. Мать была женщиной богомольной, в отличие от отца. При рождении сын Ивана Павловича и Анны Петровны был назван Никанором, но имя это ему не нравилось. Он предпочитал, чтобы его звали Николаем. Ещё в 1930 году в комсомольских документах он значился как Никанор, а уже в паспорте 1932 года стал Николаем. Николай означает по-гречески " народ-победитель " . Партизанский отряд, в котором ему придётся воевать с лета 1942 года по осень 1943-го, назывался " Победители " . Имя " Никанор " по-гречески означает " видящий победу " . Он от него отказался. Увидеть Победу ему не доведётся! С ранних лет в Кузнецове стал проявляться необычайный дар к языкам. В молодости он в совершенстве освоил коми-пермяцкий, весьма и весьма трудный угро-финский язык. Великолепно перенимал национальные особенности этого малочисленного народа, характер, обычаи. Так, что сами коми-пермяки не верили, что он русский, принимали его за своего. Странно наблюдать иных русских, которые, живя в среде иноплеменников, чванливо и нарочито не пытаются выучить хотя бы основные разговорные понятия. Ведь это под стать " америкосу " , а не русскому! Вспомним, как древние князья наши охотно учили языки. " Дома седя, изумеял пять язык " , - сказано о Ярославе Мудром. Цари и императоры обязательно знали по нескольку языков. И полководцы, и купцы, и путешественники. Александр Невский и Иван Грозный, Александр Суворов и Михаил Кутузов, Афанасий Никитин и Николай Миклухо-Маклай... Все они были лишены напускного высокомерия, под которым обычно скрываются природная лень и отсутствие любознательности. " Сколько языков знаешь, столько жизней живёшь " , - говорил Гёте. Постигнув труднейший коми-пермяцкий язык, будущий герой-разведчик значительно облегчил себе в дальнейшем изучение европейских языков. Это было его главное увлечение, благодаря которому он смог принести свою пользу Отечеству. Талант к языкам и умение схватывать национальные особенности других народов, привёл его в ряды сотрудников госбезопасности. Накануне войны Кузнецов уже работал " под немца " . Поселившись в Москве , ловко завязывал дружбу с приезжающими в СССР гражданами Германии, да и с общительными немками - тоже. Изучал повадки, особенности речи, сам уже выдавал себя за потомственного тевтонца, выходца из среды немецких колонистов. У него и оперативный псевдоним был - " Колонист " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

«Архаичный народ» мешает... Когда видишь передачи Сванидзе и Млечина, то создается впечатление, что они старательно пытаются возродить в России «историческую школу академика Покровского». Революционный академик Покровский мечтал «закрыть русскую историю». Все Русские Государи у Покровского - «душители и мерзавцы в коронах», а великие русские полководцы Суворов и Кутузов - «крепостники и царские сатрапы». Все, что было до 17-го года - сплошной кровавый мрак и ужас. Сегодня русскую историю немного подкорректировали - мрак и ужас, оказывается, продолжался до 1991 года. Конечно, обидно этим господам, что все могло, оказывается, закончиться еще в XIII - XIV веках. Бились бы на смерть с татарами русские, не слушали «коллоборанта» Александра Ярославича, и погибли бы героически. Археологи бы ездили сегодня на раскопки прекрасных древнерусских храмов, как ездят в Малую Азию на раскопки греческих храмов. Писали бы трактаты об исчезнувшей культуре и истории древних русичей. А местные жители пасли бы баранов, как турки в Малой Азии, и раздавались бы призывы муэдзина с минаретов мечетей. А так, устоял один из улусов Золотой Орды, сохранив свою христианскую веру. Да не только не исчез с лица земли, но, разгромив Орду, создал свою Державу, размахнувшуюся на 1/6 часть света. Несмотря на то, что иго Золотой Орды принесло огромный вред Русской земле и ни о каком «симбиозе» Руси и Орды говорить не приходится, русские выстояли, закалились и создали Великую Православную империю - то самое якобы «полицейское государство», так ненавистное либералам. И мы с ними должны согласиться, действительно, у истоков этого государства стоял св. блгв. князь Александр Ярославич Невский. Кстати, либералы наряду с евразийцами упорно навязывают мысль, что Московская Русь является историческим продолжением Золотой Орды. Просто ханская ставка из Сарая перебралась в Москву, как утверждали они и в этой передаче. Ну не желают ни в коем случае считать Россию наследницей Византийской империи. Вы думаете, что Москва Третий Рим? Нет, говорят либералы, вы наследники азиатской и варварской Орды, нам лучше известно. И мы, просвещенные, европейски образованные, бьемся, пытаемся вас, диких и неотесанных азиатов, втянуть в приличное «цивилизованное общество». Но тяжелое наследие векового деспотического режима мешает.

http://radonezh.ru/text/viktor-saulkin-i...

