К сожалению, уяснить себе причину, побудившую Ярослава предпринять составление свода, излагающего на ростовском и владимирском материале историю всего Ростово-Суздальского края, мы не имеем данных. Время первых лет после Батыева нашествия, как известно, так бедно дошедшими до нас фактами, летописание этих лет так сдержанно и кратко, что у исследователя нет возможности хотя бы в кратких чертах изложить княжение Ярослава, не говоря уже о приурочении свода 1239 года к каким-либо его политическим шагам и планам». В 1208 году Ярослав Всеволодович стал князем в Переяславле Залесском. Именно при нем и при его сыне Александре Невском Переяславль-Залесское княжество достигнет своего наибольшего расцвета. Переяславль впервые упоминается в летописи в 1152 году, когда князь Юрий Долгорукий для защиты своего княжества от нападений волжских булгар основал несколько крепостей. Первым переяславским князем стал Всеволод Юрьевич Большое Гнездо – в 1176 году великий владимирский князь Михалка Юрьевич выделил Переяславль с землями в самостоятельный удел и передал его своему брату. В начале XIII века княжество включало Тверь, основанную в 1181 году Всеволодом для борьбы с Новгородом, Дмитров, Зубцов, Кснятин и другие. О происхождении названия Переяславль рассказывает историк и краевед М. Смирнов: «Было три города-тезки в начальной Руси, три Переяславля: первый на юге в Киевской земле (основан в 993 году), второй – в Рязанской земле (основан в 1095 году), и третий на севере в Залесской земле (основан до 1152 года). Старший из них, как повествует легенда, получил своё название потому, что «отрок» русский перея славу от печенег», Ян Усмович, победив печенежского богатыря, перенял от него славу на месте основанного потом тут города. Остальные названы по старшему Переяславлю, а, может быть, еще и потому, что каждый из них, «перея славу» своих окрестных городов. Это название может быть истолковано не иначе, как боевое и совершенно сродненное любимым княжеским и дружинным именам: Ярослав, Святослав, Изяслав, Вячеслав и так далее.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

– Так пел, так пел, – вспоминают прихожане, – что староста сказала: «Приезжайте, мы вас возьмем». В те годы старосты заправляли в церкви практически всем, а священник вроде как был у них «по найму». От старосты во многом зависела регистрация священника на приход в Совете у уполномоченного по делам религии. В Верхне-Никульском этот вопрос благополучно решился, и 7 марта 1960 года управляющий Ярославской епархией епископ Исайя издает Указ: «Моим определением от 7-го марта 1960 года настоятель Воскресенской церкви села Борзова Рыбинского района священник Груздев Павел Александрович переводится, согласно прошению, настоятелем Троицкой церкви села Верхне-Никульского Некоузского района Ярославской Епархии. Настоящий Указ вступает в силу после регистрации у Уполномоченного Совета по делам РПЦ по Ярославской области и обязательной явки к Благочинному». Старинное село Верхне-Никульское до сих пор принадлежит к одному из тех заповедных уголков русской глубинки, которые принято считать «медвежьей глухоманью», но именно эту глухомань выбирали в качестве родовых гнезд богатые русские аристократы, изысканные ценители красоты – а место и впрямь удивительное. На высоком левом берегу реки Ильдь располагалась когда-то княжеская усадьба – владельцами села Верхне-Никульского и окрестных земель были с XVI века князья Солнцевы. В живописном княжеском парке стоял белокаменный дом классической архитектуры с колоннами и бельведером. Левый берег был «княжьим», а на правом берегу жили крепостные крестьяне. В конце XVIII века последний представитель знатного рода Иван Егорович Солнцев разорился и пропал без вести. Таинственное исчезновение князя вызвало разные слухи и толки среди крестьян, которые уважали своего барина за богатырскую стать и силу. Интересно, но в XIX веке фамилия Солнцевых вновь озарила историю села Верхне-Никульского, прославив его на весь мир именами братьев-художников Федора и Егора Солнцевых. Были ли они в родстве со знатными владельцами села? Достоверно об этом ничего не известно, так как отец их, Григорий Кондратьевич Солнцев и мать Елизавета Фроловна числились крепостными крестьянами графа Ивана Алексеевича Мусина-Пушкина, который приобрел село Верхне-Никульское со всеми землями и крестьянскими душами в начале XIX века. Сын того самого Алексея Ивановича Мусина-Пушкина, обер-прокурора Священного Синода, знаменитого собирателя древностей и первооткрывателя «Слова о полку Игореве», который не-мало занимался историей и древностями мологской земли, Иван Алексеевич был образованнейшим человеком и продолжил отцовские традиции меценатства.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

