В четвертой Новгородской летописи только сказано: «В лето 6760 приде Неврюй царевич ратью Татарскую на Суздаль, и прогна Андрея Ярославича за море в Свею». В Псковской летописи даже не упоминается об этом событии. Лаврентьевская летопись говорит: В лето 6760. Иде Олександр Князь Новгородьскый в Татары; и отпустиша и с честию великою, давше ему старейшинство во всей братьи его. В тоже лето сдума Андрей Князь Ярославич с своими бояры, бегати нежели царем служити, и побежа на неведому землю со княгинею своею и с бояры своими, и погнаша Татарове в след его, и постигоша и у города Переяславля». В Троицкой летописи сказано: «приде Неврюй, и прогна Князя Андрея за море». В Густинской летописи: «Александр Ярославич пойде во Орду к Сартаку царю Татарскому и упроси себе княжение над всею Русскою и Московскою землею, и над всеми князи и возвратися со великою честию; ... а князь Андрей Ярославич брат Александров, побеже, и гнаша по нем Татаре». В Супральской летописи: «приде Царь Неврюй на Суждальскую землю ратию и бежа князь Андрей Ярославич за море в Свею». В Никоновской летописи: «Иде князь Великий Александр Ярославич во орду ко Царю Сартаку Батыеву сыну, и прият его царь с честию. Того же лета прииде изо Орды Неврюй Царевич, и князь Котиан, и князь Алыбуга храбрый ратью на великого князя Андрея Ярославича Суздальского, и на всю землю Суздальскую. Князь Великий Андрей Ярославич Суздальский смутися в себе, глаголя: Господи! что се есть, доколе нам меж собою бранитися, и наводити друг на друга Татар; лутче мне сбежати в чужую землю, неже дружитися и служити Татаром. И собрав воинство свое иде противу их, и сретшеся начаша битись, и бысть битва велия и одолеша Татарове, и побеже Князь Великий Андрей Ярославич и с княгинею своею и со бояры своими в Новгород Великий, и оттуду иде во Псков». В Софийском Временнике: «Прииде Неврюй и Котия и Алабуга Храбры на землю Суздальскую со многими вои и силою Татарскою на Великого Князя Андрея Ярославича. Бысть в канун Боришу дени, безбожнии Татарове под Володимером бродиша Клязьму, и поидоша к граду Переяславлю таящеся; наутриеже, на Боришь день встрете их Князь Андрей с своими полки и сразишася обои полцы, и бысть сеча велика, гневом же божиим за умножение грехов наших, погаными побежени быша.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/v...

В конце 1222 года на острове Сарема вспыхнуло восстание эстов, вскоре охватившее всю страну. Восставшие пригласили на помощь румсские войска из Новгорода и Пскова. В ходе последующих событий во главе новгородской внешней политики впервые выступает Ярослав Всеволодович (отец Александра Невского), с именем которого мы столкнемся и при изучении борьбы против шведской экспансии. Одно только перечисление военно-политических мероприятий по борьбе с немцами, проведенных Ярославом, характеризует его как выдающегося руководителя внешней политики Новгородской Руси, как организатора активной обороны против немецкого наступления. И мы считаем нужным хоть вкратце показать роль Ярослава в борьбе с немецкой агрессией, ибо после этого нам более понятна будет его роль в борьбе со шведами. В 1223 году Ярослав решил воспользоваться эстонским восстанием, чтобы попытаться восстановить новгородское влияние в Прибалтике. С двадцатитысячным войском Ярослав двинулся через Эстонию на Ригу. Но в середине похода ему пришлось изменить маршрут и вместо удара на Ригу заняться осадой неприступного ревельского замка. Реальных результатов Ярослав добиться не смог, поход кончился неудачей. Ярослав продолжал борьбу и дальше: скорее всего именно ему принадлежит идея посылки в Юрьев князя Вячко с русской дружиной. Подавление эстонского восстания немцами и взятие Юрьева в 1224 году завершали немецкое завоевание Прибалтики и явились крупным поражением Новгородского государства. Граница, установившаяся по миру 1224 года по Чудскому озеру и реке Нарове, превратила немецкий рыцарский орден в непосредственного соседа коренных новгородских земель. Русская государственность не сразу примирилась с утратой своих владений в Прибалтике. В 1228 году Ярослав сделал попытку организовать новый поход на Ригу, но правящая верхушка Новгорода и Пскова выступила против князя, не желая нарушать уже налаживающиеся торговые связи с рижскими немцами. В 1234 году Ярослав добился все же организации успешного похода в Ливонию, но изменить границы в пользу Новгорода он уже был не в силах.