Между тем предводитель ждал пленника вооружённый. Но как только узнал в пленнике святого Иоанна, бросился бежать от него. И что же? Святой старец Иоанн, преодолевая свои старческие немощи, изо всех сил побежал за ним, крича: «Зачем ты, сын мой, бежишь от меня, безоружного старца? Смилуйся надо мною, сын мой, не бойся. Ты ещё имеешь надежду жизни вечной. Я должен за тебя отчет дать Христу. Если это необходимо, я охотно потерплю смерть за тебя, подобно тому как Христос за нас умер. За тебя я жизнь сложу. Остановись, Христос послал меня к тебе. Верь». Эти полные глубокой христианской любви слова потрясли разбойника – он остановился, бросил оружие и горько заплакал, а затем обнял приблизившегося старца и стал просить его «со многими вздохами о прошении, слезами вторично крестившись» ( Климент Александрийский , свт. Кто из богатых спасётся. § 42. Ярославль, 1888. С. 43–45). Вот пример апостольской любви и вот плод её действия. В какой любви жил святой апостол Иоанн, убедительно свидетельствуют его богодухновенные писания – Святое Евангелие и все три послания. Бог есть любовь, – учит он, – и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем ( 1Ин.4:16 ). Возлюбленные! Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь ( 1Ин.4:7–8 ). Вся жизнь святого Апостола, все его наставления – это единая и постоянная проповедь о христианской любви.Святая Церковь сохранила нам предание о том, что когда святой Иоанн, достигнув глубокой старости, не мог уже ходить и вести пространные беседы, то просил своих близких отнести его в собрание верующих, где продолжал неизменно повторять: «Дети, любите друг друга». Когда же его спрашивали, почему он повторяет одно и то же и повторяет часто, Апостол отвечал: «Потому что в этом заключается всё, если исполните эту заповедь, то исполните весь закон». Дорогие отцы, братья и сестры! Любовь – великое дело, великая добродетель. Она движет и управляет духовной жизнью человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Как доказательство того, что христианство оправдывает вражду между людьми, он приводит следующие слова Христа: Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение. Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся ( Лк. 12:49, 51 ). Ложь здесь, прежде всего, в самом методе цитирования. Из приведенного места совершенно ясно, что огонь, о котором говорит Христос, – это огонь любви, веры и жертвенности, которым Сам Он объят. Ибо, произнеся эти слова об огне, Христос тут же прибавляет: Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится ( Лк. 12:50 ). Отсюда видно, что Он говорит о Своей вольной смерти, огонь которой Ему хотелось бы низвести на землю. Дальнейшие слова Христа о разделении также не вызывают сомнений: Ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех: отец будет против сына и сын против отца; мать против дочери и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей ( Лк. 12:52–53 ). Смысл их ясен: учение Христа, вера в Него – вот что разделяет людей. Одни поверят – другие нет, одни услышат – другие нет, одни соблазнятся – другие нет. Но пусть Самарский и ему подобные приведут хоть одно слово Христа, оправдывающее разделение в обычном смысле или призывающее убеждать насилием. Да, над миролюбием христиан часто издевались, как и над призывом христианства к терпению, милосердию, состраданию. Однако никто еще, кажется, не доходил до утверждения, будто Христос насаждал среди людей вражду и желал послать на землю истребительный огонь. До такой грубо циничной лжи не опускался даже первый глава Союза безбожников Емельян Ярославский 230 . И, наконец, последнее. В конце своей беседы господин Самарский снисходительно хвалит баптистов за то, что они учат своих приверженцев хорошо трудиться, не пьянствовать, не хулиганить, не воровать, почитать родителей, уважительно относиться к окружающим. Но тут же заявляет, что все эти моральные требования являются общечеловеческими и не зависят от религиозности.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