Виталий командует, чтобы после каждого вида прополаскивали горло минералкой. «Щас брют распробуем», — говорит он. Откупоривает бутылку «Лазаревской», булькает, запрокинув голову, сплевывает с презрением: «Это не вода. Я прошлый год в Сочи чвижепсинский нарзан пил из Красной Поляны — вот вода! В «Металлурге» отдыхал». Кто-то почтительно уточняет: «Это где иммуно-аллерги?» — «Да не, то «Орджоникидзе», в «Металлурге» опорно-двигательные». Понятно, по специальности. «Рулет московский черкизовский!» — объявляет Коля, поясняя: «Моя завернула, ну с Геленджика, которая на «Красной Талке» бухгалтером». Виталий реагирует: «Поедем на Талку, кинем палку», — снова общий добродушный смех. По последней шампанского и — с облегчением возврат к «Смирнову», под рулет. Коля раскладывает ломти веером на красных буквах «б» и «у». Пикник благостно движется к сумеркам, беспокоят лишь летучие клещи, с ноготь, серые с зеленоватым отливом — красивые, как все здесь. Овеществление имени происходит без спросу. «Абрау-Дюрсо» — одно из ярких пятен в памяти. На теплоходе с этим неясно волнующим названием приплыл в Новороссийск зайцем из Поти, стремительно выпил три литра черной «Изабеллы» из цистерны у морского вокзала, переночевал за два рубля на чердаке и отбыл наутро в Ялту с канистрой вина на том же «Абрау-Дюрсо», уже с правом на палубное место. Канистру прикончил по случаю своего двадцатипятилетия со случайными одесситами, и в этот юбилей, выпрыгивая по низкой дуге, вровень с кораблем шли сотни дельфинов. Когда воспоминания сгущаются в абзац, получается Александр Грин с Зурбаганом и алыми парусами, хотя вино оставляет тупое похмелье и несмываемые пятна, на чердаке душно и колется тюфяк, волосы и ботинки в новороссийской цементной седине, команда не уважает и гоняет от борта к борту. Все равно, конечно, — Грин, уж какой есть. Какой был. Фирменный поезд «Ярославль» «Скорый поезд повышеннной комфортности «Ярославль» отправляется через пять минут». Поверх высоких спинок мягких кресел переброшены парикмахерские салфеточки.

http://azbyka.ru/fiction/evropejskaja-ch...

Митрополита Филарета. Укажите мне путь. До 26 всегда Вы успеете написать мне кратко в Ярославль, или же к 30 апр. в Киев. Во второй половине июня я располагаю гостить в Толгском монастыре. Очень буду рад, если Вы в это время пожалуете в Ярославль. О времени Вашего выезда из Твери благоволите меня уведомить и указать день Вашего прибытия в Ярославль, хотя приблизительно. Г. Губернатору Левшину приключилась смерть внезапно от паралича сердца. Покойный был раздражителен, – и не легко переносил недостатки, а особенно по службе ближних своих». 25, 26 и 27 ч. совершалось в Москве торжественное пазднование 25-летнего юбилея народного певца Дмитрия Александровича Агренева-Славянского. По устройству этого юбилея образован был, с разрешения Министра внутр. дел, особый Комитет под председательством Н.П. Гилярова-Платонова 650 . Комитет этот почтил меня, —286— 1887 г. на ряду с многими другими ценителями именитого певца, приглашением принят на себя звание Почетного члена Комитета. Но я, конечно, уклонился от такого лестного приглашения. Дело обошлось и без моего участия. Юбилейное торжество это подало повод к разнообразным газетным толкам и манифестациям, частию хвалебным, а частию порицательным и глумительным... 26 ч. получил письмо из Петербурга от А.В. Гаврилова. Он писал от 25 числа, в ответ на мое письмо от 20: «Приношу сердечную благодарность за поздравление с Статским. Каждому из нас Филарет воздал по заслугам. Я радуюсь рескрипту Вам: он будет иметь историческое значение. Николай Иванович 651 , кажется, не особенно доволен своим Владимиром. По крайней мере, в Пасху, на заутрени, он был без ордена и на мое поздравление с наградой ответил: «нет, лучше с праздником». Вероятно, ему хотелось быть генералом». 28 ч. писала мне из Москвы, в ответ на мое письмо от 17 ч., А.П. Ушакова: «Отеческое письмо Ваше, многоуважаемый, дорогой Владыка, было для меня врачевание о Господе. Душа впала в такое уныние, что я и не знала, что с собою делать. От слез и совершенного разлада с собою у меня сделалось рожистое воспаление на лице и пошло было на голову.