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Тогда-то Витовт и дал ту грамоту „о духовных правах греческой веры”, о которой упоминается в грамоте Сигизмунда 1511 г., самые же эти духовные права, получившие подтверждение, были не что иное, как устав Ярослава в восточно-русской редакции. Никакой другой редакции, в смысле общепринятой и общеупотребительной в собственно церковной практике, западная Русь, добавляет рецензент, не знала даже и после 1499 г., когда Александру Казимировичу представлен был для утверждения особый (сокращенный) свиток Ярославль. Последний есть не что иное, как довольно неискусная переделка устава Яро­слава в восточно-русской редакции 580 . 1) факт издания Василием Дмитриевичем грамоты, под­тверждающей уставы Владимира и Ярослава, нельзя считать научно установленным. То обстоятельство, что в рукописях эта подтвердительная грамота обыкновенно (правильнее было бы сказать : иногда) помещается вслед за полным текстом уставов Владимира и Ярослава, так что все три акта составляют как бы одно целое, имеет весьма мало значения. Обыкновенно уставы Владимира и Ярослава помещаются не в связи с грамотой Василия Дмитриевича, а в связи напр. с подложным правилом 165 св. Отцов о обидящих церкви святыя, с русской правдой, иногда и с законом судным и т. п. Нужно, впрочем, заметить, оговаривается сам проф. Павлов, что подтверждение старых церковных уставов вел. кн. Василием Дмитриевичем имело только, так сказать, принципиальное значение: в следующем 1404 году состоялось новое соглашение вел. князя с митрополитом Киприаном, изложенное в особой дого­ворной грамоте, в которой вел. князь выговаривает себе такие права относительно церковных судов и людей, кото­рые составляют уже довольно значительное ограничение прежнего полного действия уставов Владимира и Ярослава. Это именно известная грамота, напечатанная в I т. А. А. Э. под 9 581 . Колебание между “принципиальным” утверждением и фактическим отрицанием уставов Владимира и Ярослава, обнаруженное князем и митрополитом в течение не более как одного года, становится еще более странным в виду того, что тому же князю Василию Дмитриевичу проф.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

К счастью, Ярослав, вовремя получив об этом известие, поспешно приехал в Новгород, переловил подстрекателей и засадил их под стражу на Городище в гриднице, но некоторые из мятежников бежали к немцам в Медвежью Голову и начали вместе с заклятыми врагами Новгорода нападать на новгородские земли, как будто для восполнения пережитых бедствий нужно было присовокупить еще иноземное нашествие. Что пережили, что перечувствовали за все это время в Новгороде юные князья? Как глубоко должна была проникнуть в их сердца жалость к бедному люду, который, только что перенеся невыразимые бедствия, сделался игрушкою в руках своевольных людей, которые ставили свои интересы и честолюбивые стремления выше блага народного? Впоследствии мы увидим, какой глубокий след оставили в душе Александра происки и мятежи, волновавшие Новгород во дни его юности. Отголоском чувств, которые питали в то тяжкое время все добрые граждане, служат безыскусственные рассуждения летописца: «По делам нашим воздал нам Бог , видя наши беззакония, ненависть друг к другу, зависть, непокорство и нарушение клятвы!» Ярослав Всеволодович привел в Новгород свои переяславские полки и вместе с новгородцами весною 1234 года выступил против немцев, разбил их наголову и опустошил их землю. Немцы поклонились Ярославу и заключили с ним такой мир, какой ему хотелось. Летом того же года Ярослав одержал еще славную победу над литовцами, сделавшими набег на Русу 63 . Торжественно после этих побед вступал в Новгород Ярослав Всеволодович. Народ встречал его с великой честью как защитника новгородской земли. Преступный союз партии его противников с иноверцами уронил их в глазах всего народа. Каждый честный новгородец считал за лучшее повиноваться русскому князю Ярославу и держаться его стороны, чем дружить с изменниками, которые приводят немцев опустошать родину. Враги Ярослава ничего лучше не могли придумать для полного торжества этого князя, как именно вступив в союз с немцами. Теперь они оказались врагами св. Софии, а князь Ярослав – защитником свободы и земли новгородской.