Он дал нам только пять дней срока приехать и отъехать». Псковичи исполнили требование великого князя и дали на вече Ярославу 130 рублей, за все сполна. Ярослав начал пользоваться псковскими уступками, и в половине 1476 года бояре из всех концов поехали в Москву с грамотою жалобною бить челом с плачем великому князю, чтоб сослал с своей отчины князя Ярослава, а дал бы ей князя Ивана Александровича Звенигородского, потому что князь Ярослав притесняет весь Псков, а наместники его то же делают по пригородам и волостям. Великий князь обещал прислать своего посла разобрать дело, но псковичи боялись, что на этом суде будет больше обращаться внимания на донесения князя Ярослава, чем на их старины. Между тем во Пскове вследствие всеобщего озлобления на князя Ярослава вспыхнуло волнение, какого, по словам летописца, никогда не бывало, ни при одном князе: вез какой-то пскович с огорода капусту через торг, мимо княжеского двора; один из княжеских слуг схватил кочан и дал княжому барану, и за это началась ссора у псковичей с княжедворцами, от ссоры дело дошло до драки: слуги наместничьи стали колоться ножами, псковичи – отбиваться камнями; княжедворцы пошли на весь мир с ножами на торг, а иные с луками и начали стрелять, другие – ножами колоться, псковичи оборонялись кто камнем, кто деревом и убили княжеского повара; сам князь Ярослав, пьяный, в панцире, выскочил и начал стрелять. Весть о побоище пронеслась по всему городу, и вот пошли на торг посадники, бояре, житые люди с оружием, но уже время было к вечеру, и князь с своими слугами пошел на сени, укрощенный добрыми людьми; разошлись и псковичи, из которых многие умерли от ран. Ночью, однако, вооруженные посадники и житые люди всем Псковом держали стражу на торгу, слыша от княжих слуг угрозу, что зажгут город и во время пожара будут бить псковичей. На другое утро псковичи поставили вече и отреклись князю Ярославу, стали провожать его из Пскова, а к великому князю послали грамоту, прописав в ней все, что случилось; но Ярослав из Пскова не едет, дожидается посла от великого князя, и псковичи ждут того же; Ярославу ничего не делают, не мстят ему за его насилия.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

— Ушами лишнее слышишь. Такое, чего и нету. И постучал концом креста по ушам Бориса Всеволодовича, после чего дал приложиться. Следующим встал Глеб. Ему было сказано так: — Чреву поменьше угождай. Печень-то вздулась! И постучал Глеба Всеволодовича по печени. Настала очередь Александра, у которого волнение перехлестывало через край. Меркурий заметил это и слегка усмехнулся: — Полно тебе, Ярославич! Все хорошо. Расправляй крылья да лети! — И, произнеся сие, Смоленский епископ тяжелым и твердым концом зрячего креста своего больно уклюнул Александра Ярославича сперва в правое, потом в левое плечо. У князя аж дыхание перехватило от боли — в самые плечные косточки попал Меркурий. Он приложился губами к холодному серебру креста и отошел прочь. Боль быстро прошла, а восторг остался и рос, будто из ушибленных крестом плеч и впрямь стали расти крылья. Отойдя в сторону, он теперь хотел посмотреть, как обойдется зрячий крест сего невестою. Вот подошел Брячислав. Меркурий нахмурился и стал много чего-то говорить будущему Александрову тестю и по многим местам его постукивать: и по лбу, и по груди, и по животу. Потом еще долго шли люди, пока не иссяк мужеский поток, затем пошли жены и девы. И еще долго пришлось ждать, пока не подошла ко кресту Александра Брячиславовна. Ярославич замер в ожидании, но Меркурий лишь усмехнулся, ничего не сказал Саночке, ни по чему ее не пристукнул, а сразу подал крест к целованию. — Вот и слава Богу, чиста, ничего в ней нет для зрячего распятия, — весело произнес стоящий уже поблизости от Александра князь Брячислав. — Ну что же, свет-Ярославич, идем ли мои крылатые подарки глядеть? Глава седьмая. Крылатые подарки Нашел я того монаха, искать которого направил меня Ярославич. За три дня мы с Яковом все изъездили от торопецких окраин до Селигерского озера, по пять раз одно и то же место истоптали копытами своих коней, а все же не зря я с собой прихватил Якова с его нюхом. Днем в Великую субботу он учуял по запаху и отыскал мертвое тело в овраге. Звери ему уже успели лицо съесть и шею, прочее же тело было нетронуто плотоядными, но все истыкано колющим оружием и полностью обескровлено. Лютый зверь-человек наиздевался над ним как только мог и бросил на пожирание лесным зверям. Мы его, мертвого монаха, завернули в рогожу, привязали к порожнему коню и повезли в субботу вечером в Торопец.

http://azbyka.ru/fiction/nevskaya-bitva-...