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Литовской, Волынской, Екатеринославской, Одесской, Ставропольской, Таврической, Владимирской, Вологодской, Нижегородской, Ярославской, Вятской, Самарской и Симбирской, в Киевскую академию 20, – по одному воспитаннику из семинарий: Могилевской, Новгородской, Тверской, Воронежской, Кишиневской, Курской, Подольской, Черниговской, Донской, Владимирской, Калужской, Орловской, Смоленской, Тамбовской, Ярославской, Рязанской, Вятской, Блоговещенской и двух воспитанников из Киевской семинарии, в Московскую академию 20, – по одному воспитаннику из семинарий: Архангельской, Минской, Тверской, Волынской, Киевской, Курской, Полтавской, Подольской, Тифлисской, Вифанской, Владимирской, Вологодской, Орловской, Тамбовской, Ярославской, Рязанской, Пермской и трех воспитанников из Московской семинарии, и в Казанскую академию 18 – по одному воспитаннику из семинарий: Ставропольской, Черниговской, Костромской, Нижегородской, Тамбовской, Рязанской, Астраханской, Иркутской, Казанской, Пермской, Самарской, Тобольской, Томской, Уфимской, Александровской, Красноярской, Оренбургской и Саратовской; 2) Поручить Советам Императорских духовных академий, по окончании приемных испытаний, представить Святейшему Синоду сведения о составе новообразованных курсов, с указанием принятых в число студентов этих курсов как по вызову из духовных семинарий, так и волонтеров, и 3) поручить епархиальным Преосвященным предписать семинарским начальствам, чтобы они – а) неуклонно исполняли, при представлении воспитанников для вызова в духовные академии, все требования, изложенные в указах Святейшего Синода на сей предмет, как в смысле своевременного представления относящихся к сему сведений, так и полноты последних, касательно общего числа учащихся в семинариях и в VI классе, а также и успехов рекомендуемых воспитанников, в среднем выводе по наукам за первые 5 классов и в годовом балле за VI класс, б) обращали, согласно особым постановлениям высшего духовного начальства, самое строгое внимание на благонадежность избираемых для поступления в академии как по способностям, успехам и благонравию, так и по состоянию здоровья и склонности их к продолжению

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ненавидяй же добра диявол искони спону творя человеческому роду и паки лютейшую брань воздвизаше на благочестие, наостри поганых Татар творити християном великое насилие и безмерную тягость. И тако безбожнии съдевающе и паче того злейшим коварством тщахуся и веру християнскую в Рустей земли повредити и святыя церкви разорити, и богомерскиа прелести персидскыя волшебное идолослужение надеяхуся беззаконнии в Руси предложити. Михаил Черниговский Имже тогда возрази таковое коварство великий князь Михаил Черниговский, с нимже единоревнительный его болярин Феодор от тех же поганых во Орде за веру Христову мучением скончашася, якоже последи о сих доволно изъявлено бысть в торжественой их, сиречь в Степенной книзе. Самодрьжец Ярослав Сий же великий князь Ярослав Всеволодичь в то же время и лето паки бысть в той же великой Орде, в пагубной земли Татарстей. И вся беззаконных неправеднаа на благочестие умышления разуме, и сердцем разгорашеся, и ревности божественныя исполняшеся, не терпя зрети людей земли своея погибающих душею и телом, за нихже умысли драгаго своего живота не пощадети, истиннаго ради благочестиа, паче же воспоминаа началнейшее отеческое благородие и Богом дарованное им скипетродрьжание, и како вси страны трепетаху имянем их, не токмо ближнии, но и далнии земли и царства, и самии Гречестии царие, и како повсюду бысть во всей Рустей земли православнаа вера християнскаа, идеже бысть всякиа божественыя благодати исполнение и всего земнаго доброплодия изообилование, в нихже тогда не бяше поганина, юдуже прпкасахуся и повиновахуся многыя страны и дань даяху от моря и до моря: Угрове, и Чахи, и Ляхи, и Ятвягы, и Литва, и Немцы, и Чюдь, и Корела, и Устьюг, и обои Болгары, и Буртасы, и Черкасы, и Мордва, и Черемиса, и самии Половцы дань даяху и мосты мостяху; Литва же тогда из лесов бояхуся выницати, Татарове же тогда ни слухом имяновахуся. Подвиг Ярославль Во дни же его Божиим гневом грех ради наших от безбожных Татар Русстей земли толикое пленение бысть, не токмо телесное, но и душевное. И того ради Богом подражателный самодрьжец, храбрый душею и телом великий князь Ярослав второе прииде во Орду к беззаконному царю Батыю, с нимъже и братиа его и сыновцы. Пришед же, не устыдеся царскиа его темныя власти, ни ужасеся бестудныя его ярости, добре подвизаяся о истинне глаголати за люди Божиа Русския земля, обличая поганых безумное веление, егоже ради Батый посла его х Кановичем. И тамо инем образом и иными завистными винами оклеветан бысть от некоего Феодора Яруновича, тако имянуема. И сице егоже не начаяшася страдати, и сия доблествено со благодарением претерпе от безбожных Татар, и многу истому восприят за всю братию свою и за множество христоимянитое достояние, иже в Русстей земли. И таковым своим страданием доблий подвижник сотвори многу и благу пользу и велику помощь и ослабу християньству от тягости и от злаго насильства Татарска. Преставление святаго Ярослава