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Больница святителя Алексия провела в Переславле-Залесском конференцию по организации паллиативной помощи в малых городах 1 декабря 2023 г. 18:53 24 ноября 2023 года в Переславле-Залесском Ярославской области состоялась межрегиональная конференция «Особенности организации паллиативной помощи в малых городах. Роль сестричеств милосердия». В мероприятии приняли участие епископ Переславский и Угличский Феоктист , епископ Рыбинский и Романово-Борисоглебский Вениамин , заместитель министра здравоохранения Ярославской области Наталья Морозова, главный внештатный специалист по паллиативной помощи Министерства здравоохранения Ярославской области Валентина Кузнецова, главный врач и директор Центральной клинической больницы святителя Алексия, митрополита Московского , Алексей Заров, заместитель главы администрации Переславля-Залесского Вера Маркова, руководители лечебных учреждений Переславля-Залесского, Данилова и Шуи, сестры милосердия, священнослужители, духовники сестричеств, руководители социальных учреждений. Конференцию открыл епископ Феоктист. «Если человек заболел, то ему проще оформить доставку, чем обратиться к друзьям. Это решает одну проблему, но создает другую: возникает " стена " , разделяющая нас c внешним миром. В церковной жизни мы пытаемся это разделение преодолеть, помогая друг другу и тем, кто нуждается в помощи», — отметил епископ Феоктист. В ходе конференции епископ Вениамин рассказал про работу в сфере паллиативной помощи, которая проводится в Рыбинской епархии . В городе Данилове Ярославской области создано Александровское сестричество милосердия и ведутся работы по ремонту здания, в котором планируется открыть филиал больницы святителя Алексия. Алексей Заров отметил, что место проведения конференции в Переславле-Залесском является знаковым. «Переславль — это город, объединяющий деятельность больницы святителя Алексия в Ярославской области. Совместно с больницей в Ярославском государственном медицинском институте открыта кафедра паллиативной помощи, создан филиал больницы в Переславле, строится и организовывается филиал больницы в Данилове», — отметил Алексей Заров.

http://patriarchia.ru/db/text/6081666.ht...

В Ярославле акция «Свеча памяти» пройдет в 23-00 в ночь на 22 июня на набережной 19 июня, 2009. Редакция " Правмира " В ночь с 21 на 22 июня по инициативе по инициативе Мемориального общественного центра «Свеча памяти» под эгидой Государственно-патриотического клуба Партии «Единая Россия» в России, Украине, Белоруссии пройдет международная мемориальная акция «Свеча памяти: 22 июня». В ночь с 21 на 22 июня по инициативе по инициативе Мемориального общественного центра «Свеча памяти» под эгидой Государственно-патриотического клуба Партии «Единая Россия» в России, Украине, Белоруссии пройдет международная мемориальная акция «Свеча памяти: 22 июня». В России акция пройдет 21 июня в 23-00 одновременно на Поклонной горе в Москве, Мамаевом кургане в Волгограде и на Волжской Набережной в Ярославле. Свеча Проведение акции в Ярославле будет особенно символично возле мемориала «Жертвам войн и репрессий 20 века» во дворе Музея истории Ярославля на Волжской Набережной. Автор уникального мемориала – Александр Карих, председатель Ярославского отделения Союза художников России, заслуженный художник РФ. Памятник представляет собой конструкцию из металла и стекла в форме креста, на поверхности которого ряд символических оконных проемов с решетками. Перед каждым окном установлена электрическая свеча. В основании монумента расположены подсвечники для установки восковых свечей в знак памяти и скорби. Мемориал в Ярославле имеет, безусловно, общероссийское и мировое значение и является одним из уникальных символов памяти жертв катаклизмов минувшего столетия. Участники акции — представители религиозных организаций, общественных ветеранских, молодежных и патриотических объединений — установят свечи и почтят память погибших в Великой Отечественной войне минутой молчания. В рамках акции предполагается, что принять участие в ней может каждый человек в любой точке нашей планеты, где бы он не находился, зажигая свечу памяти и устанавливая ее в окне своего дома или квартиры. Акция проводится по инициативе Государственной Думы РФ в лице Г.П. Ивлиева, председателя Комитета по культуре Государственной Думы РФ и С.А. Попова, председателя Комитета Государственной Думы РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций при поддержке Государственно-патриотического клуба ВПП «Единая Россия», Синодального Отдел Московского Патриархата по взаимодействию Церкви и общества, молодежного движения «Наши», молодежного движения «Россия Молодая», православных молодежных движений, Московского городского отделения Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство». Кроме Ярославля акция пройдет в Москве, Волгограде, Санкт-Петербурге, Иркутске, Краснодаре, Севастополе, Бресте.

http://pravmir.ru/v-yaroslavle-akciya-sv...