И еще одно скажу православным пастырям. В особенности сейчас душа болит за молодежь, которая находится под ветрами самых различных противоцерковных, противорелигиозных, антиморальных влияний. Отовсюду на молодую душу обрушивается это как ураган. Что можно этому противопоставить? Не только научение головы. А нужно, чтобы дети, молодежь, юношество почувствовали тепло и свет около Церкви. Есть такая молодежь, у нас тут есть, есть всюду, где только наша Церковь имеет свои очаги и гнездышки. Если молодежь почувствовала тепло и свет около Церкви, она уже наша. Но, увы, ее совсем немного. И нужно пастырям заботиться о том, чтобы именно молодежь привлекать и не просто логически ей что-то доказывать, а чтобы молодая расцветающая душа, повторяю, около Церкви почувствовала себя уютно, почувствовала себя дома, почувствовала тот свет и тепло, которые православная вера и Церковь вокруг себя распространяют. И вот когда молодая душа это почувствует, повторяю, она наша, потому что вкусивший сладкого горького не захочет. Предисловие и публикация Александры Никифоровой скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Алексей 28 мая 2009, 14:34 Giennfdij. Что дороже Господь или люди? В данном случае предки.Каждый даст отчёт Богу на Страшном Суде,а не предкам. " ...предоставь мертвым погребать своих мертвецов; а ты иди, благовествуй Царство Божие. " (Лук.9,60) Дмитрий Хесин 27 мая 2009, 23:32 Для Ярослава: Это неправда, что православные считают католиков хуже сатанистов! Мы считаем заблуждением римско-католической церкви ее стремление постичь Бога разумом. Только через сердце можно обрести Господа нашего! Кроме того, Христианская Церковь должна быть равноапостольской, вспомните слова к апостолам - " Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом " . Это неправильно и просто нечестно, когда одна из Поместных церквей пытается навязать другим свое главенство. И никто не может быть во главе Церкви кроме Господа нашего Иисуса Христа «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Поэтому мы никогда не признаем единоличную власть Папы Римского. Сомнителен догмат безгрешности Папы, сама история показывает нам, что на папском престоле были люди далеко не безгрешные. Да и как может быть человек безгрешен?

http://pravoslavie.ru/30547.html

Душевная буря, без сомнения, не раз поднималась в нем и всякий раз заглушаема была голосом разума, указывавшего на неизбежность предстоявшего шага. Но ограничится ли дело одним унижением? Не предстоит ли ему опасность лишиться жизни? Кто скажет, с какой целью хан вызывает его к себе? Может быть, он действительно желает насладиться видом славного русского князя, простирающегося у подножия его трона, желает поразить его блеском своего могущества, но возможно и другое предположение, на которое могла наводить Александра страдальческая кончина его отца. Но желают ли татары избавиться от храбрейшего русского князя, который один из всех князей мог с некоторым основанием надеяться на успех в борьбе с ними или, по крайней мере, не чувствовать себя в совершенной зависимости от хана? В предлоге для его убиения у татар недостатка не будет. Около этого же времени зверски умерщвлены были в Орде князь Михаил черниговский и боярин его Феодор за отказ выполнить языческие обряды. Если татары вздумают и Александра принуждать к тому же, может ли он колебаться в выборе между смертью и отступничеством? Среди подобных опасений и душевных тревог благочестивый князь, без сомнения, искал утешения и подкрепления в вере. Прибегая с молитвою к Богу, он по своему обыкновению изливал свою душу в словах псалмопевца, которые так хорошо подходили к его положению. Избавь меня от врагов моих, Боже мой! Защити меня от восстающих на меня; Избавь меня от делающих беззаконие, Спаси от кровожадных, Ибо вот они подстерегают душу мою; Собираются на меня сильные Не за преступление мое и не за грех мой, Господи; Без вины моей сбегаются и вооружаются; Подвигнись на помощь мне и воззри. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Сила – у них, но я к Тебе прибегаю, Ибо Бог – заступник мой!       ( Пс. 58 ) Господи, Боже мой! На Тебя я уповаю; Спаси меня от всех гонителей моих И избавь меня; Да не исторгнет он, подобно льву, души моей, Терзая, когда нет избавляющего.       ( Пс. 7 ) Боже! Ты отринул нас, Ты сокрушил нас, Ты прогневался: обратись к нам.