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В вагоне, куда попал Ярослав, было много народу, да все места заняты – и поперечные, и продольные, вдоль прохода, тут не разложишься, не ляжешь нигде, кроме верхних полок, а те уже захвачены солдатами и мужиками, – но лежать и не предстояло, через несколько часов надо было слезать на пересадку. При посадке мелькнуло ему несколько офицерских погонов, не старше штабс-капитана. Но в самом вагоне как сел и отпустил помогавшего веснушчатого солдатика, – ни одного офицера вблизи себя, вокруг себя, на просмотре – не видел Ярослав. Сидели – солдаты, мужики, бабы. Шинели, тулупы, поддёвки, свитки, чуйки – деревня и мелкогородская публика из недалёких мест, – а офицеров как вымело, как будто не на фронт шёл поезд, не залегала рядом громада действующих войск. В иное время и представить бы лучше не мог Ярослав, как ему попасть, в самую гущу простого народа. Но сейчас он не в себе, напряжённо сидел, с сомнением и томлением. Хотелось ему скорей бы, скорей бы к себе в часть. Разговаривали все сразу в разных местах, но звонче всех были солдаты, их больше и слушали. Один солдат, с наянливой игрой голоса, самодовольно рассказывал, как в Петербурге повидал всех самых крупных бывших людей – и Штюрмера, и Протопопова. Да как же это ему удалось? А он – сам их арестовывал. Публика вся обратилась к нему, онемела даже. – И – какие ж они? И – мог бы сбрехнуть парень, да не сбрехнул. Наслаждаясь своим приговором: – Да люди обнакновенные. Да я – покрасивше их. А наискосок, у прохода, сидели два матроса гвардейского экипажа, неизвестно зачем-почему ехавшие в эту сторону, на сухопутный фронт. Не уступая ловкому солдату, стали и они рассказывать, голосом на четверть вагона, а на остановке и дальше слышалось: как они плавали на царской яхте «Штандарт» и подглядывали в каюту Александры Фёдоровны, когда у неё офицера были в объятиях. Старый высокий мужик в продранном тулупе, в объёмистых валенках, насочавших влаги, на все рассказы только крестился: – Гос-споди, Иисусе Христе! Гос-споди… Яхту матросы называли правильно, – но уж так ли они плавали на ней? а всё остальное! – врали в духе этих недель, как установилось. И долг офицера и просто порядочного человека требовал бы от поручика Харитонова – строго их осадить. Но ещё в Москве насмотрелся он пакостного «Московского листка», который и в худшем тоне и даже карикатурах вязал императрицу с Гришкой Распутиным, сажая государя дурачком под стол, – и вся русская столица, и вся образованная публика – видела и не возражала, а ухмылялись многие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Правда, он «приехал господствовать над развалинами и трупами» 90 , но и это его не смутило. Напротив, теперь-то вполне проявилась его несокрушимая энергия и жажда деятельности. Он не пришел в уныние, не проливал слез, не проклинал судьбу, как это делали другие, но спешил сделать все возможное, чтобы исправить хотя несколько причиненное зло. С его прибытием край точно оживился: по его распоряжению во владимирской земле очищали дороги, в городах выносили и хоронили трупы. По его призыву собирались жители, укрывавшиеся в лесах, слышали бодрое слово утешения. Вновь начинался разрушенный порядок общежития. Отрадное впечатление производила эта кипучая деятельность на упавший духом народ. «Поча ряды рядить и бысть радость велика хрестьяном», – замечает летописец. С честью похоронив во Владимире старшего брата, Ярослав, в качестве великого князя, распределил волости: оборонив смоленскую волость от литовцев, он поставил здесь князем Всеволода Мстиславича; Суздаль отдал своему брату Святославу, Стародуб – Иоанну, Переяславль оставил за собою. Теперь предстояло решить главную и самую трудную задачу – установить отношения с грозным завоевателем. В 1243 году он отправился в Орду к Батыю и первый из русских князей изъявил ему полную покорность. Батый принял его с честью. «Ярославе! буди ты старей всем князем в Русской земле», – решил хан. Возвратившись во Владимир, Ярослав немедленно отправил третьего своего сына Константина в далекую Татарию на поклонение главному хану, которому подчинен был сам Батый. В 1245 году Константин Ярославич благополучно вернулся из своего дальнего путешествия и привез отцу приказание великого хана самому явиться к нему. Простившись с отечеством и родными, Ярослав Всеволодович, преодолевая всевозможные лишения, пустился чрез среднеазиатские степи к берегам далекого Амура, где в то время находилось главное кочевье монголов, и прибыл в ханскую ставку как раз ко времени торжественного провозглашения великим ханом Гаюка. Не суждено было великому князю возвратиться в отечество.