Новгородцы приуныли, особенно когда узнали, что Ярослав копит полки на них, мало того, послал к хану их прежнего тысяцкого Ратибора просить помощи на Новгород; Ратибор говорил хану: «Новгородцы тебя не слушают; мы просили у них дани для тебя, а они нас выгнали, других убили, домы наши разграбили и Ярослава обесчестили». Хан поверил и отправил войско к Ярославу. В такой крайней опасности Новгород был спасен не князем Южной, старой Руси, но родным братом великого князя, Василием Ярославичем костромским: этот князь вступился за старый город не по сочувствию с его бытом, но из соперничества с братом: как князь костромской, Василий боялся усиления князя тверского, ибо такое усиление грозило не только правам его на княжество Владимирское, но даже независимости его княжества Костромского. Василий послал сказать новгородцам: «Кланяюсь св. Софии и мужам новгородцам: слышал я, что Ярослав идет на Новгород со всею своею силою, Димитрий с переяславцами и Глеб с смолянами; жаль мне своей отчины». Но Василий не ограничился одним сожалением: сам поехал в Орду, сказал хану, что новгородцы правы, а Ярослав виноват, и возвратил с дороги татарскую рать. Между тем новгородцы поставили острог около города, имение свое вывезли в крепость, и когда явились сторожа Ярославовы, то весь город вышел с оружием от мала до велика. Ярослав, узнав об этом, засел в Русе, а в Новгород послал с мирными предложениями: «Обещаюсь впредь не делать ничего того, за что на меня сердитесь, все князья в том за меня поручатся». Новгородцы отвечали: «Князь! ты вздумал зло на св. Софию, так ступай: а мы изомрем честно за св. Софию; у нас князя нет, но с нами Бог и правда и св. София, а тебя не хотим». Новгородцы могли так разговаривать – к Ярославу татары не приходили, а к ним собралась вся их волость. Псковичи, ладожане, корела, ижора, вожане пошли все к устью Шелони и стояли неделю на броде, а полк Ярославов – по другую сторону реки. Дело, впрочем, не дошло до битвы, потому что явился новый посредник: прислал митрополит грамоту, в которой писал: «Мне поручил Бог архиепископию в Русской земле, вам надобно слушаться Бога и меня: крови не проливайте, а Ярослав не сделает вам ничего дурного, я за то ручаюсь; если же вы крест целовали не держать его, то я за это принимаю епитимью на себя и отвечаю перед Богом».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Напечатанную на 3D-npuhmepe часовню установят в Ярославской области – фото 14 декабря, 2018. Новостная служба Использование технологий 3D-neчamu позволяет сократить издержки в строительстве до 40% 14 декабря. ПРАВМИР. В Ярославской области установят часовню, напечатанную на 3D-npuhmepe. Будущая постройка изготавливается сейчас в цехе контрактной печати ярославской компании «Спецавиа», являющейся первым серийным производителем строительных 3D-npuhmepob, сообщает пресс-служба областного правительства. Фото: yarregion.ru Высота часовни будет составлять 3 метра, а весить она будет 5-6 тонн. Фото: yarregion.ru «Технология достаточно бюджетная, к примеру, стоимость часовни составляет 15 тысяч рублей. Строительный материал – обычный бетон, устойчивый к температурным изменениям, прочный. Использование технологий 3D-neчamu позволяет сократить издержки в строительстве до 40%, сроки – до 30%», – рассказал генеральный директор компании Александр Маслов. Фото: yarregion.ru Бетонная основа будет шлифоваться и  шпаклеваться, после чего ее покроют гидрофобной мастикой и покрасят. Фото: yarregion.ru В 2016 году компания Александра Маслова  распечатала  купол для деревенской часовни в Ярославской области. В Новосибирске архитекторы с noмoщью 3D-npuhmepa Faberant Cube  готовят масштабную экспозицию «Кафедральные соборы Сибири». В музее под открытым небом будут собраны миниатюрные реплики уничтоженных в советские времена храмов, изготовленные с использованием этого устройства. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 18 сентября, 2009 5 февраля, 2014 30 сентября, 2014 23 ноября, 2023 18 сентября, 2023 17 августа, 2023 20 сентября, 2021 24 февраля, 2021 6 сентября, 2020 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/napechatannuyu-na-3d-p...