Закрытие роддома в Борисоглебском районе неизбежно, — власти Ярославской области 25 декабря, 2012. Новостная служба Заместитель губернатора Александр Сенин заявил, что назвать родильным домом ‘деревянную избушку, которая не выдерживает никакой критики’, никак нельзя. 25 декабря. ПРАВМИР. Закрытие роддома в Борисоглебском районе Ярославской области неизбежно — деревянное здание не выдерживает критики, сообщает ИА REGNUM со ссылкой на слова представителей областных властей. Директор департамента здравоохранения Ярославской области Сергей Вундервальд заявил, что ведомство готово рассмотреть варианты, но это должны быть конкретные предложения жителей по строительству нового здания: «переносить роддом в ЦРБ нельзя, но можно сделать пристройку или построить рядом новое здание. Пусть приносят проектно-сметную документацию на строительство, оформленную по всем правилам». «Во-первых, хочу сказать, что нарушен санитарный режим: куча народу, в том числе журналистов со своими камерами ходят по роддому, они могут занести инфекцию», — заявил он. Заместитель губернатора Александр Сенин заявил, что назвать родильным домом «деревянную избушку, которая не выдерживает никакой критики», никак нельзя. «Эту избушку некоторые жители называли «чудом и главным достижением родовспоможения». На собранные 300 тыс. руб. они там поставили душевую кабину, унитаз и утверждали, что не каждый роддом может похвастаться этим», — заявил он. По словам представителя областного правительства, если вдруг «случится невероятное — и откуда-то из леса выйдет беременная женщина, то в ЦРБ ей смогут оказать экстренную помощь». «У нас прекрасно налажена транспортная система: и у Центра медицинских катастроф, и у ростовского роддома, и у областного перинатального центра. Так что проблем с транспортировкой нет», — заявил А. Сенин. «Можно доставлять беременных женщин в ростовский роддом, который, кстати, является межмуниципальным. Мы не можем в каждой деревне строить родильный дом, мы должны укреплять систему здравоохранения, усиливать качество услуг», — заявил Александр Сенин. Он добавил, что со следующего года в регионе будет введен мониторинг всех беременных женщин. Если появится риск какой-либо негативной ситуации — женщин своевременно переведут куда полагается.

http://pravmir.ru/zakrytie-roddoma-v-bor...

В печати 41 знаем мы одно стихотворение его: «Тоска по родине». Ребров Иван Михайлович Ребров Иван Михайлович – Родился Ребров 22 сентября 1817 г. в г. Пошехонье, где отец его был священником. Из Ярославской семинарии поступил он в 1838 г. в медицинский институт Московского университета. И по окончании в нем курса лекарем 1-го отд. назначен 1843 г. в Невский морской полк, в 1845 г причислился к Тифлисскому военному госпиталю, в 1847 г. назначен врачом в Тифлисский егерский полк, в 1854 г. старшим ординатором Новороссийского военного госпиталя, в 1856г – Кубанского, в 1857 г. – Новозакатальского, в 1858 г. – полковым штаб-лекарем Анше- ронского пехотн. полка, в 1860 г. вышел в отставку и .служил потом по земству и при больнице духовного училища на своей родине – в Пошехонье, где и умер в начале 70-х годов. В протоколах Кавказских врачей (1864–65 г.г.) им напечатано: «Ишкыртинские минеральные воды». Селецкий Дмитрий Сергеевич Селецкий Дмитрий Сергеевич – Окончив курс в Ярославской семинарии, он поступил в 1832 г. в Московскую духовную академию, в которой окончил курс кандидатом в 1836 г. Служил в Министерстве Народного Просвещения, и умер, в должности столоначальника, в 1850 г. Ему принадлежит подробное и обстоятельное «Описание Ростовского Зачатиевского Яковлевского монастыря». Спб. 1849. Смирнов Александр Петрович Смирнов Александр Петрович – Сын священника села Серы Мышкинского уезда. Воспитывался Смирнов в Ярославской семинарии, а потом (I860–1864) в Московской дух. Академии. Окончив в последней курс, он назначен был (в ноябре 1864 г.) преподавателем логики и психологии в Московскую дух. семинарию и, получив затем вскоре степень магистра, перемещен в Моск. академию (сначала бакалавром, а потом экстраординарным профессором) на кафедру психологии и нравственной философии, а со введением нового устава (с 1870 г.) преподавал опытную психологию. Скончался Смирнов, 48 лет от роду, 15 марта 1889 г., в Москве; погребен на Лазаревском кладбище. В некрологе его 42 говорится: «Тотчас по вступлении в академию А. П. Смирнов приобрел себе репутацию самого лучшего и даровитейшего студента изо всех товарищей своего курса и удержал ее за собою во все продолжение своей студенческой жизни. Сделавшись преподавателем, как человек, одаренный светлым, тонким и глубоким умом, отличавшийся неутомимым прилежанием к научным занятиям и обладавший основательным знанием древних и трех новых языков, он очень скоро изучил свой предмет, достиг обстоятельного знакомства с историей и литературой своего предмета, так что по прошествии немногих лет после занятия кафедры психологии, он мог предложить своим слушателям полный курс преподаваемой им науки. Его лекции отличались полнотою, основательностью, точным и глубоким исследованием психических явлений».