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Они пишут, что одна из причин закрытия сельских роддомов это желание женщин рожать в современном центре, но это тоже ложь. Мы только за два дня собрали почти 3 тыс. подписей в защиту роддома, и из них только человек 5 отказались подписать, говоря, что в городе лучше. Но наши мамочки знают насколько здесь хорошо и профессионально принимают роды, даже не имея очень современного оборудования. Хотя наличие оборудования это как раз дело чиновников. Как раз об этом надо позаботиться, а они нам говорят, что скоро закупят 74 машины «скорой помощи» для доставки будущих мам в перинатальный центр. Но еще раз скажу, что мы живем за 120 км, и я свою матушку успеваю только довезти до Борисоглеба (от нас 25км). В апреле она будет рожать четвертого ребенка. Недавно, 24 ноября, у нас в районе умер трехлетний мальчик, которого везли в Ярославль на скорой помощи, умер на полпути. Кто потом будет отвечать за смерти новорожденных и рожениц в машинах, за осложнения в домашних родах (мы например не поедем рожать в Ярославль). У нас в районе очень много православных многодетных семей, которые будут и будут рожать. Но район наш сельский, небогатый, не у каждого есть возможность ездить в роддом на машине, навещать или забирать маму. Мы продолжаем бороться, но нас не хотят слышать. священник Александр Аниканов 19 декабря 2012, 12:46 Это происходит на фоне слов президента о норме российской семьи в три ребенка. Но из-за такой «модернизации» рождаемость упадет, возрастут аборты и смертность новорожденных и рожениц. В г.Ярославль недавно был построен гигантский перинатальный центр и всех рожениц из ближайших районов планируется отправлять туда. Но мы, например, находимся в 100 км от Ярославля и по городу с пробками еще км 20. И мы еще не дальше всех. Три года назад мы уже отвоевали роддом в нашем Борисоглебском районе. Сделали ремонт, снаружи и внутри, вставили пластиковые окна, установили новую сантехнику, душевую кабину. И все это за собственные деньги. Не от нашего богатства, а от нашей нужды, собирали по людям.

http://pravoslavie.ru/58204.html

В ярославском храме появится мемориал погибшей хоккейной команде «Локомотив» 26 августа, 2013. Новостная служба В настоящий момент рядом со строительной площадкой храма возводится база училища олимпийского резерва по хоккею, а в самом училище приходом храма Ярослава Мудрого уже преподается курс «Основы православной культуры». В строящемся в Ярославле храме в честь Ярослава Мудрого будет размещен мемориальный комплекс — памятные доски с именами погибших в авиакатастрофе игроков хоккейной команды «Локомотив». Об этом сообщается на  сайте Ярославской митрополии . Освящение места строительства будущего храма совершил 25 августа после Божественной литургии митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон в сослужении духовенства Ярославской епархии. В настоящий момент рядом со строительной площадкой храма возводится база училища олимпийского резерва по хоккею, а в самом училище приходом храма Ярослава Мудрого уже преподается курс «Основы православной культуры». Напомним, трагедия произошла 7 сентября 2011 года. При взлете с аэродрома «Туношна» под Ярославлем разбился самолет ЯК-42, на котором команда «Локомотив» должна была лететь в Минск для участия в матче КХЛ. Из 45 человек, находившихся на борту самолета, выжил только бортинженер Александр Сизов. Эксперты определили причину катастрофы. Она произошла по вине обслуживающей авиакомпании «Як Сервис» и недостаточной подготовки экипажа. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 5 марта, 2024 24 января, 2024 24 января, 2024 21 января, 2024 21 января, 2024 7 декабря, 2023 17 октября, 2023 18 сентября, 2023 12 сентября, 2023 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/v-yaroslavskom-xrame-p...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010