Все общество собирается на опушке леса. Собаки освобождаются от цепей и бросаются в лес отыскивать дичь. Много водилось в то время на Руси в непроходимых дебрях всякого рода зверей: туров, медведей, волков, кабанов и др. Небезопасны были эти ловы, но здесь же развивалась удаль молодецкая, ловкость и присутствие духа. «Вот как я трудился на ловах, – рассказывает про себя Владимир Мономах . – Два тура метали меня на рогах своих с конем, олень бодал, один лось топтал ногами, другой бодал рогами; вепрь сорвал меч с бедра, медведь около колена седло прокусил, лютый зверь вскакивал мне на плечи и повергал на землю и меня, и коня. Но Бог меня сохранил невредимо. С коня я падал много раз, дважды разбивал себе голову, повреждал и руки, и ноги, особенно в юности, когда не дорожил жизнью, не щадил головы своей... Сам я заботился об охотничьем наряде, о конях, о соколах, о ястребах... Дети мои! Не осуждайте меня, так как я не хвалю ни себя, ни своей храбрости; я хвалю Бога и прославляю Его милость, так как Он меня, грешного и недостойного, сохранил от стольких опасностей и сотворил меня не ленивым на все дела, достойные человека». Без сомнения, юным Феодору и Александру не раз удавалось отличаться на этих охотах. Множество убитой дичи служило наградой охотникам. По многу убивали куниц, лисиц: И диких зверей, черных соболей, Больших поскакучих заюшек, Малых горностаюшек А и волку, медведю спуску нет. Солнце садилось; наступала ночь, и нередко усталые охотники ложились отдыхать от дневных трудов в палатках среди зеленого леса. Охота на зверей сменялась соколиною. Запевалась старинная песня: Вейте силышка шелковые, Становите силышка на темный лес, На темный лес, на самый верх, Ловите гусей, лебедей, ясных соколей, И малую птицу пташицу. Предстоит и здесь добыча богатая: белые гоголи, чернеди, сизые орлы, галицы, кречеты, черные вороны, сороки, чайки, соколы, дятлы. Всё это вместе – игры и охоты – должны были укрепить и развить физические силы отрока и приготовить из него будущего защитника родины, доброго страдальца за землю Русскую, каким и явился впоследствии св. Александр, «от юна возраста и от младых ногтей всякому делу благу научен быв» 28 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Еще отец его Ярослав отправился в Орду, но не воротился оттуда. Его путешествие не могло служить образцом, потому что не могло назваться счастливым: говорили даже, что его отравили в Орде. Александр совершил свое путешествие с таким успехом, что оно послужило образцом и примером для поведения князей. По воле Батыя Ярославичи должны были отправиться в Большую Орду к великому хану. Путь нашим князьям лежал через необозримые степные пространства Средней Азии. Ханские чиновники сопровождали их и доставляли переменных лошадей. Они видели недавно разоренные города и остатки цивилизации народов, порабощенных варварами. До монгольского погрома многие из этих стран находились в цветущем состоянии, а теперь были в развалинах и покрыты грудами костей. Порабощенные остатки народонаселения должны были служить завоевателям. Везде была крайняя нищета, и нашим князьям не раз приходилось переносить голод; немало терпели они там от холода и жажды. Только немногие города, и в том числе Ташкент, уцелели. У самого великого хана была столица Ка-ра-Корум, город многолюдный, обнесенный глиняной стеной с четырьмя воротами. В нем были большие здания для ханских чиновников и храмы разных вероисповеданий. Тут толпились пришельцы всевозможных наций, покоренных монголами; были и европейцы: французы и немцы, приходившие сюда с европейским знанием ремесел и художеств - самая пестрая смесь племен и языков. За городом находился обширный и богатый ханский дворец, где хан зимою и летом на торжественные празднества являлся как божество, сидя с одною из своих жен на возвышении, украшенном массою золота и серебра. Но оседлое житье в одном месте было не во вкусе монголов. Являясь только по временам в столицу, великий хан, как и волжские ханы, проводил жизнь, переезжая с места на место с огромным обозом: там, где ему нравилось, располагались станом, раскидывались бесчисленные палатки, и одна из них, обитая внутри листовым золотом и украшенная драгоценностями, отнятыми у побежденных народов, служила местопребыванием властелина. Возникал многолюдный город и исчезал, появляясь снова в ином месте. Все носило вид крайнего варварства, смешанного с нелепой пышностью. Безобразные и нечистоплотные монголы, считавшие опрятность даже пороком, питавшиеся такой грязной пищей, которой одно описание возбуждает омерзение, безвкусно украшали себя несметными богатствами и считали себя по воле Бога обладателями всей вселенной.