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/ocherk...

Еремина и депутата Государственной Думы Ярославской области В.Н. Тихомирова. Во время работы собрания в зал заседания вошли прихожане различных храмов Борисоглебского благочиния. До 40 человек. Преимущественно женщины с детьми и беременные женщины. Перед собранием выступили: глава администрации района В.П. Попов, главный врач Броисоглебской ЦРБ Н.Н. Еремин, председатель Собрания представителей А.П. Смирнов, депутат Государственной Думы Ярославской области В.Н. Тихомирова, помощник депутата Тихомирова по Борисоглебскому району А.А. Рау, священники Феодор Божков и Александр Аниканов. Все выступления сопровождались полными беспокойства и напряженности репликами и комментариями из зала.  При наличии некоторой разницы в точках зрения на проблему, все присутствующие сошлись в главном: все желают, чтобы в поселке сохранился роддом, и должны сделать для этого все от них зависящее. На рассмотрение присутствующим было предложено обращение к губернатору, составленное священником Феодором Божковым. К началу собрания в районе за 4 дня было собрано свыше 2000 подписей в защиту роддома. На собрании приняты следующие решения: — Отредактировать обращение, -Переадресовать обращение Президенту Российской Федерации В.В.Путину, копии направить Губернатору Ярославской области С.Н. Ястребову и Председателю Ярославской областной Думы В.В. Рогоцкому, -Приложить к каждому из трех экземпляров обращения копии собранных подписей, -Сбор подписей  продолжать до момента отправки обращения, -Ответственным за передачу обращения губернатору и председателю областной думы назначить депутата В.Н. Тихомирова, -При отсутствии эффекта от подачи обращения, решать вопрос о проведении акций протеста, и привлечении СМИ, -Председателю собрания представителей А.П. Смирнову подготовить письмо с просьбой о поддержке к коллегам в районы, где запланировано закрытие роддомов, 29.11.2012 С подачи сотрудников редакции газеты «Борисоглебские вести» началась подготовка материалов по проблеме закрытия роддомов в газете «Северный край».

http://pravmir.ru/kak-svyashhenniki-yaro...

Первая русская летопись и " Слово " Илариона явились блестящим выражением того народно-патриотического подъема, который охватил Киевское государство в связи с общими культурными успехами Руси. Оптимистический характер культуры этого периода позволил даже говорить об особом характере древнерусского христианства, якобы чуждого аскетизма, жизнерадостного и жизнеутверждающего. Академик Н. К. Никольский писал, что " при Владимире и при сыне его Ярославе русское христианство было проникнуто светлым и возвышенным оптимизмом мировой религии " 17. М. Д. Приселков выступил с гипотезой, где объяснил происхождение этого жизнерадостного христианства (струя которого прослеживалась им и за пределами княжения Ярослава) особым характером болгарского христианства XXI веков, передававшегося на Русь через Охридскую епископию18. Этим оптимистическим характером отличались Древнейший Киевский летописный свод и " Слово " Илариона. Тою же верою в будущее русского народа были продиктованы и грандиозное строительство эпохи Ярослава и ее великолепное изобразительное искусство. Общие черты византийской архитектуры этой эпохи четкая делимость архитектурных масс, обширные внутренние пространства, обилие света, конструктивная ясность целого, роскошь внутреннего убранства, тесная увязка мозаики и фресок с архитектурными формами пришлись как нельзя более кстати к жизнерадостному духу русской культуры времени Ярослава. Эта культура впоследствии вошла как определяющая и важнейшая часть во всю культуру Древней Руси: летописание Ярослава легло в основу всего последующего русского летописания, определив его содержание и стиль: " Слово " Илариона получило широкую популярность и отразилось не только во многих произведениях древнерусской письменности, но и в письменности славянской. " Слово " Илариона, в особенности две последние, наиболее патриотические части его, отразилось в похвале Владимиру в Прологе (XIIXIII вв.), в Ипатьевской летописи (похвала Владимиру Васильковичу и Мстиславу Васильковичу), в житии Леонтия Ростовского (XIVXV вв.), в произведениях Епифания Премудрого (в житии Стефана Пермского), в Похвальном слове тверскому князю Борису Александровичу инока Фомы и др.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1942...