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Ибо был день, в который совершилось все это, днем скорби и радости.. Скорби, ибо допустил Бог нам такое искушение за бесчисленные грехи наши; веселья же, ибо со славою спасены были от врагов наших. За это исповедуем Тебя, Боже, в веках, в родах возвестим хвалу Тебе. Кто же расскажет о силе Твоей, Христос, опишет всю славу Твою? В смирении нашем вспомнил Ты нас, Господи, спас от нападающих на нас, и за то хвалим Тебя более всяких слов, благословим, поклоняемся, поем и превозносим невыразимое Твое милосердие. Пресвятой царь всего видимого и невидимого, даруй силу и власть верным рабам Своим, благочестивым князьям нашим. Ибо в древности, братья, блаженным великим князем Александром Ярославичем и сыном его князем Дмитрием, также и зятем его, здесь вспоминаемым блаженным князем Довмонтом, много раз спасаемы были города наши – великий Новгород и Псков – от нашествий язычников и безбожных иноплеменников. О них же говорит Писание: «Если князья праведные бывают в стране, многие согрешения прощаются земле той» 104 . Как и в древности было в дни Исайи-пророка: разве не ради одного Езекии огражден был Иерусалим от нападения Сеннахирима, царя Ассирийского? Так и здесь сохранил Господь город наш Псков от разорения язычниками по молитвам раба Своего, блаженного князя Гавриила чудотворца и заступничеством благочестивого князя Тимофея-Довмонта, который всегда в молитвах своих призывал на помощь от нападений безбожных латинов святого князя Гавриила. О них же говорит Исайя-пророк: «От лица Господня поставлю тебя в завет для народа, во свет для язычников 105 , чтобы быть тебе святым во всех концах земли». Так говорит Господь, Искупитель Израиля, Святый Его, презираемому всеми, поносимому народом, рабу властелинов: «Цари увидят и встанут; князья поклонятся ради Господа, Который верен, ради Святого Израилева, Который избрал Тебя. Так говорит Господь: во время благоприятное Я услышал Тебя и в день спасения помог Тебе» 106 . Бог великий и вечный, Который «ниспроверг живших на высоте, высоко стоявший город; поверг его, поверг на землю, бросил его в прах. И попрут их ноги кротких и смиренных, и путь благочестивых прям, и ровна стезя праведника, путь Господня суда 107 ». Так и этот благочестивый князь Тимофей решил идти путем прямым в Господе, что и совершил. Многие и другие победы одержал над язычниками, которые не записаны здесь. Это же было написано, чтобы не забылись дела Божий славные, которые сотворил Он рабам Своим.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В крипте собора помещены фотокопии (негатив и позитив) Туринской плащаницы в натуральную величину, освященные в 1997 г. патриархом Алексием II как Нерукотворные образы Иисуса Христа. Рака с мощами сщмч. Илариона (Троицкого). Фотография. 2014 г. Рака с мощами сщмч. Илариона (Троицкого). Фотография. 2014 г. 17 июля 2008 г. группой паломников из Греции обители была подарена икона прп. Арсения Каппадокийского с частицей мощей, написанная в мастерской скита св. Анны на Афоне; рядом с преподобным на иконе коленопреклоненно изображен прп. Паисий Святогорец. В М. С. м. особенно почитаются сщмч. Иларион (Троицкий), мощи к-рого в мае 1999 г. поставлены на солее собора у юж. стены (25 мая 2017 торжественно перенесены на солею храма Новомучеников и исповедников Церкви Русской); прп. Мария Египетская (частица мощей принесена 25 марта 2004 из монастыря свт. Николая Чудотворца на греческом о-ве Андрос, находится в Мариинском приделе); Царственные страстотерпцы имп. Николай II Александрович с супругой и детьми, к-рые изображены на редкой иконе «Снятие пятой печати» (1997), помещенной в иконостасе собора. Сюжетом образа послужили слова ап. Иоанна Богослова: «И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святой и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число» (Откр 6. 9-11). Поскольку образ был написан до канонизации семьи Романовых, то имена членов царской семьи на иконе дописаны в 2000 г. В музейных собраниях сохранилось неск. реликвий, ранее принадлежавших М. С. м. Ковчег, в к-ром с нач. XVIII до сер. XIX в. хранились частицы мощей прп. Марии Египетской и блгв. кн. Михаила Ярославича, представляет собой серебряную шкатулку прямоугольной формы на 4 ножках-шариках (весом «4 фунта 38 золотников») с гравюрами на внешней и внутренней крышках.