http://sedmitza.ru/lib/text/435573/

- Такое представление в целом не соответствует православному вероучению. Прежде всего, нам сахалинцам важно осознавать, что сегодня мы живем на самом восточном рубеже России во многом благодаря тем ратным и дипломатическим трудам, которые почти восемь веков назад предпринимались святым князем Александром, неуклонно отстаивавшим независимость и территориальную целостность Руси. Как государственный деятель и воин он является покровителем госслужащих и сотрудников силовых структур. В частной жизни Александр Ярославич явил пример верного супруга и заботливого отца, воспитавшего детей в Вере, поэтому вполне уместно просить его молитвенной помощи в различных семейных вопросах. Его личность – уникальна, а почитание святого князя объединяет людей разных возрастов и социальных слоев. Не случайно именно Александр Невский в 2008 году в ходе конкурса «Имя России» был признан величайшим деятелем русской истории. И, конечно, его знаменитые слова: «Не в силе Бог, а в правде» призваны стать девизом для каждого православного христианина. Ольга Кирьянова, публицист Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Ребенка, ушедшего гулять, нашли убитым в стиральной машине В Екатеринбурге кто-то изнасиловал кошку и подкинул ее в подъезд Как сын главной героини " Интердевочки " стал её испытанием Владельцы квартир, с начала мая вас ждет важное преобразование Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/news_rl/2021/07/20/bo...

Немедленно по прибытии во Владимир, Александр, вместе с Князьями Борисом Васильковичем Ростовским и Андреем Ярославичем Суздальским, отправился в орду для окончательных переговоров с Улавчием и другими Ханскими сановниками 68 . Здесь ум Александра и подарки, розданные кстати, привели дела к возможно желанному концу; закон Мункэ о налогах и почтах разрешился в форме более или менее благоприятной для России. Сановники Монгольские, убежденные и подкупленные Александром, успели представить Хану дела в таком виде, что он согласился ограничить определение отношений России к Монголам почти единственно исчислением народа и раскладкой условной дани и некоторыми повинностями под надзором особых чиновников, заведовавших собственно сбором податей и исправным отправлением повинностей, с тем чтобы всеми прочими делами по управлению заведовали утверждаемые Ханом природные Русские Князья, которым даже предоставлено было право вести войну и заключать мир с кем угодно, без всяких отношений к Хану, как Государям самостоятельным и независимым. До нас не дошли ни ярлыки (или утвердительные грамоты) Хана, данные Александру и другим Князьям его современникам, ни ярлыки, которые давались последующим Князьям; впрочем, мы имеем несколько ярлыков, данных в разное время Русскому духовенству, хотя и не ранних, но, тем не менее, указывающих, что они писались на основании первых ярлыков, ибо в них постоянно повторяют Ханы: «не изыначиваем первых ярлыков, по первым грамотам нашим, первых царей великих грамотам и дефтерем». Эти ярлыки духовенству в некоторой степени достаточно могут руководить нас в определении тех отношений Руси к Монгольским Ханам, в которые она была поставлена стараниями и умом Александра Ярославича. Так в ярлык Узбека, данном Митрополиту Петру, Хан освобождает церковные имения Руси от влияния баскаков, таможников, данщиков, поборщиков, писцов, и изъемлет их от платежа тамги, поплужного, мыта, яма и мостовщины, и от отправления повинностей войны и охоты, а также от взноса даней, запросов, кормов, подвод; или в грамоте Алютяка Митрополиту Михаилу, в которой Алютяк также ссылается на уставы прежних Ханов, Русское духовенство не обязывалось платить ни поминков, ни поклонного, ни выходу, ни полетнего, ни станового, ни въездного, ни мимоходного по дороге послам, баскакам или другим каким пошлинникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/v...