О красках грецких – вохр и празелени замечено, что их „здесь“ нет, „что преж сего та краска приходила из Царя-града“, и что «без той вохры и без той празелени стенное письмо не крепко». Для определения количества листового золота для золочения стен, внутренняя поверхность последних была измерена, при чем площадь их определилась в 1080 квадратных сажен. Для производства работ преполагалось назначить: ярыжных для ношения воды 8 человек, левкащиков 12, красочных терщиков 15 и иконописцев и знаменьщиков 60. По это число мастеров оказалось недостаточным, и в действительности над возобновлением стенописи в Успенском соборе трудились: более 100 иконописцев, до 30 золотильщиков и олифейщиков, до 35 левкащиков, 12 красочных терщиков и соответственное число плотников, подвящиков, каменьщиков, кузнецов, ярыжных и других рабочих. 10 Ближайший надзор за производством работ в соборе был поручен 9 жильцам и 4 трубникам, которые присутствовали при работах по очереди 11 . Как мастера, так и материалы для работ выписывались лучшие. Так, краски покупались не только в Москве, но „и в иных землях“, известь для левкаса привозилась из Ростова, и т.д. Листовое золото выделывалось из золотых, – «из золотого по 110 листов мерою торгового побольше и петельнее для того, чтобы в письме крепко и впредь вечно 12 »). Из мастеров сусального дела в Успенском соборе в 1642–1643 г. работали: Михалко Андеев, Ивашка Богданов, Богдан конюх; Андрюшка, Богдан, Гришка и Иван Васильевы; Фомка Власьев, стрелец; Нименко Гаврилов, Василий Горбунцев, Микитка Григорьев, Гришка Данилов, Ивашка Дмитриев, Ипат Дорофеев, Тимошка Елизарьев, ярославец; Ивашка Еремеев, Тимошка Жимолосов, ярославец; Гришка Иванов, Максимко Калинин, Федька Захарьев Лопатин, ярославец; Ивашка Максимов, стрелец; Евдоким Максимов, Петрушка Милавин, Якушка Микитин, Осипко Петров; Мишка ІІотапов, ярославец; Максимко Родионов, стрелец; Анашка Самойлов, ярославец; Ивашка Якимов, Трофим Фаддеев и одна женщина – вдовая попадья Аксинья. 13 Вновь приготовленные краска или левкас под-вергались сначала испытанию в их достоинстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

б) Выписка из духовного завещания священника Алексея Александровича Соболева: «…половинную часть всего остального капитала, какой окажется после моей смерти, на учреждение двух стипендий моего имени для выдачи преимущественно уроженцам Ярославской губернии беднейшим студентам Московской и С.-Петербургской Духовных Академий по равной части на каждую стипендию». В виду неопределенности извещения Г. Прокурора, Правление Академии, отношением от 21 марта 1909 года за 136, просило первого душеприказчика по завещанию – о. протоиерея Константина Ярославского «сообщить Правлению по возможности подробные сведения о личности завещателя, размере причитающегося на долю Академии капитала и о положении дела относительно утверждения завещания». Ответа на означенное отношение со стороны о. протоиерея Ярославского не последовало. – Между тем до Академии стали доходить слухи, что завещание священника Соболева уже утверждено и денежные суммы находятся в распоряжении душеприказчиков. – Тогда Преосвященный Ректор Академии счел своим долгом обратиться к Высокопреосвященному Тихону, Архиепископу Ярославскому и Ростовскому, с письмом от 14 августа 1910 года за 372, в коем, изложив обстоятельства дела, просил Его Высокопреосвященство «оказать Академии свое Архипастырское содей- —479— ствие и побудить о. протоиерея Ярославского к исполнению его долга по отношению к ней». В ответ на это письмо Высокопреосвященным Архиепископом Тихоном, при отношении от 4 октября 1910 года за 13351/71109, препровожден был Преосвященному Ректору Академии (в копии) рапорт о. протоиерея Ярославского на имя Ярославской Духовной Консистории, от 16 сентября 1910 года, следующего содержания: «Вследствие указа Ярославской Духовной Консистории от 27 августа 1910 г. за 11542/071109 почтительнейше сообщаю следующее. Духовное завещание священника (умершего в сане протоиерея) Алексея Соболева Окружным Судом утверждено и некоторая часть сумм, именно определенно означенных в его завещании, выдана разным учреждениям и лицам. Но затем в виду возникших заявлений устных и письменных, чрез подлежащие правительственные учреждения, о выдаче тем же лицам и учреждениям дополнительных сумм и даже об изменении назначений завещанных сумм, на основании дополнительного завещания протоиерея А. Соболева, произошла приостановка выдач сумм, как определенно означенных в его завещании, так, тем более, неопределенно означенных, о коих в завещании сказано, например: «выдать четвертую, половинную часть остального капитала.» – В виду невозможности определенно установить: какой останется капитал после удовлетворения всех учреждений и лиц, коим завещаны определенные суммы, как ранее не было возможности, так и в настоящее время представляется невозможным произвести выдачу суммы на стипендию протоиерея Алексея Соболева в Московскую Духовную Академию. Доставка из «остального капитала» сумм на стипендии произведена будет после бесспорного удовлетворения всех учреждений и лиц, получающих по завещанию определенные суммы».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010