Гранитный крест установили на месте гибели хоккеистов «Локомотива» под Ярославлем 7 сентября, 2012. Новостная служба В настоящее время здесь находятся примерно 100 человек — люди разных возрастов, приходят семьи с детьми, спортивные болельщики. Они приносят цветы и оставляют у мемориала свитера, флаги и шарфы других команд Континентальной хоккейной лиги. 7 сентября. ПРАВМИР. В поселке Туношна под Ярославлем в пятницу открыт мемориал погибшей хоккейной команде «Локомотив», сообщает « Интерфакс-Религия «. На месте деревянного креста, который был воздвигнут на девятый день гибели команды, теперь установлен гранитный крест и камень с табличкой, на которой высечены имена погибших в авиакатастрофе членов клуба. Вдоль дороги, ведущей из поселка к мемориалу, стоят свечи. Люди стали приходить к мемориалу еще до его открытия — с 8:30 пятницы. В настоящее время здесь находятся примерно 100 человек — люди разных возрастов, приходят семьи с детьми, спортивные болельщики. Они приносят цветы и оставляют у мемориала свитера, флаги и шарфы других команд Континентальной хоккейной лиги. Самолет Як-42, на борту которого находились игроки, тренеры и персонал хоккейной команды «Локомотив», потерпел крушение 7 сентября 2011 года в километре от аэропорта «Туношна» под Ярославлем. Команда летела на игру в Минск. В катастрофе погибли 44 человека — 37 пассажиров и семь членов экипажа. Выжить удалось только бортинженеру Александру Сизову. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 7 мая, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/granitnyj-krest-ustano...

Сия следственно-судная комиссия приводит к окончанию порученное ей дело, а между тем оною сообщены были начальнику ярославской губернии 2 для внесения в тамошний секретный комитет выписки из показаний сектаторов, из сочинений наставников их, и вообще из всех тех бумаг, по которым можно судить о учении, основаниях и правилах страннической секты. Ныне начальник ярославской губернии представил мне основанное на сих данных заключение тамошнего секретного комитета о начале, основании и сущности сей секты и о мерах к искоренению оной и прекращению дальнейших ее распространений. Поставляя долгом все бумаги 3 препроводить на благоусмотрение вашего жительства, обращаюсь с покорнейшею просьбою почтить меня сообщением вашего, милостивый государь, по сему предмету заключения, с возвращением и самых бумаг. Святейший Синод, заслушав список с отношения, секретным определением от 2 – 18 марта 1853 г. постановил: все означенные в вышеупомянутом отношении г. министра внутренних дел бумаги об открывшейся в ярославской губернии страннической секте препроводить при секретном указе к преосвященному митрополиту московскому Филарету на предварительное его рассмотрение с тем, чтобы соображения и заключение свое по оным представил Святейшему Синоду в скорейшем, по возможности, времени. Митрополит Филарет отвечал: Секретно При указе Святейшего Синода от 27 марта сего 1854 года 188 препровождены ко мне: 1 . Копии с трех, состоявшихся в ярославском секретном совещательном комитете журнальных постановлений, по делу о секте, так называемых, странников. 2 . Копии с отношений члена следственно-судной комиссии, действительного статского советника Алябьева, с сведениями о страннической секте, извлеченными из следствия, произведенного графом Стенбоком, и с приложением: а) выписок из 21 показания странников и других прикосновенных к делу людей; б) постановления следователя о показаниях странника Мефодия; в) копии с исповедания наставника Александра Васильева ; г) переписки с начальником владимирской губернии об основателе секты Евфимии.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/doneseni...