http://pravenc.ru/text/2564214.html

церковь Христова, облеченная во Христа, Который есть глава её. Двенадцать звезд – это двенадцать апостолов, насадивших и утвердивших на земле Церковь ; ее представляет ныне, между прочими, наша православная, восточная, вселенская церковь. Жена имела во чреве и кричала от болей и мук рождения – это Россия, имеющая в себе чад своих православных христиан, рождающихся и крещающихся ныне в реках кровей своих в жизнь вечную. Другое знамение на небе. Вот большой красный дракон с семью головами (полководцами). Дракон сей стал перед женою – православной Россией и церковию – чтобы пожрать её младенца. И родила она младенца мужского пола Христа – здесь разумеются христиане, в коих вообразился Христос, Которому надлежит пасти все народы жезлом железным, и восхищено было дитя её к Богу (вознесение Христово) и престолу Его. Здесь разумеются и все подвизавшиеся подвигом добрым и переселившиеся на небо. А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для неё место от Бога, чтобы питали её там тысячу двести шестьдесят дней (три с половиной года). Этим означаются последние тяжкие времена для церкви. Благовременно ныне привести на память следующее тяжелое обстоятельство из славной боевой жизни св. Благоверного Князя Александра Невского. В то время, когда отец его Ярослав княжил во Владимире, а он – в великом Новгороде, – народы, жившие тогда (в 13-м столетии) кругом Балтийского моря – Варяги, называемые ныне Шведами, во главе с королем своим со множеством кораблей военных – пришли в наши пределы с намерением завладеть Ижорой, Ладогой, Новгородом и пленить всю землю русскую. Подошли они к реке Неве и остановились в её устье при впадении в Финский залив; король гордый своею ратью, послал своих послов в Новгород к Великому Князю Александру сказать: если хочешь, покорись мне; а если нет, то знай, что я уже в земле твоей и скоро возьму её в плен. Александр, не имея в готовности достаточного войска и не имея возможности известить о своем затруднительном положении отца своего Князя Ярослава Владимирского по причине нечаянного нападения неприятелей, – сам один, возложив упование на единого в Троице славимого Бога и моля о помощи Пресвятую Богородицу, и призывая в помощь сродников своих святых страстотерпцев Бориса и Глеба, без войска, с одной малой дружиной выступил против многочисленного воинства противников своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Таким образом, глубокое почитание Церковью и народом Александра Ярославича возымело сильную поддержку со стороны государства. При Петре оформился как бы православно-государственный культ почитания святого. А военные прижизненные успехи Александра позволили занять ему важное место среди исторических деятелей и в советское время. Ответ на вопрос современных исследователей: как объяснить тот феномен, что образ Александра Невского занимает прочное место в русской культурной памяти уже свыше семи столетий, несмотря на то, что трактовки данного образа на протяжении этого времени неоднократно и основательно менялись? – заключается в том, что основание его дома изначально было положено на камне (см.: Мф. 7: 24–27). Камень же этот – Христос! «Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится» (Ис. 28: 16). И еще: «Итак, Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены» (1 Пет. 2: 7–8). «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев!» (Пс. 67: 36). Святый благоверный княже Александре, моли Бога о нас! Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. 4. Гл. 1// Соловьев. С.М. История России с древнейших времен. Т. 3. Гл. 3// . Сурмина И.О. Александр Невский в русской дореволюционной историографии// http://www.sgu.ru/files/nodes/9832/02.pdf . Кучкин В.А. К биографии Александра Невского//Древнейшие государства на территории СССР: Мат-лы и исслед. М., 1985.; Насонов А.Н. Монголы и Русь: История татарской политики на Руси. М.; Л., 1940; Ледовое побоище 1242 г.: Сб. статей. М.; Л., 1966.;Пашуто В.Т. Героическая борьба русского народа за независимость (XIII в.). М., 1956.; Шаскольский И П. Борьба Руси против крестоносной агрессии на берегах Балтики в XII–XIII вв. Л., 1978.; Андреев А.Р. Князь Довмонт Псковский.