Немцы и Чудь бросились вслед за ним, думая уже торжествовать победу; но Князь зорко смотрел за всеми движениями неприятелей и, улучив удобное время и место, вдруг остановил свои полки и, расположив их на Чудском озере около урочищ Узменя и Воронья камня, решился принять сражение. Время было утреннее, на восходе солнца, битва началась натиском Немцов и Чуди, которые, построившись в особый строй, известный по летописям под именем свиньи, врезались в полки Александровы и прошли их насквозь. Этот способ битвы в разрезе самый выгодный и решительный против войск малодушных и нестойких, решительно не имел никакого успеха против воинов Александра и только усилил кровопролитие и жестокость битвы; ужасная сеча продолжалась с раннего утра до позднего вечера 33 , весенний лед Чудского озера покрылся кровью. По свидетельству очевидцев, озеро колыхалось под сражающимися и стонало от треска ломающихся копий и звука секущихся мечей. Гордые рыцари, закованные в крепкие брони решились во что бы то ни стало пройти сквозь густые полки Александровы – и точно прошли, но далеко не все, мечи и топоры русские многих уложили на этом кровавом пути; остальные же, которым посчастливилось пройти, ни на что уже не могли отважиться; ибо, вместо ожидаемого расстройства в Русских полках, они к ужасу своему увидели перед собой снова замкнувшиеся ряды воинов, стоявших живой стеной и сверкающих оружием, дымящимся кровью их собратий. Немцы и Чудь кончили свое дело, стоившее им ужасных трудов и многих жертв, а Александр только что начал свое: он быстро ринулся с запасными полками на оторопелых бойцов, смял их, сек и гнал по льду; пятьсот рыцарей пали в бою, пятьдесят попались в плен, Чудскими же трупами покрылось место битвы на протяжении семи верст, вплоть до Суболичского берега. Так кончилась битва на Чудском озере, известная в наших летописях под именем Ледового боя. Этот бой привел в ужас все города Ливонии и осенил Александра, виновника победы, новой славой. По словам наших летописей: «имя Великого Князя Александра нача слыти по всем странам от моря Варяжского и до моря Понтьского, и до моря Хупожского и до страны Тиверийския, и до гор Араратьских, обону страну моря Варяжского и до Великого Риму» 34 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/v...

Скачать epub pdf Глава XIV Войны с литовцами и ливонскими немцами. – Поход 1262 года. – Раковорская битва. – Финляндский поход Радуйся, безопасности всея северныя страны земли Российския охранителю. (Акаф., ик 5) Радуйся, общаго мира во днех своих устроителю. (Ик. 9) Радуйся, подвижниче веры... (Ик. 2) После сурового ответа, данного Александром послам папы, в Риме должны были потерять всякую надежду на добровольное подчинение русских. Но это не значило еще, что папы оставят Россию в покое. При известной всему миру настойчивости и строгой последовательности римской политики в достижении намеченных целей, надлежало ожидать, что папы, потерпев неудачу в попытке совратить русских путем убеждения и лести, вернутся снова к обычному в то время способу обращения посредством оружия. Действительно, вскоре после знаменитого посольства мы видим возобновление враждебных действий папства, направленных против нашего отечества. Презрительно смешивая русских с татарами, папа Иннокентий IV посылает в 1253 году епископам и духовенству Ливонии, Эстонии и Пруссии повеление проповедывать крестовый поход против татар, опустошающих Ливонию и Эстонию 272 . Вступивший в 1255 году на престол папа Александр IV спешит возобновить борьбу с православным русским народом, если можно так выразиться, по всей линии, поднимая против нас литовцев, ливонцев и шведов. Виды папы хорошо обрисовываются в его внушениях, обращенным к рыцарям: все земли, укрепления, местечки и города... даже то, что состоит под властью безбожных татар – все это мы принимаем в полную собственность св. Петра. По обращении в христианство (то есть в католичество) все эти земли, в силу нашего определения, должны состоять на вечные времена под особым покровительством и защитой апостольского престола (sub speciali protectione et defensione apostolicae sedis, postquam ad christianum cultum redacta fuerint, perpetuis temporibus permanere sancimus). Наибольшее внимание должно быть обращено на русских, держащихся греческой схизмы 273 . Особенное внимание пап начинает привлекать литовский народ, среди которого около половины XIII столетия совершалась знаменательная перемена.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010