Годом позднее Ярослав ходил вместе с новгородцами на финское племя емь. Затем он успешно отбил ответное нападение. В 1234 году он явился под город Юрьев, захваченный немецкими рыцарями с новгородскими и переяславскими полками. Недалеко от Юрьева немцы получили от них страшный удар. Рыцари отступили на лед реки Эмбах. В новом жарком бою немецкое войско потерпело поражение. Тяжеловооруженные всадники проваливались под лёд и тонули. Те, кто сохранил жизнь, бежали. Немцы оказались вынуждены в скором времени пойти на мир с Новгородом. Они приняли все условия, продиктованные победителями. Выдающийся полководец-отец воспитал великого полководца-сына, поскольку на собственном опыте отточил тактический талант. Правда, воинский дар его оказался измаран кровью: даже Липицкая бойня до конца не вырвала из его сердца упований на успех в междоусобных войнах. Вместе со старшим братом Юрием Ярослав Всеволодович ходил против черниговских Ольговичей, старинных врагов Всеволода Большое Гнездо. Братья жгли и разоряли Черниговское княжество, не зная пощады. Казалось бы, звезда энергичного, отважного, свирепого князя-полководца восходит в зенит. 1236 год: он забирает себе Киев. Триумф! А в 1238 году ему под ноги ложится златовратый Владимир! Но какой ценой… В иное время Ярослав Всеволодович предался бы веселью и пирам. Такая честь — встать во главе всей Руси владимирской! Прежде он и мечтать не мог о подобном возвышении. Но ныне вовсе не радостно, а горестно ему. Золотые ворота стоят закопченные. В крепостных стенах зияют проломы. Над городом поднимаются дымы. Кровь обильно разлита на снегу. Многолюдные окрестные сёла превратились в пожарища. Всюду запах гари, всюду плач над убитыми, всюду пепел и головешки. Тысячи и тысячи могильных крестов, поставленных совсем недавно. Батый прошелся по Руси, взял и спалил Владимир, а вместе с ним — множество других городов русских. Брат Юрий мертв, он погиб в несчастливой битве с монголами на реке Сить, пали многие иные князья Руси. И теперь надо вновь переламываться… Уйти следует блистательному полководцу. Пришло время дипломата, с горечью в душе налаживающего отношения с Ордой, чтобы тёмная её громада вновь не обрушилась на несчастную Русь и не погребла её окончательно.

http://veraifoma.ru/famblog/velikij-knja...

В послании неизвестного Владимирского епископа владимирскому князю, одному из сыновей Александра Невского (XIII в.) 136 , в котором (послании) названные историки видели ссылки автора на устав святого Владимира, профессор видит лишь ссылки вообще на пример предков, на существовавшую практику церковной жизни и источником послания считает ветхозаветный закон и так называемый «Закон судный людем», о котором у нас была речь выше. Равным образом Ростислав Смоленский в своей грамоте 137 лишь облек будто бы в форму русского законодательного акта существовавшую в XII столетии практику. Источниками обширной редакции устава Владимира, составленного в XIV в., по Суворову, послужили те же «Закон Моисеев» и «Закон судный», которые легли в основу послания Владимирского епископа 138 . Составители устава также лишь облекли в форму законодательного акта практику, существовавшую на Руси к началу XIV столетия. Источником так называемого устава Ярослава послужил, по Суворову, опять-таки «Закон судный», но этот устав появился позднее устава святого Владимира (так называемая западнорусская редакция раньше восточнорусской). По Суворову, «православная западнорусская иерархия наметила для себя соответствующий западно-католическому круг ведомства и облекла его в форму устава, освятив именем князя-законодателя Ярослава I» 139 . Восточнорусская редакция, говорит почтенный профессор, едва ли когда-либо и где-либо могла «управлять практикой юридической жизни», ввиду необычно для того времени высоких денежных взысканий, диктуемых ею 140 . Профессор А. Павлов встал на новую точку зрения в вопросе о подлинности уставов святого Владимира и Ярослава и пришел к выводам, так сказать, средним между выводами Неволина и Суворова 141 . Мнение А. Павлова остается последним – и, по нашему убеждению, более других справедливым – словом науки по рассматриваемому вопросу; оно поддержано и немецким ученым, исследователем русского права, Goemz,eм 142 . Исходной точкой при решении указанного вопроса для А. Павлова послужило то принципиальное соображение, что письменные памятники древности, подобные уставам святого Владимира и Ярослава, могут быть одновременно подлинными – в отношении материальном и неподлинными – в отношении формальном; иначе: юридические нормы, которые содержатся ими, могут, действительно, принадлежать тем законодательным авторитетам, которым они приписываются данным памятником; но письменно изложить эти нормы может и другая рука, как современная, так и позднейшая 143 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010