http://pravoslavie.ru/48583.html

«В 1223 году большое русское войско вступило в Ливонию. По немецким сведениям это войско насчитывало 20000 человек. Во главе его стоял «брат суздальского короля». Эти сообщения соответствуют действительности, потому что по нашей летописи главой русского ополчения был Ярослав Всеволодович, брат великого князя Юрия и отец Александра Невского. В лице Ярослава Всеволодовича немцы встретились с крупным политическим деятелем и полководцем. Ярослав понимал, что мимолетные набеги не могут обеспечить победу над немцами. Поэтому он стремился удержать в русских руках Юрьев, как важнейшую крепость, дававшую доступ в центр Эстонии. После вступления в пределы Эстонии русское войско сделало остановку в Юрьеве, где Ярослав оставил гарнизон, «чтобы иметь господство в Унгавии и во всей Эстонии». Другой гарнизон был поставлен в Одемпе. Таким образом, русские войска закрепили за собой два важнейших стратегических пункта в стране эстов, на границе с русскими землями. Отсюда Ярослав двинулся к Ревелю (Колывани наших летописей) и осадил датский замок. После четырёх недель осады и попыток взять замок, русское войско вернулось обратно. Во время похода было взято множество пленных и добычи, но могущество немцев и датчан осталось несокрушенным, что отмечает и летописец: «Ярослав повоева всю землю Чюдскую, и полона приводе бещисла, но города не взяша, злата много взяша». Во время похода сказались все особенности феодальной раздробленности Руси XIII века. Крутой и властный, Ярослав не поладил с новгородцами. Усиление княжеской власти было не в интересах новгородцев, а Ярослав готов был рассматривать завоеванные земли в Ливонии как свою собственноть. В том же году Ярослав покинул Новгород и отъехал в своё княжество в Переяславле-Залесском. Новгородский летописец сообщает, что Ярослав будто бы оставил Новгород по своей воле, после чего новгородцы взяли к себе в князья его племянника Всеволода. Но истина была гораздо более тяжелой. Вскоре после отъезда Ярослава между Новгородом и суздальскими князьями началась ожесточенная война. Новгород был занят своими делами и оставил на произвол судьбы завоёванные земли. Только в Юрьеве укрепился князь Вячко с гарнизоном 200 человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Закрыть Христианская проповедь не должна быть топорной О фильме «Ярослав. Тысячу лет назад» 31.03.2023 596 Время на чтение 4 минуты Фото: из открытых источников Павел Тихомиров: От просмотра фильма ожидал «фэнтези» в духе убожества роскино для подростков, но был приятно удивлён. Ясно, что перед нами вовсе не иллюстрация учебника по Истории Отечества (о чём поговорим ниже), но некое произведение, призванное настроить зрителя на определённый лад. На лад Русской Религиозности. Однако, судя по обсуждению фильма в соцсетях, более-менее «прославянски» настроенные наши граждане из числа некогда денационализированных коммунистами русских людей, которые теперь нарабатывают идентичность, - обсуждая фильм, лишь в очередной раз демонстрировали ненависть по отношению к Христианству. Возможно. это – в числе прочего многого – стало причиной появления такого горького утверждения: «В верхах есть запрос на Православие. В низах – нет». Алексей Ощепков: Сразу скажу. Фильм «Ярослав» хорош тем, что, во-первых, создатели работали в парадигме классического исторического кино, а не модного околоисторического фэнтези, во-вторых, не было стремления подражания Голливуду, использования сюжетных ходов их голливудских фильмов. Как, например, в фильме «Александр. Невская битва», где повторили любовную линию из «Первого рыцаря». То, что фильм «Ярослав» этого избежал - это безусловно плюс. А так, могу сказать, что у масс нет не только запроса на Христианство. Массы отучены голливудской традицией кино, как аттракциона, от восприятия исторического кино как такового. Люди привыкли уже к полусказочной условности, которая во всей красе представлена, например, в фильме «Легенда о Коловрате». Фильм «Ярослав» действительно – не иллюстрация к учебнику по истории. Реальной фактологии будет куда больше в фильме «Ярослав Мудрый» 1981 года. А «Ярослав» 2010 года больше знакомит зрителя с основными мотивами, которые характеризуют ту историческую эпоху: это Крещение Руси, которое было далеко не быстрым процессом, как то может показаться, борьба с работорговлей, освоение русскими новых земель в Поволжье, фильм приурочен к тысячелетию города Ярославля; наконец, становление такого выдающегося правителя и просветителя Русской земли, каким был князь Ярослав Мудрый, сын и наследник Владимира Святого.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/03/31/hr...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010